Тема 9. Отечественная философия и ее роль в развитии русской духовности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Отечественная философия и ее роль в развитии русской духовности



План

1. Работа с понятиями.

2. Основные черты отечественной философии.

3. П. Я. Чаадаев. Западники и славянофилы.

4. Религиозно-философские искания русских писателей (Ф.Достоевский, Л. Толстой).

5. Метафизика всеединства Владимира Соловьёва.

 

Цель занятия: показать особенности отечественной философии, основные этапы её становления, познакомиться с основными философскими концепциями русских философов.

 

Задачи:

1. Работа с понятиями.

2. Показать особенности отечественной философии.

3. Изучить основные философские концепции русских философов XIX в.

 

Рассмотреть понятия:

Западники - направление русской общественной мысли 40-х годов Х1Хв., представители которого считали, что Россия должна развиваться по западному пути.

Славянофилы - направление русской общественной мысли 40-50 гг. XIX в., представители которого выступили с обоснованием самобытности пути исторического развития России, принципиально отличного от западноевропейского.

Соборность - органическая, социально-духовная общность людей, в которой каждая личность раскрывает свои способности во имя процветания сообщества. Соборность противоположна индивидуализму и государственному тоталитаризму.

Ноосфера - сфера взаимодействия природы и общества, в которой человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития.

 

Основные черты отечественной философии

Выделяют семь особенных черт русской философии:

1. религиозная форма. Философские идеи проникли на Русь вместе с православием, в христианской религиозной форме утвердились в общественном сознании;

2. антропологизм, этический аспект исследуемых проблем, стремление постичь непримиримую борьбу добра и зла, поиски правды;

3. пристальное внимание к общественно-политической проблематике;

4. борьба славянофильства и западничества. Вопрос о месте России в мире;

5. практическая направленность и в связи с этим отрицание абстрактного философствования;

6. тесная связь с литературой и даже с искусством, большое разнообразие форм философских произведений;

7. вопрос об истине в процессе познания соотносится с понятием «правды»;

 

П. Я. Чаадаев. Западники и славянофилы

Во второй четверти XIX в. возникли русская классическая литература и русское национальное самосознание, размышлявшие над проблемой специфичности, особой миссии и судьбы русского народа в мировой цивилизации. Впервые эта проблема была поднята П. Я. Чаадаевым (1794 – 1856). В своих работах Чаадаев написал, что Россия послужит негативным примером для европейских народов. В последовавшей за тем дискуссии сложились два основных «лагеря» – западники и славянофилы.

Западники (Т.Н. Грановский, М.А. Ба­кунин, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Бе­линский и др.) указывали на экономиче­ское, политическое и культурное отстава­ние России от передовых стран Европы. Цивилизованная буржуазная Европа каза­лась им идеалом, к которому должна стре­миться застойная Россия. Причины ее от­сталости они видели в господстве религиозных институтов, кре­постничестве и монархизме. Из философов особо ценили Гегеля, однако тяготели к атеизму, материализму и индивидуализму.

Славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, братья Акса­ковы, Ю.Ф. Самарин и др.) делали ставку на русскую са­мобытную культуру. Их философские воззрения тяготели к полюсу «тотальности». Православие они считали духовной основой российского общества, монархию — наилучшей формой правле­ния, крестьянскую общину — экономи­ческим и нравственным фундаментом русской жизни. Ключевое понятие их фи­лософии — «соборность».

Религиозно-философские искания русских писателей: Ф. М. Достоевский,

Л. Н. Толстой

Писатель Ф. Достоевский (1821 – 1881) в своих произведениях сосредоточился на изучении человеческой души в её социальном и этико-религиозном измерениях. Его работы наполнены противоречиями: он хочет верить в человека, но не верит, так как считает себя «реалистом». Достоевский – тонкий психолог. Подлинное улучшение жизни, убеждает автор, возможно только через внутреннее, духовное самосовершенствование человека. Истина для Достоевского есть добро, мыслимое человеческим умом, и красота, телесно воплощённая в живой телесной форме. Полное воплощение истины во всём есть конец, цель и совершенство. Поэтому красота спасёт мир.

Великий русский писатель Лев Нико­лаевич Толстой (1828—1910) выдвигает идею создания новой практической рели­гии, основанной на учении Христа, по очищенной от церковности, мистики и пустой веры в загробное блаженство. Фи­лософскую опору он находит в раннем христианстве, восточных религиях и уче­ниях Руссо, Шопенгауэра, Фейербаха.

Центральный вопрос в философии Толстого, который он ста­вит в своей «Исповеди».

Только неразумная, иррациональная вера снимает проблему смысла бытия и вдохнов­ляет человека к жизни во имя искания Бога. Эти искания приво­дят человека к идее самосовершенствования, братской любви к другим людям и обретению надындивидуального бессмертия, ког­да индивидуальное сознание сливается с сознанием других людей, которое и является проявлением абсолютной сущности Бога.

Церковь отреагировала на духовное реформаторство Толстого аг­рессивно и неконструктивно. В 1901 г. граф Лев Толстой был от­лучен от Православной церкви.

Метафизика всеединства Владимира Соловьёва

Вершиной, своеобразным итогом развития русской философии в XIX в. стало учение о «всеединстве» выдающегося русского философа В.С. Соловьёва (1853 – 1900). Он построил свою философскую систему как антитезис к философским воззрениям позитивистов, которые предлагали заменить философское умозрение «положительной» наукой, т. е. узкоопытным, эмпирическим знанием.

Всеединство Соловьёв понимал в трёх аспектах:

1. гносеологическом – как единство трёх видов знания: эмпирического - науки, рационального - философии и мистического - религиозного созерцания;

2. социально-практическом – единство государства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия. Идеалом Соловьева была «свободная теократия» – слияние общества и государства;

3. аксиологиеском – единство трёх абсолютных ценностей: Добра, Истины и Красоты, при условии примата Добра.

Антропология Соловьёва: человек способен преобразиться в Богочеловека, подобного Христу, в котором объединяются природное и духовное начала. Общество будущего («свободная теократия») должно состоять из духовно и нравственно преображённых людей. Тогда возникнет «Богочеловечество», а Земля станет «богоземлёй». В этом, по мнению философа, заключается смысл человеческой истории.

 

 

Тема 10. Основные проблемы зарубежной философии второй половины ХIХ - середины XX века (4 часа)



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.191.87 (0.007 с.)