Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Т е м а 6.1. Типологические особенности классической философии

Поиск

Мировоззренческие основания классической философской традиции. В широком смысле слова под классической философ­ской традицией понимают европейскую философию, истоком ко­торой являлся философский рационализм эллинов. На протяже­нии двух тысячелетий в западном философском мышлении фор­мировались определенные мировоззренческие идеи, которые можно рассматривать как идейно-теоретические основания классической философии. Своей законченной формы они достиг­ли в новоевропейской философии, которую отождествляют с классической традицией в узком смысле слова.

Содержательная специфика классической философии опре­деляется следующими положениями. Прежде всего, это трактов­ка разума как объективного, универсального начала, обусловли­вающего порядок природы и устройство человеческого мышле­ния. Далее, это представление о человеке как ответственном и деятельном субъекте, свободной, творческой личности, опираю­щейся на принципы разума и морали. Для классического фило­софствования характерна идея гармонии человека и мирозда­ния, вера в способность интеллекта контролировать все доступ­ные сферы бытия. Общество, культура, область политической (государственной) жизни мыслились как продукт сознательной деятельности индивидов, что предполагало возможность их со­вершенствования на основе прогресса научных знаний. Индиви­дуальная жизнь, общественное устройство и миропорядок в це­лом могут быть организованы благодаря сознательной, рацио­нальной и целесообразной позиции мыслящего индивида.

Классическая европейская философия конструировала образ действительности в терминах деятельности. Считалось, что по­стигаемые разумом предметы природы устроены таким же обра­зом, как и созданные человеком произведения искусства и про­дукты труда. Отождествление деятельности и сознания было од­ним из мысленных уравнений новоевропейской философии. В соответствии с ним в классической философии утвердилась це­лостная и совершенно прозрачная для разума картина Вселен­ной, которую можно охватить одним взглядом.


Внутренний опыт сознания мыслился однородным, непре­рывным и поддающимся рациональному контролю. Выделяя ра­ционально очевидные структуры внутреннего опыта, мыслящий индивид одновременно усматривал и основные, фундаменталь­ные характеристики мира. Отсюда проистекала характерная для классического философствования идея самосознания как «абсо­лютной инстанции», пункта «безусловной очевидности», благо­даря чему предмет и мысли о нем, объект и субъект понимались как нечто тождественное. В классической философии сформиро­валась идея «прозрачного» универсального сознания. Наиболее отчетливо эта идея проявилась в классическом рационализме Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. В. Лейбница, Н. Мальбранша. Одна­ко в специфическом виде эта идея присутствовала и в эмпирико-сенсуалистическом направлении классической европейской фи­лософии (Дж. Локк, Д. Юм, Дж. Беркли). В частности, предпо­лагалось, что постижение мира в его независимости от сознания обеспечивается выделением из общего состава переживаний «ис­тинных», или «чистых», ощущений. Их можно обнаружить с по­мощью рациональных процедур.

В подобной конструкции самосознания обнаруживаются следующие скрытые допущения, характерные для классической философии. Во-первых, предполагалось, что везде и в любой мо­мент времени человек способен сознательно воспроизвести ис­точник, побудительные мотивы и механизм своих действий или поступков. Во-вторых, утверждалась полная прозрачность субъект-объектного отношения для мыслящего индивида. Сам субъект был редуцирован к системе универсальных познаватель­ных способностей, не имеющей собственной плотности, «тела». Это чистая способность мышления, взятая в предельном своем выражении.

Считалось, что в сознании нет ничего такого, что не поддава­лось бы рефлексивному анализу. Все содержание и слои созна­ния могут быть охвачены и пройдены одним непрерывным дви­жением философской рефлексии. Такие допущения означали, что мировые связи прозрачны и доступны разумному контролю субъекта. В наиболее последовательных философских системах реальность, несмотря на ее независимый от человека статус, по­нималась как инобытие разума, его alter ego. Естественная про­зрачность отношений между познающим субъектом и сущнос­тью (объектом) в принципе дана изначально, она лишь затемня­ется невежеством, предрассудками или неразвитостью ума. В


контексте такого понимания сознания развивались и характер­ные для европейской классической философии представления о формах мышления и деятельности, а также о формах организа­ции знания.

Наконец, философия почиталась как наука наук. Мыслите­ли классического периода считали себя «жрецами истины», мис­сионерами разума. Для классической философии характерно представление о разуме философа как привилегированной точке отсчета, помещенной над бытием, в абсолютной перспективе. С этой позиции субъект как бы извне обозревает мир и себя самого. Поэтому занятие философией подразумевало не только поиск ис­тины, но и призвание нравственно исцелять человечество, воз­действуя авторитетом знания и силой рационально-логической аргументации.

Стиль классического философского мышления и его основ­ные характеристики. В основе классического стиля философско­го мышления, определяющего способы постановки и решения философских проблем, обнаруживает себя идея гармонии между организацией бытия и субъективной организацией человека. Благодаря особой организации разума, всей человеческой телес­ности индивид укоренен в бесконечном миропорядке, имеет в нем гарантированное место.

В результате складывается определенная форма философ­ского мышления, типичная для всей новоевропейской филосо­фии. Она ориентируется на стандарты естественнонаучного по­знания, предполагает строгие нормы организации знания, чет­кие критерии собственной аутентичности.

В философском мышлении преобладает аналитизм. Свои идеи и положения философы классической эпохи оформляют преимущественно в виде научного трактата, выстраивая рассуж­дение в строгом соответствии с аксиоматическим принципом гео­метрии. Они ориентируются на прозрачность методологических процедур познания. Основоположник европейского рационализ­ма Р. Декарт следующим образом формулирует базовый методо­логический принцип классической философии: мы адекватно познаем внешний мир лишь при условии, что одновременно в се­бе самих, в своем сознании схватываем ту познавательную опе­рацию, с помощью которой он постигался. Более завершенная формула данной методологической процедуры была дана И. Кан­том: сущность предмета есть принцип его конструирования.

Этот стиль философских рассуждений не ограничился одни­ми лишь рамками теории познания, но распространился на ана-


лиз всех сфер бытия, где человек в принципе способен предпри­нимать те или иные действия. Социум, экономическая реаль­ность, сфера культуры, художественной деятельности, мораль­ного сознания — все это постигалось и конструировалось, опира­ясь на рациональные основания.

Социальные отношения рассматривались как рационально понятый интерес (концепция разумного эгоизма). Общественное устройство трактовалось как продукт разумного соглашения, «общественного договора», в основе которого лежат естествен­ные права человека, соответствующие разумному закону приро­ды. Знаки языка, денежные эквиваленты продуктов труда и дру­гие артефакты понимались как конвенционально принимаемые, произвольные изобретения человеческого ума. Таково же клас­сическое представление об экономической системе как системе потребностей и вытекающего из нее производства предметов их удовлетворения. В суждениях об обществе и истории на место стихийно сформировавшегося субъекта исторического действия подставляется просвещенный индивид.

В целом классической философской традиции были прису­щи объективизм, признающий независимое от человека сущест­вование мира как данности; субстанциализм, согласно которо­му единство законов природы, общества и мышления обеспечи­вается наличием вечной и неизменной субстанции (Бог, Разум, Дух, материя, атом и т. д.); созерцательность, поскольку фило­софия мыслилась как высший род умозрения; и видимость бес-предпосылочности философского знания, ведь философы стре­мились мыслить за всех, универсально и объективно постигая абсолютную истину.

Все эти особенности предопределили последующую критику философской классики мыслителями XX в. В их творчестве была переосмыслена проблема аутентичности философии, цели и смысл ее существования в культуре, созданы предпосылки для радикаль­ного расширения предметной области философского знания. В ре­зультате для современной философии характерны уже иные пара­дигмы постижения собственной природы и значения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.117 (0.006 с.)