Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 1. Основные проблемы философии Нового времениСодержание книги
Поиск на нашем сайте
План 1. Общая характеристика философии Нового времени. 2. Основные направления философии Нового времени: а) реализм; б) эмпиризм. 3. Философские взгляды Ф. Бэкона. 4. Философские взгляды Р. Декарта. 5. Монизм Б. Спинозы. 6. Плюрализм Г. Лейбница.
Цель занятия: показать основные проблемы философии Нового времени, познакомиться с основными философскими концепциями Нового времени.
Задачи: 1. Работа с понятиями. 2. Показать основные проблемы философии Нового времени. 3. Изучить основные философские концепции Нового времени.
Рассмотреть основные понятия: Метод - способ построения и обоснования системы философского знания; совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности; Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; учение о методах познания и преобразования деятельности. Деизм - религиозно-философское воззрение эпохи Просвещения, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Эмпиризм - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему; исследовательский метод, основанный на описании фактов без последующих заключений и теоретических обобщений. Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому чувственный опыт (ощущения) является главной формой достоверного знания. Рационализм - направление философской мысли, ориентировавшиеся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности. Субъективный идеализм - разновидность идеализма, отрицающая наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривающая её (реальность) как нечто полностью определяемое его активностью. Солипсизм - крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признаётся только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида. Субстанция - предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Модус -некоторое состояние (единичное проявление) объекта (предмета, явления). Общая характеристика философии Нового времени. Западноевропейская философия XVII–XVII вв. – это философия Нового времени. Этот период в жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и развитием капиталистических отношений. Это было связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Иными словами, мир представлялся гигантским часовым механизмом, который был создан и приведён в движение Богом. Эти взгляды получили название деистических.
Основные направления философии Нового времени К основным направлениям философии XVII в. относятся эмпиризм и рационализм. Эмпиризм можно определить как гносеологическую концепцию, согласно которой основу человеческого познания составляет чувственный опыт. Основным источником знания и критерием его истинности эмпирики считали опыт, прежде всего, научно-организованный или эксперимент. Наибольшее распространение эмпиризм получил в Англии. Линия эмпиризма: Ф. Бэкон – Т. Гоббс – Дж. Локк (сенсуализм) – Дж. Беркли и Д. Юм. Рационализм (от лат. ratio – разум) – гносеологическая концепция, согласно которой основу человеческого познания составляет деятельность разума. Все рационалисты XVIII в. в той или иной степени были учёными-математиками и верили в существование врождённых идей. Рационализм развивался на европейском континенте. Его линия: Р. Декарт – Б. Паскаль – Б. Спиноза – Г. Лейбниц. Философские взгляды Ф. Бэкона Родоначальник эмпиризма английский философ Ф. Бэкон (1561 – 1626) считал, что наука – средство для увеличения власти человека над природой. Его знаменитый афоризм «Знание – сила». Основные труды: «Новый Орагон», «Опыты политические и моральные», «Новая Атлантида». Объектом познания у Ф. Бэкона выступает природа, задача познания – исследование ее законов, а целью познания является установление господства человека над природой. Истинное познание – это знание причин. Основа познания опыт. Учение Ф. Бэкона о «призраках» познания: Истинному познания мешают различные факторы, которые он называет «призраками» или «идолами». Существует 4 вида данных «призраков»: 1. «Идолы рода» – это заблуждения и ошибки коллективного человеческого ума; 2. «Идолы пещеры» связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом, склонностями и пристрастиями, воспитанием и т. д.; 3. «Идолы площади» (рынка) порождены общественными отношениями и условностями - языком. Заблуждения возникают в процессе общения; 4. источником «Идолов театра» является вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения самим исследовать природу
Философские взгляды Р. Декарта Рационалист Рене Декарт(1596 – 1650)считал, что природа познания - требование сомнения, распространяющееся на всякое знание. Знаменитое изречение Декарта «Cogitoergosum» - «Я мыслю, следовательно, существую». В основе – методическое сомнение («Я мыслю…»). Ход рассуждений – дедуктивный (от общих посылок к частным выводам). Метод предусматривает мысленное расчленение объекта на простейшие элементарные части и (на первом этапе) изучение их в отдельности. Декарт ввёл требование очевидности (исследователь должен дойти до такой стадии мысленного расчленения изучаемого объекта, когда исчезнут всякие сомнения и всё станет просто и понятно). Затем (на втором этапе) мысль движется обратно – от простого к сложному, мысленно конструируя изучаемый объект. По определению Декарта,субстанция — это вещь, которая не нуждается для своего бытия ни в каких иных основаниях, кроме себя самой. Под это определение у Декарта подпадает только Бог. В природном мире, согласно Декарту, есть две субстанции: духовная и материальная. Первая неделима, ее основной атрибут -мышление. Модусы мышления — воображение, чувство и желание. Вторая делима до бесконечности, основной атрибут — протяженность. Модусы протяженности — фигура, положение, движение. Эти субстанции независимы друг от друга. Согласовываются они между собой Богом. Монизм Б. Спинозы. Голландский мыслитель Б. Спиноза(1632 – 1677). Субстанция, согласно Спинозе, есть то, что является причиной самой себя: Бог, отождествляемый с природой (пантеистический монизм). То есть первоначало одно, но это не божественная Личность в ее теологическом средневековом понимании, а безличная духовная сущность, выступающая причиной всего бытия. Единая субстанция имеет два важнейших атрибута — мышление и протяженность. Все остальное — это только модусы (видоизменения) субстанции — все протяженные предметы и мыслящие существа. Модусы мышления согласованы с модусами протяженности и зависят от божественной субстанции. Все в мире подчинено высшей необходимости, ничего случайного не существует.
Плюрализм Г. Лейбница. Немецкий философ и математик Г. Лейбниц(1646 – 1716) выступил с учением о множественности субстанций - плюрализм субстанций, которые он назвал монадами. Монада - нечто вроде атома Демокрита, но понимаемого в духовном смысле. Она неделима, не обладает протяженностью, активна, нематериальна. Активность ее состоит в восприятии и стремлении. Чувствами монады не воспринимаются, только разумом. Но тела, которые образованы из монад, доступны чувственному восприятию. В монадах вследствие их активности происходит постоянная смена внутренних состояний. Это ведет к их развитию. Лейбниц выделяет два различных типа причин развития: «действующие» — они порождают преобразования в соединениях монад (телах); «целевые», или «финальные», это внутренние причины развития отдельных монад. Соединения монад регулируются «предустановленной гармонией». Уровень развития монад: 1. монады низшей (субстанциальной) формы — они обладают только пассивной способностью восприятия; 2. монады-души. Они имеют чувства и способны к достаточно четким представлениям; 3. Самые высокоразвитые — монады-духи. Они обладают разумом. Следовательно, все в природе предстает наполненным активностью и жизнью. Все движется и развивается.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.232.108 (0.007 с.) |