Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Генезис философского знания в Древней Индии.Стр 1 из 11Следующая ⇒
Билет 1 1)Философское направление, признающее первичность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального – материализм. 2) Создатель формальной логики Аристотель 3) В основе теоцентризма – характерной черты средневековой философии – лежит представление о главенстве: Бога 4) Универсальный метод истинного познания в философии Бэкона – это эмпиризм 5) Немецкий философ, проанализировавший историческое движение человеческой мысли и выразивший ее целостное, закономерное развитие в понятиях «мирового разума», «абсолютной идеи» Гегель 6) Раздел философского знания, изучающий проблемы бытия: онтология 7) Нелинейность, бифуркация, хаос – это категории синергетики 8) Способность сознания создать нечто новое, не возникающее в материальном мире естественными образом: кретивность 9) В отличие от естественно-научного познания для социального познания характерно: частичное совпадение субъекта и объекта познания 10) Историю как процесс смены общественно-экономических формаций рассматривал Маркс Генезис философского знания в Древней Индии. Древнеиндийская философия 1. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа: • XV — VI вв. до н. э. — ведический период; • VI — И вв. до н. э. — эпический период; • II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр. Веды — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды, как правило, включали в себя: • "священное писание", религиозные гимны; • описание ритуалов, сочиненное жрецами и используемое ими при отправлении религиозных культов; • книги лесных отшельников; • философские комментарии к Ведам. Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед, в которых дается философская трактовка содержания Вед. Во время второго эпического этапа появляются учения, оппозиционные Ведам: • буддизм; • джайнизм; • чарвана-лакаята. Одновременно возникает ряд философских школ, которые развивают ведическое учение: • йога; • веданта; • вайшешина; • ньяя; • миманса; • санкхья.
Завершает период древнеиндийской философии эра сутр — кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы. В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм. В XVIII — ХХ вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской). 2. Онтология индийской философии опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма живет 100 космических лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических лет — до нового рождения Брахмы. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме. Мир взаимосвязан. Любое событие влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм. 3. Главной особенностью древнеиндийской гносеологии является не изучение внешних признаков предметов и явлений, а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания. • "пракрити" — материальное сознание; • "пуруша" — чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди); • "майя" — сознание сновидения, мираж. 4.Душа в индийской философии состоит из двух начал: • атмана (частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен); • манаса (душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы). Также для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме. 5.Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души прекращается. Наступление мокши — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Великими Душами. Ахимса - единство всех форм жизни на земле. Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает, неубиение. Буддизм и его основные идеи Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после 5 в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после 3 в. н. э.), а также в иных регионах. Основателем данного учения считается Гаутама Будда. Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между 2 крайними: "путем удовольствия" и "путем аскетизма". "Средний путь" — путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана — высшая благодать. Будда вывел 4 благородные истины: • земная жизнь полна страданий; • страдания имеют свои причины; • от страданий можно избавиться; • существует путь, освобождающий от страданий. Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана. Данный план — так называемый Восьмеричный путь — предусматривает соблюдение следующих принципов: • правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни; • правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей меняется жизнь; • правильная речь – речь человека воздействуют на его душу, характер; • правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми; • правильный образ жизни; • правильное умение — усердие и трудолюбие; • правильное внимание - контроль над мыслями; • правильное сосредоточение - регулярные медитации. К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие: • не убий; • не. укради; • будь целомудренным; • не лги; • не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ. Йога — практическая система духовного совершенствования человека, основанная на определенных этических положениях и психофизических методиках управления сознанием и физиологическими процессами. Ее основателем считается мудрец Капила.
Практика йоги позволяет раскрывать скрытые силы человеческого духа. В йоге это называют «совершенными способностями». Чарвака-локаята отвергает Веды, не верит в жизнь после смерти, опровергает существование Бога во всех смыслах и строит свое учение на признании первичности материи и вторичности сознания. Это древнеиндийский материализм. Философия чарваков – система древнего материализма, в которой связаны онтология, гносеология, этика. Джайнизм относится к числу национальных религий Индии. Он отрицает непогрешимую святость и авторитетность Вед, существование бога-творца и неколебимую значимость жертвоприношений как пути для достижения конечного освобождения. Отвергает он и претензии брахманов на господствующее положение, и сословно-кастовое деление общества, придавая первостепенное значение ненасилию, отшельничеству и монашеской жизни как условию высшей праведности. Эти черты роднят его с буддизмом. Есть и другие, более частные сходства, что давало основания некоторым исследователям рассматривать джайнизм как ответвление буддизма. Джайнизм возник и сформировался в том же историко-культурном поле, что и индуизм, буддизм и сикхизм, и потому имеет много общих с ними черт. В отличие от других индийских религий джайнизм мало изучен и почти не известен на Западе. Между тем в самой Индии он имел значение не меньшее, чем буддизм. !!!!В современной Индии джайнов очень мало — приблизительно 0,5% (около трех миллионов) населения, но их роль в жизни страны весьма заметна. Им принадлежат ключевые позиции в экономике (джайны занимаются в основном торгово-ростовщической деятельностью). Джайнизм не отрицает существование богов, но в общей схеме мироздания отводит им весьма незначительное место. Миром движет всеобщий закон, а не воля бога-творца, периодически создающего и разрушающего этот мир. В центре джайнской религиозно-философской доктрины - проблема бытия личности.
Структура мировоззрения. Мировоззрение представляет собой синтез различных черт духовной жизни человека; это познание и переживание человеком мира. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.
Мировоззрение
Мироощущение (оценка) Миропонимание (сумма знаний человека) Исторические типы мировоззрения: Мифологический Научный Философский Религиозный Мифологическое мировоззрение — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: 1. происхождение Вселенной, Земли и человека; 2. объяснение природных явлений; 3. жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; 4. вопросы чести, долга, этики и нравственности. Чертами мифа являются: 1. очеловечивание природы; 2. наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; 3. отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); 4. практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач; 5. однообразие и поверхность мифологических сюжетов. Научное мировоззрение — это мировоззрение, опирающееся на принципы и законы, многократно проверенные научным методом и подтвержденные практикой человечества в целом. Принципиальной особенностью научного мировоззрения является то, что общие законы природы, как составная часть научного мировоззрения, являются общеобязательными для всех. Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения. Наука в ее современном понимании, как опытное теоретическое изучение различных объектов и явлений действительности, мировоззрением, в строгом смысле этого слова, не является, так как, Во—первых, она изучает саму объективную действительность, а не отношение человека к ней, а Во—вторых, любое мировоззрение является ценностным видом сознания, тогда как наука реализацией когнитивной сферы сознания, целью которой является получение знания о свойствах и отношениях различных объектов самих по себе. Религиозное мировоззрение — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная форма восприятия окружающей действительности. Религия исследует вопросы те же, что и миф: 1. происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека; 2. объяснение природных явлений; 3. поступки, судьба человека;
4. нравственно-этические проблемы. Философское мировоззрение — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: 1. основано на знании (а не на вере либо вымысле); 2. рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); 3. логично (имеет внутреннее единство и систему); 4. опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: 1. космоцентризм (в основе лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность Космоса); 2. теоцентризм (в основе лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога); 3. антропоцентризм (в центре которого стоит проблема человека). Билет 2 1) Проект идеального государства, во главе которого должны стоять философы, разработал: Платон 2) Пантеизм – это отождествление Бога и природы 3) Философским открытием марксизма является: Материалистическое понимания истории 4) Сторонник материализма в русской философии – Чернышевский 5) Философское направление, оперирующее категориями «пограничная ситуация», «подлинное существование»: экзистенциализм 6) Принцип конкретности истины означает: связь истины с условиями существования явления, знание о котором считается истинным 7) Идеология – это система ценностей и идей теоретического уровня, выражающих интересы различных соц групп 8) Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и тд), в противоположное типовым чертам, -- это индивидуальность 9) Категория которая не относится к закону взаимного перехода количественных и качественных изменений: противоположность 10) К формам чувственного познания относятся ощущение, восприятие, представление Даосизм. Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем считается Лао Цзы, живший в конце 6 — начале 5 вв. до н. э. Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет 2 значения: • путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; • субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. "Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей: • все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями; • материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе; • мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека=> главный принцип жизни человека — покой и недеяние; • особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; • познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма; • путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей; • необходимо во всем уступать друг другу. Конфуцианство и легизм. Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, прежде всего, как участника социальной жизни. Основоположником является Конфуций, живший в 551 — 479 гг. до н. э. Основные вопросы, решаемые конфуцианством: • Как необходимо управлять людьми? • Как вести себя в обществе? Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов: • жить в обществе и для общества; • уступать друг другу; • слушаться старших по возрасту и по званию; • подчиняться императору; • сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей; • быть человечным. Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник. Руководитель должен обладать следующими качествами: • подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам; • управлять на основе добродетели; • обладать необходимыми знаниями; • верно служить стране, быть патриотом; • обладать большими амбициями, ставить высокие цели; • быть благородным; • делать только добро государству и окружающим. В свою очередь, подчиненный должен: • быть лояльным по отношению к руководителю; • проявлять старание в работе; • постоянно учиться и самосовершенствоваться. !!! Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм. Его основателями были Шан Ян и Хань Фэй. В III в. до н. э. легизм стал официальной идеологией. Основной вопрос легизма: как управлять обществом? Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти. Основными постулатами легизма являются следующие: • человек обладает изначально злой природой; • движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы; • как правило, интересы отдельных индивидов взаимопротивоположны; • чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения; • государство должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся; • основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием; • основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы; • законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам, если они нарушили законы; • государственный аппарат должен формироваться из профессионалов; • государство — главный регулирующий механизм общества => имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.
Билет 3 1) Философское направление, признающее первичным идеальное начало и ….., короче там Идеализм 2) Представители Милетской школы в античной философии выдвинули проблему первоначала 3) Одной из центральных проблем в средневековой философии была проблема соотношения веры и разума 4) Марк и Энгельс выделили отличие своей диалектики от гегелевской в том, что она стала материалистической 5) Философ в антологии которого ключевую роль играют понятия «волк в жизни» и «воля к власти»: Ницше 6) Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения истины: агностицизм 7) Метод познания, при котором общий вывод делается на основе обобщения ряда частных случае – это индукция 8) Современный процесс интенсификации экономических, социальных, политических и культурных связей и взаимодействий, разворачивающихся поверх государственных границ – глобализация 9) Концепции прав человека договорного характера происхождения государства, правового государства сформировались в рамках идеологии: либеральной 10) Категория, которая не относится к закону единства и борьбы противоположностей свойство Билет 4 1. Философское учение, утверждающее равноправие материального и духовного первоначал мира – это дуализм. Билет 5 1. Автор апорий "Ахиллес и черепаха", "Стрела", "Дихотомия", "Стадион" и др.: Зенон Элейский Методология Сократа Важнейшими средствами (методами) для приобщения людей к познанию, по мнению Сократа, выступали: 1. Майевтика («повивальное искусство») – с помощью иронии, наводящих вопросов, Сократ старался подвести собеседника сначала к освобождению от ошибочного мнения (ложного знания), а затем к открытию, рождению истины; 2. Диалог – с помощью ответно-вопросной формы диалога, Сократ старался подвести собеседника к истине (объективному знанию) без навязывания собственного мнения; 3. Индуктивные рассуждения – в процессе анализа определенного числа вещей или отдельных суждений Сократ составлял общее суждение через понятие, которое выражало сущность или природу вещи (т.е Сократ был у источников формирования общих понятий в философии).
Билет 6 1. Материализм – это: признание первичности природы, материи и вторичности, зависимости идеального начала, сознания; Билет 7 1) В учении о бытии Аристотеля выделялись четыре первопричины всего существующего: материальная, формальная, действующая ну и тд. 2) Определяющее влияние на развитие средневековой философии было оказано религией 3) Характерная черта философствования в эпоху Возрождения антропоцентризм 4) Критерием общественного прогресса в марксисткой философии выступает уровень развития производительных сил 5) Философское направление, утверждающее, что существование человека предшествует его сущности экзистенциализм 6) Синергетика – это теория о самоорганизации открытых неравновесных систем 7) Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека обыденный 8) Метод познания, при котором «Метол о частном случае делается на основании общего правила – дедукция 9) Всеобщая, существенная, необходимая, устойчивая связь явлений или сторон какого-либо явления – это закон 10) «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» К. Маркс имел в виду, что сущность человека социальна 7. Особенности христианской философии периода патристики. Роль Августина в доктринальном оформлении христианства. Патристика -- совокупность учений отцов христианской церкви 2-4 вв. Патристика – это синтез религиозных ценностей христианства и эллинского философского наследия. 1) Синтез христианства и эллинской философии. Для продвижения идей христианства использовались идеи эллинской философии. Так, например, учение Платона о запредельном первоначале было идеальной объяснительной моделью для христианского учения о Боге. 2) Решительная смена ориентиров. Признавалась только истина Откровения. Вера главенствовала над разумом. Христианское философствование заключалось в совокупности способов интерпретации Писания. Истина заключалась в Писании, а задача теолога – правильно понять ее и разъяснить. «Без веры нет истины» 3) Истина – состояние не индивидуальное, а коллективное, она принадлежит всему христианскому сообществу. Учение Августина. Философия Августина возникает как симбиоз христианских и древних доктрин (платонизм) Свобода воли. Свобода – осознанное следование необходимости, которое состоит в служении Христу. Человек может отклоняться от собственного пути, когда он по своей воле делает ложный выбор. Свобода воли может привести человека как к подлинной свободе, так и к произволу. (Адам и Ева). Отсюда существование зла. Зло не принадлежит природе, а является продуктом свободного творчества, происходит от человека. Зло есть отсутствие добра. Но зло можно рассматривать как необходимую ступень к добру. В учении Августина есть определенная двойственность, как и в учении Платона. В своем главном труде «О граде Божьем» Августин выделяет 2 града – Божий и земной.
Билет 9 1) Высказывание «Все есть число» выражает суть философского учения Пифагор 2) Какое философское направление являлось господствующим в эпоху Средневековья? Идеалистическое 3) Позиция, преобладающая в философии франц Просвещения материалистическая 4) Материализм Л. Фейрбаха носил антропологический характер 5) Философ, который ввел в современный научный оборот понятие «парадигм» КУН 6) Учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания диалектика 7) Основными характеристиками времени являются (НЕПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ НАДО ВЫБРАТЬ) протяженность 8) Форма рациональной ступени познания понятие 9) Признаки класса по В.И. Ленину являются (МЕДЛЕННО ДИКТУЙJ) · Место класса в исторически определенной системе общественного производства · Отношение к средствам производства · Роль класса в общественной организации труда · Способ получения доли общественного богатства 10) главная функция искусства эстетическая Билет 10 1. Представитель материалистического направления в античной философии: Платон 2. Представители средневекового номинализма утверждали, что реальным, самостоятельным существованием обладают лишь единичные вещи, общее же в них – лишь имя, понятие; 3. Европейский мыслитель 17 в основоположник рационализма: Декарт 4. Понятие общественного договора использовавшееся в философии 17-18вв означает: г) переход общества от естественного состояния к государственному через соглашение между людьми 5. Тип религиозного философствования в России развивал: Соловьев 6. Учение о развитии, источником которого признается становление и разрешение противоречий – это ДИАЛЕКТИКА 7. Критерий истины, считающийся главным в максистской гносеологии: практика 8. Независимость истины от познающего субъекта означает ее: объективность 9. Право есть возведенная в закон воля господствующего класса. С этим суждением полностью согласится: К Маркс 10. Какое философское направление рассматривает свободу как способ бытия человека: Экзистенциализм Лоренцо Валла Мишель Монтень. Философия – наука о человеке и его морали, она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать. 2. Неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.) Представители: Пико делла Мирандола, Парацельс – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма 3. Натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.) – философия природы. Главные черты: пантеизм (отождествление Бога и Природы) и неоплатонизм (идея единства в многообразии). Представители: Николай Кузанский (идеалист, признающий в качестве высшего, основополагающего бытия только Бога. Бог – «абсолютный максимум». Определил философию как ученое незнание и ввел понятие бесконечности и бесконечности Вселенной в пространстве. Согласно Н. Кузанскому, микрокосм (человек) и макрокосм (Вселенная) совпадают) Джордано Бруно (Рассматривает мир по аналогии с животным и человеческим организмом. Вселенная бесконечна во времени и состоит из бесконечного множества обитаемых миров, населенных разумными существами) 4. Реформационное (XVI – XVII вв.) Представители: Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью 5. Политическое (XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – проблема управления государством, поведение правителей 6. Утопическо-социалистическое (XV – XVII вв.) Представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла – искали идеальные формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти
Билет 11 1. Высказывание «человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют» приписывают: Протагор 2. Для Платона первичным является идеального начала (материя первичнее чем сознание) 3. Автор утопического сочинения «Город солнца» является: К. Томмазо 4. Представитель философии французского Просвещения: Гольбах 5. Диалектический механизм развития любого объекта по Гегелю, включает в себя непременно три ступени, кратко обозначаемые им: тезис – антитезис – синтез 6. Диалектический материализм рассматривает движение как способ существования материи 7. Суждение: "Наш мозг выделяет мысли, как печень выделяет желчь" выражает суть: а) вульгарного материализма; 8. Формы чувственной ступени познания: ощущение восприятие 9. к глобальным проблемам современности не относится: проблема воспитания патриотизма 10. Материалистическое понимание истории предполагает первичность общественного бытия относительно общественного сознания
Это время беспощадной критики метафизических догм, религиозных суеверий и морально-нравственных предрассудков, веры в изменение негуманного характера отношений между людьми и избавления от политической тирании. Это время научной революции, начало которой было положено открытиями Н. Коперника, И. Кеплера Г. Галилея, а завершение выпало И. Ньютону. Билет 12 1. Философское направление, утверждающее зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека – это… субъективный идеализм 2. Представитель атомизма: Демокрит 3. Пантеизм – это отождествление: Бога и природы 4. Главным объектом исследования в философии Бердяева является: познание 5. Суждение, верно отражающее позицию экзистенциалистов: существование предшествует сущности 6. Познавательная процедура мысленного (или реального) расчленения, разложения объекта на составные элементы – это: анализ 7. Принцип фальсификации выполняет функцию: а)разграничения научного и вненаучного знания 8. Онтология – это: философское учение о бытии 9. Определяющими в структуре общественно-экономической формации являются: производственные отношения 10. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в концепции О.Шпенглера: цивилизация – это стадия умирания культуры.
Билет 14 1. постпозитивизм (г) 2. Аристотель (б) 3. Спиноза (Б) 4. материалистическое понимание истории (а) 5. Н.С. Булгаков 6. Принцип единства и борьба противоположностей (а) 7. объективна и субъективна абсолютна и относительна, НО не абстрактна 8. частичное совпадение субъекта и объекта познания (в) 9. сфера человеческой деятельности направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности 10. наличие культа (в)
Билет 15 1. милетская (а) 2. Бога (в) 3. Бэкон (а) 4. славянофилы и западники (г) Неотомизм 6. (б) 7. Отражение определяется как: всеобщее свойство материи (а) 8. Кун 9. Современный процесс интенсификации экономических, социальных, политических и культурных связей и взаимодействий, разворачивающихся поверх государственных границ – это: Глобализация 10. Научная революция это радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой научной картине мира
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.172 с.) |