Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диалектика как философское учениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Познание законов развития даёт возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человеческой цивилизации. Основные законы диалектики В марксистской философии выделяют три закона развития (их также называют законами диалектики): 1. закон единства и борьбы противоположностей. Данный закон указывает на источник, импульс развития; 2. закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Этот закон описывает механизм возникновения новых качеств; 3. закон отрицания отрицания, закон диалектического синтеза. Он описывает характер и форму прогрессивно направленных изменений. Важнейшие категории философии Каждая область знания имеет свои особые категории. Конкретные науки изучают особые связи явлений, существующие в той или иной области действительности. Задача философии состоит в изучении наиболее общих связей, законов, свойственных всем явлениям мира и мышлению. Примером таких общих связей являются причинные связи. Явление, непосредственно предшествующее другому явлению и обусловливающееего возникновение, называют причиной. Возникшее в этом случае явление, котороеследует за исходным, называют следствием. Отличительными признакам причинно-следственной связи, по которым ее можновыделить из других обусловливающих связей, являются необходимость, однозначность иопределенность, последовательность во времени, а также свойство порождать другиеявления. Необходимость - это такая философская категория, которая - обозначает связь, посредством которой реализуется единственная реально существующая возможность. Случайность — это философская категория, обозначающая такую связь, при которой реализуется лишь одна из нескольких реально существующих возможностей. С категориями «необходимость» и «случайность» непосредственным образом связано понимание динамических и статистических законов. Термином «закон» обозначают необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей. Он указывает на определённый порядок, последовательность, тенденцию развития явлений. Статистические (вероятностные) законы — это законы, выражающие некоторую тенденцию, сложившуюся в совокупности явлений во взаимодействии множества случайных факторов. Динамические законы характеризуют поведение отдельного объекта или системы, включающей небольшое число элементов, и раскрывают необходимую связь между состояниями этого объекта или системы. Они дают возможность вполне определенно предсказать будущее состояние объекта, если известно его настоящее состояние. Кроме вышеперечисленных причинно-следственной, закономерной, необходимой и случайной, выделяют и другие формы связи: пространственные, временные, генетические, существенные и несущественные, непосредственные и опосредованные и др. Другие философские категории - единичное и общее - выражают взаимопереходы отражаемых предметов и процессов. Конечно, с одной стороны, нет двух одинаковых вещей, но с другой стороны, нет двух абсолютно различных вещей, не имеющих между собой ничего общего. Общее - объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Существуют также категории целое и часть. Они выражают такую связь между предметами, когда один предмет как некое сложное целое является объединением других предметов и образован из них как из своих частей. Следующие философские категории - форма, содержание, структура. Содержание - это единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. В содержание входят не только составляющие тот или иной объект элементы, но и способ их связей, т. е. структура. Структура - это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность, способ расположения элементов объекта в пространстве, строение определённого процесса во времени, это определённая последовательность и ритм изменения процесса. Структура представляет собой единство содержания и формы. Форма - это способ выражения и существования содержания. Ещё одна пара категорий - сущность и явление. Сущность - это внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики. Явление - это внешнее обнаружение сущности, форма её проявления. И, наконец, возможность, действительность и вероятность. Действительность - это конкретное бытие отдельного объекта в определённое время, в определённых условиях. Действительность - это творческий итог действия всех реальных сил мира; это то, что уже возникло, осуществилось, что живёт и действует. Возможность - это предпосылки возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Возможность всегда предшествует действительности. Чтобы возможность перешла в действительность, необходимы два фактора: действие определенного закона и наличие соответствующих условий. Вероятность - это мера возможности, степень реализации данного события при данных условиях и при данной закономерности. Основные принципы философии. Как система принципов и категорий, философия является всеобщей методологией познания. Любой учёный и специалист, имеющий дело с теми или иными объектами познания в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами: 1. принцип объективности; 2. принцип системности; 3. принцип противоречивости познания; 4. принцип историзма; 5. принцип восхождения от абстрактного к конкретному.
Тема 14. Теория познания (2 часа)
План 1. Работа с понятиями. 2. Проблема познаваемости мира в истории философии. 3. Основные виды познания. 4. Познавательные способности человека. 5. Учение об истине. Диалектика относительной и абсолютной истин. 6. Познание и практика.
Цель занятия: сформировать понятие о познании и основных подходах к проблеме познаваемости мира в истории философии. Знакомство с понятиями «истина», «практика» и их ролью в процессе познания.
Задачи: 1. рассмотреть основные понятия; 2. дать общую панораму основных философских подходов к проблеме познаваемости мира; 3. познакомиться с основными видами познания; 4. познакомиться с основными познавательными способностями человека; 5. дать представление об истине и её связи с процессом познания; 6. познакомить с понятием «практика», основными формами практики и её ролью в процессе познания;
Работа с понятиями: Агностицизм - направление в теории познания, отрицающее познаваемость мира. Скептицизм - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления. Познание - это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование; это такое взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире. Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Интуиция - способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств. Истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящий предмет так как он существует вне и не зависимо от сознания человека. Относительная истина - это неполное знание о предмете Абсолютная истина -этополное, счерпывающее знание о предмете; абсолютная истинане может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Заблуждение - искажённое отражение объекта познающим субъектом, возникающее как абсолютизация результата познания отдельных сторон объекта изучения. Ложь - преднамеренное искажение истины. Практика - чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека по преобразованию материальных систем;совокупная деятельность человечества, от всего человечества в его историческом развитии. Наука - сфера человеческой деятельности, в которой вырабатывается и теоретически систематизируется знания о действительности, допускающие доказательство и эмпирическую проверку.
Проблема познаваемости мира и философский скептицизм Проблемы познаваемости мира имеет два варианта решения: 1) мир познаваем таким, какой он есть на самом деле. Эта позиция называется гносеологическим оптимизмом. Её разделяли все философы-рационалисты Нового времени (Р. Декарт, Г. Гегель) и сторонники марксистской философии. 2) достоверное познание предметов, их сущности невозможно. Сторонники данной парадигмы делятся на агностиков (Д. Юм, И. Кант), отрицающих саму возможность получения объективно истинного знания, и скептиков, ставящих под сомнение достоверность результатов процесса познания. Агностицизм – это гипертрофированная форма скептицизма. Скептик признаёт принципиальную возможность познания, но выражает сомнение в достоверности знания. Агностик же утверждает: «Я не знаю, что это такое и никогда не узнаю». Агностицизм опровергается практикой: учёные создают теории, эти теории подтверждаются опытами, на основе этих теорий инженеры строят успешно работающие механизмы, машины и проч.
Основные виды познания Все виды знания можно разделить на две группы: рациональные (житейское, научное и практическое) и иррациональные (художественное и религиозное). 1. Житейское познание. Оно основано на наблюдении и смекалке, носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными представлениями. Базирующееся на здравом смысле и обыденном сознании, является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и природой. 2. Научное познание. Оно предполагает не только констатацию и описание фактов, но также их объяснение. Научное знание не терпит бездоказательности. Научное знание – это объяснительное знание. 3. Практическое познание. Этот вид познания тесно связан с предыдущим. Здесь главной фигурой является инженер. Если учёные открывают законы, то инженеры создают новые вещи (приборы, устройства, компьютерные программы, промышленные технологии и т. д.) на основе уже известных законов (принципов). 4. Художественное познание. Оно обладает определённой спецификой. Его отличительные черты: образность, целостность и отсутствие разделения на субъект и объект. Механизм художественного познания заключается в самоотождествлении субъекта с изучаемым объектом. Это – иррациональное познание 5. Религиозное познание также специфично. Истины веры открываются только глубоко верующему человеку. Их постижение возможно лишь в изменённом состоянии сознания, достигаемом при помощи медитации.
Познавательные способности человека Научное познание имеет два уровня – эмпирический и теоретический. Первый уровень базируется на способности человека получать информацию при помощи органов чувств, второй – на способности человека к абстрактному мышлению. Познание начинается с ощущений. Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения возникают под влиянием процессов, исходящих из внешней по отношению к человеку среды и действующих на его органы чувств. Из отдельных ощущений складывается целостный образ предмета, именуемый восприятием. Восприятие человека включает в себя осознание, осмысливание предметов, их свойств и отношений, основанное на вовлечении каждый раз вновь получаемого впечатления в систему уже имеющихся знаний. Процессы ощущения и восприятия оставляют после себя «следы» в мозге, суть которых состоит в способности воспроизводить образы предметов, которые в данный момент не воздействуют на человека. Память играет очень важную роль в процессе познания. Она объединяет прошлое и настоящее в одно органическое целое. В результате восприятия внешних воздействий и сохранения их во времени памятью возникают представления. Представления – это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека и потом восстанавливаются по сохранившимся в мозге связям. Здесь сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление. Человек может творчески комбинировать и относительно свободно создавать новые образы. Представление – это промежуточное звено между восприятием и теоретическим мышлением. Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщённое отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Мышление подчиняется законам логики, которые представляют собой обобщённое отражение объективных вещей на основе практики. Выделяют практическое и теоретическое мышление. Практическое мышление направлено на решение частных, конкретных задач, тогда как теоретическое мышление – на отыскание общих закономерностей. Если эмпирическое познание констатирует, как протекает событие, то теоретическое познание отвечает на вопрос, почему оно протекает именно таким образом и какие законы лежат в его основе. В итоге теоретическое познание отождествляется с теоретическим мышлением. Основные формы мышления – это понятие, суждение и умозаключение. Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений. Понятия не только отражают общее, но и расчленяют вещи, группируют, классифицируют их в соответствии с их различиями. Понятия возникают и существуют в голове человека лишь в определённой связи, в виде суждений. Мыслить – значит судить о чём-либо, выявлять определённые связи и отношения между различными сторонами предмета или между предметами. Суждение – это форма мышления, которая посредством связи понятий утверждает (или отрицает) что-либо о чём-либо. Например: «Клён – растение», «человек смертен» и т. п. Понятия и суждения – это звенья в цепи рассуждений. Относительно законченной единицей рассуждения является умозаключение. Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания выводится новое знание, в обыденной практике рассуждения обычно заканчиваются выводом. К числу познавательных способностей человека также относят интуицию. Существенная особенность интуиции состоит в том, что она не разделяет мыслимый объект на части и не рассматривает их порознь, чтобы затем перейти к синтезу, а как бы в одно мгновение схватывает целое в его сущности, Выделяют две разновидности интуиции: чувственную и интеллектуальную.
Учение об истине. Диалектика относительной и абсолютной истин Ценность любого знания определяется мерой его истинности. Истина есть то, что подтверждено опытом; истина – это некое соглашение, конвенция. Кроме истины выделяют также заблуждение и ложь. Заблуждение представляет собой нежелательный, но правомерный зигзаг на пути к истине. Заблуждения возникают вследствие абсолютизации результатов познания отдельных сторон изучаемого объекта. Иногда на основе заблуждений возникают т. н. псевдонауки – например, астрология. Если заблуждение - это непреднамеренное искажение истины, то ложью можно назвать как раз иное: лгущий искажает известную ему истину с какой-либо определённой целью. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть также и логически неправильное мышление. В повседневной действительности заблуждению соответствует ошибка, а лжи – обман. Познание – это бесконечный процесс, как бы движение по лестнице, восходящей от низших ступеней ограниченного, приблизительного знания ко всё более глубокому и всеобъемлющему постижению сути вещей. Поэтому истина есть единство результата и процесса. Истина исторична. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, конкретно-историческими обстоятельствами и проч. Объект же познания неисчерпаем. Научное знание всегда относительно. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Конкретность истины – один из основных принципов диалектического подхода к познанию – предполагает точный учёт всех условий, в которых находится объект познания.
Познание и практика Практика имеет три атрибута: это чувственно-предметная деятельность; это целеполагающая деятельность; и это деятельность, направленная на преобразование материальных систем. Если какой-либо из признаков отсутствует, то деятельность становится предметно-манипулятивной. По отношению к познанию практика выполняет троякую роль. Во-первых, она является источником познания, его движущей силой, даёт познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Во-вторых, практика является сферой приложения знаний и в этом смысле она – цель познания. В-третьих, практика служит критерием, мерилом истинности результатов познания. Выделяют следующие формы практики: 1. общественно-производственную; 2. социально-политическую; 3. научно-экспериментаторскую, связанную с намеренным изменением объекта исследования; 4. врачебную или медицинскую; 5. семейно-бытовую, повседневную, хозяйственную. Перечисленные формы практики являются основными, поскольку охватывают важнейшие сферы жизнедеятельности человека.
Тема 15. Учение об обществе. Социальная философия ХХ века (4 часа)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1042; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.14 (0.012 с.) |