Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 25.Представления о «совершенном человеке» в различных культурахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(2 часа)
План 1. Философия Древнего Востока о качествах «совершенного человека». 2. «Совершенный человек» периода Античности. 3. «Совершенный человек» во взглядах философов Средневековья и в эпоху Возрождения. 4. «Совершенный человек» эпохи Просвещения и в Немецкой классической философии. 5. Русская философия о «совершенном человеке». 6. «Совершенный человекXXI века».
Цель занятия: Познакомиться с историей развития философской мысли о совершенном человеке. Раскрыть современный взгляд на сущность «совершенного человека».
Задачи: 1. рассмотреть философию сущности «совершенного человека в различные исторические эпохи; 2. Осветить основные черты «совершенного человека» современности.
Совершенный человек в философии Древнего Востока Размышления о совершенном человеке — одна из самых ярких страниц в истории философской мысли. Среди многообразия трактовок человека идея его совершенства не теряет вот уже многие столетия своей первостепенности в череде волнующих мыслителей проблем. В древнекитайской философии идея совершенства человека нашла воплощение во взглядах Конфуция и его единомышленников. Конфуцианство выработало идеал «благородного мужа», носителя высших моральных качеств, для которого высшей духовной ценностью выступает «жэнь» (гуманность, милосердие), предполагающее благородство общения между двумя индивидами. В конфуцианском трактате «Ли-цзы» («Книга обрядов») описан ученый, отвечающий чертам совершенства: «Внимательный и спокойный, он превыше всего ставит широту души. Стойкий и непреклонный, он не идет на поводу у других, однако, обладая большой ученостью, он знает и что такое почтительность. Приникнув к литературным сочинениям, он трудолюбиво оттачивает на их точиле свою скромность и бескорыстие…». В даосистских трактатах выделяют «совершенных мудрецов» и «совершенномудрых». Совершенномудрые рассматриваются в даосизме как образец наивысшего совершенства.
Мудрецы Античности о совершенном человеке Античные мыслители не раз обращались к выяснению вопроса о том, какого человека мы можем назвать совершенным. В своей эстетике Аристотель развивал представления о красоте естественного человека, наделенного здоровьем, пропорциональным телосложением, изящными движениями, силой. Наряду с гармонической телесностью, прекрасное связывалось им с творческим началом человека, с его активной деятельностью, со способностью к нравственному совершенству.Для характеристики совершенной личности Аристотель использовал термин «калакагатия», отражающий гармоническое состояние возвышенной нравственности, внешней и внутренней красоты с общественно—политической зрелостью. Мыслитель полагал, что человек обретает калакагатию лишь в том случае, если он становится добродетельным существом, максимально развивая свои внутренние силы, синтезируя в себе различные добродетели. Представитель римской ветви античной философии император Марк Аврелий считал, что человек, включившись в гармонический, справедливый миропорядок, обретает душевное спокойствие. Осознав скоротечность жизни и неотвратимость всего происходящего в мире, отказавшись от внешних благ и углубившись в самого себя, он способен прийти к нравственному совершенству. Марк Аврелий выделял менее совершенные и более совершенные существа, полагал, что они находятся в иерархической зависимости.
Совершенный человек во взглядах философов Средневековья и в эпоху Возрождения Средневековый немецкий философ Альберт Великий(1193/ 1207-1280) в своей «Книге о природе и происхождении души» говорит, что «одна лишь разумная душа есть совершенство. Она делает завершенным человека и его члены, она есть совершенство растительной и чувствующей душ, она неотделима от них, и они отделимы от нее». По его убеждению, именно наделенная совершенством душа делает человека совершенным. После столетий средневековья с их бескомпромиссным теоцентризмом эпоха Возрождения ознаменовалась возведением человека на пьедестал всеобщего внимания и интереса. Ее отличительная черта — гуманизм. Один из видных его представителей итальянский мыслительПико дела Мирандоласоставил специальную «Речь о достоинствах человека». Ей он предпослал два изречения: «Самое удивительное в мире — человек!». «Великое чудо есть человек!» В гуманистической философии эпохи Возрождения превалируют представления о человеке как о существе, наделенном природой склонностью к добру и любви, к установлению высоконравственных межчеловеческих отношений. Английский философ Томас Морсчитал человека самой высшей ценностью в обществе. Он решительно протестовал против того, что человек ценится «гораздо дешевле, чем само золото». По его убеждению, человеческая жизнь — ценность, которую невозможно ни с чем сравнить, ее «нельзя уравновесить всеми благами мира». Рассматривая человека как существо уникальное, мыслитель считал его достойным совершенной жизни, описанной им в книге о стране Утопии.
Совершенный человек эпохи Просвещения и в Немецкой классической философии В философии французского Просвещения идеал человека связан с его трактовкой как существа гуманного, добродетельного, рассудительного и, разумеется, просвещенного. Делая упор на характеристике человека совершенного как человека просвещенного, Гельвеции подчеркивал: «Человек, просвещения. Поэтому менее совершенные существа он создал ради более совершенных, а более совершенные приноровил друг к другу…». Последний представитель немецкой классической философии Людвиг Фейербах рассматривал совершенного человека как единство его духовного и телесного совершенства. Он отмечал: «... Наш идеал — это цельный, действительный, всесторонний, совершенный образованный человек. К нашему идеалу должно относиться не только спасение души, не только духовное совершенство, но и совершенство телесное, телесное благополучие и здоровье».
Русская философия о совершенном человеке В русской философии идея совершенного человека нашла воплощение в размышлениях многих ее представителей. Еще русские просветители XVIII века во всем стремились к идеалу, проповедовали желание слить чувства и разум в гармоническое единство, считая, что это предохранит личность от нравственного разложения и духовного надлома. Задачу постоянного совершенствования личности проповедовал А.Н. Радищев в сочинении «О человеке, о его смертности и бессмертии». Столетие спустя B.C. Соловьев, развивая свои религиозно-философские воззрения, сравнил совершенство человека с совершенством Бога. В XX столетии в русской философии рельефно проявилось трактовка совершенства человека, необходимой характеристикой которой выступает патриотизм, любовь к Родине. В современной отечественной философской литературе красной нитью проводится мысль о том, что формирование совершенной личности напрямую связано с совершенствованием социальной среды, в которой она развивается. Только при этом условии может иметь подлинную эффективность сложнейший процесс совершенствования личности.
Совершенный человек ХХI века Сравнительное изучение различных стран позволило построить аналитическую модель современной личности. Ей присущи следующие черты. 1. Открытость экспериментам, инновациям и изменениям. Это может выражаться в различных формах: в готовности принять новое лекарство или прибегнуть к новому методу оздоровления, воспользоваться новым средством передвижения или средством информации, принять новую форму брачной церемонии или новый тип обучения молодежи и т.д. 2. Готовность к плюрализму мнений и даже к одобрению этого плюрализма. Современный человек способен признавать существование разных точек зрения. Он не боится, что взгляды других изменят его собственное видение мира. Он также не считает, что общественное мнение должно формироваться сверху. 3. Ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое, экономия времени, пунктуальность. 4. Уверенность современного человека в том, что он способен организовать свою жизнь так, чтобы преодолевать создаваемые ею препятствия. Это относится и к возможности покорения природы, и к контролю над политическими, экономическими и другими социальными проблемами. 5. Планирование будущих действий для достижения предполагаемых целей как в общественной, так и в личной жизни. 6. Вера в регулируемость и предсказуемость социальной жизни (экономические законы, торговые правила, правительственная политика), позволяющие рассчитывать действия. 7. Чувство справедливости распределения, т.е. вера в то, чтовознаграждение не зависит от случая, а по возможности соответствует мастерству и вкладу. 8.Высокая ценность формального образования и обучения. 9.Уважение достоинства других, включая тех, у кого более низкий статус или кто обладает меньшей властью. Тема 26. Философия и религия (2 часа) План 1. Природа и сущность религии. 2. Социальные функции религий 3. Типология религии. 4. Структура современных религий
Цель занятия: познакомиться с философским взглядом на религию. Рассмотреть сущность и генезис религий мира.
Задачи: 1. работа с понятиями; 2. определить природу и сущность религии; 3. рассмотреть типологию религий; 4. раскрыть структурные элементы религии. Работа с понятиями: Обряд — это совокупность стереотипных действий устанавливаемых обычаем или традицией той или иной социальной общности, символизирующих те или иные идеи, нормы, идеалы и представления. Обряд выполняет в обществе важные социальные функции. Знак — это искусственное образование, материальная форма в значительной степени произвольна и не влияет существенно на функционирование. Знак не воспроизводит объект, а лишь его замещает. Религия – это вера в сверхъестественное, Но в отличие от суеверий, религия – это еще и стремление человека к некой высшей реальности, заставляющее его, презрев непонимание окружающих, материальные лишения, стремиться к духовному идеалу Суеверия - предрассудок, представляющий собой веру в возможность предвещания будущего и влияния на него посредством использования каких-либо потусторонних сил. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или достигнуть с ними приемлемого для человека компромисса.
Природа и сущность религии С материалистических позиций определение религии следующее: «религия – это специфическая форма общественного сознания, извращенное, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, она является временным явлением, объясняется слабостью человека перед природой и служит эксплуататорам для поддержания господства над эксплуатируемыми». В православном богословском словаре суть определения религии состоит в том, что это взаимоотношение между Богом и человеком. Религия имеет для человека врожденный характер, то есть появилась в тот момент, когда Бог создал человека. Она существует, пока существует мир. Стоя на «нейтральных» позициях, можно рассматривать религию как социальное и историческое явление, то есть как систему верований и обрядов, которые объединяют людей в одну общину, называемую церковью (французский социолог Х1Х в. Э. Дюркгейм). Религия может быть рассмотрена с точки зрения психологии человека, с исторической, социальной, этнографической и др., но все равно определение этого понятия будет зависеть от главного признания: существования или не существования высших, непознаваемых разумом, сверхъестественных сил, то есть Бога. Святое Писание и Святое Предание. Языческая критика. Аллегория.Экзегетика и патристика. Апофатика и катафатика. Соборность. Символ веры. Христианский канон и апокрифы.Еретизм и секты. Схоластика: реализм и номинализм.Томизм. Мистика.Доказательства бытия Бога.Бритва Оккама.Пантеизм Н. Кузанского.Естественная теология. Философское религиоведение. «Естественная теология» и божественная рациональность.Ф. Бэкон. Р. Декарт. Деизм и «культ сердца» Б. Паскаля. Пантеизм Б. Спинозы. Дж. Локк. Веротерпимость. Свободомыслие. Атеизм. Просвещение. Натурализм Ж. Ламетри и атеизм де Сада. Дж. Беркли о «религии атеистов». Просвещенная мистика. Д. Юм о «соблазне чудесного».Религия как основа этики. И. Кант. Бог романтизма.Теология Гегеля. Позитивизм О. Конта и антропологизм Л.Фейербаха. Экзистенциальное «расколдовывание» рационализма. С. Кьеркегор. Философия жизни. А. Шопенгауэр, Ф.Ницше. Антиредукционистское религиоведение. Феноменологияи герменевтика религии. М. Хайдеггер. Идеалистические концепции религии.Объективно-идеалистические концепции религии. Доказательства бытия Бога. Рационалистические и интуитивистские доказательства. Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Имм.Кант. Павел Флоренский. Субективно-идеалистические концепции религии. Фридрих Шлеермахер. У.Джеймс. Натуралистические, (биологические) концепции религии. З.Фрейд, К-Г.Юнг. Материалистические концепции религии. Теория обмана. Сведение религии к её земной основе. Религия как социальное явление. О.Конт, Э.Дюркгейм, К.Маркс, М.Вебер. Научное религиоведение. История религии и библеистика. Филология М. Мюллера.Этнография Э. Тайлора и Дж. Фрезера.Социология К. Маркса и М. Вебера.Психология У. Джемса.Психоанализ З.Фрейда.Анализ языка. Языковые игры. Семейное сходство.Фальсификационизм. Семиотика религии. Социобиология. Системный и структурно-функциональный анализ. Э. Дюркгейми Б. Малиновский. Структурализм. К. Леви-Строс.Феноменология религии. Р. Отто, Ван дер Леув, М. Элиаде. Герменевтика религии П. Рикер. Междисциплинарный синтез.Экология духа. Социальные функции религии Религия обеспечивает общение, коммуникативную функцию. Общение складывется как в религиозной, так и в нерелигиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Регулятивная функция религии состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Интегрирующая-дезинтегрирующая функция в одном отношении объединяет, а в другом – разъединяет индивидов, группы, институты. Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культуротранслирующую функцию. Легитимирующе-разлегитимирующая функция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм, образцов как должностных или, наоборот, утверждение неправомерности каких-то из них.
Типология религии Самая простая классификация религии сводится к делению их на три группы. 1. Родоплеменные примитивные верования, сохраняющие и бытующие среди людей по сей день. От них происходят всевозможные суеверия – примитивные верования, которые имеют много общего с религией по природе своего возникновения в сознании человека, но не могут быть признаны собственно религиями, так как в них нет места Богу или богам, и они не составляют мировоззрение человека. 2. Национально-государственые религии, которые составляют основу религиозной жизни отдельных народов и наций (например, индуизм в Индии). 3. Мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Все религии также можно разделить на две большие группы: монотеистические, то есть признающие существование единого Бога, и политеистические, поклоняющиеся множеству богов. Можно также выделить группу природных (или естественных) религий. Это древние религии, согласно их учениям, человек находится не в центре мироздания, а является элементом, составной частью природы. Человека из картины мироздания этих религий можно убрать вообще, их система от этого решительно не пострадает. К типичным природным религиям относятся ведические религии Древней Индии, из мировых религий – буддизм. Как правило, эти религии политеистические. В отличие от них христианство, ислам и иудаизм, имеющие общий корень – Ветхий Завет, в центр своей системы ставят человека, который обретает путь к личному спасению. Главное внимание в этих религиях уделяется нравственным идеям (т.е. поведению человека, ищущего праведный, божеский путь). Часто эти религии, которые являются монотеистическими, называются еще нравственными или духовными. Немецкий философ Г. Гегель делил религии на три группы-стадии, последовательно сменявшие друг друга: 1.религия природы (Древний Восток); 2.религия духовной индивидуальности (иудеи, греки, римляне); 3.абсолютная религия (христианство). Иногда выделяют большую группу древних религий, основой которой является мифология. В мифах человек уподобляет весь мир себе. В мифологии как в ядре заложены и наука, и искусство, и философия, и религия. В период мифологических религий боги живут на земле, в небе, появляясь среди людей, ссорясь, мирясь и совершая проступки.
Структура современных религий По мнению Маретта, основный элементом религии, придающий ей своеобразие, то есть отличающим от других форм общественного сознания и социальных институтов, является культовая система. Следовательно, специфика религии проявляется не в особом характере верования, или в каком-то особом предмете, или объекте верования, а в том, что эти представления, понятия, образы включаются в культовую систему, приобретают в ней символический характер и в качестве таковых функционируют в социальном взаимодействии. Культовая система, представляет собой совокупность определенных обрядов. В качестве важнейшего признака обряда исследователи социальной формы называют его символический характер. В философской литературе существует традиция рассматривать символ как особую разновидность знаков — «иконический знак», обладающий частичным сходством с обозначаемым предметом. Знак и символ имеют аналогичную структуру, включающую в себя: 1) материальную форму, 2) замещаемый (обозначаемый) предмет, 3) значение или смысла. Как отмечают исследователи религии, в процессе богослужений с помощью культовых действий в сознании верующих воспроизводятся религиозные образы, символы, мысли, возбуждаются соответствующие эмоции. В результате происходит трансформация отрицательных эмоций в положительные: исчезает состояние подавленности, беспокойства, неудовлетворенности, внутреннего дискомфорта, и на смену им приходят чувства облегчения, удовлетворения, успокоенности, радости, прилива сил.
Тема 27.Философские естественнонаучные картины мира. Научные революции и смена типов миропонимания (4 часа)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.136 (0.009 с.) |