Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2.1. Особенности философской мысли древнего ВостокаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Становление философской мысли в культуре древней Индии и основные этапы ее развития. Становление древнеиндийской философской традиции в силу ряда исторических и социокультурных особенностей индийской цивилизации оказалось ор- Вернадский В. И. Научное мировоззрение // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М., 1990. С. 187. ганично вплетенным в процесс формирования религии индуизма. Эволюция философских идей и представлений, исторические этапы возникновения, дифференциации и синтеза философских школ в основном коррелируют с тремя важнейшими стадиями в развитии религиозной традиции: ведийская религия, брахманизм и индуизм. Зарождение философской мысли в древнеиндийской культуре восходит к началу VIII в. до н. э., когда формируются своды комментаторской литературы вокруг Вед — древнейшего памятника индийской мифологии. Веды (букв. — знания) представляют собой сборники гимнов, молитв, заклинаний, посвященных божествам древнеиндийской мифологии, олицетворяющим силы природы. Они собраны в четыре сборника (самхита) — сборник гимнов «Ригведа», сборник жертвенных формул «Яджурведа», сборники напевов «Самаведа» и заклинаний «Атхарваведа». Истории их возникновения более тысячи лет. Этот период генезиса индийской философской мысли обычно именуют ведийской предфилософией (сер. II тыс. до н. э. — VIII в. до н. э.). Мировоззренческие идеи, содержащиеся в «Риг-веде», сыграли решающую роль в становлении философской традиции Древней Индии. Важнейшей особенностью ведийской мифологии можно считать отсутствие развитых дифференциаций в пантеоне архаических божеств. Их отличия имеют в основном функциональный характер, а антропоморфные черты в облике представителей сверхъестественного мира не получили сколько-нибудь серьезного развития. В результате ведийская картина мира опирается на пантеистические представления о своеобразном континууме жизни (джагате), охватывающем весь космос. Границы между миром богов и миром людей в универсуме условны, подвижны. Образы сверхъестественных существ слабо индивидуализированы, зато существует представление о гигантской сети всевозможных функций и ролей, которые исполняют те или иные персонажи. В гимнах «Ригведы» уже достаточно отчетливо звучит идея функциональной связи «всего со всем», а также складывается образ единой универсальной основы космоса, в качестве которой пока фигурирует безличная жизненная сила. В поздних космогонических гимнах «Ригведы» появляются весьма утонченные, достаточно абстрактные модели космогенеза. Так, в знаменитом гимне о Пуруше (РВ, X, 90) — гигантском первочеловеке, охватывающем собой все пространство Вселенной — присутствует идея самозарождения космоса в процессе вычленения из единого Антропоса противоположных начал (мужского и женского). Для него характерна также идея структурно-генетического единства человека и космоса; в нем намечаются параллели между устройством универсума, его пространственной иерархией и социальной организацией древнеиндийского общества. Наиболее значимой для развития философской мысли идеей «Ригведы» было положение о возникновении сущего (сат) из не-сущего (асат), и о начале всего, когда не было ни сущего, ни не-сущего (РВ, X, 72), что свидетельствовало о преодолении в поздних ведийских текстах предельной мифологической оппозиции «хаос — космос» и появлении начальных фи-лософско-космологических абстракций. Веды стали также источником первых философских понятий. «Сат», этимологически связанное с другим понятием «са-тья» (истина), понималось как истинное бытие, соответствующее законам, упорядочивающим мировой хаос и преобразующим его в космос. «Асат» понималось как воплощение «анриты», сил, дезорганизующих космос. Появляется понятие единого («тад экам»), понятие закона («рита», «дхарма»), причем последний трактуется в единстве его космического, социального и морального аспектов. Есть в «Ригведе» и знаменитое понятие «Брахман», однако смысл его несколько иной, чем в позднейших философских текстах. Под Брахманом понималась широко распространяющаяся сила, пробуждаемая произнесением данного священного слова. Представление о космической силе непосредственно вытекало из образа универсума как единого живого организма, что обусловило последующую эволюцию понятия «Брахман», благодаря которой данный термин стал обозначать единую первооснову всего существующего. Складывается понятие «Атман», описывающее различные стороны человеческой природы. В «Ригведе» Атман — это и человеческое тело в его целостности, и дыхание, дающее жизнь, и собственно животворящее и одухотворяющее начало сущего. В процессе рационализации мировоззренческих представлений «Ригведы» складываются «Упанишады» — сложные по жанру религиозно-мистические и протофилософские тексты, в которых образы мифических божеств уже имеют символический характер и выступают то в качестве философских понятий, то как тайные символы эзотерических религиозных учений. Формирование «Упанишад» относится к VIII в. до н. э., и с этого времени начинается новый этап в развитии философской традиции индийцев. Архаическая мифология Вед постепенно уступает место брахманизму — религии с ярко выраженной монотеистической тенденцией. С VIII в. до н. э. по II в. до н. э. в истории индийской философии наступает период философии брахманизма, благодаря которой оформился и получил развитое обоснование религиозный канон брахманов. Самыми важными изменениями в ведийской картине мира этого времени стало выделение в пантеоне мифических божеств триады богов: Брахмы, Вишну и Шивы, олицетворяющих триединство функций созидания, сохранения и разрушения мира. Первенство в этой триаде заняла фигура Брахмы, в соответствии с социальным доминированием в раннеклассовом древнеиндийском обществе варны жрецов-брахманов. Монотеистическая эволюция ведийской религии способствовала развитию рационально-философских представлений о едином безличном Абсолюте, объединяющем в себе все стороны и явления универсума. « Упанишады» (букв. — сидеть у ног учителя) написаны в форме диалога, бесед учителя со своими учениками, желающими постичь сокровенное знание. В рамках этого литературного памятника традиционно насчитывается 108 текстов, некоторые исследователи относят к «Упанишадам» свыше 200 текстов, среди которых наибольшее значение имеют 13 классических упани-шад (арья), составляющих самую важную часть ортодоксальной философской традиции в Индии. Это «Брихадараньяка», «Чхан-догья», «Иша», «Кена», «Айтарея», «Тайттирия», «Каушита-ки», «Катха», «Мундака», «Мандукья», «Шветашватара», «Прашна» и «Майтри»3. Большинство древнеиндийских мыслителей черпали из «Упанишад» не только основные философские идеи, но и аргументацию. Они видели в них высший авторитет, откровение божественной мудрости (шрути). В содержании «Упанишад» на первый план выходит идея внутреннего единства макро- и микрокосма, которая, в отличие от космогонических гимнов «Ригве-ды», получает здесь развернутое обоснование. Осуществляется демифологизация представлений об устройстве макрокосма и формируется относительно рациональное учение о первоэлементах бытия, круговорот которых определяет возникновение и гибель предметов и явлений природно-космического универсума. Между этими элементами и органами человеческого тела прово- Костюченко В. С. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983. С. 45. дятся прямые параллели. В «Упанишадах» выявляются скрытые основы макрокосма (Брахман) и микрокосма (Атман), которые постепенно сближаются и отождествляются. Определяются их основные свойства — вечность, неизменность, всеобъемлющий характер. Как отмечает В. С. Костюченко, доминирующей тенденцией в развитии «Упанишад» становится осмысление макрокосма через «углубление» в микрокосм. В соответствии с пантеистическим принципом Вед «все — во всем» человек-микрокосм рассматривается как модель мира в целом4. Так, во второй части «Катха упанишады» отмечается: «Отверстия наружу просверлил Самосущий, поэтому видят то, что снаружи, а не внутреннее Я. Мудрый, жаждущий бессмертия, обращает взор внутрь и зрит Атмана» (Ка, II, 1, § 1). В результате складывается традиция трактовать макрокосм как психокосм, и роль метафизики как учения о сущем, о первопричинах и принципах бытия, в индийской философии берет на себя метапсихология. Наиболее явно эта тенденция проступает в учении об оболочках Атмана, изложенном в «Тайттирия упанишаде». Согласно этому учению, в структуре человека-микрокосма можно выделить пять слоев (оболочек Атмана), соответствующих структуре макрокосма. Каждый последующий из слоев находится (подобно матрешке) внутри предыдущего и рассматривается как более фундаментальный, более подлинный. В результате образуется вертикальная иерархия слоев, восходящих к подлинной сути человека и всего существующего — Атману. Первый слой — «телесный» (аннамайя); второй — «жизненный», связанный с дыханием, ветром (пранамайя); третий — «ментальный» (маномайя); четвертый представляет собой «развернутое» сознание (виджняна-майя), для которого характерна дифференциация всего существующего на субъективное и объективное; и наконец пятый — состояние блаженства, или «свернутое», нераздвоенное сознание (анандамайя). Согласно «Упанишадам», глубочайшую суть микрокосма (Атман) и макрокосма (Брахман) составляет принципиально не объективируемый субъект, который в «Брихадараньяка упани-шаде» характеризуется как «неугасающий свет» в человеке, «комок сознания»: «Это — твой Атман, внутренне всем присущий» (Бр, IV, 3, § 6). «Свернутое» сознание вечно и неизменно, ни от чего не зависит, а потому бессмертно. Оно составляет под- Костюченко В. С. Классическая веданта и неоведантизм. С. 47—48. линную реальность, в отличие от иллюзорного множества эмпирических, феноменальных объектов, воспринимаемых органами чувств. Таким образом, окончательно складывается идеалистическая модель универсума, ключевым моментом которой является признание абсолютной автономии и сущностного единства духовной основы человека и мира (единства Атмана-Брахмана). Систематизация философских учений и образование первых философских школ относится к VI—II вв. до н. э. В процессе разработки религиозного канона сложилось шесть основных философских систем (даршан), сохранившихся и в последующие эпохи: веданта, ньяя, вайшешика, миманса, санкхья, йога. Взгляды основателей этих школ были зафиксированы в сборниках афоризмов — сутрах. Поскольку эти школы оформились на основе религиозной идеологии брахманизма, они впитали в себя мировоззренческие идеи и ценности тысячелетней ведийской традиции, всецело поддерживали и укрепляли авторитет Вед. Все шесть философских школ принято относить к ортодоксальному направлению развития философской мысли Индии. Наряду с «Упанишадами», их идейно-мировоззренческой основой становятся философские части всемирно известного исторического сказания индийцев «Махабхараты» — «Мокшадхарма», «Санатсуджатия» и, в первую очередь, знаменитая «Бхагавадги-та» («Песнь Бога»). Следуя логике «Упанишад» и указаниям «Бхагавадгиты», представители большинства философских школ главной задачей подлинного знания объявляют нахождение единой основы всего существующего. Она усматривается в бытии как таковом (сат). Формулируется принцип, согласно которому ничто не может возникнуть из небытия (асат). Выше бытия и небытия является только Брахман — неописуемый, непознаваемый, лишенный качеств Абсолют, определяемый формулой «neti, neti» («не это, не это»), которому иногда все же приписывают три неотъемлемых положительных атрибута: сат (истинное бытие), чит (дух, сознание) и ананда (блаженство, единство). В середине I тыс. до н. э. идеологии брахманизма начинает активно противостоять комплекс других религиозно-философских учений. Наряду с классическими даршанами формируются оппозиционные философские школы: буддизм, джайнизм, лока-ята, адживика. Они не признавали авторитет Вед, выступая против интеллектуальной гегемонии жречества в древнеиндийской культуре. В своих концепциях представители данных фи- лософских школ ратовали за демократизацию путей религиозного освобождения, распространяя эту возможность на представителей всех сословий и каст. Разработка учения о Брахмане, идейно-теоретического ядра всех ортодоксальных философских школ, завершается в «Брахма-сутре», важнейшем произведении брахманистского философского дискурса, по традиции приписываемого Бадараяне. В этом трактате осуществляется систематизация, логическое упорядочение и обоснование важнейших положений всех философских школ. В нем содержатся дискуссии со всеми оппонентами брахманизма, последовательно излагаются неопровержимые аргументы в пользу учения о Брахмане. В «Брахма-сутре» завершается формирование категориального аппарата традиционной индийской философии, создается система основных положений учения, осуществляется размежевание с оппозиционными философскими направлениями, окончательно устанавливаются теоретические рамки последующего философского дискурса. В конце I тыс. до н. э. брахманизм постепенно перерастает в индуизм, религию, господствующую в Индии по сей день. Происходит выделение и развитие двух ее главных культов, связанных с двумя входящими в триаду божествами: вишнуизма и шиваизма. В индуистской картине мира начинает доминировать эсхатологическая проблематика, связанная с учением о космических и исторических циклах. Детально прорабатывается учение о духовном освобождении от круговорота рождения и смерти (мокша), от повторных воплощений души (самсара). Выделяется идея кармы — мирового закона, определяющего последовательность перевоплощений и воздаяние за добро и зло. На этом ценностно-мировоззренческом фундаменте происходит объединение различных ведийских культов. В развитии философии завершается процесс систематизации учений, устанавливаются различные направления внутри ортодоксальных даршан. Специфика древнеиндийской философской традиции. Особенности социально-исторического развития древних обществ долины Инда во многом определили специфику индийской философии. Для социальной структуры древнеиндийского общества было характерно наличие четырех основных сословий (варн). Жрецы- брахманы и воины- кшатрии являлись привилегированными сословиями; основная же масса свободных крестьян-общинников образовала варну вайшьев, а шудры, преимущественно рабы и нищие, представляли собой бесправные социальные низы. Сложный кастовый строй, поддерживаемый системой наследственных привилегий, замкнутый характер сельской общины, основанной на регламентированной системе родственных отношений, господство натурального хозяйства в экономике обусловили не только медленные темпы исторического развития древней Индии, но и традиционалистский тип ее цивилизации и духовной культуры. Важнейшей особенностью индийского философствования можно считать традиционализм. Ведийский комплекс, на который опирались ортодоксальные философские школы, был уникален не только по многообразию хранимого им знания, но также и по длительности существования устной традиции. Ее история исчисляется тысячелетиями, поскольку она безраздельно господствовала вплоть до позднего средневековья (сер. II тыс. до н. э. — XI в. н. э.). Сохранение массивных и сложных в информационном отношении ведийских текстов в течение столь длительного времени породило специализацию индийских семей по передаче различных ветвей устного мифологического наследия, разветвленную социальную иерархию учителей Вед; способствовало развитию утонченной техники запоминания текста. В результате образовалась могущественная система сословий (варн) и каст (джати), которая была эффективным социальным механизмом сохранения и воспроизведения данной культурной традиции. Ее содержание становилось плотью и кровью индийской духовности, стереотипы ведийского мировосприятия укоренялись не только на уровне сознания носителей традиции, но и в глубинных пластах их психики. Не случайно авторитет священных Вед оставался несомненным для большинства философских учений. Познание мыслилось как триединство ступеней восхождения к истине: освоение Вед, их рационально-философское осмысление в сутрах, интуитивное прозрение истины посредством интеллектуального сосредоточения и медитации. Согласно такой иерархии этапов, познание (прамана) имело три источника: авторитет священных шрути и самрити (шабда); самостоятельный логический вывод, или умозаключение (анумана); интуитивное восприятие истины (пратьякша). Устная традиция передачи Вед была переосмыслена в философии индуизма как способ воспроизведения вечного текста-образца. Знаменитые риши, поэты, воспевающие гимны древнейшим богам, были представлены как мудрецы, которым впервые, благодаря особой мистической интуиции, открылась истина, о которой они поведали миру. Авторитет ведийской традиции закреплялся также вертикально-иерархической структурой философского диалога. Ученик, стараясь постичь глубинный смысл учения, мог только задавать вопросы, учитель же, владеющий знанием мудрец, постепенно приоткрывал своими ответами одну истину за другой. То, что говорит учитель, воспринималось его слушателем как абсолютная истина, поэтому вопрошать или возражать в таком контексте было бессмысленно. Беседа строилась как обряд посвящения, а само философское учение воспринималось как религиозная сотериология, «тайная доктрина», знание которой открывало путь к освобождению души из плена неведения и оков материального мира. Учитель обычно открывал ученику нечто дотоле неизвестное, полученное им посредством «внутреннего откровения», особого мистического «видения», которое оказалось ему доступным в силу совершенно уникального духовного опыта, недоступного непосвященным. Поэтому другой специфической чертой древнеиндийской философии является ее эзотеризм, определяемый глубинной связью с закрытой для других сословий и каст религиозной практикой. Многие исследователи считают возможным говорить о едином религиозно-философском комплексе, в рамках которого происходило становление и развитие философии в духовной культуре Индии. Одни и те же тексты можно одновременно рассматривать и как философские, и как религиозные. Это объясняется наличием в них двух разных смысловых измерений: идейно-теоретического и функционально-прагматического. С одной стороны, такие тексты раскрывали содержание учения, которое было представлено детально разработанной космологией, мета-психологией, антропологией, этикой. С другой стороны, текст служил целям религиозно-мистической практики, он выполнял функцию карты (маршрута) на пути «освобождения». Сутры создавались не только ради объективного изложения, систематизации тех или иных философских идей и представлений. Они должны были стать духовным средством, пособием в целях последовательной перестройки сознания того, кому они предназначались. Моделируя обобщенную ситуацию инициации ученика в реально действующие религиозные ритуалы и медитативные практики, большинство философских текстов древнеиндийской культурной традиции включали в себя развитые формы психотехники. Изложение космологических и психологических идей, касающихся устройства макро- и микрокосма, сопровождалось рекомендациями по искусству медитации, специальными обра- зами-«картинками», наглядно иллюстрирующими различные состояния сознания адепта, сосредоточившего усилия на пути освобождения от пут материально-чувственного мира. Ученик сравнивался с пауком, остающимся на своем месте, когда разрывается паутина; или оленем, оставляющим рога; или змеей, сбрасывающей кожу, и т. п. Вместе с тем философский дискурс в индийской религиозно-философской традиции имел и определенные границы автономии. Во многом подчиняясь религиозным целям, философия в древней Индии выполняла своеобразную пропедевтическую и апологетическую функции. Рациональное обсуждение тех или иных представлений об устройстве космоса и человеческой психики, о единой, безличной духовной основе всего существующего должно было подготовить сознание адепта к безоговорочному принятию традиционных религиозных максим, обеспечить понимание сути процесса «освобождения». Философский дискурс был призван убедить посвящаемого в истинности проповедуемых идей и целей духовного развития. Одновременно он должен был отстоять важнейшие положения доктрины в полемике с религиозными и философскими оппонентами. Будучи вторичным по отношению к религии, индийское философское мышление имело собственные правила функционирования, что позволяет рассматривать философские трактаты как опыт относительно самостоятельного и самоценного теоретизирования. Прежде всего, это касается детально разработанных критериев когерентности философского текста, которые выполняли функцию своеобразных норм рациональности в древнеиндийской духовности. Согласно этим нормам, классический философский трактат должен был содержать наряду с базовым уровнем — сутрой, представленной сводом кратких афоризмов — ряд композиционных блоков, отражающих логико-дискурсивный характер текста. Как отмечает известный российский индолог В. К. Шохин, их роль выполняли встроенные в текст дискуссии об источниках валидного знания, о базовых принципах системы, рассмотренных в последовательном порядке, о терминологии, дефинициях и развернутых определениях, а также дискуссия по поводу идеологических альтернатив, связанных с общими принципами системы5. Рациональный харак- См.: Шохин В. К. Брахманистская философия. Начальный и раннеклас-сический периоды. М., 1994. тер философского текста проявлялся также в проблемно дифференцированной структуре изложения, причем принципы такой дифференциации часто обсуждались внутри трактата. Таким образом, философская культура древних индийцев отличалась высоким уровнем развития рационального мышления, опиралась на разработанные правила философской аргументации, доказательства и логического вывода. Специфика древнеиндийской философской традиции определялась также ее мировоззренческими основаниями, которые задавали единый смысловой горизонт, создающий возможность для диалога и синтеза разнородных философских учений. Благодаря этому можно говорить о внутреннем ценностно-смысловом единстве индийской философии, об отличии индийского философского мышления от западного. Все это нашло отражение в основных идеях, положениях и категориях древнеиндийской философии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.100 (0.01 с.) |