Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2.2. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традицииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Специфика античного философского мышления. Возникновение философии в древней Греции относится к VI в. до н. э., к тому времени, когда сформировались достаточно развитые в экономическом и политическом отношении рабовладельческие государства. В VIII—VI вв. до н. э. завершилось расселение греков на Балканском полуострове. В Средиземноморье возникли важ- нейшие греческие города-государства, образовались многочисленные греческие колонии. Поскольку древняя Греция являлась морской, островной цивилизацией, то основой производственно-хозяйственной жизни греков, в отличие от древневосточных цивилизаций, были не только земледелие, но ремесло и морская торговля. В середине I тыс. до н. э. бурно развивались текстильные, гончарные и металлургические ремесла, земледелие, виноградарство и садоводство, что способствовало развитию мореплавания и расширению торговых связей как между отдельными греческими городами-государствами, расположенными на побережье Средиземного моря, так и со странами Востока. Египетская и Вавилонская протонаука оказала мощное воздействие на греческую культуру мышления. Заимствовав на Востоке финикийский алфавит, арифметику, геометрию, астрономию, механику, греки быстро превзошли своих учителей. Они преобразовали математику в дедуктивное теоретическое знание и избавились от магико-астрологической интерпретации астрономических наблюдений. В значительной степени этому способствовало отсутствие в древней Греции жреческой касты, установившей на Востоке религиозную монополию на знание, а также бурное развитие системы светского образования, поддерживаемого государством. Экономической основой античной Греции было классическое рабовладение. Особенности производственно-экономического развития античной Греции предопределили специфику ее общественной жизни, оказавшей влияние на характер греческой философии. Классическое рабовладение составляло основу производительных сил древнегреческих государств, рабы являлись непосредственной собственностью крупных землевладельцев. Рабство создало необходимые предпосылки для автономизации умственной деятельности в условиях отсутствия развитых институтов жречества. Граждане греческих государств имели досуг и располагали достаточным временем и средствами для интеллектуальных, творческих занятий. Как отмечал Аристотель, философия является уделом свободных граждан, поскольку для нее знание важнее пользы. В трактате «Метафизика» он, в частности, отмечает: «Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это; а именно: когда оказалось в на- личии почти все необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение… И так же как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя»6. Рабовладение обусловило известный духовный аристократизм греков, их презрение к физическому труду, что в значительной мере повлияло на созерцательный характер греческого философского мышления, чуждого практике и ориентированного исключительно на теоретическое умозрение. Философия эллинов возникает как принципиально новая форма мышления и система объяснения, не имеющая аналогов в мифе. Природный и социально-политический универсум помещаются в математизированное пространство, определяемое чисто геометрическими отношениями. Исчезает характерная для мифа вертикальная иерархия космоса. В полном соответствии с устройством демократического полиса космос рассматривается как совершенная сфера с неподвижным центром (агорой), удерживаемым равновесием противоположно направленных сил. Известный российский ученый А. Ф. Лосев, исследуя особенности античной культуры, отмечал, что древнегреческое мышление было основано на принципе объективизма7. Если в европейской культуре человек понимался как высшая ценность универсума, то греки на первое место ставят объективно существующий космос. Душевные переживания, индивидуальные качества и частные интересы индивида не имели особого значения для античной культуры. Безусловный примат объективного над субъективным в системе античного мышления проявился в кос-мологизме философских учений. Важной характеристикой космоса в античной картине мира являлась его абсолютность. Для древних греков он вечно существующая, самостоятельная и самотождественная реальность, что отразилось на античном понимании истинного знания, противостоящего изменчивому, субъективно значимому мнению. Представления об абсолютности космоса порождали в сознании греков веру в неодолимость судьбы. Она воспринималась как фатальная неизбежность, законы космоса казались незыблемыми и Аристотель. Метафизика // Соч. В 4 т. Т. 1. М., 1976. С. 69. См.: Лосев А. Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре // А. Ф. Лосев. Дерзание духа. М., 1988. С. 156. всевластными, как рок. Однако античный человек не становился пассивной марионеткой в его руках, содержание античной культуры пронизано духом фаталистическо-героического космоло-гизма. В этой связи одним из интереснейших явлений древнегреческой культуры, определивших особенности философии эллинов, была агонистика — соревнование первенства ради, тесно связанное с греческим культом героя. Дух состязания пронизывал всю общественно-политическую и духовную жизнь Эллады: атлетические и конные соревнования, состязания в красоте и музыке (состязания рапсодов, мелических хоров, театральных представлений, музыкантов-кифаристов и т. п.), состязания в речах и философских спорах на народном собрании, в суде, на рынках и пирах. Движущей силой этих состязаний было желание утвердить свое первенство, выразить авторское видение, увековечить себя в искусстве, завоевать признание соотечественников. Культ героя-победителя был в древней Греции своеобразной формой прославления автора. Не случайно мастер-творец стремился зафиксировать в созданном произведении свое имя особой печатью, подписью (сфрагидой). Все это предопределило авторский характер философствования древних греков, их стремление к теоретическим новациям, к плюрализму философских концепций, отражавшему демократический дух греческих городов. Развитие античной философии предполагало перманентное расширение проблемного поля, разработку новых идей, принципов и основоположений, раздвигающих теоретические рамки прежнего философствования и способствующих формированию новых концепций, совершенствование категориально-понятийного аппарата. Древнегреческая философия решительно порывала с мифологической традицией, отвергая сакральный авторитет предания и принцип «старины» как решающие аргументы, используемые при оценке и принятии того или иного философского учения. Значительную роль в формировании данной характеристики античной философии сыграла древнегреческая наука, изначально ориентированная на поиск нового. Специфика античного философского мышления сопряжена с особой культурой аргументации. На Востоке аргументация основывалась на принципе вертикальной иерархии знания. Она базировалась на представлении об абсолютном его источнике, открытом «просветленному» учителю, слово которого воспринималось как откровение, не требующее дополнительного обоснования и не подлежащее скептической проблематизации. Поэтому в древневосточной философии аргументация носила преимущественно апологетический характер. В древнегреческой философии участники диалога рассматривали друг друга в качестве равноправных агентов спора, одинаково лишенных возможности обладать истиной в последней инстанции, а потому ориентированных на совместный поиск ее в процессе столкновения различных позиций и аргументов. Таким образом, характер философской аргументации в Элладе коррелировал с горизонтальной политической структурой демократического полиса. Он определялся центральной установкой античного философского мышления на равенство позиций в поиске все более совершенных моделей объяснения действительности. Греческая политическая жизнь, согласно исследованиям Ж.-П. Вернана, являлась «предметом публичного обсуждения на агоре со стороны граждан, которые считались равными, и для которых государственное управление являлось общим делом»8, поэтому философская мысль греков была направлена на обоснование мирового порядка, построенного на отношениях симметрии, равновесия, равенства между элементами космоса. Рационально-теоретическое объяснение и эмоционально-образное восприятие космоса были связаны с его уподоблением разумному живому существу. В диалоге Платона «Тимей» космос трактуется по аналогии с человеком, представляется видимым и осязаемым, чувственно-телесным, разумно-одушевленным. Стихийный материализм греческой натурфилософии во многом предопределил характер демифологизации античного сознания. Становление философии осуществлялось в направлении поиска естественных начал (архэ) и причин существующего, что обусловило ее тесную связь с наукой. Ранняя греческая философия была принципиально новой областью мышления, чуждой религиозно-мифологическому сознанию и противостоящей мифологической культуре. Философская космология ранних натурфилософов решительно порывала с традицией мифологических космогоний и теогоний (Гесиод), с характерной для них предельной оппозицией «Хаос — Космос». Ионийские «физики» объясняли устройство Вселенной естественными, рациональными причинами, игнорируя сверхъестественные силы и принцип генетизма. Духовная сущность космоса Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988. С. 32. была выражена идеей господствующего в нем разумного закона (logos), порядка, правила (nomos), которые никем не могут быть нарушены. Действительно, понятие «космос» в контексте античного мышления указывало на лад, строй, порядок, красоту. Для древних греков характерно было художественное, скульптурное восприятие космоса, который почитался как наилучшее произведение искусства, пронизанное гармонией, симметрией, ритмом. Эстетическое понимание космоса предполагало определение его как совершенного тела, высшим скульптурным воплощением которого является шар. Античная философия также стремилась к полноте и целостности знания, к его теоретическому совершенству, отсутствию противоречий и изъянов в аргументации, что предопределило расцвет логики, эристики, диалектики. Идеал рационально-логической строгости знания был привнесен в античную философию из математики, которая в древнегреческой цивилизации первой достигла статуса теоретической науки (геометрия Евклида). Рассматривая взаимоотношения древнегреческой философии и науки, Ж.-П. Вернан отмечает, что античная философская мысль имеет глубоко геометрический характер: «Идет ли речь о географии, астрономии или космологии, она постигает физический мир и проецирует его в пространственные рамки, которые больше не определяются религиозными категориями возвышенного и низменного, небесного и подземного, но образуются взаимными, симметричными, обратимыми соотношениями»9. На протяжении своей более чем тысячелетней истории античная философия в качестве идеала организации истинного знания рассматривала аксиоматико-дедук-тивное строение геометрии. Таким образом, греческое философское мышление с момента своего зарождения носило светский, рациональный характер и было ориентировано на принципиальную автономию философии как специфической формы духовной культуры. Натурфилософская интерпретация космоса и проблема первоначала в ранней греческой философии. Начальным этапом становления и развития античной философской традиции считается доклассический период (или период досократиков), хронологически приходящийся на VII—V вв. до н. э. К этому времени в Средиземноморье образовались многочисленные греческие ко- Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. С. 13. лонии, возникли важнейшие города-государства (полисы). Богатая политическими событиями, развитием науки, искусства и литературы жизнь древнегреческих полисов, а также их широкие культурные и торговые связи с народами Египта, Вавилонии и других восточных стран определили зарождение и расцвет древнегреческой философии. Это время появления первых философских учений. В Ионии, малоазиатской части Эллады, в г. Ми-лете сложилась первая философская школа (Милетская школа), известная такими представителями, как Фалес, Анакси-мандр, Анаксимен. Среди ранних ионийских философов выделялся также Ксенофан из Колофона, а творчество Пифагора с острова Самос и Гераклита из Эфеса можно рассматривать как кульминацию в становлении раннеклассической философии в Элладе. Ранняя греческая философия обращена преимущественно на проблемы возникновения и устройства космоса, на выявление внутренней основы и порядка природы. Появляются первые натурфилософские концепции, ориентированные на рациональное объяснение природно-космического универсума, на поиск первоначала, источника и основы бытия многообразных вещей и явлений действительности. Натурфилософия является исторически первой формой философии в античной культуре. Термин «натурфилософия» восходит к учению стоиков, от «natura» (природа — лат.), что буквально означает философия природы. В древней Греции натурфилософия обычно именовалась физикой, т. е. учением о природе, от «фиск;» (фюзис, или природа — греч.). Ее характерной чертой было понимание природы как нерасчлененной, непосредственно созерцаемой целостности. Среди первых натурфилософских концепций выделялись учения о стихиях, в которых сложилась монистическая модель природно-космического универсума, и учения об элементах, выражавшие плюралистическую модель природы. Учение о стихиях было разработано мыслителями Милетской школы, получило широкое развитие в ионийской философии и концепции Гераклита. В текучем многообразии природных процессов и бесконечном круговороте вещей первые натурфилософы искали нечто постоянное, устойчивое. Их интересовало то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что в конечном счете переходят при разрушении. Фалес определил эту материально-вещественную основу как воду, Анакси- мен — как воздух, Ксенофан выделил землю, а Гераклит считал первоосновой огонь. Мысль о том, что в многообразии космоса существует внутреннее единство, выраженное в форме конкретного первоначала, красной нитью проходит через все учения раннегреческих натурфилософов. Дальнейшее развитие ранней натурфилософии было связано с переходом от поиска генетического единства космоса к определению оснований его сущностного и структурного единства. Важный шаг в данном направлении был предпринят легендарным Пифагором. Ознакомившись в молодости с математическими и астрономическими идеями Фалеса и освоив математические достижения Египта и Вавилонии, Пифагор выдвигает идею «все есть число», согласно которой единство космоса определяется числами или отношениями чисел. Идея единого космоса, организация и порядок которого в принципе могут быть сформулированы математически, стала основополагающей идеей пифагорейцев. Своей подлинной вершины первые натурфилософские учения достигают в творчестве Гераклита. Космос для Гераклита есть процесс «мерного» возгорания и угасания вечно живого огня. Огонь — это первоначало и основа всех вещей, символ вечного движения и изменения. Представления о всеобщей изменчивости Вселенной органично сочетались в концепции Гераклита с идеей борьбы и единства противоположностей, а также с учением о Логосе — космическом законе, определяющем порядок и гармонию как природной, так и социальной жизни. Гераклит стремится проникнуть в суть природных явлений, абстрагируясь от их чувственной предметности, от многообразия материально-телесных аспектов жизни. Все это указывает на появление философии как таковой, отличной от довольно путаных учений о природе первых «физиков» Милетской школы. Рационально-идеалистическая интерпретация космоса в классической античной философии. Классический период в развитии античной философской традиции приходится на V—IV вв. до н. э., эпоху расцвета и упадка рабовладельческой демократии в Элладе. К середине V в. до н. э., после греко-персидских войн (500—449 гг. до н. э.), древняя Греция достигла значительных успехов во всех областях общественной жизни. Главным культурным и философским центром греческой ойкумены стали демократические Афины. В этих условиях появилось множество новых философских концепций, существенно расширилось проблемное поле философии, образовав единое и разветвленное «древо философского знания». Классическая натурфилософия поднимается на более высокий уровень рационально-теоретического осмысления природы. На смену ионийской физике, благодаря плюралистическим концепциям Анаксагора и Эмпедокла, приходит философская атомистика. Это учение о дискретном строении материи было гениальной попыткой создать целостную физико-математическую модель природно-космического и социального универсума. Знаменитый древнегреческий философ Демокрит построил на основе идей атомизма целостную философскую систему, в которой он впервые высказал идею структурного единства макро- и микрокосма и обосновал свои социально-политические и этические воззрения принципами атомистической космологии. Дальнейшая рационализация древнегреческой философии связана с творчеством мыслителей элейской школы. Основоположник школы элеатов Парменид и его ученик Зенон Элей-ский противопоставили бытие и становление, умопостигаемое и чувственное, истину и мнение, отождествив бытие с умопостигаемым космосом и истинным мышлением. Предметом философии стала не чувственно созерцаемая природа, а бытие как таковое, рассматриваемое в своем общем существовании как «то, что есть». Философия оказалась ориентированной на категориальный анализ универсума. При этом элеаты настаивали на единстве онтологии и эпистемологии, поскольку бытие и мышление суть одно и то же, законы мысли тождественны законам бытия. Сформулированная элеатами антитеза чувственного и умопостигаемого стала ключевым звеном последующих философских дискуссий. Гераклитовскую линию «текучести» бытия, понимания его как потока, становления, в классический период продолжили софисты. Софисты (от греч. аофбд — мудрый), или платные учителя красноречия, обучали молодежь различным знаниям, необходимым для активного участия в гражданской жизни греческих полисов. Наиболее известны старшие софисты Протагор и Горгий. Основой обучения софисты сделали представление об отсутствии абсолютной истины и объективных моральных ценностей. Они противопоставляли друг другу противоречивые оценки и нормы, господствующие у разных народов, и расшатывали тем самым веру в единый природный и нравственный закон. Общей чертой учений софистов был субъективизм и релятивизм, классически выраженный тезисом Протагора: «человек — мера всех вещей». Рационально-идеалистическая стратегия развития философского знания, предложенная Парменидом, получила свое продолжение в творчестве Сократа, Платона и Аристотеля. Натурфилософским спекуляциям «физиков» и морально-гносеологическому релятивизму софистов Сократ противопоставил диалектический анализ человеческого бытия. Главным предметом философских диалогов Сократа были проблемы этики — вопросы о том, как следует жить. При этом Сократ ориентировал своих собеседников на поиск объективной истины, заложенной в человеческой душе богом-демиургом. Приблизиться к ней можно на пути искусного определения таких важнейших философских понятий, как справедливость, мужество, прекрасное, благо. В философии Платона — знаменитого афинского мыслителя, родоначальника платонизма — также отсутствует интерес к натурфилософской проблематике. Человек, «последние вопросы» его бытия, мораль и право, как основные регуляторы человеческой жизни в обществе, отношения личности и государства — эти темы Платон полагал приоритетными для философского исследования. Они как нельзя более точно воспроизводили особенности гражданской жизни Афин. На первый план в классической античной философии выходят проблемы этики, политики и педагогики. Учение о космосе Платон разрабатывал в связи с необходимостью обосновать свои социально-политические взгляды. В основании теологии и космологии Платона находится учение об идеях-парадигмах, или эйдосах. Материя и идея, как вечные и неизменные начала мира, соединяются третьим, высшим началом — умом-демиургом, который при помощи мировой души объемлет весь космос, как чувственный, зримый, так и умопостигаемый. Структура космоса отражена в структуре человеческого тела, в организации общества и государства. В основании же его устройства лежит рационально-идеалистический принцип — материя подражает идее, воспроизводит в многообразии своих форм структуру ума-демиурга. Учение Платона, с характерной для него рационально-идеалистической интерпретацией космоса, заложило основы европейского философского идеализма. Кульминацией в развитии древнегреческой философии было творчество Аристотеля (384—322 гг. до н. э.). Вслед за своим учителем Платоном он высказывал самое возвышенное представ-66 ление о назначении философии, считая ее вершиной всех наук, высшим родом познания. Аристотель был великим систематизатором философии, благодаря его творчеству она приобретает вид целостной системы знания. Философию Аристотель делил на теоретическую часть (цель которой — знание ради знания), практическую (цель которой — знание ради деятельности) и пойетическую (цель которой — знание ради творчества). Далее теоретическая философия делилась на метафизику («первую философию»), математику и физику. При этом логику и теорию познания Аристотель считал вспомогательными дисциплинами, своеобразной пропедевтикой ко всему комплексу наук. К практической философии относились этика и политика, а к пойетической — риторика и поэтика. В отличие от всех прочих наук теоретические, среди которых наиболее достойной Аристотель полагает философию, стремятся к достижению знания ради самого знания. Их высшая цель — истина, а не польза. Поэтому предмет философии — сущность, созерцательно постигаемая лишь умом, мышлением о мышлении. Философию Аристотель в конечном итоге отождествляет с метафизикой (или «первой философией»), которая категориально осваивает универсум в соответствии с наиболее общими родами бытия. Подобно тому, как последующее подчинено предшествующему, вид — роду, часть — целому, все науки подчинены философии и рассматриваются Аристотелем как частные ветви философского знания, которые исследуют определенные виды сущего и то, что этим видам присуще (их свойства и отношения). В то время как «первая философия» исследует сущее как таковое. Наиболее близки философии физика и математика, как наиболее сложные и абстрактные науки, проникающие в глубинную суть вещей, лежащую за поверхностью чувственных образов. Так, физика, в отличие от метафизики, изучает не сущее как таковое, не бытие вообще, а лишь материальное и подвижное. Она рассматривает привходящие свойства и начала вещей с точки зрения их способности к движению. Математика изучает наиболее отвлеченное в вещах, опуская все чувственно воспринимаемые качественные различия. Она исследует только количественное и непрерывное, изучает взаимное расположение предметов, их соизмеримость и несоизмеримость, их соотношение в пространстве. Поэтому учение о природе (физику) и математику Аристотель считает только частями мудрости. Высшая же мудрость — философия «не рассматривает частичного… а исследует каждое такое частичное лишь по отношению к сущему как сущему» (Метафизика, XI, 4). Называя философию «самой главной и главенствующей наукой, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют прекословить» (Метафизика, III, 2), Аристотель отмечает, что «знание и понимание ради самого знания и понимания более всего присущи науке о том, что наиболее достойно познания, ибо тот, кто предпочитает знание ради знания, больше всего предпочитает науку наиболее совершенную, а такова наука о наиболее достойном познания. А наиболее достойны познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное, а не они через то, что им подчинено. И наука, в наибольшей мере главенствующая и главнее вспомогательной, — та, которая познает цель, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае; эта цель есть в каждом отдельном случае то или иное благо, а во всей природе вообще — наилучшее» (Метафизика, I, 2). Основное внимание знаменитый мыслитель уделял фундаменту теоретического познания — учению о сущем. Собственно Аристотель возвысил онтологию элеатов и теологию Платона до статуса метафизики («первой философии»). Разделив «первую философию» на две части — общую метафизику (metaphysica generalis) и собственно теологию, или специальную метафизику (metaphysica specialis), — Аристотель считал, что первая призвана изучать «сущее, поскольку оно сущее, и его атрибуты сами по себе», а также высшие принципы (архе), или причины бытия. Теологическая же философия должна изучать высшую неподвижную субстанцию (ум), которую философ считал особым видом бытия, «неподвижным вечным первым двигателем». Аристотель, соглашаясь с Платоном, что предмет философии — исследование сущности вещей, расходился со своим учителем в определении последней. У Платона сущность отделялась от материальных предметов и обитала в царстве вечных и неизменных идей. Аристотель же, наоборот, считал, что каждое явление проникнуто идеей и служит живым ее выражением. Не объективное бытие понятий отрицает Аристотель, но отделимость этого бытия от материи. Идею Аристотель называет формой, считает чем-то присущим вещи и отделимым от нее только мысленно, при помощи логической абстракции. Другими слова- ми, отличие философии Аристотеля от учения Платона заключается в том, что он отвергает возможность существования идей отдельно от вещей. Расхождение с платонизмом по поводу одного из важнейших вопросов метафизики позволило Аристотелю поставить перед философией новую задачу: исходя из общих положений (идей), объяснять природу частных явлений. Исследуя многообразие действительности, наука составляет общие понятия, устанавливает начала и через сочетания их образует свои теории и доказательства. Указав философии цель, Аристотель дал и средства для ее достижения, систематически разработав законы и правила формальной логики. Исторически философия и наука в западной культуре возникают и развиваются в тесном взаимодействии друг с другом. В античности философия отождествлялась с наукой. Наиболее развернутое исследование данной проблемы мы обнаруживаем у Аристотеля. Великий мыслитель определяет философию как наиболее совершенную науку о сущем, о первых началах и причинах бытия (Метафизика, I, 2). При этом он осуществляет подробный анализ характеристик науки, позволяющий отличать научное знание от мнения, опыта и искусства. Надо заметить, что термин «наука» у античных философов означает теоретическое знания вообще, и смысл данного понятия несколько отличается от современных представлений о сущности и специфике науки. Систематизируя рассуждения Аристотеля по данному вопросу, известный российский философ-антиковед В. Ф. Асмус отмечает, что среди важнейших характеристик научного (т. е. теоретического) знания, присущих соответственно и философии, Аристотель выделяет следующие10. Во-первых, знание имеет всеобщий и необходимый характер, а следовательно, является доказательным. Научное знание направлено на поиск общего в вещах, того, что обладает безусловным постоянством в изменяющемся мире явлений. Знание общего есть знание сущности. Мы обладаем знанием о вещи, считает Аристотель, если знаем суть ее бытия. Поэтому наука стремится к определению сущности, слагается их общих и необходимых положений, которые она способна доказывать. «Само же доказательство, — подчеркивает В. Ф. Асмус вслед за Аристоте- См.: Асмус В. Ф. Метафизика Аристотеля // Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 1. С. 37. лем, — может быть доказательством только о том, что не может происходить иначе. Оно состоит в получении заключения из начал истинных и необходимых, относящихся к предмету доказательства. Доказательство невозможно ни о случайном бытии, ни о том, что возникает и разрушается, но лишь об общем»11. Во-вторых, наука обладает способностью объяснения. Объяснительный характер научного знания заключается в том, что наука не только фиксирует некоторое объективное состояние действительности, определенный факт, но и пытается исследовать его сущность, выяснить причины такого положения дел. Объяснение в науке осуществляется в понятийной форме посредством логического выведения частных (иногда случайных) следствий из общих и необходимых причин. Объяснить наличие тех или иных свойств у исследуемого предмета — значит, согласно Аристотелю, доказать при помощи логического вывода, каким образом они происходят из его сущности. В-третьих, научное знание обладает внутренним единством, которое сочетается с подчинением одних знаний другим, т. е. наука представляет собой целостную систему иерархически организованного знания. Решая вопрос о классификации наук, Аристотель в своих трактатах («Метафизика», «Топика», «Ни-комахова этика») наивысшее положение отводит теоретическим наукам. И здесь в его классификации намечаются определенные отличия одних наук от других и, что особенно важно для рассматриваемого нами вопроса, об отличии философии, как наивысшей, божественной науки, от прочего знания. Проблема отношений человека и космоса в философии греческого эллинизма. Новый, эллинистический период в истории античного общества (323 г., год смерти Александра Македонского, — 30 г. до н. э., год завоевания Римом Египта) начался после распада империи Александра Македонского и образования на ее основе (главным образом на Востоке) новых социально-политических объединений. Особую роль в культурной жизни этого времени играла Александрия, которая стала средоточием научного, философского и религиозного развития народов Средиземноморья. В эллинистический период наибольшее значение имели философские учения Эпикура, Пиррона, Диогена Синопского и Зе- 11 Асмус В. Ф. Метафизика Аристотеля // Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 1. С. 37. нона из Китиона, на основе которых оформились крупнейшие философские школы эпохи эллинизма — эпикуреизм, скептицизм, кинизм и стоицизм. Философия эллинизма порывает с рационалистическим оптимизмом классической эпохи. Философы этого времени не придают знанию самостоятельной ценности. Цель философии — не поиск истины, а обеспечение спокойного и безмятежного состояния духа. В натурфилософских построениях популярной становится атомистическая концепция Демокрита. Так, афинянин Эпикур полагал, что в мире вечно и неизменно существуют только атомы — мельчайшие, неделимые и плотные частицы, которые, соединяясь и распадаясь, обусловливают рождение и смерть бесконечного разнообразия тел во Вселенной. Все остальные предметы и явления космоса — тела, человеческие души, даже боги — состоят из атомов, а потому не обречены на рождение и гибель. Согласно Эпикуру, человек должен стремиться к идеальному душевному состоянию — атараксии (невозмутимость). Она достигается избавлением от страха перед смертью, предполагает ограничение потребностей, умеренность в наслаждениях, самоустранение от общественной жизни и государственных дел. Развивая учение Демокрита о недостоверности чувственного познания, основатель скептицизма Пиррон считал, что окружающие человека вещи совершенно непознаваемы. Ничего истинного либо ложного о них сказать нельзя; более того, нельзя даже утверждать, существуют они на самом деле или нет. Объявляя видимость единственным доступным человеку критерием истины, скептики отрицали объективное существование добра и зла, не верили в возможность рационального обоснования моральных норм. Учение киников предлагало индивидам, которые не имели своей доли политической свободы в гражданском укладе античного полиса, обратиться к духовному освобождению человеческой личности, к ее способности опираться только на самое себя. Внутренняя свобода индивида, его независимость от социального статуса и материальных ценностей, объявлялись высшим благом и целью человеческой жизни. Киники (лат. — циники) полагали, что человек обязан жить в обществе не по его законам, а по своим собственным — «без общины, без дома, без отечества» (Диоген). Философия киников послужила непосредственным источником стоицизма, который, смягчив кинические парадоксы, вновь обратил внимание на ценность интеллектуальной и политической культуры. Школа стоиков, получившая название от портика (отоа — греч.) в Афинах, где она первоначально размещалась, была основана Зеноном из Китиона около 300 г. до н. э. Для стоицизма характерен монистический взгляд на мир как единый саморазвивающийся, живой организм. Он целесообразно устроен и пронизан разумным началом — Логосом. Стоики учили о том, что всепроникающий Логос, будучи внутренним принципом развития Вселенной, составляет сущность, или природу, каждой вещи. Логос отождествлялся с необходимостью, которая определяет судьбу каждого тела, в том числе путь развития человека и его души. Человеку свойственно стремиться к счастью, под которым стоики понимали достижение благоразумия и бесстрастия (апатия). Чтобы стать не зависимым от внешних обстоятельств (автаркия), индивид должен следовать своей судьбе, или требованиям природного закона. В отличие от скептицизма и эпикуреизма, стоики учили, что все люди, благодаря своей причастности к Логосу, являются гражданами единого мирового государства — Космополиса. Поэтому они должны участвовать в делах государственных, стремясь поступать добродетельно. Стоическая философия оказала впоследствии сильное влияние на христианское мировоззрение и европейскую религиозную этику. Космополитизм и религиозный мистицизм философских учений римского эллинизма. Индивидуалистическая ориентация философского мышления, его нравственно-практическая направленность в целом свойственна и римскому периоду развития античной философии. Римский стоицизм, представленный творчеством Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия, характеризуется усилением религиозно-мистической тенденции. Это нашло отражение в характерной для стоицизма пантеистической трактовке природы, которая мыслилась пронизанной божественным началом — Логосом. Понимание Логоса приблизилось к христианской трактовке Бога как абсолютной Личности. Стоическое божество выступало как творец мира и человека, как промысел всех его деяний и его личная судьба. Обожествляемый космос трактовался как универсальное государство. Человек должен осознать свое подлинное положение в мире как гражданина неба. Человек является космополитом, его родина — не конкретное земное государство, а небесный Космополис. Подобно древним стоикам, римские мыслители презирали внешние блага, стремились выработать у себя состояние абс
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.62.10 (0.014 с.) |