Т Е М А 1. 1. Мировоззрение и его роль в духовной жизни общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Т Е М А 1. 1. Мировоззрение и его роль в духовной жизни общества



Понятие мировоззрения. Формирование мировоззрения яв­ляется необходимой предпосылкой социализации и самоопреде­ления личности. Данный процесс предполагает выработку спо­собности ориентироваться в сложном и противоречивом мире. Для этого человек стремится развивать и совершенствовать свои знания о действительности, делать их по возможности более пол­ными, обоснованными и систематическими. Ему свойственно признавать собственные ошибки и заблуждения, придерживать­ся определенных моральных и правовых норм, принимать обще­человеческие ценности и идеалы, строить свою жизнь и деятель­ность в соответствии с ними, а также осознавать социальные приоритеты развития общества и культуры.

Мировоззрение — это система представлений о мире и месте в нем человека, об отношении его к окружающей действитель­ности и самому себе, а также обусловленные этими представле­ниями идеалы, ценностные ориентации, основные жизненные позиции, убеждения и установки людей, принципы познания и деятельности.

Мировоззрение представляет собой особый способ духовно-практического освоения действительности, посредством которо­го в сознании индивидов не только формируется целостный об­раз окружающего мира, но достигается осознание ими собствен­ной жизненной позиции, вырабатываются убеждения и принци­пы, побуждающие к преобразованию действительности и самих


себя, определяется характер практической деятельности и пове­дения людей.

Мировоззрение является ядром индивидуального и общест­венного сознания. В качестве субъекта — носителя мировоззре­ния может выступать как отдельная личность, так и общество в целом, этнос, класс, социальная группа.

Учитывая степень полноты и целостности, глубину проник­новения в суть явлений, говорят о житейском (обыденно-эмпи­рическом) и научном (рационально-теоретическом) мировоззре­нии. Обыденное мировоззрение складывается в процессе непо­средственной жизни человека под влиянием личного житейского опыта, условий и обстоятельств развития. Важнейшую роль в его формировании играет семья, близкие, друзья, непосредст­венное общение людей. Обыденный уровень мировоззрения от­личается отсутствием целостности представлений о мире и месте в нем человека. Оно не стремится к проникновению в сущность происходящего, а довольствуется общепринятыми суждениями, зачастую поверхностными, необоснованными обобщениями. Опыт и традиция — это две его основные опоры.

Теоретическое мировоззрение строится на основе философ­ского и научного познания действительности, а также целена­правленного образования. Особую роль в этом процессе играют школа, система профессионального, среднего и высшего образо­вания, самостоятельное приобщение личности к накопленному в культуре знанию. Это системное, логически стройное, обосно­ванное мировоззрение, ориентированное на поиск внутренних причин и закономерностей происходящего, на выявление сущ­ности предметов и явлений действительности. Теоретическое ми­ровоззрение отличается также критичностью, способностью к объективной самооценке, углубленному самопознанию, осознан­ному моральному выбору.

Основные компоненты мировоззрения. В структуре миро­воззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения; эмоции (чувства, настроения, переживания).

Знание есть отражение объективных характеристик действи­тельности в сознании человека. Оно представляет собой идеальную реальность, такое содержание нашего сознания, которое мы вос­принимаем и оцениваем как достоверное (истинное).

Знание объективируется в знаковых системах естественного и искусственного языков. Оно представляет собой информацию,


которая организована, оформлена и упорядочена посредством определенных правил и критериев. Язык, его категориальные и грамматические структуры являются важнейшим средством ор­ганизации информации, из которой формируется знание. Вместе с тем знание возникает на основе практической деятельности людей, его строение отражает структуры основных трудовых операций. Также оно опирается на предшествующий опыт раз­вития человечества, соотносится с ранее достигнутым знанием. В целом знание — сложный социокультурный феномен, продукт исторического развития человеческой деятельности, общества и культуры.

Как основной компонент в структуре мировоззрения, знания задают обобщенную модель человеческого мира. В них находит выражение система категорий культуры — основополагающих понятий, образующих целостный образ реальности. Под универ­салиями культуры подразумеваются наиболее общие понятия, задающие образцы понимания мира и места в нем человека. Они представляют собой особые мыслительные конструкции, систе­му координат, в рамках которой упорядочивается совокупность культурной информации и формируется единая модель реаль­ности.

Среди категорий культуры можно выделить понятия: «мир», «природа», «космос», «пространство», «время», «за­кон», «судьба», «гармония», «благо», «истина», «справедли­вость», «свобода», «счастье», а также «человек», «личность», «общество» «культура» и др. Содержание этих категорий вос­производит специфику доминирующей в культуре системы цен­ностей, задает образцы восприятия и оценки действительности, формирует стереотипы социального поведения. Это особая цен­ностно-смысловая матрица, в которую вписывается информа­ция, заполняющая и конкретизирующая картину мира приме­нительно к целям и задачам человека. Поэтому категории куль­туры можно считать важнейшими семантическими константа­ми мировоззрения, определяющими селекцию информации, ее интерпретацию в процессе познания, а также критериями, на основании которых складываются ценностные ориентации субъекта.

Ценность — понятие, отражающее значение (человеческое, социальное, культурное) определенного предмета или явления действительности, оно указывает на значимое, существенное для человека и отделяет его от незначимого, несущественного.


Ценности в структуре мировоззрения играют определяю­щую роль, так как позволяют субъекту выстраивать многопла­новую систему ориентаций в мире. Они определяют правила со­циальной жизни, полагают пределы изменчивости социального и культурного бытия, устанавливают границы субъективного произвола, отвечают за содержание поступков и решений чело­века. Ценности формируют временные ориентации человека, поскольку придают человеческой жизни смысл, определяют ее перспективы, стратегические направления и конкретные цели деятельности.

Благодаря ценностям мир приобретает человекомерный ха­рактер. Будучи пронизанным сложной сетью ценностных отно­шений, он наполняется смыслом и значением. Полюсами цен­ностных отношений, ранжирующих действительность, являют­ся «субъектные» и «предметные» ценности.

Под «предметными» ценностями понимают все многообра­зие предметов и явлений действительности (как природной, так и социокультурной), которое становится объектом ценностного отношения, т. е. оценивается человеком в плане добра и зла, кра­соты и безобразия, истины и лжи, полезного и вредного, допус­тимого и недопустимого, справедливого и несправедливого, хо­рошего и плохого и т. д.

«Субъектные» ценности — это способы и критерии, на осно­вании которых производится оценка соответствующих фрагмен­тов действительности. Они не являются продуктами индиви­дуального (субъективного) сознания и волеизъявления, а пред­ставляют собой закрепленные в общественном сознании ценност­ные категории, обладающие социально признанным, историче­ски устойчивым значением. Это императивы, принципы, запре­ты, цели, проекты, установки, которые выражаются в форме нормативных предписаний, представляют собой эталонные об­разцы поведения, закрепляются и воспроизводятся системой со­циализации данного общества, выступают в качестве объектив­ных ориентиров жизнедеятельности человека.

Иерархически организованная система ценностей выступает в качестве важнейшего уровня социальной регуляции. Составля­ющие ее субъектные ценности фиксируют в общественном созна­нии те устойчивые критерии социально признанного, которые становятся основанием для создания конкретных специализиро­ванных систем нормативного контроля, регулирующих различ­ные сферы деятельности, общественной и индивидуальной жиз­ни людей.


Иерархия ценностей образуется посредством соподчинения и корреляции абсолютных и относительных, актуальных и по­тенциальных, предметных (ценности-цели) и функциональных ценностей (ценности-средства и ценности-условия).

Социальные ценности, преломляясь сквозь призму индиви­дуального жизненного опыта и сознания человека, образуют в структуре мировоззрения личности иерархию ценностных ори-ентаций, которые обеспечивают устойчивость потребностей и ин­тересов человека, преемственность форм его поведения, деятель­ности и отношений с другими людьми. В мировоззрении личнос­ти ценностные ориентации выступают в форме политических, философских, религиозных убеждений, моральных идеалов и нравственных принципов, эстетических предпочтений, глубоких и постоянных привязанностей. На основе ценностных ориента-ций формируются мотивы, цели, установки поведения и дея­тельности человека.

Среди многообразия ценностных компонентов особую роль в структуре мировоззрения играют убеждения. Убеждения — это осознанные потребности личности в утверждении определенных личностно значимых ценностей, которые побуждают ее действо­вать в соответствии с ними. Убеждения определяют общую на­правленность жизнедеятельности человека, выражают ценност­ные ориентации личности, которые являются внутренними регу­ляторами ее сознания и поведения. Отличительной чертой убеж­дения является глубокая и обоснованная уверенность человека в истинности тех знаний, принципов и идеалов, которыми он ру­ководствуется в выборе собственной жизненной позиции. Харак­тер убеждений отражает определенное понимание человеком со­циальной реальности, других людей и самого себя.

Наличие устойчивых убеждений свидетельствует о высоком уровне активности и сознательности личности, ее способности отстаивать свои взгляды и жизненные принципы даже в ситуа­ции внешнего противодействия. Убеждения — показатель зре­лости мировоззрения человека. Внутренняя зависимость убеж­дений от осознанно принятых и критически выверенных личнос­тью знаний отличает убеждения от предубеждений. Благодаря этому компоненту мировоззрение оказывается способом духов­но-практического, а не только теоретического освоения действи­тельности.

Эмоции определяют психологический фон восприятия чело­веком окружающей действительности. Они являются непосред-


ственными пристрастными переживаниями человеком жизнен­ного смысла явлений и ситуаций окружающего мира. Эти пере­живания обусловлены отношением объективных свойств дей­ствительности к потребностям субъекта. Высшей формой разви­тия человеческих эмоций являются устойчивые чувства к пред­метам действительности или другим людям, которые отвечают высшим нравственным потребностям человека. Особо важные события, изменяющие привычный ход жизни, вызывают смену общего эмоционального фона, что называется настроением.

Эмоции являются продуктом общественно-исторического развития человека и относятся к процессам внутренней регуля­ции человеческого поведения. Они тесно связаны с ценностными ориентациями личности и сопровождают процесс познания. Эмо­ции выражают содержание наших оценок действительности, способствуют или препятствуют развитию определенных направ­лений деятельности (поведения). Отношение к отражаемым в пе­реживаниях явлениям — главное свойство эмоций, которое представлено в их качественных характеристиках (положитель­ные и отрицательные эмоции, а также эмоции удивления, радос­ти, отвращения, страха, печали, тревоги и т. п.).

Радость и печаль, тревога и безмятежность, отчаяние и грусть, любовь и ненависть являются непременными спутника­ми нашего мироощущения, придавая ему радостные или печаль­ные тона. Благодаря наличию эмоциональных компонентов ми­ровоззрение бывает пессимистическим, либо оптимистическим, отвергающим мир, не признающим его осмысленность, цен­ность, красоту, либо, напротив, принимающим его как светлый и гармоничный универсум жизни, основанный на доброте, мило­сердии и любви к людям, всему окружающему.

Исторические типы мировоззрения. Существуют различные классификации форм и типов мировоззрения. В зависимости от субъекта — носителя мировоззрения можно говорить о личност­ном мировоззрении, мировоззрении класса, социальной группы, нации, общества в целом. Можно говорить о мировоззрении определенной исторической эпохи. В таком случае под мировоз­зрением подразумевается характерная для данного времени кар­тина мира с доминирующей в обществе иерархией социально значимых ценностей и норм.

Картина мира представляет собой совокупность обобщен­ных идей и представлений, универсалий культуры, а также си­стему исторически устойчивых ценностных ориентаций, кото-


рые лежат в основании культуры определенной исторической эпохи и задают целостный образ действительности. Картина ми­ра репрезентирует символические основания культурной тради­ции в господствующих мировоззренческих установках данной эпохи.

Основными компонентами картины мира являются пред­ставления:

• о началах и генезисе мира, его происхождении и развитии;

• фундаментальных объектах и принципах бытия природно­го, социального и человеческого миров, об основаниях единства универсума;

• взаимосвязи различных сторон и явлений действительнос­ти, причинах и закономерностях ее движения, изменения и раз­вития;

• основаниях мирового порядка и гармонии;

• пространственно-временных характеристиках универсума;

• статусе человека в мире, его происхождении, предназначе­нии, целях и смысле человеческой жизни;

• обществе и нормах человеческого общежития, о добре и зле, справедливости, свободе и достоинстве личности, о долге и ответственности, о счастье и возможностях его обретения;

• человеческой деятельности, творчестве и его границах, об истине и лжи, прекрасном и безобразном и т. д.

В основании картины мира лежат архетипы культурной тра­диции, выраженные исторически устойчивыми символами дан­ной культуры. В картине мира, в характерных для нее мировоз­зренческих идеях и представлениях эти символы получают раз­личные интерпретации, в зависимости от особенностей социаль­ной жизни и требований времени.

На основании единства хронологических, содержательных и социокультурных параметров выделяют три основных истори­ческих типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и фи­лософское.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.217.209 (0.02 с.)