Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Природа и сущность философии. Функции↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ФИЛОСОФИЯ Методические указания и планы семинарских занятий для студентов приборостроительного факультета
Челябинск Издательство ЮУрГУ
ББК Ю.я7 + Ю3.я7 Ф561
Одобрено учебно-методической комиссией исторического факультета Рецензент В.С. Балакин
ББК Ю.я7 + Ю3.я7
© Издательство ЮУрГУ, 2009
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФИИ. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ 1. Значение термина «философия». Мифология и мудрствование как «предфилософские» формы мышления, познания и освоения мира. Их специфика. 2. Возникновение философии, предмет философии и специфика философского знания. 3. Основные функции философии и их характеристика. 4. Понятие «мировоззрение». Структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Роль мировоззрения в жизни человека и общества.
В первом вопросе семинара раскройте значение термина «философия». Дайте характеристику мифологии и мудрствования как предфилософских форм познания и освоения мира. И в чём состоит их специфика. Во втором вопросе дайте характеристику исторических условий и предпосылок возникновения философии. В чём состоит специфика предмета философии и специфика философского знания? В третьем вопросе дайте содержательную характеристику основных функций философии. В четвёртом вопросе раскройте содержание понятия «мировоззрение» и исторических форм мировоззрения. Какую роль играет мировоззрение в жизни человека и общества?
Библиографический список
1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с. 2. Библер, В.C. Что есть философия / В.C. Библер // Вопросы философии. – № 1. – 1995. – С. 51–62. 3. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт; пер. с нем. – М.: Добросвет, 1998. – 354 с. 4. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с. 5. Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2003. – 735 с. 6. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2006. – 574 с. 7. Чистов, Г.А. Философия: Историко-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч. 1. – 134 с.
Тема 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ТЕЧЕНИЯ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ Занятие 1 1. Возникновение античной философии. Космоцентризм и антропоцентризм в античной философии. Натурфилософия в античности. 2. Проблема материи и единства мира (учения Фалеса, Анаксагора, Анаксимандра и др.). 3. Философия Гераклита. Учение Гераклита о материи, движении, развитии и познании. Диалектика Гераклита и ее особенность. 4. Пифагорейская философия, её основные черты.
В первом вопросе дайте характеристику исторических и социокультурных условий возникновения Античной философии. Раскройте содержание понятий «космоцентризм» и «антропоцентризм» как принципов античной философии. В чём состояло своеобразие натурфилософии в античности? Во втором вопросе этого занятия Вам необходимо показать, как решалась проблема материи и единства мира (учения Фалеса, Анаксагора, Анаксимандра и др.). Особое внимание уделите философии Гераклита, его учению о материи, движении, развитии и познании. Раскройте сущность диалектики Гераклита. В чём состоит её особенность? В четвёртом вопросе дайте содержательную характеристику философии Пифагора и её основных черт.
Библиографический список 1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с. 2. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 1998. – 400 с. 3. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с. 4. Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2003. – 735 с. 5. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2006. – 574 с. 6. Чистов, Г.А. Философия: Историко-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч.1. – 134 с. Занятие 2 1. Философия Сократа. Сократ о предмете и задаче философии. Учение Сократа о методе познания и истине. Проблема человека и морали в философии Сократа. Сократ и софисты. 2. Материалистическая философия Демокрита. Его учение о материи, единстве и многообразии мира. Теория познания Демокрита. 3. Философия Платона и её идеалистический характер. Учение Платона об «идеях», материи, познании и истине. Диалектика Платона. Учение Платона о благом государстве. 4. Философия Аристотеля. Учение Аристотеля о материи, движении и источнике движения. Учение Аристотеля о познании, его законах и истине. 5. Философия стоиков и эпикурейцев. Проблема бытия, человека и морали у стоиков и эпикурейцев.
При подготовке первого вопроса особое внимание уделите философии Сократа. Как он определяет предмет и задачу философии? В чём сущность учения Сократа о диалоге как методе познания и истине? Как Сократ решает проблему человека и морали? В чём сущность его учения о добре и благе? Поясните, в чём Сократ разошёлся с софистами. Во втором вопросе раскройте сущность и содержание материалистической философии Демокрита. Особое внимание уделите его учению о материи, единстве и многообразии мира. В чём особенность его теории познания? В третьем вопросе особенно внимательно проанализируйте объективно-идеалистическую философию Платона. В чём сущность его учения об «идеях» и материи и их соотношении? В чём сущность учения Платона о познании, истине и благом государстве? Рассмотрение философии Аристотеля потребует от Вас особого внимания. Как Аристотель понимает сущность материи, движения и источник движения? В чём состоит особенность теория познания Аристотеля, его учение о законах познания истине. Охарактеризуйте своеобразие философии стоиков и эпикурейцев в решении проблем бытия человека, свободы и морали. Библиографический список
1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с. 2. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 1998. – 400 с. 3. Кессиди, Ф.Х. Сократ / Ф.Х. Кессиди. – М.: Мысль, 1988. – 220 с. 4. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с. 5. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2006. – 574 с. 6. Чистов, Г.А. Философия: Историко-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч.1. – 134 с.
Тема 3. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Занятие 1 1. Исторические и социально-культурные предпосылки и условия формирования средневековой религиозной философии. 2. Патристическая философия. Учение Аврелия Авгyстина (Блаженного) (354–430 г. н.э.). Проблема соотношения веры и разума, религии и философии. Проблема истины и ее критерии. 3. Учение Авгyстина о природе, сущности и свободе человека. Теория двух государств.
В первом вопросе охарактеризуйте исторические и социально-культурные предпосылки и условия, которые повлияли на формирование средневековой христианской философии. Далее Вам надо раскрыть смысл определения «Патристическая философия». Философия Аврелия Августина (Блаженного) (354–430г. н.э.) и основные её черты. Как он определяет предмет и задачу философии, решает проблему соотношения веры и разума, религии и философии, истины и её критериев. Теоцентризм и теология, основные её принципы, какую роль они играют в религиозной философии. В третьем вопросе Вам надо раскрыть концепцию Августина о природе, сущности и свободе человека. В чём, по мнению Августина, состоит сущность «первородного греха» и что явилось его причиной? Для чего Августин создаёт теорию «двух царств»? Предусмотрено решение тестов. Библиографический список
1. Авгyстин, А. Исповедь / А. Августин; пер. с лат. М.Е. Сергеенко. – М.: Канон+: Реабилитация, 2003. – 462 с. 2. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с. 3. Ортега-и-Гассет, Х. Вера и разум в сознании европейского средневековья / Х. Ортега-и-Гассет //Человек. – 1992. – № 2. – С. 97–105. 4. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с. 5. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2006. – 574 с. 6. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: учебник для философских факультетов университетов и аспирантов вузов по курсу «История философии» / А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1991. – 510 c. 7. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / сост. П.С. Гуревич. – М.: Политиздат,1991. – 461 с. 8. Чистов, Г.А. Философия: Историко-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч.1. – 134 с.
Занятие 2 1. Реализм как течение в средневековой философии. Философское учение Фомы Аквинского (1225–1277). Проблема соотношения веры и разума, религии и философии, религии и науки в томизме. 2. Номинализм как течение в средневековой философии. Его сущность и основные принципы. Философские взгляды П. Абеляра (1079–1142), Д. Скота (1270–1308), Оккама (1285–1349). 3. Проблема человека и гуманизма в средневековой философии. Основные принципы средневекового гуманизма.
В первом вопросе дайте определение, что такое «реализм» как течение в средневековой философии и в чём его сущность. Раскройте основные черты философского учения Фомы Аквинского (1225–1277). Как он решает проблемы соотношения веры и разума, религии и философии, религии и науки? Во втором вопросе дайте характеристику номинализму как течению в средневековой философии, в чём его отличие от реализма. Каковы его основные принципы? Прокомментируйте философские взгляды П. Абеляра (1079–1142), Д. Скота (1270–1308), Оккама (1285–1349). В третьем вопросе раскройте, как решались проблемы человека и гуманизма в средневековой философии. Каковы основные принципы средневекового гуманизма? Решение тестов.
Библиографический список 1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с. 2. Введение в философию: учебник: в 2 ч. / И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева. – М.: Политиздат, 1989. – Ч. 1. – 367 с. 3. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт; пер. с нем. – М.: Добросвет, 1998. – 354 с. 5. Кураев, А. Грехопадение / А. Кураев // Человек. – 1993. – № 5 – 6. – С. 5–20. 4. Ортега-и- Гассет, Х. Вера и разум в сознании европейского средневековья / Х. Ортега-и-Гассет // Человек. – 1992. – № 2. – С. 97–105. 5. Рассел, Б. История западной философии: в 2 т / Б. Рассел. – М.: Миф, 1993. – Т. 1. – 509 с. 6. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2001. – 574 с. 7. Фома Аквинский. Сумма теологии / Фома Аквинский // Антология мировой философии / под ред. В.В. Соколова. – М.: Мысль, 1969. – Т. 1. – Ч. 2. – 527 с. 8. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: учебник для философских факультетов университетов и аспирантов вузов по курсу «История философии» / А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1991. – 510 c. 9. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / сост. П.С. Гуревич. – М.: Политиздат,1991. – 461 с. 10. Чистов, Г.А. Философия: Историко-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч.1. – 134 с. Библиографический список 1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с. 2. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт; пер. с нем. – М.: Добросвет, 1998. – 354 с. 3. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с. 4. Философская энциклопедия / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 576 с. 5. Ортега-и-Гассет, Х. Человек в ХV веке / Х. Ортега-и-Гассет // Человек. – 1992. – № 3. – C. 28–29. 6. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / сост. П.С. Гуревич. – М.: Политиздат,1991. – 461 с. 7. Чистов, Г.А. Философия: Историко-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч. 1. – 134 с.
Библиографический список 1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с. 2. Мир философии: Книга для чтения / сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М.: Политиздат, 1991. – Ч. I. – С. 485–491; 498–499. – Ч. II. – С. 15–19. 3. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с. 4. Рассел, Б. История западной философии: в 2 т. / Б. Рассел. – М.: Миф, 1993. – Т. 1. – 509 c.; Т. 2. – 444 с. 5. Соколов, В.В. Спиноза / В.В. Соколов. – М.: Мысль, 1977. – 223 с. 6. Субботин, А.Л. Френсис Бэкон / А.Л. Субботин. – М.: Мысль, 1974. – 590 с. 7. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2001. – 574 с. 8. Чистов, Г.А. Философия: Историко-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч. 1. – 134 с.
XVIII ВЕКА Занятие 1 1. Понятие «Просвещение». Исторические условия формирования философииХVIП в. Сенсуализм и рационализм как основные течения в философии XVIII века. 2. Философия английского Просвещения XVIII века и её основные черты. Сенсуализм и его разновидности (Дж. Локк, Д. Беркли, Д. Юм). 3. Проблема материи, сознания, познания и истины в английском Просвещении (Дж. Локк, Д. Беркли, Д. Юм, Д. Толанд, Д. Пристли, Гоббс). 4. Проблема человека, этики, морали и гуманизма в английском Просвещении.
Вначале раскройте содержание понятия «Просвещение», которое дало название целой исторической эпохе. Какие исторические условия явились предпосылками формирования философии XVIII века? В чём сущность сенсуализма как течения в философии Просвещения? Во втором вопросе раскройте своеобразие и основные черты философии английского Просвещения. Раскройте сущность сенсуализма как течения в философии Просвещения. Какие разновидности сенсуализма можно выделить в английском Просвещении (Дж. Локк, Д. Беркли, Д. Юм)? В чём сущность агностицизма? В третьем вопросе покажите, как решались проблемы материи, сознания и истины в Английском Просвещении (Дж. Локк, Д. Беркли, Д. Юм, Д. Толанд, Д. Пристли, Гоббс). Кто из них придерживался позиции агностицизма? В четвёртом вопросе покажите, как решались проблемы человека, этики, морали и гуманизма в английском Просвещении. В чём сущность «разумного эгоизма»? Как рассматривались проблемы взаимосвязи личности и общества? Почему всё же они придерживались принципа механицизма?
Библиографический список 1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с. 2. Быховский, Б.Э. Джордж Беркли / Б.Э. Быховский. – М.: Мысль, 1970. – 220 с. 3. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт; пер. с нем. – М.: Добросвет, 1998. – 354 с. 4. Заиченко, Г.А. Джон Локк / Г.А. Заиченко. – М.: Мысль, 1988. – 207 с. 5. Нарский, И.С. Давид Юм / И.С. Нарский. – М.: Мысль,1973. – 180 с. 6. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с. 7. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / сост. П.С. Гуревич. – М.: Политиздат,1991. – 461 с. 8. Чистов, Г.А. Философия: Истoрико-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч. 1. – 134 с. Занятие 2 1. Философия французского Просвещения и основные ее черты. Особенности сенсуализма и рационализма в философии французского Просвещения. 2. Проблема материи, движения и единства мира (Вольтер, Д. Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций). 3. Проблема сознания и познания. Проблема истины (Вольтер, Д. Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций). 4. Проблема человека, его природы и сущности. Свобода человека. Проблема единства человека и общества (Вольтер, Д. Дидро, Монтескье, Руссо). Проблема «общественного договора» и гражданского общества.
В первом вопросе выявите основные черты и особенности философии французского Просвещения. В чём специфика сенсуализма и рационализма в философии французского Просвещения? Как решалась проблема материи, движения, пространства и времени и единства мира (Вольтер, Д. Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций)? В третьем вопросе раскройте, как французские философы-материалисты решают проблему сознания и его связь с материей. Как они решали вопрос о познании, истине и её критериях? В четвёртом вопросе раскройте специфику решения французскими философами проблемы природы и сущности человека, его свободы. В чём сущность теории естественных прав и свобод, которую они создали? Что такое «общественный договор» и почему он является основой «гражданского общества», почему и для чего в нём необходимо разделение властей? Почему они ставили вопрос о единстве человека и общества, гражданина и общества (Вольтер, Д. Дидро, Монтескье, Руссо)? Предусмотрено решение тестов.
Библиографический список 1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с. 2. Богуславский, В.М. Ламетри / В.М. Богуславский. – М.: Мысль, 1977. – 159 с. 3. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт; пер. с нем. – М.: Добросвет, 1998. – 354 с. 4. Длугач, Т.Б. Дени Дидро / Т.Б. Длугач. – М.: Мысль, 1986. – 190 с. 5. Кочарян, М.Т. Поль Гольбах / М.Т. Кочарян. – М.: Мысль, 1978. – 187 с. 6. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с. 7. Рассел, Б. История западной философии: в 2 т. / Б. Рассел. – М.: Миф, 1993. – Т. 1. – 509 c.; Т. 2. – 444 с. 8. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2001. – 574 с. 9. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / сост. П.С. Гуревич. – М.: Политиздат,1991. – 461 с. 10. Чистов, Г.А. Философия: Истoрико-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч. 1. – 134 с.
Занятие 1 1. Исторические и социокультурные предпосылки и условия возникновения немецкой классической философии. 2. И. Кант как родоначальник немецкой классической философии. И. Кант о предмете философии и задачах философии. И. Кант о природе творческих возможностей субъекта, всеобщности и необходимости научного знания. Учение об априорных принципах познания. 3. Проблема разума и рассудка, свободы, свободы и необходимости научного знания в философии Канта. Философия морали и нравственно-этические императивы И. Канта. 4. Сущность теории «наукоучения» И. Фихте. Диалектика познания И. Фихте. Проблема свободы воли и культуры в философии И. Фихте. 5. Философские взгляды Ф. Шеллинга на развитие природы. Теория познания Ф. Шеллинга. Проблема свободы человека. Свободы и необходимости в историческом процессе. К какой цели стремится исторический прогресс?
В первом вопросе дайте подробную характеристику исторических и социокультурных предпосылок и условий формирования немецкой классической философии. Во втором вопросе поясните: Почему И. Кант считается родоначальником немецкой классической философии? Что нового вносит И. Кант в определение предмета и задач философии? При изучении философии И. Канта Вам надо усвоить основные понятия, которые он применяет: трансценденция (трансцендентальный), априори, вещь в себе, императив и др. Как Кант рассматривает природу творческих возможностей познающего субъекта, всеобщность и необходимость научного знания. В чём состоит сущность его учения об априорных принципах познания? В третьем вопросе покажите, как Кант решает проблему разума и рассудка, свободы и необходимости. В чём заключается диалектика чистого рассудка, теоретического разума и практического разума? Особенно важно понять сущность учения И. Канта о философии морали и этики, их основаниях и нравственно-этических императивах. Какие типы императивов выделяет Кант? В чём состоит нравственно-этическая концепция И. Канта для современности? В четвёртом вопросе раскройте, в чём состоит сущность теории «Наукоучения» И. Фихте. В чём состоит своеобразие диалектики познания И. Фихте? Как он решает проблему свободу воли и культуры? В чём состоит сущность философии Ф. Шеллинга как философии «трансцендентального идеализма»? Как он рассматривает диалектику природы? Структура познания Шеллинга. Как Шеллинг решает проблему свободы человека, свободы и необходимости в историческом процессе, к какой цели он стремится? Решение тестов.
Библиографический список 1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с. 2. Асмус, В.Ф. Кант / В.Ф. Асмус. – М.: Наука, 1973. – 534 с. 3. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт; пер. с нем. – М.: Добросвет, 1998. – 354 с. 4. Гулыга, А.В. Шеллинг / А. Гулыга. – М.: Молодая гвардия, 1984. – 315 с. 5. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с. 6. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2001. – 574 с. 7. Философия И. Канта и современность / под ред. Г.И. Ойзермана. – М.: Мысль, 1974. – 469 с. 8. Чистов, Г.А. Философия: Истoрико-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – Ч. 2. – 134 с.
Занятие 2
1. Философия объективного идеализма Г. Гегеля. Диалектический метод Гегеля и его основные принципы. Диалектическая теория познания и развития мира Гегеля. Метод и система в философии Гегеля. 2. Гегелевская концепция человека и развития человеческой истории. Проблема свободы и необходимости в истории как закономерном процессе. 3. Антропологический материализм как принцип философии Л. Фейербаха. Основные черты. 4. Л. Фейербах о природе и сущности человека. Критика религии и этика Л. Фейербаха.
В первом вопросе выявите сущность философии Гегеля как философии объективного идеализма. Для этого Вам необходимо дать определение, что такое «объективная идея» по Гегелю и какими свойствами она обладает. Поскольку объективная идея стремится к развитию, саморазвитию и самореализации с целью приобретения конкретных, предметных форм бытия, важно показать, как в философии Гегеля соотносятся объективная идея и материя, природа. Почему он материю, природу рассматривает как «инобытие объективной идеи и объективного духа» и в чём состоит специфика этого инобытия. Далее необходимо вскрыть сущность диалектического метода познания Гегеля и дать характеристику основных его принципов. При этом надо выявить сущность понятия «объективной диалектики» и «субъективной диалектики» и как они соотносятся. В конце этого вопроса раскройте сущность взаимосвязи метода и системы Гегеля, в чём состоит их единство и противоречие. Во втором вопросе надо дать характеристику Гегелевской концепции развития человеческой истории и какая роль принадлежит человеку в этом процессе. Далее раскройте сущность категорий «историческая свобода» и «историческая необходимость». В чём состоит их методологическое значение для понимания истории как объективного, закономерного процесса? В третьем вопросе Вам необходимо раскрыть сущность философии Л. Фейербаха как философии «антропологического материализма». В чём состоит сущность принципа «антропологического материализма» и его методологическое значение. Дайте характеристику основных черт философии Л. Фейербаха. В чём состоит её позитивное значение? В четвёртом вопросе дайте характеристику учению Л. Фейербаха о природе и сущности человека, чем определяется сущность человека по Фейербаху и в каких сферах бытия она реализуется. Какие родовые качества человека выделяет Л. Фейербах. В этом же вопросе раскройте сущность учения Фейербаха о природе и сущности религии, причинах её появления и в чём, по мнению Л. Фейербаха, состоит её негативная роль. Дайте характеристику этической концепции Л. Фейербаха. Предусмотрено решение тестов.
Библиографический список 1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с. 2. Быховский, Б. Э. Людвиг Фейербах / Б.Э. Быховский. – М.: Молодая гвардия, 1971. – 240 с. 3. Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. – М.: Мысль, 1986. – 332 с. 4. Гулыга, А.В. Кант / А.В. Гулыга. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 278 с. 5. Овсянников, М.Ф. Гегель / М.Ф. Овсянников. – М.: Мысль, 1971. – 223 с. 6. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с. 7. Чистов, Г.А. Философия: Истoрико-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч. 1. – 134 с. И Ф. НИЦШЕ (1844–1900) 1. Философия А. Шопенгауэра как философия «волюнтаризма». Понятие «мировой воли», ее сущность и свойства. Бытие мира как арена самореализации «мировой воли к жизни». 2. Проблема человека, его сущности и бытия в философии А. Шопенгауэра. Проблема познания, религии и морали в философии А. Шопенгауэра. 3. Философия Ф. Ницше как «философия жизни» и «воли к власти». Природа и сущность «воли к власти», ее свойства и тотальность. 4. Проблема человека, его сущности и свободы в философии Ф. Ницше. Критика христианской религии и христианской морали. Проблема добра и зла в философии Ницше. Диалектика «воли к власти», «сверхчеловека» и «сверхличности» в философии Ф. Ницше.
В первом вопросе Вам надо дать общую характеристику философии А. Шопенгауэра как философии «волюнтаризма». Что такое «волюнтаризм»? Далее необходимо раскрыть содержание понятия, «мировая воля», её сущность и свойства. Почему бытие мира предстаёт как арена самореализации «мировой воли к жизни»? Во втором вопросе покажите, как Шопенгауэр решает проблему природы человека, его сущности и бытия. В чём сущность теории познания, религии и морали в философии Шопенгауэра? Какое отводит он им место в реальной жизни человека? Почему свою философию он называет пессимистической? В четвёртом вопросе раскройте сущность философии Ф. Ницше как «философии жизни» и «мировой воли к власти». Как он характеризует природу и сущность «воли к власти», её свойства и «тотальность»? Принципиальное значение в его философии занимает проблема человека, его природы, сущности и свободы. В чём состоит сущность критики Ф. Ницше христианской религии и христианской морали? Что он им противопоставляет? Как решает Ф. Ницше проблему добра и зла в своей философии? Где, по его мнению, может реализоваться свобода? Раскройте содержание понятий «сверхчеловек» и «сверхличность», и какую миссию он им отводит в человеческой истории. Какие черты и свойства им присущи? В чём состоит сущность идеи «вечного возвращения», которую выдвинул Ф. Ницше? Решение тестов.
Библиографический список 1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с. 2. Давыдов, Ю. Этика любви и метафизика своеволия / Ю. Давыдов. – М.: Молодая гвардия, 1982. – 287 с. 3. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше // Вопросы философии. – 1989. – № 5. – С.140–141. 4. Ницше, Ф. Антихристианин / Ф. Ницше // Сумерки Богов / общ. ред. А.А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1989. – 396 с. 7. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с. 8. Рассел, Б. История западной философии: в 2 т. / Б. Рассел. – М.: Миф, 1993. – Т. 1. – 509 с.; Т. 2. – 444 с. 9. Суханов, К.Н. Знаменитые философы ХIХ–ХХ вв. Очерки идей и биографий / К.Н. Суханов, А.С. Чупров. – Челябинск: Околица, 2001. – 254 с. 10. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2001. – 574 с. 11. Чистов, Г.А. Философия: Историко-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – Ч. 2. – 105 с. 12. Шопенгауэр, А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. – М.: Наука, 1992. – 477 с.
Занятие 1 1. Диалектический материализм как принцип и сущность марксистской философии. Проблема материи, движения, развития, пространства и времени в марксистской философии. 2. Материалистическая диалектика, основные принципы и законы. Объективная и субъективная диалектика. 3. Диалектико-материалистическая теория познания. Проблема субъекта, объекта в познании истины. Роль практики в процессе познания.
В первом вопросе необходимо показать, как в марксистской философии определяется основной вопрос философии, предмет и задачи философии. Далее выявите сущность диалектического материализма как принцип и сущность марксистской философии. Что нового внесено в марксистской философии в решение проблем материи, движения, пространства и времени? Раскройте содержание категории «материя». Во втором вопросе постарайтесь дать содержательную характеристику учению о сущности материалистической диалектики, её основных принципов. Вскройте содержание и структуру основных законов диалектики и их направленную деятельность, а также их взаимосвязь. В чём отличие объективной диалектики от диалектики субъективной и в чём состоит их взаимосвязь? В четвёртом вопросе раскройте сущность диалектико-материалистической теории познания. В чём её отличие, например, от теории познания Канта и Гегеля? Как решается в марксистской философии диалектика субъекта и объекта в познании истины? Особое внимание уделите проблеме роли практики в процессе познания как основы познания и как критерия истины. В чём выражается абсолютность и относительность практики как критерия истины?
Библиографический список 1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с. 2. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: в 30 т. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1961. – Т. 13. – 630 с. 3. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с. 4. Суворов, Л.Н. Материалистическая диалектика / Л.Н. Суворов. – М.: Мысль, 1980. – 264 с. 5. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2001. – 574 с. 6. Чистов, Г.А. Философия: Историко-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – Ч. 2. – 105 с. 7. Энгельс, Ф. Диалектика природы / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: в 30 т. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1961. – Т. 20. – 827 с. 8. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: в 30 т. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1961. – Т.21. – Гл. 1. – 223 с.
Занятие 2 1. Проблема сознания, его природы и сущности в марксистской философии. Функции сознания. 2. Проблема природы и сущности человека в марксистской философии. Свобода и необходимость в бытии человека. Их диалектика. 3. Материалистическая теория практики в марксистской философии и ее методологическое значение для понимания истории. Основные принципы материалистического объяснения истории. 4. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Их диалектика. Роль личности в истории. Типология исторических личностей. 5. Понятие общества в марксистской философии. Теория формационного развития человеческой истории. Типы формаций.
В первом вопросе дайте марксистское определение сознание, его природное основание и социально-общественную сущность. Без этого невозможно понять историческую изменчивость сознания людей и развитие сознания. Почему люди в разные исторические эпохи мыслят и думают по-разному, хотя природные их основания неизменны. Во втором вопросе раскройте марксистскую концепцию человека как родового общественного существа, выделите его родовые признаки и свойства. Справедлив ли марксистский постулат: Каково общество, таков и человек? Как в марксистской философии обосновывается диалектика свободы и необходимости в бытие человека? В чём состоит её исторический характер? В третьем вопросе дайте характеристику основных принципов материалистического объяснения истории. В чём состоит методологическое значение марксистской теории практики для понимания истории как закономерного естественно исторического процесса? В четвёртом вопросе необходимо дать определение, что такое историческая закономерность и что такое сознательная деятельность людей. В чём выражается их диалектика?
Библиографический список
1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с. 2. Гобозов, И.А. Введение в философию истории / И.А. Гобозов. – М.: Гуманитарное знание, 1993. – 307 с. 3. Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: в 30 т. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1961. – Т. 13. – 540 с. 4. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с. 5. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2001. – 574 с. 6. Чистов, Г.А. Философия: Историко-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – Ч. 2 – 105 с. 7. Энгельс, Ф. Анти-Дюринг. Введение. Общие замечания / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: в 30 т. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1961. – Т. 20. – 827 с.
ХIХ–НАЧАЛА ХХ ВВ. Занятие 1 1. Славянофильство и западничество как явления духовной и социальной жизни России XIХ века и как основные направления в русской философии. Основные философские идеи П.Я. Чаадаева, И.В. Киреевского, АС. Хомякова, А.И. Герцена, Т.Н. Грановского. 2. Материалистическая философия А.И. Герцена. Антропологический материализм Н.Г. Чернышевского. 3. Философия «народничества» и основные ее черты (П.Л. Лавров, Нечаев и др.).
В первом вопросе раскройте особенность
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.26.221 (0.012 с.) |