Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Философия Возрождения.

Поиск

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА И ГУМАНИЗМА В ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. Пантеизм как теоретический принцип философии Возрождения. Особенность натурфилософии в Возрождении.

2. Проблема материи, движения, развития в философии Возрождения (Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей).

3. Проблема познания и истины в философии Возрождения.

4. Проблема человека, свободы и гуманизма в философии Возрождения (Пикко делла Мирандола, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень).

 

В первом вопросе дайте определение «Пантеизма» как теоретического принципа философии Возрождения. Далее Вам необходимо дать характеристику натурфилософии Возрождения. В чём её отличительные черты? Какую роль в этом сыграли научные открытии этой эпохи? Как изменились представления о материи, движении и развитии в философии Возрождения (Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей).

В третьем вопросе раскройте, как решалась проблема познания и истины в философии Возрождения. Как изменились представления о познающем субъекте?

В четвёртом вопросе обстоятельно раскройте решение проблем природы и сущности человека, его свободы. В чём она выражалась? Выделите основные принципы гуманизма в философии Возрождения (Пикко делла Мирандола, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень.) Решение тестов.

 

Библиографический список

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с.

2. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт; пер. с нем. – М.: Добросвет, 1998. – 354 с.

3. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с.

4. Философская энциклопедия / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 576 с.

5. Ортега-и-Гассет, Х. Человек в ХV веке / Х. Ортега-и-Гассет // Человек. – 1992. – № 3. – C. 28–29.

6. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / сост. П.С. Гуревич. – М.: Политиздат,1991. – 461 с.

7. Чистов, Г.А. Философия: Историко-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч. 1. – 134 с.

 

Тема 5. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII ВЕКА

1. Проблема научного метода познания в философии XVII века. Философия инаука.

2. Философские взгляды Ф. Бэкона (1561–1626), его учение об эмпиризме и индуктивном методе познания.

3. Философия Р. Декарта (1596–1677) и основные черты рационализма. Проблема субстанции, познания и истины.

4. Философская система Б. Спинозы (1632–1677). Учение о субстанции, теория познания. Свобода и необходимость.

5. Философия Г.В. Лейбница (1646–1716). Проблема единства бытия мира и учение об истинности научного Познания.

 

В первом вопросе надо показать, чем была вызвана проблема научного метода в философии XVII века. В чём выражалась связь философии и науки в этот период?

Во втором вопросе дайте определение эмпиризма как течения в философии ХVII века. В чём суть философских взглядов Ф. Бэкона (1561–1626), его учения об эмпиризме и индуктивном методе познания?

Во втором вопросе семинара дайте определение «рационализма» как течения в философии ХVII века и основных его черт. В чём суть философии Р. Декарта как основоположника рационализма? Как он решает проблему субстанции и её видов, познания и истины. В чём сущность его учения о «врождённых идеях» как основы и источнике знания. Уделите внимание его учению об интуиции как необходимом компоненте познания.

В четвёртом вопросе опишите сущность философской системы Б. Спинозы (1632–1677), его концепцию субстанции и материи. Дайте характеристику его концепции свободы и необходимости, их взаимосвязи. Решение тестов.

Библиографический список

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с.

2. Мир философии: Книга для чтения / сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М.: Политиздат, 1991. – Ч. I. – С. 485–491; 498–499. – Ч. II. – С. 15–19.

3. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с.

4. Рассел, Б. История западной философии: в 2 т. / Б. Рассел. – М.: Миф, 1993. – Т. 1. – 509 c.; Т. 2. – 444 с.

5. Соколов, В.В. Спиноза / В.В. Соколов. – М.: Мысль, 1977. – 223 с.

6. Субботин, А.Л. Френсис Бэкон / А.Л. Субботин. – М.: Мысль, 1974. – 590 с.

7. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2001. – 574 с.

8. Чистов, Г.А. Философия: Историко-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч. 1. – 134 с.

 

Тема 6. ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

XVIII ВЕКА

Занятие 1

1. Понятие «Просвещение». Исторические условия формирования философииХVIП в. Сенсуализм и рационализм как основные течения в философии XVIII века.

2. Философия английского Просвещения XVIII века и её основные черты. Сенсуализм и его разновидности (Дж. Локк, Д. Беркли, Д. Юм).

3. Проблема материи, сознания, познания и истины в английском Просвещении

(Дж. Локк, Д. Беркли, Д. Юм, Д. Толанд, Д. Пристли, Гоббс).

4. Проблема человека, этики, морали и гуманизма в английском Просвещении.

 

Вначале раскройте содержание понятия «Просвещение», которое дало название целой исторической эпохе. Какие исторические условия явились предпосылками формирования философии XVIII века? В чём сущность сенсуализма как течения в философии Просвещения?

Во втором вопросе раскройте своеобразие и основные черты философии английского Просвещения. Раскройте сущность сенсуализма как течения в философии Просвещения. Какие разновидности сенсуализма можно выделить в английском Просвещении (Дж. Локк, Д. Беркли, Д. Юм)? В чём сущность агностицизма?

В третьем вопросе покажите, как решались проблемы материи, сознания и истины в Английском Просвещении (Дж. Локк, Д. Беркли, Д. Юм, Д. Толанд, Д. Пристли, Гоббс). Кто из них придерживался позиции агностицизма?

В четвёртом вопросе покажите, как решались проблемы человека, этики, морали и гуманизма в английском Просвещении. В чём сущность «разумного эгоизма»? Как рассматривались проблемы взаимосвязи личности и общества? Почему всё же они придерживались принципа механицизма?

 

Библиографический список

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с.

2. Быховский, Б.Э. Джордж Беркли / Б.Э. Быховский. – М.: Мысль, 1970. – 220 с.

3. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт; пер. с нем. – М.: Добросвет, 1998. – 354 с.

4. Заиченко, Г.А. Джон Локк / Г.А. Заиченко. – М.: Мысль, 1988. – 207 с.

5. Нарский, И.С. Давид Юм / И.С. Нарский. – М.: Мысль,1973. – 180 с.

6. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с.

7. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / сост. П.С. Гуревич. – М.: Политиздат,1991. – 461 с.

8. Чистов, Г.А. Философия: Истoрико-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч. 1. – 134 с.

Занятие 2

1. Философия французского Просвещения и основные ее черты. Особенности

сенсуализма и рационализма в философии французского Просвещения.

2. Проблема материи, движения и единства мира (Вольтер, Д. Дидро, Ламетри,

Гольбах, Гельвеций).

3. Проблема сознания и познания. Проблема истины (Вольтер, Д. Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций).

4. Проблема человека, его природы и сущности. Свобода человека. Проблема единства человека и общества (Вольтер, Д. Дидро, Монтескье, Руссо). Проблема «общественного договора» и гражданского общества.

 

В первом вопросе выявите основные черты и особенности философии французского Просвещения. В чём специфика сенсуализма и рационализма в философии французского Просвещения?

Как решалась проблема материи, движения, пространства и времени и единства мира (Вольтер, Д. Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций)?

В третьем вопросе раскройте, как французские философы-материалисты решают проблему сознания и его связь с материей. Как они решали вопрос о познании, истине и её критериях?

В четвёртом вопросе раскройте специфику решения французскими философами проблемы природы и сущности человека, его свободы. В чём сущность теории естественных прав и свобод, которую они создали? Что такое «общественный договор» и почему он является основой «гражданского общества», почему и для чего в нём необходимо разделение властей? Почему они ставили вопрос о единстве человека и общества, гражданина и общества (Вольтер, Д. Дидро, Монтескье, Руссо)? Предусмотрено решение тестов.

 

Библиографический список

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с.

2. Богуславский, В.М. Ламетри / В.М. Богуславский. – М.: Мысль, 1977. – 159 с.

3. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт; пер. с нем. – М.: Добросвет, 1998. – 354 с.

4. Длугач, Т.Б. Дени Дидро / Т.Б. Длугач. – М.: Мысль, 1986. – 190 с.

5. Кочарян, М.Т. Поль Гольбах / М.Т. Кочарян. – М.: Мысль, 1978. – 187 с.

6. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с.

7. Рассел, Б. История западной философии: в 2 т. / Б. Рассел. – М.: Миф, 1993. – Т. 1. – 509 c.; Т. 2. – 444 с.

8. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2001. – 574 с.

9. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бес­смертии / сост. П.С. Гуревич. – М.: Политиздат,1991. – 461 с.

10. Чистов, Г.А. Философия: Истoрико-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч. 1. – 134 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.216 (0.006 с.)