Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3.2. Гуманизация философской мысли в эпоху ВозрожденияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социокультурные основания и ценностные ориентации философии эпохи Ренессанса. Эпоха Ренессанса (XIV—XVI вв.) получила свое название благодаря доминирующей в культуре этого времени тенденции к возрождению гениальных достижений греко-римской культуры. Это был переломный момент в истории западной цивилизации, повлекший за собой ряд глубинных изменений в социально-экономической, политической и духовной жизни европейских государств. Уже в XII—XIII вв. итальянские города-республики (Милан, Венеция, Флоренция, Генуя, Пиза, Болонья и др.) стали экономическими и культурно-политическими центрами Европы. В них бурно развивались ремесленная и торговая экономика, банковское дело, шерстяные мануфактуры. Заметно усложнилась система разделения труда и основанная на ней социальная структура общества, что выразилось в разрушении цеховых корпоративных связей с их жесткой регламентацией деятельности, в росте числа лиц «свободных профессий», в возрастании значения умственного труда. Города-республики развивали коммунальную государственность и вели активную борьбу с наследственной земельной арис- тократией (нобилями). Прогрессивной социальной силой этого времени была торговая и промышленно-ремесленная верхушка, так называемые пополаны. Итальянские мыслители обращаются к политическим сочинениям античных авторов, для них характерен устойчивый интерес к полисной культуре древних греков, к античному пониманию человека, этическим концепциям эллинов. Возникновение творческой интеллигенции и индивидуализация умственного труда, художественной деятельности, литературного творчества привели к доминированию в культуре Возрождения преимущественно светских ориентаций с ярко выраженным антиклерикализмом. На фоне упадка морально-политического авторитета папства возросла роль светской литературы и публичных дискуссий, возник культ образованности и индивидуального таланта. Фактор времени приобрел огромную роль в жизни человека, научил ценить мимолетность земного существования и приносимые им радости. Эти тенденции развития общественной и духовной жизни эпохи Ренессанса нашли свое отражение в гуманистических идеалах и ценностях европейской философии. Особенности и основные этапы развития философской мысли Возрождения. В истории философской мысли эпохи Возрождения обычно выделяют три периода, соответствующих доминированию определенного круга проблем в развитии философского дискурса того времени: • период гражданского гуманизма, время становления и расцвета гуманистических идеалов в итальянской философии XIV—XV вв.; • период флорентийского неоплатонизма (вторая половина XV в.), связанный с возрождением и реинтерпретацией философского наследия Платона, сочинений римских неоплатоников; • натурфилософский период XVI в., подготовивший почву для расцвета классического естествознания. Важнейшей особенностью философии первого исторического периода традиционно считается гуманистический антропоцентризм. Именно итальянский гуманизм XIV—XV вв. получил признание и широкое распространение в Европе и стал идеологической основой развития философской мысли Ренессанса. Существующие в современной научно-исследовательской и спра-вочно-энциклопедической литературе подходы к определению сущности гуманизма отражают многоплановость его исторического содержания, а также неоднозначность данного понятия. Слово «гуманизм» латинского происхождения (лат. huma-nus — человеческий, человечный). Сам термин «гуманизм» был введен немецким педагогом Ф. Нитхаммером, автором труда «Возрождение классической древности и первый век гуманизма», лишь в начале XIX в. Итальянские гуманисты слово «humanitas» (человечность) заимствовали у Цицерона (I в. до н. э.), который подчеркивал, что понятие «человечность» как возрождение человека — важнейший результат развития древнегреческой полисной культуры. Слово «человечность» неоднократно употреблялось Тертуллианом, Лактанцием (III—IV вв.), другими Отцами Церкви, писавшими на латинском языке. В широком смысле слова под гуманизмом понимают «исторически изменяющуюся систему воззрений, признающую ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающую благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми»14. Гуманизм трактуют как нравственно-мировоззренческий принцип, предполагающий любовь и уважение к человеку, веру в его безграничные возможности и способность к развитию, признание достоинства и свободы личности. В более узком и конкретном значении гуманизм был мировоззрением итальянских мыслителей XVI—XVI вв., идеологической основой развития всей ренессансной культуры. Его особенностью является решительный разрыв с официальной цер-ковно-схоластической культурой, распространение знаний и новейших достижений науки, поиск новых форм образования, основанных на углубленном изучении античной литературы и всей системы гуманитарных знаний (studia humanitatis). Как отмечает Л. М. Брагина, «гуманисты XIV века начали с вызова схоластике, ее претендующему на универсальность формально-логическому методу познания. Они поставили в центр всей системы образования и культуры по-новому понятые и осмысленные гуманитарные знания, включавшие, согласно античной традиции, грамматику, риторику, филологию, поэтику, историю, педагогику и в качестве общего стержня — моральную философию»15. Келле В. Ж. Гуманизм // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. С. 139. Брагина Л. М. Гуманистическая мысль Италии XV века // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985. С. 5. Философская проблематика этого времени центрирована вокруг морально-антропологических, социально-политических и педагогических вопросов, имеет преимущественно практическую ориентацию. Центром становления гуманистического мировоззрения в XIV в. была Флоренция. Идеалы гуманизма связаны с творческой деятельностью таких мыслителей, как Данте Алигьери, автор знаменитой «Божественной комедии», философских и политических сочинений «Пир», «О монархии»; Франческо Петрарка, выдающийся поэт и философ, автор философского диалога «Моя тайна» («О презрении к миру»), трактатов «О невежестве собственном и многих других», «О средствах против всякой фортуны»; а также Коллючо Салютати, Леонардо Бруни, Леон Батист Альберти, Лоренцо Валла и других итальянских мыслителей, поэтов, писателей. Итальянские гуманисты подчеркивали важнейшую ценность человека, земной жизни и необходимость реализации его творческого назначения. Руководящий идеал Возрождения — античный человек, опирающийся на свободный и благой разум. Средневековому образу смиренного христианского аскета было противопоставлено стремление светских интеллектуалов заново сформировать себя, свободно и по новому образцу. Однако, в отличие от греко-римской культуры, речь шла не только о моральном самоопределении, но и о конструировании всего окружающего мира. Построить политическое и социальное бытие на основе свободного разума — такова цель, достижению которой призвана способствовать гуманистическая философия эпохи Возрождения. Осознанно артикулируя свои отличия от религии, философия начала понимать себя как всеохватывающую науку о тотальности сущего. Для гражданского гуманизма эпохи Возрождения характерен повышенный интерес к этической и социально-политической проблематике. Мыслители Возрождения утверждают нравственный идеал активной мирской жизни человека. Непрерывное духовное совершенствование личности должно быть сопряжено с ее активной гражданской деятельностью во благо общества. В политических концепциях Возрождения обосновываются идеалы свободы, равенства и братства, которые во многом предопределили социальное развитие европейских народов, ценностные ориентации Просвещения и цели Великой французской революции. В центре социально-этических концепций Ренессанса находились категории свободы и творчества, которые понимались как фундаментальные характеристики человеческого бытия. Критерий свободного критического разума был объявлен в эту эпоху основополагающим в познании мира. Ориентиры свободного и творческого развития человеческой личности предполагали свободу от стереотипов, предрассудков и слепой веры в авторитеты. Свободный человек может признать истиной только то, в чем он искренне убежден. Критическая установка сознания предполагает максимальный простор для духовного творчества, веротерпимость, отсутствие религиозного догматизма. Особую роль в гуманистической философии играло понятие человеческой деятельности. Представление о творческой деятельности как непременном атрибуте личности Ренессанса составляло важнейший аспект учения о свободной воле человека. В этой связи были переосмыслены античные и средневековые размышления о судьбе, произошло дальнейшее развитие диалектики случайного и необходимого, наряду с традиционным понятием фатум получило устойчивое употребление понятие фортуна. В Западной Европе гуманистическое мировоззрение Ренессанса формировалось благодаря творчеству выдающегося христианского гуманиста и просветителя Эразма Роттердамского, политического мыслителя и государственного деятеля Томаса Мора, французского философа-гуманиста Мишеля Монтеня. В развитии гуманистического движения в Англии большую роль сыграл образовавшийся в Оксфордском университете кружок Джона Колета (около 1467—1519), на собраниях которого критически обсуждались евангельские тексты. В этом кружке сложилась программа христианского гуманизма, рассчитанная на реформу католической церкви. Она оказала сильное влияние на мировоззрение выдающихся представителей английского гуманизма — Э. Роттердамского и Т. Мора. Давая критическое описание различных проявлений «человеческой глупости», Э. Роттердамский отвергает схоластический догматизм и принцип приоритета веры над разумом. Разум — важнейшая черта человека, которая определяет его судьбу. Начало и конец человеческой жизни — в Боге, но ее протекание в руках самого человека, зависит от его воли и целесообразности его действий. Истинная знатность человека определяется не рождением, а непрерывной борьбой за моральное совершенствование. Гуманистическое мировоззрение Т. Мора, первого представителя утопического коммуниз- ма в Европе, было обращено к анализу основ социальной жизни человека. В духе античной классики Т. Мор считает необходимым, чтобы государственное управление находилось в руках наиболее образованных и морально совершенных людей. Высшей ценностью общественной жизни является предоставленная индивиду возможность использовать досуг для интеллектуального и художественного развития своих творческих способностей. Духовным наследником английских гуманистов был французский философ М. Монтень. В его творчестве с максимальной силой проявил себя индивидуализм эпохи Возрождения. Во второй половине XV в. философская мысль Возрождения переживает период неоплатонизма. Наиболее значимую роль в развитии неоплатонических идей сыграл Георгий Гемист Пли-фон. После его смерти находившийся под сильным влиянием учения Плифона глава Флорентийской республики и ее крупнейший меценат Козимо Медичи учредил в 1459 г. Платоновскую академию, которая получила широкую поддержку со стороны флорентийских интеллектуалов — философов, писателей, художников, политиков. Главой флорентийской Академии стал Марсилио Фичино. Благодаря его усилиям были переведены на итальянский язык многие диалоги Платона и произведения античных неоплатоников — Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфи-рия, а также трактаты мифических Псевдо-Дионисия Ареопаги-та и Гермеса Трисмегиста. Платоновская академия объединила многих видных мыслителей того времени, таких как: Кристофо-ро Ландино, Джованни Пико делла Мирандола, Джованни Нези, Джироламо Бенивьени. Особенностью философских учений флорентийского периода был культ разума и знания. Мощь пытливого человеческого ума, его способность познавать мир, рассматривалась как главная и наиболее ценная особенность человеческой природы. Благодаря наличию всепроникающего разума человек сближается с Богом, поскольку мысли человека подвластен весь земной мир, опираясь на силу своего ума, он может постигнуть основы как природного, так и социального бытия. Кульминацией неоплатонического этапа было творчество Джованни Пико делла Мирандолы и Николая Кузанского. В их учениях свобода мыслится в качестве субстанциального основания человеческого бытия. В «Речи о достоинстве человека» Пико развивает идею об особом положении человека в мироздании, которое заключается в возможности свободно определять свое мес- то в космической иерархии, формируя собственную сущность посредством разума, сознательного выбора и активной творческой деятельности. Философия, полагал Пико делла Мирандола, указывает человеку путь к совершенству и увлекает его к возвышенным целям познания мира. Считая основной задачей и сущностью философии познание истины и обнаружение ее перед другими и противопоставляя философию риторике, Пико отмечает: «Нет образованного человека без осведомленности в изящной словесности; но без посвященности в философию нет человека. Разумение, едва лепечущее, может принести пользу, но неразумное красноречие, подобно мечу в руках безумца, не может не принести величайшего вреда»16. Поиск истины и понимание смысла вещей не позволяют философии прибегать к пышной словесной форме, которая лишь маскирует подлинную красоту внутренних оснований бытия. В философии флорентийского неоплатонизма возрождается античная идея тождества макро- и микрокосма, которая в творчестве Николая Кузанского приобретает принципиально новое звучание. Прежде всего, он предельно рационализирует понятие Бога, представляя его как «абсолютный максимум», принципиально непознаваемое бытие духовности, единственное описание которого может дать только математика. Отношения Бога с миром есть математически определяемое отношение актуальной бесконечности божества и потенциальной бесконечности мира, составленного из бесчисленного множества конкретных единичных вещей и явлений. В отличие от Бога, потенциальная бесконечность природы открыта научному познанию, так же как и сам человек. Человеческий микрокосм («малый мир») понимается Николаем Кузанским как наиболее совершенное подобие Бога и природы. В контексте учения о тождестве микро- и макрокосма он приходит к обожествлению человека, называя его «очеловечившимся Богом». На этом Николай Кузанский основывает свои рационалистические представления о бесконечной мощи человеческого разума, о способности ума к бесконечному углублению познаний и уяснению целостности универсума, что наиболее адекватно выражается в философии. Развитие натурфилософии в эпоху Возрождения было связано с творчеством знаменитого флорентийского математика Луки 16 Джованни Пико делла Мирандола. Джованни Пико делла Мирандола приветствует своего Эрмолао Барбаро // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). С. 261. Пачоли; величайшего художника и философа, инженера и естествоиспытателя Леонардо да Винчи; знаменитого немецкого астронома, математика и философа Иоганна Кеплера; немецкого врача и философа Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма, творившего под псевдонимом Парацельс; итальянских философов и ученых Бернандино Телезио и Франческо Патрици; а также знаменитых естествоиспытателей и натурфилософов итальянца Джордано Бруно и польского астронома Николая Коперника. Важнейшей особенностью натурфилософского периода были пантеизм и организмическая трактовка природы, опирающаяся на идею тождества микро- и макрокосма. Центральной проблемой философии данного периода была проблема отношения Бога и природы, причем все отчетливее провозглашался принцип рассмотрения природы исходя из ее собственных, естественных начал. В пантеистических представлениях философов Ренессанса Бог оказался деперсонализированным и понимался как переполненное благом, переливающееся через край бытие, которое не может существовать и мыслиться без природы и тем более без человека. Мировая душа (Anima), как последняя бестелесная ипостась, ближе всего к излучаемому ею телесно-земному миру. Причем понятие души акцентируется в большей мере, чем порождающий ее Бог (Dei). Главное внимание уделяется миру, объединяемому и просветляемому Душой. Устройство природно-космического универсума мыслилось по аналогии с устройством человеческого тела. Основоположник немецкой натурфилософии Парацельс, опираясь на многовековую практику алхимии, проводил прямые параллели между человеческими органами и растениями, минералами, природными стихиями, небесными светилами. Например, дух человека уподобляется ртути, тело — соли, душа — сере, сердце — Солнцу, мозг — Луне, почки — Юпитеру, печень — Сатурну и т. д. Принцип соответствия человека природе приводил немецкого врача к убеждению, что против любого заболевания лекарство можно найти в природе, а познание тайн природы возможно для человеческого ума в силу его полного соответствия ее законам. В учениях натурфилософов эпохи Возрождения доминировала качественная модель природы, согласно которой каждый класс предметов или явлений имеет свою первоприроду, или форму, которая и определяет способ их бытия. Максимальное сближение природы и Бога приводило к почти полному раство-100 рению божественного в земном, что способствовало утверждению принципиально нового, по сравнению с креационистской доктриной, взгляда на проблему целесообразности природных явлений. Не божественный замысел и воля, а внутренняя форма вещей, восходящая к единой субстанции природного универсума — Мировой душе, и определяет цель существования каждой вещи и космоса в целом. Выяснение этой цели применительно к каждому явлению, растениям, животным и человеку составляет главную задачу научного исследования. Выдвинутое Леонардо да Винчи положение о наличии в природе естественной необходимости стало крупным шагом вперед на пути рационального постижения законов природы. Основоположник экспериментального естествознания, Леонардо да Винчи гениально предвосхитил связь эксперимента с математическим анализом, без чего невозможно познание объективной истины, не зависящей от конкретных особенностей изучаемого предмета. Он разработал первые требования, предъявляемые к рациональной организации научного опыта, и указал на определяющую роль теории в процессе осмысления результатов эксперимента. Благодаря астрономическим открытиям Н. Коперника в нарождающейся новой картине мира появляется идея гелиоцентризма, радикально подрывавшая религиозную космологию и учение о творении. Объяснив смену дня и ночи фактом вращения Земли вокруг своей оси, Коперник впервые установил также, что Луна обращается вокруг Земли, а Земля, наряду с другими планетами, вращается вокруг Солнца, находящегося в центре мира. На этом основании Дж. Бруно выдвинул идею бесконечности миров во Вселенной, в каждом из которых есть свое Солнце, а И. Кеплер пошел в этом вопросе еще дальше, установив математически точную зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него. Тем самым единство планетной системы ассоциировалось с математической гармонией чисел, а сам космос был представлен как сложнейший часовой механизм, который доступен научному познанию. Натурфилософские, гносеологические и методологические изыскания мыслителей Возрождения послужили основанием для прогресса новоевропейской науки и дальнейшего развития философии. Ценностные ориентации ренессансной философии стали питательной почвой для формирования классических философских учений Нового времени. РАЗДЕЛ 4. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: ПРОБЛЕМА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ В КУЛЬТУРЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.96 (0.01 с.) |