Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Т Е М А 1. 1. Мировоззрение и его роль в духовной жизни обществаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие мировоззрения. Формирование мировоззрения является необходимой предпосылкой социализации и самоопределения личности. Данный процесс предполагает выработку способности ориентироваться в сложном и противоречивом мире. Для этого человек стремится развивать и совершенствовать свои знания о действительности, делать их по возможности более полными, обоснованными и систематическими. Ему свойственно признавать собственные ошибки и заблуждения, придерживаться определенных моральных и правовых норм, принимать общечеловеческие ценности и идеалы, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с ними, а также осознавать социальные приоритеты развития общества и культуры. Мировоззрение — это система представлений о мире и месте в нем человека, об отношении его к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими представлениями идеалы, ценностные ориентации, основные жизненные позиции, убеждения и установки людей, принципы познания и деятельности. Мировоззрение представляет собой особый способ духовно-практического освоения действительности, посредством которого в сознании индивидов не только формируется целостный образ окружающего мира, но достигается осознание ими собственной жизненной позиции, вырабатываются убеждения и принципы, побуждающие к преобразованию действительности и самих себя, определяется характер практической деятельности и поведения людей. Мировоззрение является ядром индивидуального и общественного сознания. В качестве субъекта — носителя мировоззрения может выступать как отдельная личность, так и общество в целом, этнос, класс, социальная группа. Учитывая степень полноты и целостности, глубину проникновения в суть явлений, говорят о житейском (обыденно-эмпирическом) и научном (рационально-теоретическом) мировоззрении. Обыденное мировоззрение складывается в процессе непосредственной жизни человека под влиянием личного житейского опыта, условий и обстоятельств развития. Важнейшую роль в его формировании играет семья, близкие, друзья, непосредственное общение людей. Обыденный уровень мировоззрения отличается отсутствием целостности представлений о мире и месте в нем человека. Оно не стремится к проникновению в сущность происходящего, а довольствуется общепринятыми суждениями, зачастую поверхностными, необоснованными обобщениями. Опыт и традиция — это две его основные опоры. Теоретическое мировоззрение строится на основе философского и научного познания действительности, а также целенаправленного образования. Особую роль в этом процессе играют школа, система профессионального, среднего и высшего образования, самостоятельное приобщение личности к накопленному в культуре знанию. Это системное, логически стройное, обоснованное мировоззрение, ориентированное на поиск внутренних причин и закономерностей происходящего, на выявление сущности предметов и явлений действительности. Теоретическое мировоззрение отличается также критичностью, способностью к объективной самооценке, углубленному самопознанию, осознанному моральному выбору. Основные компоненты мировоззрения. В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения; эмоции (чувства, настроения, переживания). Знание есть отражение объективных характеристик действительности в сознании человека. Оно представляет собой идеальную реальность, такое содержание нашего сознания, которое мы воспринимаем и оцениваем как достоверное (истинное). Знание объективируется в знаковых системах естественного и искусственного языков. Оно представляет собой информацию, которая организована, оформлена и упорядочена посредством определенных правил и критериев. Язык, его категориальные и грамматические структуры являются важнейшим средством организации информации, из которой формируется знание. Вместе с тем знание возникает на основе практической деятельности людей, его строение отражает структуры основных трудовых операций. Также оно опирается на предшествующий опыт развития человечества, соотносится с ранее достигнутым знанием. В целом знание — сложный социокультурный феномен, продукт исторического развития человеческой деятельности, общества и культуры. Как основной компонент в структуре мировоззрения, знания задают обобщенную модель человеческого мира. В них находит выражение система категорий культуры — основополагающих понятий, образующих целостный образ реальности. Под универсалиями культуры подразумеваются наиболее общие понятия, задающие образцы понимания мира и места в нем человека. Они представляют собой особые мыслительные конструкции, систему координат, в рамках которой упорядочивается совокупность культурной информации и формируется единая модель реальности. Среди категорий культуры можно выделить понятия: «мир», «природа», «космос», «пространство», «время», «закон», «судьба», «гармония», «благо», «истина», «справедливость», «свобода», «счастье», а также «человек», «личность», «общество» «культура» и др. Содержание этих категорий воспроизводит специфику доминирующей в культуре системы ценностей, задает образцы восприятия и оценки действительности, формирует стереотипы социального поведения. Это особая ценностно-смысловая матрица, в которую вписывается информация, заполняющая и конкретизирующая картину мира применительно к целям и задачам человека. Поэтому категории культуры можно считать важнейшими семантическими константами мировоззрения, определяющими селекцию информации, ее интерпретацию в процессе познания, а также критериями, на основании которых складываются ценностные ориентации субъекта. Ценность — понятие, отражающее значение (человеческое, социальное, культурное) определенного предмета или явления действительности, оно указывает на значимое, существенное для человека и отделяет его от незначимого, несущественного. Ценности в структуре мировоззрения играют определяющую роль, так как позволяют субъекту выстраивать многоплановую систему ориентаций в мире. Они определяют правила социальной жизни, полагают пределы изменчивости социального и культурного бытия, устанавливают границы субъективного произвола, отвечают за содержание поступков и решений человека. Ценности формируют временные ориентации человека, поскольку придают человеческой жизни смысл, определяют ее перспективы, стратегические направления и конкретные цели деятельности. Благодаря ценностям мир приобретает человекомерный характер. Будучи пронизанным сложной сетью ценностных отношений, он наполняется смыслом и значением. Полюсами ценностных отношений, ранжирующих действительность, являются «субъектные» и «предметные» ценности. Под «предметными» ценностями понимают все многообразие предметов и явлений действительности (как природной, так и социокультурной), которое становится объектом ценностного отношения, т. е. оценивается человеком в плане добра и зла, красоты и безобразия, истины и лжи, полезного и вредного, допустимого и недопустимого, справедливого и несправедливого, хорошего и плохого и т. д. «Субъектные» ценности — это способы и критерии, на основании которых производится оценка соответствующих фрагментов действительности. Они не являются продуктами индивидуального (субъективного) сознания и волеизъявления, а представляют собой закрепленные в общественном сознании ценностные категории, обладающие социально признанным, исторически устойчивым значением. Это императивы, принципы, запреты, цели, проекты, установки, которые выражаются в форме нормативных предписаний, представляют собой эталонные образцы поведения, закрепляются и воспроизводятся системой социализации данного общества, выступают в качестве объективных ориентиров жизнедеятельности человека. Иерархически организованная система ценностей выступает в качестве важнейшего уровня социальной регуляции. Составляющие ее субъектные ценности фиксируют в общественном сознании те устойчивые критерии социально признанного, которые становятся основанием для создания конкретных специализированных систем нормативного контроля, регулирующих различные сферы деятельности, общественной и индивидуальной жизни людей. Иерархия ценностей образуется посредством соподчинения и корреляции абсолютных и относительных, актуальных и потенциальных, предметных (ценности-цели) и функциональных ценностей (ценности-средства и ценности-условия). Социальные ценности, преломляясь сквозь призму индивидуального жизненного опыта и сознания человека, образуют в структуре мировоззрения личности иерархию ценностных ори-ентаций, которые обеспечивают устойчивость потребностей и интересов человека, преемственность форм его поведения, деятельности и отношений с другими людьми. В мировоззрении личности ценностные ориентации выступают в форме политических, философских, религиозных убеждений, моральных идеалов и нравственных принципов, эстетических предпочтений, глубоких и постоянных привязанностей. На основе ценностных ориента-ций формируются мотивы, цели, установки поведения и деятельности человека. Среди многообразия ценностных компонентов особую роль в структуре мировоззрения играют убеждения. Убеждения — это осознанные потребности личности в утверждении определенных личностно значимых ценностей, которые побуждают ее действовать в соответствии с ними. Убеждения определяют общую направленность жизнедеятельности человека, выражают ценностные ориентации личности, которые являются внутренними регуляторами ее сознания и поведения. Отличительной чертой убеждения является глубокая и обоснованная уверенность человека в истинности тех знаний, принципов и идеалов, которыми он руководствуется в выборе собственной жизненной позиции. Характер убеждений отражает определенное понимание человеком социальной реальности, других людей и самого себя. Наличие устойчивых убеждений свидетельствует о высоком уровне активности и сознательности личности, ее способности отстаивать свои взгляды и жизненные принципы даже в ситуации внешнего противодействия. Убеждения — показатель зрелости мировоззрения человека. Внутренняя зависимость убеждений от осознанно принятых и критически выверенных личностью знаний отличает убеждения от предубеждений. Благодаря этому компоненту мировоззрение оказывается способом духовно-практического, а не только теоретического освоения действительности. Эмоции определяют психологический фон восприятия человеком окружающей действительности. Они являются непосред- ственными пристрастными переживаниями человеком жизненного смысла явлений и ситуаций окружающего мира. Эти переживания обусловлены отношением объективных свойств действительности к потребностям субъекта. Высшей формой развития человеческих эмоций являются устойчивые чувства к предметам действительности или другим людям, которые отвечают высшим нравственным потребностям человека. Особо важные события, изменяющие привычный ход жизни, вызывают смену общего эмоционального фона, что называется настроением. Эмоции являются продуктом общественно-исторического развития человека и относятся к процессам внутренней регуляции человеческого поведения. Они тесно связаны с ценностными ориентациями личности и сопровождают процесс познания. Эмоции выражают содержание наших оценок действительности, способствуют или препятствуют развитию определенных направлений деятельности (поведения). Отношение к отражаемым в переживаниях явлениям — главное свойство эмоций, которое представлено в их качественных характеристиках (положительные и отрицательные эмоции, а также эмоции удивления, радости, отвращения, страха, печали, тревоги и т. п.). Радость и печаль, тревога и безмятежность, отчаяние и грусть, любовь и ненависть являются непременными спутниками нашего мироощущения, придавая ему радостные или печальные тона. Благодаря наличию эмоциональных компонентов мировоззрение бывает пессимистическим, либо оптимистическим, отвергающим мир, не признающим его осмысленность, ценность, красоту, либо, напротив, принимающим его как светлый и гармоничный универсум жизни, основанный на доброте, милосердии и любви к людям, всему окружающему. Исторические типы мировоззрения. Существуют различные классификации форм и типов мировоззрения. В зависимости от субъекта — носителя мировоззрения можно говорить о личностном мировоззрении, мировоззрении класса, социальной группы, нации, общества в целом. Можно говорить о мировоззрении определенной исторической эпохи. В таком случае под мировоззрением подразумевается характерная для данного времени картина мира с доминирующей в обществе иерархией социально значимых ценностей и норм. Картина мира представляет собой совокупность обобщенных идей и представлений, универсалий культуры, а также систему исторически устойчивых ценностных ориентаций, кото- рые лежат в основании культуры определенной исторической эпохи и задают целостный образ действительности. Картина мира репрезентирует символические основания культурной традиции в господствующих мировоззренческих установках данной эпохи. Основными компонентами картины мира являются представления: • о началах и генезисе мира, его происхождении и развитии; • фундаментальных объектах и принципах бытия природного, социального и человеческого миров, об основаниях единства универсума; • взаимосвязи различных сторон и явлений действительности, причинах и закономерностях ее движения, изменения и развития; • основаниях мирового порядка и гармонии; • пространственно-временных характеристиках универсума; • статусе человека в мире, его происхождении, предназначении, целях и смысле человеческой жизни; • обществе и нормах человеческого общежития, о добре и зле, справедливости, свободе и достоинстве личности, о долге и ответственности, о счастье и возможностях его обретения; • человеческой деятельности, творчестве и его границах, об истине и лжи, прекрасном и безобразном и т. д. В основании картины мира лежат архетипы культурной традиции, выраженные исторически устойчивыми символами данной культуры. В картине мира, в характерных для нее мировоззренческих идеях и представлениях эти символы получают различные интерпретации, в зависимости от особенностей социальной жизни и требований времени. На основании единства хронологических, содержательных и социокультурных параметров выделяют три основных исторических типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.127.131 (0.012 с.) |