Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Генезис философского знания в Древней Индии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Билет 1 1)Философское направление, признающее первичность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального – материализм. 2) Создатель формальной логики Аристотель 3) В основе теоцентризма – характерной черты средневековой философии – лежит представление о главенстве: Бога 4) Универсальный метод истинного познания в философии Бэкона – это эмпиризм 5) Немецкий философ, проанализировавший историческое движение человеческой мысли и выразивший ее целостное, закономерное развитие в понятиях «мирового разума», «абсолютной идеи» Гегель 6) Раздел философского знания, изучающий проблемы бытия: онтология 7) Нелинейность, бифуркация, хаос – это категории синергетики 8) Способность сознания создать нечто новое, не возникающее в материальном мире естественными образом: кретивность 9) В отличие от естественно-научного познания для социального познания характерно: частичное совпадение субъекта и объекта познания 10) Историю как процесс смены общественно-экономических формаций рассматривал Маркс Генезис философского знания в Древней Индии. Древнеиндийская философия 1. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа: • XV — VI вв. до н. э. — ведический период; • VI — И вв. до н. э. — эпический период; • II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр. Веды — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды, как правило, включали в себя: • "священное писание", религиозные гимны; • описание ритуалов, сочиненное жрецами и используемое ими при отправлении религиозных культов; • книги лесных отшельников; • философские комментарии к Ведам. Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед, в которых дается философская трактовка содержания Вед. Во время второго эпического этапа появляются учения, оппозиционные Ведам: • буддизм; • джайнизм; • чарвана-лакаята. Одновременно возникает ряд философских школ, которые развивают ведическое учение: • йога; • веданта; • вайшешина; • ньяя; • миманса; • санкхья. Завершает период древнеиндийской философии эра сутр — кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы. В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм. В XVIII — ХХ вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской). 2. Онтология индийской философии опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма живет 100 космических лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических лет — до нового рождения Брахмы. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме. Мир взаимосвязан. Любое событие влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм. 3. Главной особенностью древнеиндийской гносеологии является не изучение внешних признаков предметов и явлений, а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания. • "пракрити" — материальное сознание; • "пуруша" — чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди); • "майя" — сознание сновидения, мираж. 4.Душа в индийской философии состоит из двух начал: • атмана (частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен); • манаса (душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы). Также для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме. 5.Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души прекращается. Наступление мокши — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Великими Душами. Ахимса - единство всех форм жизни на земле. Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает, неубиение. Буддизм и его основные идеи Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после 5 в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после 3 в. н. э.), а также в иных регионах. Основателем данного учения считается Гаутама Будда. Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между 2 крайними: "путем удовольствия" и "путем аскетизма". "Средний путь" — путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана — высшая благодать. Будда вывел 4 благородные истины: • земная жизнь полна страданий; • страдания имеют свои причины; • от страданий можно избавиться; • существует путь, освобождающий от страданий. Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана. Данный план — так называемый Восьмеричный путь — предусматривает соблюдение следующих принципов: • правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни; • правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей меняется жизнь; • правильная речь – речь человека воздействуют на его душу, характер; • правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми; • правильный образ жизни; • правильное умение — усердие и трудолюбие; • правильное внимание - контроль над мыслями; • правильное сосредоточение - регулярные медитации. К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие: • не убий; • не. укради; • будь целомудренным; • не лги; • не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ. Йога — практическая система духовного совершенствования человека, основанная на определенных этических положениях и психофизических методиках управления сознанием и физиологическими процессами. Ее основателем считается мудрец Капила. Практика йоги позволяет раскрывать скрытые силы человеческого духа. В йоге это называют «совершенными способностями». Чарвака-локаята отвергает Веды, не верит в жизнь после смерти, опровергает существование Бога во всех смыслах и строит свое учение на признании первичности материи и вторичности сознания. Это древнеиндийский материализм. Философия чарваков – система древнего материализма, в которой связаны онтология, гносеология, этика. Джайнизм относится к числу национальных религий Индии. Он отрицает непогрешимую святость и авторитетность Вед, существование бога-творца и неколебимую значимость жертвоприношений как пути для достижения конечного освобождения. Отвергает он и претензии брахманов на господствующее положение, и сословно-кастовое деление общества, придавая первостепенное значение ненасилию, отшельничеству и монашеской жизни как условию высшей праведности. Эти черты роднят его с буддизмом. Есть и другие, более частные сходства, что давало основания некоторым исследователям рассматривать джайнизм как ответвление буддизма. Джайнизм возник и сформировался в том же историко-культурном поле, что и индуизм, буддизм и сикхизм, и потому имеет много общих с ними черт. В отличие от других индийских религий джайнизм мало изучен и почти не известен на Западе. Между тем в самой Индии он имел значение не меньшее, чем буддизм. !!!!В современной Индии джайнов очень мало — приблизительно 0,5% (около трех миллионов) населения, но их роль в жизни страны весьма заметна. Им принадлежат ключевые позиции в экономике (джайны занимаются в основном торгово-ростовщической деятельностью). Джайнизм не отрицает существование богов, но в общей схеме мироздания отводит им весьма незначительное место. Миром движет всеобщий закон, а не воля бога-творца, периодически создающего и разрушающего этот мир. В центре джайнской религиозно-философской доктрины - проблема бытия личности.
Структура мировоззрения. Мировоззрение представляет собой синтез различных черт духовной жизни человека; это познание и переживание человеком мира. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание. Мировоззрение
Мироощущение (оценка) Миропонимание (сумма знаний человека) Исторические типы мировоззрения: Мифологический Научный Философский Религиозный Мифологическое мировоззрение — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: 1. происхождение Вселенной, Земли и человека; 2. объяснение природных явлений; 3. жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; 4. вопросы чести, долга, этики и нравственности. Чертами мифа являются: 1. очеловечивание природы; 2. наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; 3. отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); 4. практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач; 5. однообразие и поверхность мифологических сюжетов. Научное мировоззрение — это мировоззрение, опирающееся на принципы и законы, многократно проверенные научным методом и подтвержденные практикой человечества в целом. Принципиальной особенностью научного мировоззрения является то, что общие законы природы, как составная часть научного мировоззрения, являются общеобязательными для всех. Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения. Наука в ее современном понимании, как опытное теоретическое изучение различных объектов и явлений действительности, мировоззрением, в строгом смысле этого слова, не является, так как, Во—первых, она изучает саму объективную действительность, а не отношение человека к ней, а Во—вторых, любое мировоззрение является ценностным видом сознания, тогда как наука реализацией когнитивной сферы сознания, целью которой является получение знания о свойствах и отношениях различных объектов самих по себе. Религиозное мировоззрение — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная форма восприятия окружающей действительности. Религия исследует вопросы те же, что и миф: 1. происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека; 2. объяснение природных явлений; 3. поступки, судьба человека; 4. нравственно-этические проблемы. Философское мировоззрение — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: 1. основано на знании (а не на вере либо вымысле); 2. рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); 3. логично (имеет внутреннее единство и систему); 4. опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: 1. космоцентризм (в основе лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность Космоса); 2. теоцентризм (в основе лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога); 3. антропоцентризм (в центре которого стоит проблема человека). Билет 2 1) Проект идеального государства, во главе которого должны стоять философы, разработал: Платон 2) Пантеизм – это отождествление Бога и природы 3) Философским открытием марксизма является: Материалистическое понимания истории 4) Сторонник материализма в русской философии – Чернышевский 5) Философское направление, оперирующее категориями «пограничная ситуация», «подлинное существование»: экзистенциализм 6) Принцип конкретности истины означает: связь истины с условиями существования явления, знание о котором считается истинным 7) Идеология – это система ценностей и идей теоретического уровня, выражающих интересы различных соц групп 8) Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и тд), в противоположное типовым чертам, -- это индивидуальность 9) Категория которая не относится к закону взаимного перехода количественных и качественных изменений: противоположность 10) К формам чувственного познания относятся ощущение, восприятие, представление Даосизм. Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем считается Лао Цзы, живший в конце 6 — начале 5 вв. до н. э. Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет 2 значения: • путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; • субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. "Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей: • все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями; • материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе; • мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека=> главный принцип жизни человека — покой и недеяние; • особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; • познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма; • путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей; • необходимо во всем уступать друг другу. Конфуцианство и легизм. Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, прежде всего, как участника социальной жизни. Основоположником является Конфуций, живший в 551 — 479 гг. до н. э. Основные вопросы, решаемые конфуцианством: • Как необходимо управлять людьми? • Как вести себя в обществе? Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов: • жить в обществе и для общества; • уступать друг другу; • слушаться старших по возрасту и по званию; • подчиняться императору; • сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей; • быть человечным. Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник. Руководитель должен обладать следующими качествами: • подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам; • управлять на основе добродетели; • обладать необходимыми знаниями; • верно служить стране, быть патриотом; • обладать большими амбициями, ставить высокие цели; • быть благородным; • делать только добро государству и окружающим. В свою очередь, подчиненный должен: • быть лояльным по отношению к руководителю; • проявлять старание в работе; • постоянно учиться и самосовершенствоваться. !!! Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм. Его основателями были Шан Ян и Хань Фэй. В III в. до н. э. легизм стал официальной идеологией. Основной вопрос легизма: как управлять обществом? Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти. Основными постулатами легизма являются следующие: • человек обладает изначально злой природой; • движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы; • как правило, интересы отдельных индивидов взаимопротивоположны; • чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения; • государство должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся; • основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием; • основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы; • законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам, если они нарушили законы; • государственный аппарат должен формироваться из профессионалов; • государство — главный регулирующий механизм общества => имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.
Билет 3 1) Философское направление, признающее первичным идеальное начало и ….., короче там Идеализм 2) Представители Милетской школы в античной философии выдвинули проблему первоначала 3) Одной из центральных проблем в средневековой философии была проблема соотношения веры и разума 4) Марк и Энгельс выделили отличие своей диалектики от гегелевской в том, что она стала материалистической 5) Философ в антологии которого ключевую роль играют понятия «волк в жизни» и «воля к власти»: Ницше 6) Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения истины: агностицизм 7) Метод познания, при котором общий вывод делается на основе обобщения ряда частных случае – это индукция 8) Современный процесс интенсификации экономических, социальных, политических и культурных связей и взаимодействий, разворачивающихся поверх государственных границ – глобализация 9) Концепции прав человека договорного характера происхождения государства, правового государства сформировались в рамках идеологии: либеральной 10) Категория, которая не относится к закону единства и борьбы противоположностей свойство Билет 4 1. Философское учение, утверждающее равноправие материального и духовного первоначал мира – это дуализм. Билет 5 1. Автор апорий "Ахиллес и черепаха", "Стрела", "Дихотомия", "Стадион" и др.: Зенон Элейский Методология Сократа Важнейшими средствами (методами) для приобщения людей к познанию, по мнению Сократа, выступали: 1. Майевтика («повивальное искусство») – с помощью иронии, наводящих вопросов, Сократ старался подвести собеседника сначала к освобождению от ошибочного мнения (ложного знания), а затем к открытию, рождению истины; 2. Диалог – с помощью ответно-вопросной формы диалога, Сократ старался подвести собеседника к истине (объективному знанию) без навязывания собственного мнения; 3. Индуктивные рассуждения – в процессе анализа определенного числа вещей или отдельных суждений Сократ составлял общее суждение через понятие, которое выражало сущность или природу вещи (т.е Сократ был у источников формирования общих понятий в философии).
Билет 6 1. Материализм – это: признание первичности природы, материи и вторичности, зависимости идеального начала, сознания; Билет 7 1) В учении о бытии Аристотеля выделялись четыре первопричины всего существующего: материальная, формальная, действующая ну и тд. 2) Определяющее влияние на развитие средневековой философии было оказано религией 3) Характерная черта философствования в эпоху Возрождения антропоцентризм 4) Критерием общественного прогресса в марксисткой философии выступает уровень развития производительных сил 5) Философское направление, утверждающее, что существование человека предшествует его сущности экзистенциализм 6) Синергетика – это теория о самоорганизации открытых неравновесных систем 7) Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека обыденный 8) Метод познания, при котором «Метол о частном случае делается на основании общего правила – дедукция 9) Всеобщая, существенная, необходимая, устойчивая связь явлений или сторон какого-либо явления – это закон 10) «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» К. Маркс имел в виду, что сущность человека социальна 7. Особенности христианской философии периода патристики. Роль Августина в доктринальном оформлении христианства. Патристика -- совокупность учений отцов христианской церкви 2-4 вв. Патристика – это синтез религиозных ценностей христианства и эллинского философского наследия. 1) Синтез христианства и эллинской философии. Для продвижения идей христианства использовались идеи эллинской философии. Так, например, учение Платона о запредельном первоначале было идеальной объяснительной моделью для христианского учения о Боге. 2) Решительная смена ориентиров. Признавалась только истина Откровения. Вера главенствовала над разумом. Христианское философствование заключалось в совокупности способов интерпретации Писания. Истина заключалась в Писании, а задача теолога – правильно понять ее и разъяснить. «Без веры нет истины» 3) Истина – состояние не индивидуальное, а коллективное, она принадлежит всему христианскому сообществу. Учение Августина. Философия Августина возникает как симбиоз христианских и древних доктрин (платонизм) Свобода воли. Свобода – осознанное следование необходимости, которое состоит в служении Христу. Человек может отклоняться от собственного пути, когда он по своей воле делает ложный выбор. Свобода воли может привести человека как к подлинной свободе, так и к произволу. (Адам и Ева). Отсюда существование зла. Зло не принадлежит природе, а является продуктом свободного творчества, происходит от человека. Зло есть отсутствие добра. Но зло можно рассматривать как необходимую ступень к добру. В учении Августина есть определенная двойственность, как и в учении Платона. В своем главном труде «О граде Божьем» Августин выделяет 2 града – Божий и земной.
Билет 9 1) Высказывание «Все есть число» выражает суть философского учения Пифагор 2) Какое философское направление являлось господствующим в эпоху Средневековья? Идеалистическое 3) Позиция, преобладающая в философии франц Просвещения материалистическая 4) Материализм Л. Фейрбаха носил антропологический характер 5) Философ, который ввел в современный научный оборот понятие «парадигм» КУН 6) Учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания диалектика 7) Основными характеристиками времени являются (НЕПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ НАДО ВЫБРАТЬ) протяженность 8) Форма рациональной ступени познания понятие 9) Признаки класса по В.И. Ленину являются (МЕДЛЕННО ДИКТУЙJ) · Место класса в исторически определенной системе общественного производства · Отношение к средствам производства · Роль класса в общественной организации труда · Способ получения доли общественного богатства 10) главная функция искусства эстетическая Билет 10 1. Представитель материалистического направления в античной философии: Платон 2. Представители средневекового номинализма утверждали, что реальным, самостоятельным существованием обладают лишь единичные вещи, общее же в них – лишь имя, понятие; 3. Европейский мыслитель 17 в основоположник рационализма: Декарт 4. Понятие общественного договора использовавшееся в философии 17-18вв означает: г) переход общества от естественного состояния к государственному через соглашение между людьми 5. Тип религиозного философствования в России развивал: Соловьев 6. Учение о развитии, источником которого признается становление и разрешение противоречий – это ДИАЛЕКТИКА 7. Критерий истины, считающийся главным в максистской гносеологии: практика 8. Независимость истины от познающего субъекта означает ее: объективность 9. Право есть возведенная в закон воля господствующего класса. С этим суждением полностью согласится: К Маркс 10. Какое философское направление рассматривает свободу как способ бытия человека: Экзистенциализм Лоренцо Валла Мишель Монтень. Философия – наука о человеке и его морали, она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать. 2. Неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.) Представители: Пико делла Мирандола, Парацельс – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма 3. Натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.) – философия природы. Главные черты: пантеизм (отождествление Бога и Природы) и неоплатонизм (идея единства в многообразии). Представители: Николай Кузанский (идеалист, признающий в качестве высшего, основополагающего бытия только Бога. Бог – «абсолютный максимум». Определил философию как ученое незнание и ввел понятие бесконечности и бесконечности Вселенной в пространстве. Согласно Н. Кузанскому, микрокосм (человек) и макрокосм (Вселенная) совпадают) Джордано Бруно (Рассматривает мир по аналогии с животным и человеческим организмом. Вселенная бесконечна во времени и состоит из бесконечного множества обитаемых миров, населенных разумными существами) 4. Реформационное (XVI – XVII вв.) Представители: Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью 5. Политическое (XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – проблема управления государством, поведение правителей 6. Утопическо-социалистическое (XV – XVII вв.) Представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла – искали идеальные формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти
Билет 11 1. Высказывание «человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют» приписывают: Протагор 2. Для Платона первичным является идеального начала (материя первичнее чем сознание) 3. Автор утопического сочинения «Город солнца» является: К. Томмазо 4. Представитель философии французского Просвещения: Гольбах 5. Диалектический механизм развития любого объекта по Гегелю, включает в себя непременно три ступени, кратко обозначаемые им: тезис – антитезис – синтез 6. Диалектический материализм рассматривает движение как способ существования материи 7. Суждение: "Наш мозг выделяет мысли, как печень выделяет желчь" выражает суть: а) вульгарного материализма; 8. Формы чувственной ступени познания: ощущение восприятие 9. к глобальным проблемам современности не относится: проблема воспитания патриотизма 10. Материалистическое понимание истории предполагает первичность общественного бытия относительно общественного сознания
Это время беспощадной критики метафизических догм, религиозных суеверий и морально-нравственных предрассудков, веры в изменение негуманного характера отношений между людьми и избавления от политической тирании. Это время научной революции, начало которой было положено открытиями Н. Коперника, И. Кеплера Г. Галилея, а завершение выпало И. Ньютону. Билет 12 1. Философское направление, утверждающее зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека – это… субъективный идеализм 2. Представитель атомизма: Демокрит 3. Пантеизм – это отождествление: Бога и природы 4. Главным объектом исследования в философии Бердяева является: познание 5. Суждение, верно отражающее позицию экзистенциалистов: существование предшествует сущности 6. Познавательная процедура мысленного (или реального) расчленения, разложения объекта на составные элементы – это: анализ 7. Принцип фальсификации выполняет функцию: а)разграничения научного и вненаучного знания 8. Онтология – это: философское учение о бытии 9. Определяющими в структуре общественно-экономической формации являются: производственные отношения 10. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в концепции О.Шпенглера: цивилизация – это стадия умирания культуры.
Билет 14 1. постпозитивизм (г) 2. Аристотель (б) 3. Спиноза (Б) 4. материалистическое понимание истории (а) 5. Н.С. Булгаков 6. Принцип единства и борьба противоположностей (а) 7. объективна и субъективна абсолютна и относительна, НО не абстрактна 8. частичное совпадение субъекта и объекта познания (в) 9. сфера человеческой деятельности направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности 10. наличие культа (в)
Билет 15 1. милетская (а) 2. Бога (в) 3. Бэкон (а) 4. славянофилы и западники (г) Неотомизм 6. (б) 7. Отражение определяется как: всеобщее свойство материи (а) 8. Кун 9. Современный процесс интенсификации экономических, социальных, политических и культурных связей и взаимодействий, разворачивающихся поверх государственных границ – это: Глобализация 10. Научная революция это радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой научной картине мира · Основные идеи фило |
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.141 (0.017 с.) |