Вопрос. Религиозное направление в западной философии: неотомизм, неопротестатизм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Религиозное направление в западной философии: неотомизм, неопротестатизм.



В современной западной философии существует несколько направлений религиозного типа – неотомизм, неопротестантизм и неоавгустинизм.

Неотомизм – это философская школа в католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского и являющаяся современным этапом в развитии томизма.

Представителями неотомизма явл. Франц. Философы: Жильсон, Мартен и др.

Неотомизм резко противостоит как материализму, так и субъективному идеализму.

Его стержневым принципом является положение об гармонии веры и разума.

Неотомисты создали новый образ человека, который творит свой культурно-иторический мир, побуждаемым к этому Богом..

Человек – основной элемент бытия, через него проходит история, ведущая к высшему состоянию развития общества, «граду Божиему». Неотомисты считают, что история имеет гуманный смысл и назначение. Общество может прийти к состоянию, не похожему на все известные. Это будет состояние высшее, чем капитализм и коммунизм. Оно будет основано на высших религиозно-нравственных ценностях.

Неопротестантизм - течение в совр. буржуазной философии морали, по своей методологии относящееся к этическому иррационализму.

Рассматривает вопросы о познаваемости Бога и своеобразии христианской веры. Познание Бога связано с познанием самого себя, поэтому учение о Боге выступает в форме учения о человеке.

Человек может существовать как - верующий и неверующий человек. Неверующий человек находится в «видимом мире», его жизнь тревожна, проникнута страхом. Вывести его из состояния страха и тревоги может только религия. Религия оставляет человека наедине с Богом, и, тем самым приобщает его к высшему миру.

Важная задача неопротестантизма – создать теологию культуры, которая с позиции религии объясняла бы все явления жизни.

Бог пребывает в мире как его первооснова и глубина. Бог не над миром, не вне мира и не в частном бытии человека. История и культура показывают нам Бога как первооснову всего существующего.

Представители: в Европе: Барт и. Бруннер;

Вопрос. Постмодернизм, его представители и основные идеи.

Философия постмодернизма – одно из самых новых философских течений, сложилось оно во второй половине ХХ в. Его идеи, взгляды, термины распространены в настоящее время. Основные философские идеи, получившие известность как постмодернизм, были представлены в творчестве Деррида, Делёза Лакана, Лиотара, Фуко и др.

Постмодернизм в философии «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности..., а такие понятия как «справедливость» и «правота» утрачивают свое значение...».

К факторам возникновения философии постмодернизма относят:

1) исчерпанность управленческого потенциала гос-тва;

2) антигуманность процессов технологической коммуникации;

3) активное включение в социальный процесс новых социальных групп (феминисты, экологи).

Основные идеи:

1) Француз Жан Франсуа Лиотар. В своей книге «Состояние постмодерна» разъясняет феномен постмодерна как своего рода реакцию на универсалистское видение мира в модернистской философии, социологии, религиоведении, искусстве и т. д.

Лиотар считает, что отличие постмодернистской философии от марксистской –

в утверждении идеи выбора из нескольких альтернатив, которые представляются не столько в познанном, сколько в исторической конфигурации жизненных практик, в социальной сфере.

Постмодернизм представлен современными:

– постструктурализмом (Ж. Деррида,);

прагматизмом (Р. Рорти).

2) Амер. философ Ричард Рорти выдвинул мнение, что вся до сих пор существовавшая философия искажала личностное бытие человека, ибо лишала его творчества.

В своем учении Рорти утверждает, что предметом философского анализа должны быть социум и формы человеческого опыта. Для него социум – общение людей, а главное в нем – интересы личности, «собеседника».

3) Франц. философ Деррида критикует понимание бытия как присутствия. Он считает, что живого настоящего как такового не существует: оно распадается на прошлое и будущее.

Многие постмодернисты предлагают новый тип философствования – философствование без субъекта.

Вопрос. Бытие как философская категория. Основные типы и формы бытия.

Категория «бытие» - это наиболее общее философское понятие, употребляемое в двух осн. значениях: как понятие, обозначающее объективный мир, существующий независимо от сознания людей и как понятие, обозначающее существование чего-либо вообще.

Впервые понятие бытия как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует Древнегр. мыслитель Парменид.

У Парменида с бытием связывается сам факт существования мира.

В философии выделяют два вида бытия:

* Материальное бытие (физический мир). Это существование вещей и процессов, личностей. Оно всегда индивидуально и неповторимо и имеет ограничение в пространстве и времени.

* Идеальное бытие (духовное бытие). Его составляют идеи, ценности, понятия, сущности. Характеристик а: вечность и неизменность.

Формы бытия:

1) Неживая природа. -2 уровня:

*Естественная природа (звезды, планеты, земля, вода), характерна постоянная изменчивость, эволюция.

* Искусственная природа - это созданная человеком природа для удовлетворения его потребностей (города, дороги, машины, производство.)

2) Живая природа. - 2 уровня (*флора, фауна,* человек). В озникла из неживой

и, отмирая снова в нее возвращается.

3) Человеческая природа. Человеческое бытиё. двойственно. Своим телом человек принадлежит к живой природе, и на него распространяются законы живых организмов, но с другой стороны человек обладает сознанием, душой и психикой (идеальная природа). Именно это поднимает человека на более высокую ступень.

Все три формы образуют пирамиду бытия.

В основе пирамиды: неживая природа, выше живая природа, еще выше человеческая природа.

 

Вопрос. Сущность материи и ее атрибутивные свойства.

Материя — философская категория, которая обозначает первоначало, объективную реальность по отношению к сознанию, субъективной реальности. Понятие «материя» используется в двух основных смыслах: либо выражает наиболее глубинную сущность мира, его объективного бытия, либо отождествляется со всем существующим.

Историко-философский анализ развития понятия «материя» сводится к анализу трех осн. этапов ее эволюции: *как вещи; *как свойства; *как отношения.

Первый этап был связан с поиском всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. Ттакой способ постижения мира использовали античные философы (воду, апейрон и воздух). Следующим шагом в трансформации понятия материи явился античный атомизм.

Второй этап становления категории «материя» связывают с эпохой Нового времени.

Наука этого периода, не изменила представление о материи как первооснове,

используя такую количественную характеристику, как «масса».

Третий этап -В новоевропейской философии трактовка материи выходит за рамки традиционного ее понимания. В определениях Д. Локка и П. Гольбаха она трактуется как отношение субъекта и объекта, Марксизмом трактуется уже как философская абстракция. В условиях научной революции 19 – нач.20 в. развивается представление о материи, что, действуя на наши органы чувств, вызывает определенные ощущения.

В современной философии проблема материи либо уходит на второй план (нетрадиционные направления), либо трактуется как первооснова вещей, неразрывно связанная с такими атрибутами, как движение, пространство и время.

Атрибутивные свойства материи: движение, время, пространство.

Движение - способ существования материи, выражающий её противоречивость.

Пространство - характеризует многообразие мира со стороны сосуществования,

рядоположенности материальных объектов, выступает как форма статического многообразия.

Время характеризует многообразие мира со стороны следования и длительности существования материальных явлений, выступает как форма динамического многообразия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 840; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.244 (0.008 с.)