Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие марксистской философии во второй половине XIX века. Марксизм в России.

Поиск

Во второй половине 19 века происходило уточнение и углубление социальных идей и принципов марксистской философии. Карл Маркс и Фридрих Энгельс развивали материалистическое понимание истории и совершенствовали свой диалектический метод исследования. Они проводили мысль о том, что в основе общественной жизни лежат естественные причины, и прежде всего – процесс материального производства, духовное, социальное и политическое развитие общества определяется интересами и потребностями людей, а носители этих побудительных сил являются движущими силами этого развития.

Большое внимание Маркс и Энгельс уделяли обоснованию своих взглядов на социальную революцию, которую представляли в виде скачка в общественной жизни. Революция рассматривалась ими как проявление драматической развязки события, когда острые социальные противоречия доходят до открытой борьбы, до конфликта, в котором они и находят свое разрешение. Философами была выдвинута и обоснована идея непрерывной революции, в ходе которой пролетариат смог бы обрести власть и образовать свою ассоциацию как в своей стране, так и в других развитых странах мира. Завершением непрерывной революции призвана стать диктатура пролетариата, демократическая для трудящихся, и диктаторская для эксплуататоров. Полагалось, что к этому неизбежно ведет вся логика классовой борьбы в обществе. В 1848 – 1852 гг. Марксом и Энгельсом также осмысливались вопросы, касающиеся места идеологии в общественной жизни, роли народных масс и отдельной личности в истории, другие важные проблемы социальной философии.

В 50-е – 60-е годы осуществляется экономическое обоснование марксисткой теории и дальнейшее углубление на этой основе диалектико-материалистического понимания истерического процесса. Работа К. Маркса «Капитал» стала основным теоретическим произведением классического марксизма. Основное в ней – это анализ материального производства, как базиса любого общества, «ключа» для вскрытия всех тайн и логики человеческой истории. Категория «материальное производство» была наполнена в «Капитале» глубоким философским содержанием и смыслом: в ходе создания вещей люди изменяют и себе, и социальным мир в целом. С помощью этой категории Маркс вскрыл и исследовал «анатомию» современного ему буржуазного обществ, сделал далеко идущие выводы практического характера.

Еще в подготовительных материалах к «Капиталу» Маркс подчеркивал, что способ производства материальной жизни «обусловливает социальный политический и духовный процессы жизни вообще». Им отмечалось, что совокупность производственных отношений «составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствую определенные формы общественного сознания». Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот – общественное бытие определяет его характер и содержание. Маркс выдвинул тезис о том, что на определенной ступени исторического процесса назревает и проявляется острый конфликт между производительными силами и производственными отношениями. Последнее становится оковами исторического развития, и тогда наступает эпоха социальной революции. Вся история человечества являет собой историю конкретных способов производства (античной, феодальной, буржуазной), для своего времени прогрессивных, но все же преходящих. В совокупности они образуют «предысторию» человечества, весьма длительную эпоху отчуждения и несвободы эксплуатации человека человеком. Лишь общественный контроль за производством и коллективное использование орудий труда положит начало подлинной истории коммунизма. Из «царства несвободы в царство свободы» – такова, по Марксу, общая логика движения человечества. Материальное производство рассматривается автором не только в чисто экономическом, но и в его социально-философском смысле, то есть с точки зрения его влияния на человека и общество, на развитие совокупного исторического процесса. Производство – это живое и постоянное взаимодействие его с окружающей средой и природой, активная переработка природного материала. Труд является вечным и естественным условием существования человека, источником его предметного и духовного богатства. По средствам труда он неуклонно раздвигает границы своего существования и рамки свободы. В ходе труда происходит универсальное (всестороннее) развитие человека как субъекта деятельности, раскрытие всех его сущностных сил. мир истории – это реальность, созданная деятельным человеком и непрерывно им обновляемая, без вмешательства неких сверхъестественных сил. в этом смысле развитие общества и представляет собой, по краткому определению Маркса «естественноисторический процесс», взаимодействие субъективных и объективных факторов.

Понятие способа производства является основным в «Капитале». Маркс детально проанализировал его структуру, функции отдельных элементов (орудия труда, техника, наука). Всякий конкретный способа производства был рассмотрен им вместе с тем, и как образ жизни людей, то есть типичные для данной эпохи и общества формы их жизнедеятельности, отношения и нравы. Любой способ производства имеет свою историю возникновения и восходящего развития. Однако он рано или поздно все-таки исчерпывает свой потенциал и порождает внутри себя предпосылки для появления нового способа производства материальных благ.

Особую роль в материальном производства играют живые люди, то есть личностный компонент способа производства, их знания и навыки, формы деятельности, интересы, психология. Человек является главной производительной силой в любом обществе. Его особая миссия состоит в том, чтобы «воскрешать» средства производства, орудия и предметы труда, из «мертвого», застывшего состояния и приводить их в «живое» и деятельное состояние. Человек – это носитель интеллектуального начала в материальном производстве, обладатель мыслительных способностей. От эпохи к эпохе роль знаний в материальном производстве непрерывно возрастает. В условиях индустриально (промышленной) цивилизации, которая основана на систематическом применении машин наука со временем превращается в непрерывную производительную силу, а сама промышленность – в область применения данных естествознания. Техника и машины, орудия труда – все это, по определению К. Маркса «овеществленная» сила знания. В перспективе же, по убеждению немецкого мыслителя, человек превратится в «контролера» и «надсмотрщика» над сложным миром машин и технологий.

Вне всякого сомнения, буржуазный способ производства сыграл в истории человечества прогрессивную роль. Это было отмечено Марксом и Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии». Однако разрешив одни социально-экономические проблемы, он породил рад других – принуждение человека не только не исчезло, но стало еще более утонченным, заменившим «цивилизованным ужасом» чрезмерного труда и капиталиста. Если римский раб был, по выражению Маркса «прикован цепями», то наемные рабочие 19 века «привязан невидимыми нитями к своему собственнику». Капитализм – это более новая и более изощренная форма принуждения человека, «система всеобщей эксплуатации», где имеет место «личная независимость, основанная на вечной зависимости». В условиях капитализма и сам человек тоже становится вещью, объектом купли-продажи на рынке труда. Отчуждение (несвобода) человека носит здесь тотальный (полный, всеобъемлющий) характер. Человеку противостоит как нечто чуждая стихия рыночных отношений и сила буржуазного государства, мораль и права этого общества. В таком обществе пролетарий «гол как сокол», по выражению Маркса. Он есть не собственник, а созданное им вещное богатство принадлежит другому человеку- капиталисту. Противоположность труда и капитала достигает здесь своего апогея, и это создает социальные пределы дальнейшему развития буржуазного способа производства. Капиталист распоряжается пролетарием как вещью, а наемный работник воспринимает свой труд как порабощение. Пролетарий является одновременно и творцом, и жертвой данных общественных отношений. Здесь отношения господствуют над людьми, а не наоборот.

Ситуация отчуждения человека в условиях капитализма постепенно создает необходимые предпосылки для отрицания этого типа общественных отношений. Крупное материальное производство на заводах и фабриках способствует организации коллективных действий пролетариев в защиту своих коренных интересов. Развитие промышленности и техники объединяет и просвещает рабочих, развивает у них классовое сознание. Рано или поздно пролетариат сумеет осознать свою всемирно-историческую миссию – уничтожение частной собственности как основного источника эксплуатации человека труда. Тогда «пробьет ее час», а экспроприаторов экспроприируют. При коммунизма же ассоциированные производители сумеют поставить под общий контроль все условия материального производства. Они будут осуществлять его планомерно и эффективно на достойных человека условиях.

«Капитал» стал самым крупным произведением классического марксизма. В нем было фундаментально развито учение об общественно-экономической формации и способе материального производство как его основе. Формация стала рассматриваться в марксизме как живой социальный организм, включающий в себя свою совокупность общественных отношений. Каждая формация – это основанный на конкретном образе тип производства, ступень закономерного и прогрессивного развития общества и человечества. История общества предстала в «Капитале» как история труда, неизбежным результатом чего явится, по убеждению Маркса, коммунизм как «сознательное и планомерная ассоциация» тружеников. Это произведением марксизма имеет не только политэкономическое, но и социально-философское значение. По сути дела, «Капитал» – это развернутое, материалистическое понимание истории, примененное к области экономических и иных явлений. Глубина и масштаб мышления, утонченный метод исследования, проявленные Марксом в этом произведении, сделали его одним из крупнейших мыслителей человечества.

Большой вклад в формирование марксистской теории внес Ф. Энгельс. Из всех философских работ Энгельса наиболее известными «Диалектика природы» и «Анти-дюринг».

В работе «Диалектика природы» (1873 г.) Энгельс ставил задачу философского осмысления достижений современного ему естествознания. В этих целях немецких ученый переработал огромный материал из таких наук, как физика и химия, биология и астрономия. В естествознании 60 – 80 годов XIX века были сделаны такие открытия, как электромагнитная теория Д. Максвелла, периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева, создано эволюционное учение Ч. Дарвина. Успехи естествознания создавали предпосылки для дальнейшего развития диалектико-метериалистической философии и уточнения сложившейся научной картины мира.

 

Тема: НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

План:

1. Основная характеристика немецкой классической философии. Философия Иммануила Канта.

2. Объективный идеализм Ф. Шеллинга и Г. Гегеля.

3. Субъективный идеализм И.Г Фихте.

4. Материализм Л. Фейербаха.

 

Ключевые понятия:

Агностицизм -принцип, согласно которому мир не познаваем.

Априори – знание, предшествующее опыту и независимое от него.

Апостериори – знание, полученное в результате опыта.

Феномен – явление мира, постигаемое с помощью чувств.

Трансцендентальное – априорная способность мышления, обеспечивающая возможность опытного знания.

Трансцендентное – то, что находится за пределами сознания и познания.

Категорический императив – моральный закон практического разума.

 

Основная характеристика немецкой классической философии. Философия Иммануила Канта.

Важным этапом развития европейской философия стала немецкая классическая философия. Она охватывает период с 70-х г. ХVIII в. (с начала критического периода в творчестве И. Канта) и до середины ХIХ в. - времени смерти Ф. Шеллинга и окончания философской деятельности Л. Фейербаха.

Немецкая классическая философия - это идеология прогрессивной немецкой буржуазии. Она отражала, с одной стороны, своеобразные условия развития капитализма в Германии конца XVIII - начала XIX вв. (относительно запоздалый характер), и с другой стороны, крупные социально-политические сдвиги, происходившие в это время в развитых странах Европы (к примеру, французская революции, которой боялась буржуазия Германии). Немецкая буржуазия поощряла развитие идеалистической философии и боялась материалистических и атеистических идей, приводивших к европейским революциям.

Сыграл свою роль в развитии философии прогресс в научной и художественной мысли (естествознание – физика и химия; математика, немецкие романтики – Гете, Шиллер). Наука поставила под философией задачу развивать идеи относительно теории и методов познания действительности, а немецкие художественные гуманисты обеспечили значимость философских идей в области этики и нравственности.

Немецкая классическая философия не представляла собой единого направления: И. Кант был дуалистом, И. Фихте – субъективным идеалистом, Ф. Шеллинг и Г. Гегель – объективными идеалистами, Л. Фейербах – материалистом, но при всем многообразии идей и концепций немецкую классику отличают приверженность ряду существенных принципов, которые позволяют рассматривать ее как единое духовное образование.

К основным принципам и достижениям немецкой классики принято относить:

- сходное понимание роли философии в истории человечества и мировой культуры. «Философия есть современная эпоха, постигнутая в мышлении» (Гегель). Она должна осуществляет по отношению к человеческой жизнедеятельности критическую рефлексию;

- немецкая классическая философия придала всей философии облик дифференцированной науки, включающей в себя систему дисциплин, идей и понятий, принципов, органически связанных с предшествующей философской мыслью;

- было положено начало диалектическому методу познания и разработана на его основе целостная разветвленная диалектическая концепция развития (Г. Гегель);

- немецкая классическая философия внедрила в исследование социокультурных явлений принцип историзма (Г. Гегель) и рассматривала главным двигателем истории – взгляды, идеи, побуждения людей, т.е. идеальные мотивы, объединяемые понятиями сознания, мышления;

- разрабатывались идеи о роли бессознательного в структуре психики (И. Кант);

- концентрация философии при рассмотрении проблемы человека вокруг принципа свободы и других гуманистических ценностей. И. Кант, Ф. Шеллинг, И. Фихте ввели в практику изучения социума понятие «идеал», Л. Фейербах разработал концепцию антропологического материализма;

- происходило изучение гносеологических и психологических корней религии (Л. Фейербах)

Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.). Гете так говорил о нем: «Кант - титаническая фигура. Ни один ученый не мог безнаказанно игнорировать то великое философское движение, начало которому положил Кант».

Г. Гейне писал о Канте так: «Изобразить историю жизни Канта трудно, ибо у него не было ни жизни, ни истории. Родился он в семье ремесленника, учился в Кенигсбергском университете, он жил механически размеренной, почти абстрактной жизнью холостяка в тихой отдаленной улочке Кенигсберга, что на северо-востоке Германии. Вставание, утренний чай, писание, чтение лекций, обед, гуляние – все совершалось в определенный час, образ жизни Канта – это целая наука, удивительно оригинальная и поучительная. Спать он ложился в девять вечера. Подъем - в пять утра. Чашка слабо заваренного чая «без ничего», после чая выкуривалась одна трубка в сутки. Ел он только раз в сутки по принципу: садиться за еду нужно только очень сильно проголодавшись, лишь тогда возможно хорошее усвоение пищи. Диета, разработанная Кантом для себя, является ныне предметом пристального изучения диетологами, т.к. родившись слабеньким и болезненным ребенком, Кант благодаря образу своей жизни, прожил долгую жизнь».

В творчестве Канта выделяются два периода: докритический (1770-е гг.) и критический. В первый период он в основном занимался проблемами естествознания. Он разработал гипотезу происхождения солнечной системы из гигантской газовой туманности, что является до сих одной из фундаментальных научных идей астрономии. Так же он выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас.

В начале 80-х гг. ХУШ в. Кант погружается в метафизические, общефилософские проблемы бытия, познания, человеческой нравственности. В 1781 г. он пишет работу «Критика чистого разума». Этот труд стал началом второго периода в творчестве Канта. Центральной проблематикой его философии является гносеологический вопрос. Он считал, что решению проблем бытия, человек морали должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ.

И. Кант различал воспринимаемые человеком «явления вещей» и «вещи в себе», т.е. то, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия вещей на наши органы чувств возникает хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, т.е. наш разум предписывает законы природе.

«Вещь в себе» есть независимая от человеческого сознания сущность вещи, которая не дается в опыте. Таким образом, не разделяя безграничной веры в силы человеческого разума, И. Кант говорил о принципиальной ограниченности человеческого познания. Он стоял на позициях агностицизма – принципа, согласно которому мир не познаваем.

Чувственные впечатления, по мнению Канта, связывается между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, т.е. общие понятия, а они «суть чисто логические формы», характеризующие, «чистое мышление». Категории даны человеку до всякого опыта, т.е. априори, и не зависят от него (к примеру, категории пространства и времени человеку известны прежде восприятий). Кант выделил следующие категории:

- по количеству единства (единица меры, множество (величина), совокупность (целое);

- по качеству реальное, отрицание, ограничение);

- по отношению (субстанция, причинность, взаимность);

- по модальности (возможность, действовать, необходимость).

Совокупность априорных категорий Кант называет трансцендентальной. Кант также выделил апостериорные (на основе опыта) по происхождению понятия и категории.

В логическом аспекте теории познания Кант ввел идею и термин «синтетическая сила суждения, позволяющая нам осуществлять синтез рассудка и данных чувственного восприятия». Кант ввел понятие «воображение» в теорию познания. Он отмечал, что «наши знания - не мертвый слепок вещей, а духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувствительных восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Помощь воображения человека есть в каждом звене своих суждений».

По мнению И. Канта, при попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия, которые он называет антиномии. Каждая антиномия строится как пара противоречивых предложений: тезис и его отрицание – антитезис. Кант сформулировал несколько антиномий (неразрешимых противоречий):

- тезис: мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. Антитезис: мир не имеет начала во времени и не ограничен в пространстве;

- тезис: всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из простого. Антитезис: ни одна вещь в мире не состоит из простых вещей, и вообще в мире нет ничего простого.

Скрупулезно разрабатывая концепцию о «вещах в себе» Кант пришел к выводу, что есть такие глубины тайн бытия, такие сферы, где разум человека бессилен. Он назвал эти сферы трансцендентными. К ним он отнес запредельный мир (бездну, недоступную теоретическому познанию): это Бог – как абсолютно необходимая сущность, душа. Трансцендентное – это предмет веры, а не разума.

Рассуждая о человеке, И. Кант сделал вывод о том, что, человек - это, с одной стороны, часть природы, а с другой стороны, над всеми существовами его возвышает наличие самосознания.

Из факта природы вытекает эгоизм, животный инстинкт наслаждения. Из факта самосознания Кант выводит индивидуальность личности и ее нравственность.

Кант сформулировал категорический императив (нравственный закон), суть которого состоит в двух основных положениях:

1. Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.

2. Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему как к средству.

Следовать категорически императиву человек может по двум причинам:

- в силу эмпирической склонности вести себя правильно (например, пожалели старушку, уступили место);

- в силу осознания нравственного долга (вы осознаете необходимость вести себя так, ведь правила вашего личного поведения должны быть такими, чтобы могли стать законом для всех).

Поступки первого типа Кант квалифицирует как легальные, второго - моральные.

Но как показывает опыт, между моральным и аморальным поведением и соответственно счастьем или несчастьем в этой жизни прямой связи нет. Напротив, часто именно аморальные и беспринципные добиваются успеха в жизни, люди правильные страдают от бедности и не получают признания. Это ситуация противоречит нравственному сознанию, которое требует справедливого соответствия. Но т.к. этого соответствия нет в мире явлений, остается допустить, что оно есть в мире трансцендентном, где гарантом справедливости выступает Бог.

Кант разработал философское учение о праве и государстве. В своем учении о праве он выводил юридические законы из нравственных. Философ говорил о необходимости уничтожения всех форм личной зависимости, утверждения личной свободы и равенства всех перед законом. Нравственные и юридические законы – суть априорного характера. Государство Кант определил как объединение людей, подчиненных правовым законам. В каждом государстве существует три власти: верховная власть в лице законодателя, исполняющая власть в лице правителя (правящего по закону) и судебная власть в лице судьи (присуждающего каждому свое согласно закону). Законодательная власть может принадлежать объединенной воле народа.

Подойдя к государственному устройству исторически, Кант считал, что оно не может оставаться неизменным: те или иные формы правления существуют до тех пор, пока они необходимы. Республика – это единственный правовой государственный строй, который отличается прочностью. Здесь закон самодержавен и не зависит ни от какого отдельного лица. Истинная республика, по Канту, есть система, управляемая уполномоченными депутатами, избранными народом.

Кант выдвинул идею об участи человеческого бытия - конце всего сущего. Конец может быть троякого рода:

- естественный - соответствующий моральным целям божественной мудрости;

- сверхъестественный - под воздействием причин, нашему пониманию недоступных;

- противоестественный, который «мы вызовем сами вследствие неправильного понимания конечной цели».

Таким образом, под непосредственным влиянием И. Канта развивалась вся немецкая классическая философия, в конце Х1Х в. возникло неокантианство, феноменология, позитивизм и другие течения.

Объективный идеализм Ф. Шеленга и Г. Гегеля.

После Канта немецкая классическая философия разрабатывалась таким выдающимся мыслителем, как Шеллинг, который является представителем классического объективного идеализма. Он выдвинул идею идеальной сущности природы, нематериального характера ее активности. Природа, по Шеллингу, представляет собой абсолютное «Я». Она есть вечный разум, абсолютное тождество субъективного и объективного, их качественная одинаковая духовная сущность. Материя - это свободное состояние абсолютного духа, разума. Дух и материю противопоставлять недопустимо; они тождественны, т.к. представляют лишь различные состояния одного и того же абсолютного разума.

Центральной проблемой философии для Шеллинга является проблема свободы: «Альфу и омегу всякой философии составляет свобода». Действия и поступки человека рассматриваются Шеллингом как проявления свободной воли, которая является источником всякого рода деятельности, источником свободы данной человеку Богом. Свобода трактуется Шеллингом как возможность принимать и осуществлять такие решения, которые сообразуются только с собственными намерениями. Однако, рассматривая произвольные поступки, Шеллинг пришел к выводу, что они подчинены определенной объективной цели. В учении Шеллинга свобода сосуществует в союзе с необходимостью. Шеллинг утверждал, что взаимное проникновение свободы и необходимости имеет место во всякой человеческой деятельности. Человек свободен в своей деятельности, но конечный результат деятельности зависит от необходимости. Необходимость является и объективной основой свободы, и ее границей.

Наряду с проблемой свободы Шеллинг ставит и решает проблему ответственности человека за свои действия. Шеллинг считает, что человек должен действовать в соответствии с нравственным законом. Поскольку выбор действий зависит от человека, то его действия могут быть поставлены ему в заслугу или в вину и вследствие этого на человека накладывается моральная ответственность.

Высшим достижением немецкой классической философии явилась философия Георга Вильгельма. Фридриха Гегеля (1770 – 1831 гг.). Он родился в Штутгарте, в семье крупного чиновника. После окончания гимназии учился в семинарии вместе. После ее окончания предпочел стать учителем. В 1799 году он получил наследство и отправился учиться в университет Йены. Там же защитил диссертацию. В 1802 – 1803 гг. вместе с Шеллингом издавал «Критический философский журнал», в котором напечатал ряд своих работ. Позднее он работал в Берлинском университете, являясь профессором и ректором.

Именно, когда Гегель переехал в Берлин на работу, город стал мировым философским центром. Он читал множество курсов по философии. О Гегеле-лекторе так вспоминают: Готто - редактор труда Гегеля по эстетике. По его воспоминаниям, Гегель не был выдающимся оратором, однако изложение им философского материала необычайно захватывало и покоряло слушателей. На лекциях Гегель всегда пользовался подробно разработанным конспектом. Говорил он необычайно медленно, мучительно, как бы выдавливая из себя предложения, и с трудом подыскивал философские слова. Лекции Гегеля являли собой как бы философскую лабораторию, где он перед слушателями вырабатывал свои идеи. Поэтому слушать его было исключительно трудно. Но результаты этого были чрезвычайно положительными: слушатели как бы вместе с Гегелем проходили тот путь по созданию идей, который проходил сам из создатель.

Гегель умер от холеры. Он был уже при смерти, когда супруга обратилась к нему с вопросом о Боге. Ослабевший от страданий, Гегель показал пальцем на Библию, лежащую на столике у постели и сказал: «Вот тут вся мудрость Божия».

Философия Гегеля – это последовательный объективный идеализм и диалектический метод.

Первоосновой бытия (всего сущего), по мнению Гегеля, является некоторая абсолютная идеальная сущность – Мировой разум, или (Абсолютная идея). Важнейшим свойством абсолюта является творческое активное развитие, развертывание, мышление. Через мышление Абсолютная идея осуществляет свою цель - самопознание. Процесс самопознания проходит три этапа (на которых разум развертывается в различных формах существования):

- пребывание самой познающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления, где она накапливает богатство категорий (абсолютная идея раскрывает себя в логике, то есть в содержании законов и категорий и диалектике);

- абсолютная идея развивается в форме «инобытия» (отрицания) – в виде явлений природы (то есть вступает в противоречие с собой). На этой стадии самопознания происходит посредством механики, физики, органики;

- абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания (духа) посредством философии, религии, искусства.

Выделив эти стадии, Гегель сделал вывод, в соответствии с которым, мир существует и развивается по законам мышления.

Философ доказывал, что абсолютная идея находится не вне мира, а в нем самом в качестве его внутреннего содержания, проявляющегося во всем многообразии явлений действительности. Она есть не только начало мирового процесса, но его развивающееся содержание. При этом с точки зрения Гегеля, весь процесс развертывания абсолюта происходит не во времени, он носит характер вневременного – находящегося в вечности. Отсюда он сделал вывод о вечном существовании природы («мир сотворен, сотворяется теперь и был вечно сотворен, эта вечность выступает в форме сохранения мира»).

О протекании во времени мы говорим только относительно событий человеческой истории, связанных с развитием духа.

Процесс развития Абсолюта оказался у Гегеля и развитием по замкнутому кругу: одновременно вечный и непрерывной борьбой (и единством) противоположностей – Абсолютной идеи и Природы и вечным результатом (синтезом) этих противоположностей – духом.

Абсолютная идея познает себя на стадии духа, «тем самым возвращается к себе», круг закончен, но поскольку Абсолютная идея вновь начинает разворачиваться, то это будет бесконечное движение по замкнутому кругу.

Таким образом, исходный пункт гегелевской философской системы – идеалистическое отождествление мышления и бытия, сведение всех процессов к процессу самопознания абсолютной идеи.

Философия духа – раздел, где Гегель рассматривает развертывание абсолютной идеи на стадии духа (человеческого сознания). История человечества слагается из действий отдельных людей, каждый из которых стремиться реализовывать свои собственные интересы и цели. Однако, в результате деятельности людей, преследующих свои цели, возникает нечто новое отличное от их первоначальных замыслов, с чем в дальнейшем люди вынуждены считаться как с объективной предпосылкой. Так случайность становиться необходимостью. В этом бесконечном диалектическом процессе их взаимного перехода осуществляется то, что Гегель назвал хитростью исторического разума. Она заключается в том, что, дав людям действовать соответственно их природе, истощать себя, разум осуществляет лишь свою собственную цель. Разум есть надындивидуальное, всемирно-историческое начало, которое осуществляется в истории как развитие Мирового духа, или Абсолютной идеи.

Цель всемирной истории - познание Мировым духом самого себя. В этом познавательном процессе Абсолют проходит ряд ступеней, воплощаясь в понятии народного духа (заключающегося в единстве законов, государственных учреждений, искусства, религии, философии). Носителем Мирового духа является каждый раз дух какого-то одного конкретного народа, в то время как другие народы уже прошли этап расцвета, исчерпав свои возможности и клонятся к закату, а другие нарождаются, находясь в детском возрасте. Каждый народ получит право внести свою лепту в процесс восходящего самопознания Абсолютной идеи. Процесс этот не хаотический. Гегель устанавливает четкий критерий периодизации всемирной истории, которым является прогресс в сознании свободы. Ему соответствуют три этапа в этом восхождении:

- восточный мир - у восточных народов не было свободы, свободным признавался лишь один - деспот, поэтому свобода здесь - произвол, разгул страсти, с одной стороны, а с другой - слепое повиновение как характерная черта народного духа;

- греко-римский мир, которому свойственно наличие свободы, но она осознавалась в ограниченных пределах - для некоторых, греко-римский мир не исключал рабства;

- германский мир, где, с точки зрения Гегеля, нашла воплощение полная свобода. Германский народ унаследовал плоды Реформации и Французской революции и достиг всеобщей гражданской и политической свободы.

Всемирная история, согласно Гегелю, есть воплощение свободы в реальной жизни народов, представляющее собой шествие Мирового духа по ступеням непрерывного исторического процесса.

Действительную историю Гегель связывал с государственно-правовой организацией жизни народа, а прогресс в сторону разумного государственного устройства - с историческим прогрессом вообще. Народ без государственного устройства не имеет собственно никакой истории. Зато германский народ, установивший разумное государственное устройство, есть настоящий носитель всемирно-исторического прогресса. В немецком государстве снимается антиномия свободы и необходимости, свобода осознается как разумная необходимость.

Таким образом, Гегель выстраивает философию истории на принципах историзма и объективности (закономерности).

 

Субъективный идеализм И.Г Фихте.

Немецкий общественный деятель и философ Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814 гг.) - представитель субъективного идеализма.

Он родился в крестьянской семье, окончил гимназию и Йенский университет. По окончании работал в этом же университете профессором по приглашению Гете. Затем преподавал в Берлинском университете, был ректором. В 1814 г. Фихте умер от тифа, заразившись от жены, которая ухаживала за ранеными солдатами.

Свою философию Фихте называет «учением о науке» и выражает надежду, что это учение превратит философию в «науку всех наук». Вслед за Кантом он заявляет о критической направленности своей философии. Если исходной позицией всей предшествующей философии была сомнительная субстанция, то исходным принципом новой философии должно стать сознание. Сознание гарантирует и свободу, и самостоятельность нашего «Я», способного не к пассивному восприятию мира, а к активному отношению к нему.

В акте самосознания человек освобождается от природной зависимости. В этом акте рождается дух человека, его свобода. Полагание «Я» самим собой есть его» чистая деятельность». Но всякая деятельность предполагает наличие не только ее носителя, но и предмета, ему противостоящего. Отсюда второй принцип учения о науке гласит: «Я» безусловно противополагается некоторым «не-Я». Это «не-Я» выступает как антитезис рядом с тезисом «Я». И Фихте формулирует третий принцип своего учения о диалектическом единстве «Я» и «не-Я».

Немецкий мыслитель заявляет о триаде, где тезису противостоит антитезис, а в их единстве синтез заявляет о себе как новый тезис, более совершенный по сравнению с первоначальным тезисом, ибо второй тезис представляет собой опредмеченное единство первого тезиса и его антитезиса в форме образа продуктивного воображения.

В свою очередь второй тезис предполагает свой антитезис и новое единство – синтез и т.д., где «Я» постоянно заявляет о своей активности и готовности к действию, где продуктивный образ является условием репродуктивной деятельности.

Поскольку «Я» выступает как исходное начало, то оно и обретает статус субстанции, воплощая в себе единство конечного и бесконечного, снимая противоположности «Я» и «не-Я», где «не-Я» есть продукт самоопределяющегося «Я».

У Фихте «Я» не эмпирическое, а метафизическое, и это спасает его от солипсизма, согласно которому мир есть продукт воображения, творчества моего «Я».

Фихте продемонстрирова



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.14 (0.014 с.)