ТОП 10:

Франц. просвещение идеологически подготовило Франц буржуазную рев-цию.



Философия Англ. просвещения представлена такими персоналиями и школами:

1) Сенсуализм Джона Локка - * человеческие чувства объявляются источником истинного знания, * Идеи, получают в результате знания,* гос-во не полностью монополизирует право решать судьбу народа и допускает право народа восставать против власти, если она не выполняет своих обязанностей.

2) Деизм (Джон Толанд) - попытка компромисса между религией и философией.

Бог, сотворив мир, не принимает в его делах никакого участия. Он допускает сотворенность материи, но в книге "Христианство без тайн" критикует религию за мистицизм и иррационализм.

В Германии эпоха Просвещения связано с деятельностью Х.Вольфа, И.Гердера, Г.Лессинга.Философия для Х.Вольфа - это “мировая мудрость”, предполагающая научное объяснение мира и построение системы знаний о нем.

Он не отвергал бога как творца мира; Целесообразность, которая характерна для природы, для всех ее представителей, он связывал с мудростью бога: при сотворении мира бог все продумал и все предусмотрел. Но утверждая простор для развития естественных наук, Х.Вольф оставался сторонником деизма (Бог творец всего).

 

Вопрос. Априоризм и агностицизм И. Канта. Этика в философии Канта.

Иммануил Кант –родоначальник немецкой классической философии.

Агностицизм –это концепция (осн. точка зрения) , не признающая за разумом возможность познания сущности вещей.

Кант выдвинул гипотезу, согласно которой причиной трудности при познании является не окружающая действительность (объект), а субъект познав. деятельности – человек, точнее его разум.

Кант демонстрирует ограниченность возможностей чистого разума. Разум постигает не сущность вещей, а только их явления. Кант доказывает, что человеческому разуму не доступен объективный мир сам по себе, независимый от человеческого восприятия.

Другая особенность его философии – априоризм (знание, полученное до опыта).

Что было в начале? Кант исходил из того, что нашему сознанию изначально присущи наиболее общие понятия, представления: *пространство,* время и причинность, а также *реальность и др. всеобщие представления которые он называл категории (всего 12). Они априорны.

Познавая вещь мы ее определяем, выделяем свойства через представления о них.

Этот механизм приводит к тому, что рассуждая о вещах мы фактически сталкиваемся в них с тем, что перед этим в них вложили.

Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:

• внешний мир осуществляет воздействие на органы чувств человека;

• органы чувств человека принимают образы внешнего мира в виде ощущений;

• чел. сознание приводит полученные разрозненные образы, ощущения в систему,

в результате в чел. разуме возникает целостная картина окружающего мира;

Это всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;

• реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является

"вещью в себе"— субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;

•чел. разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира — "вещей в себе", но не их внутреннюю сущность.

Помимо чистого разума существует разум практический(воля). Деятельность практического разума невозможна без бога, свободы и бессмертия души.

Этика Канта.Человек- гражданин 2 –х миров.

Теоретический субъект – познающий, формирующий знания на уровне рассудка, но при действии мы превращаемся в практических субъектов. И Кант ставит проблему как ему поступать? Он выдвигает свою этику в практическом разуме (воле) -

Категорический императив.Высшей целью морального поведения Кант считал благо всего человечества.

«Поступай так, чтобы твои поступки транслировались как закон на всех»

 

 

Вопрос . Философская система и диалектический метод Гегеля.

Георг Гегель. – представитель немецкой классической философии,

Им были разработаны: • диалектика как всеобщий философский метод.

• теория объективного идеализма (центральное понятие: абсолютная идея — Мировой дух);

Абсолютная идея – это - первопричина всего, подлинная реальность; Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Творит через человека.

Человек — носитель абсолютной идеи. Сознание человека — частица Мирового духа.

В человеке мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность.

Процесс истории развивается потому, что абсолютная идея хочет познать саму себя.. Для этого ей нужно породить мир и человека.

Этапы развития абсолютной идеи:

1) Логика (бытие в себе - есть идея только в мире. Идея думает и для познания себя создает природу).

2) Природа ( бытие в ином – появляются: время, пространство).

3) Дух (бытие в себе и для себя – появляются люди. Люди - те глаза, через которые абсолютная идея смотрит на себя, изучает природу, познает саму себя, т.е. люди –информационные каналы через которые абс. идея возвращает знание о себе.

Т.о. Исторический процесс – это закономерный процесс окончательного складывания знаний о самой себе.

Диалектический метод признает развитие, смену одних понятий другими, их взаимодействие и движение от простого к сложному от абстрактного к конкретному.

Диалектика, по Гегелю, — это теория развития, основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.

Смысл диатектики:

*Мировой дух, человек, предметы и явления окружающего мира, - противоположны , но находятся в единстве

*Единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире.

Развитие происходит от простого к сложному, от абстрактного к конкретному:

1) Cуществует определенный тезис (утверждение, форма бытия);

2) Данному тезису всегда находится антитезис : "небытие" ("абсолютное ничто").

3)В результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается

синтез: "становление", который является новым тезисом — новое утверждение.

Далее развитие продолжается по восходящей линии.

 

Вопрос. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Философия Фейербаха считается завершающим этапом немецкой классической философии, представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи.

Главное направление философии Фейербаха — критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.

Основные черты материализма:

1) полный разрыв с религией (атеизм) – Бога нет.

2) попытка объяснить Бога и религию исходя из человеческой природы;

3) материалистическое объяснение проблем окруж. мира и человека

с учетом новейших достижений науки.

4) большой интерес к социально-политическим вопросам;

5) убеждение в познаваемости окружающего мира.

В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма.:

• единственной реальностью являются природа и человек;

• человек - часть природы (единство материального и духовного);

• человек должен стать гл. интересом философии;

• идея – это продукт сознания человека;

• Бог — плод воображения человека;

• природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима.

• все, что нас окружает (предметы, явления) — различные проявления материи.

Феербах отвергает идею тождества бытия и мышления.

Не признает единство философии и религии. Отвергает диалектику Гегеля.

Критикует Канта в вопросах познания (согласно Фейербаху окр. мир познаваем,

а познавательные способности человека безграничны: "То, что не познаем мы,

познают наши потомки".

Социально-политические взгляды Фейербаха:

• человек наделен волей, разумом, чувствами, желаниями;

• человек может жить только в обществе;

• основой связей между людьми в обществе должна стать религия, основанная

на любви людей к друг другу, внутри семьи.

• смысл жизни человека - стремление к счастью.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.19.155 (0.012 с.)