Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Немецкая классическая философия XVIII–XIX вв.

Поиск

Занятие 1

1. Исторические и социокультурные предпосылки и условия возникновения немецкой классической философии.

2. И. Кант как родоначальник немецкой классической философии. И. Кант о предмете философии и задачах философии. И. Кант о природе творческих возможностей субъекта, всеобщности и необходимости научного знания. Учение об априорных принципах познания.

3. Проблема разума и рассудка, свободы, свободы и необходимости научного знания в философии Канта. Философия морали и нравственно-этические императивы И. Канта.

4. Сущность теории «наукоучения» И. Фихте. Диалектика познания И. Фихте. Проблема свободы воли и культуры в философии И. Фихте.

5. Философские взгляды Ф. Шеллинга на развитие природы. Теория познания Ф. Шеллинга. Проблема свободы человека. Свободы и необходимости в историческом процессе. К какой цели стремится исторический прогресс?

 

В первом вопросе дайте подробную характеристику исторических и социокультурных предпосылок и условий формирования немецкой классической философии.

Во втором вопросе поясните: Почему И. Кант считается родоначальником немецкой классической философии? Что нового вносит И. Кант в определение предмета и задач философии? При изучении философии И. Канта Вам надо усвоить основные понятия, которые он применяет: трансценденция (трансцендентальный), априори, вещь в себе, императив и др. Как Кант рассматривает природу творческих возможностей познающего субъекта, всеобщность и необходимость научного знания. В чём состоит сущность его учения об априорных принципах познания?

В третьем вопросе покажите, как Кант решает проблему разума и рассудка, свободы и необходимости. В чём заключается диалектика чистого рассудка, теоретического разума и практического разума? Особенно важно понять сущность учения И. Канта о философии морали и этики, их основаниях и нравственно-этических императивах. Какие типы императивов выделяет Кант? В чём состоит нравственно-этическая концепция И. Канта для современности?

В четвёртом вопросе раскройте, в чём состоит сущность теории «Наукоучения» И. Фихте. В чём состоит своеобразие диалектики познания И. Фихте? Как он решает проблему свободу воли и культуры? В чём состоит сущность философии Ф. Шеллинга как философии «трансцендентального идеализма»? Как он рассматривает диалектику природы? Структура познания Шеллинга. Как Шеллинг решает проблему свободы человека, свободы и необходимости в историческом процессе, к какой цели он стремится? Решение тестов.

 

Библиографический список

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с.

2. Асмус, В.Ф. Кант / В.Ф. Асмус. – М.: Наука, 1973. – 534 с.

3. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт; пер. с нем. – М.: Добросвет, 1998. – 354 с.

4. Гулыга, А.В. Шеллинг / А. Гулыга. – М.: Молодая гвардия, 1984. – 315 с.

5. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с.

6. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2001. – 574 с.

7. Философия И. Канта и современность / под ред. Г.И. Ойзермана. – М.: Мысль, 1974. – 469 с.

8. Чистов, Г.А. Философия: Истoрико-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – Ч. 2. – 134 с.

 

Занятие 2

 

1. Философия объективного идеализма Г. Гегеля. Диалектический метод Гегеля

и его основные принципы. Диалектическая теория познания и развития мира Гегеля. Метод и система в философии Гегеля.

2. Гегелевская концепция человека и развития человеческой истории. Проблема

свободы и необходимости в истории как закономерном процессе.

3. Антропологический материализм как принцип философии Л. Фейербаха. Основные черты.

4. Л. Фейербах о природе и сущности человека. Критика религии и этика Л. Фейербаха.

 

В первом вопросе выявите сущность философии Гегеля как философии объективного идеализма. Для этого Вам необходимо дать определение, что такое «объективная идея» по Гегелю и какими свойствами она обладает. Поскольку объективная идея стремится к развитию, саморазвитию и самореализации с целью приобретения конкретных, предметных форм бытия, важно показать, как в философии Гегеля соотносятся объективная идея и материя, природа. Почему он материю, природу рассматривает как «инобытие объективной идеи и объективного духа» и в чём состоит специфика этого инобытия. Далее необходимо вскрыть сущность диалектического метода познания Гегеля и дать характеристику основных его принципов. При этом надо выявить сущность понятия «объективной диалектики» и «субъективной диалектики» и как они соотносятся. В конце этого вопроса раскройте сущность взаимосвязи метода и системы Гегеля, в чём состоит их единство и противоречие.

Во втором вопросе надо дать характеристику Гегелевской концепции развития человеческой истории и какая роль принадлежит человеку в этом процессе. Далее раскройте сущность категорий «историческая свобода» и «историческая необходимость». В чём состоит их методологическое значение для понимания истории как объективного, закономерного процесса?

В третьем вопросе Вам необходимо раскрыть сущность философии Л. Фейербаха как философии «антропологического материализма». В чём состоит сущность принципа «антропологического материализма» и его методологическое значение. Дайте характеристику основных черт философии Л. Фейербаха. В чём состоит её позитивное значение?

В четвёртом вопросе дайте характеристику учению Л. Фейербаха о природе и сущности человека, чем определяется сущность человека по Фейербаху и в каких сферах бытия она реализуется. Какие родовые качества человека выделяет Л. Фейербах. В этом же вопросе раскройте сущность учения Фейербаха о природе и сущности религии, причинах её появления и в чём, по мнению Л. Фейербаха, состоит её негативная роль. Дайте характеристику этической концепции Л. Фейербаха. Предусмотрено решение тестов.

 

Библиографический список

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с.

2. Быховский, Б. Э. Людвиг Фейербах / Б.Э. Быховский. – М.: Молодая гвардия, 1971. – 240 с.

3. Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. – М.: Мысль, 1986. – 332 с.

4. Гулыга, А.В. Кант / А.В. Гулыга. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 278 с.

5. Овсянников, М.Ф. Гегель / М.Ф. Овсянников. – М.: Мысль, 1971. – 223 с.

6. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с.

7. Чистов, Г.А. Философия: Истoрико-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч. 1. – 134 с.

Тема 8. ФИЛОСОФИЯ А. ШОПЕНГАУЭРА (1788–1860)

И Ф. НИЦШЕ (1844–1900)

1. Философия А. Шопенгауэра как философия «волюнтаризма». Понятие «мировой воли», ее сущность и свойства. Бытие мира как арена самореализации «мировой воли к жизни».

2. Проблема человека, его сущности и бытия в философии А. Шопенгауэра. Проблема познания, религии и морали в философии А. Шопенгауэра.

3. Философия Ф. Ницше как «философия жизни» и «воли к власти». Природа

и сущность «воли к власти», ее свойства и тотальность.

4. Проблема человека, его сущности и свободы в философии Ф. Ницше. Критика христианской религии и христианской морали. Проблема добра и зла в философии Ницше. Диалектика «воли к власти», «сверхчеловека» и «сверхличности» в философии Ф. Ницше.

 

В первом вопросе Вам надо дать общую характеристику философии А. Шопенгауэра как философии «волюнтаризма». Что такое «волюнтаризм»? Далее необходимо раскрыть содержание понятия, «мировая воля», её сущность и свойства. Почему бытие мира предстаёт как арена самореализации «мировой воли к жизни»?

Во втором вопросе покажите, как Шопенгауэр решает проблему природы человека, его сущности и бытия. В чём сущность теории познания, религии и морали в философии Шопенгауэра? Какое отводит он им место в реальной жизни человека? Почему свою философию он называет пессимистической?

В четвёртом вопросе раскройте сущность философии Ф. Ницше как «философии жизни» и «мировой воли к власти». Как он характеризует природу и сущность «воли к власти», её свойства и «тотальность»?

Принципиальное значение в его философии занимает проблема человека, его природы, сущности и свободы. В чём состоит сущность критики Ф. Ницше христианской религии и христианской морали? Что он им противопоставляет?

Как решает Ф. Ницше проблему добра и зла в своей философии? Где, по его мнению, может реализоваться свобода?

Раскройте содержание понятий «сверхчеловек» и «сверхличность», и какую миссию он им отводит в человеческой истории. Какие черты и свойства им присущи?

В чём состоит сущность идеи «вечного возвращения», которую выдвинул Ф. Ницше? Решение тестов.

 

Библиографический список

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с.

2. Давыдов, Ю. Этика любви и метафизика своеволия / Ю. Давыдов. – М.: Молодая гвардия, 1982. – 287 с.

3. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше // Вопросы философии. – 1989. – № 5. – С.140–141.

4. Ницше, Ф. Антихристианин / Ф. Ницше // Сумерки Богов / общ. ред. А.А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1989. – 396 с.

7. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с.

8. Рассел, Б. История западной философии: в 2 т. / Б. Рассел. – М.: Миф, 1993. – Т. 1. – 509 с.; Т. 2. – 444 с.

9. Суханов, К.Н. Знаменитые философы ХIХ–ХХ вв. Очерки идей и биографий / К.Н. Суханов, А.С. Чупров. – Челябинск: Околица, 2001. – 254 с.

10. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2001. – 574 с.

11. Чистов, Г.А. Философия: Историко-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – Ч. 2. – 105 с.

12. Шопенгауэр, А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. – М.: Наука, 1992. – 477 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.67 (0.007 с.)