Занятие 1. Философия Древней Индии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 1. Философия Древней Индии



План

1. Факторы возникновения философской мысли на Древнем Востоке.

2. Зарождение древнеиндийской философской мысли, исторические этапы.

3. Школы древнеиндийской философской мысли:

а) ортодоксальные – Санкхья;

б) неортодоксальные – Буддизм.

 

Цель семинарского занятия: рассмотреть своеобразие философско-религиозных взглядов древних индийцев. Раскрыть сущность учений ряда философских школ: Веданта, Санкхья, Буддизм и Джайнизм.

Задачи:

Первой задачей является рассмотрение социально-политических, экономических и культурных предпосылок формирования Древневосточного корпуса философских взглядов, раскрытие специфики Древневосточной философской традиции.

Возникновение философии относится к VI в. до н. э. Именно в это время в странах Древнего Востока и Древней Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.

К факторам, из которых складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии, относят: скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств.

Вторая задача состоит в определении исторических этапов развития философской мысли в Древней индии. Также следует осветить основные понятия Древнеиндийского миропонимания: сансара, карма, Атман, Брахман…

В развитии философской мысли в Древней Индии выделяют три этапа: ведийский – 1500 – 500 гг. до н. э.; брахмано-буддийский – 500 год до н. э. и индуистский – 1000 год н. э.

Миропонимание древних индийцев изложено в «Ведах». «Веды» распадаются на четыре сборника: 1) «Ригведа» – сборник гимнов; 2) «Самаведа» – ритуальные песни; 3) «Атхарваведа» – заклинания против болезней и злых духов; 4)«Яджурведа» – сборник правил и молитв по поводу жертвоприношений. Далее следуют брахманы (ритуальные тексты) – комментарии к текстам «Вед» и араньяки – тексты для отшельников. Заключительная часть «Вед» – упанишады (буквально «сидящий у ног учителя») содержит трактаты религиозно-философского характера.

Атман— высшее субъективное духовное начало, которое, с одной стороны, противостоит Брахману, с другой — тождест­венно ему. Атман предполагает два взаимосвязанных аспекта. Первый: вселенский — как некий космический духовный прин­цип, олицетворяющий самосознание Брахмана. Второй: индиви­дуализированный — как высшее духовное начало человека, его искра духа, являющаяся неотъемлемой частью пламени космиче­ского духовного принципа.

Брахман— понятие, обозначающее высшую объективную ре­альность, некое безличное Абсолютное Начало, из которого воз­никает и в котором растворяется все мироздание.

Джива— в широком значении божественная душа человека или искра жизни. Иногда Джива или Джив-Атма обозначает единое вселенское жизненное начало духовного свойства.

Сансара— круг постоянных странствований, или перевопло­щений человеческой души. После физической смерти, согласно воззрениям индийских философов, душа переходит в высшие сферы бытия - локи, существует там, а затем вновь возвращается в физический материальный мир и возрождается в новом теле. Этот цикл повторяется бесчисленное количество раз до тех пор, пока не будет достигнуто освобождение.

Мукти— освобождение от сансары и власти земной кармы.

Нирвана— состояние высшей душевной и духовной гармонии, предполагающее переход нирваны в сферы высшего надземного бытия. Для посвященных буддистов это означает уга­сание пламени чувственных желаний и привязанности к матери­альному, земному бытию.

Карма— закон воздаяния, в широком смысле понимаемый как рок или судьба. В философских учениях карма воспринимается как духовный закон причинно-следствен­ных связей, по которому каждое существо рано или поздно насти­гают последствия всех его добрых и злых мыслей, слов и деяний.

Дхарма— моральный закон, долг, духовное учение.

Майя— иллюзия, мираж, космическая сила, создающая объективный мир. В философских текстах употребляется для обо­значения материального бытия, которое считается объективно воспринимаемой иллюзией, т.е. бытием неподлинным.

Авидья— незнание, невежество, заблуждение относительно важнейших истин бытия.

Лока— область, место, сфера, мир. Выражается представление о существовании множества миров — материального земного и духовных надземных.

Пуруша— духовный аспект мироздания; духовный прообраз

человека — «небесный человек»; иногда — высшее духовное «Я» человека.

Пракрити— материальная природа как противоположность духовной природы - Пуруши.

 

Третьей задачей выступает рассмотрение школ древнеиндийской философской мысли. Необходимо определить основное отличие ортодоксальной и неортодоксальной традиции и раскрыть сущность учения Буддизма и Санкхьи.

В эпоху перехода от родового общества к раннеклассовому происходило формирование различных школ и направлений древнеиндийской философии. В зависимости от отношения к Ведам философские школы подразделяются на ортодоксальные - веданта, санкхья, ньяя, вайшешика, признающие авторитет Вед; неортодоксальные - джайнизм, буддизм, локаята-чарвака, отвергающие авторитет Вед.

Одной из ранних философских школ, имеющих прямое отношение к ведической традиции, является санкхья. Основателем ее был Капила VI в. до н.э.

Санкхья - это дуалистическая философия, которая пытается объяснить все мироздание и найти спасение от страдания, исходя из двух изначальных реальностей - пракрити и пуруши.

По мнению представителей Санкхьи, пракрити сначала существовала в аморфной, нерасчлененной форме. Ее превращение в мир существ и предметов, которые воспринимаются чувствами, осуществилось под влиянием трех качественных элементов - чуна. К ним относятся раджас (стремление), тамас (тьма) и соттва (ясность). В каждой вещи преобладает один из этих элементов. Из этих элементов состоит не только пракрити как первичная субстанция, но и все вещи мира.

Пуруши, или абсолютная душа, существует независимо от материальной основы мира. Несмотря на то, что ее нельзя наблюдать и обнаружить, она присутствует во всех вещах и существах.

 

Философия буддизма развилась из учения Сиддхархи Гаутамы 583-483 гг. до н.э., названного впоследствии Буддой. Это религиозно-философское учение имело созерцательный характер. Философская позиция буддизма представляет собой естественный результат простого наблюдения, когда поток сознания является цепью беспрепятственно и мгновенно изменяющихся моментов.

Бытие рассматривается как динамическое существование мгновенных элементов - дхарм, находящихся в непрерывной казуальной, а следовательно, «мучительной» связи. Каждый элемент - это единство объективного и субъективного. Вопрос о существовании внешнего мира устранен, так как нет возможности разделить мир внутренний и мир внешний.

Центральное место в буддийской философии занимает идея всеобщей изменчивости, а также всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности.

В буддийской философии боги и люди не являются творцами мироздания, а сами подчинены действию безличного мирового порядка, закону кармы, морального воздействия за прошлые добродетели или греховные поступки.

В центре этого учения находятся «четыре благородные истины». Первая истина - существование человека неразрывно связано со страданием. К страданию ведут рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным. Согласно второй истине причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, привязанность человека к жизни, удовлетворение своих чувственных страстей. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды - такова третья истина. В качестве четвертой истины провозглашается путь к устранению страданий.

Достижение полной невозмутимости и безразличие ко всему - это состояние нирваны, состояние сверхчеловеческого наслаждения. Этот благородный восьмеричный путь заключается в следующем: правильное суждение, правильное решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. В предписании восьмеричного пути выделяются три основных этапа: познание, поведение и сосредоточение. Эти три этапа раскрывают основное содержание ненасилия в буддийской этике. Совершенствование познания невозможно без морали. Поэтому нравственный идеал буддизма предстает как абсолютное непринесение вреда окружающему.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.27.11 (0.008 с.)