Модуль 1. Введение. Предпосылки формирования средневековой мысли (2 л., 2. с.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Введение. Предпосылки формирования средневековой мысли (2 л., 2. с.)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«История философии Средних веков»

основной образовательной программы высшего профессионального образования

«Философия»

подготовки по специальности: 090009 «история философии»

направления: 090000 «Философия» по отделению: «Философия»

для получения квалификации (степени): 65 «Философ»

 

Код дисциплины Б.3 По учебному плану регистр. номер Форма обучения очная

 

 

Виды промежуточной аттестации: зачётов   экзаменов  

 

Трудоемкость учебной дисциплины зачетных единиц 3

 

Санкт-Петербург


Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель данного курса — ознакомить студентов с фундаментальными философскими понятиями, сложившимися в истории философии Средних веков и Возрождения, проследить генезис этих понятий; показать своеобразие средневекового мышления, познакомить обучающихся с оригинальными текстами, настроить их на понимающее чтение и интерпретацию.

Задача: необходимо познакомиться с основополагающими трудами мыслителей Средних веков и Возрождения, попытаться понять их ответ на «вечный», а значит, и наш вопрос о смысле сущего и тем самым перекинуть мосты от них к нам и от нас к ним. В результате осуществления этой задачи студент:

- выработает начальные навыки работыс первоисточниками по философии Средних веков и Возрождения;

- познакомится с основными понятиями средневековой и возрожденческой метафизики;

- научится соотносить их строй и порядок с иными конфигурациями тех же слов (соответственно, меняющих свой смысл) в иные эпохи. Именно такое знание собственной традиции и ощущение принадлежности к ней и есть та умственная грамотность, дефицит которой – бич нашего времени, так как без нее любая специализация ущербна.

 

1.2. Язык(и) обучения — Русский.

1.3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины

Для изучения данного курса студенты должны знать материал учебной дисциплины «История античной философии».

1.4. Результаты изучения дисциплины: перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины

Учебный материал данной дисциплины способствует (совместно с другими дисциплинами) формированию следующих компетенций:

  1. ОК-5: способен к пониманию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
  2. ОК-11: способен критически оценивать достоинства и недостатки;
  3. ПК-32: способен знать основные концепции онтологии и теории познания, анализировать их адекватность, владеть категориями при проведении исследований;
  4. ПК-42: способен проводить анализ базовых проблем истории философии и первой философии, использовать его результаты для написания курсовых работ;

1.5. Знания, умения, навыки, приобретаемые обучающимся при изучении дисциплины

Знания:

  1. Первых принципов, обсуждаемых в философии Средних веков и Возрождения.
  2. Специфики постановки проблем в философии Средних веков и Возрождения.
  3. Условий преобразования античного мира в средневековый иерархический мир «порядка держателей авторитета» и последнего – в новоевропейский «мир-картину».
  4. Круга основных понятий средневековой и возрожденческой онтологии.

Умения:

  1. Ставить под вопрос себя со всеми своими знаниями и умениями – процедура «введения в философию», философской инициации.
  2. Навык понимания как «деконструкции» или «вторичной артикуляции» текста. Критерий понимания – умение пересказать своими словами.
  3. Навык критического отношения к «научной» терминологии. Умение «разобрать» термин и объяснить его смысл «неученым образом».

1.6. Перечень и объём активных форм учебной работы по дисциплине

  1. Домашние задания — еженедельно
  2. Для активизации самостоятельной работы студентов и привлечения их к НИРС, студентам на семинарах будет предложено делать доклады по текущим темам курса. Использование мультимедийных средств презентации поощряется.
  3. Коллоквиумы — 4
  4. Контрольные работы (тесты) — 4.

1.7. Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля Аудиторная учебная работа обучающихся Самостоятельная работа Объём активных форм учебной работы Трудоёмкость
Лекции семинары консультации практические занятия лабораторные работы контрольные работы коллоквиумы под руководством преподавателя в присутствии преподавателя без участия преподавателя
по формам обучения
  16 24 2 0 0 2 4 0 0 64   3 зачётные единицы
ИТОГО: 16 24 2 0 0 2 4 0 0 64   3 зачётные единицы
                           

 

Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля Период по учебному графику Промежуточная аттестация Всего зачётов и экзаменов Текущий контроль
Виды Сроки Формы Сроки
          Коллоквиум 1 неделя
             
          Коллоквиум 2 неделя
  Семестр 2 Экзамен неделя   Контр. работа неделя

 

1.8. Структура и содержание учебной дисциплины

Модуль 1. Введение. Предпосылки формирования средневековой мысли (2 л., 2. с.)

Лекция 1. Афины и Иерусалим

«Порядок космоса» и «порядок истории». Космос и поступок. Гераклитова мудрость (знать «все как одно»). Вопрос о сущности сущего. Дохристианский «синтез» Афин и Иерусалима. Аристотелевская классификация наук. Смысл античной «феории» (созерцания). Платоновское «искусство обращения» и христианская «метанойа» (покаяние). Религия, философия, богословие (догматическое). Внесловесный источник «дискурсов» (понятие «артикуляции» и артикуляция понятия). Апостол Павел и новое обоснование универсализма.

Семинар 1. Тертуллиан «О прескрипции против еретиков», «О плоти Христа».

Лекция 2. Философия – служанка богословия (христианство и неоплатонизм)

Противоречивый характер философского и религиозного «дискурсов»: логика сущности и логика авторитета. Ритуал как священнодействие. Христианские модификации мирового древа. Гностицизм и христианство. Стоики и христиане. Александрийское христианство. Принципы отторжения ересей (арианство, несторианство, монофиситство) на Соборах 4-5 вв. Халкидонское вероопределение 451 года и его философская интерпретация.

Семинар 2. Ириней Лионский «Против ересей» (разбор цитаты) Ориген «О началах», кн.3.

Модуль 2. Патристическая мысль (3 лекции, 5 семинаров)

Лекция 3. Восточные отцы IV века

Богословие Афанасия Великого. Каппадокийцы. Переосмысление основных понятий античной философии под знаком креационизма. Аристотелевские категории в применении к Богу-Творцу. Реабилитация материи. Зло и свобода. Необратимое время поступка. Спор с платониками. Понятие личности-Лица. Проблема антропоморфизма.

 

Семинар 3. Св. Василий Великий «Беседы на Шестоднев» Беседа1. Св. Григорий Нисский «Об устроении человека».

Лекция 4. Западная патристика IV века

Преемственный характер западной патристики по отношению к восточной. Особенности культурной ситуации в западной части империи в сравнении с ее восточной частью. Монашество на Востоке и на Западе.

 

Семинар 4. А.Августин «Исповедь». Кн. 1-9.

Лекция 5. А.Августин: бытие и время

Концепция времени у Аристотеля: «время – число движения». Число исчисляемое и то, «которым считают». Понятие «diastasis zoes» у Плотина. Характер августинова вопрошания (поэтика invocatio). Философия и риторика. Distentio & attentio. Время как «растяжение души».

Душа как образ Троицы: «быть-знать-любить». Августиново si enim fallor, sum и картезианское cogito.

Семинар 5. А.Августин. «Исповедь». Кн. 10, 11.

Семинар 6. А.Августин. «О граде Божием» 11, 26.

 

Коллоквиум: христианская переформулировка вопроса о сущности сущего

Модуль 3. Западноевропейская схоластика (л., с.,)

 

Лекция 7. Образование в «темные века».

Мир как священноначалие сущих. Слово-устой. Принцип дарения. Вероломство и верность. «Личный» и «ручной» характер средневековой культуры. Культура символического жеста. Школы. Тривиум и квадривиум. Каролингское возрождение. Трактат Эриугены «О разделении природы», его предыстория и дальнейшая судьба.

 

Семинар 11.Исидор Севильский «Этимологии, или Начала в XXкнигах». Кн.1-3.

Семинар 12. Эриугена «О разделении природы». Комментарий

 

Контрольная работа по 1-3 модулям.

 

Модуль 4. Философия Возрождения.

Самостоятельная работа без присутствия преподавателя.

Задания для самостоятельной работы студентов, конкретные вопросы и основные понятия, требующие специального рассмотрения, определены к теме каждого семинарского занятия в разделе содержание дисциплины. Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию предполагает чтение первоисточника и подготовку к его интерпретации в контексте обозначенных проблем и комплексов ключевых понятий.

Самостоятельная работа под руководством преподавателя.

Подготовка к коллоквиумам.

Подготовка к коллоквиумам предполагает подготовку тезисов выступлений к двум занятиям по конкретным проблемам (с использованием литературы), которые определены в разделе содержание дисциплины. Коллоквиумы проходят с участие всех студентов потока. Проведение коллоквиума в форме организованной открытой дискуссии с подведением итогов предполагает самостоятельную работу студента: предварительную подготовку коротких тезисов выступлений по данной проблеме (не более 1 стр.) и аргументов к их защите на основе чтения и анализа предложенной дополнительной литературы.

Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу

1. Понятие об исторических формах философии. «Ум» как само-собой-разумеющееся (среда понимания). Образы ума. Energeia - actualitas - действительность.

2. Идея «среднего возраста» и отношение к средневековью в европейской традиции. Исторические обстоятельства и формы существования средневековой философии. Проблемы периодизации. Источники по средневековой философии. Обзор литературы.

3. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность». Смысл ритуала. Ритуальное священнодействие и древнегреческая трагедия. Религия, богословие, философия.

4. Ветхозаветная традиция. Дохристианский синтез «Афин» и «Иерусалима». Септуагинта. Филон Еврей. Принципы экзегетики.

5. Новый Завет и радикальная «неразумность» христианства. Ветхий Завет в свете Нового. Иудеохристианство и павлинистская экклесиология. Универсализм св. Павла.

6. Понятие о патристике. Грекоязычная и латиноязычная апологетика. Темы и задачи. Основные представители. Два отношения к языческой мудрости. Риторический принцип и роль риторики в переходный период. Тертуллиан: ученый спор с философией.

7. Размежевание христианства и «лжеименного знания» (гносис). Основные представители гностицизма. Гностицизм ученый и «массовый». Ириней Лионский.

8. Античные критики христианства. Кельс, Порфирий, Юлиан Отступник.

9. Традиции александрийской экзегетики. Александрия и Антиохия как «мировые города». Христианский гносис Климента Александрийского. Ориген. Жизнь и труды. «О началах»: история книги, задачи, композиция. Оригенизм. Ориген и каппадокийцы.

10. Восточная патристика IV - V вв. Смысловые сдвиги философских понятий: сущность, ипостась и др.) в контексте тринитарных и христологических споров. Никейский собор и арианство. Афанасий Великий Новоникейцы: неоплатонизм и христианство. «Шестоднев» Василия Великого и аристотелевская классификация наук. Григорий Богослов и Григорий Нисский.

11. Феномен монашества. Антоний Великий. Роль каппадокийцев в оцерковлении монашества. Киновитское монашество. Пахомий Великий.

12. Тринитарные и христологические споры. Основные ереси (арианство, несторианство, монофизитство). Принцип отторжения ересей. Халкидонское вероопределение (451 г.).

13. Латинская патристика IV - V вв. Иларий Пиктавийский: перевод греческой тринитарной терминологии. Деятельность Мария Викторина Африканского. Иероним Стридонский. Жизнь и труды. Вульгата. Амвросий Медиоланский. Личность и учение Аврелия Августина. Августин и западное христианство.

14. Поздняя патристика. Особенности восточного и западного монашества. Бенедикт Нурсийский. Боэций и Кассиодор – «трансляторы ученой традиции». Боэций. Комментарий к Порфирию. Богословские трактаты Боэция и их влияние на схоластику. "Утешение философией". Компилятивный характер позднеантичной учености. Марциан Капелла. Деятельность Григория I Великого. Принцип servus servorum dei. Исидор Севильский и его «Этимологии». Беда Достопочтенный.

15. Клерикализация церкви. Порядок «держателей авторитета» (С.С.Аверинцев) - иерархическое устройство сущего. Псевдо-Дионисий Ареопагит о церковной и небесной иерархии. Corpus areopagiticum. История, состав. Апофатическое богословие в традиции ученого незнания.

16. Продолжение христологических споров. «Моноэнергизм» патриарха Сергия, монофелитство. Максим Исповедник. Жизнь и труды. Смысл учения о двух волях. Мистагогия.

17. Иконоборческая смута. Иоанн Дамаскин, защита иконопочитания. История спора об иконах. Феодор Студит и патриарх Никифор. Богословие иконы. Смысл обратной перспективы. Иоанн Дамаскин как учитель («первый схоластик»). «Источник знания».

18. Начало схоластики на Западе. Понятие схоластики. Образ и образование. Роль ирландского монашества. Каролингское Возрождение. Деятельность Алкуина. Тривий и квадривий. Иоанн Скот Эриугена и его трактат "О разделении природы".

19. Арабская и еврейская схоластика (общий обзор). Особенности формирования арабской культуры. Священный текст и алгоритм. Начало философии. Влияние христиан-монофизитов. Аль-Кинди, аль Фараби. Суфизм. Метафизика Авиценны. Аверроэс. Авицеброн (Ибн Гебироль) и его "Источник жизни". Рамбам (Маймонид). "Книга о причинах". Влияние еврейской и арабской схоластики на схоластику европейскую. Пути контакта. Толедская "школа" переводов.

20. Византийские авторы IX - XII вв. Эпоха Фотия. «Библиотека». Начало догматического спора о Filioque. Деятельность Кирилла-Константина и Мефодия. Оживление мистических настроений в конце X - начале XI вв. Симеон Благоговейный и Симеон Новый Богослов. Восточное учительство и схоластика. Секулярные тенденции середины XI века. Иоанн Мавропод. Михаил Пселл. «Многоразличная наука». Иоанн Итал и его конфликт с ортодоксией. Николай Мефонский и Сотирих Пантевген.

21. Западно-европейская схоластика XI - XII вв. «Ручной» характер средневековой культуры и перемены в системе ценностных ориентаций на христианском Западе в XII веке. Подъем X - XIII вв., секуляризация. Крестовые походы и образование духовно-рыцарских орденов. Монах-воин. Средневековый антисемитизм. Диалектики и антидиалектики. Ланфранк. Петр Дамиани. Ансельм Кентерберийский - монах, политик, богослов. Rerum locutio. Онтологический аргумент и его судьба в истории философии. Клюнийское движение и церковная реформа XI века. Папа Гильдебранд (Григорий VII).

22. Начало спора об универсалиях, его истоки. Реализм Шартрской школы (Бернард Шартский и Гильберт Порретанский). Петр Абеляр и его учителя (Гильом из Шампо и Росцелин). Концептуализм Абеляра. Метод quaestio.

23. Этика Абеляра. Школы и университеты. Аббат Сюжер и начало Готики. Мистика Бернарда Клервоского. Иоанн Солсберийский. Сен-Викторские мистики. Иоахим Флорский: содержание и судьба учения.

24. Высокая схоластика. Могущество папства при Иннокентии III, Фридрих II и его соперничество с папами. Альбигойская ересь. Нищенствующие ордена. Реформы Людовика IX Святого: "парламенты". Куртуазная культура. Усвоение аристотелизма схоластикой. Мыслители Оксфордской школы (Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон). Средневековый эмпиризм и натурализм и их принципиальное отличие от новоевропейской науки.

25. Перипатетизм Альберта Великого. Схоластическое учение и трояком существовании универсалий. Три рода реальности.

26. Францисканцы и августинизм в схоластике. Дж. Ф. Бонавентура: illuminatio и традиционная метафизика света. «Путеводитель души к Богу», содержание трактата.

27. Фома Аквинский. Фома о сущем и сущности. Принцип аналогии сущего. Пять путей доказательства существования Бога. Этика Аквината. Томизм в истории и в современном мире. Латинские аверроисты. Сигер Брабантский. История аверроизма.

28. Логика в XIII веке. Петр Испанец. Жизнь и творчество Раймунда Луллия (Рамон Льюль).

29. Поздняя схоластика. Филипп IV Красивый и Бонифаций VIII. «Авиньонское пленение». Полемика с томизмом (Матвей Акваспарта). Метафизика Генриха Гентского. Дунс Скот и постепенный самороспуск схоластики. «Практический» характер теологии и принцип «однозначности бытия». Трансценденталии. Quidditas и haecceitas.

30. Номинализм У.Оккама, его «бритва». Оккам и Марсилий Падуанский. Политическая философия Оккама.

31. Мейстер Экхарт: ничто и рождение Слова в душе человека. Иоганн Таулер, Генрих Сузо, Иоганн Рейнсбрук. Экхарт и devotio moderna. Экхарт и европейский нигилизм. Данте "Божественная комедия": от "иконы" к "картине". Чимабуэ, Джотто. Завершение средневековья.

32. Византийская мысль в XIV - первой половине XV вв. Исихазм. Варлаам Калабрийский и его спор с константинопольскими учеными (Никифор Григора и др.), переговоры с легатами. Триады св. Григория Паламы в защиту священнобезмолствующих. Паламистское богословие. Спор с Григорием Акиндином. Энергии и сущность. Догматическая реформа Паламы. Критика паламизма Прохором Кидонисом. Исихазм и гуманизм. Эмиграция византийских ученых в Италию. Георг Гемист Плифон и его поклонники на Западе.

33. Данте и 1300 год как «осевое время». Структура «Божественной комедии».Понятие хронотопа. «Итинерарий» Данте в «Божественной комедии». Данте и схоластика.

34. Петрарка – «отец гуманизма». Оправдание поэзии у Боккаччо («Генеалогия языческих богов»). Итальянские гуманисты XIV-XV вв. (К.Салютати, Л.Бруни, Л.Валла, Пико дела Мирандола). Флорентийская академия. М.Фичино.

Трактат Валлы «Об истинном и ложном благе». Ars vitae и regula vitae. Гуманисты и схоластика. Возрожденческая идея «разнообразия», смысл «секуляризации» и рождение Искусства. Возрождение и политика. Макиавелли.

35. Н.Кузанский, жизнь и труды. Бесконечное как мера. Н.Кузанский и Псевдо-Дионисий Ареопагит. Учёное незнание Н.Кузанского как метафизическая основа механики Галилея.

36. XVI в. Гуманисты и скептики. Мишель Монтень. «Открытие» и «удвоение» мира в эпоху Возрождения. Круг и прямая. Маятник. Новая наука и утопия. Коперниканский переворот.

37. Традиция немецкой мистики (от Майстера Экхарта) и реформа Лютера. Лютер и Эразм.

38. Натурфилософия Возрождения XV-XVI вв. (понятие sympathia universalis. Герметическая традиция и каббала. Фичино, Мирандола, И.Рейхлин, К.Агриппа Неттесгеймский, А.Т.Парацельс, Д.Фракасторо, Д.Кардано).

39. Критика аристотелевой логики. П.Рамус. Натурфилософия Возрождения XVI-XVII вв. (Д-Б де ла Порта, Б.Телезио). Философия Дж.Бруно. Философия Т.Кампанеллы. Философский смысл механики Галилея.

40. Контрреформация, иезуиты и вторая схоластика. 1600. Шекспир, Сервантес, Веласкес. Мир-картина и удостоверение личности. Б. Грасиан: наука благоразумия. Завершение схоластики у Ф.Суареса.

Параметры контроля

Составляющие элементы итоговой оценки:

1. самостоятельная работа (подготовка к коллоквиумам) — 20 % от итоговой оценки;

2. оценки за контрольные работы: 20 % от итоговой

3. посещаемость, активность на семинарах: 10 % от итоговой

4. ответ на экзамене: 50 %

2.1.3.4. Контрольно-измерительные материалы:

2.1.3.4.1. Оценка усвоения лекционного материала выставляется на экзамене и включает в себя следующие параметры: 1. Умение раскрыть смысл основных понятий темы. 2. Знание изучаемых работ. 3. Понимание проблем, включаемых в экзаменационные вопросы и способность к связному их изложению. 4. Способность раскрыть значение данной проблемы в контексте общей проблематики курса. Обнаружение указанного комплекса способностей является условием отличной экзаменационной оценки.

2.1.3.4.2. Оценке работы на коллоквиуме подлежат: наличие тезисов выступления и активность студента на коллоквиуме, подразумевающая участие в обсуждении проблемы на основе представления и аргументированной защиты тезисов. Работа над тезисами предполагает консультации с преподавателем. Оценке в тезисах подлежит: 1. Умение раскрыть смысл основных понятий темы. 2. Знание философской традиции (персоналии), в контексте которой тематизируется то или иное понятие или раскрывается проблема. 3. Способность связно изложить проблему и раскрыть ее значение в контексте общей проблематики курса. Обнаружение указанного комплекса способностей является условием отличной оценки. 1 и 3 – хорошо, 1 или 3 – удовлетворительно.

2.1.3.4.3. Оценке в контрольной работе подлежат следующие параметры. 1. Способность давать короткие ясные определения понятиям. 2. Умение, отвечая на проблемный вопрос, использовать теоретический материал всего курса и рассмотренные ранее первоисточники. 3. Умение приводить примеры из конкретных областей научных исследований. Обнаружение указанного комплекса параметров является условием отличной оценки за контрольную работу. 1 и 2 – хорошо, 1 или 2 – удовлетворительно.

2.2. Кадровое обеспечение учебной дисциплины.

2.2.1. Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины:

К чтению лекций должны привлекаться преподаватели, имеющие ученую степень кандидата или доктора наук (в том числе степень PhD, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание доцента или профессора. Преподаватели, привлекаемые к проведению практических занятий, должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины.

2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным
персоналом.

Учебно-вспомогательный и инженерно-технический персонал должен иметь соответствующее среднее или высшее образование.

2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и
качества учебного процесса.

Листы студенческой оценки раздаются на предпоследнем занятии (на лекции и на семинаре по отдельности). Преподаватель предлагает студентам заполнить лист и в течение недели до следующего (последнего) занятия сдать старосте группы, который собирает заполненные листы в адресованный преподавателю конверт и сдает лаборанту кафедры. Идентификация отвечающих необязательна.

АНКЕТА

Уважаемый эксперт, с целью улучшения качества преподавания и, в частности, совершенствования читаемого курса просим Вас оценить прослушанный курс и работу преподавателя по предложенной системе показателей по 5-балльной шкале.


Лектор _______________________________________________

Дисциплина___________________________________________

Факультет _______________ Курс_____________

Дата _______________________

 

Показатели Баллы
1.1. Содержательные характеристики курса Информативность (уровень информативности лекций для Вас)
1.2. Интегрированность (включенность материала данного курса в единый процесс обучения философии)
1.3. Проблемность (стимулирование творческого подхода)
1.4. Системность (последовательность и логическая связь материала)
1.5. В свободной форме определите самую интересную тему (наиболее адекватную выше обозначенным характеристикам)  
1.6. В свободной форме определите наиболее сложную для усвоения тему  
2.1. Характеристики форм изложения материала Выделяет главные моменты и разъясняет трудные вопросы
2.2. Читает увлекательно, умеет вызвать и поддержать интерес аудитории к изучаемой дисциплине
2.3. Ориентирует материал лекции на использование в последующих дисциплинах, в будущей профессии и в общественной деятельности
2.4. В процессе чтения лекции систематически следит за реакцией аудитории и усвоением лекционного материала
2.5. Стимулирует самостоятельное мышление студентов. Во время лекции использует элементы дискуссии, обсуждения
2.6. При необходимости умеет снимать напряжение, усталость аудитории
2.7. По отношению к студентам проявляет доброжелательность, такт, уважение, заинтересованность в успехе. Умеет контактировать со студентами
2.8. При изложении лекционного материала демонстрирует культуру речи, четкость дикции.
2.9. Темп изложения устраивает  
2.10 Преподаватель располагает к себе манерой поведения, внешним видом, наличием чувства юмора.  
3.1. Ответьте в развернутой форме или «да», «нет» Ваш уровень предварительной подготовки был достаточным для освоения предложенного материала  
3.2. Считаете ли вы полезным данный курс  
3.3. Если хотите, то отметьте в произвольной форме сильные стороны курса 1.   2.   3.   4.  
3.4. Если хотите, то отметьте в произвольной форме слабые стороны курса 1.   2.   3.   4.
3.6. Какая тема курса (первоисточник) пор Вашему мнению осталась без должного (развернутого) изложения или за рамками курса вообще.  
  Я посетил _____% лекций  

2.3. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины

Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий.

Занятия проводятся в аудиториях, соответствующих СанПинам для образовательных учреждений и освещенностью согласно ГОСТу 24940-96.

Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования.

Занятия проводятся в аудиториях, оборудованных:

(1) стандартными (белыми магнитно-маркерными или коричневыми меловыми) досками размером не менее 100*180 и аксессуарами к ним – (2-4) маркерами и губкой-стирателем (допускается наличие 2 и более досок, совокупный размер которых не менее указанного);

Требования к специализированному оборудованию

нет

Требования к специализированному программному обеспечению

нет

Требования к перечню и объёму расходных материалов

Маркеры для магнитно-маркерных досок – 10 шт.

Губка – стиратель для магнитно-маркерных досок – 2 шт.

Бумага для принтера – 1 пачка

Картридж для принтера – 1 шт.

Картридж для светокопира — 1 шт.

 

2.4. Информационное обеспечение учебной дисциплины

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«История философии Средних веков»

основной образовательной программы высшего профессионального образования

«Философия»

подготовки по специальности: 090009 «история философии»

направления: 090000 «Философия» по отделению: «Философия»

для получения квалификации (степени): 65 «Философ»

 

Код дисциплины Б.3 По учебному плану регистр. номер Форма обучения очная

 

 

Виды промежуточной аттестации: зачётов   экзаменов  

 

Трудоемкость учебной дисциплины зачетных единиц 3

 

Санкт-Петербург


Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель данного курса — ознакомить студентов с фундаментальными философскими понятиями, сложившимися в истории философии Средних веков и Возрождения, проследить генезис этих понятий; показать своеобразие средневекового мышления, познакомить обучающихся с оригинальными текстами, настроить их на понимающее чтение и интерпретацию.

Задача: необходимо познакомиться с основополагающими трудами мыслителей Средних веков и Возрождения, попытаться понять их ответ на «вечный», а значит, и наш вопрос о смысле сущего и тем самым перекинуть мосты от них к нам и от нас к ним. В результате осуществления этой задачи студент:

- выработает начальные навыки работыс первоисточниками по философии Средних веков и Возрождения;

- познакомится с основными понятиями средневековой и возрожденческой метафизики;

- научится соотносить их строй и порядок с иными конфигурациями тех же слов (соответственно, меняющих свой смысл) в иные эпохи. Именно такое знание собственной традиции и ощущение принадлежности к ней и есть та умственная грамотность, дефицит которой – бич нашего времени, так как без нее любая специализация ущербна.

 

1.2. Язык(и) обучения — Русский.

1.3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины

Для изучения данного курса студенты должны знать материал учебной дисциплины «История античной философии».

1.4. Результаты изучения дисциплины: перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины

Учебный материал данной дисциплины способствует (совместно с другими дисциплинами) формированию следующих компетенций:

  1. ОК-5: способен к пониманию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
  2. ОК-11: способен критически оценивать достоинства и недостатки;
  3. ПК-32: способен знать основные концепции онтологии и теории познания, анализировать их адекватность, владеть категориями при проведении исследований;
  4. ПК-42: способен проводить анализ базовых проблем истории философии и первой философии, использовать его результаты для написания курсовых работ;

1.5. Знания, умения, навыки, приобретаемые обучающимся при изучении дисциплины

Знания:

  1. Первых принципов, обсуждаемых в философии Средних веков и Возрождения.
  2. Специфики постановки проблем в философии Средних веков и Возрождения.
  3. Условий преобразования античного мира в средневековый иерархический мир «порядка держателей авторитета» и последнего – в новоевропейский «мир-картину».
  4. Круга основных понятий средневековой и возрожденческой онтологии.

Умения:

  1. Ставить под вопрос себя со всеми своими знаниями и умениями – процедура «введения в философию», философской инициации.
  2. Навык понимания как «деконструкции» или «вторичной артикуляции» текста. Критерий понимания – умение пересказать своими словами.
  3. Навык критического отношения к «научной» терминологии. Умение «разобрать» термин и объяснить его смысл «неученым образом».

1.6. Перечень и объём активных форм учебной работы по дисциплине

  1. Домашние задания — еженедельно
  2. Для активизации самостоятельной работы студентов и привлечения их к НИРС, студентам на семинарах будет предложено делать доклады по текущим темам курса. Использование мультимедийных средств презентации поощряется.
  3. Коллоквиумы — 4
  4. Контрольные работы (тесты) — 4.

1.7. Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля Аудиторная учебная работа обучающихся Самостоятельная работа Объём активных форм учебной работы Трудоёмкость
Лекции семинары консультации практические занятия лабораторные работы контрольные работы коллоквиумы под руководством преподавателя в присутствии преподавателя без участия преподавателя
по формам обучения
  16 24 2 0 0 2 4 0 0 64   3 зачётные единицы
ИТОГО: 16 24 2 0 0 2 4 0 0 64   3 зачётные единицы
                           

 

Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля Период по учебному графику Промежуточная аттестация Всего зачётов и экзаменов Текущий контроль
Виды Сроки Формы Сроки
          Коллоквиум 1 неделя
             
          Коллоквиум 2 неделя
  Семестр 2 Экзамен неделя   Контр. работа неделя

 

1.8. Структура и содержание учебной дисциплины

Модуль 1. Введение. Предпосылки формирования средневековой мысли (2 л., 2. с.)

Лекция 1. Афины и Иерусалим



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.123 с.)