Биологическое и социальное в природе человека. Человек - индивид и личность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биологическое и социальное в природе человека. Человек - индивид и личность.



Уникальность человека заключается в его принадлежности сразу к двум мирам – природному и социально-духовному. Он испытывает двойную детерминацию: с одной стороны, наследственность, врожденные качества и биологические инстинкты, с другой – влияние социальной среды, воспитания, культуры, социального положения, профессии.

В самом общем смысле принято отражать эту двойственность человеческой природы в проблеме психофизического дуализма (параллелизма). Первоначальная форма её постановки – учение о взаимодействии души (психэ) и тела. Душе традиционно приписывались в первую очередь культурные характеристики, а телесная природа человека отождествлялась с животным, материальным началом. При этом источником жизненной активности мыслился именно дух, что приводило к представлению об однозначном приоритете духовного над телесным – вплоть до стремления к уничтожению телесного начала, очищению от него в аскетике.

Личность – это человек, взятый как член общества, прошедший социализацию. Личность можно понимать как систему общественных свойств человека. Индивид же – это представитель, особь вида Homo sapiens, взятый вне конкретных общественных отношений. Поэтому способность мыслить принадлежит мне как индивиду, но приемы и содержание моего мышления – личностны. Понятие индивида может также обозначать единичного человека в противовес обществу как целому. Опосредующим понятием между категориями индивид и личность является индивидуальность, в которой утверждается уникальность особенностей индивида, не сводимых к каким-либо родовым и всеобщим характеристикам.

Учение о биосфере. Человек и биосфера. Представления о ноосфере.

Термин «биосфера» Согласно Вернадскому, биосфера - оболочка Земли, населенная живыми организмами, активно ими преобразуемая. Жизнедеятельность организмов - это мощнейший фактор планетарного масштаба, обеспечивающий постоянный биогенный поток атомов из организмов в среду и обратно, который не прекращается ни на секунду. Эта миграция была бы невозможна, если бы элементарный химический состав организмов не был близок химическому составу земной коры.

Живые организмы распределены в пределах биосферы неравномерно. Жизнь сосредоточена главным образом на границе соприкосновения литосферы, гидросферы и атмосферы, т. е. на поверхности суши и океана. Главную роль в биосфере играет живое вещество или биомасса живых существ. Развитие человеческой цивилизации привело к существенной перестройке биосферы. Развитие науки и техники и стремление удовлетворить все потребности постоянно увеличивающейся популяции людей привели не только к существенному изменению и даже исчезновению местных экосистем, но и сказались на функционировании и устойчивости всей биосферы. Часто подобное воздействие имело и имеет характер экологической катастрофы. Такую — перестроенную человеком — биосферу часто называют техносферой (греч. techne -мастерство).

Биосфера — это сложная, грандиозная эколо-географическая система, включающая в себя многочисленные системы низших рангов: биогеоценозы, популяции, организмы..

Ноосфе́ра (греч. νόος — разум и σφαῖρα — шар) — сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «биосфера», «биотехносфера

»)[1].

Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.

 

таксон может стать предком нескольких дочерних таксонов.

5. Эволюция носит постепенный и длительный характер. Видообразование как этап эволюционного процесса представляет собой последовательную смену одной временной популяции чередой последующих временных популяций.

6. Вид состоит из множества соподчиненных, морфологически, физиологически, экологически, биохимически и генетически отличных, но репродуктивно не изолированных единиц — подвидов и популяций.

7. Вид существует как целостное и замкнутое образование. Целостность вида поддерживается миграциями особей из одной популяции в другую, при которых наблюдается обмен аллелями («поток генов»),

8. Макроэволюция на более высоком уровне, чем вид (род, семейство, отряд, класс и др.), идет путем микроэволюции.

9. Любой реальный (а не сборный) таксон имеет монофилети-ческое происхождение.

10. Эволюция имеет ненаправленный характер, т. е. не идет в направлении какой-либо конечной цели.

 

Концепция самоорганизации в науке. Синергетика. Примеры самоорганизации в неживой природе

Концепция самоорганизации в науке

Концепция самоорганизации в настоящее время приобретает все большее значения, становясь парадигмой исследования обширного класса систем и процессов, происходящих в них. В 70-х годах 20-го века возникла новая наука – синергетика,механизмы самоорганизации и развития. Областью ее исследований является изучение эволюции различных структур, относительная устойчивость которых поддерживается благодаря притоку энергии и вещества извне. В основе синергетики лежит, среди прочих, важное утверждение о том, что материальные системы могут быть закрытыми и закрытыми, равновесными и неравновесными, устойчивыми и неустойчивыми, линейными и нелинейными, статическими и динамическими. Принципиальная же возможность процессов самоорганизации обусловлена тем, что в целом все живые и неживые, природные и общественные системы являются открытыми, неравновесными, нелинейными.

Возникновение синергетики связано, в основном, с именами И. Пригожина - бельгийского физика и химика И.Пригожина

Широкое распространение явление синергизма получило в естественных науках. Как синергетики (материалы, взаимно усиливающие действия) действуют тяжелые металлы – свинец и кадмий. В физиологии хорошо известны мышцы-синергисты. Например, при движении согласованно действуют сгибательные и разгибательные мышцы.

Синергетический подход дает возможность моделировать развитие науки и коммуникационных сетей, демографические кризисы и развитие человечества. Этот подход позволяет понять причины эволюционных кризисов, угрозы катастроф, надежности прогнозов и т. д.

Примеры самоорганизации в живой и неживой природе

Процессы самоорганизации постоянно происходят как в живой, так и в неживой природе. Рассмотрим некоторые примеры самоорганизации из хаоса упорядоченной структуры. Хорошо известно в гидродинамике явление, которое называется ячейками Бенара. Образование подобных ячеек было обнаружено в 1900 г

1. Определение «естествознания», цели и задачи естествознания.

2. Характерные черты науки и ее отличие от других отраслей культуры.

3. Предмет естествознания и его отличие от других наук.

4. Структура естественнонаучного познания.

5. Всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы познания.

6. Специфика научных революций и научные революции в XX в.

7. Основные этапы развития естествознания.

8. Определения науки, ее функции, субъекты и объекты.

9. Классификация наук.

10. Методы и средства научного познания.

11. Структурные уровни организации материи: микро-, макро-, мега-миры.

12. Принцип относительности Галилея.

13. Механистическая картина мира.

14. Законы Ньютона. Законы движения планет Кепплера.

15. Термодинамика как наука о тепловых процессах. I и II начала термодинамики.

16. Основные постулаты СТО.

17. Явления интерференции, дифракции, поляризации. Дисперсия света.

18. Важнейшие законы и открытия в области электричества и магнетизма, положенные в основу ЭМКМ.

19. Открытия Эрстеда. Отличие силовых линий электрического и магнитного полей.

20. Вклад М.Фарадея в создание ЭМКМ. Сущность теории Максвелла.

21. Электронная теория Г. Лоренца.

22. Модели строения атома по Томсону, Резерфорду. Модель атома водорода по Бору.

23. Фундаментальные физические взаимодействия.

24. Фундаменталъные и элементарные частицы, их характеристики.

25. Концепции развития геосферных оболочек

26. Происхождение солнечной системы и развитие Земли.

27. Возникновение Вселенной. Теория Большого Взрыва

28. Особенности планет Солнечной системы

29. Планеты Земной группы, их характеристики

30. Планеты-гиганты, их характеристки

31. Основные представления о мегамире. Измерение расстояний в мегамир. Науки,изучающие мегамир

32. Уровни химического знания.

33. Химический элемент. Атом, его строение, квантовые числа.

 

 

 

34. Атомное ядро: открытие атомного ядра, измерение его размеров, массы и заряда, энергия связи нуклонов ядер атомов

35. Изотопы. Естественная и искуственная радиоактивность. Состав излучения при радиоактивности

36. Молекула как квантово-химическая система

37. Катализаторы, биокатализаторы

38. Полимеры, мономеры

39. Структура и этапы развития биологии.

40. Сущность и свойства живого.

41. Структурные уровни организации живого. Клеточная теория.

42. Строение и функции клетки.

43. Основные теории возникновения жизни.

44. Отличие теории биохимической эволюции от теории самопроизвольного (спонтанного) зарождения жизни. Условия, необходимые для возникновения жизни в результате биохимической эволюции.

45. Гипотеза Опарина - Холдейна

46. Специфика живого.

47. Молекулярные основы жизни (ДНК, РНК).

48. Молекулярные основы жизни (белки, жиры, углеводы).

49. Генетический код. Свойства генетического кода.

50. Генетика и эволюция. Законы Менделя. Доминантная и рецессивная наследственность.

51. Основные положения эволюционной теории Дарвина. Синтетическая теория эволюции.

52. Движущие силы эволюции. Основные формы естественного отбора.

53. Учение о биосфере. Человек и биосфера. Представления о ноосфере.

54. Происхождение человека.

55. Биологическое и социальное в природе человека. Человек - индивид и личность.

56. Экология. Современные экологические проблемы. Экология и здоровье человека.

57. Основные этапы развития Человека Разумного

58. Дифференциация на расы. Расы и этносы.

59. Понятие симметрии. Симметрия и асимметрия живого

60. Концепция самоорганизации в науке. Синергетика. Примеры самоорганизации в неживой пр

 

 

физиком Х. Бенаром. Он наливал в широкий сосуд ртуть и подогревал его снизу. Когда разность температур верхнего и нижнего слоев жидкости достигала некоторого значения, верхний слой быстро структурировался в виде шестигранных призм с определенным соотношением между длиной стороны и высотой с направленным движением жидкости по кругу. В центральной части такой призмы жидкость поднималась вверх, а по граням – опускалась. По поверхности жидкость растекалась от центра к краям, а в придонном слое – к центру. Создавалось впечатление, что каждая молекула ртути «знает», что делают остальные и участвует в коллективном движении. На фотографии структура напоминала пчелиные соты.

Другим примером самоорганизации является переход лазера в режим генерации. Лазер – это квантовый генератор электромагнитного излучения. Активной средой рубинового лазера является кристалл розового рубина. В кристалле имеются активные атомы, возбужденные накачкой от внешнего источника, которые испускают цуг волн. До тех пор пока мощность накачки мала, световые цуги испускаются независимо друг от друга и лазер работает как обычная лампа (испускает некогерентный свет). Начиная с некоторого (порогового) значения мощности накачки, все атомы начинают испускать свет в одной фазе, возникает когерентное излучение высокой интенсивности. Переход лазера в режим генерации соответствует образованию ячеек Бенара. В этом случае также имеет место кооперативное поведение атомов и излучения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.031 с.)