Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 2. Расцвет античной философии. Философские системы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
План 1. Софисты: «Человек – мера всех вещей». 2. Философско-этическое учение Сократа. 3. Философская система Платона. 4. Философская система Аристотеля.
Цель занятия: осветить основные проблемы философии Древней Греции, познакомиться с основными философскими концепциями античных философов.
Задачи: 1. Рассмотреть взгляды философов Древней Греции на сущность человека и бытия. 2. Раскрыть философско-этическую позицию в учении Сократа. 3. Рассмотреть философские системы Платона и Аристотеля.
Софисты: «Человек – мера всех вещей». Софисты - Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, первыми взяли на себя миссию распространять образование в обществе, став профессиональными платными учителями мудрости. Софисты обучали знаниям, необходимым человеку для общественной деятельности, прежде всего политической. При этом софисты учили способам воздействия на сознание человека: как навязать свою точку зрения оппоненту; как сразить его полемическим выпадом и т. д. Главный постулат философии софистов был выдвинут Протагором. «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они несуществуют».
Философско-этическое учение Сократа. Сократиз Афин (469 – 399 до н. э.) разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения истины. Суть его метода - сначала наводящими и уточняющими вопросами собеседник приводился к противоречию с ранее высказанной им точкой зрения, а затем начинался совместный поиск истины. Для Сократа истина не возникала и не находилась в голове отдельного человека, а рождалась в процессе диалога между собеседниками, которые совместно ищут истину. Свой метод Сократ назвал майевтикой - искусством, помогающим рождению истины. Задача философии – воспитать добродетельного человека. Если человек знает что такое добро и зло, то он никогда не поступит дурно. Знание – источник нравственного совершенства. Этику Сократа можно изложить в виде трёх основных тезисов: 1) благо тождественно удовольствиям, счастью; 2) добродетель тождественна знанию; 3) человек знает только то, что он ничего не знает.
Философская система Платона. Платон (427 – 347 до н. э.) полагал, что существуют два мира: мир идей (эйдосов) и мир вещей. Мир идей представляет собой истинное бытие, его существование постигается разумом. Идея – это смысл, сущность вещи; идеи вечны и неизменны. Идеи – это причины существования вещей. В мире идей существует строгая иерархия, высшей идеей Платон признавал идею абсолютного добра, некий мировой Разум. В отличие от идей, вещи изменчивы, их существование конечно. Мир вещей постигается органами чувств. Для объяснения своих взглядов на мир Платон приводит легенду о пещере. Человеческая душа – та же идея; до рождения человека она пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле как узник в темнице, вспоминает о мире идей. В идеальном обществе-государстве население должно быть разбито на три группы (философы-правители, войны и земледельцы, ремесленники) и каждый должен заниматься своим делом.
Философская система Аристотеля. Аристотель (384 – 322 до н. э.) категорически отрицал существование мира идей. Он считал материю вечной, несотворимой и неуничтожимой. Однако сама по себе материя инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. У Аристотеля материя выступает как возможность и как субстрат всего сущего. Аристотель также сформулировал следующие логические законы: 1) закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений); 2) закон противоречия («не противоречь сам себе»); 3) закон исключённого третьего («А или не А истинно, третьего не дано»). У Аристотеля человеческая душа нематериальна, неотделима от тела; она – форма для тела; благодаря ей мы живём, ощущаем и размышляем. Душа есть отражение бытия всемирного и вечного Ума. Размышляя об обществе, Аристотель предложил делить людей на социальные группы по принципу богатства, которым обладают граждане. Выделив очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими, Аристотель отдал своё предпочтение последним. Наилучшим обществом-государством философ считал политию – правление средним классом.
Тема 4. Теоцентризм философии Средних веков (2 часа)
План 1. Работа с понятиями. 2. Теоцентризм философии Средних веков. 3. Связь философии Средних веков с античностью. 4. Полемика реализма и номинализма. 5. Патристика А. Августина. 6. Схоластика Ф. Аквинского.
Цель занятия: раскрыть основную особенность философии Средних веков, показать основные проблемы философии данного периода, познакомиться с основными философскими концепциями средневековых философов.
Задачи: 1. Работа с понятиями. 2. Раскрыть основную особенность философии Средних веков. 3. Показать основные проблемы средневековой философии. 4. Изучить основные философские концепции средневековых философов.
Рассмотреть основные понятия. Телеология - учение о цели целесообразности. Теология - совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение. Креационизм - религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего. Герменевтика - искусство и теория истолкования текстов. Эсхатология - религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества. Универсалии - общие понятие. Реализм - философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность. Номинализм - философское учение, утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а в мышлении. Патристика - совокупность теологических, философских и политико-социологческих доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. Схоластика - тип философской категории, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике. Монотеизм - учение о едином персонифицированном боге.
Теоцентризм философии Средних веков Философия средних веков – это философия V – XV вв. после того, как в 476 г. прекратила существование Западная Римская империя. Религиозное христианское мировоззрение стало господствующим. Это отразилось на состоянии философии. Её главной чертой стал теоцентризм. Теперь для философии реальностью, определяющей всё сущее, является не природа, а Бог. Философия подчиняется теологии. Идея откровения выступала здесь как фундамент учения о познании, другой важнейший принцип христианского монотеизма – идея творения, выступала как основа средневековой онтологии. Есть только одно абсолютное начало – Бог, всё остальное – его творение. Христианский Бог недоступен обычному познанию, знание о нём можно получить только сверхъестественным путём. Ключом к такому познанию является вера, а способом – откровение. Сотворённый же мир можно постичь с помощью разума. Все природные явления выступали в качестве символов, указывающих на другую, высшую реальность (Бога) и отсылающих к ней. Таким образом, как полагали, всё происходящее имеет смысл. Мир дан человеку в поучение. Связь философии Средних веков с античностью Средневековое мышление и миросозерцание определяли две разные традиции: христианское откровение, с одной стороны, и античная философия, преимущественно в ее идеалистическом варианте, с другой. Эти две традиции, конечно, не так легко было согласовать друг с другом. У греков понятие бытия было связано с идеей предела (пифагорейцы), единого (элеаты), то есть с определенностью и неделимостью. Беспредельное же, безграничное осознавалось как несовершенство, хаос, небытие. Напротив, в библейской традиции высшее бытие — бог — характеризуется как беспредельное всемогущество. Не случайно своей волей он может останавливать реки и осушать моря и, нарушая законы природы, творить чудеса. Если представители первой традиции склонны были видеть в боге прежде всего высший разум, то представители второй подчеркивали как раз волю бога, которая сродни его могуществу, и видели в воле главную характеристику божественной личности.
Полемика реализма и номинализма После Боэция философы поделились на реалистов, признающих существование общих понятий, и номиналистов, которые считали, что универсалии существуют лишь в человеческом разуме, в мышлении. К реалистам относятся Эриугена (810 – 877) и Фома Аквинский. Ещё Опираясь на Аристотеля, реалисты сформулировали концепцию о трёх видах существования универсалий. Универсалии существуют трояким образом: «до вещей», в божественном разуме; «в самих вещах», как их сущность или форма; и «после вещей», т. е. в человеческом разуме как результат абстракции и обобщения. Номиналисты, в первую очередь Росцелин (1050 – 1120), отрицали не только наличие общего в конкретной единичной вещи, но и его существование «до вещи». Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания. Особую позицию занимал Пьер Абеляр (1079 – 1142): универсалии не обладают самостоятельной реальностью, реально существуют лишь отдельные вещи; однако универсалии получают известную реальность в сфере ума в качестве понятий, представляющих собой результат абстрагирования, умственного обособления и обобщения отдельных вещей. Патристика А. Августина Крупнейшим представителем патристики является Аврелий Августин (354 – 430). Последний период своей жизни Августин посвятил христианской Церкви. Основные произведения: «О Троице», «О граде Божьем», «Исповедь». Августин систематизировал христианское мировоззрение, опираясь на учения Платона и неоплатоников. Вера в божественный авторитет – это основа и главный источник человеческих знаний. С точки зрения Августина, мышление – это отражение объектов - идей, находящихся вне сознания человека в Боге. А. Августин открыл внутренний мир самосознание человека. В своей исповеди он ориентирует философию на изучение человеческой души, со всеми её противоречивыми стремлениями, волнениями и переживаниями. Под влиянием христианской традиции Августин ввёл понятие о «стреле времени». У Августина история имеет начало и конец. Августин считал, что человечество образует в историческом процессе два «града»: «град земной» и «град Божий». Первый есть сообщество людей эгоистичных, злобных, алчных. Эти люди на Земле предстают повелителями. Но они обречены на вечное проклятие Бога. Второй «град», меньший, – это люди добродетельные и боголюбивые. Они выглядят странниками, скитальцами в этом мире, однако будут спасены и получат жизнь вечную. Смысл истории заключается в том, чтобы извлечь уроки из прошлого и построить «град Божий» на земле. Схоластика Ф. Аквинского Крупнейшим представителем средневековой схоластики является Фома Аквинский (1225/26 – 1274). Ф. Аквинский попытался систематизировать и обосновать христианскую догматику с помощью формальной логики Аристотеля. Вера важнее разума, рассуждает философ, т. к. а) в окружающем нас мире происходят вещи, которые нельзя объяснить; их причиной является Бог (например: «воскрешения» из мёртвых, чудесные исцеления и проч.), б) вера дана каждому человеку, а рассуждать может далеко не каждый; к тому же самостоятельные рассуждения могут и отвратить человека от Бога. Философия изучает то, что доступно разуму. Теология же «изучает» «сверхразумные истины», доступные только Богу, поэтому философия должна служить теологии. Опираясь на учение Аристотеля, Аквинский рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как «чистую форму», «чистую актуальность». Бог трансцендентен по отношению к тварному миру. Его существование Ф. Аквинский доказывает рационалистически: 1. Доказательство от движения; 2. Доказательство от производной причины; 3. Доказательство от необходимости и случайности; 4. Доказательство от совершенства; 5. Доказательство от целесообразности; Тема 5. Философия эпохи Возрождения (2 часа)
План 1. Работа с понятиями. 2. Основные принципы философии эпохи Возрождения. 3. Философы – гуманисты в эпоху Возрождения. 4. Пантеизм в философии эпохи Возрождения: а) философия природы: Парацельс, Н. Кузанский; б) философия естествознания: Л. Да Винчи, Н. Коперник, Дж. Бруно.
Цель занятия: познакомиться с основными принципами философии эпохи Возрождения и с основными концепциями философов Возрождения.
Задачи: 1. Работа с понятиями. 2. Изучить основные принципы философии эпохи Возрождения. 3. Изучить основные философские концепции эпохи Возрождения.
Рассмотреть понятия: Пантеизм - философское учение, отождествляющее бога и мир. Гуманизм - культурное движение эпохи Возрождения;образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития, отстаивает ценность человека как личности.
Основные принципы философии эпохи Возрождения. В XIV в. в Европе начинаются большие изменения. Связаны они с разложением феодального общества и появлением новых политических, экономических и культурных тенденций. В философии усиливались антисхоластические тенденции. Всё это объективно стимулировало секуляризацию. Средневековая культура и образ жизни вытесняются возрожденной моделью античного типа культуры. Конечно, античная культура не могла быть реставрирована в своём первозданном виде. Влияние предыдущего исторического этапа – Средневековья – оказалось значительным. В области философии на первый план выходят учения Платона и неоплатоников. Переосмысливаются идеи Аристотеля, Эпикура и эпикурейцев, стоиков. Центром философской мысли становится не Бог, а человек. Антропоцентризм – важнейшая особенность философии Возрождения. В этот период она выступает в содружестве с гуманитарным знанием и искусством. Утверждение антропоцентризма в европейской культуре эпохи Возрождения связано с деятельностью гуманистов.
Философы – гуманисты в эпоху Возрождения Родина гуманизма — Италия, идейный центр — Флоренция. Видные представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Эразм Роттердамский и другие. Данте — предшественник и вдохновитель гуманистов — в своих произведениях человеком интересуется больше, чем Богом. Человек, утверждает он, есть «величайшее чудо». Позже у гуманистов этот интерес выльется в определенный антропоцентризм. Во-первых, реабилитируется природное начало. Все телесное и чувственное, считавшееся в Средние века греховным, теперь воспринимается в качестве естественного и неотъемлемого Эпикурейское отношение к чувственным удовольствиям оказывается весьма созвучным мировосприятию Возрождения. Во-вторых, переосмысливается место человека в мире и предопределенность его судьбы. Не бог, не звезды, утверждает Пико, а сам человек благодаря дарованной свободной воле решает свою судьбу. Философ подчеркивает, что человек является господином как внешней, так и внутренней природы (ум и душа). В-третьих, несмотря на реабилитацию природного начала, гуманисты не отрывают человека от Бога, а сближают их. Происходит обожествление человека как существа, поставленного властвовать над природным и социальным миром. Возрождение изменяет систему ценностей. Труд постепенно перестает восприниматься в качестве проклятия. Особое значение приобретает творческая деятельность, в которой человек, подобно Богу, создает нечто новое, эстетически прекрасное. Человек-творец становится объектом внимания и даже поклонения. Культ человека-творца дополняет культ красоты, в земном, человеческомпонимании. Символ искусства Возрождения — Мадонна. Обожествление человека объективно способствовало возвышению достоинства личности. При этом сословные различия и родовые титулы перестают иметь решающее значение. Личные способности и достижения приобретают все более существенный вес.
Пантеизм в философии эпохи Возрождения: В натурфилософии эпохи Возрождения господствующее место занимал пантеизм. При этом Бог рассматривается не как надмирная Абсолютная Личность, а в качестве особого духовного начала, которое пронизывает и одухотворяет природу. Таким образом, природа не противопоставляется Богу как низшая сфера бытия, а обожествляется. Возрожденческий пантеизм существовал в двух разновидностях – мистической и натуралистической. В мистической версии природа растворяется в Боге. В натуралистической – Бог растворяется в природе и мыслится как активная, духовная, движущая её сила, заключённая в самих природных вещах. Представителем мистической версии был Парацельс (1493 – 1541), представителем натуралистической – Дж. Бруно (1548 – 1600). а) Философия природы: Парацельс, Н. Кузанский: Основой медицинского учения Парацельса были натурфилософия, алхимия, астрология, ботаника и некоторые другие естественные науки. В философии он опирался на Платона, неоплатоников, неопифагорейцев, герметизм и, вероятно, близкие последнему восточные тайные учения. Природу понимал как единое живое целое, пронизанное мировой астральной душой и археем — особой энергией, которая может быть отождествлена с жизненным началом. Человек есть микрокосм. Познавая скрытые силы своей души, он овладевает археем и может использовать его для воздействия на природу и себе подобных. К пониманию законов природы ведет познание трех ее символических элементов: ртути (дух), серы (душа) и соли (тело). Физическая и духовная алхимия основана на умении управлять взаимодействием этих элементов. Несмотря на то, что смысл философских постулатов-символов, лежавших у основания эффективной «магической» терапии Парацельса, остался нераскрытым, его врачебная практика значительно повлияла на развитие медицины. Ученый-кардинал Николай Кузанский (1401 – 1464), открыл принцип совпадения противоположностей. Бог бесконечен - абсолютный максимум, а в бесконечности противоположности неразличимы и фактически совпадают. Следовательно, и в Боге все различия исчезают. Абсолютный максимум совпадает с абсолютным минимумом. Отсюда вытекает следующий практический вывод: Вселенная (как творение Бога) охватывает все вещи, а каждая вещь содержит в себе Вселенную – в её «свёрнутом» виде. Человек в таком случае есть микрокосм, заключающий в себе потенциальный макрокосм. Кузанский пришёл к выводу о совпадении противоположностей: единое – «минимум» – тождественно бесконечному – «максимуму».
б) Философия естествознания: Л. Да Винчи, Н. Коперник, Дж. Бруно. Философская мысль эпохи Возрождения была тесно связана с развитием естествознания. Благодаря географическим открытиям менялась традиционная картина мира, а XVI век стал веком коперниканской революции. Естествознание Возрождения было исторической предпосылкой классической механики. Леонардо да Винчи (1452 – 1519) был настоящим примером всесторонне развитой личности. Будучи сенсуалистом да Винчи считал важнейшей ступенью познания многократно повторённый эксперимент, за которым следует рассуждение, истолковывающее протекание и результаты опыта… но познание не может обойтись без цельной научной теории: «Наука – полководец», писал Л.да Винчи, «практика – солдаты… всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории». Польский астроном Н. Коперник (1473 – 1543) создал гелиоцентрическую модель мира (Солнце – центр Вселенной, а Земля вращается вокруг Солнца). Коперник пересмотрел вопрос о причине и характере движения небесных тел. Ранее считалось, что источником движения служит Бог. У Коперника движение небесных тел объяснялось их природой, т. е. отпала надобность во внешнем двигателе. Джордано Бруно (1548 – 1600) в своих взглядах пошёл дальше Н. Кузанского и Н. Коперника. Последовательно применяя пантеистический подход к пониманию Бога, он отождествляет его с природой, космосом, а иногда и с материей. Бесконечность Бога означает в таком случае и бесконечность космоса. Во Вселенной, убеждён Бруно, существует бесконечное количество миров. Они населены живыми существами, которые могут значительно отличаться от земных.
Тема 6. Философия Нового времени и Просвещения (4 часа)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.125 (0.011 с.) |