Философские проблемы гуманитарных наук 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские проблемы гуманитарных наук



Ключевые понятия и термины: гуманитарное знание, принципы и методы социально-гуманитарных наук, антропологизация науки, фактор ценности в научном познании, проблематика гуманитарных наук.

Поскольку философия сама находится в разряде гуманитарных дисциплин, в отношении их она выступает и интегративной формой знаний о человеке, культуре, обществе, а также и методологией социально-гуманитарных наук. Современная методология предполагает выдвижение на первый план выяснение специфики отношения человека к миру и самому себе (ранее превалировал классический, логико-гносеологический подход, специализирующийся на установлении закономерностей социальных процессов и сущности феномена homo sapiens), т.е. антропологический метод. В традиционном рационализме (отличном от антропологизма) человек, история, социум трактуются как производные от абсолютных феноменов - разума, реализованного в природе и материи, проявляющего себя в их гармоническом и целесообразном устроении. Мир в целом развивается по собственным закономерностям. С позиций философской антропологии человек исследуется в контексте присущих ему смыслов и факторов, субъект формирует бытие мира, сообразуясь с его законами. Далее, рационализм направлен на обобщенное постижение бытия, сознания, познания, в философской же антропологии предметом внимания становится смысл бытия, понимания и коммуникаций в конкретных жизненных ситуациях: экзистенциальной, психологической, историко-культурной.

Именно философско-антропологический подход предопределяет аналитические тенденции прочих гуманитарных наук (что называется антропологизацией гуманитарного знания). Так, значительное место в современных исследованиях занял феномен «повседневности», под которым понимается упорядоченный, рутинный процесс жизнедеятельности людей, понятный и предсказуемый в той мере, в какой он неожиданно не нарушается. Анализ повседневности позволяет расширить проблемное поле исследования социума, потому как привычные жизненные практики характерны для любых слоев населения, и элитарных, и массовых. В данном случае количественные способы анализа оказываются менее эффективными в сравнении с качественными, позволяющими глубже понять смыслы социально-культурных акций, ценностные и прагматические ориентации человека в его повседневном бытии.

Общепризнано, что социальные явления, культура, человек, общество представляют собой сложные многомерные образования. В данной связи исходными принципами в гуманитарных науках являются микроанализ и многомерность. Отсюда первая проблема: по какому основанию следует объединять различные философские и научные знания о человеке в целостную картину? Точка зрения австрийского психолога и философа Л. Франкла: подобное единство требуется усматривать в высших измерениях человеческой субъективности, поскольку чисто механическое сложение разрозненных данных (полученных в конкретных науках – биологии, психологии, социологии, которые предоставляют односторонние интерпретации) приводят к противоречивым построениям. Данная область ученым названа «измерением специфически человеческих проявлений».

Еще один рекомендуемый метод – метод «интервальной антропологии». Его сущность сводится признанию того, что в различных конкретных условиях действие и поведение человека ситуативно, тогда ни одна ситуация («интервал») не способна воспроизвести его полностью. Человек многомерен, и ни одна концепция философии или науки не дает его универсальной картины. Главный принцип данной методологии -отыскание и установление границ каждого интервала, в рамках которого индивид проявляет свою подлинную специфику, а потому как необходимость принимается оправданность сосуществования всех возможных проекций, содержащих собственные истины.

В целом же философско-антропологический подход зиждется на дедуктивной схеме вывода: от многомерной целостности к ситуативному объяснению, раскрывающему единство субъекта через конкретные и наглядные действия. Поскольку человек в своей цельности и открытости нам никогда не дан, возникает проблема: как усмотреть его единство в актуальных вариативных ситуациях? Допущение разносторонних, взаимодополняющих друг друга методик и форм анализа, здесь оказывается объективно необходимым. Следовательно, привлечение их большего числа вполне правомерно и продуктивно, требуется лишь установление их диалогической и гармоничной координации.

В современном научном мире складывается новая «постантропологическая» парадигма постижения общественного и культурного бытия, нацеленная на выяснение границ и стратегий влияния на него социального субъекта, мера активности которого многократно возрастает. Ее стратегия – акцент личностного параметра действующего субъекта, включающего индивидуальный опыт, ценности, интересы, вовлеченность в структуру социальных связей. Аналитика общественного бытия – на онтологическом уровне учитывает именно этот аспект. Аксиологический уровень конкретизирует данную характеристику социума в понятиях ценностей, где также определяется участие конкретного субъекта с его реальными целями и интересами. Гносеологический уровень в равной степени оказывается зависимым от субъекта, его онтологических и аксиологических ориентаций (главное здесь – координация личного и общественного опыта, рационального и внерационального содержания).

Отдельно остановимся на факторе ценностей, поскольку они задают вектор исследовательских программ и преференций, цели деятельности. В современной культуре ценности трактуются как невербализуемые (невыразимые в терминах) сущности, составляющие глубинный слой личности в терминах значимости (в плане должного, нормативного, при этом содержащее эмоциональную окраску). Поскольку предметом социально-гуманитарного знания выступают социо-культурные феномены (человек, общество, культура), связанные с ними когнитивные процедуры обладает собственной спецификой. В свое время неокантианцы Виндельбанд, Риккерт подчеркивали, что познание общественных процессов в корне отличается от познания природы. Явления природы согласуются с объективными законами, в то время как явления культуры зависимы от индивидуальных особенностей социальных акторов и отличаются уникальностью, неповторимостью. Естествознание занимается подведением единичных фактов под общие законы, гуманитарные науки – постижением скрытых, интериоризированных мотивов деятельности и смыслов. Познание природы является генерализирующим (обобщающим), познание социальных феноменов –индивидуализирующим. В. Дильтей на данном основании утверждал, что для естественных наук главным является объяснение, для гуманитарных - понимание. На сегодняшний день также признается, что специфика гуманитарных исследований заключается в уникальности, единичности и неповторимости их предмета (Дильтей: «природную жизнь мы понимаем, а духовную объясняем»).

Итак, существенную роль в гуманитарных дисциплинах отводится ценностям. В науке ценностные ориентации отражены в следующих формах. Во-первых, ценностную детерминацию имеют предметы познания, что и обусловливает их культурологическую фиксацию. Познавать что-либо – значит иметь к этому желание, заинтересованность в познании как предпосылку. Ценностный компонентом обладают идеалы и нормы организации и описания знания, которые варьируются в соответствии с динамикой развития культуры (ответы на вопрос, что познавать, дается предметным выбором, как познавать и доказывать - идеалами и нормами). Третий ценностно-содержательный компонент реализуется в сфере результатов познания, чему предписано соответствие обоснованию и объективности, а главное истине. Что есть истина - также ценностно зависит от мировоззренческих установок культуры: ее критерий определяется полезностью, авторитетом источника (религия), рационально-логической доказательностью, конвенциональностью и даже эстетической гармонией.

Социальная сфера познавательной деятельности специфична подверженностью влияния ценностных факторов, что отличает ее от области естественнонаучного знания и означает возможность ее измерения по шкале «добро-зло», «прекрасное-безобразное» и т.д. Очередной проблемой в данном случае становится объективность и беспристрастность исследования, поскольку сам его предмет содержит в себе ценностный параметр, «пристрастность». Лейбниц известным высказыванием: «Если бы геометрические теоремы затрагивали интересы людей, они бы опровергались», подчеркивает преимущество ценностных интересов в отношении сугубо когнитивных. Ценностный фактор практически неизбежен. Сложность ситуации в том, что допущение ценностного компонента неоднозначно, его присутствие может как стимулировать, так и препятствовать объективному анализу. Впрочем, само понятие объективности и «объективной истины» в современном мире давно находится под вопросом.

Требует своего осмысления и проблема, порожденная нынешним прогрессом в коммуникационных технологиях. Если в предыдущий период наука предлагала достаточно четкое разделение сферы природы и сферы культуры, то в наше время подобное членение постепенно превращается в условность, естественные науки активно осваивают саморазвивающиеся системы, куда включен социальный субъект и его деятельность. Диалог, но не строгая демаркация, толерантность, но не соперничество естественных и гуманитарных наук – императив современной эпистемологии, логично сопряженный с процессом возрастания активности социально-преобразовательного творчества в масштабе взаимодействий природы и человека.

 

Темы контрольных работ заочников:

 

1. Наука и философия.

2. Наука и религия.

3. Принцип верификации научных теорий и проблема истинности.

4. Фальсифицируемость как критерий научности.

5. Глобальные научные революции и их анализ.

6. Знания о природе и человеке в античном мире.

7. Миф как «наука конкретного».

8. Важнейшие открытия Средневековья в области науки и техники.

9. Важнейшие открытия в естествознании XVI – XVIII веков.

10. Научная рациональность в конце XX века.

11. История открытия основных элементарных частиц.

12. Время и черные дыры.

13. Нефизические формы пространства и времени.

14. Возможна ли машина времени?

15. Вечные двигатели: история проблемы.

16. Рождение и эволюция звёзд.

17. Основы теории катастроф.

18. Периодический закон Д.И. Менделеева и его значение в науке.

19. Химия и ее роль в обществе.

20. Редкие химические элементы.

21. Новые материалы в химии и области их применения.

22. Биосфера Земли и её эволюция.

23. В.И. Вернадский о начале и вечности жизни на Земле.

24. Ч. Дарвин о происхождении человека.

25. Генная инженерия.

26. Медицинская этика.

27. Человечество и биосфера Земли.

28. Экологическая проблема сегодня.

 

X. Библиографический список.

Основной.

1. Вайскопф В. Наука и удивительное. М., Наука, 1965

2. Инфельд Л., Эйнштейн А. Эволюция физики. М., Наука, 1965

3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М., Мир, 1986

4. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., Наука, 1994

5. Медников Б.М. Аксиомы биологии. М., Знание, 1986

6. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. М., Наука, 1991

7. Пригожин И. От существующего к возникающему. М., Мир, 1985

8. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

9. Суханов А.Д., Голубева О.Н. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. М., Агар, 2000

10. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., Наука, 1992.

11. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики. М., Наука, 1972

12. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М., 1998

13. Жарков В.М., Жарков Р.В. Концепции современного естествознания. Часть 1. Тула, 2001

14. Жарков В.М., Жарков Р.В. Концепции современного естествознания. Часть 2. Тула, 2001

15. Жарков В.М., Жарков Р.В. Концепции современного естествознания. Часть 3. Тула, 2001

 

Дополнительный.

 

1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., Наука, 1965

2. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., Наука, 1989

3. Добротина Н.А. Биология человека, экология и здоровье. Н. Новгород, ННГУ, 1999

4. Дэвис П. Случайная Вселенная. М., Мир, 1985

5. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., Прогресс, 1990

6. Планк М. Единство физической картины мира. М.: Наука, 1966

7. Шарден П. Феномен человека. М., Прогресс, 1987

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Основная литература

1. История и философия науки (Философия науки : учеб.пособие / Е.Ю.Бельская [и др.]; под ред. Ю.В. Крянева, Л.Е. Моториной.— М. : Альфа-М:Инфра-М, 2007.— 335c.

2. Философия науки : учеб. пособие для вузов / А. Г. Троегубов и др. - Тула : Контур, 2010. – 116с.

3. Философия науки: учеб. пособие для вузов/ А.Г. Троегубов [и др.]; под ред. А.Г. Трегубова. – 2-е изд. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2008. – 136с.

 

Дополнительная литература

1. Берков В.Ф. Философия и методология науки: учеб. пособие / В.Ф. Берков.— М.: Новое знание, 2004.— 336с.

2. Войтов А.Г. История и философия науки: учеб. пособие для аспирантов / А.Г. Войтов — 2-е изд. — М.: Дашков и К, 2006.— 692с.

3. Гуревич П.С. Философия: учебник для вузов / П.С. Гуревич.— М. : Юнити, 2005.— 400с.

4. История и философия науки: учеб. пособие для аспирантов / Б.К. Джегутанов [и др.].— М.: Питер, 2006.— 368с.

5. Илларионов С.В. Теория познания и философия науки / С.В.Илларионов.— М.: РОССПЭН, 2007.— 535с.

6. Кохановский В.П. Философия науки : учеб. пособие для вузов / Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. — 2-е изд. — М.; Ростов н/Д: МарТ, 2006.— 496с.

7. Лебедев С.А. Философия науки: словарь основных терминов / С.А.Лебедев.— М.: Акад. проект, 2004. — 320с.

8. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для системы послевузовского проф. образования / В.В. Миронов [и др.]; под ред.В.В. Миронова.— М.: Гардарики, 2006.— 639с.

9. Петров М.К. Философские проблемы "науки о науке". Предмет социологии науки / М.К. Петров.— М.: РОССПЭН, 2006.— 624с.

10. Спенсер Г. Классификация наук / Г.Спенсер; пер.с англ. Н.Н. Cпиридонова.— 2-е изд. — М.: Вузовская книга, 2006.— 92с.

11. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для послевузовского образования / В.С.Степин.— М.: Гардарики, 2006.— 384с.

12. Философия науки: учеб. пособие для вузов / А.Г. Троегубов [и др.]; под ред. А.Г. Троегубова; ТулГУ.— Тула: ТулГУ, 2006.— 136с.

13. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки : учебник / Е.В. Ушаков.— М.: Экзамен, 2005.— 528с.

14. Философия науки. Общий курс: учебное пособие / С.А. Лебедев [и др.]; под ред. С.А. Лебедева .— 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Акад.проект, 2006.— 736с.

15. Философия науки : научное издание по философии, методологии и логике естественных наук. № 1(32) 2007г. / РАН, Сиб. отд-ние, Ин-т философии и права.— Новосибирск, 2007 .— 249с.

16. Яновская С.А. Методологические проблемы науки / С.А.Яновская; под общ. ред. И.Г. Башмаковой, Д.П. Горского, В.А.Успенского.— 2-е изд. — М.: URSS, 2006.— 292с.

Интернет-ресурсы

Портал «Научная библиотека ТулГУ» http://library.tsu.tula.ru.

Портал «Университетская библиотека ОNLINE» http://www.biblioclub.ru/

Портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

http://school-collection.edu.ru/

Философский портал «Арктогея» http://www.arcto.ru/

Философский сайт «Библиотека философского ф-та МГУ» http://filosfak.ru/

Философский сайт http://filosof.historic.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, УКАЗАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И НАПИСАНИЮ

Тема реферата выбирается в соответствии с профилем обучения студента: технические науки, гуманитарные науки, информационные технологии, экономические науки, юриспруденция и т.д.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Философия познания: диалог подходов.

2. Соотношение науки и культуры.

3. Наука и философия.

4. Значение эпистемологии для научного познания.

5. Ценности научной рациональности.

6. Идеи герменевтики и современная эпистемология.

7. Чувственное и логическое познание.

8. Наука в культуре современной цивилизации.

9. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.

10. Структура научного знания.

11. Динамика науки как процесс порождения нового знания.

12. Типы научной рациональности.

13. Перспективы научно-технического прогресса.

14. Особенности современного этапа развития науки.

15. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.

16. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

17. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

18. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

19. Знание как неотъемлемое свойство и условие существования человека и общества.

20. Рациональное и иррациональное в научном познании.

21. Герменевтика как теория интерпретации.

22. М. Вебер о интерпретации в учениях о культуре.

23. Скептицизм и познаваемость мира.

24. Эпистемологический релятивизм.

25. Понимание научной революции в отечественной философии и методологии науки.

26. Специфика научного знания.

27. Природа и функции метода научного познания.

28. Язык как средство построения и развитие науки.

29. Методы исследования и формы знания эмпирического уровня.

30. Научная картина мира и стиль мышления.

31. Картина мира в гуманитарном познании.

32. Методологическая роль парадигмы в теоретическом познании.

33. Компьютеризация науки, ее проблемы и следствия.

34. Системность и синергетика - новые парадигмы методологии науки.

35. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.

36. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта.

37. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постклассическая.

38. Соотношение науки и паранауки.

39. Наука и экономика.

40. Наука и власть.

41. Проблема государственного регулирования науки.

42. Роль науки в преодолении глобальных кризисов.

43. Проблема детерминизма в биологии.

44. Соотношение философской и естественнонаучной интерпретации жизни.

45. Человек и природа в социокультурном измерении.

46. Философия медицины и медицина как наука.

47. Натурфилософские корни физики.

48. Техника и наука как составляющие цивилизационного процесса.

49. Формирование и эволюция информационно-вычислительных сетей.

50. Становление отечественной экономической мысли.

51. Внутренняя и внешняя этика науки.

52. Античная наука: социально-исторические условия и особенности.

53. Гипотеза как форма развития научного знания.

54. Дедукция как метод науки и его функции.

55. Идеализация как основной способ конструирования теоретических объектов.

56. Индукция как метод научного познания. Индукция и вероятность.

57. Свобода научных исследований и социальная ответственность ученого.

58. Этические проблемы публикации результатов исследований.

59. Основания профессиональной ответственности ученого.

60. Основные механизмы этического регулирования биомедицинских исследований.

61. Способы передачи ценностей и моральных норм от предыдущего поколения к последующему.

62. Методы философского анализа науки.

63. Механизм и формы взаимосвязи конкретно-научного и философского знания.

64. Миф, преднаука, наука.

65. Наука и культура: механизм взаимовлияния.

66. Наука и общество: формы и взаимодействия.

67. Основные философские парадигмы в исследовании науки.

68. Особенности древневосточной преднауки.

69. Особенности науки как социального института.

70. Постмодернистская философия науки.

71. Постнеклассическая наука.

72. Постпозитивистские модели развития научного познания.

73. Субъект научного познания, его социальная природа, виды и функции.

74. Понятие социокультурного фонда науки, его функции в развитии науки.

75. Наука и глобальные проблемы современного человечества.

76. Наука в зеркале социобиологии и экологии.

77. Гуманитарная и экологическая экспертиза научных проектов: состояние и перспективы.

78. Социальная и интеллектуальная ответственность ученого.

79. Научные коллективы как субъекты науки, их виды и способы организации деятельности.

80. Наука и ценности.

81. Роль и функции науки в инновационной экономике.

82. Философско-методологические проблемы интеллектуальной собственности.

83. Философско-правовые аспекты регулирования научной деятельности.

84. Неклассическая наука и ее особенности.

85. Понятие науки.

86. Критерии научности знания.

87. Идеалы и нормы научного исследования.

88. Позитивизм как философия и идеология науки. Критический анализ.

89. Функции государства в управлении развитием науки.

90. Наука и политика.

91. Наука и искусство.

92. Взаимоотношение науки и религии в современной культуре.

93. Гуманитарные основания естествознания.

94. Понятие научного мировоззрения.

95. Понятие философской проблемы науки.

96. Философские проблемы науки и методы их исследования.

97. Философия науки: предмет, метод, функции.

98. Структура философии науки как области философского знания.

99. Классики естествознания и их вклад в философию науки.

100. Человек как предмет комплексного философско-научного исследования.

101. Философские основания и особенности математических и логических исследований.

102. Предмет и структура методологии науки.

103. Этические проблемы науки.

104. Наука - основа развития современного общества.

105. Герменевтика как методология.

106. Субъект научного познания, его социальная природа, виды и функции.

107. Понятие социокультурного фона науки, его функции в развитии науки.

108. Наука и глобальные проблемы современного человечества.

109. Гуманитарная и экологическая экспертиза научных проектов: состояние и перспективы.

110. Социальная и интеллектуальная ответственность ученого.

111. Научные коллективы как субъекты науки, их виды и способы организации деятельности.

112. Наука и ценности.

113. Роль и функции науки в инновационной экономике.

114. Философско-методологические проблемы интеллектуальной собственности.

115. Философско-правовые аспекты регулирования научной деятельности.

116. Неклассическая наука и ее особенности.

117. Понятие науки в современном мире.

118. Критерии научности знания.

119. Идеалы и нормы научного исследования.

120. Позитивизм как философия и идеология науки. Критический анализ.

Примерный дополнительный перечень тем для студентов, обучающихся по специальности «Экономика».

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

1. Особенности зарождения экономической мысли Древнего Востока.

2. Основная проблематика экономической мысли Античности.

3. Основные итоги и направления экономической мысли

Средневековья.

4. Меркантилизм как форма генезиса экономической теории.

5. Марксизм и «Экономикс» о содержании и роли классической школы политической экономии.

6. Роль А. Смита в развитии мировой экономической теории.

7. Д. Риккардо как лидер английской классической школы.

8. Специфика зарождения экономической мысли в России (XVI-XVIII вв.).

9. Основные итоги и направления эволюции отечественной экономической мысли в XIX в.

10. Современные дискуссии о содержании и значении экономического учения К. Маркса.

11. Предшественники маржинализма в мировой экономической литературе XVIII - первой половины XIX в.

12. Причины, ход и значение маржиналистской революции в экономической теории.

13. Институционализм вебленовской традиции и неоинституционализм: сопоставление методологии, общей теории и практических выводов.

14. Австрийская и неоавстрийская школа (конец XIX-XX в.): развитие традиции.

15. «Кейнсианская революция»: причины, содержание, итоги.

16. Основные школы кейнсианства во второй половине XX в.

17. Монетаризм как главная форма неоклассической макроэкономики.

18. Развитие неоклассической теории благосостояния в XX в.

19. Кризис экономической теории в XX в.

20. Борьба школ и направлений в отечественной экономической мысли (после 1991 г.).

Примечание.Реферат должен включать: титульный лист, содержание, основную часть, структурированную на подразделы, заключение и список литературы. Объем реферата: 24 стр. и более – кегль 14, интервал 1,5; или кегль 12, интервал 1,5 – 18 стр. и более.





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.166.111 (0.011 с.)