Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основными философскими школами считаются: конфуцианство, моизм и даосизм.

Поиск

Конфуцианство — древнейшая философская школа, рассматривает человека как участника социальной жизни. Основоположником является Конфуций.

Процветание общества связывалось с неуклонным поддержанием в нем традиций и нравственным совершенствованием людей.

Главный метод управления народом – сила примера и убеждения.

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

• Как необходимо управлять людьми?

• Как вести себя в обществе?

Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Даосизм - Основателем считается Лао-Цзы. Даосизм более созерцателен, отрешен, мистичен, сосредоточен на вопросах смерти и небытия.

Даосы проповедуют «благородное недеяние» как способ единения с Вселенной. Они полагают, что наилучшее общество то, где люди живут просто, не пользуясь плодами цивилизации, а о правителе знают только, что он есть.

Моизм. Основан Мо-Цзы. Моисты отрицали предопределенность всего судьбой Народ почитали высшей ценностью и любовь к народу провозглашали как волю небес.

Были убежденными противниками войн. Всеобщая любовь требует того, чтобы все люди, как и небо, любили всех людей, все гос-ва любили все гос-ва.

 

Вопрос. Античная философия: возникновение, этапы, школы и представители.

Античная (древняя) философия, древних греков и древних римлян, зародилась в VII в. до н. э. в Греции и продлилась до VI в. н. э.

Этапы античной философии

Первый этап – ранняя классика (6-5 вв. до н. э)- натурфилософский «досократовский».

Античные философы занимаются поисками первоначала. Они занимались вопросами законов природы, построения мира и Космоса.

Осн. школами и представителями этого периода являются Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит), Пифагорейский союз (Пифагор), Элейская школа (Парменид, Зенон), школа атомистики (Левкипп, Демокрит).

Второй этап развития - класси ка (5-4 вв. до н.э.)является появлением софистов. В этот период: центральной темой философии становится сам человек, а вместе с ним проблемы познания, этики, социальной философии. Кроме софистов, античная философия представлена именами Аристотеля, Сократа, Платона, Протогора. В это же время начинает формироваться и римская философия,

Третий период – поздняя классика (эпоха эллинизма).(3-1 вв до н. э.).

фиилософов волнуют вопросы отдельного индивида, защиты его от воздействия внешнего мира. В это время возникают первые философские системы, появляются новые философские школы -- эпикурейская, академическая, и другие. Наиболее крупными философами того времени были Эпикур, Диоген Синопский, Теофраст, Пиррон.

Четвертый этап –(I век до н.э. – 5 век н.э). Он связан с возрастанием роли Рима в античном мире. Древнеримская философия выступила хранительницей наследия древнегреческой философской мысли. Ее представляют Тит Лукреций Кар, Сенека, Эпиктет, Марк Тулий Цицерон, Плотин.

Вопрос.Философские школы и представители периода становления античной философии (VII – V вв. до н.э.).

Первой известной нам древнегреческой философской школой является

милетская школа.

Милетская школа (6 в.до н.э. в, г. Милете). Объясняли законы природы, Искали начало происхождения всего. Представители: Фалес, (всё сущее происходит из воды и в воду превращается.). Он положил конец мифологическому мышлению и путь к естественному объяснению природы.

Анаксимандр ( начало – мельчайшие частицы айпирон, из которого всё возникает)

Он находится в состоянии вечной активности и вечного движения. Апейрон выделяет из себя противоположности (влажное и сухое, холодное и теплое). Парные комбинации этих главных свойств образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее).

Анаксимен (начало - с воздуха.) Все вещи возникли из воздуха и представляют его модификации, образующиеся путем сгущения и разрежения.

Пифагорейская школа (6-4 вв. до н.э). (Пифагор,) – Число – начало всего сущего. Число является посредником между материей и богом. Пифогорийцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы.

Пифагор учил, что душа бессмертна и может перевоплощаться, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные промежутки времени.

Эфесская школа (6 в.до н.э.) (Героклит). Осн. труд «О природе». Первоначалом всего сущего считал огонь. Душа человека — сочетание огня и влаги.. Огонь является материальным, вечным и живым, более того — он разумен. ему присущ Логос(мировой разум, руководит з-нами развития) Мир состоит в его постоянном движении и развитии. Сторонник круговорота веществ в природе.

Элейская школа. (5в до н.э.)- (Парменид, Зенон). Изучали проблемы познания. Считали все сущее материальным выражением идей. Разрабатывали теоретическое учение о бытии.

Школа атомистов (5-4 вв. до н.э.) - Демокрит. 1) Первоначала мира – это атомы и пустота. Атомы постоянно двигаются в пустоте, соединяются и разъединяются. При их соединении образуются вещи разного качества и вида, а при расцеплении распадаются.

2) Атомы неделимы, разной формы, неизменны, вечны и непроницаемы. Душа смертна.

Вопрос. Философия софистов. Сократ и сократические школы.

Софисты - философская школа в Древней Греции, (5-4 вв. до н.э.)

Представители школы выступали не только в качестве философов-теоретиков, но

и в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии м др. видам знаний.

Представители:. Протагор, Горгий, Гиппий, Ликофро.

Для софистов характерно:

*критическое отношение к действительности;

*неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

*стремление доказать условность законов и гос-ва;

*восприятие норм морали как предмет критики;

Философом, имеющим отношение к софистике, был Сократ.

Сократ старался показать, что помимо отдельных добрых или злых поступков существуют и добро само по себе, и зло само по себе. Мудрость — способность всегда поступать правильно. Сократ призывал молодых никогда не класть в основание своих поступков чужие, непроверенные мысли. Сократ называл три базовых человеческих добродетели˸ умеренность, храбрость, справедливость.

Сократические школы — философские направления, возникшие на основе учения Сократа .Основными являются:

1)Академия Платона, созданная Платоном, имевшая целью исследование

философских проблем, почитание богов и муз.

2)Киники. Для них характерна самодостаточность, самоудовлетворённость.

Основная идея киников — через унижение, отрицание, терпение прийти к ощущению внутренней личной свободы. Предст. Антисфен, Диоген Синопский и Кратет.

3) Киренаики. Основал Аристипп. Принцип киренаиков заключался в свободе духа, который всегда наполнен наслаждениями.

Киренаики признавали только настоящее, которым мы можем распоряжаться.

4) Мегарская школа. Ее основал Евклид. Принцип добра в его философии был превращен в самостоятельную сущность. Он широко использовал искусство спора

на базе логического мышления. Мегарики не отрицали чувственного мира, хоть и не считали его познаваемым.

Вопрос.Философия Платона.

Афинский философ Платон аристократ, ученик Ссократа последователь Фалеса, Гераклита. основатель собственной философской школы – «Академия» (существ. 1000л)

Большинство сочинений написаны в форме диалога, где главным действующим лицом является Сократ.

Основатель идеализма. Гл. положения его учения:

* окружающий мир («мир вещей») изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

* реально существуют лишь «чистые идеи» эйдосы (сущность предмета, предназначение, система его возможных применений, и способов взаимодействия

с миром);

* любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи.

* весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: «единого»; «ума»; «души».

Разрабатывает свое учение о познании. «Чистые идеи можно познатьтолько разумом.»

Разрабатывает проблемы гос-ва. Классификация форм правления:

* монархия – справедливая власть одного человека;

*тирания – несправедливая власть одного человека;

*аристократия – справедливая власть меньшинства;

*олигархия – несправедливая власть меньшинства;

*демократия – справедливая власть большинства;

* тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

Разрабатывает собственный план идеального гос-ва. (философы, воины, ремесленники).

11вопрос. Философия Аристотеля.

Аристотель - древнегреческий философ, ученик Платона, учитель Александра Македонского. Произведения: "Органон", "Физика", "Механика", "Метафизика",

"О душе", "Риторика", "Политика", "История животных" и др.

Философию делил на 4 вида:

• теоретическая (проблемы бытия),

• практическую (деятельность чел-ка, устройство гос-ва),

• поэтическая, * логика.

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона,

«Не существует "чистых идей", существуют единичные и конкретно опред. веши»;

Бытие –сущность(субстанция), которая обладает свойствами: количество; качество;

отношение; место; время; положение, состояние; действие; страдание.

Материя — это потенция, ограниченная формой.

«Ввсе сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой»;

Реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

Потенция (материя) есть пассивное начало, Форма — активное начало

Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Носителем сознания является душа. (растительная, животная, разумная)

Человек – это политическое животное.

Первопричины всего сущего: материя, форма, действие, цель.

Выделяет типы правления, исходя из кол-ва правящих и целей правления:

монархия; (1чел.), аристократия (3чел.), полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии), тирания(1чел.); крайняя олигархия; крайняя демократия Наилучшей формой гос-ва, по Аристотелю, является полития — совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, гос-во "среднего класса" (идеал Аристотеля).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.217 (0.009 с.)