Тема №8. Немецкая классическая философия (прод.) (1 час.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №8. Немецкая классическая философия (прод.) (1 час.)



 

Темы докладов:

1. Философия И.Г.Фихте.

2. Философия Ф.Й.Г.Шеллинга.

3. Философия Г.В.Ф.Гегеля.

4. Философия Л.Фейербаха.

Рекомендуемая литература:

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. – М.,1991

2. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия – М.,1986.

3. Гулыга А.В. Шеллинг. – М.,1994.

4. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия сер. XIX – начала XX вв. – М.,1988

5. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX в.-М.,1990.

6. Нарский И. С. Западноевропейская философия XVII-XVIII вв.-М.,1973.

7. Нарский И.С. Кант. – М.,1976.

8. Рассел Б. История западной философии. – М.,1993.

9. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб, 1997.

Занятие №10.

Тема №9. Основные течения современной западной философии (вторая половина Х1Х-ХХ вв.) (2 час.)

Темы докладов:

1. Философия К.Маркса. Основные черты марксистско-ленинской философии.

2. Позитивизм: О.Конт, Г.Спенсер.

3. Неопозитивизм: Б.Рассел, Л.Витгенштейн.

4. Философия жизни: Ф.Ницше.

5. Экзистенциализм: М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр.

 

Рекомендуемая литература:

1. Аналитическая философия в ХХ веке. // Вопросы философии, 1988, № 8.

2. Аббаньяно Н. Экзистенциализм как свобода. //Вопросы Философии, 1991, № 8.

3. Богомолов А. С. Буржуазная философия США XX в.-М.,1974.

4. Богомолов А. С. Буржуазная философия Англии XX в.-М.,1973.

5. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия сер. XIX – начала XX вв. – М.,1988.

6. Нарский И.С. Современная буржуазная философия: два ведущих течения начала 80-х гг. XX в. – М.,1983.

7. Рассел Б. История западной философии. – М.,1993.

8. Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991.

9. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб, 1997.

Занятие №11.

Тема № 10. Русская философия XIX -XX вв. (2 час.)

Темы докладов:

1. Основные идеи и направления русской философии XIX -XX вв.

2. Философия русских революционных демократов.

3. С.Н. Булгаков, П.А.Флоренский, С.Л. Франк, Н.О.Лосский, Л.П. Карсавин, А.Ф.Лосев.

4. Философия российского консерватизма: Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев.

5. Философия всеединства В.Соловьева. Экзистенциализм Н.Бердяева и Л.Шестова.

6. Концепция евразийства.

7. Российский марксизм.

Рекомендуемая литература:

1. Гиренок Ф.И. Русские космисты. М., 1990.

2. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии: Учебник для вузов. – М., 1996.

3. Канке В.А. Философия. – М.,1998.

4. Лосский Н.О. История русской философии. – М., Советский писатель, 1991.

5. Немировская Л. Философия. Учебник. – М., 1996.

6. Новиков А.И. История русской философии. – СПб, 1998

7. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб, 1997.

8. Сербиненко В.В. Русская философия: Курс лекций: Учеб. пособие по дисц. «Философия» для студ. вузов, обуч. по нефилос. специал. и направл. / В.В.Сербиненко. М.: РГГУ: Омега-Л, 2005 – 464 с.

9. Спиркин А. Г. Основы философии. – М.,1998.

10. Философия. Учебник. / Под. ред. В.Г. Губина. – М.,1996.

11. Философия. Учебник. / Под. ред. В.П. Кохановского. – М.,1996.

 

Занятие 12.

Тема № 11. Бытие. Материя и ее свойства (2 час.)

Темы докладов:

1. Бытие как философская категория.

2. Материя: история проблемы. Современное естественнонаучное и философское понимание материи.

3. Движение как свойство материи.

4. Пространство как свойство материи.

5. Время как свойство материи.

Рекомендуемая литература:

1. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия. – М.,1998.

2. Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика.-М.,1991

3. Дубровский В. И. Концепции пространства и времени.-М.,1990

4. Каган М.С. Время как философская проблема.// Вопросы философии. 1982. № 10.

5. Канке В.А. Философия. – М.,1998.

6. Кутырев В.А. Оправдание бытия. // Вопросы философии. 2000. №5.

7. Немировская Л. Философия. Учебник. – М., 1996.

8. Спиркин А. Г. Основы философии. – М.,1998.

9. Философия. Учебник. / Под. ред. В.Г. Губина. – М.,1996.

10. Философия. Учебник. / Под. ред. В.П. Кохановского. – М.,1996.

 

 

Занятие 13

Тема №12. Сознание (2 час.)

Темы докладов:

1. Отражение как свойство материи.

2. Происхождение и сущность сознания.

3. Структура сознания.

4. Проблема идеального. Знак, символ, информация.

5. Язык, его сущность и функции.

Рекомендуемая литература:

1. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия. – М.,1998.

2. Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика.-М.,1991

3. Дубровский В. И. Концепции пространства и времени.-М.,1990

4. Каган М.С. Время как философская проблема.// Вопросы философии. 1982. № 10.

5. Канке В.А. Философия. – М.,1998.

6. Кутырев В.А. Оправдание бытия. // Вопросы философии. 2000. №5.

7. Немировская Л. Философия. Учебник. – М., 1996.

8. Спиркин А. Г. Основы философии. – М.,1998.

9. Философия. Учебник. / Под. ред. В.Г. Губина. – М.,1996.

10. Философия. Учебник. / Под. ред. В.П. Кохановского. – М.,1996.

Занятие №14.

Тема №13. Познание (2 час.)

Темы докладов:

1. Познание как отражение. Феномен знания.

2. Познание как деятельность. Феномен практики.

3. Структура познавательной деятельности. Формы и методы научного познания.

4. Синергетика. Герменевтика.

5. Законы и категории диалектики.

Рекомендуемая литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991.

2. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика-М.,1986

3. Витгенштейн Л.О. О достоверности // Философские работы: В 2 ч., М., 1994.Ч.1.

4. Горский Д.П. О критериях истины. // Вопросы философии. 1988. №2.

5. Дубровский В.И. Информация, сознание, мозг. – М.. 1980.

6. Ибрагимов Р.Н. Проблема метода в философии и науке. – Абакан, 2000.

7. Канке В.А. Философия. – М.,1998.

8. Лекторский В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология) // Вопр.филос. 1999, № 8.

9. Олемнев М.А. Лабиринты познания. – Минск, 1988

10. Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы. М., 1957.

11. Спиркин А. Г. Основы философии. – М.,1998.

12. Философия. Учебник. / Под. ред. В.Г. Губина. – М.,1996.

13. Философия. Учебник. / Под. ред. В.П. Кохановского. – М.,1996.

Занятие № 15.

Тема №14. Общество (2 час.)

Темы докладов:

1. Понятие общества. Теории происхождения общества.

2. Основные подходы к изучению общества: социальный атомизм и социальный органицизм.

3. Основные законы развития общества.

4. Общество и природа – динамика взаимодействия.

5. Цивилизационная и формационная концепции исторического процесса.

6. Культурно-исторические типы: от Н.Я.Данилевского до Л.Н.Гумилева.

Рекомендуемая литература:

1. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия. М.:1998.

2. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. М.:1986.

3. Введение в философию. В 2-х томах. / Под ред. И.Т. Фролова. М.:1990.

4. Гумилев Л.Н. Этносфера. М.:1993.

5. Канке В.А. Философия. М.:1998.

6. Крапивенский С. Э Социальная философия.

7. Макаровский А. А. Общественный прогресс.- М.,1970.

8. Марксистско - ленинская теория исторического процесса. М.: 1987.

9. Немировская Л. Философия. Учебник. М.: 1996.

10. Спиркин А. Г. Основы философии. М.: 1998.

11. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс; 1991.

12. Философия. Учебник. / Под. ред. В.Г. Губина. М.:1996.

13. Философия. Учебник. / Под. ред. В.П. Кохановского. М.:1996.

14. Шпенглер О. Закат Европы. М.: 1990.

15.Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.

 

Занятие № 16

Тема №15. Культура (2 час.)

Темы докладов:

1. Многообразие определений культуры. Соотношение культуры и цивилизации.

2. Культура: материальная, духовно-знаковая, феноменальная стороны.

3. Россия в диалоге культур: Запад-Восток.

4. Человек как предмет философского исследования.

5. Проблема свободы.

6. Прогресс и его критерии.

Рекомендуемая литература:

1. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия. М.:1998

2. Ведин И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. Рига, 1987.

3. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М.: 1973.

4. Злобин Н.С., Межуев В.М. и др. Культура – человек – философия: к проблеме интеграции и развития. // Вопросы Философии, 1982, № 1

5. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: 1993.

6. Канке В.А. философия. Учебник. М.: 1998.

7. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М.: 1996.

8. Москоленко А.Г., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. Новосибирск, 1984.

9. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. М.:1972.

10. Степин В.С. Философская антропология и философские науки. М.: 1992

11. Демин Н. В. Проблемы теории личности. М.:1977.

12. Макаровский А. А. Обществнный прогресс. М.:1970.

13. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.:1983.

14. Философия. Учебник. / Под. ред. В.Г. Губина. М.:1996.

15. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1992.

16. Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994.

17. Хейзинга Й. Homo Ludens. М., 1996.

ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

№ тема Вопросы для самостоятельного изучения Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1. Предмет философии Аспекты философского знания. Философия как мировоззрение. Структура и типы мировоззрения. Социально-историческое и личностное в философии. Философия как особая сфера духовной жизни общества. Философия как наука, ее место в системе научного знания. Проблема всеобщности, верифицируемости, диалектичности философского знания. Структура философского знания. Функции философии. Чтение и конспектирование литературы, работа с глоссарием. Подготовка к тестированию и экзамену. Экзамен, тест
  1. Философия Древнего Востока
Характерные черты древнеиндийской философии. Упанишады. Понятия брахмана и атмана, сансары и кармы. Ортодоксальные и неортодок-сальные школы: джайнизм, чарвака-лакаята. Буддизм как философия и религия. Условия зарождения и характерные особенности древнекитайской философии. Этическая ориентация философии Древнего Китая. Лао-цзы. Конфуцианство, его социальная направленность, основные идеи и принципы. Легизм (Фа-цзя). Моизм. Чтение и конспектирование литературы, работа с глоссарием. Подготовка к тестированию и экзамену. Экзамен, тест
3. Античная философия Предпосылки зарождения античной философии. Философия античных досократиков. Софисты. Сократ: проблема истины; учение о методе и общих понятиях; проблема соотношения знания и нравственности. Платон как родоначальник объективного идеализма. Философия Аристотеля. Учение о форме и материи. Детерминизм Аристотеля учение о видах причинности. Логическое учение Аристотеля. Учение о государстве и гражданине. Философия эпохи эллинизма. Эпикуреизм. Стоицизм: физика, логика, этика и метафизика. Скептицизм. Неоплатонизм. Плотин. Влияние неоплатонических идей на христианство. Значение античной философии. Подготовка докладов. Чтение и конспектирование литературы, работа с глоссарием. Подготовка к тестированию и экзамену. Опрос, тест
4. Средневековая философия Возникновение, идейные источники, особенности христианства. Патристика, ее основные проблемы. Ереси и борьба с ними. Ислам как система мировоззрения и средневековая арабская философия. Арабский неоплатонизм. Суфизм. Авиценна, Аверроэс. Европейское христианство и схоластика: основные этапы становления и их характеристика. Пьер Абеляр и Фома Аквинский. Проблема универсалий. Иоанн Скотт Эриугена, Ансельм Кентерберрийский, Росцелин, Уильям Оккам. Мистицизм в эпоху средневековья. Проблема добра и зла, ее решение в средневековой европейской схоластике. Подготовка докладов. Чтение и конспектирование литературы, работа с глоссарием. Подготовка к тестированию и экзамену. Опрос, экзамен, тест
5. Философия эпохи Возрождения Характерные черты философии Ренессанса. Философско-религиозный Ренессанс: М. Лютер, Ж. Кальвин. Основные догматы протестантизма. Пантеистическое учение Н. Кузанского. Пантеизм и материализм Дж. Бруно. Идея множественности миров. Естественнонаучная мысль Ренессанса. Неоплатонизм. Социально – политическая мысль эпохи Возрождения. Возникновение феномена утопизма. Н. Макиавелли как основоположник политической теории. Значение философии Ренессанса. Подготовка докладов. Чтение и конспектирование литературы, работа с глоссарием. Подготовка к тестированию и экзамену. Опрос, экзамен, тест
6. Философия Нового времени Особенности развития научного знания XVI – XVII вв. Эмпиризм Ф. Бэкона. Программа восстановления наук. Индукция. Опыт как основа познания. Сенсуализм Т. Гоббса. Механистическая методология. Учение о естественном праве, войне «всех против всех» и общественном договоре. Рационализм Р. Декарта. Учение об интеллектуальной интуиции и врожденных идеях. Дуализм. Сенсуализм Дж. Локка. Учение о первичных и вторичных качествах. Социальная философия. Крайний сенсуализм Нового времени. Учение Дж. Беркли и Д. Юма. Пантеизм Б. Спинозы и его рационалистическая методология. Понятие субстанции и ее атрибутов. Монадология Г. Лейбница. Понятие монады. Учение о предустановленной гармонии и понятие Бога. Значение философии Нового времени. Подготовка докладов. Чтение и конспектирование литературы, работа с глоссарием. Подготовка к тестированию и экзамену. Опрос, экзамен, тест
7. Философия французского Просвещения Феномен и социальная программа французского Просвещения. Ш.Л.Монтескье, Ж.М.Ф.Вольтер, Ж.Ж.Руссо. Развитие теории общественного договора. Сенсуализм Вольтера, его общественно-политические взгляды. Руссо и апология равенства. Отношение к частной собственности. Феномен энциклопедизма: Д.Дидро, Гельвеций. Французский материализм XVIII в. П.А.Гольбах. Понятие материи как субстанции. Механистическая методология французских материалистов. Подготовка докладов. Чтение и конспектирование литературы, работа с глоссарием. Подготовка к тестированию и экзамену. Опрос, экзамен, тест
8. Немецкая классическая философия Развитие немецкой философии в эпоху Просвещения. Рационалистическая и романтическая тенденции. Романтизм как философское направление. Развитие и особенности диалектики в немецком романтизме. И. Кант как родоначальник немецкой классической философии. Теория познания. Вещь-в-себе. Этика Канта. Наукоучение Фихте. Теория трасцендентального субъекта. Социальные взгляды Фихте. Философия Шеллинга: натурфилософия, трансцендентальный идеализм, философия тождества, мистицизм. Абсолютный идеализм Гегеля. Понятие Абсолютной идеи. Философия истории. Место Гегеля в истории философии. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Подготовка докладов. Чтение и конспектирование литературы, работа с глоссарием. Подготовка к тестированию и экзамену. Опрос, экзамен, тест
9. Основные течения современной западной философии (вторая половина Х1Х-ХХ вв.) Развитие философии после Гегеля. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса. Материалистическая диалектика. Общественно-историческая практика. Теория общественно-экономических формаций. Американский прагматизм. Утилитаризм. Прагматическая концепция истины. Социальные и научно-теоретические предпосылки возникновения позитивизма. О. Конт, Г. Спенсер. Понятие позитивной науки. Эмпириокритицизм. Верификация как основной критерий научности. Принципы комплексности ощущений, перехода психических истин в физические. Конвенциональная теория истины. Неопозитивизм. Логический анализ и логический атомизм. Л. Витгенштейн и лингвистический анализ. Понятие языковой игры. Иррационализм. Философия жизни. Феноменология Э. Гуссерля. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера. Экзистенциализм. Фрейдизм и неофрейдизм. Герменевтика. Понятие герменевтического круга. Французский структурализм и постструктурализм. Подготовка докладов. Чтение и конспектирование литературы, работа с глоссарием. Подготовка к тестированию и экзамену. Опрос, экзамен, тест
10. Русская философия XIX-XX вв. П. Я. Чаадаев: постановка вопроса о месте России в общемировой истории. Славянофилы и западники. Философия русских революционных демократов. Идейные взгляды народников. С.Н. Булгаков, П.А.Флоренский, С.Л. Франк, Н.О.Лосский, Л.П.Карсавин, А.Ф.Лосев. Философия всеединства В.Соловьева. Экзистенциализм Н.Бердяева и Л.Шестова. Философия российского консерватизма. Концепция евразийства. Подготовка докладов. Чтение и конспектирование литературы, работа с глоссарием. Подготовка к тестированию и экзамену. Опрос, экзамен, тест
11. Бытие. Материя и ее свойства Проблема бытия. Развитие онтологической проблематики в истории философии. Бытие, небытие, инобытие. Единство мира и множественность миров. Классификация форм бытия. Генезис проблемы и понятия материи. Материя как субстрат. Атомистическое, герметическое, естественнонаучное и философское понимание материи. Уровни структурной организации материального мира. Материя как субстанция. Всеобщие свойства материи. Понятие движения, его генезис. Движение и покой. Движение и энергия. Современная наука о движении. Понятия пространства и времени, их генезис. Пространство и вакуум. Проблема пространственной многомерности. Релятивистская и субстанциональная модели пространства-времени. Физическое, историческое, психологическое пространство и время. Подготовка докладов. Чтение и конспектирование литературы, работа с глоссарием. Подготовка к тестированию и экзамену. Опрос, экзамен, тест
12. Сознание Развитие представлений о происхождении и сущности сознания. Подходы к проблеме сознания и их историческое развитие. Отражение как атрибут материи. Иерархия форм отражения в живой и неживой природе. Философский смысл антропосоциогенеза. Сознательное и бессознательное. Сознание и мышление. Роль труда, игры, языка в становлении сознания. Мышление как игра. Роль игры в культуре. Язык, его сущность и функции. Проблема идеального в истории философии. Нейрофизиологический, логический и семиотический смыслы понятия идеального. Образ, знак, символ. Информация. Философское, кибернетическое, биологическое толкования информации. Подготовка докладов. Чтение и конспектирование литературы, работа с глоссарием. Подготовка к тестированию и экзамену. Опрос, экзамен, тест
13. Познание Гносеология как наука. Знание, его виды. Типы рациональности. Парадигма. Познание как отражение. Познание как деятельное отно­шение человека к миру. Практика. Познание и понимание. Самопознание субъекта. Структура познавательной деятельности. Чувственное и рациональное познание. Обыден­ный и теоретический уровни познания. Методы научного познания. Исторические типы научных методологий. Проблема истины. Истина, заблуждение и ложь. Конвенциональная, прагматическая, логико-аналитическая концепции истины. Подготовка докладов. Чтение и конспектирование литературы, работа с глоссарием. Подготовка к тестированию и экзамену. Опрос, экзамен, тест
14. Общество Социальная философия: предмет, особенности, функции. Понятие общества. Общественное бытие и общественное сознание. Философия истории: понятие и проблематика. Закономерность и случайность в истории. Роль личности. Модели исторического развития. Формационная модель общественного бытия. Общественно-экономическая формация. Роль государства и гражданского общества на современном этапе общественного развития. Культурно-цивилизационные модели общественного бытия. Смысл истории. Понятие «осевого времени». Теория этногенеза. Подготовка докладов. Чтение и конспектирование литературы, работа с глоссарием. Подготовка к тестированию и экзамену. Опрос, экзамен, тест
15. Культура Многообразие определений культуры. Природный, экономический, демографический факторы в функционировании культуры. Духовная сторона культуры. Феномен общественного сознания. Струк­тура общественного сознания. Культура и язык. Феноменологическое понимание культуры. Проблема социального отчуждения в культуре. Культура как система ценностей. Аксиологический смысл нормы, идеала и запрета. Классификация ценностей. Подготовка докладов. Чтение и конспектирование литературы, работа с глоссарием. Подготовка к тестированию и экзамену. Опрос, экзамен, тест
16.Человек Развитие представлений о природе человека в истории философии. Совершенный человек как теоретическая идеализация. Антропогенез и социогенез. Жизнь как данность и ценность. Смысл жизни. Идея бессмертия. Жизнь человека и история общества. Эмотивные факторы человеческого существования. Понятие личности. Исторический и культурный тип личности. Проблема определения сущностных сил человека. Самосознание как критерий личности. Структура личности. Понятие свободы. Чтение и конспектирование литературы, работа с глоссарием. Подготовка к тестированию и экзамену. Опрос, экзамен, тест
17. Наука и техника Понятие и функции науки. Наука как кумулятивная система, деятельность и социальный институт. Место науки в обществе в различные эпохи. Социальная самоорганизация науки. Понятие техники. Виды техники и исторические этапы ее развития. Научно-технический прогресс и научно-техническая революция. Понятие общественного прогресса. Человек как критерий прогресса. Роль глобальных проблем современности в осуществлении прогресса. Чтение и конспектирование литературы, работа с глоссарием. Подготовка к тестированию и экзамену. Опрос, экзамен, тест

Текущий и итоговый контроль

результатов изучения дисциплины

В качестве оценки уровня усвоения знаний и умений, приобретаемых и усваиваемых студентами, учебным планом предусмотрен экзамен.

Экзамен по дисциплине проводится после окончания аудиторных занятий. Форма проведения экзамена (устная или тестирование) определяется преподавателем. Время на подготовку устного ответа или выполнение заданий теста – 1 академический час.

Содержание вопросов к экзамену, задания теста составлены с учетом норм, определенных стандартом образования в соответствии с целями, направлены на формирование и проверку как предметных, так и общеинтеллектуальных умений.

Итоговый тест для комплексной проверки по «Философии» содержит 30 вопросов. Все задания проверяют уровень усвоения материала по основным темам, владение категориальным аппаратом, знание основных теорий. Тест включает вопросы, имеющие подсказку, но не подразумевающие однозначного ответа, вопросы на опознание, различение и классификацию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.05 с.)