Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Просветительный характер философии XVIII в.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
XVIII столетие принято называть эпохой Просвещения. Просветительство - это движение прогрессивной общественной мысли в период разложения старых и становления новых отношений, основанных на развитии промышленного капитализма в Европе. Просветители активно способствовали идеологическому обоснованию и осуществлению буржуазных революций в ряде стран. Философия XVIII в. развивает идеи XVII в., но более широко пропагандирует свои достижения. Если в XVII в. сочинения писались только на латинском языке и были известны лишь ограниченному кругу людей, то в XVIII в. работы философов пишутся и издаются на языке страны, в которой живет мыслитель, или языке народа, который знакомится с сочинениями зарубежного мыслителя. В этот период продолжается обобщение достижений науки и общественной практики, что способствует распространению материализма во взглядах на природу. Наиболее полное развитие дух Просвещения получил во Франции (Вольтер, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо), куда в это время переместился центр европейской философии. Французское Просвещение, основанное на материализме, представляет собой широкое и мощное движение, которое сформировалось во второй четверти XVIII в. Оно объединило всех прогрессивно мыслящих представителей «третьего сословия»: естествоиспытателей, представителей культурной и политической жизни, буржуазии, юристов и философов. Его появление связано со значительными изменениями в социально-экономической, политической и духовной жизни Франции. Она становится наиболее динамично развивающимся государством Европы. Французское Просвещение выступило против средневекой схоластики и всех тех учереждений, которые несли на себе печать Средневековья. Его сторонники возвышали роль разума по отношению к вере, боролись против религиозных предрассудков и суеверий, выступали за свободу научного и философского мышления, художественного творчества и гражданских мнений. Французские просветители (Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций) призывали к демократическому переустройству общества, к просвещению людей, свободомыслию. Тем самым оно подготовили идеологическую почву для Французской буржуазной революции (1789 – 1794 гг.), совершенную под знаменем свободы, равенства и братства. Конечно, философия XVIII в. не была однородна: в ней присутствовали как материалистическая, так и идеалистическая мировоззренческие ориентации, атеистические и деистетические взгляды. Часто идеализм и материализм, религия и наука шли рядом. Следует отметить, что философия XVIII в. развивалась, прежде всего, в статьях энциклопедий и словарей, памфлетах и полемических изданиях, где широко комментировались научные и философские идеи, облекавшиеся в живую, находчивую, остроумную форму, привлекавшие людей не только логической доказательностью, но и эмоциональной воодушевленностью. Философия Просвещения была подготовлена работами П. Гассенди (1592 – 1655 гг.), его атомистическим материализмом, пропагандой этических идей Эпикура, критикой схоластики, критикой религиозного догматизма в работах Пьера Бейля (1647 – 1706 гг.), которого справедливо считают пионером французского Просвещения не только как человека исключительной энциклопедической учености, но и как отважного, свободомыслящего человека. В центре интересов Бейля находятся вопросы религии и веры. Он выдвигает требование религиозного индифферентизма и отстаивает воззрение, что способности человеческого разума могут привести человека к пониманию истинной морали, независимой от религии. Точно так же, как он отделяет мораль от религии, он открыто указывает на несоединимость веры и разума. Он подчеркивает, что если кто-то выбирает разум, то пусть он занимается философией и исключит из своих интересов теологию. На европейское Просвещение XVIII вв. оказала влияние философия английских мыслителей Дж. Локка и Д. Юма, немецкого философа XVII в. Г. Лейбница, а так же ученого И. Ньютона. Философия Просвещения XVIII в. представлена двумя направлениями: деистским материализмом Вольтера, Робине, Вольфа, Монтескье, Руссо и других; критикой в работах Мелье, Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри и других теоретических основ деизма на базе материалистического естествознания Ньютона, Галилея, Декарта. Ярчайшей фигурой французского Просвещения является Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694 – 1778 гг.), который вошел в историю философии как блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков и учреждений, защитник свободы личности от посягательств церкви, иезуитов и инквизиции. Главным объектом критического мышления Вольтера был религиозный фанатизм (слепая вера в авторитеты и догмы). Выступая против религии, Вольтер видел ее корни в невежестве, фанатизме и обмане. Популярной была его идея о том, что религия возникла тогда, когда встретились мошенник и глупец. Вместе с тем, Вольтер не был атеистом, а стоял на позициях деизма. Философ полагал, что сотворив однажды этот мир и наделив его законами, Бог в дальнейшем уже не вмешивается в существовании мира. Именно Бог как верховное существо «вложил в планеты ту силу, с коей они передвигаются с запада на восток; именно он заставил планеты и солнце вращаться вокруг собственной оси». Бог также начертал для всех тел единый закон, согласно которому все они одинаково тяготеют к своему центру. Наконец, он сотворил живые существа, коим даровал активную силу, с помощью которой они приходят в движение. В представлении Вольтера, Бог есть некий сверхъестественный механик, запустивший всемирный механизм, который далее функционирует уже по собственным законам. Материализм Вольтера проявился в признании им большой роли ощущений и органов чувств в познавательной деятельности человека. Окружающий мир материален (вещественен), и самым надежным средством его познания является точное естествознание. Оно дает сведения о множестве свойств материи и «скрытых пружинах» природы. В философии Вольтера большую роль играет вопрос о человеке и его активности. Человек - это произведение природы, венец эволюции. Он является телесным существом, способным чувствовать и мыслить, а его повседневная деятельность напрямую зависит от органов чувств, нервов и мозга. Вольтер подчеркивал, что, несмотря на свою биологичность и телесность, человек в большей степени является существом социальным. Он способен с помощью своего разума познавать природу и практически преобразовывать ее, создавать цивилизованное сообщество. Философ подчеркивал динамичность и активность поведения человека, его общественную природу и свободную волю. «Инстинкт деятельности» – это совершенное и эффективное орудие для достижения человеком благополучия и счастья. Французский мыслитель внес большой вклад в философское осмысление истории общества. История должна рассматриваться как всемирная, т.е. единая и целостная, не сводящаяся к изображению якобы «богоизбранных» народов. Она представляет собой неумолимый процесс развития материального производства, орудий труда и ремесел, торговли. История – это также и борьба мнений как истинных, так и ложных (суеверия, предрассудки и т.д.). «Мнения правят миром», - подчеркивал Вольтер. Они (идеи, идеологии) и приводят в движении исторический процесс, упорядочивают весь хаос событий и явлений в нем. Несмотря на противоречивость и даже трагизм человеческой истории, Вольте верил в грядущее торжество сил разума и цивилизации. Новое состояние общества он связывал с развитием наук и ремесел, овладением гражданами знаниями и преодолением на этой основе суеверий и предрассудков. Вольтер мечтал о том, что наступит день, когда к управлению обществом придут философы, и тогда утвердится «царство разума». С помощью мудрого и просвещенного государя общество избавится от несчастий и глупостей, от социальной несправедливости и неравенства, установится равенство политическое, перед законом и наступит эра свободы человека, разумных общественных порядков. На формирование революционной идеологии Европы огромное влияние оказал Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.) – философ, педагог, писатель, автор знаменитого произведения «Общественный договор», которое явилось теоретическим основанием гражданского общества, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических прав, и вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской революции. Руссо критиковал религиозное мировоззрение, хотя считал, что реальный мир сотворен Богом. В познании философ абсолютизировал роль чувственного опыта. Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755 гг.) – один из основоположников географического детерминизма, считавший, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества. Географическая среда, по мнению философа, является решающей причиной возникновения различных форм государственной власти и различий в законодательстве. Он различал три вида правления: республиканское, монархическое и деспотическое. Монтескье утверждал, что в условиях жаркого климата обыкновенно царит деспотизм, для Европы лучшей формой правления он считал конституционную монархию. Философ развивал концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности. Во второй половине XVIII в. просветительское движение приобрело широкий демократический размах. Стали говорить о появлении во Франции целой «партии философов» - передовых мыслителей, ученых и писателей, сплотившихся вокруг издания «Энциклопедии», главным редактором и организатором которой был Д. Дидро. Ведущая роль этой «партии философов» наряду с Д. Дидро принадлежала Гельвецию и Гольбаху, а также Ламетри. Они создали довольно развитую форму материализма, оказавшую влияние на последующие поколения философов и философские школы. Энгельс характеризовал эту форму материализма как одну из высших ступеней в истории домарксовского материализма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.44 (0.008 с.) |