Генезис философского знания в Древней Индии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Генезис философского знания в Древней Индии.



Билет 1

1)Философское направление, признающее первичность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального – материализм.

2) Создатель формальной логики Аристотель

3) В основе теоцентризма – характерной черты средневековой философии – лежит представление о главенстве: Бога

4) Универсальный метод истинного познания в философии Бэкона – это эмпиризм

5) Немецкий философ, проанализировавший историческое движение человеческой мысли и выразивший ее целостное, закономерное развитие в понятиях «мирового разума», «абсолютной идеи» Гегель

6) Раздел философского знания, изучающий проблемы бытия: онтология

7) Нелинейность, бифуркация, хаос – это категории синергетики

8) Способность сознания создать нечто новое, не возникающее в материальном мире естественными образом: кретивность

9) В отличие от естественно-научного познания для социального познания характерно: частичное совпадение субъекта и объекта познания

10) Историю как процесс смены общественно-экономических формаций рассматривал Маркс

Генезис философского знания в Древней Индии.

Древнеиндийская философия

1. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:

• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;

• VI — И вв. до н. э. — эпический период;

• II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.

Веды — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды, как правило, включали в себя:

• "священное писание", религиозные гимны;

• описание ритуалов, сочиненное жрецами и используемое ими при отправлении религиозных культов;

• книги лесных отшельников;

• философские комментарии к Ведам.

Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед, в которых дается философская трактовка содержания Вед.

Во время второго эпического этапа появляются учения, оппозиционные Ведам: • буддизм; • джайнизм; • чарвана-лакаята.

Одновременно возникает ряд философских школ, которые развивают ведическое учение: • йога; • веданта; • вайшешина; • ньяя; • миманса; • санкхья.

Завершает период древнеиндийской философии эра сутр — кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы.

В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.

В XVIII — ХХ вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской).

2. Онтология индийской философии опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма живет 100 космических лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических лет — до нового рождения Брахмы. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме. Мир взаимосвязан. Любое событие влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.

3. Главной особенностью древнеиндийской гносеологии является не изучение внешних признаков предметов и явлений, а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания.

"пракрити" — материальное сознание;

• "пуруша" — чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);

• "майя" — сознание сновидения, мираж.

4.Душа в индийской философии состоит из двух начал:

атмана (частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен);

манаса (душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы).

Также для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.

5.Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.

Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши.

Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души прекращается. Наступление мокши — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.

Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Великими Душами.

Ахимса - единство всех форм жизни на земле. Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает, неубиение.

Буддизм и его основные идеи

Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после 5 в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после 3 в. н. э.), а также в иных регионах. Основателем данного учения считается Гаутама Будда.

Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между 2 крайними: "путем удовольствия" и "путем аскетизма". "Средний путь" — путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана — высшая благодать.

Будда вывел 4 благородные истины:

• земная жизнь полна страданий;

• страдания имеют свои причины;

• от страданий можно избавиться;

• существует путь, освобождающий от страданий.


Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана. Данный план — так называемый Восьмеричный путь — предусматривает соблюдение следующих принципов:

• правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни;

• правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей меняется жизнь;

• правильная речь – речь человека воздействуют на его душу, характер;

• правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми;

• правильный образ жизни;

• правильное умение — усердие и трудолюбие;

• правильное внимание - контроль над мыслями;

• правильное сосредоточение - регулярные медитации.


К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие:

• не убий; • не. укради; • будь целомудренным; • не лги; • не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.

Йога — практиче­ская система духов­ного совершенство­вания человека, основанная на опре­деленных этиче­ских положениях и психофизических методиках управления созна­нием и физиологи­ческими процессами. Ее основателем считается мудрец Капила.
Йогическая практика. Методика достижения освобождения в классической йоге опирается на следующие фундаментальные основания: • этическое совершенствование; • аскетическую практику; • систему психотехнических упражнений.
Все это считается вспомогательными средствами йоги. В более детальном варианте они составляют классические восемь ступе­ней йоги, которые предполагают поэтапное достижение единства человека и мироздания. Человек представляет собой сложную систему тел, тождественную структуре внешних миров путь действия заключается, с одной стороны, в последовательном соединении каждого тела человека с тождественными ему внешним миром, а с другой – в соединении всех тел в общее психофизическое единство индивидуального Я. Первые 4 открытые ступени классической йоги включают освоение практики воздержаний и предписаний, а также физических и дыхательных упражнений. Именно на них сосредоточено внимание тех, кто начинает практиковать путь действия. Происхождения высших ступеней требует обретения собственного мистического духовного учителя.

Практика йоги позволяет раскрывать скрытые силы человече­ского духа. В йоге это называют «совершенными способностями».

Чарвака-локаята отвергает Веды, не верит в жизнь после смерти, опровергает существование Бога во всех смыслах и строит свое учение на признании первичности материи и вторичности сознания. Это древнеиндийский материализм. Философия чарваков – система древнего материализма, в которой связаны онтология, гносеология, этика.

Джайнизм относится к числу национальных религий Индии. Он отрицает непогрешимую святость и авторитетность Вед, существование бога-творца и неколебимую значимость жертвоприношений как пути для достижения конечного освобождения. Отвергает он и претензии брахманов на господствующее положение, и сословно-кастовое деление общества, придавая первостепенное значение ненасилию, отшельничеству и монашеской жизни как условию высшей праведности. Эти черты роднят его с буддизмом. Есть и другие, более частные сходства, что давало основания некоторым исследователям рассматривать джайнизм как ответвление буддизма. Джайнизм возник и сформировался в том же историко-культурном поле, что и индуизм, буддизм и сикхизм, и потому имеет много общих с ними черт.

В отличие от других индийских религий джайнизм мало изучен и почти не известен на Западе. Между тем в самой Индии он имел значение не меньшее, чем буддизм.

!!!!В современной Индии джайнов очень мало — приблизительно 0,5% (около трех миллионов) населения, но их роль в жизни страны весьма заметна. Им принадлежат ключевые позиции в экономике (джайны занимаются в основном торгово-ростовщической деятельностью).

Джайнизм не отрицает существование богов, но в общей схеме мироздания отводит им весьма незначительное место. Миром движет всеобщий закон, а не воля бога-творца, периодически создающего и разрушающего этот мир. В центре джайнской религиозно-философской доктрины - проблема бытия личности.

 

Структура мировоззрения.

Мировоззрение представляет собой синтез различных черт духовной жизни человека; это познание и переживание человеком мира. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

Мировоззрение

 

Мироощущение (оценка) Миропонимание (сумма знаний человека)

Исторические типы мировоззрения:

Мифологический Научный Философский Религиозный

Мифологическое мировоззрение — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:

1. происхождение Вселенной, Земли и человека;

2. объяснение природных явлений;

3. жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;

4. вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Чертами мифа являются:

1. очеловечивание природы;

2. наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;

3. отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

4. практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач;

5. однообразие и поверхность мифологических сюжетов.


Научное мировоззрение это мировоззрение, опирающееся на принципы и законы, многократно проверенные научным методом и подтвержденные практикой человечества в целом. Принципиальной особенностью научного мировоззрения является то, что общие законы природы, как составная часть научного мировоззрения, являются общеобязательными для всех. Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения. Наука в ее современном понимании, как опытное теоретическое изучение различных объектов и явлений действительности, мировоззрением, в строгом смысле этого слова, не является, так как, Во—первых, она изучает саму объективную действительность, а не отношение человека к ней, а Во—вторых, любое мировоззрение является ценностным видом сознания, тогда как наука реализацией когнитивной сферы сознания, целью которой является получение знания о свойствах и отношениях различных объектов самих по себе.

Религиозное мировоззрение — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная форма восприятия окружающей действительности. Религия исследует вопросы те же, что и миф:

1. происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;

2. объяснение природных явлений;

3. поступки, судьба человека;

4. нравственно-этические проблемы.

Философское мировоззрение — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

1. основано на знании (а не на вере либо вымысле);

2. рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

3. логично (имеет внутреннее единство и систему);

4. опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

1. космоцентризм (в основе лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность Космоса);

2. теоцентризм (в основе лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога);

3. антропоцентризм (в центре которого стоит проблема человека).

Билет 2

1) Проект идеального государства, во главе которого должны стоять философы, разработал: Платон

2) Пантеизм – это отождествление Бога и природы

3) Философским открытием марксизма является: Материалистическое понимания истории

4) Сторонник материализма в русской философии – Чернышевский

5) Философское направление, оперирующее категориями «пограничная ситуация», «подлинное существование»: экзистенциализм

6) Принцип конкретности истины означает: связь истины с условиями существования явления, знание о котором считается истинным

7) Идеология – это система ценностей и идей теоретического уровня, выражающих интересы различных соц групп

8) Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и тд), в противоположное типовым чертам, -- это индивидуальность

9) Категория которая не относится к закону взаимного перехода количественных и качественных изменений: противоположность

10) К формам чувственного познания относятся ощущение, восприятие, представление

Даосизм.

Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.

Основателем считается Лао Цзы, живший в конце 6 — начале 5 вв. до н. э. Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет 2 значения:

• путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;

• субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту.

"Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.

Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:

• все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;

• материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе;

• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека=> главный принцип жизни человека — покой и недеяние;

• особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами;

• познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма;

• путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей;

• необходимо во всем уступать друг другу.

Конфуцианство и легизм.

Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, прежде всего, как участника социальной жизни.

Основоположником является Конфуций, живший в 551 — 479 гг. до н. э.

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

• Как необходимо управлять людьми?

• Как вести себя в обществе?

Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям.

Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:

• жить в обществе и для общества;

• уступать друг другу;

• слушаться старших по возрасту и по званию;

• подчиняться императору;

• сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;

• быть человечным.

Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник. Руководитель должен обладать следующими качествами:

• подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;

• управлять на основе добродетели;

• обладать необходимыми знаниями;

• верно служить стране, быть патриотом;

• обладать большими амбициями, ставить высокие цели;

• быть благородным;

• делать только добро государству и окружающим.

В свою очередь, подчиненный должен:

• быть лояльным по отношению к руководителю;

• проявлять старание в работе;

• постоянно учиться и самосовершенствоваться.

!!! Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время.

Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм. Его основателями были Шан Ян и Хань Фэй. В III в. до н. э. легизм стал официальной идеологией.

Основной вопрос легизма: как управлять обществом? Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти.

Основными постулатами легизма являются следующие:

• человек обладает изначально злой природой;

• движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;

• как правило, интересы отдельных индивидов взаимопротивоположны;

• чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;

• государство должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;

• основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;

• основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;

• законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам, если они нарушили законы;

• государственный аппарат должен формироваться из профессионалов;

• государство — главный регулирующий механизм общества => имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

 

Билет 3

1) Философское направление, признающее первичным идеальное начало и ….., короче там Идеализм

2) Представители Милетской школы в античной философии выдвинули проблему первоначала

3) Одной из центральных проблем в средневековой философии была проблема соотношения веры и разума

4) Марк и Энгельс выделили отличие своей диалектики от гегелевской в том, что она стала материалистической

5) Философ в антологии которого ключевую роль играют понятия «волк в жизни» и «воля к власти»: Ницше

6) Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения истины: агностицизм

7) Метод познания, при котором общий вывод делается на основе обобщения ряда частных случае – это индукция

8) Современный процесс интенсификации экономических, социальных, политических и культурных связей и взаимодействий, разворачивающихся поверх государственных границ – глобализация

9) Концепции прав человека договорного характера происхождения государства, правового государства сформировались в рамках идеологии: либеральной

10) Категория, которая не относится к закону единства и борьбы противоположностей свойство

Билет 4

1. Философское учение, утверждающее равноправие материального и духовного первоначал мира – это дуализм.

Билет 5

1. Автор апорий "Ахиллес и черепаха", "Стрела", "Дихотомия", "Стадион" и др.: Зенон Элейский

Методология Сократа

Важнейшими средствами (методами) для приобщения людей к познанию, по мнению Сократа, выступали:

1. Майевтика («повивальное искусство») – с помощью иронии, наводящих вопросов, Сократ старался подвести собеседника сначала к освобождению от ошибочного мнения (ложного знания), а затем к открытию, рождению истины;

2. Диалог – с помощью ответно-вопросной формы диалога, Сократ старался подвести собеседника к истине (объективному знанию) без навязывания собственного мнения;

3. Индуктивные рассуждения – в процессе анализа определенного числа вещей или отдельных суждений Сократ составлял общее суждение через понятие, которое выражало сущность или природу вещи (т.е Сократ был у источников формирования общих понятий в философии).

 

Билет 6

1. Материализм – это: признание первичности природы, материи и вторичности, зависимости идеального начала, сознания;

Билет 7

1) В учении о бытии Аристотеля выделялись четыре первопричины всего существующего: материальная, формальная, действующая ну и тд.

2) Определяющее влияние на развитие средневековой философии было оказано религией

3) Характерная черта философствования в эпоху Возрождения антропоцентризм

4) Критерием общественного прогресса в марксисткой философии выступает уровень развития производительных сил

5) Философское направление, утверждающее, что существование человека предшествует его сущности экзистенциализм

6) Синергетика – это теория о самоорганизации открытых неравновесных систем

7) Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека обыденный

8) Метод познания, при котором «Метол о частном случае делается на основании общего правила – дедукция

9) Всеобщая, существенная, необходимая, устойчивая связь явлений или сторон какого-либо явления – это закон

10) «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» К. Маркс имел в виду, что сущность человека социальна

7. Особенности христианской философии периода патристики. Роль Августина в доктринальном оформлении христианства.

Патристика -- совокупность учений отцов христианской церкви 2-4 вв. Патристика – это синтез религиозных ценностей христианства и эллинского философского наследия.
Особенности:

1) Синтез христианства и эллинской философии. Для продвижения идей христианства использовались идеи эллинской философии. Так, например, учение Платона о запредельном первоначале было идеальной объяснительной моделью для христианского учения о Боге.

2) Решительная смена ориентиров. Признавалась только истина Откровения. Вера главенствовала над разумом. Христианское философствование заключалось в совокупности способов интерпретации Писания. Истина заключалась в Писании, а задача теолога – правильно понять ее и разъяснить. «Без веры нет истины»

3) Истина – состояние не индивидуальное, а коллективное, она принадлежит всему христианскому сообществу.

Учение Августина. Философия Августина возникает как симбиоз христианских и древних доктрин (платонизм)
О бытии. Бог является высшей сущностью. Он сотворил материю и наделил ее различными формами, свойствами и назначениями, при этом мир и человек зависят от своего творца.

Свобода воли. Свобода – осознанное следование необходимости, которое состоит в служении Христу. Человек может отклоняться от собственного пути, когда он по своей воле делает ложный выбор. Свобода воли может привести человека как к подлинной свободе, так и к произволу. (Адам и Ева). Отсюда существование зла. Зло не принадлежит природе, а является продуктом свободного творчества, происходит от человека. Зло есть отсутствие добра. Но зло можно рассматривать как необходимую ступень к добру.
Истина. Человек извлекает главные истины из глубины души во время самопознания. (Чувственное познание не приводит к истине)

В учении Августина есть определенная двойственность, как и в учении Платона. В своем главном труде «О граде Божьем» Августин выделяет 2 града – Божий и земной.
Божий град представляет меньшую часть человечества, тех, кто своим морально-религиозным поведением заслужил у Бога спасение и милосердие. Град Божий вбирает в себя прошедших земные страдания.
А граждане земного града будут преданы вечным мучениям. Кроме того, в этом сочинении он обосновал необходимость церкви как посредника между Богом и человеком.

 

Билет 9

1) Высказывание «Все есть число» выражает суть философского учения Пифагор

2) Какое философское направление являлось господствующим в эпоху Средневековья? Идеалистическое

3) Позиция, преобладающая в философии франц Просвещения материалистическая

4) Материализм Л. Фейрбаха носил антропологический характер

5) Философ, который ввел в современный научный оборот понятие «парадигм» КУН

6) Учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания диалектика

7) Основными характеристиками времени являются (НЕПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ НАДО ВЫБРАТЬ) протяженность

8) Форма рациональной ступени познания понятие

9) Признаки класса по В.И. Ленину являются (МЕДЛЕННО ДИКТУЙJ)

· Место класса в исторически определенной системе общественного производства

· Отношение к средствам производства

· Роль класса в общественной организации труда

· Способ получения доли общественного богатства

10) главная функция искусства эстетическая

Билет 10

1. Представитель материалистического направления в античной философии: Платон

2. Представители средневекового номинализма утверждали, что реальным, самостоятельным существованием обладают лишь единичные вещи, общее же в них – лишь имя, понятие;

3. Европейский мыслитель 17 в основоположник рационализма: Декарт

4. Понятие общественного договора использовавшееся в философии 17-18вв означает: г) переход общества от естественного состояния к государственному через соглашение между людьми

5. Тип религиозного философствования в России развивал: Соловьев

6. Учение о развитии, источником которого признается становление и разрешение противоречий – это ДИАЛЕКТИКА

7. Критерий истины, считающийся главным в максистской гносеологии: практика

8. Независимость истины от познающего субъекта означает ее: объективность

9. Право есть возведенная в закон воля господствующего класса. С этим суждением полностью согласится: К Маркс

10. Какое философское направление рассматривает свободу как способ бытия человека: Экзистенциализм

Лоренцо Валла

Мишель Монтень. Философия – наука о человеке и его морали, она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать.

2. Неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.)

Представители: Пико делла Мирандола, Парацельс – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма

3. Натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.) – философия природы.

Главные черты: пантеизм (отождествление Бога и Природы) и неоплатонизм (идея единства в многообразии).

Представители:

Николай Кузанский (идеалист, признающий в качестве высшего, основополагающего бытия только Бога. Бог – «абсолютный максимум». Определил философию как ученое незнание и ввел понятие бесконечности и бесконечности Вселенной в пространстве. Согласно Н. Кузанскому, микрокосм (человек) и макрокосм (Вселенная) совпадают)

Джордано Бруно (Рассматривает мир по аналогии с животным и человеческим организмом. Вселенная бесконечна во времени и состоит из бесконечного множества обитаемых миров, населенных разумными существами)

4. Реформационное (XVI – XVII вв.)

Представители:

Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью

5. Политическое (XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – проблема управления государством, поведение правителей

6. Утопическо-социалистическое (XV – XVII вв.)

ПредставителиТомас Мор, Томмазо Кампанелла – искали идеальные формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти

 

Билет 11

1. Высказывание «человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют» приписывают: Протагор

2. Для Платона первичным является идеального начала (материя первичнее чем сознание)

3. Автор утопического сочинения «Город солнца» является: К. Томмазо

4. Представитель философии французского Просвещения: Гольбах

5. Диалектический механизм развития любого объекта по Гегелю, включает в себя непременно три ступени, кратко обозначаемые им: тезис – антитезис – синтез

6. Диалектический материализм рассматривает движение как способ существования материи

7. Суждение: "Наш мозг выделяет мысли, как печень выделяет желчь" выражает суть: а) вульгарного материализма;

8. Формы чувственной ступени познания: ощущение восприятие

9. к глобальным проблемам современности не относится: проблема воспитания патриотизма

10. Материалистическое понимание истории предполагает первичность общественного бытия относительно общественного сознания

 

Это время беспощадной критики метафизических догм, религиозных суеверий и морально-нравственных предрассудков, веры в изменение негуманного характера отношений между людьми и избавления от политической тирании.

Это время научной революции, начало которой было положено открытиями Н. Коперника, И. Кеплера Г. Галилея, а завершение выпало И. Ньютону.

Билет 12

1. Философское направление, утверждающее зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека – это… субъективный идеализм

2. Представитель атомизма: Демокрит

3. Пантеизм – это отождествление: Бога и природы

4. Главным объектом исследования в философии Бердяева является: познание

5. Суждение, верно отражающее позицию экзистенциалистов: существование предшествует сущности

6. Познавательная процедура мысленного (или реального) расчленения, разложения объекта на составные элементы – это: анализ

7. Принцип фальсификации выполняет функцию: а)разграничения научного и вненаучного знания

8. Онтология – это: философское учение о бытии

9. Определяющими в структуре общественно-экономической формации являются: производственные отношения

10. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в концепции О.Шпенглера: цивилизация – это стадия умирания культуры.

 

Билет 14

1. постпозитивизм (г)

2. Аристотель (б)

3. Спиноза (Б)

4. материалистическое понимание истории (а)

5. Н.С. Булгаков

6. Принцип единства и борьба противоположностей (а)

7. объективна и субъективна абсолютна и относительна, НО не абстрактна

8. частичное совпадение субъекта и объекта познания (в)

9. сфера человеческой деятельности направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности

10. наличие культа (в)

 

Билет 15

1. милетская (а)

2. Бога (в)

3. Бэкон (а)

4. славянофилы и западники (г)

Неотомизм

6. (б)

7. Отражение определяется как: всеобщее свойство материи (а)

8. Кун

9. Современный процесс интенсификации экономических, социальных, политических и культурных связей и взаимодействий, разворачивающихся поверх государственных границ – это: Глобализация

10. Научная революция это радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой научной картине мира



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.172 с.)