Тема 1. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФИИ. ФУНКЦИИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФИИ. ФУНКЦИИ



ФИЛОСОФИЯ

Методические указания и планы семинарских занятий

для студентов приборостроительного факультета

 

 

Челябинск

Издательство ЮУрГУ

 

 

ББК Ю.я7 + Ю3.я7

Ф561

 

Одобрено

учебно-методической комиссией исторического факультета

Рецензент В.С. Балакин

 

 

  Ф561     Философия: методические указания и планы семинарских занятий для студентов приборостроительного факультета / составитель Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. – 26 с.     Планы семинарских занятий предназначены для студентов дневного обучения приборостроительного факультета. В планах семинарских занятий выделены основные вопросы, выносимые для обсуждения на практические занятия. К каждому семинарскому занятию указывается список учебной и научной литературы, необходимой для подготовки к семинарскому занятию.    

 

 

ББК Ю.я7 + Ю3.я7

 

 

© Издательство ЮУрГУ, 2009

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

№ п/п Тема Кол-во часов
Природа и сущность философии. Функции философии. Философия и мировоззрение  
Античная философия. Основные проблемы, течения и исторические этапы развития  
Западноевропейская средневековая философия. Основные проблемы  
Философия Возрождения. Проблема человека и гуманизма в философии Возрождения  
Западноевропейская философия XVII века
Философия европейского Просвещения XVIII века
Немецкая классическая философия XVIII–XIX вв.
Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше
Основные черты марксистской философии
Основные черты русской философии XIX–начала XX вв.
Основные направления в западной философии XX века
Перспективы развития человечества и глобальные проблемы современности  
  Итого

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФИИ. ФУНКЦИИ

ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

1. Значение термина «философия». Мифология и мудрствование как «предфилософские» формы мышления, познания и освоения мира. Их специфика.

2. Возникновение философии, предмет философии и специфика философского знания.

3. Основные функции философии и их характеристика.

4. Понятие «мировоззрение». Структура мировоззрения. Исторические типы

мировоззрения. Роль мировоззрения в жизни человека и общества.

 

В первом вопросе семинара раскройте значение термина «философия». Дайте характеристику мифологии и мудрствования как предфилософских форм познания и освоения мира. И в чём состоит их специфика.

Во втором вопросе дайте характеристику исторических условий и предпосылок возникновения философии. В чём состоит специфика предмета философии и специфика философского знания?

В третьем вопросе дайте содержательную характеристику основных функций философии.

В четвёртом вопросе раскройте содержание понятия «мировоззрение» и исторических форм мировоззрения. Какую роль играет мировоззрение в жизни человека и общества?

 

Библиографический список

 

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с.

2. Библер, В.C. Что есть философия / В.C. Библер // Вопросы философии. – № 1. – 1995. – С. 51–62.

3. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт; пер. с нем. – М.: Добросвет, 1998. – 354 с.

4. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с.

5. Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2003. – 735 с.

6. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский,

Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2006. – 574 с.

7. Чистов, Г.А. Философия: Историко-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч. 1. – 134 с.

 

Тема 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ТЕЧЕНИЯ

И ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Занятие 1

1. Возникновение античной философии. Космоцентризм и антропоцентризм в античной философии. Натурфилософия в античности.

2. Проблема материи и единства мира (учения Фалеса, Анаксагора, Анаксимандра и др.).

3. Философия Гераклита. Учение Гераклита о материи, движении, развитии и познании. Диалектика Гераклита и ее особенность.

4. Пифагорейская философия, её основные черты.

 

В первом вопросе дайте характеристику исторических и социокультурных условий возникновения Античной философии. Раскройте содержание понятий «космоцентризм» и «антропоцентризм» как принципов античной философии. В чём состояло своеобразие натурфилософии в античности? Во втором вопросе этого занятия Вам необходимо показать, как решалась проблема материи и единства мира (учения Фалеса, Анаксагора, Анаксимандра и др.).

Особое внимание уделите философии Гераклита, его учению о материи, движении, развитии и познании. Раскройте сущность диалектики Гераклита. В чём состоит её особенность? В четвёртом вопросе дайте содержательную характеристику философии Пифагора и её основных черт.

 

Библиографический список

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с.

2. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 1998. – 400 с.

3. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с.

4. Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2003. – 735 с.

5. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский,

Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2006. – 574 с.

6. Чистов, Г.А. Философия: Историко-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч.1. – 134 с.

Занятие 2

1. Философия Сократа. Сократ о предмете и задаче философии. Учение Сократа

о методе познания и истине. Проблема человека и морали в философии Сократа.

Сократ и софисты.

2. Материалистическая философия Демокрита. Его учение о материи, единстве и многообразии мира. Теория познания Демокрита.

3. Философия Платона и её идеалистический характер. Учение Платона об «идеях», материи, познании и истине. Диалектика Платона. Учение Платона о благом государстве.

4. Философия Аристотеля. Учение Аристотеля о материи, движении и источнике

движения. Учение Аристотеля о познании, его законах и истине.

5. Философия стоиков и эпикурейцев. Проблема бытия, человека и морали у стоиков и эпикурейцев.

 

При подготовке первого вопроса особое внимание уделите философии Сократа. Как он определяет предмет и задачу философии? В чём сущность учения Сократа о диалоге как методе познания и истине? Как Сократ решает проблему человека и морали? В чём сущность его учения о добре и благе? Поясните, в чём Сократ разошёлся с софистами.

Во втором вопросе раскройте сущность и содержание материалистической философии Демокрита. Особое внимание уделите его учению о материи, единстве и многообразии мира. В чём особенность его теории познания?

В третьем вопросе особенно внимательно проанализируйте объективно-идеалистическую философию Платона. В чём сущность его учения об «идеях» и материи и их соотношении? В чём сущность учения Платона о познании, истине и благом государстве? Рассмотрение философии Аристотеля потребует от Вас особого внимания. Как Аристотель понимает сущность материи, движения и источник движения? В чём состоит особенность теория познания Аристотеля, его учение о законах познания истине. Охарактеризуйте своеобразие философии стоиков и эпикурейцев в решении проблем бытия человека, свободы и морали.

Библиографический список

 

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с.

2. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 1998. – 400 с.

3. Кессиди, Ф.Х. Сократ / Ф.Х. Кессиди. – М.: Мысль, 1988. – 220 с.

4. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с.

5. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский,

Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2006. – 574 с.

6. Чистов, Г.А. Философия: Историко-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч.1. – 134 с.

 

Тема 3. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Занятие 1

1. Исторические и социально-культурные предпосылки и условия формирования средневековой религиозной философии.

2. Патристическая философия. Учение Аврелия Авгyстина (Блаженного)

(354–430 г. н.э.). Проблема соотношения веры и разума, религии и философии. Проблема истины и ее критерии.

3. Учение Авгyстина о природе, сущности и свободе человека. Теория двух государств.

 

В первом вопросе охарактеризуйте исторические и социально-культурные предпосылки и условия, которые повлияли на формирование средневековой христианской философии. Далее Вам надо раскрыть смысл определения «Патристическая философия». Философия Аврелия Августина (Блаженного) (354–430г. н.э.) и основные её черты. Как он определяет предмет и задачу философии, решает проблему соотношения веры и разума, религии и философии, истины и её критериев. Теоцентризм и теология, основные её принципы, какую роль они играют в религиозной философии.

В третьем вопросе Вам надо раскрыть концепцию Августина о природе, сущности и свободе человека. В чём, по мнению Августина, состоит сущность «первородного греха» и что явилось его причиной? Для чего Августин создаёт теорию «двух царств»? Предусмотрено решение тестов.

Библиографический список

 

1. Авгyстин, А. Исповедь / А. Августин; пер. с лат. М.Е. Сергеенко. – М.: Канон+: Реабилитация, 2003. – 462 с.

2. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с.

3. Ортега-и-Гассет, Х. Вера и разум в сознании европейского средневековья / Х. Ортега-и-Гассет //Человек. – 1992. – № 2. – С. 97–105.

4. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с.

5. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский,

Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2006. – 574 с.

6. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: учебник для философских факультетов университетов и аспирантов вузов по курсу «История философии» / А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1991. – 510 c.

7. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / сост. П.С. Гуревич. – М.: Политиздат,1991. – 461 с.

8. Чистов, Г.А. Философия: Историко-проблемный аспект: курс лекций /

Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч.1. – 134 с.

 

Занятие 2

1. Реализм как течение в средневековой философии. Философское учение

Фомы Аквинского (1225–1277). Проблема соотношения веры и разума, религии и философии, религии и науки в томизме.

2. Номинализм как течение в средневековой философии. Его сущность и основные принципы. Философские взгляды П. Абеляра (1079–1142), Д. Скота (1270–1308), Оккама (1285–1349).

3. Проблема человека и гуманизма в средневековой философии. Основные принципы средневекового гуманизма.

 

В первом вопросе дайте определение, что такое «реализм» как течение в средневековой философии и в чём его сущность. Раскройте основные черты философского учения Фомы Аквинского (1225–1277). Как он решает проблемы соотношения веры и разума, религии и философии, религии и науки?

Во втором вопросе дайте характеристику номинализму как течению в средневековой философии, в чём его отличие от реализма. Каковы его основные принципы? Прокомментируйте философские взгляды П. Абеляра (1079–1142), Д. Скота (1270–1308), Оккама (1285–1349).

В третьем вопросе раскройте, как решались проблемы человека и гуманизма в средневековой философии. Каковы основные принципы средневекового гуманизма? Решение тестов.

 

Библиографический список

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с.

2. Введение в философию: учебник: в 2 ч. / И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева. – М.: Политиздат, 1989. – Ч. 1. – 367 с.

3. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт; пер. с нем. – М.: Добросвет, 1998. – 354 с.

5. Кураев, А. Грехопадение / А. Кураев // Человек. – 1993. – № 5 – 6. – С. 5–20.

4. Ортега-и- Гассет, Х. Вера и разум в сознании европейского средневековья / Х. Ортега-и-Гассет // Человек. – 1992. – № 2. – С. 97–105.

5. Рассел, Б. История западной философии: в 2 т / Б. Рассел. – М.: Миф, 1993. – Т. 1. – 509 с.

6. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2001. – 574 с.

7. Фома Аквинский. Сумма теологии / Фома Аквинский // Антология мировой философии / под ред. В.В. Соколова. – М.: Мысль, 1969. – Т. 1. – Ч. 2. – 527 с.

8. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: учебник для философских факультетов университетов и аспирантов вузов по курсу «История философии» / А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1991. – 510 c.

9. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / сост. П.С. Гуревич. – М.: Политиздат,1991. – 461 с.

10. Чистов, Г.А. Философия: Историко-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч.1. – 134 с.

Библиографический список

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с.

2. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт; пер. с нем. – М.: Добросвет, 1998. – 354 с.

3. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с.

4. Философская энциклопедия / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 576 с.

5. Ортега-и-Гассет, Х. Человек в ХV веке / Х. Ортега-и-Гассет // Человек. – 1992. – № 3. – C. 28–29.

6. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / сост. П.С. Гуревич. – М.: Политиздат,1991. – 461 с.

7. Чистов, Г.А. Философия: Историко-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч. 1. – 134 с.

 

Библиографический список

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с.

2. Мир философии: Книга для чтения / сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М.: Политиздат, 1991. – Ч. I. – С. 485–491; 498–499. – Ч. II. – С. 15–19.

3. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с.

4. Рассел, Б. История западной философии: в 2 т. / Б. Рассел. – М.: Миф, 1993. – Т. 1. – 509 c.; Т. 2. – 444 с.

5. Соколов, В.В. Спиноза / В.В. Соколов. – М.: Мысль, 1977. – 223 с.

6. Субботин, А.Л. Френсис Бэкон / А.Л. Субботин. – М.: Мысль, 1974. – 590 с.

7. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2001. – 574 с.

8. Чистов, Г.А. Философия: Историко-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч. 1. – 134 с.

 

XVIII ВЕКА

Занятие 1

1. Понятие «Просвещение». Исторические условия формирования философииХVIП в. Сенсуализм и рационализм как основные течения в философии XVIII века.

2. Философия английского Просвещения XVIII века и её основные черты. Сенсуализм и его разновидности (Дж. Локк, Д. Беркли, Д. Юм).

3. Проблема материи, сознания, познания и истины в английском Просвещении

(Дж. Локк, Д. Беркли, Д. Юм, Д. Толанд, Д. Пристли, Гоббс).

4. Проблема человека, этики, морали и гуманизма в английском Просвещении.

 

Вначале раскройте содержание понятия «Просвещение», которое дало название целой исторической эпохе. Какие исторические условия явились предпосылками формирования философии XVIII века? В чём сущность сенсуализма как течения в философии Просвещения?

Во втором вопросе раскройте своеобразие и основные черты философии английского Просвещения. Раскройте сущность сенсуализма как течения в философии Просвещения. Какие разновидности сенсуализма можно выделить в английском Просвещении (Дж. Локк, Д. Беркли, Д. Юм)? В чём сущность агностицизма?

В третьем вопросе покажите, как решались проблемы материи, сознания и истины в Английском Просвещении (Дж. Локк, Д. Беркли, Д. Юм, Д. Толанд, Д. Пристли, Гоббс). Кто из них придерживался позиции агностицизма?

В четвёртом вопросе покажите, как решались проблемы человека, этики, морали и гуманизма в английском Просвещении. В чём сущность «разумного эгоизма»? Как рассматривались проблемы взаимосвязи личности и общества? Почему всё же они придерживались принципа механицизма?

 

Библиографический список

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с.

2. Быховский, Б.Э. Джордж Беркли / Б.Э. Быховский. – М.: Мысль, 1970. – 220 с.

3. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт; пер. с нем. – М.: Добросвет, 1998. – 354 с.

4. Заиченко, Г.А. Джон Локк / Г.А. Заиченко. – М.: Мысль, 1988. – 207 с.

5. Нарский, И.С. Давид Юм / И.С. Нарский. – М.: Мысль,1973. – 180 с.

6. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с.

7. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / сост. П.С. Гуревич. – М.: Политиздат,1991. – 461 с.

8. Чистов, Г.А. Философия: Истoрико-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч. 1. – 134 с.

Занятие 2

1. Философия французского Просвещения и основные ее черты. Особенности

сенсуализма и рационализма в философии французского Просвещения.

2. Проблема материи, движения и единства мира (Вольтер, Д. Дидро, Ламетри,

Гольбах, Гельвеций).

3. Проблема сознания и познания. Проблема истины (Вольтер, Д. Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций).

4. Проблема человека, его природы и сущности. Свобода человека. Проблема единства человека и общества (Вольтер, Д. Дидро, Монтескье, Руссо). Проблема «общественного договора» и гражданского общества.

 

В первом вопросе выявите основные черты и особенности философии французского Просвещения. В чём специфика сенсуализма и рационализма в философии французского Просвещения?

Как решалась проблема материи, движения, пространства и времени и единства мира (Вольтер, Д. Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций)?

В третьем вопросе раскройте, как французские философы-материалисты решают проблему сознания и его связь с материей. Как они решали вопрос о познании, истине и её критериях?

В четвёртом вопросе раскройте специфику решения французскими философами проблемы природы и сущности человека, его свободы. В чём сущность теории естественных прав и свобод, которую они создали? Что такое «общественный договор» и почему он является основой «гражданского общества», почему и для чего в нём необходимо разделение властей? Почему они ставили вопрос о единстве человека и общества, гражданина и общества (Вольтер, Д. Дидро, Монтескье, Руссо)? Предусмотрено решение тестов.

 

Библиографический список

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с.

2. Богуславский, В.М. Ламетри / В.М. Богуславский. – М.: Мысль, 1977. – 159 с.

3. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт; пер. с нем. – М.: Добросвет, 1998. – 354 с.

4. Длугач, Т.Б. Дени Дидро / Т.Б. Длугач. – М.: Мысль, 1986. – 190 с.

5. Кочарян, М.Т. Поль Гольбах / М.Т. Кочарян. – М.: Мысль, 1978. – 187 с.

6. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с.

7. Рассел, Б. История западной философии: в 2 т. / Б. Рассел. – М.: Миф, 1993. – Т. 1. – 509 c.; Т. 2. – 444 с.

8. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2001. – 574 с.

9. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бес­смертии / сост. П.С. Гуревич. – М.: Политиздат,1991. – 461 с.

10. Чистов, Г.А. Философия: Истoрико-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч. 1. – 134 с.

 

Занятие 1

1. Исторические и социокультурные предпосылки и условия возникновения немецкой классической философии.

2. И. Кант как родоначальник немецкой классической философии. И. Кант о предмете философии и задачах философии. И. Кант о природе творческих возможностей субъекта, всеобщности и необходимости научного знания. Учение об априорных принципах познания.

3. Проблема разума и рассудка, свободы, свободы и необходимости научного знания в философии Канта. Философия морали и нравственно-этические императивы И. Канта.

4. Сущность теории «наукоучения» И. Фихте. Диалектика познания И. Фихте. Проблема свободы воли и культуры в философии И. Фихте.

5. Философские взгляды Ф. Шеллинга на развитие природы. Теория познания Ф. Шеллинга. Проблема свободы человека. Свободы и необходимости в историческом процессе. К какой цели стремится исторический прогресс?

 

В первом вопросе дайте подробную характеристику исторических и социокультурных предпосылок и условий формирования немецкой классической философии.

Во втором вопросе поясните: Почему И. Кант считается родоначальником немецкой классической философии? Что нового вносит И. Кант в определение предмета и задач философии? При изучении философии И. Канта Вам надо усвоить основные понятия, которые он применяет: трансценденция (трансцендентальный), априори, вещь в себе, императив и др. Как Кант рассматривает природу творческих возможностей познающего субъекта, всеобщность и необходимость научного знания. В чём состоит сущность его учения об априорных принципах познания?

В третьем вопросе покажите, как Кант решает проблему разума и рассудка, свободы и необходимости. В чём заключается диалектика чистого рассудка, теоретического разума и практического разума? Особенно важно понять сущность учения И. Канта о философии морали и этики, их основаниях и нравственно-этических императивах. Какие типы императивов выделяет Кант? В чём состоит нравственно-этическая концепция И. Канта для современности?

В четвёртом вопросе раскройте, в чём состоит сущность теории « Наукоучения» И. Фихте. В чём состоит своеобразие диалектики познания И. Фихте? Как он решает проблему свободу воли и культуры? В чём состоит сущность философии Ф. Шеллинга как философии «трансцендентального идеализма»? Как он рассматривает диалектику природы? Структура познания Шеллинга. Как Шеллинг решает проблему свободы человека, свободы и необходимости в историческом процессе, к какой цели он стремится? Решение тестов.

 

Библиографический список

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с.

2. Асмус, В.Ф. Кант / В.Ф. Асмус. – М.: Наука, 1973. – 534 с.

3. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт; пер. с нем. – М.: Добросвет, 1998. – 354 с.

4. Гулыга, А.В. Шеллинг / А. Гулыга. – М.: Молодая гвардия, 1984. – 315 с.

5. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с.

6. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2001. – 574 с.

7. Философия И. Канта и современность / под ред. Г.И. Ойзермана. – М.: Мысль, 1974. – 469 с.

8. Чистов, Г.А. Философия: Истoрико-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – Ч. 2. – 134 с.

 

Занятие 2

 

1. Философия объективного идеализма Г. Гегеля. Диалектический метод Гегеля

и его основные принципы. Диалектическая теория познания и развития мира Гегеля. Метод и система в философии Гегеля.

2. Гегелевская концепция человека и развития человеческой истории. Проблема

свободы и необходимости в истории как закономерном процессе.

3. Антропологический материализм как принцип философии Л. Фейербаха. Основные черты.

4. Л. Фейербах о природе и сущности человека. Критика религии и этика Л. Фейербаха.

 

В первом вопросе выявите сущность философии Гегеля как философии объективного идеализма. Для этого Вам необходимо дать определение, что такое «объективная идея» по Гегелю и какими свойствами она обладает. Поскольку объективная идея стремится к развитию, саморазвитию и самореализации с целью приобретения конкретных, предметных форм бытия, важно показать, как в философии Гегеля соотносятся объективная идея и материя, природа. Почему он материю, природу рассматривает как «инобытие объективной идеи и объективного духа» и в чём состоит специфика этого инобытия. Далее необходимо вскрыть сущность диалектического метода познания Гегеля и дать характеристику основных его принципов. При этом надо выявить сущность понятия «объективной диалектики» и «субъективной диалектики» и как они соотносятся. В конце этого вопроса раскройте сущность взаимосвязи метода и системы Гегеля, в чём состоит их единство и противоречие.

Во втором вопросе надо дать характеристику Гегелевской концепции развития человеческой истории и какая роль принадлежит человеку в этом процессе. Далее раскройте сущность категорий «историческая свобода» и «историческая необходимость». В чём состоит их методологическое значение для понимания истории как объективного, закономерного процесса?

В третьем вопросе Вам необходимо раскрыть сущность философии Л. Фейербаха как философии «антропологического материализма». В чём состоит сущность принципа «антропологического материализма» и его методологическое значение. Дайте характеристику основных черт философии Л. Фейербаха. В чём состоит её позитивное значение?

В четвёртом вопросе дайте характеристику учению Л. Фейербаха о природе и сущности человека, чем определяется сущность человека по Фейербаху и в каких сферах бытия она реализуется. Какие родовые качества человека выделяет Л. Фейербах. В этом же вопросе раскройте сущность учения Фейербаха о природе и сущности религии, причинах её появления и в чём, по мнению Л. Фейербаха, состоит её негативная роль. Дайте характеристику этической концепции Л. Фейербаха. Предусмотрено решение тестов.

 

Библиографический список

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с.

2. Быховский, Б. Э. Людвиг Фейербах / Б.Э. Быховский. – М.: Молодая гвардия, 1971. – 240 с.

3. Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. – М.: Мысль, 1986. – 332 с.

4. Гулыга, А.В. Кант / А.В. Гулыга. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 278 с.

5. Овсянников, М.Ф. Гегель / М.Ф. Овсянников. – М.: Мысль, 1971. – 223 с.

6. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с.

7. Чистов, Г.А. Философия: Истoрико-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч. 1. – 134 с.

И Ф. НИЦШЕ (1844–1900)

1. Философия А. Шопенгауэра как философия «волюнтаризма». Понятие «мировой воли», ее сущность и свойства. Бытие мира как арена самореализации «мировой воли к жизни».

2. Проблема человека, его сущности и бытия в философии А. Шопенгауэра. Проблема познания, религии и морали в философии А. Шопенгауэра.

3. Философия Ф. Ницше как «философия жизни» и «воли к власти». Природа

и сущность «воли к власти», ее свойства и тотальность.

4. Проблема человека, его сущности и свободы в философии Ф. Ницше. Критика христианской религии и христианской морали. Проблема добра и зла в философии Ницше. Диалектика «воли к власти», «сверхчеловека» и «сверхличности» в философии Ф. Ницше.

 

В первом вопросе Вам надо дать общую характеристику философии А. Шопенгауэра как философии «волюнтаризма». Что такое « волюнтаризм»? Далее необходимо раскрыть содержание понятия, «мировая воля», её сущность и свойства. Почему бытие мира предстаёт как арена самореализации «мировой воли к жизни»?

Во втором вопросе покажите, как Шопенгауэр решает проблему природы человека, его сущности и бытия. В чём сущность теории познания, религии и морали в философии Шопенгауэра? Какое отводит он им место в реальной жизни человека? Почему свою философию он называет пессимистической?

В четвёртом вопросе раскройте сущность философии Ф. Ницше как «философии жизни» и «мировой воли к власти». Как он характеризует природу и сущность «воли к власти», её свойства и «тотальность»?

Принципиальное значение в его философии занимает проблема человека, его природы, сущности и свободы. В чём состоит сущность критики Ф. Ницше христианской религии и христианской морали? Что он им противопоставляет?

Как решает Ф. Ницше проблему добра и зла в своей философии? Где, по его мнению, может реализоваться свобода?

Раскройте содержание понятий «сверхчеловек» и «сверхличность», и какую миссию он им отводит в человеческой истории. Какие черты и свойства им присущи?

В чём состоит сущность идеи «вечного возвращения», которую выдвинул Ф. Ницше? Решение тестов.

 

Библиографический список

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с.

2. Давыдов, Ю. Этика любви и метафизика своеволия / Ю. Давыдов. – М.: Молодая гвардия, 1982. – 287 с.

3. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше // Вопросы философии. – 1989. – № 5. – С.140–141.

4. Ницше, Ф. Антихристианин / Ф. Ницше // Сумерки Богов / общ. ред. А.А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1989. – 396 с.

7. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с.

8. Рассел, Б. История западной философии: в 2 т. / Б. Рассел. – М.: Миф, 1993. – Т. 1. – 509 с.; Т. 2. – 444 с.

9. Суханов, К.Н. Знаменитые философы ХIХ–ХХ вв. Очерки идей и биографий / К.Н. Суханов, А.С. Чупров. – Челябинск: Околица, 2001. – 254 с.

10. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2001. – 574 с.

11. Чистов, Г.А. Философия: Историко-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – Ч. 2. – 105 с.

12. Шопенгауэр, А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. – М.: Наука, 1992. – 477 с.

 

Занятие 1

1. Диалектический материализм как принцип и сущность марксистской философии. Проблема материи, движения, развития, пространства и времени в марксистской философии.

2. Материалистическая диалектика, основные принципы и законы. Объективная и субъективная диалектика.

3. Диалектико-материалистическая теория познания. Проблема субъекта, объекта в познании истины. Роль практики в процессе познания.

 

В первом вопросе необходимо показать, как в марксистской философии определяется основной вопрос философии, предмет и задачи философии.

Далее выявите сущность диалектического материализма как принцип и сущность марксистской философии. Что нового внесено в марксистской философии в решение проблем материи, движения, пространства и времени? Раскройте содержание категории «материя».

Во втором вопросе постарайтесь дать содержательную характеристику учению

о сущности материалистической диалектики, её основных принципов. Вскройте содержание и структуру основных законов диалектики и их направленную деятельность, а также их взаимосвязь. В чём отличие объективной диалектики от диалектики субъективной и в чём состоит их взаимосвязь?

В четвёртом вопросе раскройте сущность диалектико-материалистической теории познания. В чём её отличие, например, от теории познания Канта и Гегеля? Как решается в марксистской философии диалектика субъекта и объекта в познании истины? Особое внимание уделите проблеме роли практики в процессе познания как основы познания и как критерия истины. В чём выражается абсолютность и относительность практики как критерия истины?

 

Библиографический список

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с.

2. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: в 30 т. –

2-е изд. – М.: Политиздат, 1961. – Т. 13. – 630 с.

3. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с.

4. Суворов, Л.Н. Материалистическая диалектика / Л.Н. Суворов. – М.: Мысль, 1980. – 264 с.

5. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2001. – 574 с.

6. Чистов, Г.А. Философия: Историко-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – Ч. 2. – 105 с.

7. Энгельс, Ф. Диалектика природы / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: в 30 т. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1961. – Т. 20. – 827 с.

8. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: в 30 т. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1961. – Т.21. – Гл. 1. – 223 с.

 

Занятие 2

1. Проблема сознания, его природы и сущности в марксистской философии. Функции сознания.

2. Проблема природы и сущности человека в марксистской философии. Свобода и необходимость в бытии человека. Их диалектика.

3. Материалистическая теория практики в марксистской философии и ее методологическое значение для понимания истории. Основные принципы материалистического объяснения истории.

4. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Их диалектика. Роль личности в истории. Типология исторических личностей.

5. Понятие общества в марксистской философии. Теория формационного развития человеческой истории. Типы формаций.

 

В первом вопросе дайте марксистское определение сознание, его природное основание и социально-общественную сущность. Без этого невозможно понять историческую изменчивость сознания людей и развитие сознания. Почему люди в разные исторические эпохи мыслят и думают по-разному, хотя природные их основания неизменны.

Во втором вопросе раскройте марксистскую концепцию человека как родового общественного существа, выделите его родовые признаки и свойства. Справедлив ли марксистский постулат: Каково общество, таков и человек? Как в марксистской философии обосновывается диалектика свободы и необходимости в бытие человека? В чём состоит её исторический характер?

В третьем вопросе дайте характеристику основных принципов материалистического объяснения истории. В чём состоит методологическое значение марксистской теории практики для понимания истории как закономерного естественно исторического процесса?

В четвёртом вопросе необходимо дать определение, что такое историческая закономерность и что такое сознательная деятельность людей. В чём выражается их диалектика?

 

Библиографический список

 

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с.

2. Гобозов, И.А. Введение в философию истории / И.А. Гобозов. – М.: Гуманитарное знание, 1993. – 307 с.

3. Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: в 30 т. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1961. – Т. 13. – 540 с.

4. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с.

5. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2001. – 574 с.

6. Чистов, Г.А. Философия: Историко-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – Ч. 2 – 105 с.

7. Энгельс, Ф. Анти-Дюринг. Введение. Общие замечания / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: в 30 т. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1961. – Т. 20. – 827 с.

 

ХIХ–НАЧАЛА ХХ ВВ.

Занятие 1

1. Славянофильство и западничество как явления духовной и социальной жизни России XIХ века и как основные направления в русской философии. Основные философские идеи П.Я. Чаадаева, И.В. Киреевского, АС. Хомякова, А.И. Герцена,

Т.Н. Грановского.

2. Материалистическая философия А.И. Герцена. Антропологический материализм Н.Г. Чернышевского.

3. Философия «народничества» и основные ее черты (П.Л. Лавров, Нечаев и др.).

 

В первом вопросе раскройте особенность



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.232.99 (0.013 с.)