Занятие 1. Понятие мировоззрения и его исторические типы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 1. Понятие мировоззрения и его исторические типы



Занятие 2. Система философского знания. Основные направления.

План

1. Работа с понятиями: идеализм, материализм, дуализм, метафизика.

2. Предмет философии, её соотношение с конкретными науками.

3. Основные направления в философии.

4. Структура и функции философского знания.

 

Цель занятия: рассмотреть историческое развитие философского знания в рамках основных направлений, определить структуру и функции философии, раскрыть ее назначение.

Задачи:

Первой задачей является - дать определение и выучить основные философские термины.

Идеализм- философское направление, признающее первичность духовного начала по сравнению с материальным.

Материализм- философское направление, признающее вторичность духовного начала по сравнению с материальным.

Дуализм - философское учение о сосуществовании двух независимых друг от друга начал - материального и духовного.

Метафизика- 1) учение о сверхчувственных принципах и началах бытия;2) синоним к термину «онтология».

Вторая задача состоит в определении предмета философии, ее соотношения с науками.

Предметом философии является человек, его отношение к окружающему миру. Проводя сравнение между философией и конкретными науками можно выделить следующие отличия: научное знание узкоспециализированное, дифференцированное, каждая наука решает проблемы одной области знания (биология, история, математика). Философия же стремиться рассматривать мир в целом, составляя целостную систему знания. Философия включает ценностную компоненту. Ученые, напротив, изучают факты и пытаются объяснить, как устроены мир и человек. Они интересуются миром с точки зрения прагматизма, ценностная компонента отсутствует в данных интересах.

Третья задача заключается в рассмотрении основных направлений философии: идеализм и материализм.

Решая вопрос о вы­явлении причины всего сущего, философы разделились на два направления: идеалисты и материалисты.

Первые считают, что причиной и основанием всего существу­ющего является духовное начало: абсолютный дух, сверхъестественная бестелесная субстанция, Бог (объективные иде­алисты) или сознание самого человека (субъективные идеалисты).

Вторые полагают, что началом и основой всего существующего может быть только материальная субстанция, которая является веч­ной, несотворимой и неуничтожимой.

Следует разобрать, что в истории материалистический и идеалистический подходы дополняют друг друга, внося значительный вклад в понимание человека, природы и общества, но оставаясь при этом на своих позициях.

Четвертая задача состоит в раскрытии структуры философии, определении ее функций.

Современная структура философского знания включает 11 компонентов (разделов):

1. онтологию – учение об общих принципах бытия мироздания;

2. гносеологию – теорию познания;

3. методологию – учение о методах познания;

4. эпистемологию – теорию естественнонаучного знания, в которой исследуется знание как таковое, его структура, функционирование и развитие;

5. философскую антропологию – учение о сущности человека и его бытии;

6. аксиологию – учение о ценностях бытия человека и общества;

7. социальную философию и философию истории – учение о сущности и развитии человеческого общества;

8. этику или деонтологию – учение о должном;

9. эстетику – учение о прекрасном;

10. логику;

11. историю философии.

Необходимо выделить основные функции философии: мировоззренческая, гуманитарная, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная, эвристическая, интегрирующая, методологическая, критическая, синтетическая, прогностическая.

 

Тема 2. Проблемы человека и мира в философии Древнего Востока

(4 часа)

Неокантианство

Неокантианство — философское идеалистическое направление, возникшее во второй половине XIX века в Германии под лозунгом «Назад к Канту!» и распространившееся впоследствии в других странах, в том числе и в России.

Основные принципы неокантианства сводились к трем основным моментам:

1. понимание философии исключительно как критики познания;

2. ограничение познания сферой опыта и отказ от притязаний онтологии (учения о бытии) на статус научной дисциплины;

3. признание обусловливающих познание априорных норм.

Марбургская школа - течение в неокантианстве, исходящее из трансцендентально-логического истолкования учения Канта.

Представлена такими основными именами, как Г. Коген (возглавлявший эту школу), П. Наторп и Э. Кассирер. Они определяют предмет познания не как субстанцию, лежащую по ту сторону всякого познания, а как субъект, формирующийся в прогрессирующем опыте и «заданный» первоначалом бытия и познания. Соответственно, философия имеет своей целью исключительно творческую работу созидания объектов всякого рода, но вместе с тем познает эту работу в ее чистом законном основании и в этом познании обосновывает.

Лидеры баденской школы неокантианства Виндельбанд Вильгельм (1848—1915) и Риккерт Генрих (1863—1936) выдвинули тезис о наличии двух классов наук:

1. идиографическими - описывающими индивидуальные, неповторимые события, ситуации и процессы.

2. номотетическими, они фиксируют общие, повторяющиеся, регулярные свойства изучаемых объектов, абстрагируясь от несущественных индивидуальных свойств.

Поэтому номотетические науки — физика, биология и др. — в состоянии формулировать законы и соответствующие им общие понятия.

Анализируя специфику социально-гуманитарного знания, Риккерт указывал следующие основные ее особенности:

1. конечный результат - описание индивидуального события на основе письменных источников, текстов, материальных источников;

2. сложный, очень опосредованный способ взаимодействия с объектом знания через указанные источники;

3. для наук о культуре характерен идеографический метод;

4. объекты социального знания неповторимы, не поддаются воспроизведению, нередко уникальны;

5. социально-гуманитарное знание целиком зависит от ценностей и оценок, наукой о которых и является философия.

 

Позитивизм

Позитивизм — направление в философии и науке, которое исходит из «позитивного», т.е. из данного, фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает им свое исследование, а «метафизические» (философские) объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными.

Классический позитивизм

Представителями первой, классической формы позитивизма XIX в. кроме О. Конта были английские мыслители Дж. С. Милль, Г. Спенсер, французы П. Лаффит, Э. Ренан и др. Были позитивисты «первой волны» и в России П. Лавров, Н. Михайловский.

О. Конт полагал, что «метафизика» как учение о сущности явлений, об их началах и причинах, должна быть устранена, а ее место должна занять позитивная философия.

Говоря о пользе и назначении положительной философии в общей системе частных наук, Конт указывает на четыре ее основных свойства.

1. единственное рациональное средство обнаружить логические законы человеческого ума;

2. прочное обоснование положительной философии дает ей возможность играть руководящую роль во всеобщем преобразовании системы воспитания и образования, где все острее возрастает потребность в приобретении совокупности положительных идей по всем главным сферам действительности;

3. специальное изучение общих положений наук способствует прогрессу отдельных положительных наук;

4. ее можно считать единственной прочной основой общественного преобразования.

Эмпириокритицизм

Эмпириокритицизм («критика опыта») — вторая основная форма позитивизма, сложившаяся в конце XIX — начале XX в. в работах крупного австрийского «философствующего» физика Э. Маха (и названная поэтому его именем) и швейцарского философа Р. Авенариуса и призванная «защитить» опыт от проникновения в него философских категорий (особенно причинности, субстанции, необходимости и др.).

Мах Эрнст (1838—1916) — австрийский физик и философ. В своей философской концепции Мах настаивает на том, что не тела вызывают ощущения, а комплексы «элементов», совокупность ощущений образует тела.

Неопозитивизм

Это третий — последний — этап позитивизма и одно из основных направлений западной философии, особенно активно себя проявившее в 30 —60-е гг. XX в. (Карнап, Шлик, Найрат, Рейхен-бах и др.). Основные идеи неопозитивизма были сформулированы в 20-е гг. XX в. в рамках деятельности Венского кружка.

Важное значение неопозитивисты придавали принципу верификации. Верификация (доказательство, подтверждение) — процедура установления истинности научных положений в процессе их эмпирической проверки.

Говоря о роли позитивизма в развитии науки, великий физик В. Гейзенберг отмечал, что всякий охотно присоединится к требованиям прагматиков и позитивистов — тщательность и точность в деталях, максимальная ясность языка. Но нужно «думать о широких взаимосвязях», ибо будет утерян компас, по которому мы можем ориентироваться.

Постпозитивизм

Постпозитивизм — течение западной философско-методологической мысли XX века, пришедшее на смену неопозитивизму (логическому позитивизму). Постпозитивизм исторически восходит к работам К. Поппера 50-х гг. XX в. и последующих представителей «философии науки»: Т. Куна,

И. Лакатоса, П. Фейерабенда, Ст. Тулмина и др.

Основные черты данного течения:

1. ослабление внимания к проблемам формальной логики и ограничение ее притязаний;

2. активное обращение к истории науки как диалектическому процессу

3. отказ от каких бы то ни было жестких разграничений, попытки гибко сочетать их;

4. стремление представить общий механизм развития знания как единство количественных («нормальная наука») и качественных изменений (научные революции);

5. анализ социокультурных факторов возникновения и развития научного знания;

6. резкое изменение отношения к философии, подчеркивание ее роли как одного из важных факторов научного исследования;

7. замена верификации фальсификацией — методологической процедурой, посредством которой устанавливается ложность гипотезы или теории в результате ее эмпирической проверки.

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Специальность: 060101 «Лечебное дело»,

060103 «Педиатрия»,

060104 «Медико-профилактическое дело»,

030302 «Клиническая психология»,

060105 «Стоматология»,

060108 «Фармация»,

060112 «Биомедицинская химия»,

040100.02 «Социальная работа».

 

 

Владивосток

Тема: Античная философия.

1. Назовите древнегреческого философа, автора знаменитого изречения: "Человек – мера всех вещей".

а) Сократ;

б) Протагор;

в) Платон;

г) Аристотель.

 

2. Кто из известных античных философов является автором следующею афоризма: "Я знаю, что я ничего не знаю, но есть люди, которые не знают и этого"?

а) Платон;

б) Эпикур;

в) Сократ;

г) Демокрит.

 

3. "Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное добродетельного человека, и с его помощью стойко перенести все, что приносит нам судьба, и отдаться воле законов природы". Кто об этом мог заявить?

а) неоплатоник;

б) киник;

г) скептик;

д) стоик;

е) пифагореец.

 

4. Какому известному мыслителю древности принадлежит классическое определение справедливости: "Существует два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу".

а) мыслителю-врачу Галену;

б) поэту-мыслителю Гесиоду;

в) философу-врачу Гиппократу;

г) философу-ритору Цицерону.

 

5. Кто из древнегреческих философов называл воздух первоосновой всего сущего?

а) Фалес;

б) Анаксимен;

в) Анаксимандр;

г) Демокрит.

 

6. Кому из древнегреческих мыслителей принадлежит утверждение что "Все сущее есть число"?

а) Ксенофану;

б) Пармениду;

в) Зенону;

г) Пифагору;

д) Гераклиту.

 

7. Кто из античных философов является автором атомистической трактовки бытия?

а) Аристотель;

б) Платон;

в) Демокрит;

г) Гераклит;

д) Эмпедокл.

 

8. Кто из философов характеризует бытие как бестелесные идеи?

а) Аристотель;

б) Эпикур;

в) Сократ;

г) Платон;

д) Демокрит;

е) Протагор.

 

9. Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является:

а) вода;

б) огонь;

в) земля;

г) дерево.

 

10. Основателем этики в западноевропейской философии считается:

а) Фалес;

б) Сократ;

в) Платон;

г) Аристотель.

 

11. Элеаты рассматривали мир как:

а) динамичный;

б) статичный;

с) иллюзорный.

 

Тема: Теория познания.

1. Гносеология рассматривает....

а) границы и возможности человеческого познания;

б) человеческое бытие;

в) нравственные ориентиры человеческой жизни;

г) эстетические ценности.

 

2. Достоверное знание о мире невозможно, утверждает:

а) скептицизм;

б) атеизм;

в) рационализм;

г) эмпиризм.

 

3. Познавательное отношение состоит из трех основных сторон (элементов). Укажите, какая среди указанных сторон здесь лишняя?

а) субъект познания;

б) средства познания;

в) цель познания;

г) объект познания.

 

4. Абсолютность, относительность, конкретность, объективность являются основными свойствами:

а) материи;

б) пространства;

в) истины;

г) теории.

 

5. Знание, соответствующее реальности, адекватно отражающее действительность:

а) мультиплет;

б) агрегор;

в) гипотеза;

г) истина.

 

6. В соответствии с прагматической концепцией истинности, истина – это:

а) результат соглашения между учеными;

б) свойство знания соответствовать действительности;

в) продукт научной деятельности, соответствующий предшествующим знаниям;

г) то, что полезно, что помогает нам успешно решать проблемы.

 

7. Способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обращения к логическим аргументам:

а) интеллект;

б) интуиция;

в) созерцание;

г) наблюдение.

 

8. Какая из перечисленных форм познания является древнейшей?

а) мифологическое познание;

б) научное познание;

в) религиозное познание;

г) философское познание.

 

9. Как называется искусство и теория понимания и интерпретации?

а) аналитика;

б) герменевтика;

в) диалектика;

г) майевтика.

 

10. Как называется философское направление, основной принцип которого выражен в словах: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах»?

а) интуитивизм;

б) рационализм;

в) сенсуализм;

г) спиритуализм.

 

Тема: Социальная философия.

 

1. Основатель социологии как позитивной науки:

а) М. Вебер;

б) О. Конт;

в) К. Маркс;

г) Г. Гегель.

Тема: Философия истории.

1. Установите соответствие:

1. Философия истории, утверждающая идею круговорота в развитии человеческой истории. а) новоевропейская
2. Философия истории, дающая рациональное объяснение исторических фактов. б) античная
3. Философия, трактующая историю как закономерное развитие абсолютной идеи в духе. в) гегелевская

 

2. Понятие «социальный прогресс» в западноевропейской философии впервые появилось в:

а) ХYШ в.;

б) XI;

в) XIX;

г) IX.

 

3. Формационный подход к рассмотрению исторического процесса был разработан в философии:

а) картезианской;

б) гегелевской;

в) марксистской;

г) аристотелевской.

 

4. Расположите в хронологическом порядке появление представлений об историческом процессе как:

а) спиралевидном;

б) циклическом;

в) линеарном.

 

5. Установите соответствие между основными подходами к развитию общества и их авторами:

1) формационный а) Шпенглер

2) культурологический б) Маркс

3) цивилизационный в) Тойнби

 

6. Совокупность локальных цивилизаций, каждая из которых проходит свой цикл (по А.Тойнби) есть:

а) всемирная история;

б) крах культуры;

в) формация;

г) культура.

 

7. Смерть культуры, по мнению О. Шпенглера, начинается с возникновения:

а) промышленности;

б) войны;

в) инфляции;

г) цивилизации.

 

8. Согласно концепции Данилевского славяне принадлежат к культурно-историческому типу:

а) европейскому;

б) романо-германскому;

в) восточному;

г) новому, только формирующемуся.

 

9. Автором понятия «философия истории» является:

а) Гегель;

б) Ньютон;

в) Вольтер;

г) Руссо.

 

10. Соотнесите автора и его произведение:

1. Данилевский Н. а) «Закат Европы»

2. Тойнби А. б) «Постижение истории»

3. Шпенглер О. в) «Россия и Европа»

 

Тема: Философия и медицина.

1. Что реально является объектом медицины как науки?

а) организм человека;

б) психика человека;

в) психосоматическая целостность жизнедеятельности человека.

 

2. Какую из медицинских теорий можно считать фундаментальной основой теории общей патологии?

а) биологию;

б) физиологию;

в) анатомию;

г) психотерапию;

д) медицинскую антропологию.

 

3. Как можно оценить природу человека?

а) как единство биологического и социального;

б) как социо-психо-естественный феномен.

 

4. Если возможна общая междисциплинарная теория человека, то какие из перечисленных дисциплин должны составить ее основание? Выберите правильную комбинацию ответов:

а) анатомия;

б) физиология;

в) психология;

г) медицинская антропология;

д) биоэтика;

е) философия.

 

5. Какие из этиологических концепций современной медицины можно оценить как вариант механистического детерминизма?

а) концепция Г. Селье;

б) монокаузализм;

в) кондиционализм;

г) конституционализм;

д) концепция И.В. Давыдовского.

 

6. В современной медицине, как в любой другой науке, есть две формы научного рационализма, символами которых выступают герои «Фауста» Гете. Кто из них олицетворяет, с Вашей точки зрения, современную науку?

а) Фауст;

б) Вагнер.

 

7. К. Маркс, анализируя усиливающуюся специализацию научных исследований, называл последствия этого процесса «профессиональным кретинизмом». Характерен ли этот феномен, с Вашей точки зрения, для современной медицины?

а) да;

б) нет.

 

8. Совпадают ли по смыслу понятия «норма» и «сущность» здоровья?

а) да;

б) нет.

 

9. Какой из этих вариантов наиболее соответствует современной клинической практике?

а) врач должен лечить болезнь;

б) врач должен лечить больного;

в) врач должен лечить болезнь у больного.

 

10. Платон и Гиппократ говорили: «Врач-философ подобен Богу». В чем, по-Вашему, заключается сокровенный смысл этой античной идеи?

а) врач – творец гармоничного бытия человека;

б) врач – творец физического здоровья;

в) врач – знаток человеческих душ.

 

 

Занятие 1. Понятие мировоззрения и его исторические типы

 

План

1. Работа с понятиями:

2. Структура мировоззрения.

3. Исторические типы мировоззрения:

а) мифология и её характеристика,

б) религия и её характеристика,

в) философия как тип мировоззрения.

 

Цель семинарского занятия: познакомиться с основными понятиями философии, рассмотреть структуру и типы мировоззрения.

 

Задачи:

Основной задачей при подготовке первого вопроса является заучивание определений основных терминов философии:

Философия- духовно-теоретическое отношение человека к миру, выраженное через призму логических категорий и всеобщих понятий.

Мировоззрение- духовно-практическое отношение человека к миру, выраженное через призму внутренних идеалов, ценностей, убеждений.

Миф - предание, сказание о делах богов, героев.

Мифология- тип мировоззрения, основанный на художественно-эмоциональном переживании мира и характерный для ранних стадий общественного развития.

Религия- тип мировоззрения, основанный на вере в существование богов, сверхъестественных сил, управляющих миром.

Вера1) бездоказательное признание истинности того или иного явления (синонимы: уверенность, доверие, убеждённость);2) религиозная вера, способ существования религиозного мировоззрения; 3) человеческая потребность принимать события такими, какими их хочется воспринимать,способность оценивать реальность из глубин человеческого существования.

Рефлексия- мышление человека, ориентированное на самого себя.

Идеал – образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений.

Логика- наука о закономерностях в связях и развитие мыслей.

Понятие- это мысль, в которой обобщены и выделены предметы на основе системы признаков, общей только для этих выделяемых предметов.

Атрибут- неотъемлемое свойство предмета, явления.

Идеология- система знаний, позволяющая обществу или человеку ориентироваться в окружающей социальной или природной среде и решать общие задачи социальной регуляции.

Закон - знание об устойчивых, повторяющихся связях между предметами или явлениями.

Категория- знание о всеобщих чертах бытия.

Основной задачей второго вопроса является соотнесение понятий мировоззрение и философия, рассмотрение структуры мировоззрения:

согласно определению, мировоззрение – это духовно-практическое отношение человека к миру, а философия – отношение духовно-теоретическое, следует, что философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода облако обобщённых обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно-важный уровень мировоззрения.

Мировоззрение включает две сферы: мироощущение – чувственная, эмоционально-психическая сфера, и миропонимание – рациональная, интеллектуально-познавательная сфера.

Уровни структуры мировоззрения включают: знания, ценности и оценки, идеалы и нормы, убеждения.

Задача третьего вопроса – определить исторические типы мировоззрения и дать им характеристику:

1. Мифология и её характеристика.

Ядром мифологии служит миф – предание, сказание о делах богов, героев.

Основные черты мифологического типа мировоззрения:

1) Одушевление предметов живой и неживой природы – анимизм.

2) Синкретичность научного знания, образного отражения мира – искусства, потребности человека в вере, в чудесном, иррациональном – религии и норм поведения в обществе – этике.

3) Отсутствие «Я», личности – коллективизм.

4) Механизм существования – внушение (суггестия).

5) Отношения между людьми в коллективе базируются на системе запретов (табу) и регламентаций.

2. Религия и её характеристика.

Основные черты религиозного типа мировоззрения:

1)Удвоение мира на земной, естественный, воспринимаемый органами чувств и сверхъестественный, сверхчувственный, «небесный».

2)Вера в существование сверхъестественных сил, богов.

3)Культ – система утвердившихся ритуалов, догматов.

4)Появляется Церковь как социальный институт, выполняющий функцию посредника между человеком и богом.

5)Возникают представления об индивидуальности, личности.

Появляется рефлексивное мышление. Главным субъектом, действующим лицом, для религиозного человека выступают «высшие силы», боги; они же являются объектами поклонения.

2. Философия как тип мировоззрения.

Черты философии как типа мировоззрения следующие:

1) её исходным пунктом и целью является человек, его место в мире и отношение к этому миру;

2) она изучает предельные основания мироустройства

3) основным средством познания являются умозрение и интуиция;

4) эмпирическая база познания – частные науки и общественно-историческая практика;

5) она ничего не принимается на веру, всё подвергает сомнению.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.164.78 (0.043 с.)