Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Мыслители древности О воспитании

Поиск

СОДЕРЖАНИЕ

программы по дисциплине «История педагогики и образования»

1. Пояснительная записка …………………………………………………………………..  
2. Учебно-тематический план курса ……………………………………………………….  
3. Содержание учебного материала ………………………………………………………..  
4. Вопросы к экзамену ………………………………………………………………………  
5. Темы для написания контрольных работ ……………………………………………….  
6. Основные понятия курса …………………………………………………………………  
7. Ресурсное обеспечение …………………………………………………………………...  
  Приложение. Образец итоговой таблицы (альтернатива устного экзамена)………….  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Цель и задачи изучения учебной дисциплины

1.1. Место курса «Педагогики и образования» в системе профессиональной подготовки

Курс «История педагогики и образования», предшествуя изучению курса «Общая педагогика», вводит в проблемное поле педагогики, открывает процесс изучения комплекса взаимосвязанных и взаимодополняю­щих дисциплин по отраслям педагогического знания и представляет собой важную составную часть этого комплекса.

Курс «История педагогики и образования» изучается в первом семестре, предшествуя изучению курса «Общая педагогика», что позволит в последующем опираться при изучении общепедагогических знаний о факторах разви­тия человека и педагогическом процессе на ис­торико-педагогические факты и процессы. Эти знания составляют научно-методологическую основу педагогического образования.

Учебный материал, раскрывающий факторы развития человека и формирования его личности, рассматривается одновременно с материалом, характеризующим историю педагогической мысли и образовательной практики в древние времена и в раннее средневековье; уже в этот период преподаватель имеет возможность при изучении общепедагогического материала опираться на учения, взгляды и представления древних и средневековых мыслителей о человеке, смысле его жизни, цели воспитания, условиях и факторах его социализации и образования. Впоследствии «Общая педагогика» изучается с опорой на материал истории образования и педагогики в эпохи Возрождения, Просвещения, в Новое и Новейшее время.

Вместе с тем, курс «История педагогики и образования» создает историко-педагогический фундамент для изучения не только общей педагогики, но и на последующих этапах курсов «Теория и методика воспитания», «Теория обучения», «Методика обучения и воспитания», которые построены на материале, отражающем накопленный, переосмысленный и модернизированный многовеко­вой опыт организации воспитания и обучения. Таким образом, при изучении любого педаго­гического феномена студент будет владеть информацией о его происхождении и историче­ской эволюции.

1.2. Целью освоения курса «История педагогики и образования» является формирование системы историко-педагогических знаний и историко-педагогического мышления, обеспечивающих создание теоретического фундамента профессиональной ком­петентности бакалавра в области педагогического образования.

1.3. Функции и задачи курса:

1) Образовательная функция: вооружение студентов системой теоретических знаний:

- о ходе развития мировой и отечественной системы образования, об исторических фак­тах, событиях, явлениях, составляющих содержание историко-педагогического процесса;

- о причинно-следственных связях, определяющих развитие системы образования и педагогической мысли;

- о тенденциях и перспективах развития педагогической теории и практики;

- о людях – педагогах-практиках и педагогах-теоретиках, накопивших и ретранслиро­вавших в будущее опыт обучения и воспитания.

2) Развивающая функция:

- формирование у студентов критического стиля мышления на основе развития умений и навыков рефлексивно-оценочной деятельности при работе с источниками научно-учебной информа­ции и специальной литературой, в процессе осмысления, обобщения, интерпрета­ции зачастую противоречивых историко-педагогических фактов и явлений;

- развитие историко-педагогического мышления, обеспечивающего осознанное овладе­ние совокупностью психолого-педагогических знаний;

- формирование целевой и мотивационной основы профессионального педагогиче­ского образования и самообразования.

3) Воспитательная функция: формирование у студентов:

- уважения к мировой и отечественной истории образования и педагогики, являю­щейся неотъемлемой частью истории общества, истории Отечества, его культуры и тради­ций;

- личностных качеств, свойств, убеждений, основанных на лучших нравственных и педа­гогических традициях учительства, духовном и профессиональном подвижничестве дея­телей педагогики и просвещения;

- готовности к сохранению, рациональному применению и приумножению историко-пе­дагогического опыта;

- ценностного отношения к педагогической деятельности, педагогической науке, к буду­щей профессии.

1.4. Показатели готовности студентов к освоению курса «История образования и педагогической мысли»:

На основе освоения курса «История», в результате одновре­менного изучения курса «Общая психология», студент имеет и развивает необходимые для изучения «Истории педагогики и образования» представления, знания, умения и навыки:

- о ходе, фактах, причинах и следствиях развития мировой и отечественной истории;

- о человеке, условиях и факторах его развития;

- о структуре и логике образовательного процесса, что позволяет педагогически гра­мотно и логически обоснованно оценивать историко-педагогическую информацию.

1.5. Ожидаемые результаты:

Студент, выполнивший учебную программу курса «Истории педагогики и образования», должен:

обладать знаниями:

- об истоках и ходе исторического развития педагогической мысли и образования;

- об основных образовательных парадигмах и исторических причинах их смены;

- об образовательных системах, причинах и следствиях прекращения их существова­ния, видоизменения, развития;

- об основных воспитательных и дидактических концепциях, их влиянии на развитие пе­дагогической мысли и образовательной практики;

- о способах постановки и решения проблем воспитания и обучения в разные историче­ские периоды у разных народов;

- о выдающихся деятелях образования, педагогах-теоретиках, их вкладе в развитие педа­гогической науки и практики.

уметь:

- учитывать пространственно-временные контексты, в которых протекают процессы обу­чения и воспитания, при анализе и оценке педагогических феноменов прошлого;

- использовать теоретические знания в области общей педагогики как методологиче­скую основу для анализа и оценивания историко-педагогического процесса и его отдельных явлений;

- сознавать многообразие подходов в организации образования, обусловливать их специ­фикой социально-культурного и политико-экономического развития, соотносить с раз­личными представлениями о природе человека, о смысле его бытия и познания;

- ориентироваться в источниках научно-педагогической информации (учебная и науч­ная литература, педагогическая периодика, образовательные порталы и т.д.);

- анализировать научно-педагогическую информацию, оформлять ее в логически завер­шенные тексты, устные сообщения и доклады;

- участвовать в обсуждении историко-педагогических проблем; в общественно-профес­сиональ­ных дискуссиях;

- взаимодействовать с другими субъектами образовательного процесса на учебных заня­тиях по психолого-педагогическим дисциплинам и на практике;

- осознанно оперировать психолого-педагогическими категориями и понятиями.

владеть;

- способами пропаганды важности педагогической профессии для социального и эконо­мического развития страны;

- различными средствами коммуникации в процессе обучения и в профессиональной пе­дагогической деятельности;

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей истории образования и педагогической мысли.

иметь представление:

- о предпосылках, условиях, факторах, движущих силах и тенденциях развития всемир­ного историко-педагогического процесса, о его единстве и многообразии;

- о сущности, возможностях и границах образования, о путях и средствах его осуществления, о степени и условиях их эффективности;

- о трактовках природы педагогического знания, цели и смысла образования.

1.6. Вклад курса «История педагогики и образования» в формирование общекультурных и профессио­нальных компетенций

1.6.1. Успешно освоивший курсы «Общая психология», «История педагогики и образования», а также другие учебные предметы основной образовательной программы, студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);

- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);

- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

- способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);

- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6).

1.6.2. Студент должен обладать следующими профессиональными компетен­циями (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

- готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);

- готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);

- владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5).

1.7. Основные принципы отбора содержания учебного материала:

Принцип целостного отражения в содержании «Истории педагогики и образования» задач профессиональной подготовки студента и формирования его об­щей и педагогической культуры.

Принцип соответствия содержания историко-педагогической подготовки насущным требованиям профессионального педагогического образования, актуальным ожиданиям общества, системы образования, школы, личности.

Принцип соответствия содержания учебного предмета современным достижениям и реальным перспективам развития науки (педагогики, истории образования и педагогической мысли, психологии, философии образования и др.) и образовательной практики.

Принцип гуманитаризации содержания курса «История педагогики и образования», которая рассматривается как отрасль гуманитарного научного знания о чело­веке в его действительном (социальном и физическом, объективном и субъективном) бытии, о человеке как цели и источнике познания, об исторических условиях развития человека, формирования его личности и его социализации.

Принцип фундаментализации, обеспечивающей интеграцию гуманитарного и естест­веннонаучного знания, установление преемственности и взаимосвязи материала разных учебных дисциплин, усиление и упорядочение межпредметных связей, обеспечивающих многоаспектную педагогическую подготовку студентов к будущей профессиональной дея­тельности осознание студентами единства научного познания и практической преобразую­щей деятельности.

Принцип структурного единства содержания педагогического образования на разных уровнях его формирования, предполагающий методологическую, теоретическую, содержательную согласованность входящих в его состав учебных курсов, а также таких его составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, пе­дагогическая деятельность, личность обучающегося.

Принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения при отборе содержания историко-педагогического образования, требующий учитывать принципы и тех­нологии его передачи и усвоения.

Принцип соответствия объема содержания учебного предмета времени, отведенному на его изучение.

Принцип соответствия содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»

для студентов ОЗО

  Название раздела, темы Распределение часов
Трудо­емкость Аудитор. занятия. Виды занятий Самост. работа
Лекции Практич. занятия
Часть I. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ
1. История образования и педагогической мысли как область научного знания и как учебный предмет       -  
2. Системы образования и развитие педаго­гической мысли в первобытном обще­стве, на Древнем Востоке и в Античном мире       -  
3. Мыслители древности о воспитании     - 0,5  
4. Системы образования и развитие педаго­гической мысли в западноевропейских странах и на Востоке в средние века (до XVII в.)     0,5 -  
5. Проблемы воспитания в средневековых философско-педагогических учениях     - 0,5  
6. Западноевропейское образование в Новое время и в эпоху Просвещения (XVII–XVIII вв.)     0,5 -  
7. Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв.     -    
8. Образование за рубежом в XIX веке     0,5 -  
9. Развитие педагогики за рубежом в XIX веке     -    
10. Образование за рубежом в XX веке     0,5 -  
11. Развитие педагогики за рубежом в XX веке     -    
Часть II. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИ
1. Воспитание и образование у древних славян, в Киевской и Московской Руси     0,5 -  
2. Проблемы воспитания и обучения детей в письменных источниках Киевской и Мос­ковской Руси в XI– XVII вв.     -    
3. Становление российской системы обра­зования в XVIII веке     0,5 -  
4. Развитие педагогической мысли в России в XVIII веке     -    
5. Образование в России в XIX веке     0,5 -  
6. Развитие педагогической теории в Рос­сии в XIX веке     -    
7. Образование в России в конце XIX –XX вв.     0,5 -  
8. Развитие педагогики в России в конце XIX –XX в.     -    
  Экзамен   - - -  
  Всего в часах:          
  Всего в зачетных единицах:          

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ЧАСТЬ 1.

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ

Тема 1. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Лекция (1 час)

История педагогики как область педагогической науки: ее задачи, функции, место в системе научно-педагогического знания. Становление истории педагогики как науки. Объект и предмет, источники и методы историко-педагогических исследований.

Место истории образования и педагогической мысли в истории мировой цивилизации. Изучение истории педагогики как способ освоения и культурно-образовательной интерпретации истории человечества. Историко-педагогический процесс как единство исторического развития образовательной практики и педагогической мысли.

Место, роль и задачи курса «История педагогики и образования» в системе педагогического образования, в формировании педагогического мировоззрения и педагогического мышления студентов.

Различные подходы (парадигмально-педагогический, антропологический, цивилизационный и др.) к изучению историко-педагогического процесса.

Источники историко-педагогического знания: специфика и способы работы с ними.

Образование как институт трансляции культуры.

Проблема становления многосложного методологического аппарата современной педагогики в историческом контексте.

Тема 2. СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ, У НАРОДОВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА И В АНТИЧ­НОМ МИРЕ

Лекция (1 час)

Воспитание в первобытном обществе: возникновение первобытного воспитания, обособление воспитания как вида деятельности, семейное воспитание первобытной эпохи, появление организованных форм воспитания.

Семейное воспитание и ученичество – основные формы ближневосточной воспитательной практики в древности.

Образование в Древнем Египте и Месопотамии.

Становление иудаистской педагогиче­ской традиции.

Основные черты буддистской педагогической традиции.

Индуизм и конфуцианство – духовно-религиозные основы древнеиндийского и древнекитайского образования.

Воспитание и образование в Древней Греции. Общая характеристика античности, ее истоки и педагогические идеалы.

Спартанская воспитательная система, афинское воспитание. Античная школа.

Семейное воспитание и школьное обучение в Риме.

Тема 4. СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И В СТРАНАХ ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА (до XVII в.)

Лекция (0,5 часа)

Основы христианского воспитания, педагогические идеи христианских мыслителей. Влияние церковной культуры на развитие образования. Трактовка образования теологической мыслью Средневековья.

Воспитание и образование в Византии: значение византийского влияния на развитие просвещения.

Новые типы школ в средневековой Европе. Рыцарское воспитание. Университеты. Структура университетов, содержание, методы обучения. Развитие схоластики Формирование иезуитской системы образования.

Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения: педагоги-просветители эпохи Возрождения, школы гуманистического образования. Характеристика «человека обучающегося» в эпоху Возрождения.

Реформация и ее влияние на образование и воспитание.

Контрреформация и формирование иезуитской системы воспитания.

Формирование исламской тра­диции в воспитании.

Тема 5. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В СРЕДНЕВЕКОВЫХ ФИЛОСОФСКО-ПЕДА­ГОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ

Практическое занятие (0,5 часа)

Педагогические идеи Ф. Аквинского.

Педагогические идеи исламских просветителей: Авиценна (Ибн-Сина), Аль Фараби, Аль Бируни об идеале человека, смысле его жизни, нормах и способах воспитания.

Теоретическое обоснование идеала нового человека, содержания образования, новой школы в трудах гуманистов Ф. Рабле, М. Монтеня, Э. Роттердам­ского, Т. Мора.

Тема 6. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НОВОЕ ВРЕМЯ И В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVII –XVIII вв.)

Лекция (0,5 часа)

Корректировка представлений о «человеке обучающемся» педагогической мыслью Нового времени и философско-педагогической мыслью эпохи Просвещения.

Развитие в начале Нового времени преимущественно классического образования – ведущего типа общего среднего образования в Западной и Восточной Европе.

Я.А. Коменский. Введение классно-урочной системы – основной формы организации образования в XVII–XX вв.

Усиление материального направления в содержании школьного образования в связи с интенсивным развитием промышленного производства и торговли. Адаптация образования к потребностям промышленников, ремесленников, коммерсантов.

Секуляризация образования в развитых странах Европы. Превращение сословной и церковной школы в классовую, единую и светскую. Развитие наряду с классической школой (гимназией) реальных и профессиональных школ.

Пересмотр с прагматических позиций целей и содержания образования. Доминирование в реальном образовании предметов естественно-математического цикла.

Развитие педагогического идеала: от воспитания «благородного человека» в XVII столетии, к формированию просвещенного гражданина – в XVIII в.

Тема 8. ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ В XIX ВЕКЕ

Лекция (0,5 часа)

Специфика социализации и воспитания человека в условиях становления индустриального общества. Тенденция упадка традиционных институтов социализации (семьи и ученичества) и развитие школьного дела.

Полемика о перспективах развития школьного образования в XIX в.: о социальной роли и цели воспитания, о праве на образование представителей всех общественных классов, о принципах участия церкви в школьном деле, об управлении школьной системой, о проблеме всеобщего, обязательного образования, о целесообразность двух ступеней образовательной школы.

Главные направления развития западноевропейской школы в XIX веке. Общая характеристика развития школьного дела в странах Западной Европы и Америке.

Реформы в области образования и создание системы государственных школ. Государственная регламентация школьного образования.

Классическая и реальная модели среднего образования. Проблема соотношения формального и материального образования в теории и практике западной школы ХIХ в. Белл-Ланкастерская система обучения.

Становление национальных систем образования: своеобразие и общие тенденции развития школы в Англии, США, Германии, Франции в XIX в. Дуалистический характер национальных систем образования.

Тема 10. ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ В XX ВЕКЕ

Лекция (1 час)

Попытки модернизации обучения в школах Западной Европы и США в XX в.

Развитие традиций реформаторской педагогики и новых школ. Разработка Р. Кузине системы обучения как способа организации саморазвития ребенка в благоприятной среде с помощью педагога. «Дальтон-план» Е. Паркхерст, «Иена-план» П. Петерсона, «Техника» С. Френе как единство школьной типографии, «свободных текстов», карточек-фишек, «рабочей библиотеки» и школьного самоуправления. «Винетка-план» Д. Уошберна.

Реформаторская педагогика и движение «новых школ» («Школа Абботсхолм» С. Редди, «Школа де ла Рош» Э. Демолена, «Школа для жизни» О. Декроли, Вальдорфская школа Р. Штейнера. Интерес ребенка как критерий деятельности педагога в школе «Саммерхилл» А. Нилла.

Теория и практика образования в условиях формирующегося постиндустриального общества. Проблема перехода от «под­держивающего обучения» к «инновационному обучению».

Тенденции и противоречия развития массового образования на Западе во второй половине XX в. Реформы школы в США, Великобритании, Германии, Франции. Централизация и децентрализация управ­ления образованием. Становление систем непрерывного образования. Модернизация учебных дисциплин. Стратегия гуманизации образования.

 

ЧАСТЬ 2

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

Тема 1. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ У ДРЕВНИХ СЛАВЯН, В КИЕВСКОЙ И МОСКОВСКОЙ РУСИ

Лекция (0,5 часа)

Воспитание и обучение у восточных славян.

Воспитание и обучение в Киевской Руси. Утверждение православия на Руси и становление педагогики «душевного строения». Роль православной церкви в распространении просве­щения. Сосуществование в воспитании и обучении традиций православной и народной педагогики.

Образование в Русском государстве в XVII веке: начальное обучение, школы братств, Киево-Могилянская академия, монастырские школы.

Создание школ повышенного типа во второй половине XVII в.

Основные подходы к воспитанию и обучению во второй половине XVII века.

Тема 2. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПИСЬМЕННЫХ ИС­ТОЧНИКАХ КИЕВСКОЙ И МОСКОВСКОЙ РУСИ В XI – XVII ВВ.

Практическое занятие (1 час)

Педагогические идеи в памятниках литературы Древней Руси XI-XVII вв.

«Поучения» Владимира Мономаха детям – крупнейший памятник древнерусской педагогической мысли. Суждения Мономаха о связи воспитания с образованием, роли опыта старших в воспитании, значении активной деятельности человека, о способах и средствах воспитания.

Органическое единство педагогики и православия. Цель педагогики («душевного строения»): помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, мудростью хри­стианского смирения и любви к Богу.

«Домострой» протопопа Сильвестра о значении и способах воспитания. «Домострой» Кариона Истомина о воспитании. Сравнительная педагогическая характеристика источников.

«Школьное благочиние» – крупнейший памятник древнерусской педагогической литературы: характеристика основных идей.

XVII век: проникновение европейской образованности, формирование нетипичных для древнерусской педагогической традиции подходов к осмыслению природы человека, целей, путей, способов и средств его воспитания и обучения. Усиление внимания к рациональной познавательной деятельности.

Педагогические идеи и просветительская деятельность Симеона Полоцкого и Кариона Истомина.

Тема 3. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В XVIII ВЕКЕ

Лекция (0,5 часа)

Просвещение в России в начале XVIII века: общая характеристика. Европеизация России: внедрение западного образа жизни и культурных ценностей; трансформация древнерусских педагогических традиций.

Образовательные реформы Петра I. Начало становления системы профессионального образования, обеспечивающей государство кадрами военных, чиновников, учителей, инженеров. Открытие артиллерийско-инженерной школы, школы математических и навигационных наук, хирургической школы в Москве, адмиралтейской школы в Воронеже, горнозаводские школы в Карелии, на Урале.

Реформа духовного образования: создание начальных архиерейских школ и духовных семинарий. Новгородская архиерейская школа, подготовка выпускников к учительской деятельности.

Развитие образования после Петра I: сословная система образова­ния и воспитания, учебные заведения, домашнее воспитание.; создание Московского университета, академической и университетских гимназий.

Распространение в России педагогической идеологии европейского Просвеще­ния. Система воспитания и образования в эпоху Екатерины II: «Наказ» Екатерины II, педагогическая деятельность И.И. Бецкого.

Подготовка и реализация школьной реформы 1782‒1786 гг.

Образовательные проекты второй половины XVIII в. «Устав народным училищам в Российской империи», «Правила для учащихся в народных училищах» (1782), «Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи» (1783).

Тема 5. ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ

Лекция (0,5 часа)

Развитие школьного дела в России в первой четверти XIX века. Реформа образования 1802-1804 г. Создание в 1802 г. Министерства народного просвещения с целью «воспитания юношества и распространения наук».

«Предварительные правила народного просвещения» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам».

Возникновение частной школы.

Школьная политика второй четверти XIX века. «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов» (при сохранении четырех уровней образования выдвигался принцип сословного образования).

Развитие российской школы во второй половине XIX века. Подготовка и проведение реформ 1860-х гг. «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения»: реформа женского образования, два типа женских училищ. Реформа системы начального образования (1864). «Устав гимназий и прогимназий» (1864): классические и реальные гимназии.«Устав гимназий и прогимназий» 1871 г.: принципиальные отличия.

Университетский устав 1868 г. Усиление самостоятельности университетов.

Земская школа, значение ее идей для современной образовательной политики.

Итоги развития теории и практики российского образования к концу XIX в.

Тема 7. ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В XX ВЕКЕ

Лекция (0,5 часа)

Эволюция образования в России в конце XIX - начале XX вв. Программы реформирования школы в документах политических партий. Обсужде­ние реформы образования в Государственной Думе. Подготовка проекта реформы школы в 1915-1916 гг. под руководством П.И. Игнатьева. Борьба за создание русской национальной школы.

Отечественная школа в первые годы советской власти (1917 - 1920 гг.): принципы соз­дания новой школы, руководство школьным делом, проекты документов 1918 года, типы образовательных учреждений. Положение школы в 20-е и в 30-е годы. Педагогические дискуссии 20-х гг. Проблема взаимоотношений школы и государства. Вопрос об организации образовательных учреждений, проблема политехнизма школы. Внедрение и запрещение педологии. Разработка комплексных учебных программ.

Советская школа в годы Великой Отечественной войны. Школа и педагогика в 50 - 80-е гг. XX века.

Реформы советской школы вто­рой половины 50-х - середины 80-х гг.

Основные проблемы и противоречия теории и практики отечест­венного образования к середине 80-х гг.

Советская школа и педагогика в эпоху перестройки и гласности.

Общая характеристика образовательной системы в России в 90- гг. XX в. - начале третьего тысячелетия. Введение государственных образовательных стандартов. Становление системы вариативного образования. Негосударственные учебные заведения. Освоение зарубежного педагогического опыта и разработка новых образовательных технологий. Тенденции и итоги развития педагогической теории и практики в 90-е гг. «ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 1992, 2012 гг.: достоинства и недостатки.

Современные подходы к реформированию образования. Изменение программ общеобразовательной школы. Выход России в единое европейское образовательное пространство: Болонское соглашение 2004 года.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Системы образования в первобытном обществе, на Древнем Востоке и в Античном мире.

2. Значение педагогического опыта Южноазиатской и Дальневосточной цивилизаций для осмысления проблем современного образования, поиска эффективных путей и способов воспитания и обучения.

3. Элементы спартанского и афинского образования, которые могут быть использованы в современной образовательной практике.

4. Общие черты в педагогических взглядах Платона и Конфуция.

5. Системы образования в Средневековье (до XVII в.).

6. Мыслители древности и Средневековья о воспитании. Идеи, актуальные для современной педагогики.

7. Педагогическое наследие христианства. Идеи, актуальные для современной педагогики.

8. Идеи и традиции исламской педагогики.

9. Общие черты средневековой христианской и исламской педагогики.

10. Сравнительный анализ цели, содержания, методов и форм организации образования в школе Римской империи, средневековой схоластической школе и школе периода Реформации.

11. Развитие идеала человека в истории отечественной и зарубежной педагогики.

12. Развитие философско-педагогических представлений о смысле жизни человека в истории отечественной и зарубежной педагогики.

13. Развитие цели воспитания человека в истории отечественной и зарубежной педагогики.

14. Эволюция доминирующих способов педагогического воздействия на ребенка в истории отечественной и зарубежной педагогики.

15. Эволюция доминирующего стиля педагогического взаимодействия в истории отечественной и зарубежной педагогики.

16. Воспитание и образование у древних славян: воспитательные традиции, которые могли бы быть применимы в современной воспитательной практике.

17. Воспитание и образование в Киевской и Московской Руси: воспитательные традиции, которые могли бы быть применимы в современной воспитательной практике.

18. Развитие педагогической мысли в России в XVII–XVIII вв.

19. Идеи древнерусской педагогики, которые могут быть полезными для современной образовательной практики.

20. Педагогические идеи В.Н. Татищева, их современное значение.

21. Педагогическая деятельность И.И. Бецкого. Идеи И.И. Бецкого, актуальные для современной педагогики.

22. Общее и различное в интерпретации образования И.И. Бецким и Н.И. Новиковым.

23. Западноевропейское образование в Новое время и в эпоху Просвещения (XVII–XVIII вв.)

24. Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв. Идеи, актуальные для современной педагогики.

25. Педагогические идеи Я.А. Коменского, реализуемые в современной образовательной практике.

26. Педагогические идеи Дж. Локка и Ж.Ж. Руссо, их современное значение.

27. Общее и особенное в педагогических взглядах К.А. Гельвеция и Ж.-Ж. Руссо на природу человека, место и роль воспитания в становлении и развитии личности человека.

28. Педагогические проекты Великой Французской буржуазной революции, воплощенные в реформах западной школы в XIX столетии.

29. Развитие образования за рубежом в XIX – XX вв.: общая характеристика

30. Развитие педагогики за рубежом в XIX – XX вв.

31. Педагогические теории И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф. Дистервега, реализуемые в современной образовательной практике.

32. Педагогические идеи немецких классиков (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель), актуальные для современного образования.

33. Требования А. Дистервега к учителю, сохраняющие свою актуальность.

34. Общее и различное в трактовке Л.Н. Толстым идеи свободного воспитания и Ж.-Ж. Руссо идеи естественного воспитания.

35. Концепции и течения в общественно-педагогической мысли конца XIX века (социальная педагогика, теория свободного воспитания, экспериментальная педагогика).

36. Идеи свободного воспитания, актуальные для современной образовательной практики.

37. Отражение педагогических взглядов славянофилов и западников в современной дискуссии о путях развития российского образования.

38. Воспитательная система М. Монтессори, ее современное значение.

39. Общее и различное в педагогических концепциях Дж. Локка и М. Монтессори.

40. Проблемы западного образования на рубеже XIX – XX вв., решаемые и тупиковые для «школы учебы».

41. Образование в России в XIX – XX вв.: общая характеристика.

42. Развитие педагогической теории в России в XIX –XX вв. Идеи, актуальные для современной педагогики.

43. Дидактическая система К.Д. Ушинского, ее современное значение.

44. Педагогические суждения и взгляды Л.Н. Толстого, их современное значение.



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.108 (0.012 с.)