Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-философские воззренияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Гносеологические проблемы во многом определили позицию французских мыслителей во взглядах на общественную жизнь. Решение ими проблемы роли опыта в формировании ощущений, суждений, разума оказало свое воздействие на понимание роли внешних обстоятельств и воспитания в развитии человека и формировании различных общественных явлений. Учение о роли среды в формировании личности – значимая часть философии французских мыслителей. Они считали, что от рождения все люди равны и одинаковы. Умственное и нравственное их различие порождается только различным воспитанием и различными условиями жизни. Попытка решения вопроса о взаимодействии социальной среды и личности является заслугой французского материалиста Клода Гельвеция (1715 – 1771 гг.). Идея зависимости человека, всего его духовного облика от внешней среды приобретает у Гельвеция характер общеметодологической значимости. Философ отмечал, что люди не рождаются, а становятся такими, кто они есть. Человек есть всегда то, чем его делает положение, в котором он находится. Под средой Гельвеций понимал не климат и почву, как Монтескье, а совокупность предметов и явлений, способных влиять на человека, вызывать в нем приятные и неприятные ощущения и соответственно этому определять сознание человека, его политические убеждения, моральные представления, эстетические вкусы. К факторам, образующим социальную среду, он относил и форму государственного правления, и прочитанные книги, и бесконечное множество социальных событий, причину и сцепление которых человек не может указать вследствие незнания их. Самые главные факторы внешней среды – это, по его мнению, форма правления, действующие государственные законы и материальные интересы. Учение французских философов о взаимодействии человека и социальной среды направлено против теологических взглядов на развитие общественной жизни. Значительный вклад в решение вопроса социальной обусловленности человека внес Жан Жак Руссо. Он считал, что человек рождается свободным, но повсюду он в оковах. Из этого положения следует вывод, что не природа делает человека несчастным, безнравственным (она создала его свободным, добрым и счастливым), а развитие цивилизации. Речь идет об имущественном неравенстве, жажде наживы, и других несправедливостях, порождаемых частной собственностью. Эффективным способом изживания дурных нравов он считал систему воспитания, призванную формировать гармоничного человека – активного гражданина, свободного от эгоизма. В процессе осуществления этой цели, он отдавал предпочтение развитию способностей ребенка к самопознанию, самовоспитанию и самообучению, общению его с природой, обучению труду ремесленника, обеспечивающего наибольшую самостоятельность в обществе. Система воспитания, по замыслу Руссо, должна побуждать у ребенка интерес к познанию наук и вестись согласно его природным качествам. Для этого необходимо оградить ребенка от пагубного влияния общества. Воспитатель – вот кто заменяет ему всех. Проблема материальных потребностей и интересов занимала французских просветителей, но решали они ее по-разному. Если Руссо видел источником социальных бед частную собственность, то Гельвеций распространял материальный интерес с отдельного человека на целые социальные группы, приходя к заключению, что материальные интересы лежат в основе всех крупных и малых исторических событий. Он воспевал не только право равенства перед законом, но существенным правом признавал право частной собственности. Собственность делает человека свободным и активным и соответствует человеческой природе. Гельвеций из чувственной природы человека выводил принцип эгоизма, себялюбия, который рассматривался как движущее начало общественного развития. Он считал, что уничтожение эгоистических страстей человека приведет к уничтожению самого человека. Важным и глубоким у французских материалистов является рассмотрение роли личности в истории. Они полагали, что великие люди определяют характер и нравы народов, делают свои народы счастливыми и несчастными, воинственными и суеверными, жаждущими славы или денег, безрассудными или благоразумными. Таким образом, французское Просвещение сыграло значительную роль в подготовке умов к сокрушению феодальной системы и утверждению буржуазного строя. Просветители призывали к необходимости уничтожения феодально-сословного строя, деспотизма, власти католической церкви. Их идеи объективно служили предвестницами буржуазных революций в Европе.
Литература: 1. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. – М., 1977. 2. Гриненко Г.В. История философии. – М., 2005. 3. История философии в кратком изложении / под ред. И.И. Богута. – М., 1991. 4. История философии. Запад – Россия – Восток. – М., 1995. 5. Кальной И.И., Сандулов Ю.А. Философия для аспирантов: Учебник. – СПб., 2003. 6. Канке В.А. Философия. – М., 2002. 7. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века. – М., 1981. 8. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII в. – М.,1974. 9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – М., 1994. Т.3. Возрождение. Новое время. 10. Руссо Ж.-Ж. Избранное. – М., 1976. 11. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия. – М., 2002. 12. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков. – М., 1999. 13. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000. 14. Философия: Учебник /под ред. Лавриненко В.Н. – М., 2005.
ТЕМА: МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Вопросы темы: 1. Происхождение и становления марксизма. 2. Развитие марксистской философии во второй половине XIX века. Распространение марксизма в России. 3. Историческая судьба марксизма. Неомарксизм.
Общая характеристикаа
Марксизм представляет собой закономерное и весьма крупное явление мировой общественной мысли. Он возник в 40-е годы XIX столетия на волне зародившегося в Европе массового рабочего движения как идейное выражение этого социального процесса. Марксистская теория состоит из трех частей: философии, политической экономии и научного социализма. Все они находятся в органической взаимосвязи и подчинены решению одной задачи – теоретическому обоснованию неизбежности гибели капитализма как строя и революционной смены его новым, более разумным и справедливым состоянием общества. Философия марксизма есть материализм, последовательно проведенный и всесторонне примененный к исследованию и объяснению не только природы, но также и общества и человека. Другой важной составляющей марксистской философии является диалектика как теория развития всего сущего и метод развития философского мышления. В этом смысле марксистская философия – это и диалектический и исторический, материализм, органично слитые и дополняющие друг друга. Своими непосредственными предшественниками и учителями Марк и Энгельс считали великих немецких философов Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Теоретическое наследие Марка и Энгельса весьма богато и многогранно. Они оставили заметный след своего творчества во всех областях философского знания. Созданная ими «новая» философия изначально была ориентирована на решение задачи практического изменения социального мира, в котором существует человек. Выражением этой установки стало материалистическое понимание истории, разработка и применение которого позволили вскрыть подлинные истоки, движущие силы и общую логику развития общества как сложного организма. В хронологическом плане историю марксизма можно разделить на два периода: «ранний» (до 1848 г.), или становление и «зрелый» (вторая половина XIX века), или развитие вглубь и вширь. Ключевым во всем марксизме является понятие коммунизма. Под ним основатели данного учения понимали длительный процесс преодоления состояния отчуждения (несвободы) человека в ходе социалистической революции и становления ассоциации свободных тружеников, где будет сполна реализован гуманистический идеал. Обоснованию неизбежности коммунизма был подчинен весь теоретический потенциал марксизма. Марксизм оказал очень большое влияние на мировую, особенно на европейскую духовную и политическую культуру. Несмотря на его кризис в наше время, он все же продолжает оставаться крупным течением в общественной мысли и науке. Основным пафосом марксизма является стремление преобразовать общество на более разумных и справедливых основаниях, устроить мир по-человечески. Марксизму как мировоззрению присуще стремление к целостности и масштабности охвата действительности, что естественным образом вытекает из практических ориентаций авторов этой теории.
Происхождение марксизма
Принципиально новым явлением общественной мысли XIX века стал марксизм. Он возник в середине века на волне развивавшегося тогда организованного рабочего движения в ряде европейских стран. Марксизм зарождался как теоретическое мировоззрение рабочего класса, учение о его всемирно-исторической миссии (призвание, роль). Отличительной чертой этого многослойного мировоззрения стала его обращенность к «земле», т.е. к злободневным проблемам общественной жизни: к экономике и политике, к социальной структуре общества. Теоретическим стержнем марксизма явилось всесторонне обоснование неизбежности исторической гибели капитализма как общественного строя и утверждение в будущем новой общественно-экономической формации – коммунизма. К числу социально-экономических предпосылок возникновения марксизма следует отнести утверждение промышленного способа производства в ряде крупных европейских стран (Англия, Франция), что стало подлинной революцией во всем укладе общественной жизни. На этой основе происходило быстрое преодоление прежней феодальной обособленности государств и складывание всемирной, т.е. единой и взаимозависимой истории. Этому активно способствовали развитие рыночных отношений и торговли, появление железных дорог складывание международного разделения труда. В результате этих процессов более насыщенным и интенсивным стал диалог культур, духовное общение стран и народов. Основатели теоретики марксистского учения К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что буржуазия как класс собственников сыграла в истории человечества «чрезвычайно революционную роль». Она не только создала новый тип общества, но и придала ему невиданную ранее динамику. Роль этой социальной группы появилась еще и в том, что она произвела не свет пролетариат – класс наемных работников, который по природе своей призван придти на смену буржуазии и создать социально справедливое общество (коммунизм). Зарождение широкого рабочего движения в Европе явилось основной социальной предпосылкой возникновения марксизма как целостной теории. К началу 40-х годов прошлого века рабочие ряда европейских стран в целях организованной борьбы с буржуазией и защиты своих интересов стали создавать профессиональные и иные союзы и коалиции. В среде рабочих появились политические требования и соответствующие им лозунги. Возникли зародыши первых политических партий пролетариата, что свидетельствовало и значительно росте классового сознания и самосознания рабочих. В этом смысле марксизм стал теоретическим ответом на те вопросы, которые были поставлены рабочим движением и передовой общественной мыслью. Это движение с необходимостью подталкивало передовую научную мысль того времени к глубокому осмыслению сущности общества, основ и законов его функционирования и развития, поиску путей и способов практического преобразования общественных отношений на более разумных и справедливых началах. Кроме социально-экономических, имели место и теоретические (идейные) предпосылки и источники возникновения марксистской теории. В.И. Ленин отмечал, что Маркс явился «продолжателем и гениальным завершителем трех главных идейных течений XIX века, принадлежавшим трем наиболее передовым странам человечества: классической немецкой философии, классической английской политической экономии и французского социализма». Эти идейные течения и являются тремя непосредственными теоретическими источниками марсизма. Марксизма формировался путем критического усвоения лучших традиций немецкой классической философии, которая в начале XIX века явилась вершиной развития философской мысли человечества. Критическая переработка этой философии Марксом и Энгельсом означала, прежде всего, сохранение и дальнейшее применение диалектики Г. Гегеля в качестве теории развития всего сущего и метода (способа) философского помышления. Основатели марксизма считали, Гегеля своим учителем и подчеркивали революционное значение метода его философии. Они отмечали, что гегелевская философия решительно отбросила представления об окончательном характере результатов человеческого мышления и практической деятельности. Благодаря творчеству Гегеля история человечества представляла собой единый поток изменений, постоянный и неуклонный переход от низшего к высшему, более жизнеспособному и прогрессивному. Немецкий философ проводил мысль о том, что все действительное разумно, а все разумное рано или поздно станет действительным. Отсюда напрашивался вывод, что на смену отжившим общественным порядками и отношениям неизбежно придут более прогрессивные и жизнеспособные. Утверждая такое, философия Гегеля выражала тем самым исторический оптимизм, твердую уверенность в грядущем торжестве сил разума. Следует помнить, что гегелевская диалектика развивалась в идеалистической, весьма абстрактной и даже мистической форме. Поэтому делом Маркса и Энгельса стало «опрокидывание» диалектики с «головы» на «ноги» и придание ей естественной формы – теории развития и метода мышления, применимых к объективному исследованию природы, общества и человеческого мышлении. Маркс подчеркивал в связи с этим, что его собственный метод философского мышления «…не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью». Он писал, что у Гегеля процесс мышления выступает как демиург (творец) действительности, которая составляет лишь его внешние проявления. Маркс писал: «…мой метод исследования не тот, что и Гегеля, ибо я – материалист, а Гегель – идеалист. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после освобождения ее от мистической формы, а это-то как раз и отличает от нее мой метод». «…спуститься из мира мыли в действительный мир» – такую задачу ставил себе Карл Маркс, разрабатывая собственную философскую систему. Важной составляющей марксистской философии стало, таким образом, материалистическая диалектика. Она есть, по определению В.И. Ленина, «душа марксизма», - его научный метод. Освобожденные от «шелухи» и мистики гегельянщины, а она стала в марксизме основным орудием мышления и оружием в революционно-практической деятельности. Марксистская диалектика по существу своему критична и не перед чем не «преклоняется». Все общественные порядки в истории рассматриваются ее как всего лишь приходящие ступени движения человеческого рода ко все более совершенному и разумному состоянию. В марксизме диалектика была применена всего лишь для исследования противоречивой логики развития человеческой истории, ступенями которой (истории» являются, с точки зрения марксизма, общественно-экономической формации (первобытная феодальная и другие). Важнейшими в материалистической диалектике являются такие ее принципы, как связь всего со всем, противоречивость всего сущего, развития. Владимир Ильич Ленин подчеркивал, что диалектика в марксизме есть не что иное, как методология научного философского мышления. Он писал, что «…дух марксизма, вся его система требуют, чтобы каждое положение рассматривать лишь (…) исторически; (…) лишь в связи с другими; (…) лишь в связи с конкретным опытом истории». Весьма важным моментом марксисткой методологии является конкретный (полный, всесторонний) анализ данной исторической ситуации, учет всех фактов и обстоятельств в ней. Марксизму присуще детальное исследование наличной исторической действительности, и этим он во многом обязан творчеству Г. Гегеля. Вторым важным завоеванием немецкой классической философии основатели марксизма считали материализм Л. Фейербаха. Это мировоззрение проявилось в учении немецкого философа и природе и человеке. Развивая тезис французских материалистов о решающей роли окружающей среды в формировании человека, Фейербах, по сути дела, подошел к вопросу о необходимости предания этой среде «человеческого» характера. Однако фейербаховский материализм все же не был глубоким и последовательным. В нем не осмысливался вопрос о необходимости революционно-практического преобразования социальной среды в интересах человека. Да и сам человек рассматривался Фейербахом как страдающее существо, а не как деятельный субъект истории. Взяв из философии Фейербаха ее материалистическую основу, Маркс и Энгельс применили материализм в качестве исходного принципа исследования совокупной общественной жизни. Сформулировав и проанализировав понятие «общественное бытие» как реальный процесс жизни людей, основоположники марксизма создали материалистическое понимание истории. («Исторический материализм»). Ими была подчеркнута особая роль способа производства и труда, практики вообще в жизни общества. Материальное производство было взято ими в качестве субстанции (основы) всей человеческой истории, «ключа» к понимаю ее «тайн». Материальное производство и интересы социальных групп, классовая борьба и революции – во что на самом деле является подлинными «пружинами», историческими процессами с точки зрения марксизма. Органично соединив диалектику Гегеля и материализм Фейербаха, Маркс и Энгельс создали новый тип философии – диалектический и исторический материализм. Они находили в этом революционный переворот во всей истории общественной мысли, ее радикальное переосмысление. Основное же предназначение своего творчества классики марксизма видели в том, чтобы максимально способствовать практическому решению актуальных проблем общественной жизни, ее преобразованию на началах гуманизма. Карл Маркс и Фридрих Энгельс подчеркивали, что «…для практического материалиста, т.е. коммуниста, все дело заключается в том, чтобы революционизировать существующий мир, чтобы практически выступить против существующего положения вещей и изменить его. К числу теоретических предпосылок возникновения марксизма относится также английская политическая экономия (А. Смит, Д. Рикардо). Эти ученые внесли большой вклад в осмыслении роли труда и материального производства в общественной жизни. Они отмечали большое влияние экономических процессов на социально-классовую структуру («Анатомию») общества, на интересы классов и слоев. Изучение Марксом и Энгельсом английских экономистов позволило им глубже и полнее развить материалистическое понимание человеческой истории, вскрыть ее подлинные истоки и движущие силы, проследить закономерности развития общества. Самым ярким выражением социально-экономического и философского анализа общественной жизни своего времени стал «Капитал» К. Маркса, по праву являющий основным теоретическим произведением классического марксизма. Своим возникновением марксизм обязан также и утопическому социализму, прежде всего – французскому в лице Ш. Фурье и К. Сен-Симона. Утопический социализм имел богатое идейное содержание. В нем присутствовала острая и всесторонняя критика пороков капиталистического общества, особенно института частной собственности. В рамках социалистических учений также осмыслена идея коммунизма, как некого идеального общества, которое якобы рано или поздно утвердится на деле. Социалисты-утописты высказали немало ценных идей и догадок, касающихся устройства общества и логики развития человеческой истории, воспитания человека. В XIX века некоторые из этих мыслителей (например, Сен-Семон) заговорили о большой роли классовой борьбы в истории. Немалое значение в становлении марксизма имели учения французских просветителей-материалистов 18 века, которые являлись острыми и последовательными критиками социальных пороков, активными сторонниками гуманистических идей: социального равенства, справедливости, солидарности людей труда. Опираясь на теоретический потенциал утопического социализма, Маркс и Энгельс разработали собственное учение о коммунистической общественно-экономической формации, о способах и формах перехода к ней, фазах становления такого общества. В их теории коммунизма центральное место заняло учение о всемирно исторической миссии рабочего класса, как «могильщика» капитализма. Рабочий класс (пролетариат) по природе совей и положению в обществе призван преодолевать отчуждение (несвободу) человека, осуществить социалистическую революцию и создать социально справедливое общество. Этот тезис проходит сквозь все марксистское учение. Таким образом, марксизм возник не на пустом месте. Он стал продолжением и развитием передового теоретического потенциала, накопленного в недрах европейской общественной мысли. Марксизм – это закономерное порождение духовной культуры общества, теоретический ответ на актуальные запросы своего времени. Следует отметить и то, что марксизм представляет собой, по определению В.И. Ленина «цельное миросозерцание». В нем «нельзя вынуть ни одной основной посылки, не одной существенной части, не отходя от объективной истины…» В истории марксизма можно выделить три крупные ступени. Первая (до 1848 г.) – это становление марксизма как теоретической системы, формирование его исходных принципов и базовых идей. Иногда этот период называют еще «ранним» марксизмом, более философичным и романтично окрашенным. Второй период (после 1848 г.) – это развертывание данной теории вширь и вглубь, или «поздний» марксизм. В это время в большей мере развивались экономическое и социально-философское части теории. Следуют подчеркнуть, что философия марксизма представлена во всех периодах его развития и пронизывает все творчество Маркса и Энгельса. Карл Маркс (1818 – 1883 гг.) вначале был сторонником гегелевской философии. Становление же его собственного философского мировоззрения интенсивно протекало вперед с 1837 по 1841 гг. в это время он подготовил сою докторскую диссертацию «Различие между натурфилософией и Демократа и натурфилософией Эпикура». Фридрих Энгельс (1820 – 1895 гг.) в духовном отношении также вышел из среды сторонников творчества Гегеля. В 1842 году состоялась первая встреча Маркса и Энгельса, переросшая со временем в многолетнее, тесное и многогранное сотрудничество двух великих мыслителей. Принято считать, что сознательный переход Карла Маркса на позиции философского материализма произошел в 1843 году в его работе «Критики гегелевской философии права». Здесь он впервые называет свою философию духовным оружием пролетариата, которое призвано теоретическими средствами помочь этому классу, решить задачу своего практического освобождения, быть «головой» этого процесса. Со своей стороны, пролетариат – это материальное оружие новой философии и ее сердце. Маркс изначально подчеркивал партийность собственной философии, то есть подчиненность ее конкретной социальной группы. Теория (в данном случае – философия) должна быть, по его убеждению, должна быть органично связана с практикой, с революционным преобразованием существующего общественного строя и отношений между людьми. В 1844 году совершился окончательный переход Маркса и Энгельса на позиции философского материализма и коммунизма («революционного демократизма»). Значительное место в раннем марксизме заняла работа «Экономическо-философские рукописи 1844 года». В ней было положено начло формированию материалистического понимания истории и гуманистического учения марксизма. Автор произведения сформулировал понятие отчужденного труда и рассмотрел проявления этого процесса в обществе. По Марксу, сущность отчужденного труда состоит в том, что его продукты утрачиваются работником и превращаются во внешнюю и враждебную силу. Отчуждение труда означает закабаление трудом, т.е. эксплуатацию человека, утрату им самого себя. В итоге продукты физической и духовной энергии рабочего становятся достоянием владельцев производства, т.е. капиталиста. Это сопровождается богатством одних и бедностью других, нарастанием социального расслоения. Отчужденный труд – это бесчеловечный труд, негативная сторона человеческой деятельности. В этой работе Маркс исследовал и другие формы отчуждения человека при капитализме – от культуры общества, общественных отношений, отчуждение человека от человека. В ходе теоретического анализа Маркс сделал вывод о том, что отчужденный труд явился непосредственной причиной появления обществе частной собственности. Однажды возникнув, она стала со своей стороны источником эксплуатации и отношений социального неравенства в обществе. Маркс проследил различные исторические формы частной собственности и их влияние на семью, государство и право. Им был сделан вывод о необходимости положительного «упразднения» частной собственности т.е. преодоления ее отчужденного, и, стало быть, извращенного характера. В его представлении, коммунизм означает возврат человека к самому себе в качестве целостного, а не бедного и одностороннего существа. По определению Маркса, коммунизм – это реальный гуманизм, «отвоевание человека», и он будет возможен лишь на основе высокоэффективного и социально-ориентированного производства. В начале 1845 года вышло в свет совместное произведение Маркса и Энгельса – историко-философский труд «Святое семейство». Здесь авторами было раскрыто место их собственной философии в историко-философском процессе и названы ее теоретические истоки (творчество Гегеля и Фейербаха). «Святое семейство» – это критическое преодоление гегелевской философии и сознательный переход Маркса и Энгельса на позиции достаточно зрелого философского материализма. В работе уже более отчетливо прослеживается связь рождающейся новой философии с интересами пролетариата, раскрывается место этого класса в обществе. Авторами показано, что буржуазия и пролетариат представляют собой закономерное порождение мира частной собственности. Эти классы образуют сложное и неприменимое социальное противоречие («антагонизм»). По характеристике Маркса и Энгельса, пролетариат есть отрицательная а буржуазия – консервативная сторона этого противоречия. Рабочий класс призван по природе своей «провести в исполнение приговор», который уже вынесла частная собственность сама себе породив из себя богатство и нищету, расколов тем самым общество. Миссия пролетариата состоит в том, чтобы упразднить частную собственность посредством революции, т.е. радикального изменения основ общества и разрешит тем самым острые социально-экономическое противоречия в нем. Более подробно идея особой миссии пролетариата изложена Энгельсом в его работе «Положение рабочего класса в Англии» (1845 г.) «Святое семейство» стало значительным шагом вперед по пути формирования в марксизме материалистического понимания истории. В частности, в этой работе, была подчеркнута огромная роль народных масс с историческом процессе. Маркс и Энгельс отмечали что «деятельность действительного человечества есть не что иное, как деятельность массы человеческих индивидуумов». По убеждению авторов, идеи никогда не смогут вывести общество за пределы старых порядков в нем, идеи ничего не смогут осуществить. Для изменения общественных отношений требуются люди, которые должны употребить практическую силу. Важное место в становлении философии марксизма принадлежит небольшой работе К. Маркса «Тезисы и Фейербахе» (1845 г.) Здесь было показано принципиальное отличие новой философии от всего предшествующего философского материализма («созерцаемый материализм»). По Марксу, основной недостаток прежнего (в том числе и фейербаховского материализма) состоял в том, что человек рассматривался в нем всего лишь как объект воздействия как стороны окружающей среды, существо страдающее и пассивное. В своей работе, Маркс напротив ввел понятие практики, и предложил впредь рассматривать человека в качестве субъекта – существа активного, инициативного и деятельного. Вся общественная жизнь – это жизнь практическая, творимая самим человеком, а основной формой практики является труд, материальное производство. Практика – это сфера свободы и необходимости одновременно, способ преобразования общественных отношений. Посредством ее человек изменяет и окружающий мир, и себя тоже, раскрывает всю мощь своего ума и иных способностей. В «Тезисах…» Маркс охарактеризовал человека как существо деятельно и социальное. Что же касается новой философии, то она призвана быть теоретическим инструментом преобразования общества, орудием его научного истолкования и критики. В одиннадцатом тезисе своей работы Маркс отметил, что все философы до сих пор «лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его. В этом знаменитом высказывании и содержится основная характеристика марксистской философии – ее подчиненность запросам социальной практики, нацеленность на активное вторжение в мир общественных отношений с целью их решительного очеловечивания. Иначе говоря, марксистская философия является по своей сути, философией практического действия. Наиболее фундаментальным произведением раннего марксизма стала «Немецкая идеология», совместно выполненная Марксом и Энгельсом в 1845 – 1846 гг. Основным в ее содержании является идея материалистического понимания общественной жизни и истории общества («исторический материализм»). В этой работе были сформулированы основные такие важные в марксисткой теории понятия, как «способ производства», «базис» и «надстройка», «общественное сознание», «идеология». Здесь авторы уже называют сове учение коммунизмом, или «практическим материализмом». В «Немецкой идеологии» был последовательно обоснован тезис о том, что способ материальной жизни является непосредственным экономическим основанием (базисом) всего общественного организма. «Какова деятельность индивидов, – писали Маркс и Энгельс, – таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством – совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят». В связи с этим история общества представляет собой последовательную и закономерную смену способов производства (первобытный, рабовладельческий и другие), а так же соответствующим им социальных, политических и иных отношений (связей) в обществе. На базе материального производства формируются соответствующая ему социальная структура и тип государства, формы общественного сознания. Маркс и Энгельс подчеркивали антагонистический характер предшествующей истории, когда абсолютное меньшинство населения существовали и развивалось за счет эксплуатации трудящегося населения общества. По убеждению авторов «Немецкой идеологии, грядущий должен положить конец этой вопиющей несправедливости. Он устранит прежний характер деятельности людей и изменит все общественное сознание (религию, мораль, искусство). В ходе социальной революции будет преодолен отчужденный характер труда, и не место ограниченных людей придут люди всесторонне развитые, богатые в духовном отношении Сам же коммунизм, с точки зрения Маркса и Энгельса, будет представлять собой не некое законченное состояние общество, а действительное движение, которое уничтожает и преодолевает отчужденное, социально несправедливое состояние общества. Реальным он станет, однако, не на узком местном бытии, а лишь в рамках совокупной всемирной истории и совместной деятельности всех людей труда. Значительным шагом в становлении марксизма явилась работа К. Маркса «Нищета философии» (1847 г.) В ней автор развил теорию материалистической диалектики в ее применении к анализу капиталистического строя. Маркс осмыслил такие понятия, как «противоречие», «антагонизм» и «развитие», дал им свою теоретическую интерпретацию. Маркс доказывал, что все философские категории выводятся путем анализа объективной деятельности, а не наоборот. Он подчеркивал, что идеи и понятия людей столь же не вечны, как и выражаемые ими объективные выражения в обществе. Содержание сознания людей представляет собой всегда исторический и переходящий продукт. За понятиями «эксплуатация» и «неравенство», «противоречие» и т.п. на самом деле скрываются реальные отношения между людьми в обществе. Например, социальный антагонизм предполагает острую форму противоречия в социальной жизни, столкновение сил с полярными интересами и ориентации, наличие конфликтов. Лишь вместе с изменением общественных отношений может произойти смена идей. Люди ведь сами творят свою историю, они выступают в ней как авторы и действующие лица их собственной драмы. Коммунизм станет таким обществом, где социальный антагонизм уступит место эволюции и мирному прогрессу социального организма. «Манифест коммунистической партии» (1848 г.) стал первым программным произведением марксизма, классическим изложением его теоретических основ и завершением процесса становления нового мировоззрения. Основное в «Манифесте» – теория классовой борьбы как выражение социального антагонизма в обществе. Пытаясь дать объективную картину происходившего, Маркс и Энгельс в своем произведении отмечали пассивную роль буржуазии в истории человечества. Этот класс создал промышленный способ производства и гигантские производительные силы, способствовал преодолению феодальной замкнутости государств, положил началу становлению на этой основе всемирной (единой) истории. Однако вызвав к жизни эти и иные прогрессивные процессы, буржуазия одновременно породила и пролетариат как класс, который объективно заинтересован в революционном свержении капиталистического способа производства. Пролетариат ведь представляет собой класс наемных рабочих, которые, будучи лишены собственных сил производства, вынуждены продавать капиталистам свою рабочую силу. Пролетариат, в силу своего положения в обществе он стремится упразднить частную собственность на орудие и средства производства, как на источник его эксплуатации. Авторы «Манифеста» подчеркивали, что практически вся история общества наполнена острой и непримиримой борьбой классов. Та борьба, которую ведет пролетариат против буржуазии, неминуемо приведет к установлению его диктатуры, то есть полной политес кой власти. Маркс и Энгельс наделись, что эта власть станет эффективным оружием для постановления бесклассового социалистического общества, где свободное развитие каждого индивида явится условием свободного развития всех. В созидании такой свободной ассоциации (коллективности) и будет заключать всемирно-историческая миссия пролетариата. «Манифест Коммунистической партии» явился итогом процесса формирования марксизма как целостного теоретического мировоззрения. Предшествующие ему произведения К. Маркса и Энгельса представляют собой своеобразные ступени формирования, их взгляды и убеждений. Эти ступени были подчинены одной стратегической установке Маркса и Энгельса – всестороннему теоретическому образованию, идеи коммунизма как общественного идеала. Стержнем марксизма стала философия нового типа, обращенная к нуждам «земли», то есть реальной общественной жизни людей, к наиболее острым социальным противоречиям и проблемам, ориентированная на защиту коренных интересов людей труда.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.206 (0.017 с.) |