по написанию контрольных работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

по написанию контрольных работ



Будущий специалист (бакалавр) в процессе изучения дисциплин общегуманитарного и социально-экономического блока должен выработать и продемонстрировать такие качества, как твердая и обоснованная мировоззренческая позиция, навыки самостоятельного информационно-теоретического поиска и концептуального мышления, эрудицию и смекалку. В полной мере эти качества проявляются при самостоятельной теоретической разработке слушателем отдельных вопросов и проблем курса. Такая форма учебной деятельности студента носит название "Подготовка и написание контрольных работ"

Написание контрольной работы преследует три основные цели:

а) научить студента самостоятельно подбирать и эффективно использовать соответствующую теме литературу;

б) развить умения и навыки по самостоятельному анализу и обобщению полученных в ходе самостоятельного знакомства с литературой знаний по разрабатываемой проблеме;

в) сформировать в студенте качества, необходимые для самостоятельной выработки теоретических взглядов и положений, возможности их адаптации к решению практических задач.

Для распределения содержания курса между студентами, которым предстоит подготовить контрольные работы, в учебно-методическом комплексе дисциплины разработана и утверждена "Тематика контрольных работ" (см. ниже). Настоящие рекомендации и тематика контрольных работ были составлены на основе следующих принципов и с учетом следующих обстоятельств:

1) Формулировки тем контрольных работ должны соответствовать общей методологической стратегии, заложенной в программу курса;

2) Формулировки тем контрольных работ должны обладать теоретической новизной, не дублируя формулировки экзаменационных вопросов и вопросов, выносимых на семинарское обсуждение;

3) Формулировки тем контрольных работ должны сочетать в себе возможность глубокой проработки теоретической проблемы, адаптации разработанного материала к практическим потребностям, раскрытия творческого потенциала слушателя и умения работать с научной информацией.

Выбор темы контрольной работы осуществляется в соответствии с последними цифрами номера зачетной книжки, обозначающими порядковый номер студента в списке курса (например, зачётная книжка № 200423 – тема № 23). Контрольные работы, выполненные с нарушением данного требования и неправильно оформленные, не принимаются и не рецензируются.

В отдельных случаях студент может подготовить контрольную работу по теме, не включенной в предлагаемую проблематику, но особо заинтересовавшей его. При этом он обязан согласовать избранную тему с преподавателем и обосновать свой выбор.

Начинать подготовку к выполнению контрольной работы следует с подбора литературы по теме. При подборе литературы рекомендуется сначала ознакомиться с имеющимся в настоящем учебно-методическом комплексе списком основных и дополнительных источников. Опыт показывает, что оптимальной является такая последовательность проработки библиографии: вхождение в терминологию темы осуществляется работой со словарями и справочниками; далее изучается учебная литература, в ходе чего можно выработать структуру будущей контрольной работы; далее материал обогащается данными, почерпнутыми в научных статьях и монографиях.

После подбора литературы рекомендуется разработать примерный план, состоящий из введения, 2-3 основных вопросов, раскрывающих содержание темы и заключения. В кратком введении необходимо указать цель работы, актуальность рассматриваемых проблем и их место в курсе философии. Основное содержание темы излагается по плану, логически последовательно, научно и литературно грамотно. Сначала указывается название вопроса, а затем уже излагается материал и делаются краткие выводы по данному вопросу. Главные, на взгляд слушателя, положения можно подчёркивать.

При освещении дискуссионных вопросов приводят основные точки зрения, дают им критическую оценку и излагают собственное суждение. Писать следует самостоятельно, излагая свои мысли, а не переписывая учебные пособия.

При написании контрольных работ не допускается дословное переписывание рекомендуемой литературы, за исключением цитат. Цитаты из используемых источников нужно заключать в кавычки и делать ссылки на источники. При написании контрольной работы возможно использование конспектов лекций и материалов семинарских занятий.

В целом изложение темы должно носить законченный характер. После раскрытия всех вопросов плана в заключении необходимо чётко сформулировать выводы. В конце работы обязательно надо привести список использованной литературы в алфавитном порядке.

Самое серьёзное внимание необходимо обратить на оформление работы. Допускается оформление контрольных работ как в рукописном, так и в машинописном (компьютерном) вариантах. При подготовке рукописного текста писать следует чётким и разборчивым почерком, страницы пронумеровать, оставлять поля для замечаний преподавателя. Объем работы должен составлять 20-25 страниц рукописного текста.

При подготовке комьютерного текста следует придерживаться следующих параметров: шрифт Times New Roman Cyr, кегль 14, междустрочный интервал 1,0 или 1,5; поля 3,0 х 1,5 х 2,0 х 2,0. Образец выполнения титульного листа контрольной работы дан в Приложении 1.

Критериями оценки работы являются соответствие заголовка, плана и содержания работы, полнота и глубина освещения вопросов, степени самостоятельности в их изложении, полноты использования имеющейся по данной теме литературы, умения связать теоретические вопросы с практикой.

 

Примерные ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Философия как теоретическое самосознание исторической эпохи. (Раскрытие темы предполагает анализ природы философского знания, исследование противоречивого соотношения автономии философа-творца и необходимость ответа на насущные социальные проблемы, характерные для данного исторического времени)

2. Философия и мораль. (Работа должна раскрыть сложный характер соотношения философии как мировоззренческой системы и морали как стихийного, неинституционального общественного явления. При этом следует обратить особое внимание на роль и действенность морали в науке и в философии)

Литература

  1. Кувакин В.А. Что такое философия – М., 1989
  2. Любутин К.А., Пивоваров Д.В. Проблемы научности философии и "контрфилософия" // Философские науки, 1989, № 6, С. 7 - 15
  3. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию – М., 1990.
  4. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия – М., 1991, С. 76 - 81
  5. Роль философии в научном исследовании – Л., 1990.
  6. Сагатовский В.Н. Вселенная философа – М., 1982
  7. Философия и политика в современном мире – М., 1989.
  8. Философия: основные идеии принципы – М., 1990

 

3. Философия буддизма. (Здесь необходимо краткое описание условий зарождения учения Сиддхартхи Гаутамы, основные положения его учения в области космологии, теории познания, этики, а также теоретическая специфика отдельных ответвлений буддизма – тхеравады, тантризма и дзен)

4. Философия школы веданта. (К/р должна раскрыть мифорелигиозные истоки веданты, прокомментировать основные положения концепции Шанкары, оценить современное состояние школы).

5. Социальная философия школы Фа-цзя. (Необходимо раскрыть истоки и условия зарождения школы, осветить суть теоретической позиции Хань Фей-цзы по вопросам этики и политики, роль этого учения в китайской истории)

6. Философия даосизма. (Требуется раскрыть истоки и условия зарождения школы, осветить суть теоретической позиции Лао-цзы по вопросам космологии, натурфилософии, этики, а также положение даосизма в современном мире).

7. Философия античных досократиков: Анаксагор, Эмпедокл. (К/р должна начинаться с обзора досократической философии, указать место и роль в ней Анаксагора и Эмпедокла, раскрыть логику и суть их учений)

8. Философские идеи античных софистов. (К/р должна начинаться с обзора софистической философии, указать место и роль софистов Протагора, Горгия, Продика, Прокла в античной философии, раскрыть логику и суть их учений)

9. Философские идеи античных стоиков. (К/р должна начинаться с обзора идей и персоналий стоической философии, указать их место и роль в античной культуре, раскрыть логику и суть их учений)

10. Философские идеи античных эпикурейцев. (К/р должна начинаться с обзора идей и персоналий эпикурейской философии, указать ее место и роль в античной культуре, раскрыть логику и суть их учений).

 

Литература

  1. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.
  2. Лосев А.Ф. История античной философии. – М., 1989
  3. Чанышев А.Н. Начало философии – М., 1982.
  4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991

 

11. Религиозно-философская концепция бл.Августина. (В работе следует отразить основные вехи жизненного пути, главные идеи произведений Аврелия Августина, их место и роль в истории христианства)

12. Философские идеи восточных отцов христианской церкви: Ориген Александрийский, Иоанн Дамаскин. (В работе следует отразить основные вехи жизненного пути, главные идеи произведений упомянутых отцов церкви, их место и роль в истории христианства)

13. Философия Абу-ль Валид ибн Рушда (Аверроэса). (К/р должна содержать характеристику личности Аверроэса, причины и обстоятельства его творческого пути, его основные идеи, их роль в истории перипатетизма).

14. Философские идеи западноевропейских схоластов: Ансельм Кентерберийский, Иоанн Скотт Эриугена. (Здесь следует отразить основные особенности средневекового реализма и показать их проявление в работах выдающихся схоластов.)

15. Философские идеи западноевропейских схоластов: Дунс Скотт, Вильям Оккам. (Здесь следует отразить основные особенности средневекового номинализма и показать их проявление в работах выдающихся схоластов.)

16. Философская система Фомы Аквинского. (В к/р следует отразить исторический контекст творчества Фомы, основные положения «Суммы теологии», их роль в эволюции католицизма).

17. Социальная философия эпохи Возрождения: М.Монтень, Т.Кампанелла. (В к/р следует отразить исторический контекст эпохи Возрождения, причины интереса к социально-философской проблематики, показать проявление этого интереса в творчестве Монтеня и Кампанеллы).

Литература

  1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Избр. произв. – М., 1990
  2. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980
  3. Соколов В.В. Средневековая философия – М. 1979
  4. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас – М., 1991
  5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии – М., 1991

 

18. Философия Ф.Бэкона (В работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)

19. Философия Т.Гоббса (В работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)

20. Философия Дж.Локка (В работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)

21. Философия Д.Юма (В работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)

22. Философия Р.Декарта (В работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)

23. Философия Г.Лейбница (В работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)

24. Философия Ш.Л.Монтескье (В работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)

25. Философия Д.Дидро (В работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)

26. Философия П.А.Гольбаха (В работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)

27. Философия Ж.Ж.Руссо (В работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)

28. Философия И.Канта (В работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)

29. Философия И.Г.Гердера (В работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)

30. Философия Г.В.Ф.Гегеля (В работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)

Литература

  1. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. – М., 1984.
  2. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. – М., 1979.
  3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.
  4. История диалектики XVII-XVIII вв. – М., 1974.
  5. История философии в СССР. В 6 т. – М., 1968.
  6. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII в. – М., 1981.
  7. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX вв. – М., 1990.
  8. Нарский И.С. Западно-европейская философия XVIII в. – М., 1973.

 

31. Философия Л.Фейербаха. (В работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)

32. Философия К.Маркса (В работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)

33. Марксистская философия в ХХ веке: ленинизм, Франкфуртская школа. (В работе должны быть представлены основные представители течения, теоретические проблемы, решавшиеся ими, основные положения их теорий, их роль и значение в истории философской мысли)

34. Философия американского прагматизма: Ч.Пирс, У.Джеймс. (В работе должны быть представлены основные представители течения, теоретические проблемы, решавшиеся ими, основные положения их теорий, их роль и значение в истории философской мысли)

35. Философия Г.Спенсера (В работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)

36. Философия Э.Маха (В работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)

37. Философия Л.Витгенштейна (В работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)

38. Философия А.Шопенгауэра. (В работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)

39. Философия Ф.Ницше (В работе должны быть представлены основные вехи жизненного пути, теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем, основные положения его теории, ее роль и значение в истории философской мысли)

40. Философия экзистенциализма: М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр. (В работе должны содержаться общая характеристика направления, причины его возникновения, проблемы, которые им ставились и решались, а также сравнительный анализ творчества его основных представителей)

41. Русская религиозная философия: П.Флоренский и С.Булгаков (В работе должны содержаться общая характеристика направления, причины его возникновения, проблемы, которые им ставились и решались, а также сравнительный анализ творчества его основных представителей).

42. Русская религиозная философия: Н.Лосский и С.Франк (В работе должны содержаться общая характеристика направления, причины его возникновения, проблемы, которые им ставились и решались, а также сравнительный анализ творчества его основных представителей)

Литература

  1. Булгаков С. Свет невечерний – М., 1994.
  2. Зотов А.Ф., Мельвилль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX – начала XX в. – М., 1988.
  3. Ермичев А.А. Три степени свободы Н. Бердяева. – М., 1990.
  4. История философии. Уч. пос. для вузов. – М., 1997.
  5. История философии. Запад-Россия-Восток. Кн.2. – М., 1996.
  6. История марксизма-ленинизма. – М., 1986.
  7. Лосев А.Ф. Вл.Соловьев – М., 1983
  8. Лосский Н.О. Бог и мировое зло – М., 1994.
  9. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма – М., 1986.
  10. Самосознание европейской культуры ХХв. – М., 1991.
  11. Сартр Ж.П. Стена. -- М., 1987.
  12. Флоренский П. Собр.соч. в 6-ти т., Т. 1. -- М., 1992.
  13. Франк С.Л. Реальность и человек. -- М., 1998.

 

43. Пантеизм (В работе должны содержаться общая характеристика направления, причины его возникновения, проблемы, которые им ставились и решались, а также сравнительный анализ творчества его основных представителей).

44. Скептицизм (В работе должны содержаться общая характеристика направления, причины его возникновения, проблемы, которые им ставились и решались, а также сравнительный анализ творчества его основных представителей).

45. Интуитивизм (В работе должны содержаться общая характеристика направления, причины его возникновения, проблемы, которые им ставились и решались, а также сравнительный анализ творчества его основных представителей).

Литература

  1. Бергсон А. Два источника морали и религии. -- М., 1999.
  2. История философии. Уч. пос. для вузов. – М., 1997
  3. История философии в кратком изложении – М., 1995
  4. Лосев А.Ф. История античной философии. – М., 1989.
  5. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991
  6. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки – М., 1982
  7. Секст Эмпирик. Сочинения. -- М., 2002.
  8. Философский энциклопедический словарь – М., 1989.

46. Проблема движения материи: история и современность (Здесь необходимо дать анализ понятий материи, движения, развития, показать, как изменялись научные и философские представления об этом комплексе проблем, их современное состояние).

47. Концепция множественности миров: история и современность (К\р должна содержать основные положения концепции и ее аргументацию, историко-философское развитие и основных представителей).

48. Многомерность временных потоков: философский аспект (К\р должна содержать основные положения концепции и ее аргументацию, историко-философское развитие и основных представителей).

Литература

  1. Ахундов Р.Ф. Концепции пространства и времени. - М., 1982.
  2. Вернадский В.И. Размышления натуралиста – М., 1975.
  3. Гумницкий Г.Н. О двух подходах к раскрытию содержания понятий "материя", "сознание" // Философские науки, 1987, № 2
  4. Давыдов Ю.Н. Картины мира и типы рациональности // Вопросы философии, 1989, № 8.
  5. Левич А.П. Научное постижение времени // Вопросы философии, 1993, № 4.
  6. Дубровский В.И. Концепции пространства и времени – М., 1991.
  7. Готт В.С. Категории современной науки – М., 1984.
  8. Пространство и время. – М., 1984.
  9. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. – М., 1987

49. Феномен внимания как гносеологическая проблема (Необходимо развернуть теоретическую проблему, показать ее историю и современное состояние, основные концептуальные подходы к ее решению).

50. Происхождение сознания: теоретические альтернативы (Необходимо развернуть теоретическую проблему, показать ее историю и современное состояние, основные концептуальные подходы к ее решению).

51. Мышление и язык: диалектика цели и средства (Необходимо развернуть теоретическую проблему, показать ее историю и современное состояние, основные концептуальные подходы к ее решению).

Литература

1. Библер В.С. Мышление как творчество – М., 1975.

2. Грушин Б.А. Массовое сознание – М., 1987.

3. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Избр.произв. – М., 2000.

4. Диалектика сознательного и бессознательного – Л., 1988.

5. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. – М., 1980

6. Ильенков Э.В. Философия и культура – М., 1993.

7. Марголис Дж. Личность и сознание – М., 1986.

  1. Философия. Религия. Культура. – М., 1982

52. Верификационистская и фальсификационистская концепции истины. (Необходимо развернуть теоретическую проблему, показать ее историю и современное состояние, основные концептуальные подходы к ее решению)

53. Диалектика, логика и софистика. (Необходимо развернуть теоретическую проблему, показать ее историю и современное состояние, основные концептуальные подходы к ее решению)

54. Сила и слабость здравого смысла (Необходимо развернуть теоретическую проблему, показать ее историю и современное состояние, основные концептуальные подходы к ее решению).

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика – М., 1991.

2. Героименко В.А. Личностное знание и научное творчество – Минск, 1989.

3. Гумницкий Г.Н. Материалистическая диалектика как система. - М., 1987

4. Готт В.С., Землянский Ф.М. Диалектика развития понятийной формы мышления. – М.,1981.

5. Диалектика и системный анализ. – М.,1986.

6. Друянов Л.А. Место закона в системе категорий материалистической диалектики. – М., 1987

7. Диалектика и системный анализ. - М., 1986

  1. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. – М., 1990
  2. Зотов А.Ф., Мельвилль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX – начала XX в. – М., 1988.

10. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. – М., 1984

55. Географический фактор общественного развития. Географический детерминизм (Необходимо развернуть теоретическую проблему, показать ее историю и современное состояние, основные концептуальные подходы к ее решению).

56. Биологический фактор общественного развития. Биологический детерминизм (Необходимо развернуть теоретическую проблему, показать ее историю и современное состояние, основные концептуальные подходы к ее решению).

57. Этологический фактор общественного развития: концепция К.Лоренца (Необходимо развернуть теоретическую проблему, показать ее историю и современное состояние, основные концептуальные подходы к ее решению).

58. Демографический фактор общественного развития. Демографический детерминизм (Необходимо развернуть теоретическую проблему, показать ее историю и современное состояние, основные концептуальные подходы к ее решению).

Литература

1. Барулин В.С. Соотношение материального и идеального в обществе – М., 1977

2. Проблемы философии культуры. – М., 1984.

3. Производство как общественный процесс – М., 1986.

4. Гумилев Л.Н. Этносфера – М., 1993.

5. Лоренц К. Так называемое Зло. Восемь смертных грехов человечества // Вопросы философии, 1992 -- № 7.

6. Печчеи А. Человеческие качества. -- М., 1989.

7. Тойнби А. Постижение истории – М., 1991

8. Самосознание европейской культуры XX в. – М., 1989.

 

59. Человеческая жизнь и история общества: единство и противоречие (Необходимо развернуть теоретическую проблему, показать ее историю и современное состояние, основные концептуальные подходы к ее решению).

60. Патология личности как философская проблема (Необходимо развернуть теоретическую проблему, показать ее историю и современное состояние, основные концептуальные подходы к ее решению).

61. Сущностные силы человека: проблема определения и развития (Необходимо развернуть теоретическую проблему, показать ее историю и современное состояние, основные концептуальные подходы к ее решению).

 

Литература

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990
  2. Грицанов А.А., Овчаренко В.И. Человек и отчуждение – Минск, 1991.
  3. Дубинин Н.П. и др. Генетика, поведение, ответственность. – М., 1989
  4. Ведин И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл – Рига, 1987.
  5. Демин Н.В. Проблемы теории личности – М., 1977.
  6. Бердяев Н.А. Самосознание – М., 1990.
  7. Бессонов Б.Н. Человек. - М., 1989
  8. Воронович Б.А. Созидательный потенциал человека. - М., 1988
  9. Каган Л.А. Жизнь как бессмертие // Вопросы философии, 1994, № 12.
  10. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М., 1984
  11. Маркс К. Философско-экономические рукописи 1844 г. // Собр.соч., 2-е изд. Т. 12.
  12. Меграбян А.А. Личность и сознание – М., 1978.
  13. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания – Новосибирск, 1984.
  14. Кон И.С. В поисках себя – М., 1984.
  15. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991

ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ

(ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ)


«вещь в себе»

«осевое» время

абсолютная идея

абсолютный дух

абстрагирование

аксиология

анализ

анархия

антропология

апейрон

априори

артефакт

аскетизм

астика

атараксия

атеизм.

атман

атом

атомарное высказывание

атрибут

ахимса

базис

бессознательное

благо

брахман

бытие

веды

верификация

война

воля

время

всеединство

герменевтика

герменевтический круг

гилозоизм

гипотеза

глобальная проблема совремнности

глобальное сообщество

гносеология

гностицизм

государство

гражданское общество

дао

движение

дедукция

деизм

демиург

демон

детерминизм

диалектика

догмат

дуализм

душа

дэ

евразийство

единичное и общее

единое

жень

западники

запрет

Здесь-Бытие

знак

игра

игровая культура

идеал

идеализм

измерение

императив

индивид

индукция

интенция

интуиция

истина

история

карма

картина мира

кибернетика

количество и качество

коммуникация

контркультура

концептуализм

космология

креационизм

критерий прогресса

культура

ли

личность

логика

логос

локальная культура

майевтика

материализм

материя

метафизика

метод

методология

механистический материализм

механицизм

мировоззрение

мистика

мифология

моделирование

модус

монада

монизм

мораль

мышление

наблюдение

надстройка

настика

натурфилософия

наука

научная конвенция

научная революция

научно-техническая революция

небытие

необходимость

нирвана

номинализм

норма

ноумен

общественное сознание

общественно-экономическая формация

общественный договор

общество

община

объект

онтология

освоение

отчуждение

пантеизм

парадигма

парадокс Рассела

патристика

плюрализм

поведение.

позитивное знание

постиндустриальное общество

практика

предопределение

провиденциализм

прогресс

пространство

протестантизм

развитие

рационализм

рациональное познание

реализм

религия

релятивизм

реформация

русский космизм

самосознание

сансара

свобода

сенсуализм

символ

синергетика

синтез

славянофилы

сознание

софистика

социальная философия

социальное насилие

социальный атомизм

социальный органицизм

сравнение

субкультура

субстанция

субъект

схоластика

телеология

теодицея

теология

теория

техника

тип рациональности

томизм

трансцендентальность

универсалии

утопия

факт

фальсификация

феномен

философия

философия науки

философия техники

форма

хаос

ценность

цивилизация

часть и целое

человек

чувственное познание

эйдос

экзистенция

эксперимент

эманация

эмпиризм

энциклопедизм

эпистемология

эстетика

этика

этногенез

язык


Приложение 1.

Образец титульного листа контрольной работы

 

ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова

Центр социально-политического и гуманитарного образования

Кафедра философии и социологии

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по философии

 

тема № 17: «Геннисаретские источники

как движущая сила хождения по воде аки по суху»

 

 

выполнил: Иешуа Г.Н.

студент ИИП, группа Ю-007

 

проверил: д.ф.н., проф. Пилат П.М.

 

Абакан

2012 г.

 

Методические рекомендации для преподавателя

 

Преподавание гуманитарно-социальных дисциплин реализует цели ВПО в области обучения и воспитания личности, дает разностороннюю возможность для развития у студентов:

1. общенаучных компетенций – логического мышления;

2. инструментальных компетенций – умений решать проблемы, возникающие:

· в познании и объяснении действительности;

· во взаимоотношении людей;

· при рефлексии собственных жизненных проблем;

· при выборе стиля и образа жизни;

· разрешении конфликтов;

3. социально-личностных и общекультурных компетенций – социально-личностных качеств:

· целеустремленности,

· организованности,

· трудолюбия,

· ответственности,

· гражданственности,

· коммуникативности,

· толерантности,

· повышения общей культуры.

Научно-методическое организация процесса обучения по дисциплинам цикла ГСЭ способствует целенаправленному формированию продуктивно-познавательных способностей мышления, овладению способами действий и использованию их в социально-личностном взаимодействии в комплексе с нравственным и эстетическим воспитанием личности.

Успешная реализация целей обучения по формированию компетенций предполагает использование современных педагогических технологий на основе:

1. активизации и итенсификации деятельности студентов (игровые технологии, проблемное обучение).

2. личностно-смысловой и эмоционально-психологической – использование нравственно-интеллектуальных эмоций в оценке материала с помощью яркой образности;

3. альтернативной – изложение нескольких точек зрения.

К активному обучению относятся развивающие, проблемные, исследовательские, поисковые формы и методы организации дидактического процесса, которые принудительно активизируют мышление, обеспечивают формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Проблемная лекция – приобщение к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения в ходе общения диалогического типа. Новое знание вводится как неизвестное. Дидактическим приемом включения мышления студентов является создание проблемной ситуации в форме познавательной задачи с противоречивыми условиями завершающееся вопросом, объективирующим противоречие. Неизвестным является ответ, разрешающий противоречие.

Методические приемы побуждающие к совместному размышлению: проблемные, информационные вопросы, выдвижение гипотез и их подтверждение или опровержение, анализ ситуаций.

 

Изучение культуры повседневности предполагает применение в различных комбинациях конкретно-образного, обобщенно-образного, теоретического и действенного мышления, т. е. используются теоретическое, образное обобщение и самостоятельное применение всей системы знаний и понятий.

Продуктивно использовать образную наглядность: репродукции картин, слайды, схемы иллюстрации. С помощью этих средств делаются сравнения, устанавливаются различия, производятся обобщения.

Например, сравнить представление о красоте в разные эпохи. Используется анализ и синтез в их единстве.

Необходимо обратить внимание на способность студентов выделить общие и существенные признаки и дать точное определение, часто студенты ограничиваются только указанием рода, не называя видовых отличий.

Использование графической, условной наглядности – схем, планов, таблиц – вырабатывает понимание закономерностей культурного процесса, роли творческих личностей. Для запоминания последовательности событий полезно давать задания студентам на составление хронологических таблиц наиболее важных событий. Это развивает умение выделять главное, существенное.

 

Метод сравнения широко используется для сопоставления культурных фактов и явлений. Студентам предлагаются вопросы проблемного характера – познавательные поисковые задачи. Работа на занятии строится с опорой на самостоятельные высказывания студентов по этим вопросам.

Чем мотивируется деятельность новатора в социальном плане?

Чем отличается теоретическое и обыденное сознание?

Что лежит в основе отличия западной и восточной культур?

Как нашло отражение в общественной мысли отношение к развитию науки и техники?

Вопросы проблемно-проверочного характера ставятся для выяснения особенностей мышления. Необходимо обратить внимание на сопоставительном анализе, на обобщении.

Что такое картина мира? Показать на конкретном примере.

Что Вы узнали о русском менталитете из работы Н. Бердяева «Антиномия русской культуры»?

Каковы основные особенности отношений к природе в истории человечества? В чем Вы видите сходство и различие? Покажите на конкретном примере.

К темам, посвященным актуальным проблемам, можно применить более сложные вопросы. Прежде всего, вопросы на установление причинно-следственных связей. Следует обратить внимание на распространенную ошибку смешения повода и причины события.

Почему каждое новое поколение вступает в конфликт с предшествующим?

Какие события, идеи предшествуют появлению новой парадигмы и как они влияют на неё?

Сопоставьте понимание человека в античности и Новое время.

Как и в каких оценках оценивается в современной культуре отношения человека и природы.

В чем заключается опасность разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами?

В чем состоит противоречивость процесса развития плюрализма и унификации в современной культуре?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.160.219 (0.297 с.)