Занятие 1. Философская и естественнонаучная картины мира



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 1. Философская и естественнонаучная картины мира



План

Естественнонаучная и философская картины мира.

Научные революции в истории естествознания.

Цель занятия: познакомиться с основными понятиями, рассмотреть философскую и естественнонаучную картины мира.

 

Задачи:

1. работа с понятиями;

2. раскрыть сущность философской и естественной научной картин мира;

3. осветить научные революции в истории естествознания.

 

Работа с понятиями:

Научная картина мира -система общих представлений о мире, вырабатываемых на соответствующих стадиях исторического развития научного познания.

Естественнонаучной картиной мира- картина мира, которая складывается из существующих научных представлений о строении и развитии природы.

Частнонаучная картина мира– картина мира созданная определенной естественной наукой на основе исследуемой ей реальности.

Философская картина мира- система наиболее общих философских понятий (категорий), принципов, концепций, дающую на определенном историческом этапе представление о мире в целом.

Парадигма- определенная совокупность общепринятых в научном сообществе на данном историческом этапе идей, понятий, теорий, а также методов научного исследования, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу.

Научная революция — это процесс, имеющий своим результатом смену научных теорий, создание новой научной концепции, преобразование логического строя науки и способа мышления. Из сказанного можно сделать вывод (и история науки это подтверждает), что научная револю­ция - явление всегда чрезвычайное и довольно редкое.

Микрореволюция–это создание новой теории в той или иной области науки, которая меняет представления об определенном, сравнительно узком круге явлений, но не оказывает решающего влияния на существующую научную картину мира, не требует коренного изменения способа научного мышления.

 

Естественнонаучная и философская картины мира

Термин «картина мира» появился в рамках физической науки в конце XIX в. Одним из первых его использовал знаменитый физик Генрих Герц. Вслед за Герцем термином «картина мира» широко пользовался не менее знаменитый физик Макс Планк. Под физической картиной мира он понимал «образ мира», формируемый в физической науке и отражающей реальные закономерности природы. Этот «образ мира», подчеркивал Планк, изменяется в процессе развития науки и имеет поэтому относительный характер. Создание такой картины мира, которая представляла бы собой нечто абсолютное, окончательно завершенное и не нуждалось бы в дальнейших улучшениях, Планк считал недостижимой задачей.

В зависимости от тех или иных решений определенных философских проблем могут строиться, например, материалистическая или идеалистическая картины мира, метафизические или диалектические представления о мире и т.д.Философская и естественнонаучная картины мира не существуют изолированно, в отрыве друг от друга. Философская картина мира опирается на достижения естествознания, подтверждающие и конкретизирующие ее положения и выводы. В свою очередь, естественнонаучная картина мира обязательно связана с теми или иными философскими представлениями, свойственными той или иной эпохе, т.е. является своеобразным синтезом знаний о природе и философских, мировоззренческих установок.

История научного познания сопровождалась периодической сменой картин мира. А это означало смену так называемых парадигм. Данное понятие (происходящее от греческого термина «парадигма» — пример, образец) стало одним из важнейших в философии науки XX века. Приоритет в использовании и распространении этого понятия принадлежит американскому науковеду и историку физики Т. Куну в работе «Структура научных революций».

 

Научные революции в истории естествознания

Развитие естествознания не является лишь монотонным процессом количественного накопления знаний об окружающем природном мире. В развитии науки могут иметь место переломныерадикально меняющий прежнее видение мира.

Эти переломные этапы в генезисе научного знания получили наименование научных революций. Именно в эти периоды в науке происходит пересмотр, переосмысление ее важнейших теоретических и методологических положений.

Революция в науке - это, как правило, не кратковременное событие, ибо коренные изменения в научных знаниях требуют определенного времени. Поэтому в любой научной революции можно хронологически зафиксировать некоторый более или менее длительный исторический период, в течение которого она происходит. В этом периоде обычно выделяют следующие этапы:

накопления предпосылок для возникновения научной революции,

выработки новых принципов, представлений,

последующей экспансии их в другие области научного знания.

Революции в развитии фундаментальных наук, по результатам и степени их влияния на развитие науки в целом, можно разделить на глобальные научные революции и на «микрореволюции» в отдельных науках. Глобальная научная революция приводит к формированию совершенно нового видения мира, вызывает появление принципиально новых представлений о его структуре и функционировании, а также влечет за собой новые способы, методы его познания. Глобальная научная революция может происходить первоначально в одной из фундаментальных наук (или даже формировать эту науку), превращая ее затем на определенный исторический период в лидера науки. Последнее означает, что происходит свое­образная экспансия ее новых представлений, принципов, методов, возникших в ходе революции, на другие области знания и миропонимание в целом.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.96.184 (0.016 с.)