Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Западники и славянофилы в русской философии.

Поиск

Середина XIX века в России – это время образования двух мировоззренческих, философских направлений – славянофильства и западничества.

Западничество – движение русской общественной мысли 40-50 гг. 19 в., сторонники которого широко пропагандировали и защищали идею «европеизации» России, начатую еще государственными, политическими и церковными реформами Петра 1. На этом пути, как считали западники, Россия должна в исторически короткий срок преодолеть вековую экономическую и культурную отсталость, стать полноправным членом европейской и мировой цивилизаций. К середине 40-х годов, под влиянием прежде всего европейской революции 1848 г., западничество, как антифеодальная и антикрепостническая идеология, разделилось на два крыла: умеренно-либеральное (П.В.Анненков, В.Д.Боткин, Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин) и революционно-демократическое (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев).

Все философские построения А.И.Герцена пронизывает идея единства – единства природы и человека, материи и сознания, эмпирического опыта и рационального мышления, сознательной и бессознательной деятельности, индивида и народа, естествознания и философии, науки и жизни. В политической области Герцен стремится к достижению общества без насилия и антагонизмов. Российское будущее он связывал с идеалами народного социализма.

Народничество (60-80 гг. XIX в.) как направление русской философии выросло из учения А.И.Герцена о «русском», т.е. крестьянском социализме. Капитализм народниками осуждался и оценивался как реакционное, попятное движение в социально-экономическом и культурном отношениях.

Сформировалось русское народничество в своих трех вариантах: П.Н.Ткачев – «революционный макиавеллизм» и «якобинство»; П.Л.Лавров – «критически мыслящая личность», претворял в своей деятельности субъективистское начало; М.А.Бакунин и П.А.Кропоткин – анархизм.

Славянофильство – направление русской общественной и философской мысли 40-50-х годов 19 века, выдвинувшее и обосновавшее идею особой, мессианской роли России и других славянских стран в мире. Славянофильство выступило как антипод западничеству, т.е. ориентации общественного сознания на западноевропейский (буржуазный) путь развития. Теоретики славянофильства: А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков. Они разрабатывали его философскую основу в духе идей византийской патристики и православия, стремясь таким способом преодолеть односторонний логицизм и рассудочность европейской философии и культуры, противопоставив им учение о единстве духа (ума, чувства и воли).

Соборность, или общинность, единство, свобода, любовь – вот ключевые и наиболее плодотворные идеи А.С.Хомякова.

И.В.Киреевский разрабатывал принцип целосности – единства истинной духовной и естественно-жизненной сфер жизни человека.

 

Русская религиозная идеалистическая философия (Вл.Соловьев, С.Н. и Е.Н.Трубецкие, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев и др.). Философия всеединства. Идея богочеловечества.

Рубеж XIX – начала ХХ века (до 1922 г.) часто называют Серебряным веком русской культуры, ее религиозно-философским Ренессансом. Творческий подъем охватил философию, религию, искусство (особенно музыку и поэзию). Интерес к религии был пробуждением интереса общества к высшим, вечным истинам и ценностям, к тайне человека. Одно из наиболее ярких явлений русской философии Серебряного века - это сборник "Вехи", вышедший в 1909 г. Открылся этот сборник статьей Н.А. Бердяева "Философская истина и интеллигентская правда", в которой философ критически разбирал идеологию русской интеллигенции. В этом же сборнике были помещены статьи С.Л. Франка, С.Н. Булгакова, М.О. Гершензона, А.С. Изгоева, Б.А. Кистяковского, П.Б. Струве. В их статьях давались критическая оценка общественной и духовной жизни России того времени и неблагоприятный прогноз развития страны.

Видными представителями этого периода являются Н. Бердяев (1874 - 1948), С.Н.Булгаков (1871 - 1944), Л. Карсавин (1892 - 1952), П.А.Флоренский (1882 - 1937), С.Л.Франк (1877 - 1950), Г. Федотов (1886 - 1951), А. Ф. Лосев (1893 - 1988), Н. Лосский (1870 - 1965), Б. Вышеславцев (1877 - 1954) и др. Свое духовное начало русская религиозная философия видела в идеях Вл.Соловьева, в мировоззренческих построениях славянофилов.

Рационалистический идеализм конца XIX- начала XX века уделял много внимания разработке проблем гносеологии и логики, появляется тенденция к сведению философии к теории познания. Однако, более сильной была тенденция к мистическому и иррациональному пониманию философских проблем, к построению "новых" концепций метафизики. Была предпринята попытка построить христианскую метафизику, отталкиваясь от платонизма с привлечением естественнонаучных принципов (П.А. Флоренский).

Одной из отличительных черт религиозного ренессанса стала идейная эволюция его представителей. От "легального марксизма", экономизма они прошли свой крестный путь к христианско-православному идеалу общества и человека. На их долю выпали ссылки, тюрьмы, но путь к "земному раю" через кровь для них был неприемлем.

Вторая половина XIX века – время жизни и философского творчества известного и самобытного русского философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900 гг.). Он заложил основы русской религиозной философии. Он попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения в его представлении должно стать христианство. Важной особенностью философии Вл.Соловьева является то, что он попытался включить в христианское мировоззрение новейшие достижения естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

Философия всеединства (70-е гг. XIX в. – 30-е гг. ХХ в.). Корни философской идеи всеединства уходят в глубь веков – к античности и Возрождению. Идея единства всех сфер бытия присутствовала в учения досократиков, неоплатоников, в учении Н.Кузанского, в русской философии – в концепции славянофилов. В русской духовности идея этого направления возрождена и развита была Владимиром Соловьевым. В.С.Соловьев является основоположником философии всеединства в русской философии. Его философии присущ универсализм духа, которому доступен прекрасный прообраз мира как всеединства: отдельные начала - разум и воля, личное и всечеловеческое, истина и свобода - находят тут свое место, гармонически восполняя друг друга.

В.С.Соловьев (1853 – 1900)

Работы Соловьева: «Кризис западной философии (против позитивистов)», «Философские начала цельного знания», «Критика отвлеченных начал», «Оправдание добра», «Чтение о Богочеловечестве».

Основные идеи:

Идея всеединства – объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.).

идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности – право, высший – любовь)

идея прогресса – как всеобщей связи поколений

идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к которой должно стремиться

человечество.

Идея Бога как выражения добра,

Идея «богочеловека» как жизненного пути личности, на котором человек следует добру, нравственности, Богу.

Идея Софии – всеобщей Божественной мудрости.

София – образ вечной женственности. Центральный образ в философских учениях В.С.Соловьева, С.Булгакова, П.Флоренского. София характеризует художественную, интимно-поэтическую грань идей всеединства.

Русская идея, состоящая по Соловьеву, из трех идей: «Святой Руси» (Москва – Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра 1) и «Свободной Руси» (духовные ценности декабристов и Пушкина).

Русская идея – это идея особой судьбы и предназначения России.

В 19 – начале 20 века эту идею развивали П.Я.Чаадаев, Ф.М.Достоевский, Н.А. Бердяев.

Всеединство – это единство вселенной, всего сущего; это высший онтологический принцип организации бытия, означающий взаимопроникновение и, вместе с тем, взаиморазделенность всех вещей и явлений мира. В онтологии всеединство предстает как благо, истина и красота, в гносеологии – как система цельного знания.

В своей философии Вл.Соловьев развивает мысль о том, что сама полнота бытия требует, чтобы сущее было личностью, - всеблагой, любящей, милостивой, волевой. Но это и есть Бог, который олицетворяет собой положительное всеединство. Философию Вл.Соловьева так и называют: философия положительного единства.

Всякое многообразие скреплено божественным единством. В сущем и причастных к нему вещах заключены в единстве благо (как реализующаяся воля), истина (как реализующееся размышление) и красота (как реализующееся чувство). Отсюда следует формула Соловьева: «Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте».

Три абсолютные ценности – благо, истина и красота – всегда образуют единство, смыслом которого является любовь. Любовь – это та сила, которая подрывает корни всякого эгоизма, всякой отдельности. Благотворна уже физиологическая любовь, соединяющая разнополые существа. Но истинная любовь – это воссоединение в Боге, это платоническая любовь по преимуществу, это истинная духовность, что, собственно, и обеспечивает спасение, воскресение человека и вместе с тем приобщение его к вечности, то есть преодоление им смерти. Т.об., философию Вл.Соловьева, по праву можно назвать философией любви.

Идеи концепции всеединства Вл.Соловьева развивали С.Н. и Е.Н.Трубецкие, С.Н.Булгаков, Н. Бердяев, Федотов, Флоровский, В.Ф.Эрн, С.Л.Франк, П.А.Флоренский, Л.П.Карсавин.

С.Н.Булгаков - философ, культуролог, социолог, политэконом. Он получил образование в Московском университете и был оставлен в качестве преподавателя политэкономии. В это время он придерживался марксистской философии, от идей которой впоследствии отказался. Он был депутатом II государственной думы, а в 1917 г. - член поместного собора, восстановившего патриаршество в России, затем сам становится священником, пройдя путь от религиозной философии к богословию, став в Париже профессором. В своем творчестве Булгаков развивает идеи Соловьева и создает собственную оригинальную систему - социологию, в которой переплетаются космизм, софийность со стихией падшего состояния тварного мира.

С.Н. и Е.Н.Трубецкие предприняли попытку создать целостное религиозное мировоззрение, основанное на понимании истории как процесса сотрудничества человека с Богом, как боготворчество. Мир в их понимании должен быть преобразован не насилием, а подлинностью христианского учения.

Е. Трубецкой в работе «Смысл жизни»: «Ад – это возможность никогда не умирать».

П.Я. Чаадаев считал, что апокалипсис – это характеристика возможного нашего перепада в это состояние, а с другой стороны, способности стать на предел в отказе от мира, с которым срослись, и за этим пределом увидеть свое истинное благо и свой истинный образ, увидеть реальность как она есть.

Чаадаев указывал на то, что апокалипсис не есть эпоха, которая наступит и вера в которую была бы знаком какого-то пессимизма или какого-то особого апокалипсического состояния у человека, живущего в точке до апокалипсиса.

Н.А.Бердяев (1874 – 1948) – рассматривал многие проблемы, но его интересы концентрировались вокруг проблем внутреннего мира человека, его свободы, взаимоотношений Человека и Бога, т.е. его философия носила экзистенциальную и религиозную направленность.

Основные положения философии Бердяева: высшей ценностью в окружающем мире является свобода. Свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека, свобода человека подвергается угрозе извне. Данную угрозу несут в себе прежде всего общество и государство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления. Общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность, а задача человека – сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя. Ключевую роль в жизни человека играет также религия. Бог должен быть нравственным символом, примером для человека. Отношения между Богом и человеком должны быть «на равных». Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек – в роли его раба. Человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самом собой.

Н. Бердяеввместе с Л. Шестовым стал основоположником философии существования, которая получила свое дальнейшее развитие в работах экзистенциалистов (А. Камю, Г. Марсель и др.). В центре философии Бердяева – проблемы духовности, свободы, творчества, смысла жизни, смерти. Его философия антропоцентрична. В работах "Духовный кризис интеллигенции" и "Кризис искусства" Бердяев стремился убедить своего читателя в том, что только внутренние потенции личности, способные "обнажать" религиозно-мистическую сущность бытия, позволяют обрести подлинную свободу. Единственный выход из духовного кризиса он видел в религиозных исканиях индивида. Естественное состояние человека он видел в одиночестве и отчаянии.

Л.И.Шестов (1866 – 1938) – главной темой была проблема человека, его жизнь, его поступки, его права. Человек и человеческая жизнь, по мнению Шестова, уникальны. Жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, «герой» же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.

Л. Шестов развивал идеи о том, что путь к подлинной свободе лежит через отрицание и признание мистико-иррационалистических принципов сознания. Абсолютизируя индивидуальную обособленность художника и его нравственной позиции, автор тем самым утверждал независимость личности от каких-либо высших условий бытия, ориентировал сознание на внутреннюю замкнутость, изолированность от общества.

В своих работах "Истоки и смысл русского коммунизма", "Русская идея" Бердяев, исследуя истоки и смысл русского коммунизма, приходит к выводу, что коммунизм - это продукт русского национального характера, которому свойственна мессианская идея освобождения человечества и спасения народов от завоевателей.

Н. Ф. Федоров - оригинальный философ, развивавший идеи взаимосвязи человека и космоса, создал теорию "общего дела". Согласно теории "общего дела", люди должны объединиться для "дела" воскрешения, в братство, которое победит смерть, организует космическую жизнь, воскресит мертвых. Активный деятельный человек должен подчинить разуму и знанию стихию и преодолеть иррационализм.

Федоров создавал свою концепцию в период, когда "цепь" революционных событий, наполненных насилием, достигает своего апогея. Он предлагает коренное изменение типа человека, его менталитета, его деятельности в период войн и революций. Н.Ф. Федоров писал: "Мир, каков он в настоящем, каким он дан нам в опыте, так сказать пассивном, есть только совокупность средств для осуществления того мира, который дан нам в мысли, в представлении…". Он предлагает проект "регуляции природы", сознательного управления эволюцией, который предусматривает и овладение природой, и переустройство самого организма, а в итоге - победу над смертью, воскрешение предков.

Свое учение Федоров называл активным христианством. Он считал, что в учении Христа содержится космический смысл - призыв в активному преображению природного, смертного мира в иной, не природный, бессмертный божественный тип бытия (Царствие Небесное). Федоров был убежден, что божественная воля действует через человека как разумно-свободное существо, через единую соборную совокупность человечества. Главная задача при этом: сделаться активным орудием воли Бога, а воля его ясна: возведение мира в православное бессмертное состояние через самого человека. Федоров был убежден, что требование активности человека вытекает из основоположений христианской антропологии.

Павел Александрович Флоренский (1882 – 1937-43 на Соловках). Его творчество многогранно, затрагивает все сферы философии. Это русский философ и ученый, обладавший крайне разносторонними интересами и внесший значительный вклад в философию, лингвистику, математику, культурологию, электротехнику. В частности, он занимался символикой собственного имени, интересовался проблемами сновидений, написал исследование, посвященное иконописи, занимался проблемами пространства в искусстве. Первое образование Флоренского - математическое. Однако, по окончании университета он принял решение отказаться от карьеры математика и изменить сферу деятельности. Флоренский поступил в Духовную академию, где активно занимался историей философии и религии; в 1911 г. он защитил диссертацию, которая впоследствии легла в основу его книги "Столп и утверждение истины" (1914), и получил сан священника. Флоренский оставил после себя подготовленную для энциклопедического словаря "Гранат" краткую характеристику тех философских вопросов, которые его волновали и которые он стремился разрешить.

Основным законом мира Флоренский считает второй принцип термодинамики - закон энтропии, взятый расширительно, как закон Хаоса во всех областях мироздания. Миру противостоит Логос - начало энтропии. Культура есть сознательная борьба с мировым уравниванием

Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. Целостный мир антиномичен (соткан из противоречий, например, хаотичность и логичность мира, единство и прочность Бога и т.д.). Знание открывается разуму непосредственно. В будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства. Идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в области квантовой механики, теории относительности Эйнштейна и другим в области физики и математики.

А.И.Ильин – его творчество значительно и многогранно. Рассматривал вопросы природы духовности, сущности творчества, создающего культуру.

Н.О.Лосский развивал идею об интуиции как целосном знании, охватывающем и разум, и чувства, и волю, постигающем саму сущность жизни. Принцип интуитивизма Лосского – это «органическое миропонимание», которое включает в единый процесс как природное, так и социальное. Лосский предложил органический идеал реализма в метафизике и интуитивизма в гносеологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.247.170 (0.011 с.)