Что общего у философии и науки? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что общего у философии и науки?



а) построение знания в теоретической форме;

б) осмысление предельных оснований бытия и мышления;

в) логическая доказательность выводов;

г) критическое отношение к необоснованным суждениям;

д) способность быть производительной силой общества;


е) получение нового объективного знания является глав­
ной и непосредственной целью;

ж) ориентация на критерии разума;

з) рефлексия над универсалиями культуры с целью созда­
ния обобщенной модели человеческого мира.

6.4. Выделите основные характеристики научного знания:

а) новизна; г)предметность;

б) объективность; д)алогичность;

в) ценностно-символический характер; е) системность.

6.5. Укажите область философского знания, направлен­
ную на постижение сущего как такового:

а) гносеология; в) метафизика; д) антропология;

б) аксиология; г) физика; е) теософия.

6.6. В чем заключается специфика классической натур­
философии? Укажите правильные варианты ответа:

а) изучает фундаментальные принципы бытия, наиболее
общие сущности и категории сущего;

б) для нее характерна созерцательная установка познания
и умозрительное толкование природы исходя из ее целостности и
внутреннего единства;

в) исследует проблему сущности и природы человека, его
положение в космосе, специфику и смысл человеческого бытия;

г) ориентирована на поиск начал мироздания, единого ис­
точника и глубинного основания всего существующего.

6.7. Какая философская дисциплина исследует источни­
ки и структуру познания, его всеобщие предпосылки?

а) антропология; в) гносеология; д) метафизика;

б) онтология; г) диалектика; е) логика.

6.8. Как определяли предмет политики представители
классической философии? Укажите правильные варианты
ответа:

а) как философское исследование проблемы блага и спра­
ведливости применительно к общественной, гражданской жизни
человека;

б) как созерцание первого блага, которое можно опреде­
лить как бога и первый ум;


в) как учение о наилучшем виде государственного устрой­
ства и разумном управлении им;

г) как изучение деятельности индивидов, которые рас­
сматриваются в определенных условиях места и времени.

6.9. Укажите те части философского знания, которые
традиционно относились к области теоретической филосо­
фии:

а) этика; г) диалектика; ж) теология;

б) метафизика; д) гносеология; з) медицина;

в) политика; е) математика; и) физика.

6.10. К основным функциям философии относятся:

а) селективная; д) мировоззренческая;

б) социально-критическая; е) методологическая;

в) дидактическая; ж) политико-идеологическая;

г) управленческая; з) рекреационная.

6.11. Методологический потенциал философии по отно­
шению к науке заключается в выполнении следующих фун­
кций (укажите правильные варианты ответа):

а) логическая; г) герменевтическая;

б) критическая; д)нормативная;

в) регулятивно-эвристическая; е) кумулятивная.

6.12. Какая философская дисциплина исследует всеоб­
щие предпосылки познания и условия его достоверности?

а) онтология; в) теология; д) эвристика;

б) гносеология; г) риторика; е) герменевтика.

6.13. Какие характеристики были присущи классичес­
кой философской традиции?

а) антропоцентризм; в) объективизм; д) психологизм;

б) созерцательность; г) субъективизм; е) субстанциализм.

6.14. Как характеризует предмет философии И. А. Иль­
ин в своей статье «Философия и жизнь»? Выберите правиль­
ные варианты ответа:

а) философия имеет дело с единым, общим предметом, ко­торый могут одинаково переживать и понимать люди, разобщен­ные душою, эпохой, культурой и языком;


б) у философии нет и не может быть особого, самостоятель­
ного предмета, поскольку все ее создания порождены игрою ума и
таланта, и поэтому история философии будет поглощена историей
литературы;

в) предметом философии является самая глубокая основа
жизни, жизнь в ее истинном смысле и содержании;

г) религия и философия, обращаясь к жизни и сверхчув­
ственному опыту человека, имеют различный предмет;

д) философия исследует самую сущность бытия и жизни,
вопрошая об их сверхчувственной первооснове.

6.15. Как определяет И. А. Ильин философию в работе
«Философия и жизнь»?

а) философия есть мудрость, рожденная страданием, кото­
рая, соблюдая автономию личного духа, открывает каждому чело­
веку путь к самостоятельному постижению высшего и последнего
жизнеопределения;

б) философия является наукой, основанной на предмет­
ном опыте;

в) философия есть личный миф, в котором закрепилась
личная мечта о себе, о мире и о Боге;

г) философия есть наука о жизни, наука, рожденная ду­
хом, ищущим знания, восходящая к сознательной мысли, с ее яс­
ностью, систематичностью, доказательностью;

д) философия, в отличие от науки, есть «прекраснодуш­
ная мечта», создающая мир химерических отвлеченностей, кото­
рый ограждает себя стеной громких слов, туманных настроений,
утонченных и непонятных выдумок.

6.16. Какие характеристики философии, рассмотрен­
ные И. А. Ильиным в статье «Философия и жизнь», указы­
вают на мировоззренческую природу философского знания?

а) философия состоит в предметном переживании тех цен­
ностей, через которые человеческая жизнь получает свой смысл и
значение;

б) в философии все субъективно и произвольно, ибо каж­
дый говорит про себя и о своем; каждый твердит о своей «химере»;

в) философия исследует сущность самой истины, добра и
красоты;

г) для философии характерна воля к истине, которая име­
ет нечувственную форму и есть всегда истинный смысл, подлежа­
щий закону тождества и закону внутреннего непротиворечия;


д) она вовлекает волю в особое ценностное измерение дей­ствий и состояний и делает предметом ее особое нечувственное ка­чество, именуемое нравственным совершенством.

6.17. Какими качествами, согласно И. А. Ильину, дол­
жен обладать философ (по работе «Философия и жизнь»)?
Как И. А. Ильин характеризует философа? Укажите пра­
вильные варианты ответа:

а) философ — это человек, слабый волею, но сильный во­
ображением и праздный умом;

б) философу не нужен систематический метод, потому что
он никогда не сможет доказать своих утверждений;

в) философ ищет доказательства для каждого своего утверж­
дения, стремится излагать их осознанно, ясно, систематично;

г) философ — это всегда творческая индивидуальность, об­
ладающая глубокой и утонченной душой, позволяющей чувство­
вать различия между бытом и подлинной жизнью;

д) философ создает в своем воображении особый нечувствен­
ный мир, в котором он пытается укрыться от злободневных вопросов
жизни;

е) философский ум сознательно разрешает себе пренебре­
гать опытом и сочетает тягу к дедуктивным выводам с релятивиз­
мом в постановке философских вопросов;

ж)философ пребывает в постоянной внутренней работе, на­правленной на очищение ума и души.

6.18. Внимательно изучив статью В. И. Вернадского
«Научное мировоззрение», дайте правильные ответы на
следующий вопрос: какие особенности развития философ­
ских учений позволяют проводить параллели между фило­
софией и искусством?

а) великие создания философского мышления никогда не
теряют своего значения;

б) то, что в философских учениях признается несомнен­
ным и непротиворечивым, принимается всяким другим человеком,
ибо для них характерна обязательность логического вывода;

в) общие, для всех равно неизбежные основания не могут
быть в них указаны, в их логическом развитии они никогда не мо­
гут быть сведены к единству;

г) они бесконечны, глубоко индивидуальны и вследствие
этого непроницаемы до конца;


д) они не есть «maximum» раскрытия истины данной эпохи,
а представляют собой нечто изменчивое, колеблющееся, непрочное;

е) они состоят из отдельных известных нам истин, из воз­
зрений, выведенных логическим путем исследования материала.

6.19. Какое влияние, с точки зрения В. И. Вернадского,
оказывает наука на развитие философии (по работе «Науч­
ное мировоззрение»)?

а) рост науки вызывает необычайное расширение границ
философского познания, позволяет философии открывать перед че­
ловеческим разумом все новые горизонты;

б) все научные положения, формально совпадающие с дей­
ствительностью, являются безусловно необходимыми для всякого
философского учения, которое должно считаться с ними как с ре­
альными явлениями;

в) наука оттачивает философскую методологию, вырабаты­
вает приемы философского мышления и конкретизирует понятия
философии применительно к формально установленной действи­
тельности научного предмета;

г) наука ведет постоянную борьбу с философскими систе­
мами, пытаясь очистить философское мировоззрение от положе­
ний, которые противоречат научным данным;

д) наука развивается независимо от философии и не нуж­
дается в идеях, проникающих в ее содержание из различных фило­
софских и религиозных систем;

е) развитие науки захватывает традиционные области фи­
лософского познания, изменяя предмет философии и изымая из ее
ведения вопрос за вопросом.

6.20. Какую роль играет философия в развитии науки,
согласно В. И. Вернадскому (по работе «Научное мировоз­
зрение»)? Укажите правильные варианты ответа:

а) философия позволяет науке достичь единообразия выво­
дов и обосновывает ее положения;

б) философия совершенствует аппарат научного мышле­
ния, содействует росту научного знания;

в) философия определяет восприятие логических выводов
науки, ее влияние сказывается на их понимании в обществе.

6.21. Определите специфику философского метода позна­
ния, выбрав из списка соответствующие характеристики:

а) особый способ познания, имеющий отвлеченно-теорети­ческий характер и применяемый к исследованию формальных, ко-


личественных признаков, числовых, временных и пространствен­ных соотношений объектов действительности;

б) такой способ построения и обоснования знания, кото­
рый направлен на исследование содержательных, смысловых ха­
рактеристик реальности и заключается в совокупности приемов
рассуждения и логических операций, позволяющих субъекту по­
знания продвигаться к истине;

в) такой способ познания мира, для которого характерно
опираться на чувственный опыт непосредственного взаимодей­
ствия человека с действительностью в процессе индивидуальной
жизни, трудовой деятельности, общения с другими людьми;

г) особый метод познания, который опирается на теорети­
ческое мышление, рациональную рефлексию, направленную на
проникновение в суть изучаемых явлений, которая не дана чув­
ственному восприятию;

д) особый способ теоретической реконструкции исследуе­
мого предмета, позволяющий представить его в системе категори­
альных связей и наиболее общих сущностных характеристик.

6.22. Выделите специфические особенности диалектиче­
ского метода философского познания:

а) данный метод исследования ориентирован на фикса­
цию объективной устойчивости и неизменности вещей;

б) строится как методическое обнаружение и разрешение
противоречий в структуре познаваемого объекта и самом познава­
тельном процессе, благодаря чему достигается новое качество зна­
ния;

в) ориентирован на выявление содержательного, а не фор­
мального развития исследуемого объекта;

г) познаваемый объект мысленно разлагается на элемен­
тарные абстракции, каждая из которых затем рассматривается как
относительно изолированный предмет исследования;

д) для данной методологии характерно доминирование
приемов экспериментальной изоляции и классификации исследуе­
мых явлений в познании природы;

е) направлен на исследование переходов от одной системы
знания к другой в условиях, когда предшествующая система ис­
черпала свои объяснительные возможности.

6.23. Выделите характерные черты метафизического
метода познания?

а) доминирование аналитической установки мышления;

б) ограничение познавательной деятельности сферой рассудка;


в) абсолютизация изменчивых, относительных сторон поз­
наваемой действительности;

г) религиозный догматизм;

д) поиск неизменных характеристик познаваемого объекта.

6.24. Выберите из списка методы классического фило­
софского познания, характерные для метафизической мето­
дологической стратегии:

а) «майевтический» метод Сократа;

б) метод «универсального философского исчисления» Г. В. Лейб­
ница;

в) метод «интерпретации» Х. Г. Гадамера;

г) «опытно-индуктивный» метод Ф. Бэкона;

д) «рационалистический» метод Р. Декарта;

е) «диалектико-материалистический» метод К. Маркса;

ж) «гипотетико-дедуктивный» метод Г. Галилея;

з) «террористический способ расчленения сущего и поня­
тия» Ж. Делёза.

6.25. Какие три основные категории выделял в системе
философских категорий Г. В. Ф. Гегель?

а) бытие; г) причинность; ж) идея;

б) становление; д) сущность; з) субстанция;

в) небытие; е)понятие; и) отношение.

ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ

 

¹ п/п Раздел 1 Раздел 2 Раздел 3 Раздел 4 Раздел 5 Раздел 6
  а, в, д а, в, д, ж, з а, в, г а, г б, г, д, ж а, в, д, е
  а, в, г, з б, в, г, ж б,г,д,е,ж б а, в, г б
  б, в в а, в, г а, б б, в, д, е а, в, г, ж
  б, г, е б, е, ж, з б б, в, е б, е, и а, б, г, е
  а, г, е в, е, з, и а г г в
  б, в, д г, д, е а, в б а,в,ж,з,и б
  б,г,д,ж,з а, в, г, е а в а,б,г,д,е в

Окончание

 

¹ п/п Раздел 1 Раздел 2 Раздел 3 Раздел 4 Раздел 5 Раздел 6
  в, г, е, и а а, в, г, д г б, г а, в
  а, в, д б, г, ж, з а, г, д, е а, д, ж, и б, г б, г, д, е, ж, и
  а, б, г г а, в, д б, д, е   б, д, е
    б, в, д   б   а, в, е
    б, д   в   б
    а, б   г   б, в, е
    г   в   а, в, д
    а, в, д, е   б, д   а, г
    а, в, ж, з   б, е   а, в, д
    б   а, в   в, г, ж
    в   б, г   а, в
    а, б, г, е   б, г, д   а, г, е
    а, в, г, д, ж   а   б, в
    б   б, г, е   б, г, д
    г   а, б   б, в, е
    в   а   а, б, д
    ж   а, г   б, г, д, ж
    г       а, д, е
    в        
    б, г        
    в, д, ж        
    в        
    б, г        
    а, б, г, д        
    б, г, д        
    а, б, в, д        
    б, г, д        

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................... 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 998; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.48 (0.03 с.)