Диалектика как философское учение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диалектика как философское учение



Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания.

Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Познание законов развития даёт возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человеческой цивилизации.

Основные законы диалектики

В марксистской философии выделяют три закона развития (их также называют законами диалектики):

1. закон единства и борьбы противоположностей. Данный закон указывает на источник, импульс развития;

2. закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Этот закон описывает механизм возникновения новых качеств;

3. закон отрицания отрицания, закон диалектического синтеза. Он описывает характер и форму прогрессивно направленных изменений.

Важнейшие категории философии

Каждая область знания имеет свои особые категории. Конкретные науки изучают особые связи явлений, существующие в той или иной области действительности. Задача философии состоит в изучении наиболее общих связей, законов, свойственных всем явлениям мира и мышлению. Примером таких общих связей являются причинные связи.

Явление, непосредственно предшествующее другому явлению и обусловливающееего возникновение, называют причиной. Возникшее в этом случае явление, котороеследует за исходным, называют следствием.

Отличительными признакам причинно-следственной связи, по которым ее можновыделить из других обусловливающих связей, являются необходимость, однозначность иопределенность, последовательность во времени, а также свойство порождать другиеявления.

Необходимость - это такая философская категория, которая - обозначает связь, посредством которой реализуется единственная реально существующая возможность.

Случайность — это философская категория, обозначающая такую связь, при которой реализуется лишь одна из нескольких реально существующих возможностей.

С категориями «необходимость» и «случайность» непосредственным образом связано понимание динамических и статистических законов. Термином «закон» обозначают необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей. Он указывает на определённый порядок, последовательность, тенденцию развития явлений.

Статистические (вероятностные) законы — это законы, выражающие некоторую тенденцию, сложившуюся в совокупности явлений во взаимодействии множества случайных факторов.

Динамические законы характеризуют поведение отдельного объекта или системы, включающей небольшое число элементов, и раскрывают необходимую связь между состояниями этого объекта или системы. Они дают возможность вполне определенно предсказать будущее состояние объекта, если известно его настоящее состояние.

Кроме вышеперечисленных причинно-следственной, закономерной, необходимой и случайной, выделяют и другие формы связи: пространственные, временные, генетические, существенные и несущественные, непосредственные и опосредованные и др.

Другие философские категории - единичное и общее - выражают взаимопереходы отражаемых предметов и процессов.

Конечно, с одной стороны, нет двух одинаковых вещей, но с другой стороны, нет двух абсолютно различных вещей, не имеющих между собой ничего общего. Общее - объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.

Существуют также категории целое и часть. Они выражают такую связь между предметами, когда один предмет как некое сложное целое является объединением других предметов и образован из них как из своих частей.

Следующие философские категории - форма, содержание, структура. Содержание - это единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. В содержание входят не только составляющие тот или иной объект элементы, но и способ их связей, т. е. структура. Структура - это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность, способ расположения элементов объекта в пространстве, строение определённого процесса во времени, это определённая последовательность и ритм изменения процесса. Структура представляет собой единство содержания и формы. Форма - это способ выражения и существования содержания.

Ещё одна пара категорий - сущность и явление. Сущность - это внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики. Явление - это внешнее обнаружение сущности, форма её проявления.

И, наконец, возможность, действительность и вероятность. Действительность - это конкретное бытие отдельного объекта в определённое время, в определённых условиях. Действительность - это творческий итог действия всех реальных сил мира; это то, что уже возникло, осуществилось, что живёт и действует. Возможность - это предпосылки возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Возможность всегда предшествует действительности. Чтобы возможность перешла в действительность, необходимы два фактора: действие определенного закона и наличие соответствующих условий. Вероятность - это мера возможности, степень реализации данного события при данных условиях и при данной закономерности.

Основные принципы философии.

Как система принципов и категорий, философия является всеобщей методологией познания. Любой учёный и специалист, имеющий дело с теми или иными объектами познания в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами:

1. принцип объективности;

2. принцип системности;

3. принцип противоречивости познания;

4. принцип историзма;

5. принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

 

Тема 14. Теория познания (2 часа)

 

План

1. Работа с понятиями.

2. Проблема познаваемости мира в истории философии.

3. Основные виды познания.

4. Познавательные способности человека.

5. Учение об истине. Диалектика относительной и абсолютной истин.

6. Познание и практика.

 

Цель занятия: сформировать понятие о познании и основных подходах к проблеме познаваемости мира в истории философии. Знакомство с понятиями «истина», «практика» и их ролью в процессе познания.

 

Задачи:

1. рассмотреть основные понятия;

2. дать общую панораму основных философских подходов к проблеме познаваемости мира;

3. познакомиться с основными видами познания;

4. познакомиться с основными познавательными способностями человека;

5. дать представление об истине и её связи с процессом познания;

6. познакомить с понятием «практика», основными формами практики и её ролью в процессе познания;

 

Работа с понятиями:

Агностицизм - направление в теории познания, отрицающее познаваемость мира.

Скептицизм - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления.

Познание - это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование; это такое взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире.

Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира.

Интуиция - способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

Истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящий предмет так как он существует вне и не зависимо от сознания человека.

Относительная истина - это неполное знание о предмете

Абсолютная истина -этополное, счерпывающее знание о предмете; абсолютная истинане может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.

Заблуждение - искажённое отражение объекта познающим субъектом, возникающее как абсолютизация результата познания отдельных сторон объекта изучения.

Ложь - преднамеренное искажение истины.

Практика - чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека по преобразованию материальных систем;совокупная деятельность человечества, от всего человечества в его историческом развитии.

Наука - сфера человеческой деятельности, в которой вырабатывается и теоретически систематизируется знания о действительности, допускающие доказательство и эмпирическую проверку.

 

Проблема познаваемости мира и философский скептицизм

Проблемы познаваемости мира имеет два варианта решения:

1) мир познаваем таким, какой он есть на самом деле. Эта позиция называется гносеологическим оптимизмом. Её разделяли все философы-рационалисты Нового времени (Р. Декарт, Г. Гегель) и сторонники марксистской философии.

2) достоверное познание предметов, их сущности невозможно. Сторонники данной парадигмы делятся на агностиков (Д. Юм, И. Кант), отрицающих саму возможность получения объективно истинного знания, и скептиков, ставящих под сомнение достоверность результатов процесса познания.

Агностицизм – это гипертрофированная форма скептицизма. Скептик признаёт принципиальную возможность познания, но выражает сомнение в достоверности знания. Агностик же утверждает: «Я не знаю, что это такое и никогда не узнаю».

Агностицизм опровергается практикой: учёные создают теории, эти теории подтверждаются опытами, на основе этих теорий инженеры строят успешно работающие механизмы, машины и проч.

 

Основные виды познания

Все виды знания можно разделить на две группы: рациональные (житейское, научное и практическое) и иррациональные (художественное и религиозное).

1. Житейское познание. Оно основано на наблюдении и смекалке, носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными представлениями. Базирующееся на здравом смысле и обыденном сознании, является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и природой.

2. Научное познание. Оно предполагает не только констатацию и описание фактов, но также их объяснение. Научное знание не терпит бездоказательности. Научное знание – это объяснительное знание.

3. Практическое познание. Этот вид познания тесно связан с предыдущим. Здесь главной фигурой является инженер. Если учёные открывают законы, то инженеры создают новые вещи (приборы, устройства, компьютерные программы, промышленные технологии и т. д.) на основе уже известных законов (принципов).

4. Художественное познание. Оно обладает определённой спецификой. Его отличительные черты: образность, целостность и отсутствие разделения на субъект и объект. Механизм художественного познания заключается в самоотождествлении субъекта с изучаемым объектом. Это – иррациональное познание

5. Религиозное познание также специфично. Истины веры открываются только глубоко верующему человеку. Их постижение возможно лишь в изменённом состоянии сознания, достигаемом при помощи медитации.

 

 

Познавательные способности человека

Научное познание имеет два уровня – эмпирический и теоретический. Первый уровень базируется на способности человека получать информацию при помощи органов чувств, второй – на способности человека к абстрактному мышлению.

Познание начинается с ощущений. Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения возникают под влиянием процессов, исходящих из внешней по отношению к человеку среды и действующих на его органы чувств. Из отдельных ощущений складывается целостный образ предмета, именуемый восприятием. Восприятие человека включает в себя осознание, осмысливание предметов, их свойств и отношений, основанное на вовлечении каждый раз вновь получаемого впечатления в систему уже имеющихся знаний.

Процессы ощущения и восприятия оставляют после себя «следы» в мозге, суть которых состоит в способности воспроизводить образы предметов, которые в данный момент не воздействуют на человека. Память играет очень важную роль в процессе познания. Она объединяет прошлое и настоящее в одно органическое целое. В результате восприятия внешних воздействий и сохранения их во времени памятью возникают представления.

Представления – это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека и потом восстанавливаются по сохранившимся в мозге связям. Здесь сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление. Человек может творчески комбинировать и относительно свободно создавать новые образы. Представление – это промежуточное звено между восприятием и теоретическим мышлением.

Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщённое отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Мышление подчиняется законам логики, которые представляют собой обобщённое отражение объективных вещей на основе практики. Выделяют практическое и теоретическое мышление. Практическое мышление направлено на решение частных, конкретных задач, тогда как теоретическое мышление – на отыскание общих закономерностей.

Если эмпирическое познание констатирует, как протекает событие, то теоретическое познание отвечает на вопрос, почему оно протекает именно таким образом и какие законы лежат в его основе. В итоге теоретическое познание отождествляется с теоретическим мышлением. Основные формы мышления – это понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений. Понятия не только отражают общее, но и расчленяют вещи, группируют, классифицируют их в соответствии с их различиями.

Понятия возникают и существуют в голове человека лишь в определённой связи, в виде суждений. Мыслить – значит судить о чём-либо, выявлять определённые связи и отношения между различными сторонами предмета или между предметами.

Суждение – это форма мышления, которая посредством связи понятий утверждает (или отрицает) что-либо о чём-либо. Например: «Клён – растение», «человек смертен» и т. п.

Понятия и суждения – это звенья в цепи рассуждений. Относительно законченной единицей рассуждения является умозаключение. Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания выводится новое знание, в обыденной практике рассуждения обычно заканчиваются выводом.

К числу познавательных способностей человека также относят интуицию. Существенная особенность интуиции состоит в том, что она не разделяет мыслимый объект на части и не рассматривает их порознь, чтобы затем перейти к синтезу, а как бы в одно мгновение схватывает целое в его сущности, Выделяют две разновидности интуиции: чувственную и интеллектуальную.

 

Учение об истине. Диалектика относительной и абсолютной истин

Ценность любого знания определяется мерой его истинности. Истина есть то, что подтверждено опытом; истина – это некое соглашение, конвенция.

Кроме истины выделяют также заблуждение и ложь. Заблуждение представляет собой нежелательный, но правомерный зигзаг на пути к истине. Заблуждения возникают вследствие абсолютизации результатов познания отдельных сторон изучаемого объекта. Иногда на основе заблуждений возникают т. н. псевдонауки – например, астрология. Если заблуждение - это непреднамеренное искажение истины, то ложью можно назвать как раз иное: лгущий искажает известную ему истину с какой-либо определённой целью. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть также и логически неправильное мышление.

В повседневной действительности заблуждению соответствует ошибка, а лжи – обман.

Познание – это бесконечный процесс, как бы движение по лестнице, восходящей от низших ступеней ограниченного, приблизительного знания ко всё более глубокому и всеобъемлющему постижению сути вещей. Поэтому истина есть единство результата и процесса. Истина исторична. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, конкретно-историческими обстоятельствами и проч. Объект же познания неисчерпаем. Научное знание всегда относительно. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере.

Конкретность истины – один из основных принципов диалектического подхода к познанию – предполагает точный учёт всех условий, в которых находится объект познания.

 

Познание и практика

Практика имеет три атрибута: это чувственно-предметная деятельность; это целеполагающая деятельность; и это деятельность, направленная на преобразование материальных систем.

Если какой-либо из признаков отсутствует, то деятельность становится предметно-манипулятивной.

По отношению к познанию практика выполняет троякую роль. Во-первых, она является источником познания, его движущей силой, даёт познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Во-вторых, практика является сферой приложения знаний и в этом смысле она – цель познания. В-третьих, практика служит критерием, мерилом истинности результатов познания.

Выделяют следующие формы практики:

1. общественно-производственную;

2. социально-политическую;

3. научно-экспериментаторскую, связанную с намеренным изменением объекта исследования;

4. врачебную или медицинскую;

5. семейно-бытовую, повседневную, хозяйственную.

Перечисленные формы практики являются основными, поскольку охватывают важнейшие сферы жизнедеятельности человека.

 

Тема 15. Учение об обществе. Социальная философия ХХ века (4 часа)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 920; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.222.183 (0.064 с.)