Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы)

Поиск

2.1.3.1.Экзамен как метод итогового контроля знаний проводится в устной форме и включает в себя вопросы, рассмотренные в ходе лекционный и семинарских занятий. Непосредственная экзаменационная оценка представляет собой лишь часть итоговой оценки знаний студента (раздел 2.2). Задача экзамена — проверка уровня усвоения материала студентом, который определяется способностью его воспроизведения. Экзамен проводится в устной форме и включает в себя два вопроса.

Изучение данного курса должно опираться на уже имеющиеся у студентов знания, полученные при освоении иных учебных предметов, указанных в п. 1.3. Приступая к изучению учебной дисциплины, студенту полезно ознакомиться с тематическим планом и содержанием данной программы, перечнем литературы для самостоятельного изучения. Наличие у студента представления о структуре курса и умения пользоваться источниками литературы является необходимым условием успешной сдачи экзамена.

Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу

1. Понятие об исторических формах философии. «Ум» как само-собой-разумеющееся (среда понимания). Образы ума. Energeia - actualitas - действительность.

2. Идея «среднего возраста» и отношение к средневековью в европейской традиции. Исторические обстоятельства и формы существования средневековой философии. Проблемы периодизации. Источники по средневековой философии. Обзор литературы.

3. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность». Смысл ритуала. Ритуальное священнодействие и древнегреческая трагедия. Религия, богословие, философия.

4. Ветхозаветная традиция. Дохристианский синтез «Афин» и «Иерусалима». Септуагинта. Филон Еврей. Принципы экзегетики.

5. Новый Завет и радикальная «неразумность» христианства. Ветхий Завет в свете Нового. Иудеохристианство и павлинистская экклесиология. Универсализм св. Павла.

6. Понятие о патристике. Грекоязычная и латиноязычная апологетика. Темы и задачи. Основные представители. Два отношения к языческой мудрости. Риторический принцип и роль риторики в переходный период. Тертуллиан: ученый спор с философией.

7. Размежевание христианства и «лжеименного знания» (гносис). Основные представители гностицизма. Гностицизм ученый и «массовый». Ириней Лионский.

8. Античные критики христианства. Кельс, Порфирий, Юлиан Отступник.

9. Традиции александрийской экзегетики. Александрия и Антиохия как «мировые города». Христианский гносис Климента Александрийского. Ориген. Жизнь и труды. «О началах»: история книги, задачи, композиция. Оригенизм. Ориген и каппадокийцы.

10. Восточная патристика IV - V вв. Смысловые сдвиги философских понятий: сущность, ипостась и др.) в контексте тринитарных и христологических споров. Никейский собор и арианство. Афанасий Великий Новоникейцы: неоплатонизм и христианство. «Шестоднев» Василия Великого и аристотелевская классификация наук. Григорий Богослов и Григорий Нисский.

11. Феномен монашества. Антоний Великий. Роль каппадокийцев в оцерковлении монашества. Киновитское монашество. Пахомий Великий.

12. Тринитарные и христологические споры. Основные ереси (арианство, несторианство, монофизитство). Принцип отторжения ересей. Халкидонское вероопределение (451 г.).

13. Латинская патристика IV - V вв. Иларий Пиктавийский: перевод греческой тринитарной терминологии. Деятельность Мария Викторина Африканского. Иероним Стридонский. Жизнь и труды. Вульгата. Амвросий Медиоланский. Личность и учение Аврелия Августина. Августин и западное христианство.

14. Поздняя патристика. Особенности восточного и западного монашества. Бенедикт Нурсийский. Боэций и Кассиодор – «трансляторы ученой традиции». Боэций. Комментарий к Порфирию. Богословские трактаты Боэция и их влияние на схоластику. "Утешение философией". Компилятивный характер позднеантичной учености. Марциан Капелла. Деятельность Григория I Великого. Принцип servus servorum dei. Исидор Севильский и его «Этимологии». Беда Достопочтенный.

15. Клерикализация церкви. Порядок «держателей авторитета» (С.С.Аверинцев) - иерархическое устройство сущего. Псевдо-Дионисий Ареопагит о церковной и небесной иерархии. Corpus areopagiticum. История, состав. Апофатическое богословие в традиции ученого незнания.

16. Продолжение христологических споров. «Моноэнергизм» патриарха Сергия, монофелитство. Максим Исповедник. Жизнь и труды. Смысл учения о двух волях. Мистагогия.

17. Иконоборческая смута. Иоанн Дамаскин, защита иконопочитания. История спора об иконах. Феодор Студит и патриарх Никифор. Богословие иконы. Смысл обратной перспективы. Иоанн Дамаскин как учитель («первый схоластик»). «Источник знания».

18. Начало схоластики на Западе. Понятие схоластики. Образ и образование. Роль ирландского монашества. Каролингское Возрождение. Деятельность Алкуина. Тривий и квадривий. Иоанн Скот Эриугена и его трактат "О разделении природы".

19. Арабская и еврейская схоластика (общий обзор). Особенности формирования арабской культуры. Священный текст и алгоритм. Начало философии. Влияние христиан-монофизитов. Аль-Кинди, аль Фараби. Суфизм. Метафизика Авиценны. Аверроэс. Авицеброн (Ибн Гебироль) и его "Источник жизни". Рамбам (Маймонид). "Книга о причинах". Влияние еврейской и арабской схоластики на схоластику европейскую. Пути контакта. Толедская "школа" переводов.

20. Византийские авторы IX - XII вв. Эпоха Фотия. «Библиотека». Начало догматического спора о Filioque. Деятельность Кирилла-Константина и Мефодия. Оживление мистических настроений в конце X - начале XI вв. Симеон Благоговейный и Симеон Новый Богослов. Восточное учительство и схоластика. Секулярные тенденции середины XI века. Иоанн Мавропод. Михаил Пселл. «Многоразличная наука». Иоанн Итал и его конфликт с ортодоксией. Николай Мефонский и Сотирих Пантевген.

21. Западно-европейская схоластика XI - XII вв. «Ручной» характер средневековой культуры и перемены в системе ценностных ориентаций на христианском Западе в XII веке. Подъем X - XIII вв., секуляризация. Крестовые походы и образование духовно-рыцарских орденов. Монах-воин. Средневековый антисемитизм. Диалектики и антидиалектики. Ланфранк. Петр Дамиани. Ансельм Кентерберийский - монах, политик, богослов. Rerum locutio. Онтологический аргумент и его судьба в истории философии. Клюнийское движение и церковная реформа XI века. Папа Гильдебранд (Григорий VII).

22. Начало спора об универсалиях, его истоки. Реализм Шартрской школы (Бернард Шартский и Гильберт Порретанский). Петр Абеляр и его учителя (Гильом из Шампо и Росцелин). Концептуализм Абеляра. Метод quaestio.

23. Этика Абеляра. Школы и университеты. Аббат Сюжер и начало Готики. Мистика Бернарда Клервоского. Иоанн Солсберийский. Сен-Викторские мистики. Иоахим Флорский: содержание и судьба учения.

24. Высокая схоластика. Могущество папства при Иннокентии III, Фридрих II и его соперничество с папами. Альбигойская ересь. Нищенствующие ордена. Реформы Людовика IX Святого: "парламенты". Куртуазная культура. Усвоение аристотелизма схоластикой. Мыслители Оксфордской школы (Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон). Средневековый эмпиризм и натурализм и их принципиальное отличие от новоевропейской науки.

25. Перипатетизм Альберта Великого. Схоластическое учение и трояком существовании универсалий. Три рода реальности.

26. Францисканцы и августинизм в схоластике. Дж. Ф. Бонавентура: illuminatio и традиционная метафизика света. «Путеводитель души к Богу», содержание трактата.

27. Фома Аквинский. Фома о сущем и сущности. Принцип аналогии сущего. Пять путей доказательства существования Бога. Этика Аквината. Томизм в истории и в современном мире. Латинские аверроисты. Сигер Брабантский. История аверроизма.

28. Логика в XIII веке. Петр Испанец. Жизнь и творчество Раймунда Луллия (Рамон Льюль).

29. Поздняя схоластика. Филипп IV Красивый и Бонифаций VIII. «Авиньонское пленение». Полемика с томизмом (Матвей Акваспарта). Метафизика Генриха Гентского. Дунс Скот и постепенный самороспуск схоластики. «Практический» характер теологии и принцип «однозначности бытия». Трансценденталии. Quidditas и haecceitas.

30. Номинализм У.Оккама, его «бритва». Оккам и Марсилий Падуанский. Политическая философия Оккама.

31. Мейстер Экхарт: ничто и рождение Слова в душе человека. Иоганн Таулер, Генрих Сузо, Иоганн Рейнсбрук. Экхарт и devotio moderna. Экхарт и европейский нигилизм. Данте "Божественная комедия": от "иконы" к "картине". Чимабуэ, Джотто. Завершение средневековья.

32. Византийская мысль в XIV - первой половине XV вв. Исихазм. Варлаам Калабрийский и его спор с константинопольскими учеными (Никифор Григора и др.), переговоры с легатами. Триады св. Григория Паламы в защиту священнобезмолствующих. Паламистское богословие. Спор с Григорием Акиндином. Энергии и сущность. Догматическая реформа Паламы. Критика паламизма Прохором Кидонисом. Исихазм и гуманизм. Эмиграция византийских ученых в Италию. Георг Гемист Плифон и его поклонники на Западе.

33. Данте и 1300 год как «осевое время». Структура «Божественной комедии».Понятие хронотопа. «Итинерарий» Данте в «Божественной комедии». Данте и схоластика.

34. Петрарка – «отец гуманизма». Оправдание поэзии у Боккаччо («Генеалогия языческих богов»). Итальянские гуманисты XIV-XV вв. (К.Салютати, Л.Бруни, Л.Валла, Пико дела Мирандола). Флорентийская академия. М.Фичино.

Трактат Валлы «Об истинном и ложном благе». Ars vitae и regula vitae. Гуманисты и схоластика. Возрожденческая идея «разнообразия», смысл «секуляризации» и рождение Искусства. Возрождение и политика. Макиавелли.

35. Н.Кузанский, жизнь и труды. Бесконечное как мера. Н.Кузанский и Псевдо-Дионисий Ареопагит. Учёное незнание Н.Кузанского как метафизическая основа механики Галилея.

36. XVI в. Гуманисты и скептики. Мишель Монтень. «Открытие» и «удвоение» мира в эпоху Возрождения. Круг и прямая. Маятник. Новая наука и утопия. Коперниканский переворот.

37. Традиция немецкой мистики (от Майстера Экхарта) и реформа Лютера. Лютер и Эразм.

38. Натурфилософия Возрождения XV-XVI вв. (понятие sympathia universalis. Герметическая традиция и каббала. Фичино, Мирандола, И.Рейхлин, К.Агриппа Неттесгеймский, А.Т.Парацельс, Д.Фракасторо, Д.Кардано).

39. Критика аристотелевой логики. П.Рамус. Натурфилософия Возрождения XVI-XVII вв. (Д-Б де ла Порта, Б.Телезио). Философия Дж.Бруно. Философия Т.Кампанеллы. Философский смысл механики Галилея.

40. Контрреформация, иезуиты и вторая схоластика. 1600. Шекспир, Сервантес, Веласкес. Мир-картина и удостоверение личности. Б. Грасиан: наука благоразумия. Завершение схоластики у Ф.Суареса.

Параметры контроля

Составляющие элементы итоговой оценки:

1. самостоятельная работа (подготовка к коллоквиумам) — 20 % от итоговой оценки;

2. оценки за контрольные работы: 20 % от итоговой

3. посещаемость, активность на семинарах: 10 % от итоговой

4. ответ на экзамене: 50 %

2.1.3.4. Контрольно-измерительные материалы:

2.1.3.4.1. Оценка усвоения лекционного материала выставляется на экзамене и включает в себя следующие параметры: 1. Умение раскрыть смысл основных понятий темы. 2. Знание изучаемых работ. 3. Понимание проблем, включаемых в экзаменационные вопросы и способность к связному их изложению. 4. Способность раскрыть значение данной проблемы в контексте общей проблематики курса. Обнаружение указанного комплекса способностей является условием отличной экзаменационной оценки.

2.1.3.4.2. Оценке работы на коллоквиуме подлежат: наличие тезисов выступления и активность студента на коллоквиуме, подразумевающая участие в обсуждении проблемы на основе представления и аргументированной защиты тезисов. Работа над тезисами предполагает консультации с преподавателем. Оценке в тезисах подлежит: 1. Умение раскрыть смысл основных понятий темы. 2. Знание философской традиции (персоналии), в контексте которой тематизируется то или иное понятие или раскрывается проблема. 3. Способность связно изложить проблему и раскрыть ее значение в контексте общей проблематики курса. Обнаружение указанного комплекса способностей является условием отличной оценки. 1 и 3 – хорошо, 1 или 3 – удовлетворительно.

2.1.3.4.3. Оценке в контрольной работе подлежат следующие параметры. 1. Способность давать короткие ясные определения понятиям. 2. Умение, отвечая на проблемный вопрос, использовать теоретический материал всего курса и рассмотренные ранее первоисточники. 3. Умение приводить примеры из конкретных областей научных исследований. Обнаружение указанного комплекса параметров является условием отличной оценки за контрольную работу. 1 и 2 – хорошо, 1 или 2 – удовлетворительно.

2.2. Кадровое обеспечение учебной дисциплины.

2.2.1. Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины:

К чтению лекций должны привлекаться преподаватели, имеющие ученую степень кандидата или доктора наук (в том числе степень PhD, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание доцента или профессора. Преподаватели, привлекаемые к проведению практических занятий, должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины.

2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным
персоналом.

Учебно-вспомогательный и инженерно-технический персонал должен иметь соответствующее среднее или высшее образование.

2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и
качества учебного процесса.

Листы студенческой оценки раздаются на предпоследнем занятии (на лекции и на семинаре по отдельности). Преподаватель предлагает студентам заполнить лист и в течение недели до следующего (последнего) занятия сдать старосте группы, который собирает заполненные листы в адресованный преподавателю конверт и сдает лаборанту кафедры. Идентификация отвечающих необязательна.

АНКЕТА

Уважаемый эксперт, с целью улучшения качества преподавания и, в частности, совершенствования читаемого курса просим Вас оценить прослушанный курс и работу преподавателя по предложенной системе показателей по 5-балльной шкале.


Лектор _______________________________________________

Дисциплина___________________________________________

Факультет _______________ Курс_____________

Дата _______________________

 

Показатели Баллы
1.1. Содержательные характеристики курса Информативность (уровень информативности лекций для Вас)
1.2. Интегрированность (включенность материала данного курса в единый процесс обучения философии)
1.3. Проблемность (стимулирование творческого подхода)
1.4. Системность (последовательность и логическая связь материала)
1.5. В свободной форме определите самую интересную тему (наиболее адекватную выше обозначенным характеристикам)  
1.6. В свободной форме определите наиболее сложную для усвоения тему  
2.1. Характеристики форм изложения материала Выделяет главные моменты и разъясняет трудные вопросы
2.2. Читает увлекательно, умеет вызвать и поддержать интерес аудитории к изучаемой дисциплине
2.3. Ориентирует материал лекции на использование в последующих дисциплинах, в будущей профессии и в общественной деятельности
2.4. В процессе чтения лекции систематически следит за реакцией аудитории и усвоением лекционного материала
2.5. Стимулирует самостоятельное мышление студентов. Во время лекции использует элементы дискуссии, обсуждения
2.6. При необходимости умеет снимать напряжение, усталость аудитории
2.7. По отношению к студентам проявляет доброжелательность, такт, уважение, заинтересованность в успехе. Умеет контактировать со студентами
2.8. При изложении лекционного материала демонстрирует культуру речи, четкость дикции.
2.9. Темп изложения устраивает  
2.10 Преподаватель располагает к себе манерой поведения, внешним видом, наличием чувства юмора.  
3.1. Ответьте в развернутой форме или «да», «нет» Ваш уровень предварительной подготовки был достаточным для освоения предложенного материала  
3.2. Считаете ли вы полезным данный курс  
3.3. Если хотите, то отметьте в произвольной форме сильные стороны курса 1.   2.   3.   4.  
3.4. Если хотите, то отметьте в произвольной форме слабые стороны курса 1.   2.   3.   4.
3.6. Какая тема курса (первоисточник) пор Вашему мнению осталась без должного (развернутого) изложения или за рамками курса вообще.  
  Я посетил _____% лекций  

2.3. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины

Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий.

Занятия проводятся в аудиториях, соответствующих СанПинам для образовательных учреждений и освещенностью согласно ГОСТу 24940-96.

Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования.

Занятия проводятся в аудиториях, оборудованных:

(1) стандартными (белыми магнитно-маркерными или коричневыми меловыми) досками размером не менее 100*180 и аксессуарами к ним – (2-4) маркерами и губкой-стирателем (допускается наличие 2 и более досок, совокупный размер которых не менее указанного);

Требования к специализированному оборудованию

нет

Требования к специализированному программному обеспечению

нет

Требования к перечню и объёму расходных материалов

Маркеры для магнитно-маркерных досок – 10 шт.

Губка – стиратель для магнитно-маркерных досок – 2 шт.

Бумага для принтера – 1 пачка

Картридж для принтера – 1 шт.

Картридж для светокопира — 1 шт.

 

2.4. Информационное обеспечение учебной дисциплины



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.96 (0.009 с.)