Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мифология как исторически первый тип мировоззрения

Поиск

есть особый способ архаического мировосприятия, для которого характерна вера во множество сверхъестественных существ (бо­гов, демонов и духов), которые управляют жизнью природного и социального миров, олицетворяя различные явления и состоя­ния природно-космического универсума. В мифах действитель­ность отражена в фантастической, чувственно-образной и эмо­ционально насыщенной форме. Мифологическое сознание син-


кретично, оно смешивает друг с другом, не различая, субъектив­ное и объективное, небесное и земное, природное и социальное. Среди важнейших особенностей мифологического мировоз­зрения следует назвать:

анимизм — одушевление всех явлений действительности, включая неорганическую природу;

гилозоизм — оживотворение космоса, представление о жиз­ни как исходном, фундаментальном начале всего, иррациональ­ной космической силе, пронизывающей весь универсум и опреде­ляющей его бытие и целостность;

политеизм — вера во множество сверхъестественных су­ществ, населяющих мироздание и управляющих природными стихиями, персонификация и олицетворение природных явле­ний, в силу чего познание окружающей действительности в си­стеме мифологической культуры сводится преимущественно к именованию ее предметов и явлений;

антропо-, социо- и техноморфизм как символически-образ­ное, метафорическое сопоставление природных, культурных и со­циальных объектов, очеловечивание окружающей среды.

Поскольку мифологическое мировоззрение синкретично, то в нем отсутствует дифференциация сфер бытия. Между мирами природным и социальным, божественным и человеческим, есте­ственным и сверхъестественным не проводятся четкие границы, что позволяет мыслить окружающие предметы как двойствен­ные по своей природе. Они одновременно принадлежат двум ми­рам: профанному и сакральному, обладают как утилитарным, так и символическим значением.

В структуре мифологического мировоззрения выделяют миф и ритуал как генетически и структурно связанные между собой компоненты. Миф как символическая форма культуры, особым, фантастическим образом моделирующая природный и социаль­ный миры, представляет собой архаическое повествование (пре­дание) о происхождении космоса, земли, людей, о деяниях и подвигах богов и героев. Важнейшая особенность мифа — это его тесная связь с ритуалом, слепком которого он является, а также с определенными обрядами и обычаями. Это обеспечивает веру носителей мифологического мировоззрения в подлинность ска­заний, передаваемых мифами. Ритуал — торжественная цере­мония, форма символического действия, в которой объективиру­ется смысловое содержание мифа и которая направлена на пере­ход из одного состояния реальности в другое, обеспечивая пре-


одоление предельных для архаического, первобытного сознания противоположностей между жизнью и смертью, естественным и сверхъестественным, земным и небесным, природным и со­циальным.

Специфическими чертами мифологического мировоззрения являются традиционализм и отсутствие критической рефлексии по отношению к преданию. Оно основано на вере в подлинность мифических сказаний, незыблемость ритуала и основанных на нем табу, регламентирующих все стороны жизни.

Миф не предполагает критической дистанции сознания по отношению к своему смысловому и ценностному содержанию, он не требует обоснования. В результате носитель мифологического мировоззрения ориентируется на мифическое прошлое как эта­лонный образец мироустройства, а возможность и ценность целе­направленного преобразования действительности вообще не осо­знаются архаическим человеком.

В мифологическом мировоззрении человек воспринимается как органичная часть природного целого, он не мыслит себя осо­бым существом, качественно отличным от других обитателей или предметов природного царства. Вместе с тем мифологиче­ская культура не знает ценности личностного, индивидуального начала. Индивид растворен в социальной тотальности, имеет значение только как член определенного племени, рода, семьи. Поэтому основной формой социальной регуляции и механизмом аккумуляции знаний о мире в архаическом обществе является родоплеменная традиция.

Специфика религиозного мировоззрения. Религиозное ми­ровоззрение исторически зарождается в недрах мифологическо­го сознания и первоначально несет на себе отпечатки политеизма и пантеизма, которые последовательно преодолеваются в процес­се становления мировых религий. Для них характерен ярко вы­раженный монотеизм (единобожие) (например, христианство, ислам) или тенденция к монотеистическому пониманию универ­сума (индуизм, буддизм, конфуцианство). В процессе рациона­лизации и ценностного развенчания мифов вера в племенных бо­гов все более уступает место вере в господствующую над всеми необходимость — Судьбу, Рок. Эта монистическая тенденция в эволюции мифологии в конечном итоге приводит к выделению в пантеоне мифических существ доминирующей фигуры, важней­шими функциями которой становятся космогоническая (сотво­рение мира) и онтологическая (поддержание его бытия). Так по-


степенно складывается совокупность идейно-мировоззренческих предпосылок для формирования религиозного вероучения.

Религия представляет собой тип мировоззрения, основанный на вере в единое, абсолютное и священное начало мира — Бога, сущность которого недоступна пониманию человека. В качестве базисного отношения человека с универсумом она устанавливает сверхъестественное, иррациональное отношение личности с Бо­гом, основанное на любви к нему, безграничной вере и почитании.

Постулат о единственности и абсолютности божества влечет за собой, наряду с монотеизмом, следующую особенность рели­гии — теоцентризм. В результате складывается такая картина мира, в которой радикально меняется вся система представле­ний о статусе человека и общества в универсуме. В религиозной картине мира появляется единый и абсолютный центр силы, ис­точник всего многообразия, отец и вседержитель, власть которо­го над созданным космосом безмерна и ничем не может быть ограничена.

Благодаря сущностному различию Бога и мира Бог как тран­сцендентный Абсолют пребывает бесконечно выше природной действительности, не сливается с ней, хотя и пронизывает все на земле своей лучезарной энергией. Мир «тварный» (сотворенный Богом) бесконечно ниже создателя как в ценностном, так и в суб­станциальном плане. Мир несовершенен, относителен, вторичен, конечен во времени и пространстве и полностью зависит от воли создателя.

Эти характеристики отношений Бога и мира распространя­ются на понимание связи человека с Богом. Созданный по образу и подобию Бога, человек радикально отличается от других су­ществ и потому занимает особое положение в космосе. Его пред­назначение заключено в последовательном и многотрудном оду­хотворении плоти, в преодолении порочности своего существа, а через это — и всякой тварной природы. Именно поэтому человек был предназначен Богом господствовать на земле и управлять природным миром.

Однако, находясь всецело во власти Абсолюта, человек рас­сматривает свои отношения с ним как наиболее значимые, ведь именно от них зависит судьба его бессмертной души. При этом выстраивается ряд ценностных оппозиций. Человек слаб и огра­ничен, его возможности относительны, Бог абсолютен, всемогущ и безграничен, он олицетворяет собой высшее благо, истину, справедливость и любовь. Человек конечен, смертен, ограничен


пространством и временем, в то время как божество не просто бессмертно, а, в силу своей абсолютности, есть подлинный источ­ник жизни и вечности. Человек греховен, его душа обременена слабостью плоти, а Бог является абсолютным основанием мора­ли и олицетворением совершенства.

Специфика религиозного мировоззрения проявляется еще и в том, что убеждения играют в его структуре особую роль. Явля­ясь ярко выраженной формой духовно-практического освоения действительности, религиозное мировоззрение предполагает в качестве обязательного правила строгое соответствие жизни че­ловека содержанию его религиозных идей и представлений. Вера как основа религии предполагает соответствие мыслей действи­ям и поступкам, соответствие культа догматам. Поэтому рели­гиозное мировоззрение неизбежно порождает религиозный образ жизни и строгую регламентацию культовой практики.

Наконец, религия, являясь, как и миф, авторитарной, дог­матичной, традиционалистской формой культуры, все же содер­жит в себе, в отличие от мифологии, значительный элемент ра­циональности. Это во многом роднит ее с философией. Рацио­нальность религиозного мировоззрения проявляется уже в ха­рактере представлений о Боге, который только метафорически уподобляется абсолютной личности и благодаря этому обретает антропоморфные черты. В рамках богословской традиции Бог признается непознаваемой и недоступной для человеческого вос­приятия сущностью, лишенной какого бы то ни было чувствен­но-эмпирического содержания.

Будучи абсолютно трансцендентным началом, он мыслится вне чувственно-эмпирического контекста действительности, вне пространства и времени. Само разделение универсума на мир эм­пирический и трансцендентный, запредельный познанию, неиз­бежно превращает Бога (при попытках его осмысления) в некий абстрактный первопринцип объяснения действительности, фи­лософскую категорию. В религии полностью преодолевается синкретизм мифологического мышления и характерный для не­го пантеизм, предполагающий, что божественное и природное взаимно растворяются друг в друге. В силу этих особенностей ре­лигиозного мировоззрения оно исторически развивалось парал­лельно с философским, в тесном взаимодействии и взаимопро­никновении этих двух форм духовной культуры.

Вера как оплот религиозного сознания. Характерная особен­ность религиозного мировоззрения, и одновременно его принци-


пиальное отличие от мифологии, заключается в специфическом понимании веры. Несмотря на общую для религии и мифологии веру в сверхъестественное, на доминирование чувственно-эмоци­онального восприятия в структуре обоих типов мировоззрения, природа религиозной веры существенно отличается от языческо­го поклонения мифическим божествам. Языческий ритуал, опос­редующий отношения человека с миром божественным, предпо­лагает обязательность ответного «дара» со стороны богов на при­носимые людьми жертвы. Этот «дар» был призван обеспечить бо­гатый урожай, удачную охоту, здоровое потомство или победу в войне с соседями. Однако, если духи оставались глухими к моль­бам и возлияниям в их честь, древние люди легко переходили в другие храмы, разрушая алтари «бессердечных» богов. Таким образом, вера в мощь и покровительство сверхъестественной ре­альности должна была подкрепляться конкретными «действия­ми» со стороны реципиентов жертвенного «дара», в силу чего от­ношения первобытных людей с миром богов исследователи часто интерпретируют как символический договор между неравно­правными партнерами, конкурирующими за количество жиз­ненной силы.

Религиозная вера вырастает из принципиально иного пони­мания отношений между Богом и человечеством, поэтому ее внутренняя суть заметно трансформируется по сравнению с ми­фологическими верованиями. Прежде всего, религиозная вера не сводится к простому и непосредственному принятию индиви­дом ритуала и культовых действий, определенных догматов или иных форм авторитарно-традиционного знания как истин­ных и не подлежащих сомнению. Религиозная вера носит осо­знанный характер. Она основана на личном отношении челове­ка к Богу.

Являясь внутренней осью религиозного мировоззрения, вера представляет собой внутреннее состояние человеческой души, возникающее на основе интимных, глубоко личностных отноше­ний с божеством. Она предполагает не только личное доверие к Богу как гаранту и устроителю жизни верующего, помощнику и спасителю, но требует безусловной преданности, верности, слу­жения Богу. Вера поднимает человеческий дух над противоречи­ями разума и культурно-исторической ограниченностью со­циально-правовых, бытовых и моральных норм, выступает осно­ванием принятия религиозных заповедей как абсолютных цен­ностей и идеалов жизни.


В религиозной картине мира, по сравнению с мифологиче­ской культурой, изменяется отношение к человеку, появляется представление о личности как самостоятельном и самоценном субъекте. Религиозное мировоззрение апеллирует к индиви­дуальному самосознанию и совести человека, предоставляя ему свободу воли и выбора между добром и злом. Развитие религиоз­ного мировоззрения немало способствовало выделению индиви­дуального начала в культуре, формированию в сознании людей уважения к духовной автономии и свободе личности.

В то же время абсолютное подчинение и безусловная предан­ность божеству выступает как модель социальных отношений в условиях вертикально структурированного деспотического об­щества. Требование быть покорным властям и безропотно при­нимать удары судьбы сосуществует в религиозном мировоззре­нии с требованием внутренней, духовно-нравственной самостоя­тельности человека, духовного сопротивления лжи и блуду мир­ского бытия.

Для религиозного мировоззрения принципиальным являет­ся положение о персональной ответственности человека за свою вину. Если языческое отношение к божеству основывается на ритуале как символическом договоре партнеров (богов и людей) об условиях совместного существования, подкрепляемом обиль­ными материальными жертвами, то религиозное мировоззрение предполагает, что благодать не может быть заслужена, в том числе с помощью «даров». Она обусловлена лишь свободным во­леизъявлением божества, милостью Бога.

Вместе с тем свобода воли выступает как свобода самоопре­деления личности, как свобода вверить собственную жизнь и во­лю божеству, либо же поддаться искушению гордыней, отсту­пить от Бога и употребить свою волю во зло, опираясь исключи­тельно на ограниченный человеческий разум, слабый дух и несо­вершенную плоть.

Несколько ранее в хронологическом отношении, но во мно­гом параллельно процессу формирования монотеистических ре­лигий идет становление и развитие философского мировоззре­ния. Философия тесно связана с религией, поскольку также ори­ентирована на выделение в мире единого начала, глубинной сущности мироздания, находящейся за поверхностью видимых явлений действительности. Развитие философии связано с поис­ком общих основ и закономерностей всего существующего, фи­лософия подвергает мифологическое сознание последовательной


и тотальной рационализации и во многом способствует зарожде­нию монотеизма.

Однако, возникая в середине I тыс. до н. э., философская мысль древних цивилизаций в корне отлична от религиозных верований, поскольку изначально опирается только на разум и жизненный опыт человека, отвергая необоснованные мнения толпы и веру в авторитет священных преданий. В чем особен­ность философского мировоззрения, каковы его основные ха­рактеристики — предмет обсуждения следующей темы данного курса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.195 (0.008 с.)