Вопрос 42. Чувственное и рациональное познание: формы и взаимосвязь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 42. Чувственное и рациональное познание: формы и взаимосвязь.



Чувственное познание. - п ознание, основное содержание которого получено с опорой на деятельность органов чувств.

Основные формы чувственного познания : ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов объективного мира во время их воздействия на органы чувств человека. (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные).

Восприятие это целостный образ предмета в единстве его различных чувственно воспринимаемых свойств.

Представление – это целостный образ предмета, который воспринимался нами в прошлом, но который не действует в данный момент на наши органы чувств, а воспроизводится по памяти. К представлениям относят образы воображения, фантазии, образы-модели, образы-цели, образы-планы, наглядные образы в науке.

Рациональное познание - познание, основное содержание которого получено на основе деятельности мышления.

Основные формы рационального познания: понятия, суждения, умозаключения.

1)Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие и существенные связи и отношения предметов и явлений действительности.

2)Суждение – это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается что-либо о чем-либо. Понятия и суждения взаимосвязаны. Можно сказать, что суждение – это развернутое понятие, а понятие – это свернутое суждение. Грамматической формой выражения суждения является предложение. На базе понятий и суждений формируется умозаключение.

3)Умозаключение – это процесс мысли, в ходе которого из одного или нескольких суждений (посылок) выводится на основании правил логики новое суждение, называемое заключением.

К формам рационального познания, если иметь в виду научное познание, относят гипотезу – предположительное знание об объекте, нуждающееся в доказательстве, и теорию – систему объективно-верных, проверенных практикой знаний об объекте, о законах действительности, составляющих основу научного предвидения.

 

Вопрос 43.. Специфические черты научного познания.

Научное познание — это вид и уровень познания, направленный на пр-во

истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов.

Особенности научного познания:

1) Осн. задача — обнаружение и объяснение объективных законов действительности — природных, социальных и мышления.

2) Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — это объективная истина, постигаемая рациональными средствами и методами.

3) В большей мере, чем другие виды познания ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике.

4) Наука выработала специальный язык, характеризующийся точностью использования терминов, символов, схем.

5) Научное познание есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих целостную, развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов.

6) Научному познанию присущи, как строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, так и наличие гипотез, догадок, предположений.

7) Научное познание нуждается и прибегает к специальным орудиям (средствам) познания: научной аппаратуре, измерительным инструментам, приборам.

8) Научное познание характеризуется процессуальностью. В своем развитии оно проходит два основных этапа: эмпирический и теоретический, которые тесно связаны между собой.

9) Область научного знания составляют проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия.

 

Вопрос 44.Уровни,формы и методы научного познания

Научное познание — это вид и уровень познания, направленный на пр-во

истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов.

Эмпирический уровень познания — это непосредственное опытное, в основном индуктивное, изучение объекта. Он включает в себя получение необходимых исходных фактов — данных об отдельных сторонах и связях объекта, осмысление и описание на языке науки полученных данных, их первичною систематизацию. Познание на этом этапе остается еще на уровне явления, но предпосылки для проникновения в сущность объекта уже созданы.

Теоретический уровень характеризуется глубоким проникновением в сущность изучаемого объекта, не только выявлением, но и объяснением закономерностей его развития и функционирования, построением теоретической модели объекта и ее углубленным анализом.

Научный метод — это совокупность правил, приемов и принципов, обеспечивающих закономерное познание объекта и получение достоверного знания.

1)Научные методы эмпирического уровня познания:

*Наблюдение,* Описание,*Измерение,*Эксперимент,

2) Научные методы теоретического уровня познания:

* Формализация, *Аксиоматический метод,* Гипотетико-дедуктивный метод,

* Восхождение от абстрактного к конкретному, * Историч. метод, *Логический метод,

Анализ,*Индукция, *Аналогия, *Абстрагирование, *Идеализация, *Моделирование, *

Выделенные уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот.

Формы научного познания (фиксируют структурную организацию знания):

1) - проблема – форма знания о незнании.

2) - гипотеза форма вероятностного знания,

3) - теория – целостная развивающаяся система истинного знания,

 

Вопрос 45. Основные концепции истины.

Истина – это соответствие знаний действительности.

В учении Платона истина отождествлялась с неким подлинным измерением реальности, которое для своего обнаружения не нуждается в человеке и его познавательных способностях.

Самой распространенной трактовкой является восходящее к Аристотелю классическое понимание истины как соответствие наших знаний о действительности самой действительности. Впоследствии эта концепция получила название «корреспондентской теории истины».

Корреспондентская теория истины является наиболее приемлемой с точки зрения обыденного опыта. Однако, она опирается на ряд предпосылок, которые сами по себе проблематичны. Понимание истины как соответствия между знанием и действительностью предполагает: во-первых, что адекватное отображение предмета в сознании возможно в принципе, что подвергают сомнению различ.виды агностицизма, во-вторых, что это соответствие может быть установлено, т.е. сознание способно выходить за собственные пределы и сравнивать действительность с собственным ее образом, в-третьих, что существует некий безошибочный критерий, позволяющий фиксировать соответствие и несоответствие между знанием и реальн. положением дел.

Когерентная концепция истины делает акцент на таких свойствах знания как самосогласованность и логическая непротиворечивость. Решить вопрос об истинности (или ложности) определенного высказывания значит установить его согласованность (или несогласованность) с некой системой высказываний, то есть в отличие от классической концепции утверждение сравнивается не с реальностью, а с другими утверждениями. Когерентность знания может устанавливаться не только в рамках одной теории, но и между теориями в пределах определенной отрасли науки, между наукой в целом и мировоззренческими установками культуры.

Прагматическая концепция истины в наиболее четком виде представлена у Джемса, с точки зрения которого мера истинности знания определяется его практической полезностью, эффективностью для достижения тех целей, которые ставит и достижения которых добивается человек. Вопрос о реальном положении дел безотносительно наших практических потребностей в данном случае не имеет смысла. В марксистской теории познания, которая опирается на корреспондентскую концепцию истины, также присутствуют элементы прагматистского подхода, так как важнейшим критерием истины провозглашается практика.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.01 с.)