Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос. Сущность и структура мировоззрения. Мировоззрение и философия.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопрос. Сущность и структура мировоззрения. Мировоззрение и философия. Мировоззрение - система представлений, понятий, взглядов об окружающем мире. Это ядро самосознания личности. Выступает как целостное понимание людьми мира, самих себя и своего места в мире. В мировоззрении выделяют 2 уровня: 1. рационально-теоретический уровень создается сознательно. 2. жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, жизненного опыта человека. Философия есть особый способ мышления, благодаря которому оно становится познанием и при этом познанием в понятиях. Философия относится к рационально-теоретическому уровню. Ф. центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека. Мировоззрение включает 3 компонента: 1. Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения). 2.Миропонимание (ин теллектуальное составляющее мировоззрения, представлено научными идеями). 3. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания). Мироотношение - совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам. Каждому обществу и эпохе присуще свое мировоззрение. Мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариант. Исторические типы мировоззрения 1. Мифологическое мировоззрение (древнего общества, соединяет реальность и фантазию. 2. Религиозное мировоззрение (основано на вере в наличие сверхъестественной силы, которая управляет миром) 3. Философское мировоззрение (вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, Это отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Философская мысль заявила о себе как поиск мудрости.
Вопрос. Предмет и функции философии. Структура философского знания. Философия зародилась примерно три тысячи лет назад в древних культурах Индии, Китая, Греции. Философия —это система наиболее общих взглядов на мир, место в нем человека, выяснение разнообразных форм отношения человека к миру. Предметом философии называется круг вопросов, которые она изучает. Структуру философского знания составляют след. основные разделы: • Онтология (учение о бытии); • Гносеология (учение о познании); • Антрополо́гия (учение о человеке) • Социоло́гия—(учение об обществе) * Э тика исследует мораль и нравственность * Аксиология – учение о ценностях; * Эстетика исследует эстетические и художественные формы освоения и преобразования мира, * Философия истории, *Философия культуры, *Философия права * Философские проблемы информатики, *Философия экономики Основные функции философии 1) Общенаучная функция. (Философия — есть наука о всеобщем.) 2) Методологическая функция. (Ф. является всеобщим теоретическим базисом для всех остальных наук). 3)Социальная функция (в рамках философии исследуются всеобщие закономерности развития общества). 4) Нормативная функция. (в рамках философии создаются этические теории) 5) Мировоззренческая функция (Ф. является теоретическим мировоззрением в отличие от других типов мировоззрения). 6) Прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира); 7) Критическая функция Вопрос. Основной вопрос» философии. Направления философии. Основной вопрос философии - Что является первичным? – материя или создание (Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии –онтологическая и гносеологическая. Онтологическая (бытийная) - первая сторона основного вопроса заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной) - второй стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем мир? Направления философии: I. Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:. 1) Материализм («линия Демокрита»). Материя первичная. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи. 2) Идеализм ( линия Платона» ). Первичным считали сознание (идею, дух). 3) Дуализм –основан Декартом, • существуют две независимые субстанции — материальная и духовная (обладающая свойством мышления); • все в мире производно либо от одной, либо от другой (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной); • в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и духовная; • материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия; • основного вопроса философии (что первично -- материя или сознание) не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. II. Гносеологическая сторону основного вопроса философии представляют: * Гностицизм – (мир познаваем, возможности познания не ограничены). *Агностицизм – (мир непознаваем; возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.)
4 вопрос. Специфика философского, мифологического, религиозного и научного освоения действительности. Мировоззрение - взгляд человека на мир и свое место в нем (совокупность знаний, взглядов, убеждений, идеалов, установок, норм, оценок). Мифологическое мировоззрение – форма общественного сознания совмещающая фантастическое и реалистическое восприятие окружающей действительности. Чертами мифа являются: • очеловечивание природы; • наличие фантастических богов, их, взаимодействие с человеком; • отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); • практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.); Религиозное мировоззрение. Религия –форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественное (богов, высший разум). Виды религии: 1) Мировые религии: *христианство, *ислам, *буддизм. 2) Национальные религии:* Индуизм, * Иудаизм, * Синтоизм и др. Особенности религии: • в религиозном сознании уже четко разделяются субъект и объект, * мир раздваивался на духовное и телесное, земное и небесное, * в религии сверхъестественный мир недоступен органам чувств. Вера и выступает главным средством постижения бытия; * практичность религии (вера без дел мертва) * для религии главное — достижение единения человека с Богом.
Философское мировоззрение -особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Особенности Ф.М.: * Основано на знаниях, *Опирается на четкие понятия и категории, *Логично, * Составляет ядро научного мировоззрения, *Стремится ставить и решать ключевые проблемы человеческого бытия/ Научное мировоззрение -представление о явлениях, доступных научному изучению/ В основе лежит метод научной работы. Научное мировоззрение базируется на достигнутом уровне знания во всех науках. Гл. черты метода научной работы: - *объективность рассмотрения предметов и явлений, *многосторонность рассмотрения, *системность, *неразрывная связь с практикой всех научных представлений (понятий, идей, гипотез, законов, теорий),* доказательность истины, * логическая обоснованность и др.
5 вопрос. Философия Древней Индии: основные направления и школы. В древнеиндийской философии выделяются три основных этапа: XV - VI вв. до н. э. - ведический период; VI - II вв. до н. э. - эпический период; II в. до н. э. - VII в. н. э; - эпоха сутр. Первые сочинения древних индийцев имеющих философское и религиозное содержание –«Веды» ("священное писание", религиозные гимны, описание ритуалов). и Школы древнеиндийской философии различаются в зависимости от того, принимают или отвергают они духовный авторитет»Вед». Вопрос. Философия Древнего Китая: основные направления и школы. Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: 1этап зарождения философских воззрений,(VIII-VI вв. до н. э.,) 2этап - время расцвета и соперничества философских школ (VI-III вв. до н. э.) Для китайской философии была характерно тесная связь с мифологией. Этапы античной философии Первый этап – ранняя классика (6-5 вв. до н. э)- натурфилософский «досократовский». Античные философы занимаются поисками первоначала. Они занимались вопросами законов природы, построения мира и Космоса. Осн. школами и представителями этого периода являются Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит), Пифагорейский союз (Пифагор), Элейская школа (Парменид, Зенон), школа атомистики (Левкипп, Демокрит). Второй этап развития - класси ка (5-4 вв. до н.э.)является появлением софистов. В этот период: центральной темой философии становится сам человек, а вместе с ним проблемы познания, этики, социальной философии. Кроме софистов, античная философия представлена именами Аристотеля, Сократа, Платона, Протогора. В это же время начинает формироваться и римская философия, Третий период – поздняя классика (эпоха эллинизма).(3-1 вв до н. э.). фиилософов волнуют вопросы отдельного индивида, защиты его от воздействия внешнего мира. В это время возникают первые философские системы, появляются новые философские школы -- эпикурейская, академическая, и другие. Наиболее крупными философами того времени были Эпикур, Диоген Синопский, Теофраст, Пиррон. Четвертый этап –(I век до н.э. – 5 век н.э). Он связан с возрастанием роли Рима в античном мире. Древнеримская философия выступила хранительницей наследия древнегреческой философской мысли. Ее представляют Тит Лукреций Кар, Сенека, Эпиктет, Марк Тулий Цицерон, Плотин. Вопрос.Философия Платона. Афинский философ Платон аристократ, ученик Ссократа последователь Фалеса, Гераклита. основатель собственной философской школы – «Академия» (существ. 1000л) Большинство сочинений написаны в форме диалога, где главным действующим лицом является Сократ. Основатель идеализма. Гл. положения его учения: * окружающий мир («мир вещей») изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; * реально существуют лишь «чистые идеи» эйдосы (сущность предмета, предназначение, система его возможных применений, и способов взаимодействия с миром); * любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи. * весь мир является отображением чистых идей (эйдосов). Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: «единого»; «ума»; «души». Разрабатывает свое учение о познании. «Чистые идеи можно познатьтолько разумом.» Разрабатывает проблемы гос-ва. Классификация форм правления: * монархия – справедливая власть одного человека; *тирания – несправедливая власть одного человека; *аристократия – справедливая власть меньшинства; *олигархия – несправедливая власть меньшинства; *демократия – справедливая власть большинства; * тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии. Разрабатывает собственный план идеального гос-ва. (философы, воины, ремесленники). 11вопрос. Философия Аристотеля. Аристотель - древнегреческий философ, ученик Платона, учитель Александра Македонского. Произведения: "Органон", "Физика", "Механика", "Метафизика", "О душе", "Риторика", "Политика", "История животных" и др. Философию делил на 4 вида: • теоретическая (проблемы бытия), • практическую (деятельность чел-ка, устройство гос-ва), • поэтическая, * логика. Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, «Не существует "чистых идей", существуют единичные и конкретно опред. веши»; Бытие –сущность(субстанция), которая обладает свойствами: количество; качество; отношение; место; время; положение, состояние; действие; страдание. Материя — это потенция, ограниченная формой. «Ввсе сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой»; Реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи; Потенция (материя) есть пассивное начало, Форма — активное начало Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира. Носителем сознания является душа. (растительная, животная, разумная) Человек – это политическое животное. Первопричины всего сущего: материя, форма, действие, цель. Выделяет типы правления, исходя из кол-ва правящих и целей правления: монархия; (1чел.), аристократия (3чел.), полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии), тирания(1чел.); крайняя олигархия; крайняя демократия Наилучшей формой гос-ва, по Аристотелю, является полития — совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, гос-во "среднего класса" (идеал Аристотеля). Философского исследования. Позитивисты предлагали исследовать только явления предметов и процессов, отказавшись от стремления познать их сущность. Этапы развития позитивизма: 1) Позитивизм О.Конта – Г.Спенсера – Д.Миллп; 2) Эмпириокритицизм, или махизм (Э.Мах и Р.Авенариус); 3) Неопозитивизм. (М. Шлик,, Корнап, Б.Рассел, Л. Витгенштейн) 1 Этап. Основателем позитивизма считается Огюст Конт франц. философ, По мнению Конта, философия должна основываться только на позит. научном знании. Принципы позитивизма: - философское знание должно быть точным и достоверным; - при познании нужно использовать науч.метод и опираться на достижения др.наук; - основной путь достижения знания – эмпирическое наблюдение; - философия должна исследовать только факты, а не их причины; - философия должна освободиться от ценностного подхода и оценочного характера при исследовании; - философия должна прекратить «диктат» другим наукам и занять свое конкретное место среди них. Конт сформулировал два взаимосвязанных закона: 1) «Закон трех стадий развития ума»; 2) «Закон классификации наук». 2 Этап. Эмпириокритицизм (критика опыта), или махизм (связан с методологическим кризисом в физике – открытие электрона, явления радиоактивности и др.). Вопросы изучения: Проблема отождествления наук с исследуемой реальностью. Проблема обоснования фундаментальных понятий и принципов науки. 3 Этап Неопозитивизм объединяет в себе различные философские школы и направления. Его чертой является пристальное внимание к формальной стороне познания. Основными направлениями являются: аналитическая философия, философия лингвистического анализа, логический позитивизм. Он исследует те формы, в которых осуществляется процесс познания. Изучеат проблемы языка, формальной и математической логики, структуры научного познания. Прагматизм – направление современной философии, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости. Основатели: (Пирс; Джемс, Дьюи) В основе прагматизма: 1) теория сомнения и веры. Основана на «прагматической вере». Различают два состояния сознания: сомнение и вера. 2) теория значения. - З начение идеи или понятия - в практических последствиях, которые они вызывают. Волевой момент — основа продуктивной деятельности человека При определении истины прагматики делают акцент на ценностные характеристики. Истиной объявляется всё, что приносит выгоду, служит действию, она в их понятиях — «полезность». Познание и практика Практика – это материальное освоение общественным человеком окружающего мира, активное взаимодействие человека с материальными системами. В ней люди преобразуют и создают материальные вещи, Поскольку практика основана на разуме, то она является целесообразной деятельностью. В тесной связи с практикой развивается познание. Оно и есть процесс получения и накопления знаний обществом. Практика имеет познавательную сторону, познание – практическую. Для начала практической деятельности человеку необходимы знания о преобразуемом в практике предмете. Поэтому знание составляет необходимую предпосылку и условие осуществления практической деятельности. Практика и познание очень тесно связаны.
Вопрос. Сущность и структура мировоззрения. Мировоззрение и философия. Мировоззрение - система представлений, понятий, взглядов об окружающем мире. Это ядро самосознания личности. Выступает как целостное понимание людьми мира, самих себя и своего места в мире. В мировоззрении выделяют 2 уровня: 1. рационально-теоретический уровень создается сознательно. 2. жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, жизненного опыта человека. Философия есть особый способ мышления, благодаря которому оно становится познанием и при этом познанием в понятиях. Философия относится к рационально-теоретическому уровню. Ф. центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека. Мировоззрение включает 3 компонента: 1. Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения). 2.Миропонимание (ин теллектуальное составляющее мировоззрения, представлено научными идеями). 3. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания). Мироотношение - совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам. Каждому обществу и эпохе присуще свое мировоззрение. Мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариант.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.242.160 (0.01 с.) |