Тема 7. Философия французского Просвещения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Философия французского Просвещения



Феномен и социальная программа французского Просвещения. Первая волна просветителей: Ш. Л. Монтескье, Ж. М. Ф. Вольтер, Ж. Ж. Руссо. Развитие теории общественного договора. Взгляды Монтескье на государственную власть. Принцип разделения властей. Географический детерминизм Монтескье.

Сенсуализм Вольтера, его общественно-политические взгляды. Отношение к религии и государственной власти. Руссо и апология равенства. Отношение к частной собственности. Феномен энциклопедизма: Д. Дидро, Гельвеций.

Французский материализм XVIII в.: Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, П. А. Гольбах. Понятие материи как субстанции. Механистическая методология французских материалистов.

Тема 8. Немецкая классическая философия

Развитие немецкой философии в эпоху Просвещения. Рационалистическая и романтическая тенденции. Романтизм как философское направление: И. Г. Гердер, И. В. Гете, Э. Лессинг, Ф. Шлейермахер. Развитие и особенности диалектики в немецком романтизме.

И. Кант как родоначальник немецкой классической философии. Докритический и критический периоды творчества И. Канта. Теория познания. «Вещь-в-себе». Понятие априорных форм чувственности и рассудка. Учение о феноменах и ноуменах, трансцендентном и имманентном. Субъект и объект в философии Канта. Этика Канта. Понятие категорического императива. Значение философии Канта.

Наукоучение Фихте. Понятие «Я» и «Не-Я». Попытка преодоления кантовского дуализма. Отрицание «вещи-в-себе». Теория трасцендентального субъекта. Социальные взгляды Фихте. Философия Шеллинга: натурфилософия, трансцендентальный идеализм, философия тождества, мистицизм. От философии природы к понятию Духа. Ступени развития Духа. Тождество субъекта и объекта. Философия откровения как завершение философии Шеллинга.

Абсолютный идеализм Гегеля. Понятие Абсолютной идеи и ее развития. Субъективный, объективный, абсолютный дух. Логика и диалектика. Философия истории. «Хитрость разума». Исторические и неисторические народы. Место Гегеля в истории философии.

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

 

Тема 9.Основные течения современной западной философии

(вт. половина Х1Х-ХХ вв.)

Развитие философии после Гегеля: прагматическое, позитивистское, иррационалистическое направление. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса: исторический и диалектический материализм. Марксистское решение основного вопроса философии. Материалистическая диалектика. Понятие практики: практика как критерий истины, цель и основа познания. Общественно-историческая практика. Понятие отчуждения. Понятие общества. Общественное бытие и общественное сознание. Философия истории. Теория общественно-экономических формаций. Базис и надстройка Классовая борьба как движущая сила исторического процесса.

Американский прагматизм: Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи. Утилитаризм. Прагматическая концепция истины. Понятие гипотетико-дедуктивного метода. Функции философии и науки. Прагматическая теология.

Социальные и научно-теоретические предпосылки возникновения позитивизма. Первая волна позитивизма: О. Конт, Г. Спенсер, Д.. Миль. Отношение к философии. Понятие позитивной науки. Теория трех стадий Конта. Создание социологии. Органицизм, феноменализм Спенсера.

Вторая волна позитивизма: эмпириокритицизм. Э. Мах, Р. Авенариус. Верификация как основной критерий научности. Субъективный идеализм Маха, его критика метафизики. Принципы экономии мышления, комплексности ощущений, перехода психических истин в физические. Конвенциональная теория истины.

Третья волна позитивизма: неопозитивизм. Б. Рассел и Венский кружок (Р. Карнап, О. Нейрат, М. Шлик). Логический анализ и логический томизм. Язык и действительность. Л. Витгенштейн и лингвистический анализ. Понятие языковой игры. Критический рационализм К. Поппера. Фальсифицируемость как основной критерий научности. Представления о прогрессе науки.

Иррационализм А. Шопенгауэра. Мир как воля и представление. Пессимизм. Философия жизни: Ф. Ницше, А. Бергсон, О. Шпенглер. Философия культуры Понятие воли как воли к власти. Учение о сверхчеловеке и его интерпретация в истории философии. Интуитивизм А. Бергсона. С. Кьеркегор как основоположник экзистенциализма. Экзистенциальное познание. Уровни самопознания человека: эстетический, этический, религиозный.

Феноменология Э. Гуссерля. Понятие интенциональности. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера. Экзистенциализм: немецкий (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и французский (Ж.-П. Сартр, А. Камю). Фрейдизм и неофрейдизм. Герменевтика: Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер. Понятие герменевтического круга. Французский структурализм и постструктурализм: К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Деррида.

Тема 10. Русская философия XIX -XX вв.

 

«Философические письма» П. Я. Чаадаева: постановка вопроса о месте России в общемировой истории. Славянофилы и западники. Идея соборности во взглядах славянофилов. Философия русских революционных демократов: Чернышевский, Герцен. Споры о русской общине. Материалистическая и сенсуалистическая тенденции в философии русских революционных демократов.

Идейные взгляды народников: Бакунин, Лавров, Ткачев. Субъективизм в социологии Михайловского. Оправдание культуры: творческий выбор Г. П.Федотова. Метафизические пути русской мысли в ХХ в.: С. Н. Булгаков, П. А.Флоренский, С. Л. Франк, Н. О.Лосский, Л. П. Карсавин, А. Ф. Лосев.

Русская религиозная философия. Философия всеединства В. Соловьева. Экзистенциализм Н. Бердяева и Л. Шестова. Философия российского консерватизма: Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев. Концепция евразийства.

Тема 11. Бытие. Материя и ее свойства

Проблема бытия как основная и исходная философская проблема: исторический и логический аспекты. Развитие онтологической проблематики в истории философии. Бытие вещей и бытие мира: мир как предмет и как процесс. Бытие, небытие, инобытие.

Единство мира и множественность миров. Понятие единства мира как методологическое и теоретическое основание философского мировоззрения. Классификация форм бытия: по степени предметности (материальное, символическое, идеальное), по степени очеловеченности (природное, социальное, феноменальное). Научно-методологический смысл проблематики бытия.

Генезис проблемы и понятия материи. Материя как субстрат. Атомистическое, герметическое, естественнонаучное и философское понимание материи.

Уровни структурной организации материального мира. Материя как субстанция. Всеобщие свойства материи: движение, пространство, время.

Понятие движения, его генезис. Всеобщность движения как принцип и проблема. Движение и покой. Движение и энергия. Современная наука о движении.

Понятие пространства, его генезис. Пространство и вакуум. Проблема пространственной многомерности. Релятивистская и субстанциональная модели пространства.

Понятие времени, его генезис. Релятивистская и субстанциональная модели времени. Физическое, историческое, психологическое время.

 

Тема 12. Сознание

Развитие представлений о происхождении и сущности сознания. Атомистический (материалистический) и эйдетический подходы к проблеме сознания и их историческое развитие. Концепция отражения. Отражение как атрибут материи. Иерархия форм отражения в живой и неживой природе. Философский смысл антропосоциогенеза. Логически и исторически необходимые условия и предпосылки антропосоциогенеза. Сознательное и бессознательное.

Сознание и мышление. Роль труда, игровых форм поведения, языка в становлении сознания. Роль целеполагания, метода, орудийного мышления, творческого и репродуктивного начал в труде. Игра как единство иллюзорного и подлинного, естественного и искусственного в поведении человека. Мышление как игра. Роль игры в культуре.

Язык, его сущность и функции. Опосредующая между сознанием и реальностью роль языка. Абстракция и язык. Исторические этапы становления языка, их связь с генезисом сознания. Проблема идеального в истории философии. Нейрофизиологический, логический и семиотический смыслы понятия идеального. Образ, знак, символ. Информация. Философское, кибернетическое, биологическое толкования информации.

Тема 13. Познание

Гносеология (эпистемология) как наука, ее историческое становление. Знание, его виды. Типы рациональности (обыденная, откровенная, логическая, эмпирическая философско-диалектическая рациональности) и виды знания. Познавательная парадигма. Познание как отражение. Виды и проявления рефлективной (классической) гносеологической парадигмы, ее недостатки.

Становление деятельностного понимания феномена познания. Познание как деятельное, культурно-исторически определенное отношение человека к миру. Практика как содержание, цель и критерий познания. Познание и понимание: герменевтическая эпистемология.

Субъект и объект познания. Типология субъектов познания и ее соотношение с классификацией форм бытия. Природа, история и человек как объекты познавательной деятельности. Самопознание субъекта, его роль в познавательной деятельности.

Структура познавательной деятельности. Чувственное и рациональное познание. Обыденный и теоретический уровни познания. Методы научного познания. Исторические типы научных методологий: панлогизм, механицизм, эволюционизм, структурализм, синергетизм.

Проблема истины. Истина, заблуждение и ложь. Абсолютная и относительная, объективная и субъективная истины. Конвенциональная, прагматическая, логико-анлитическая концепции истины.

Тема 14. Общество

Социальная философия: предмет, особенности, функции. Взаимосвязь социальной философии с другими видами философского знания.

Понятие общества. Атомистический и органистический подходы к изучению общества. Общественное бытие и общественное сознание. Устойчивость и изменчивость в общественном бытии, Философия истории: понятие и проблематика. Феномен истории. Закономерность и случайность в истории. Роль личности в истории. Модели исторического развития: линейная, циклическая, спиралевидная, веерная.

Формационная модель общественного бытия. Сферы общественной жизни, структурные отношения между ними. Приоритетная сфера общественной жизни как формационный базис. Теории М. Вебера и К. Маркса как альтернативы формационной модели. Общественно-экономическая формация: понятия базиса и надстройки, производительных сил и производственных отношений. Роль государства и гражданского общества на современном этапе общественного развития.

Культурно-цивилизационные модели общественного бытия. Теория «локальных культур» О. Шпенглера. Понятие культуры. Цивилизация как упадок культуры. Концепция развития цивилизаций А. Тойнби. Механизм «вызова-ответа». Смысл истории по К. Ясперсу. Понятие «осевого времени».

Теория «этногенеза» Л. Гумилева. Понятие пассионарности.

Тема 15. Культура

Синтетический характер понятия культуры. Многообразие определений культуры. Материальная сторона культуры: культуры как очеловеченная природа. Природный, экономический, демографический факторы в функционировании культуры. Культура производства и производство культуры.

Духовная сторона культуры. Духовное производство как процесс функционирования культуры. Феномен общественного сознания, его соотношение с индивидуальным сознанием. Структура общественного сознания. Взаимосвязь форм общественного сознания: политика, право, мораль, религия, эстетическое сознание, наука. Культура и язык: язык как «дом культурного бытия». Семантическая концепция культуры: диалектика знаков и смыслов.

Понимание культуры как "человеческого в человеке", его связь с другими определениями культуры. Феноменологическое понимание культуры. Человек как отражение культуры и культура как отражение человека.

Проблема социального отчуждения в культуре. Исторические формы и виды отчуждения. Отчуждение в современной цивилизации. Массовая и элитарная культуры. Проблема "одномерности" человека в современной цивилизации.

Культура как система ценностей. Становление проблемы ценностей в истории философии. Ценность и значимость. Понятие оценки: духовный и практический аспекты. Аксиологический смысл нормы, идеала и запрета. Классификация ценностей.

 

Тема 16. Человек

 

Развитие представлений о природе человека в истории философии. Совершенный человек как теоретическая идеализация. Буддийская, китайская, античные, христианская, кальвинистская, коммунистическая концепции «совершенного человека». Современная антропология о соотношении биологического и социального в человеке. Антропогенез и социогенез. Влияние природных и социальных факторов на феноменальный фон человеческого бытия.

Жизнь как данность и ценность. Смысл жизни и сущность бытия. Идея бессмертия. Жизнь человека и история общества. История как цель и как средство, как объект и как субъект для человека.

Эмотивные факторы человеческого существования: любопытство, ужас, любовь, отчаяние. Понятие личности: многообразие определений. Соотношение понятий "человек", "личность", "индивидуальность". Исторический и культурный тип личности. Ролевая концепция личности. Личность как сущностная основа человека. Проблема определения сущностных сил человека. Самосознание как критерий личности. Структура личности.

Понятие свободы. Развитие представлений о свободе в истории философии. Соотношение свободы и необходимости. Свобода и ответственность. Свобода и отчуждение.

Тема 17. Наука и техника

 

Понятие науки. Исторические этапы становления науки и исторические типы рациональности. Функции науки. Наука как кумулятивная система. Знание как социальная ценность. Знание как продукция и как производящая сила. Наука как деятельность: продуктивная функция науки. Связь исторического развития науки со сменой эпох и со спецификой культур и цивилизаций. Истина как продукт, ценность и товар. Наука как социальный институт. Место науки в обществе в различные эпохи. Социальная самоорганизация науки.

Понятие техники. Виды техники и исторические этапы ее развития. Взаимодействие техники и науки на различных исторических этапах. Научно-технический прогресс и научно-техническая революция. Диалектика цели и средств в техническом прогрессе. Роль науки и техники в современной цивилизации. Сущность технократических концепций: «технотронное общество», «индустриальное» и «постиндустриальное общество», «информационное общество».

Понятие общественного прогресса. Многообразие определений и критериев прогресса. Технологический критерий: соотношение прогресса европейской и мировой, европейской и других цивилизаций. Прогресс и регресс. Модели прогресса. Человек как критерий прогресса. Роль глобальных проблем современности в осуществлении прогресса. Моделирование будущего и моделирование глобальных проблем. Современное состояние глобальных проблем.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.029 с.)