Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Становление и развитие педагогической теории за рубежом В XVII–XVIII вв.

Поиск

Практическое занятие (1 час)

Педагогические воззрения французских энциклопедистов К.А. Гельвеция, Д. Дидро, их современное значение. К.А. Гельвеций о ведущей роли воспитания в становлении личности. Д. Дидро: идея гармонизации соотношения природного и обще­ственного начал в человеке; обоснование подходов к его воспитанию.

Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского: характеристика основных философских и педагогических трудов. «Великая дидактика». Проект идеальной пансофической школы. Гуманистический проект переустройства общества на разумных началах и уравнении всех людей высочайшей культурой в ходе развития их «природных дарований». Классно-урочная система, принцип природосообразности, принципы и правила обучения, роль учителя.

Отражение дидактических идей Я.А. Коменского в современной теории и практике обучения.

Дж. Локк: методологические основы педагогической системы. Сенсуалистическая теория познания. Значение воспитания. Подчинение целей обучения и умственного развития задачам воспитания воли и чувств, формированию характера. Воспитание джентльмена и воспитание детей рабочих. Современное значение идей Дж. Локка, возможность их применения в образовательной практике.

Ж.-Ж. Руссо: биографический очерк, основные педагогические идеи (принцип природосообразности, метод косвенных педагогических воздействий и метод естественных последствий). Влияние педагогической системы Ж.-Ж. Руссо на воззрения зарубежных и русских педагогов, мера ее актуальности для современной педагогической теории и образовательной практики.

Тема 8. ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ В XIX ВЕКЕ

Лекция (0,5 часа)

Специфика социализации и воспитания человека в условиях становления индустриального общества. Тенденция упадка традиционных институтов социализации (семьи и ученичества) и развитие школьного дела.

Полемика о перспективах развития школьного образования в XIX в.: о социальной роли и цели воспитания, о праве на образование представителей всех общественных классов, о принципах участия церкви в школьном деле, об управлении школьной системой, о проблеме всеобщего, обязательного образования, о целесообразность двух ступеней образовательной школы.

Главные направления развития западноевропейской школы в XIX веке. Общая характеристика развития школьного дела в странах Западной Европы и Америке.

Реформы в области образования и создание системы государственных школ. Государственная регламентация школьного образования.

Классическая и реальная модели среднего образования. Проблема соотношения формального и материального образования в теории и практике западной школы ХIХ в. Белл-Ланкастерская система обучения.

Становление национальных систем образования: своеобразие и общие тенденции развития школы в Англии, США, Германии, Франции в XIX в. Дуалистический характер национальных систем образования.

Тема 9. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ ЗА РУБЕЖОМ В XIX ВЕКЕ

Практическое занятие (1 час)

Ракурсы решения проблемы образования в немецкой классической философии: педагогические идеи И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля.

Педагогическая система И.Г. Песталоцци. Назначение педагогической деятельности: поддержка растущего человека в его самодвижении. Развитие ребенка как целостного мыслящего, чувствующего и думающе­го существа. Поиск универсального метода. Создание основ развивающего обучения.

И.Ф. Гербарт: «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания» (1806) – первый опыт научного построения педагогической теории. Педагогическая система: синтез философии (целеполагание) и психологии (средства, методы образования).

А. Дистервег – теоретик народной школы, основоположник педагогического образования в Германии, «учитель немецких учителей».

Педагогические идеи утопического социализма (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).

Концепция научного образования и природосообразного воспитания Г. Спенсера.

Тема 10. ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ В XX ВЕКЕ

Лекция (1 час)

Попытки модернизации обучения в школах Западной Европы и США в XX в.

Развитие традиций реформаторской педагогики и новых школ. Разработка Р. Кузине системы обучения как способа организации саморазвития ребенка в благоприятной среде с помощью педагога. «Дальтон-план» Е. Паркхерст, «Иена-план» П. Петерсона, «Техника» С. Френе как единство школьной типографии, «свободных текстов», карточек-фишек, «рабочей библиотеки» и школьного самоуправления. «Винетка-план» Д. Уошберна.

Реформаторская педагогика и движение «новых школ» («Школа Абботсхолм» С. Редди, «Школа де ла Рош» Э. Демолена, «Школа для жизни» О. Декроли, Вальдорфская школа Р. Штейнера. Интерес ребенка как критерий деятельности педагога в школе «Саммерхилл» А. Нилла.

Теория и практика образования в условиях формирующегося постиндустриального общества. Проблема перехода от «под­держивающего обучения» к «инновационному обучению».

Тенденции и противоречия развития массового образования на Западе во второй половине XX в. Реформы школы в США, Великобритании, Германии, Франции. Централизация и децентрализация управ­ления образованием. Становление систем непрерывного образования. Модернизация учебных дисциплин. Стратегия гуманизации образования.

 

Тема 11. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ ЗА РУБЕЖОМ В XX ВЕКЕ

Практическое занятие (1 час)

Представители социальной педагогики (Э. Дюркгейм, П. Наторп) об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле взаимодействия.

Реформатор педагогики Д. Дьюи: цель образования, пути решения проблемы соответствия образования природе, потребностям, интересам ребенка.

Сторонники идей экспериментальной педагогики (Э. Мейман, В. Лай) об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.

Разработка модели «школы труда» Г. Кершенштейнером: педагогические идеи и технологии.

Бихевиоризм и педагогика: Дж. Уотсон и Э. Торндайк.

Радикальный гуманизм педагогики Я. Корчака. Опыт воспитания детей в Доме сирот.

Разработка основ «гуманистической педагогики» К. Роджерсом и А. Маслоу. Создание условий для самоактуализации и самореализации личности как главная задача образования.

Сторонники идей Вальдорфской педагогики об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.

Разработка и реализация М. Монтессори целостной системы свободного воспитания.

ЧАСТЬ 2

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

Тема 1. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ У ДРЕВНИХ СЛАВЯН, В КИЕВСКОЙ И МОСКОВСКОЙ РУСИ

Лекция (0,5 часа)

Воспитание и обучение у восточных славян.

Воспитание и обучение в Киевской Руси. Утверждение православия на Руси и становление педагогики «душевного строения». Роль православной церкви в распространении просве­щения. Сосуществование в воспитании и обучении традиций православной и народной педагогики.

Образование в Русском государстве в XVII веке: начальное обучение, школы братств, Киево-Могилянская академия, монастырские школы.

Создание школ повышенного типа во второй половине XVII в.

Основные подходы к воспитанию и обучению во второй половине XVII века.

Тема 2. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПИСЬМЕННЫХ ИС­ТОЧНИКАХ КИЕВСКОЙ И МОСКОВСКОЙ РУСИ В XI – XVII ВВ.

Практическое занятие (1 час)

Педагогические идеи в памятниках литературы Древней Руси XI-XVII вв.

«Поучения» Владимира Мономаха детям – крупнейший памятник древнерусской педагогической мысли. Суждения Мономаха о связи воспитания с образованием, роли опыта старших в воспитании, значении активной деятельности человека, о способах и средствах воспитания.

Органическое единство педагогики и православия. Цель педагогики («душевного строения»): помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, мудростью хри­стианского смирения и любви к Богу.

«Домострой» протопопа Сильвестра о значении и способах воспитания. «Домострой» Кариона Истомина о воспитании. Сравнительная педагогическая характеристика источников.

«Школьное благочиние» – крупнейший памятник древнерусской педагогической литературы: характеристика основных идей.

XVII век: проникновение европейской образованности, формирование нетипичных для древнерусской педагогической традиции подходов к осмыслению природы человека, целей, путей, способов и средств его воспитания и обучения. Усиление внимания к рациональной познавательной деятельности.

Педагогические идеи и просветительская деятельность Симеона Полоцкого и Кариона Истомина.

Тема 3. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В XVIII ВЕКЕ

Лекция (0,5 часа)

Просвещение в России в начале XVIII века: общая характеристика. Европеизация России: внедрение западного образа жизни и культурных ценностей; трансформация древнерусских педагогических традиций.

Образовательные реформы Петра I. Начало становления системы профессионального образования, обеспечивающей государство кадрами военных, чиновников, учителей, инженеров. Открытие артиллерийско-инженерной школы, школы математических и навигационных наук, хирургической школы в Москве, адмиралтейской школы в Воронеже, горнозаводские школы в Карелии, на Урале.

Реформа духовного образования: создание начальных архиерейских школ и духовных семинарий. Новгородская архиерейская школа, подготовка выпускников к учительской деятельности.

Развитие образования после Петра I: сословная система образова­ния и воспитания, учебные заведения, домашнее воспитание.; создание Московского университета, академической и университетских гимназий.

Распространение в России педагогической идеологии европейского Просвеще­ния. Система воспитания и образования в эпоху Екатерины II: «Наказ» Екатерины II, педагогическая деятельность И.И. Бецкого.

Подготовка и реализация школьной реформы 1782‒1786 гг.

Образовательные проекты второй половины XVIII в. «Устав народным училищам в Российской империи», «Правила для учащихся в народных училищах» (1782), «Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи» (1783).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.109.60 (0.008 с.)