Занятие 1. Основные проблемы философии Нового времени



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 1. Основные проблемы философии Нового времени



План

1. Общая характеристика философии Нового времени.

2. Основные направления философии Нового времени:

а) реализм;

б) эмпиризм.

3. Философские взгляды Ф. Бэкона.

4. Философские взгляды Р. Декарта.

5. Монизм Б. Спинозы.

6. Плюрализм Г. Лейбница.

 

Цель занятия: показать основные проблемы философии Нового времени, познакомиться с основными философскими концепциями Нового времени.

 

Задачи:

1. Работа с понятиями.

2. Показать основные проблемы философии Нового времени.

3. Изучить основные философские концепции Нового времени.

 

Рассмотреть основные понятия:

Метод- способ построения и обоснования системы философского знания;

совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности;

Методология- система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; учение о методах познания и преобразования деятельности.

Деизм - религиозно-философское воззрение эпохи Просвещения, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.

Эмпиризм- направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему; исследовательский метод, основанный на описании фактов без последующих заключений и теоретических обобщений.

Сенсуализм- направление в теории познания, согласно которому чувственный опыт (ощущения) является главной формой достоверного знания.

Рационализм- направление философской мысли, ориентировавшиеся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности.

Субъективный идеализм- разновидность идеализма, отрицающая наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривающая её (реальность) как нечто полностью определяемое его активностью.

Солипсизм- крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признаётся только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида.

Субстанция- предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.

Модус -некоторое состояние (единичное проявление) объекта (предмета, явления).

Общая характеристика философии Нового времени.

Западноевропейская философия XVII–XVII вв. – это философия Нового времени. Этот период в жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и развитием капиталистических отношений. Это было связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Иными словами, мир представлялся гигантским часовым механизмом, который был создан и приведён в движение Богом. Эти взгляды получили название деистических.

 

Основные направления философии Нового времени

К основным направлениям философии XVII в. относятся эмпиризм и рационализм. Эмпиризм можно определить как гносеологическую концепцию, согласно которой основу человеческого познания составляет чувственный опыт. Основным источником знания и критерием его истинности эмпирики считали опыт, прежде всего, научно-организованный или эксперимент. Наибольшее распространение эмпиризм получил в Англии. Линия эмпиризма: Ф. Бэкон – Т. Гоббс – Дж. Локк (сенсуализм) – Дж. Беркли и Д. Юм.

Рационализм (от лат. ratio – разум) – гносеологическая концепция, согласно которой основу человеческого познания составляет деятельность разума. Все рационалисты XVIII в. в той или иной степени были учёными-математиками и верили в существование врождённых идей. Рационализм развивался на европейском континенте. Его линия: Р. Декарт – Б. Паскаль – Б. Спиноза – Г. Лейбниц.

Философские взгляды Ф. Бэкона

Родоначальник эмпиризма английский философ Ф. Бэкон (1561 – 1626) считал, что наука – средство для увеличения власти человека над природой. Его знаменитый афоризм «Знание – сила».

Основные труды: «Новый Орагон», «Опыты политические и моральные», «Новая Атлантида».

Объектом познания у Ф. Бэкона выступает природа, задача познания – исследование ее законов, а целью познания является установление господства человека над природой. Истинное познание – это знание причин. Основа познания опыт.

Учение Ф. Бэкона о «призраках» познания:

Истинному познания мешают различные факторы, которые он называет «призраками» или «идолами». Существует 4 вида данных «призраков»:

1. «Идолы рода» – это заблуждения и ошибки коллективного человеческого ума;

2. «Идолы пещеры» связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом, склонностями и пристрастиями, воспитанием и т. д.;

3. «Идолы площади» (рынка) порождены общественными отношениями и условностями - языком. Заблуждения возникают в процессе общения;

4. источником «Идолов театра» является вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения самим исследовать природу

 

Философские взгляды Р. Декарта

Рационалист Рене Декарт(1596 – 1650)считал, что природа познания - требование сомнения, распространяющееся на всякое знание. Знаменитое изречение Декарта «Cogitoergosum» - «Я мыслю, следовательно, существую».

В основе – методическое сомнение («Я мыслю…»). Ход рассуждений – дедуктивный (от общих посылок к частным выводам). Метод предусматривает мысленное расчленение объекта на простейшие элементарные части и (на первом этапе) изучение их в отдельности. Декарт ввёл требование очевидности (исследователь должен дойти до такой стадии мысленного расчленения изучаемого объекта, когда исчезнут всякие сомнения и всё станет просто и понятно). Затем (на втором этапе) мысль движется обратно – от простого к сложному, мысленно конструируя изучаемый объект.

По определению Декарта,субстанция — это вещь, которая не нуждается для своего бытия ни в каких иных основаниях, кроме себя самой. Под это определение у Декарта подпа­дает только Бог.

В природном мире, согласно Декарту, есть две субстанции: духовная и материальная. Первая неделима, ее основной атрибут -мышление. Модусы мышления — воображе­ние, чувство и желание. Вторая делима до бесконечности, основной атрибут — протяженность. Модусы про­тяженности — фигура, положение, движение. Эти субстанции не­зависимы друг от друга. Согласовываются они между собой Богом.

Монизм Б. Спинозы.

Голланд­ский мыслитель Б. Спиноза(1632 – 1677). Субстанция, согласно Спинозе, есть то, что является причиной самой себя: Бог, отождествляемый с природой (пантеистический монизм). То есть первоначало одно, но это не божественная Личность в ее теологическом средневековом понимании, а безличная духов­ная сущность, выступающая причиной всего бытия.

Единая субстанция имеет два важнейших атрибута — мышле­ние и протяженность. Все остальное — это только модусы (видо­изменения) субстанции — все протяженные предметы и мысля­щие существа. Модусы мышления согласованы с модусами протя­женности и зависят от божественной субстанции. Все в мире подчинено высшей необходимости, ничего случайного не сущест­вует.

 

Плюрализм Г. Лейбница.

Немецкий философ и математик Г. Лейбниц(1646 – 1716) выступил с учением о множественности субстанций - плюрализм субстанций, которые он назвал монадами. Монада - нечто вроде атома Демокрита, но понимаемого в духовном смысле. Она неделима, не обладает протяженностью, активна, нематериальна. Активность ее состо­ит в восприятии и стремлении. Чувствами монады не восприни­маются, только разумом. Но тела, которые образованы из монад, доступны чувственному восприятию. В монадах вследствие их активности происходит постоянная смена внутренних состоя­ний. Это ведет к их развитию. Лейбниц выделяет два различных типа причин развития: «действующие» — они порождают преоб­разования в соединениях монад (телах); «целевые», или «фи­нальные», это внутренние причины развития отдельных монад. Соединения монад регулируются «предустановленной гармонией».

Уровень развития монад:

1. монады низшей (субстанциальной) формы — они обладают только пассивной способностью восприятия;

2. монады-души. Они имеют чувства и способны к достаточно четким представлениям;

3. Самые высокоразвитые — монады-духи. Они обладают разумом.

Следовательно, все в природе предстает на­полненным активностью и жизнью. Все движется и развивается.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.55.103 (0.008 с.)