Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Т е м а 1.2. Философия как рационально-теоретический

Поиск

Тип мировоззрения

Начало философии. Социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения. Возникновение философии от­носится к середине I тыс. до н. э., когда в важнейших регионах древнего мира — в Китае, Индии и Греции — шел процесс ста­новления великих цивилизаций, приходящих на смену перво­бытнообщинному строю.

Первые философские учения появились в наиболее разви­тых государствах древнего Востока и Эллады в VI—V вв. до н. э., а именно, в Индии, Китае и Греции. В древних государствах Ближнего Востока (Вавилония, Сирия, Финикия, Иудея, Еги­пет) также сложились культурные предпосылки возникновения философии, но эта возможность не была реализована из-за на­шествия персов, в результате которого Персидская сверхдержа­ва поглотила все эти древнейшие цивилизации.

Середину I тыс. до н. э. в современной философии истории принято называть «осевым временем» (К. Ясперс). Этот период для данных цивилизаций действительно явился своеобразной осью истории, за которой началась эпоха необратимых измене­ний во всех областях общественной жизни. Одним из характер­ных признаков «осевого времени» была последовательная рацио­нализация духовных ценностей, общественных отношений и со­циальных институтов. Важным фактором, способствующим это­му процессу, стала первая философия.

Существует несколько подходов к объяснению генезиса фи­лософии, в частности, различным образом интерпретируется этот процесс в мифогенной и гносеогенной концепциях. Согласно первой из них, философия произошла из мифологии по мере ра­ционализации ее образов и перевода чувственно-конкретного ми-


фологического мышления в понятийно-логическую форму. При этом становление философии трактуется как изменение формы при сохранении содержательного своеобразия мифологической картины мира. Гносеогенная концепция противопоставляет фи­лософию мифологии и сводит ее духовные предпосылки исклю­чительно к древнему протонаучному знанию.

Обе эти концепции отражают крайние полюсы реального становления философского мировоззрения. Философия наследу­ет от мифологии мировоззренческую, ценностную проблемати­ку, но опирается при этом на выработанные в протонауке формы и способы абстрактного мышления, ориентируется на поиск ес­тественных причин и закономерностей природных явлений. На­чало философии было связано с преодолением мифологического синкретизма, с попыткой отмежеваться от характерных для ми­фологии особенностей мышления и языка, противопоставить им иные, рационально-логические принципы объяснения. Позна­ние было присуще мифу, но не составляло его ядра, поскольку сущность мифа заключается в объективации коллективно-бес­сознательных, родовых эмоций и переживаний. Возникновение философии явилось исторически первой формой теоретического познания человеком окружающей действительности.

Вместе с тем становление философского мировоззрения означало содержательный переворот в картине мира и системе ценностей древних цивилизаций. Философию вызывает к жизни ряд социально-исторических причин. В том числе сложившаяся в древних цивилизациях социальная потребность в принци­пиально новых способах идеологического оправдания государст­венной власти, обоснования морали и права как отличных от обычая нормативных систем, регулирующих общественную жизнь. Таким образом, генезис философии не может быть адек­ватно проанализирован без выяснения комплекса исторических условий и социально-экономических, политических, культур­ных предпосылок ее возникновения и развития.

Социально-исторические и культурные предпосылки воз­никновения философии были связаны с радикальными измене­ниями в хозяйственно-экономической, социально-политической и духовной жизни древнего мира. Несмотря на существенные различия этих процессов на Востоке и Западе, можно выделить ряд общих параметров, отражающих переход архаических об­ществ к цивилизованному состоянию.

Прежде всего, это новый уровень развития производства, связанный с технологической революцией I тыс. до н. э., симво-


лом которой можно считать наступление «железного века». В ре­зультате распространения железных орудий труда, которые к VI—V вв. до н. э. практически вытеснили бронзовые, селекции пород домашних животных и сортов культурных растений, ис­пользования тягловой силы животных вместо мускульной силы человека произошли радикальные изменения в производствен­но-техническом и экономическом базисе общества. Развитие земледельческих обществ стало более стабильным, выросло их благосостояние, сложилась дифференцированная система общест­венного разделения труда.

Бурное развитие земледелия и ремесла, торговли и морепла­вания способствовало утверждению товарно-денежного обмена в экономике. Появление всеобщего эквивалента стоимости — де­нег (первоначально в виде монетной формы), с одной стороны, приводило к росту имущественного расслоения населения, с дру­гой стороны, развивало абстрактное мышление. Монета — во­площение меновой стоимости, абстрактного труда. Распростра­нение монетного обращения служило развитию способности к счету и формированию абстрактного мышления даже на уровне обыденного, народного сознания, что существенно изменило ха­рактер духовной культуры.

Одновременно происходили радикальные изменения в со­циальной структуре и способах организации общественной жиз­ни древних цивилизаций. Возникновение частной собственности и социально-экономического неравенства способствовало углуб­лению социальной дифференциации. На смену родовой общине пришло классовое общество, возникло множество различных со­циальных групп, имеющих несовпадающие, а иногда и противо­положные интересы. Единство племенной идеологии, основан­ное на общих мифах и тысячелетней родоплеменной традиции, разрушалось изнутри.

Далее, отделение умственного труда от физического стало причиной появления качественно новых социальных субъек­тов — светских интеллектуальных элит, основным занятием ко­торых стало производство, хранение и передача знания. Эти но­вые социальные группы, отличные от жречества и военной арис­тократии, стали той общественной средой, которая порождала из себя ученых и философов, первых носителей светской культуры.

По мере трансформации племенных союзов в политические объединения утверждались государственные формы организа­ции общественной жизни. Такие характерные для государства


признаки, как сбор налогов, наличие границ, фиксирующих об­щую территорию проживания, суверенитет государственной власти, а также право, превращали племена, состоящие из раз­личных родовых общин, в формально-юридическую общность — совокупность граждан государства. В результате разрыва кров­нородственных связей и установления абстрактных, полити­ко-правовых отношений между людьми произошла автономиза-ция индивидов. В культуре древних цивилизаций была осознана значимость личностного начала. Индивид больше не растворял­ся в социальном целом (семье, клане, племени). Он мог претен­довать на свою уникальную точку зрения и должен был уметь от­стаивать собственные интересы и ценностные установки. Фило­софия, предполагающая плюрализм мировоззренческих пози­ций и их обоснованность, была востребована исторической си­туацией.

Появление права и морали как основных типов регуляции общественных отношений вызвало потребность в новом способе осмысления социальной реальности, в новых формах обоснова­ния социального порядка. В отличие от обычая и племенной тра­диции, нормы права являлись результатом законотворческой де­ятельности правителей, а не сверхъестественных существ (богов, героев, первопредков). Это предполагало рациональное обоснова­ние санкций с точки зрения их целесообразности и справедли­вости. Миф уже не мог справиться с этой задачей, и роль разра­ботки разумных и справедливых моделей общественного устрой­ства взяла на себя философия.

Центрами административно-политической и культурной жизни в этот период становились города. В них была сосредото­чена не только торговля и ремесла, но и светская жизнь, способ­ствовавшая развитию различных наук и искусств. Активное строительство дорог и зданий, производство железных орудий и механизмов, военной техники и новых средств передвижения, потребности ирригационного земледелия порождали потребность в развитии научных знаний. Древняя математика и астрономия, механика и медицина, накопление эмпирических знаний в об­ласти биологии и географии обслуживали нужды растущих ци­вилизаций. Эти процессы способствовали появлению и распро­странению системы школьного образования, поддерживаемого государством. Оно было ориентировано на всех свободных граж­дан рабовладельческих государств и представляло собой принци­пиально новый институт социализации личности.


Наконец, быстрое развитие письменности не только изменя­ло тип культурной трансляции социально-исторического опыта, но и способствовало формированию теоретического мышления. На основе развития лингвистики, грамматического анализа язы­ка складывалась характерная для философии культура анализа понятий, логика, эристика, диалектика. Все эти процессы неиз­бежно приводили к возникновению нового, рационально-теоре­тического типа мировоззрения, предложившего принципиально новую картину мира, новое понимание человека и общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.178 (0.01 с.)