Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 1. Понятие мировоззрения и его исторические типы↑ Стр 1 из 26Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Занятие 2. Система философского знания. Основные направления. План 1. Работа с понятиями: идеализм, материализм, дуализм, метафизика. 2. Предмет философии, её соотношение с конкретными науками. 3. Основные направления в философии. 4. Структура и функции философского знания.
Цель занятия: рассмотреть историческое развитие философского знания в рамках основных направлений, определить структуру и функции философии, раскрыть ее назначение. Задачи: Первой задачей является - дать определение и выучить основные философские термины. Идеализм - философское направление, признающее первичность духовного начала по сравнению с материальным. Материализм - философское направление, признающее вторичность духовного начала по сравнению с материальным. Дуализм - философское учение о сосуществовании двух независимых друг от друга начал - материального и духовного. Метафизика - 1) учение о сверхчувственных принципах и началах бытия;2) синоним к термину «онтология». Вторая задача состоит в определении предмета философии, ее соотношения с науками. Предметом философии является человек, его отношение к окружающему миру. Проводя сравнение между философией и конкретными науками можно выделить следующие отличия: научное знание узкоспециализированное, дифференцированное, каждая наука решает проблемы одной области знания (биология, история, математика). Философия же стремиться рассматривать мир в целом, составляя целостную систему знания. Философия включает ценностную компоненту. Ученые, напротив, изучают факты и пытаются объяснить, как устроены мир и человек. Они интересуются миром с точки зрения прагматизма, ценностная компонента отсутствует в данных интересах. Третья задача заключается в рассмотрении основных направлений философии: идеализм и материализм. Решая вопрос о выявлении причины всего сущего, философы разделились на два направления: идеалисты и материалисты. Первые считают, что причиной и основанием всего существующего является духовное начало: абсолютный дух, сверхъестественная бестелесная субстанция, Бог (объективные идеалисты) или сознание самого человека (субъективные идеалисты). Вторые полагают, что началом и основой всего существующего может быть только материальная субстанция, которая является вечной, несотворимой и неуничтожимой. Следует разобрать, что в истории материалистический и идеалистический подходы дополняют друг друга, внося значительный вклад в понимание человека, природы и общества, но оставаясь при этом на своих позициях. Четвертая задача состоит в раскрытии структуры философии, определении ее функций. Современная структура философского знания включает 11 компонентов (разделов): 1. онтологию – учение об общих принципах бытия мироздания; 2. гносеологию – теорию познания; 3. методологию – учение о методах познания; 4. эпистемологию – теорию естественнонаучного знания, в которой исследуется знание как таковое, его структура, функционирование и развитие; 5. философскую антропологию – учение о сущности человека и его бытии; 6. аксиологию – учение о ценностях бытия человека и общества; 7. социальную философию и философию истории – учение о сущности и развитии человеческого общества; 8. этику или деонтологию – учение о должном; 9. эстетику – учение о прекрасном; 10. логику; 11. историю философии. Необходимо выделить основные функции философии: мировоззренческая, гуманитарная, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная, эвристическая, интегрирующая, методологическая, критическая, синтетическая, прогностическая.
Тема 2. Проблемы человека и мира в философии Древнего Востока (4 часа) Неокантианство Неокантианство — философское идеалистическое направление, возникшее во второй половине XIX века в Германии под лозунгом «Назад к Канту!» и распространившееся впоследствии в других странах, в том числе и в России. Основные принципы неокантианства сводились к трем основным моментам: 1. понимание философии исключительно как критики познания; 2. ограничение познания сферой опыта и отказ от притязаний онтологии (учения о бытии) на статус научной дисциплины; 3. признание обусловливающих познание априорных норм. Марбургская школа - течение в неокантианстве, исходящее из трансцендентально-логического истолкования учения Канта. Представлена такими основными именами, как Г. Коген (возглавлявший эту школу), П. Наторп и Э. Кассирер. Они определяют предмет познания не как субстанцию, лежащую по ту сторону всякого познания, а как субъект, формирующийся в прогрессирующем опыте и «заданный» первоначалом бытия и познания. Соответственно, философия имеет своей целью исключительно творческую работу созидания объектов всякого рода, но вместе с тем познает эту работу в ее чистом законном основании и в этом познании обосновывает. Лидеры баденской школы неокантианства Виндельбанд Вильгельм (1848—1915) и Риккерт Генрих (1863—1936) выдвинули тезис о наличии двух классов наук: 1. идиографическими - описывающими индивидуальные, неповторимые события, ситуации и процессы. 2. номотетическими, они фиксируют общие, повторяющиеся, регулярные свойства изучаемых объектов, абстрагируясь от несущественных индивидуальных свойств. Поэтому номотетические науки — физика, биология и др. — в состоянии формулировать законы и соответствующие им общие понятия. Анализируя специфику социально-гуманитарного знания, Риккерт указывал следующие основные ее особенности: 1. конечный результат - описание индивидуального события на основе письменных источников, текстов, материальных источников; 2. сложный, очень опосредованный способ взаимодействия с объектом знания через указанные источники; 3. для наук о культуре характерен идеографический метод; 4. объекты социального знания неповторимы, не поддаются воспроизведению, нередко уникальны; 5. социально-гуманитарное знание целиком зависит от ценностей и оценок, наукой о которых и является философия.
Позитивизм Позитивизм — направление в философии и науке, которое исходит из «позитивного», т.е. из данного, фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает им свое исследование, а «метафизические» (философские) объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. Классический позитивизм Представителями первой, классической формы позитивизма XIX в. кроме О. Конта были английские мыслители Дж. С. Милль, Г. Спенсер, французы П. Лаффит, Э. Ренан и др. Были позитивисты «первой волны» и в России П. Лавров, Н. Михайловский. О. Конт полагал, что «метафизика» как учение о сущности явлений, об их началах и причинах, должна быть устранена, а ее место должна занять позитивная философия. Говоря о пользе и назначении положительной философии в общей системе частных наук, Конт указывает на четыре ее основных свойства. 1. единственное рациональное средство обнаружить логические законы человеческого ума; 2. прочное обоснование положительной философии дает ей возможность играть руководящую роль во всеобщем преобразовании системы воспитания и образования, где все острее возрастает потребность в приобретении совокупности положительных идей по всем главным сферам действительности; 3. специальное изучение общих положений наук способствует прогрессу отдельных положительных наук; 4. ее можно считать единственной прочной основой общественного преобразования. Эмпириокритицизм Эмпириокритицизм («критика опыта») — вторая основная форма позитивизма, сложившаяся в конце XIX — начале XX в. в работах крупного австрийского «философствующего» физика Э. Маха (и названная поэтому его именем) и швейцарского философа Р. Авенариуса и призванная «защитить» опыт от проникновения в него философских категорий (особенно причинности, субстанции, необходимости и др.). Мах Эрнст (1838—1916) — австрийский физик и философ. В своей философской концепции Мах настаивает на том, что не тела вызывают ощущения, а комплексы «элементов», совокупность ощущений образует тела. Неопозитивизм Это третий — последний — этап позитивизма и одно из основных направлений западной философии, особенно активно себя проявившее в 30 —60-е гг. XX в. (Карнап, Шлик, Найрат, Рейхен-бах и др.). Основные идеи неопозитивизма были сформулированы в 20-е гг. XX в. в рамках деятельности Венского кружка. Важное значение неопозитивисты придавали принципу верификации. Верификация (доказательство, подтверждение) — процедура установления истинности научных положений в процессе их эмпирической проверки. Говоря о роли позитивизма в развитии науки, великий физик В. Гейзенберг отмечал, что всякий охотно присоединится к требованиям прагматиков и позитивистов — тщательность и точность в деталях, максимальная ясность языка. Но нужно «думать о широких взаимосвязях», ибо будет утерян компас, по которому мы можем ориентироваться. Постпозитивизм Постпозитивизм — течение западной философско-методологической мысли XX века, пришедшее на смену неопозитивизму (логическому позитивизму). Постпозитивизм исторически восходит к работам К. Поппера 50-х гг. XX в. и последующих представителей «философии науки»: Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, Ст. Тулмина и др. Основные черты данного течения: 1. ослабление внимания к проблемам формальной логики и ограничение ее притязаний; 2. активное обращение к истории науки как диалектическому процессу 3. отказ от каких бы то ни было жестких разграничений, попытки гибко сочетать их; 4. стремление представить общий механизм развития знания как единство количественных («нормальная наука») и качественных изменений (научные революции); 5. анализ социокультурных факторов возникновения и развития научного знания; 6. резкое изменение отношения к философии, подчеркивание ее роли как одного из важных факторов научного исследования; 7. замена верификации фальсификацией — методологической процедурой, посредством которой устанавливается ложность гипотезы или теории в результате ее эмпирической проверки. ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ Специальность: 060101 «Лечебное дело», 060103 «Педиатрия», 060104 «Медико-профилактическое дело», 030302 «Клиническая психология», 060105 «Стоматология», 060108 «Фармация», 060112 «Биомедицинская химия», 040100.02 «Социальная работа».
Владивосток Тема: Античная философия. 1. Назовите древнегреческого философа, автора знаменитого изречения: "Человек – мера всех вещей". а) Сократ; б) Протагор; в) Платон; г) Аристотель.
2. Кто из известных античных философов является автором следующею афоризма: "Я знаю, что я ничего не знаю, но есть люди, которые не знают и этого"? а) Платон; б) Эпикур; в) Сократ; г) Демокрит.
3. "Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное добродетельного человека, и с его помощью стойко перенести все, что приносит нам судьба, и отдаться воле законов природы". Кто об этом мог заявить? а) неоплатоник; б) киник; г) скептик; д) стоик; е) пифагореец.
4. Какому известному мыслителю древности принадлежит классическое определение справедливости: "Существует два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу". а) мыслителю-врачу Галену; б) поэту-мыслителю Гесиоду; в) философу-врачу Гиппократу; г) философу-ритору Цицерону.
5. Кто из древнегреческих философов называл воздух первоосновой всего сущего? а) Фалес; б) Анаксимен; в) Анаксимандр; г) Демокрит.
6. Кому из древнегреческих мыслителей принадлежит утверждение что "Все сущее есть число"? а) Ксенофану; б) Пармениду; в) Зенону; г) Пифагору; д) Гераклиту.
7. Кто из античных философов является автором атомистической трактовки бытия? а) Аристотель; б) Платон; в) Демокрит; г) Гераклит; д) Эмпедокл.
8. Кто из философов характеризует бытие как бестелесные идеи? а) Аристотель; б) Эпикур; в) Сократ; г) Платон; д) Демокрит; е) Протагор.
9. Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является: а) вода; б) огонь; в) земля; г) дерево.
10. Основателем этики в западноевропейской философии считается: а) Фалес; б) Сократ; в) Платон; г) Аристотель.
11. Элеаты рассматривали мир как: а) динамичный; б) статичный; с) иллюзорный.
Тема: Теория познания. 1. Гносеология рассматривает.... а) границы и возможности человеческого познания; б) человеческое бытие; в) нравственные ориентиры человеческой жизни; г) эстетические ценности.
2. Достоверное знание о мире невозможно, утверждает: а) скептицизм; б) атеизм; в) рационализм; г) эмпиризм.
3. Познавательное отношение состоит из трех основных сторон (элементов). Укажите, какая среди указанных сторон здесь лишняя? а) субъект познания; б) средства познания; в) цель познания; г) объект познания.
4. Абсолютность, относительность, конкретность, объективность являются основными свойствами: а) материи; б) пространства; в) истины; г) теории.
5. Знание, соответствующее реальности, адекватно отражающее действительность: а) мультиплет; б) агрегор; в) гипотеза; г) истина.
6. В соответствии с прагматической концепцией истинности, истина – это: а) результат соглашения между учеными; б) свойство знания соответствовать действительности; в) продукт научной деятельности, соответствующий предшествующим знаниям; г) то, что полезно, что помогает нам успешно решать проблемы.
7. Способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обращения к логическим аргументам: а) интеллект; б) интуиция; в) созерцание; г) наблюдение.
8. Какая из перечисленных форм познания является древнейшей? а) мифологическое познание; б) научное познание; в) религиозное познание; г) философское познание.
9. Как называется искусство и теория понимания и интерпретации? а) аналитика; б) герменевтика; в) диалектика; г) майевтика.
10. Как называется философское направление, основной принцип которого выражен в словах: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах»? а) интуитивизм; б) рационализм; в) сенсуализм; г) спиритуализм.
Тема: Социальная философия.
1. Основатель социологии как позитивной науки: а) М. Вебер; б) О. Конт; в) К. Маркс; г) Г. Гегель. Тема: Философия истории. 1. Установите соответствие:
2. Понятие «социальный прогресс» в западноевропейской философии впервые появилось в: а) ХYШ в.; б) XI; в) XIX; г) IX.
3. Формационный подход к рассмотрению исторического процесса был разработан в философии: а) картезианской; б) гегелевской; в) марксистской; г) аристотелевской.
4. Расположите в хронологическом порядке появление представлений об историческом процессе как: а) спиралевидном; б) циклическом; в) линеарном.
5. Установите соответствие между основными подходами к развитию общества и их авторами: 1) формационный а) Шпенглер 2) культурологический б) Маркс 3) цивилизационный в) Тойнби
6. Совокупность локальных цивилизаций, каждая из которых проходит свой цикл (по А.Тойнби) есть: а) всемирная история; б) крах культуры; в) формация; г) культура.
7. Смерть культуры, по мнению О. Шпенглера, начинается с возникновения: а) промышленности; б) войны; в) инфляции; г) цивилизации.
8. Согласно концепции Данилевского славяне принадлежат к культурно-историческому типу: а) европейскому; б) романо-германскому; в) восточному; г) новому, только формирующемуся.
9. Автором понятия «философия истории» является: а) Гегель; б) Ньютон; в) Вольтер; г) Руссо.
10. Соотнесите автора и его произведение: 1. Данилевский Н. а) «Закат Европы» 2. Тойнби А. б) «Постижение истории» 3. Шпенглер О. в) «Россия и Европа»
Тема: Философия и медицина. 1. Что реально является объектом медицины как науки? а) организм человека; б) психика человека; в) психосоматическая целостность жизнедеятельности человека.
2. Какую из медицинских теорий можно считать фундаментальной основой теории общей патологии? а) биологию; б) физиологию; в) анатомию; г) психотерапию; д) медицинскую антропологию.
3. Как можно оценить природу человека? а) как единство биологического и социального; б) как социо-психо-естественный феномен.
4. Если возможна общая междисциплинарная теория человека, то какие из перечисленных дисциплин должны составить ее основание? Выберите правильную комбинацию ответов: а) анатомия; б) физиология; в) психология; г) медицинская антропология; д) биоэтика; е) философия.
5. Какие из этиологических концепций современной медицины можно оценить как вариант механистического детерминизма? а) концепция Г. Селье; б) монокаузализм; в) кондиционализм; г) конституционализм; д) концепция И.В. Давыдовского.
6. В современной медицине, как в любой другой науке, есть две формы научного рационализма, символами которых выступают герои «Фауста» Гете. Кто из них олицетворяет, с Вашей точки зрения, современную науку? а) Фауст; б) Вагнер.
7. К. Маркс, анализируя усиливающуюся специализацию научных исследований, называл последствия этого процесса «профессиональным кретинизмом». Характерен ли этот феномен, с Вашей точки зрения, для современной медицины? а) да; б) нет.
8. Совпадают ли по смыслу понятия «норма» и «сущность» здоровья? а) да; б) нет.
9. Какой из этих вариантов наиболее соответствует современной клинической практике? а) врач должен лечить болезнь; б) врач должен лечить больного; в) врач должен лечить болезнь у больного.
10. Платон и Гиппократ говорили: «Врач-философ подобен Богу». В чем, по-Вашему, заключается сокровенный смысл этой античной идеи? а) врач – творец гармоничного бытия человека; б) врач – творец физического здоровья; в) врач – знаток человеческих душ.
Занятие 1. Понятие мировоззрения и его исторические типы
План 1. Работа с понятиями: 2. Структура мировоззрения. 3. Исторические типы мировоззрения: а) мифология и её характеристика, б) религия и её характеристика, в) философия как тип мировоззрения.
Цель семинарского занятия: познакомиться с основными понятиями философии, рассмотреть структуру и типы мировоззрения.
Задачи: Основной задачей при подготовке первого вопроса является заучивание определений основных терминов философии: Философия - духовно-теоретическое отношение человека к миру, выраженное через призму логических категорий и всеобщих понятий. Мировоззрение - духовно-практическое отношение человека к миру, выраженное через призму внутренних идеалов, ценностей, убеждений. Миф - предание, сказание о делах богов, героев. Мифология - тип мировоззрения, основанный на художественно-эмоциональном переживании мира и характерный для ранних стадий общественного развития. Религия - тип мировоззрения, основанный на вере в существование богов, сверхъестественных сил, управляющих миром. Вера 1) бездоказательное признание истинности того или иного явления (синонимы: уверенность, доверие, убеждённость);2) религиозная вера, способ существования религиозного мировоззрения; 3) человеческая потребность принимать события такими, какими их хочется воспринимать,способность оценивать реальность из глубин человеческого существования. Рефлексия - мышление человека, ориентированное на самого себя. Идеал – образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений. Логика - наука о закономерностях в связях и развитие мыслей. Понятие - это мысль, в которой обобщены и выделены предметы на основе системы признаков, общей только для этих выделяемых предметов. Атрибут - неотъемлемое свойство предмета, явления. Идеология - система знаний, позволяющая обществу или человеку ориентироваться в окружающей социальной или природной среде и решать общие задачи социальной регуляции. Закон - знание об устойчивых, повторяющихся связях между предметами или явлениями. Категория - знание о всеобщих чертах бытия. Основной задачей второго вопроса является соотнесение понятий мировоззрение и философия, рассмотрение структуры мировоззрения: согласно определению, мировоззрение – это духовно-практическое отношение человека к миру, а философия – отношение духовно-теоретическое, следует, что философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода облако обобщённых обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно-важный уровень мировоззрения. Мировоззрение включает две сферы: мироощущение – чувственная, эмоционально-психическая сфера, и миропонимание – рациональная, интеллектуально-познавательная сфера. Уровни структуры мировоззрения включают: знания, ценности и оценки, идеалы и нормы, убеждения. Задача третьего вопроса – определить исторические типы мировоззрения и дать им характеристику: 1. Мифология и её характеристика. Ядром мифологии служит миф – предание, сказание о делах богов, героев. Основные черты мифологического типа мировоззрения: 1) Одушевление предметов живой и неживой природы – анимизм. 2) Синкретичность научного знания, образного отражения мира – искусства, потребности человека в вере, в чудесном, иррациональном – религии и норм поведения в обществе – этике. 3) Отсутствие «Я», личности – коллективизм. 4) Механизм существования – внушение (суггестия). 5) Отношения между людьми в коллективе базируются на системе запретов (табу) и регламентаций. 2. Религия и её характеристика. Основные черты религиозного типа мировоззрения: 1)Удвоение мира на земной, естественный, воспринимаемый органами чувств и сверхъестественный, сверхчувственный, «небесный». 2)Вера в существование сверхъестественных сил, богов. 3)Культ – система утвердившихся ритуалов, догматов. 4)Появляется Церковь как социальный институт, выполняющий функцию посредника между человеком и богом. 5)Возникают представления об индивидуальности, личности. Появляется рефлексивное мышление. Главным субъектом, действующим лицом, для религиозного человека выступают «высшие силы», боги; они же являются объектами поклонения. 2. Философия как тип мировоззрения. Черты философии как типа мировоззрения следующие: 1) её исходным пунктом и целью является человек, его место в мире и отношение к этому миру; 2) она изучает предельные основания мироустройства 3) основным средством познания являются умозрение и интуиция; 4) эмпирическая база познания – частные науки и общественно-историческая практика; 5) она ничего не принимается на веру, всё подвергает сомнению.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.166 (0.012 с.) |