Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биологическое и социальное в природе человека. Человек - индивид и личность.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Уникальность человека заключается в его принадлежности сразу к двум мирам – природному и социально-духовному. Он испытывает двойную детерминацию: с одной стороны, наследственность, врожденные качества и биологические инстинкты, с другой – влияние социальной среды, воспитания, культуры, социального положения, профессии. В самом общем смысле принято отражать эту двойственность человеческой природы в проблеме психофизического дуализма (параллелизма). Первоначальная форма её постановки – учение о взаимодействии души (психэ) и тела. Душе традиционно приписывались в первую очередь культурные характеристики, а телесная природа человека отождествлялась с животным, материальным началом. При этом источником жизненной активности мыслился именно дух, что приводило к представлению об однозначном приоритете духовного над телесным – вплоть до стремления к уничтожению телесного начала, очищению от него в аскетике. Личность – это человек, взятый как член общества, прошедший социализацию. Личность можно понимать как систему общественных свойств человека. Индивид же – это представитель, особь вида Homo sapiens, взятый вне конкретных общественных отношений. Поэтому способность мыслить принадлежит мне как индивиду, но приемы и содержание моего мышления – личностны. Понятие индивида может также обозначать единичного человека в противовес обществу как целому. Опосредующим понятием между категориями индивид и личность является индивидуальность, в которой утверждается уникальность особенностей индивида, не сводимых к каким-либо родовым и всеобщим характеристикам. Учение о биосфере. Человек и биосфера. Представления о ноосфере. Термин «биосфера» Согласно Вернадскому, биосфера - оболочка Земли, населенная живыми организмами, активно ими преобразуемая. Жизнедеятельность организмов - это мощнейший фактор планетарного масштаба, обеспечивающий постоянный биогенный поток атомов из организмов в среду и обратно, который не прекращается ни на секунду. Эта миграция была бы невозможна, если бы элементарный химический состав организмов не был близок химическому составу земной коры. Живые организмы распределены в пределах биосферы неравномерно. Жизнь сосредоточена главным образом на границе соприкосновения литосферы, гидросферы и атмосферы, т. е. на поверхности суши и океана. Главную роль в биосфере играет живое вещество или биомасса живых существ. Развитие человеческой цивилизации привело к существенной перестройке биосферы. Развитие науки и техники и стремление удовлетворить все потребности постоянно увеличивающейся популяции людей привели не только к существенному изменению и даже исчезновению местных экосистем, но и сказались на функционировании и устойчивости всей биосферы. Часто подобное воздействие имело и имеет характер экологической катастрофы. Такую — перестроенную человеком — биосферу часто называют техносферой (греч. techne -мастерство). Биосфера — это сложная, грандиозная эколо-географическая система, включающая в себя многочисленные системы низших рангов: биогеоценозы, популяции, организмы.. Ноосфе́ра (греч. νόος — разум и σφαῖρα — шар) — сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «биосфера», «биотехносфера »)[1].Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
таксон может стать предком нескольких дочерних таксонов. 5. Эволюция носит постепенный и длительный характер. Видообразование как этап эволюционного процесса представляет собой последовательную смену одной временной популяции чередой последующих временных популяций. 6. Вид состоит из множества соподчиненных, морфологически, физиологически, экологически, биохимически и генетически отличных, но репродуктивно не изолированных единиц — подвидов и популяций. 7. Вид существует как целостное и замкнутое образование. Целостность вида поддерживается миграциями особей из одной популяции в другую, при которых наблюдается обмен аллелями («поток генов»), 8. Макроэволюция на более высоком уровне, чем вид (род, семейство, отряд, класс и др.), идет путем микроэволюции. 9. Любой реальный (а не сборный) таксон имеет монофилети-ческое происхождение. 10. Эволюция имеет ненаправленный характер, т. е. не идет в направлении какой-либо конечной цели.
Концепция самоорганизации в науке. Синергетика. Примеры самоорганизации в неживой природе Концепция самоорганизации в науке Концепция самоорганизации в настоящее время приобретает все большее значения, становясь парадигмой исследования обширного класса систем и процессов, происходящих в них. В 70-х годах 20-го века возникла новая наука – синергетика,механизмы самоорганизации и развития. Областью ее исследований является изучение эволюции различных структур, относительная устойчивость которых поддерживается благодаря притоку энергии и вещества извне. В основе синергетики лежит, среди прочих, важное утверждение о том, что материальные системы могут быть закрытыми и закрытыми, равновесными и неравновесными, устойчивыми и неустойчивыми, линейными и нелинейными, статическими и динамическими. Принципиальная же возможность процессов самоорганизации обусловлена тем, что в целом все живые и неживые, природные и общественные системы являются открытыми, неравновесными, нелинейными. Возникновение синергетики связано, в основном, с именами И. Пригожина - бельгийского физика и химика И.Пригожина Широкое распространение явление синергизма получило в естественных науках. Как синергетики (материалы, взаимно усиливающие действия) действуют тяжелые металлы – свинец и кадмий. В физиологии хорошо известны мышцы-синергисты. Например, при движении согласованно действуют сгибательные и разгибательные мышцы. Синергетический подход дает возможность моделировать развитие науки и коммуникационных сетей, демографические кризисы и развитие человечества. Этот подход позволяет понять причины эволюционных кризисов, угрозы катастроф, надежности прогнозов и т. д. Примеры самоорганизации в живой и неживой природе Процессы самоорганизации постоянно происходят как в живой, так и в неживой природе. Рассмотрим некоторые примеры самоорганизации из хаоса упорядоченной структуры. Хорошо известно в гидродинамике явление, которое называется ячейками Бенара. Образование подобных ячеек было обнаружено в 1900 г 1. Определение «естествознания», цели и задачи естествознания. 2. Характерные черты науки и ее отличие от других отраслей культуры. 3. Предмет естествознания и его отличие от других наук. 4. Структура естественнонаучного познания. 5. Всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы познания. 6. Специфика научных революций и научные революции в XX в. 7. Основные этапы развития естествознания. 8. Определения науки, ее функции, субъекты и объекты. 9. Классификация наук. 10. Методы и средства научного познания. 11. Структурные уровни организации материи: микро-, макро-, мега-миры. 12. Принцип относительности Галилея. 13. Механистическая картина мира. 14. Законы Ньютона. Законы движения планет Кепплера. 15. Термодинамика как наука о тепловых процессах. I и II начала термодинамики. 16. Основные постулаты СТО. 17. Явления интерференции, дифракции, поляризации. Дисперсия света. 18. Важнейшие законы и открытия в области электричества и магнетизма, положенные в основу ЭМКМ. 19. Открытия Эрстеда. Отличие силовых линий электрического и магнитного полей. 20. Вклад М.Фарадея в создание ЭМКМ. Сущность теории Максвелла. 21. Электронная теория Г. Лоренца. 22. Модели строения атома по Томсону, Резерфорду. Модель атома водорода по Бору. 23. Фундаментальные физические взаимодействия. 24. Фундаменталъные и элементарные частицы, их характеристики. 25. Концепции развития геосферных оболочек 26. Происхождение солнечной системы и развитие Земли. 27. Возникновение Вселенной. Теория Большого Взрыва 28. Особенности планет Солнечной системы 29. Планеты Земной группы, их характеристики 30. Планеты-гиганты, их характеристки 31. Основные представления о мегамире. Измерение расстояний в мегамир. Науки,изучающие мегамир 32. Уровни химического знания. 33. Химический элемент. Атом, его строение, квантовые числа.
34. Атомное ядро: открытие атомного ядра, измерение его размеров, массы и заряда, энергия связи нуклонов ядер атомов 35. Изотопы. Естественная и искуственная радиоактивность. Состав излучения при радиоактивности 36. Молекула как квантово-химическая система 37. Катализаторы, биокатализаторы 38. Полимеры, мономеры 39. Структура и этапы развития биологии. 40. Сущность и свойства живого. 41. Структурные уровни организации живого. Клеточная теория. 42. Строение и функции клетки. 43. Основные теории возникновения жизни. 44. Отличие теории биохимической эволюции от теории самопроизвольного (спонтанного) зарождения жизни. Условия, необходимые для возникновения жизни в результате биохимической эволюции. 45. Гипотеза Опарина - Холдейна 46. Специфика живого. 47. Молекулярные основы жизни (ДНК, РНК). 48. Молекулярные основы жизни (белки, жиры, углеводы). 49. Генетический код. Свойства генетического кода. 50. Генетика и эволюция. Законы Менделя. Доминантная и рецессивная наследственность. 51. Основные положения эволюционной теории Дарвина. Синтетическая теория эволюции. 52. Движущие силы эволюции. Основные формы естественного отбора. 53. Учение о биосфере. Человек и биосфера. Представления о ноосфере. 54. Происхождение человека. 55. Биологическое и социальное в природе человека. Человек - индивид и личность. 56. Экология. Современные экологические проблемы. Экология и здоровье человека. 57. Основные этапы развития Человека Разумного 58. Дифференциация на расы. Расы и этносы. 59. Понятие симметрии. Симметрия и асимметрия живого 60. Концепция самоорганизации в науке. Синергетика. Примеры самоорганизации в неживой пр
физиком Х. Бенаром. Он наливал в широкий сосуд ртуть и подогревал его снизу. Когда разность температур верхнего и нижнего слоев жидкости достигала некоторого значения, верхний слой быстро структурировался в виде шестигранных призм с определенным соотношением между длиной стороны и высотой с направленным движением жидкости по кругу. В центральной части такой призмы жидкость поднималась вверх, а по граням – опускалась. По поверхности жидкость растекалась от центра к краям, а в придонном слое – к центру. Создавалось впечатление, что каждая молекула ртути «знает», что делают остальные и участвует в коллективном движении. На фотографии структура напоминала пчелиные соты. Другим примером самоорганизации является переход лазера в режим генерации. Лазер – это квантовый генератор электромагнитного излучения. Активной средой рубинового лазера является кристалл розового рубина. В кристалле имеются активные атомы, возбужденные накачкой от внешнего источника, которые испускают цуг волн. До тех пор пока мощность накачки мала, световые цуги испускаются независимо друг от друга и лазер работает как обычная лампа (испускает некогерентный свет). Начиная с некоторого (порогового) значения мощности накачки, все атомы начинают испускать свет в одной фазе, возникает когерентное излучение высокой интенсивности. Переход лазера в режим генерации соответствует образованию ячеек Бенара. В этом случае также имеет место кооперативное поведение атомов и излучения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.87.145 (0.009 с.) |