Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философии. Философия и мировоззрение

Поиск

1. Значение термина «философия». Мифология и мудрствование как «предфилософские» формы мышления, познания и освоения мира. Их специфика.

2. Возникновение философии, предмет философии и специфика философского знания.

3. Основные функции философии и их характеристика.

4. Понятие «мировоззрение». Структура мировоззрения. Исторические типы

мировоззрения. Роль мировоззрения в жизни человека и общества.

 

В первом вопросе семинара раскройте значение термина «философия». Дайте характеристику мифологии и мудрствования как предфилософских форм познания и освоения мира. И в чём состоит их специфика.

Во втором вопросе дайте характеристику исторических условий и предпосылок возникновения философии. В чём состоит специфика предмета философии и специфика философского знания?

В третьем вопросе дайте содержательную характеристику основных функций философии.

В четвёртом вопросе раскройте содержание понятия «мировоззрение» и исторических форм мировоззрения. Какую роль играет мировоззрение в жизни человека и общества?

 

Библиографический список

 

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с.

2. Библер, В.C. Что есть философия / В.C. Библер // Вопросы философии. – № 1. – 1995. – С. 51–62.

3. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт; пер. с нем. – М.: Добросвет, 1998. – 354 с.

4. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с.

5. Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2003. – 735 с.

6. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский,

Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2006. – 574 с.

7. Чистов, Г.А. Философия: Историко-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч. 1. – 134 с.

 

Тема 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ТЕЧЕНИЯ

И ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Занятие 1

1. Возникновение античной философии. Космоцентризм и антропоцентризм в античной философии. Натурфилософия в античности.

2. Проблема материи и единства мира (учения Фалеса, Анаксагора, Анаксимандра и др.).

3. Философия Гераклита. Учение Гераклита о материи, движении, развитии и познании. Диалектика Гераклита и ее особенность.

4. Пифагорейская философия, её основные черты.

 

В первом вопросе дайте характеристику исторических и социокультурных условий возникновения Античной философии. Раскройте содержание понятий «космоцентризм» и «антропоцентризм» как принципов античной философии. В чём состояло своеобразие натурфилософии в античности? Во втором вопросе этого занятия Вам необходимо показать, как решалась проблема материи и единства мира (учения Фалеса, Анаксагора, Анаксимандра и др.).

Особое внимание уделите философии Гераклита, его учению о материи, движении, развитии и познании. Раскройте сущность диалектики Гераклита. В чём состоит её особенность? В четвёртом вопросе дайте содержательную характеристику философии Пифагора и её основных черт.

 

Библиографический список

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с.

2. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 1998. – 400 с.

3. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с.

4. Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2003. – 735 с.

5. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский,

Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2006. – 574 с.

6. Чистов, Г.А. Философия: Историко-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч.1. – 134 с.

Занятие 2

1. Философия Сократа. Сократ о предмете и задаче философии. Учение Сократа

о методе познания и истине. Проблема человека и морали в философии Сократа.

Сократ и софисты.

2. Материалистическая философия Демокрита. Его учение о материи, единстве и многообразии мира. Теория познания Демокрита.

3. Философия Платона и её идеалистический характер. Учение Платона об «идеях», материи, познании и истине. Диалектика Платона. Учение Платона о благом государстве.

4. Философия Аристотеля. Учение Аристотеля о материи, движении и источнике

движения. Учение Аристотеля о познании, его законах и истине.

5. Философия стоиков и эпикурейцев. Проблема бытия, человека и морали у стоиков и эпикурейцев.

 

При подготовке первого вопроса особое внимание уделите философии Сократа. Как он определяет предмет и задачу философии? В чём сущность учения Сократа о диалоге как методе познания и истине? Как Сократ решает проблему человека и морали? В чём сущность его учения о добре и благе? Поясните, в чём Сократ разошёлся с софистами.

Во втором вопросе раскройте сущность и содержание материалистической философии Демокрита. Особое внимание уделите его учению о материи, единстве и многообразии мира. В чём особенность его теории познания?

В третьем вопросе особенно внимательно проанализируйте объективно-идеалистическую философию Платона. В чём сущность его учения об «идеях» и материи и их соотношении? В чём сущность учения Платона о познании, истине и благом государстве? Рассмотрение философии Аристотеля потребует от Вас особого внимания. Как Аристотель понимает сущность материи, движения и источник движения? В чём состоит особенность теория познания Аристотеля, его учение о законах познания истине. Охарактеризуйте своеобразие философии стоиков и эпикурейцев в решении проблем бытия человека, свободы и морали.

Библиографический список

 

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с.

2. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 1998. – 400 с.

3. Кессиди, Ф.Х. Сократ / Ф.Х. Кессиди. – М.: Мысль, 1988. – 220 с.

4. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с.

5. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский,

Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2006. – 574 с.

6. Чистов, Г.А. Философия: Историко-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч.1. – 134 с.

 

Тема 3. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Занятие 1

1. Исторические и социально-культурные предпосылки и условия формирования средневековой религиозной философии.

2. Патристическая философия. Учение Аврелия Авгyстина (Блаженного)

(354–430 г. н.э.). Проблема соотношения веры и разума, религии и философии. Проблема истины и ее критерии.

3. Учение Авгyстина о природе, сущности и свободе человека. Теория двух государств.

 

В первом вопросе охарактеризуйте исторические и социально-культурные предпосылки и условия, которые повлияли на формирование средневековой христианской философии. Далее Вам надо раскрыть смысл определения «Патристическая философия». Философия Аврелия Августина (Блаженного) (354–430г. н.э.) и основные её черты. Как он определяет предмет и задачу философии, решает проблему соотношения веры и разума, религии и философии, истины и её критериев. Теоцентризм и теология, основные её принципы, какую роль они играют в религиозной философии.

В третьем вопросе Вам надо раскрыть концепцию Августина о природе, сущности и свободе человека. В чём, по мнению Августина, состоит сущность «первородного греха» и что явилось его причиной? Для чего Августин создаёт теорию «двух царств»? Предусмотрено решение тестов.

Библиографический список

 

1. Авгyстин, А. Исповедь / А. Августин; пер. с лат. М.Е. Сергеенко. – М.: Канон+: Реабилитация, 2003. – 462 с.

2. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с.

3. Ортега-и-Гассет, Х. Вера и разум в сознании европейского средневековья / Х. Ортега-и-Гассет //Человек. – 1992. – № 2. – С. 97–105.

4. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с.

5. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский,

Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2006. – 574 с.

6. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: учебник для философских факультетов университетов и аспирантов вузов по курсу «История философии» / А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1991. – 510 c.

7. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / сост. П.С. Гуревич. – М.: Политиздат,1991. – 461 с.

8. Чистов, Г.А. Философия: Историко-проблемный аспект: курс лекций /

Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч.1. – 134 с.

 

Занятие 2

1. Реализм как течение в средневековой философии. Философское учение

Фомы Аквинского (1225–1277). Проблема соотношения веры и разума, религии и философии, религии и науки в томизме.

2. Номинализм как течение в средневековой философии. Его сущность и основные принципы. Философские взгляды П. Абеляра (1079–1142), Д. Скота (1270–1308), Оккама (1285–1349).

3. Проблема человека и гуманизма в средневековой философии. Основные принципы средневекового гуманизма.

 

В первом вопросе дайте определение, что такое «реализм» как течение в средневековой философии и в чём его сущность. Раскройте основные черты философского учения Фомы Аквинского (1225–1277). Как он решает проблемы соотношения веры и разума, религии и философии, религии и науки?

Во втором вопросе дайте характеристику номинализму как течению в средневековой философии, в чём его отличие от реализма. Каковы его основные принципы? Прокомментируйте философские взгляды П. Абеляра (1079–1142), Д. Скота (1270–1308), Оккама (1285–1349).

В третьем вопросе раскройте, как решались проблемы человека и гуманизма в средневековой философии. Каковы основные принципы средневекового гуманизма? Решение тестов.

 

Библиографический список

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с.

2. Введение в философию: учебник: в 2 ч. / И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева. – М.: Политиздат, 1989. – Ч. 1. – 367 с.

3. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт; пер. с нем. – М.: Добросвет, 1998. – 354 с.

5. Кураев, А. Грехопадение / А. Кураев // Человек. – 1993. – № 5 – 6. – С. 5–20.

4. Ортега-и- Гассет, Х. Вера и разум в сознании европейского средневековья / Х. Ортега-и-Гассет // Человек. – 1992. – № 2. – С. 97–105.

5. Рассел, Б. История западной философии: в 2 т / Б. Рассел. – М.: Миф, 1993. – Т. 1. – 509 с.

6. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2001. – 574 с.

7. Фома Аквинский. Сумма теологии / Фома Аквинский // Антология мировой философии / под ред. В.В. Соколова. – М.: Мысль, 1969. – Т. 1. – Ч. 2. – 527 с.

8. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: учебник для философских факультетов университетов и аспирантов вузов по курсу «История философии» / А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1991. – 510 c.

9. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / сост. П.С. Гуревич. – М.: Политиздат,1991. – 461 с.

10. Чистов, Г.А. Философия: Историко-проблемный аспект: курс лекций / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Ч.1. – 134 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.232.94 (0.009 с.)