Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарские занятия и практикумы

Поиск

ПО КУРСУ «ПРОПЕДЕВТИКА. ИСТОРИЧЕСКИЕ

ТИПЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ»

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методические рекомендации по проведению семинарских занятий

Семинарские занятия по курсу «Пропедевтика. Историче­ские типы классической философии» направлены на повторе­ние, закрепление и углубление знаний основных вопросов лек­ционного курса. Подготовка к семинарскому занятию предпола­гает не только усвоение пройденного материала, но и самостоя­тельное изучение студентами рекомендуемой научной и учебно-справочной литературы.

Качественная работа учебной группы на семинаре в немалой степени зависит от точности и корректности сформулированных вопросов семинарского занятия, наличия и доступности литера­туры по данным вопросам, рекомендаций преподавателя по це­ленаправленному изучению конкретных фрагментов предлагае­мых в списке литературы произведений. Как показывает много­летний опыт работы в аудитории, эффективность семинарского занятия по философии снижается в случае увеличения числа за­даваемых для подготовки вопросов, а также их чрезмерной сложности и многозначности. Поэтому представляется целесооб­разным в планах семинаров по философской пропедевтике ис­пользовать не более двух-трех вопросов по теме занятия.

Классический тип семинара по философской пропедевтике позволяет студентам приобрести навык выступления с разверну­тым устным сообщением, развить логическое мышление, а так­же способность точно формулировать свою мысль при ответе на уточняющие вопросы преподавателя (или аудитории). Он позво­ляет еще раз обратить внимание студентов на наиболее важные


положения изучаемой темы, оценить степень понимания и усво­ения учебного материала, а также контролировать качество са­мостоятельной подготовки студентов к занятию.

Такая форма проведения практических занятий особенно значима в аудитории студентов-первокурсников, которые еще не обладают достаточным профессиональным кругозором для са­мостоятельного ориентирования в потоке современной научной литературы и соответственно нуждаются в постоянной помощи и руководстве со стороны преподавателя. Серией уточняющих и наводящих вопросов преподаватель может не только помочь сту­денту глубже понять смысл тех или иных идей и положений, но также активизировать его творческий потенциал, инициируя са­мостоятельное размышление над поставленными вопросами.

Для формирования у студентов навыка самостоятельной экспертной оценки уровня знаний, а также для закрепления ба­зовых представлений и понятий по основным темам курса в ходе занятия эпизодически можно использовать следующее распреде­ление ролей в группе.

Преподаватель по своему выбору назначает из числа студен­тов трех или более экспертов, которые в процессе обсуждения вопросов семинарского занятия независимо друг от друга оцени­вают качество выступлений своих товарищей. За 20 минут до окончания занятия эксперты докладывают о результатах проде­ланной работы, исправляя возможные ошибки в ответах или до­полняя их при необходимости. Завершая занятие, преподава­тель комментирует работу группы и экспертов, учитывая объек­тивность их оценок и уровень продемонстрированных в ходе об­суждения знаний.

Занятие 1. Философия как рационально-теоретический

Тип мировоззрения

1. Сущность философии. Специфика философского знания.

2. Понятие философской рефлексии.

3. Ценностная природа философии, ее гуманистический по­тенциал.

Вопросы для самоконтроля

• Сформулируйте понятие мировоззрения. Каковы его отли­чительные признаки?

• Назовите основные компоненты мировоззрения.

• Определите предмет философии и выделите ее существен­ные характеристики.


• Чем философское мировоззрение отличается от мифологи­ческого и религиозного?

• Что такое философская рефлексия?

• В чем заключается ценностная природа философского зна­ния?

Литература

Глядков, В. А. Философское сознание / В. А. Глядков. М.,1996.

Давыдова, Д. А. О мировоззренческой природе философского знания // Вопр. философии. 1988. ¹ 2.

Зотов, А. Феномен философии: О чем говорит плюрализм философских учений // Вопр. философии. 1991. ¹ 12.

Лосева, И. Н. Миф и религия в отношении к рациональному позна­нию // Вопр. философии. 1992. ¹ 7.

На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и миро­воззрение. М., 1990.

Степин, В. С. Философия // Новейший философский словарь. Мн., 1999.

Занятие 2. От мифа к логосу: проблема самоопределения философии в античной культуре

1. Специфика античного философского мышления.

2. Проблемное поле античной философии и основные этапы ее развития.

3. Основные понятия и категории античной философии.

Вопросы для самоконтроля

• Каковы исторические и социокультурные предпосылки ге­незиса философии в Древней Греции?

• Как повлияло политическое устройство древнегреческих полисов на философскую культуру эллинов?

• Как понимался космос в античной культуре?

• Определите такие понятия античной философии, как «ло­гос», «эйдос», «материя», «форма».

• За что критиковали софистов Сократ, Платон и Аристо­тель?

• Чем философский диалог отличался от риторики софистов?

• Как определялась философия и ее предмет в классической античной культуре?

Литература

Адо, П. Что такое античная философия? / П. Адо. М., 1999. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. М., 1999.


Вернан, Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли / Ж.-П. Вер­нан. М., 1988.

Джохадзе, Д. В. Философия античного диалога / Д. В. Джохадзе. М., 1997.

Жмудь, Л. Я. Пифагор и его школа / Л. Я. Жмудь. Л., 1990.

Кессиди, Ф. Х. От мифа к логосу / Ф. Х. Кессиди. М., 1992.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.49.19 (0.006 с.)