Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность философии, специфика философского знания.

Поиск

В отличие от мифологии и религии, которые опираются на веру в сверхъестественное и обращаются к чувствам, сердцу челове­ка, философия апеллирует к разуму. Она стремится объяснить смысл происходящего, постичь внутреннюю, скрытую от непо­средственного наблюдения суть событий. За чувственно воспри­нимаемым многообразием предметов и явлений окружающего мира философия пытается обнаружить невидимую, постигаемую лишь разумом сущность, которая отражает общий порядок ве­щей, устойчивую связь всех явлений действительности, их под­линные причины и основания.

Философия подвергает рационализации складывающиеся в культуре образы мира и человека, ее базовые универсалии. Ис­тина в философии устанавливается и доказывается на основе логических рассуждений. Философия понятийно осваивает дей­ствительность, использует рациональные (логико-гносеологи­ческие) критерии для обоснования высказываемых идей и по­ложений. Благодаря этому она преодолевает чувственно-эмоци­ональную конкретность, образность религии и мифа, нагляд­ность и синкретизм мифологического мышления, а также мета­форичность языка, присущего предшествующим типам миро­воззрения.

Философия является исторически первой формой теорети­ческого мышления. Философское познание следует логической необходимости: если исходные посылки истинны, а процесс рас­суждения является последовательным и непротиворечивым, то достоверное знание может быть выведено чисто мыслительным путем, без обращения к опыту.

Таким образом, философия является рационально-теорети­ческим типом мировоззрения, представляет собой особую форму познания мира, которая вырабатывает систему знаний о фунда­ментальных основаниях и принципах, законах бытия природы,


общества, человека, о наиболее общих, существенных характе­ристиках его мышления, поведения и деятельности.

Что характерно для философии как особого типа мировоз­зрения?

Известный философ XX в. Х. Ортега-и-Гассет в своих лекци­ях о природе и сущности философии неоднократно отмечал, что философскому мировоззрению присущ универсализм. Каждый фрагмент действительности рассматривается в его связи с други­ми. Философские категории диалектически взаимосвязаны, со­ставляют целостную систему. Каждое философское понятие вы­рабатывается с учетом целого, в отличие от понятий частных на­ук, где фрагменты исследуемой реальности рассматривается обо­собленно. Философское мировоззрение стремится к полному и универсальному знанию, все части которого внутренне связаны и образуют логически непротиворечивую систему.

Философия, являясь основной потребностью человеческого разума, ориентирована на поиск целого как такового. Она возво­дит мир до полноты всего, что только можно помыслить. Это обусловлено стремлением разума обнаружить конфликт и пре­одолеть его в некотором новом единстве. Важнейшие философ­ские проблемы связаны с осознанием противоречивой природы тех или иных аспектов действительности, прежде всего противо­речия между бытием и небытием. «Таким предстает перед нами мир: он не самодостаточен, не служит основанием для собствен­ного бытия, а кричит о том, чего ему недостает, провозглашает свое не-бытие, вынуждает нас философствовать; ведь философ­ствовать — значит искать целостность мира, превращать его в Универсум, придавая ему завершенность и создавая из части це­лое, в котором он мог бы спокойно разместиться»1.

Философия превращает стремление охватить умом мирозда­ние в логический и методологический принцип своего развития. При этом в отличие от мифологии или религии, философия мыс­лит противоположности посредством понятий, а не чувствен­но-конкретных или мистико-символических образов.

Философскому мировоззрению присущ также крайний ин­теллектуальный героизм, поскольку философия отказывается опираться на любые известные ей истины, а стремится самостоя­тельно обосновывать свои принципы и положения. Такая особен­ность философии опирается на радикальную автономию фило­софского мышления. Это придает данному типу мировоззрения

1 Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. С. 99.


известную парадоксальность, поскольку оно подвергает методи­ческому сомнению даже самые очевидные, с точки зрения обы­денного сознания, истины.

Таким образом, в отличие от мифологического и религиозно­го, философское мировоззрение рефлексивно. Оно критически переосмысливает весь накопленный человечеством опыт, основа­ния доминирующей в культуре иерархии ценностей, стремится к рациональному обоснованию своих основоположений. Авторитет традиции, убедительность оратора, сила образного, эмоциональ­ного, литературно-художественного воздействия на читателя не могут рассматриваться в философии как аргументы в пользу принятия или отвержения философской концепции, оценки ее как истинной или ложной.

Рациональность философского знания предполагает, что рассуждение философа должно быть непредвзятым и непротиво­речивым, его выводы — доступными для всех здравомыслящих людей. Развитие философских знаний осуществляется посред­ством имманентной критики фундаментальных принципов фи­лософского исследования. При этом критическому анализу в фи­лософии подвергаются не только содержание философских кон­цепций, идей и положений, но также метод достижения резуль­тата, способ, которым они получены.

Рефлексивность философии, стремление к осознанию собст­венных предпосылок является необходимым условием ее исто­рической динамики. Это требует постоянной переформулировки философских проблем, столкновения различных подходов, раз­вития рациональных дискуссий по исследуемому предмету. Бу­дучи антидогматическим типом мировоззрения, критико-реф-лексивной формой мышления, философия существует во мно­жестве школ и направлений, внутренне предполагает плюра­лизм и альтернативность исследовательских позиций.

Для понимания природы философского познания, его специ­фики необходимо провести сравнительный анализ философии с другими формообразованиями культуры. Прежде всего это отно­сится к сложным и неоднозначным отношениям философии с на­укой.

Философию довольно часто определяют как науку о наибо­лее общих основаниях и принципах бытия и познания, о всеоб­щих закономерностях развития природы, общества и мышле­ния. В то же время в философской литературе постоянно обсуж­дается проблема взаимосвязи философии и науки, возможности или невозможности их отождествления. Для того чтобы опреде-


лить границы данных понятий, попытаемся выделить общие и особенные характеристики философского и научного познания.

Уже в рамках античной культуры были выделены важнейшие характеристики философии, обусловливающие ее внутреннее род­ство и сходство с наукой. Это — теоретический характер знания; его логико-понятийная форма; доказательность, всеобщность и не­обходимость; способность объяснять и обеспечивать понимание; его внутреннее единство и систематическая целостность; достовер­ность и объективность, позволяющие отличать это знание от субъективных мнений, индивидуальных оценок и предпочтений людей, а также от вероятностных и ненадежных суждений опыта.

Наука, которая предполагает следование строгой логике фактов, точность научного знания, проверку всякого научного положения опытным или наблюдаемым путем, логичность и непротиворечивость выводов, возможность определения ошиб­ки, наличие специальных, тщательно выверенных методов ис­следования, соответствующих изучаемому предмету, объектив­ность результатов познания, первоначально заимствует культу­ру рационального мышления у философии. Последняя вошла в науку вместе с характерным для философского познания стрем­лением охватить умом и воспроизвести в строгой логике понятий и числовых отношений внутреннюю гармонию мироздания.

Однако в недрах античной культуры вызревало представле­ние и о внутренних отличиях философии и науки, которые стали предметом рефлексии только в новое и новейшее время. Эти от­личия касаются ценностных регулятивов философского и науч­ного познания, а также предметного поля философии и науки.

Философию древние греки мыслили как самую достойную и свободную из всех наук, поскольку она существует не ради ка­кой-либо пользы, а ради знания, истины, ценной самой по себе. Отождествляя истину с благом, античные мыслители полагали, что необходимым условием благоденствия человека является познание скрытой гармонии космоса, обретение прочного, неиз­менного, достоверного знания о сущности вещей и явлений. И когда в новоевропейской культуре развитие науки тесно связали с достижениями технического прогресса и становлением мате­риального фундамента индустриальной цивилизации, отличие инструменталистской, функционально-прагматической направ­ленности научного познания и умозрительной ориентации клас­сической философии стало очевидным.

Основным регулятивом философского поиска является исти­на, без чего, как полагали представители классической философ-


ской традиции, недостижимы ни благо, ни счастье человечества. Наука же ориентирована не столько на достижение истинного знания, сколько на открытие новых горизонтов познания, полу­чение новой, достоверной информации о тех областях действи­тельности, которые ранее не становились объектом научного анализа. При этом ценность научного поиска во многом опреде­ляется полезностью, практической применимостью и эффектив­ностью новых научных знаний.

Философия не может принести практическую пользу как не­посредственный результат философского исследования. Полез­ность философии определяется опосредованно, благодаря ее влия­нию на рост научного знания. Систематизируя добываемые наукой факты, критически выверяя методологию научного поиска, анали­зируя язык, идеалы и нормы научного исследования, вырабатывая теоретические модели неисследованных областей реальности, она способствует генерации новых идей в научном познании, расшире­нию границ непознанного, способствуя развитию науки, а следова­тельно, технико-технологическому прогрессу цивилизации.

Отношения между наукой и философией в истории культуры осложнялись постоянным и неизбежным расширением областей познания, принадлежащих ведению науки. «Наука неуклонно, постоянно захватывает области, которые долгие века служили уделом только философии или религии, — отмечает известный русский мыслитель, знаменитый естествоиспытатель В. И. Вер­надский, — она встречается там с готовыми и укоренившимися построениями и обобщениями, не выдерживающими критики и проверки научными методами искания»2.

РАЗДЕЛ 2. ФИЛОСОФИЯ И МИФ:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.184.250 (0.008 с.)