Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Теоретические проблемы культурологии↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Оглавление СЛОВО К читателю.........................................7 Раздел I. Теоретические проблемы культурологии Глава 1. Культурология в системе гуманитарных наук...... 10 Гуманитаризация высшего образования..................10 Культура как необходимое условие человеческой жизни.... 13 Междисциплинарные связи культурологии...............16 Структура культурологии как науки.....................18 Контуры исторической культурологии...................27 Глава 2. Культурное пространство как ценность и национальное достояние................ 35 Тенденции в культурном пространстве России............35 Культурное пространство как Дом.......................37 Архитектоника культурного пространства................40 Динамизм пространства и культурные контакты...........44 Культурное пространство в национальном самосознании.... 47 Киберпространство — новый тип реальности..............51 Глава 3. Время как фактор исторического развития культуры 56 Хронотоп культуры: историческое измерение..............56 Образы времени в истории культуры....................62 Преемственность поколений как диалог культур...........65 «Отцы и дети»: спектр отношений между поколениями.....70 Глава 4. Историческая персонология: социокультурный контекст................................. 80 Личность в истории культуры..........................80 Биография как «археология знания».....................82 Модели биографических исследований...................92 Раздел II. История культурологии в лицах: биографии и творчество Глава 1. И. Г. Гердер: философия культуры эпохи Просвещения............................. 98 Жизнь и деятельность.................................98 Гуманизм, милосердие, религия........................100 Просвещение и воспитание............................107 Оглавление Глава 2. Э. Тайлор и идеи эволюционизма.............. 110 Основные идеи эволюционизма........................110 Вехи творческой биографии...........................114 Обоснование науки о культуре.........................115 Пережитки в культуре................................118 Мифология и анимизм................................121 Глава 3. Н. Я. Данилевский о типологии культур......... 127 Этапы жизни и научной деятельности...................127 Спектр отношений России и Европы....................129 Многообразие локальных цивилизаций..................135 Будущее славянской культуры.........................140 Глава 4. О. Шпенглер о перспективах европейской культуры 143 Жизнь и творчество..................................143 Морфология мировой истории.........................145 Культура как стиль...................................155 Всемирно-исторические перспективы...................163 Глава 5. А. Тойнби о постижении мировой истории и культуры................................... 178 О жизни и творческой деятельности....................178 Постижение смысла истории...........................180 Динамика развития локальных цивилизаций.............182 Роль духовной элиты.................................185 Надлом цивилизации.................................191 Выход из кризиса....................................195 Глава 6. П. А. Сорокин о динамике культуры............ 200 Долгий путь.........................................200 Ценности как основа типологии культур.................211 Таинственная энергия любви..........................220 Глава 7. П. Н. Милюков как историк русской культуры.... 225 Культура русского зарубежья..........................225 Этапы жизненного пути...............................229 «Очерки по истории русской культуры».................233 Взгляд на развитие культуры в 1917-1930-е гг............246 Глава 8. Л. И. Мечников о культуре и природе........... 251 Жизнь и деятельность................................252 Три стадии исторической эволюции культуры............254 Роль водного пространства............................258 Оглавление 5 Глава 9. Г. П. Федотов о русском национальном характере 265 Жизненный путь.....................................265 Русский национальный характер.......................267 Перспективы развития русской культуры................272 Глава 10. Н. К. Рерих о Мире через Культуру........... 277 Жизнь и судьба......................................277 Гуманистическая сущность культуры...................281 Мир через Культуру..................................285 Глава 11. Ю. М. Лотман о семиотике культуры........... 291 Истоки исследований семиотики.......................291 Жизненный путь.....................................292 Семиотический подход к истории русской культуры......295 Семиотика как метод исследования культуры............300 Семиосфера и символическое ядро культуры.............302 Глава 12. Г. Зиммель о философии жизни и культуры...... 308 Краткая биография...................................308 Философские основы истории культуры.................311 Мода как феномен культуры...........................314 О мужской и женской культуре........................319 Глава 13. А. Швейцер: гуманность как основа культуры.... 327 Основные этапы жизни и деятельности..................329 Иллюзии и драмы нового Средневековья................333 Нравственный принцип благоговения перед жизнью......337 Глава 14. М. Мид об антропологических основах культурологии................................. 345 Женский путь в науку................................345 Мир детства в контексте культуры......................350 Модели исторической преемственности культур..........359 Глава 15. И. Хейзинга об игре в культуре............... 367 Драма жизни и творчества.............................368 Осень Средневековья: история повседневности...........370 Культура как игра....................................379 Диагноз кризиса культуры............................385 Глава 16. X. Ортега-и-Гассет о нашествии массовой культуры........ 390 Штрихи биографии..................................390 Парадоксы массового сознания и культуры..............392 Оглавление Ценности как импульс развития культуры...............397 Роль поколений в истории культуры....................398 Человек и техника................................... 401 Глава 17. Ф. Бродель об истории материальной культуры... 403 О биографии ученого.................................404 Структуры повседневности............................ 407 Технические изобретения.............................412 Деньги и финансовые расчеты.........................413 Город как центр цивилизации..........................414 Симфония рынка....................................417 Глава 18. А. Тоффлер о цивилизации будущего.......... 420 О жизни и деятельности..............................420 Волны цивилизаций..................................422 Шок от встречи с будущим............................424 Новая «психосфера» как защита личности...............429 Глава 19. Л. Уайт о культурологии как науке............ 434 Жизнь и творчество..................................434 Культура как символическая реальность.................436 Наука о культуре — культурология.....................438 Роль энергии в эволюции культуры.....................441 Вместо заключения...............................444 Приложение....................................447 Рекомендуемая литература.........................470 Слово к читателю В основу этой книги положен курс лекций, который читался в течение многих лет в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств, в Республиканском гуманитарном институте при Санкт-Петербургском государственном университете, в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Это позволяло постоянно корректировать курс, выбирая наиболее интересные имена и проблемы, чувствовать внимание аудитории к стилю изложения. Мне всегда хотелось, чтобы слушатели не просто запомнили те или иные концепции, подходы, идеи в изучении культуры, но чтобы авторы стали для них «близкими знакомыми»; чтобы они ощущали пульс жизненной энергии ученого, переживали напряженность и трудность интеллектуальной деятельности, вникали в драматизм событий эпохи и личной жизни. Возможно, именно поэтому в книге так мало критических замечаний, полемики и несогласия с авторами. Впрочем, для этого есть и иные причины. Во-первых, в отечественном обществоведении слишком сильна была критическая литература, односторонне излагавшая взгляды мыслителей, придерживавшихся иной методологии. Важно было знать не оригинальность концепции, а «чего не понял Фейербах», как мы говорили в студенческие годы. Вот этой легкости в обращении с классическим наследием, когда всемирно известный ученый становится жалким недоучкой, мне хотелось избежать. Во-вторых, читатель сам должен формировать свою позицию и свое отношение к теоретическим идеям, получая лишь импульс для последующих занятий. Эта возможность открыта, ибо вся литература теперь доступна — переведена и издана. Очерки могут выполнить функцию путеводителя в почти безбрежном море культурологического знания, дать представление об огромной мыслительной силе ученых, их исторической, социальной, культурологической эрудиции, позволившей создавать оригинальные труды и концепции. В-третьих, мне хотелось особенно подчеркнуть и выделить индивидуальность литературного стиля и почерка каждого автора, его мировосприятие, предчувствие социальных и духовных катастроф, кризисов и конфликтов. О каждом мыслителе можно сказать, что он был Пророком. Поэтому столь актуальны и современны культурологические труды. Иногда трудно освободиться от ощущения отсутствия исторической Слово к читателю дистанции, удаленности исторического контекста, кажется, что они написаны «про нас», «здесь и сейчас». Очевидно, именно в этом заключена неувядаемость классического духовного наследия. Приступая к изучению культурологии, необходимо обладать знанием трудов классических и всемирно известных авторов, составляющих основной корпус науки о культуре. Без них нельзя «двигаться дальше». Эволюция идей о культуре шла не в одном, а во многих направлениях, и это многообразие отражено в данной книге. В ходе исторического развития концепции и теории не отменяли друг друга, но увеличивали объем познания сложного явления культуры. Обычно, заканчивая книгу, хочется скорее поставить точку, подвести черту под исследованием. За время работы оно успевает надоесть, возникает желание заняться чем-нибудь другим. Ничего подобного со мной на этот раз не произошло. Наоборот, возникло стремление продолжить исследование истории культурологии, ибо сделаны в этом направлении лишь первые шаги. Нуждается в глубоком изучении история русской культурологической мысли, включая культуру русского зарубежья. Интересно представить, как развивалась культурология в странах Востока. Настало время более подробно и обстоятельно исследовать вклад отечественных ученых, писателей, искусствоведов, педагогов, которые содействовали становлению и развитию культурологии в России. Хочется надеяться, что эти исследования привлекут молодых ученых. Диалог с интересным и оригинальным мыслителем обогащает не только интеллект, но и вызывает состояние душевной гармонии в общении с миром и другими людьми, открывает новые горизонты в познании культуры. Особая благодарность ректору Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, доктору исторических наук, профессору П. А. Подболотову за доброжелательную поддержку научных исследований и развитие культурологии. Благодарю моих коллег по кафедре теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, а также коллективы кафедры философии и кафедры культурологии Российского гуманитарного института и Санкт-Петербургского университета профсоюзов; рецензентов, высказавших ценные замечания и предложения; моих студентов и аспирантов. Светлана Иконникова История культуры История культуры исследует реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов. Она дает богатый материал, свидетельствующий о многообразии культурных достижений и ценностей, о вкладе народов в мировую культуру человечества, о трудностях и противоречиях культурно-исторического процесса, о судьбах великих цивилизаций Европы, Азии, Индии, России, Китая, Америки, Африки, Австралии и других регионов мира. История культуры формирует знания о культурном наследии, поисках и открытиях, памятниках материальной и духовной культуры, ценностях и нормах жизни, идеалах и символах разных народов; исследует происхождение, истоки культурных явлений, процесс их Философия культуры Философия культуры исследует понятие, сущность и структуру культуры, определяет ее функцию в обществе, выясняет соотношение культуры и природы, культуры и цивилизации, роль средств массовой коммуникации в распространении культуры, изучает мно- Социология культуры Социология культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе, тенденции культурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социальных групп. В социальной структуре общества выделяются группы различного уровня. Макрогруппы — это классы, слои, нации и этносы. Каждая из них отличается своими культурными особенностями, ценностными предпочтениями, вкусами, стилем и образом жизни. Наряду Прикладная культурология Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества; деятельность учреждений культуры, культурных центров досуга, любительских и инициативных объединений по интересам; проведение массовых праздников, фестивалей, форумов. Главным направлением становится разработка культурной политики; экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ. Прикладная культурология изучает интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга. Деятельность театров, кинотеатров, музеев, концертных и выставочных залов, клубов и дворцов культуры, библиотек; просветительная работа творческих союзов и фондов, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а также других общественных организаций и ассоциаций — все это является объектом научного анализа. Прикладная культурология имеет практический характер, а специалисты обладают организационными умениями и навыками, способствующими реализации духовных потребностей различных категорий населения. Перечисленные разделы определяют общие контуры культурологии как науки. Каждый из них требует углубленного исследования. Научные интересы могут быть сосредоточены на различных аспектах, отражать индивидуальное своеобразие предпочтений. Культурология — комплексная наука, основа для гуманитарной ориентации сознания и поведения, для понимания отечественной и мировой культуры. Историческая персонология. Историческая персонология. Творцом и субъектом всех достижений и процессов культуры является человек. История культуры — это не «лавка древностей», а история жизни людей, их надежд и тревог, радостей и огорчений, верований и убеждений. Без «человеческого фактора» история культуры безжизненна. Она рискует превратиться в схему, неизбежно связанную с упрощением и даже фальсификацией, в которой исчезает душа и дух культуры. Именно поэтому столь большое значение в исторической культурологии придается антропологии в ее философском, социальном, историческом, психологическом аспектах. Рассмотрение человека во всем многообразии его переживаний, чувств, интеллектуального и эмоционального напряжения является важным методологическим ориентиром и принципом исторической культурологии. Важной категорией является понятие ментальности, ибо оно выявляет особенности мировосприятия людей разных эпох. Ментальность — это та «подпочва», которая раскрывает и помогает понять тексты культуры, семантику и символику норм, знаков, памятников. Антропологический подход является методологическим принципом и основанием исторической персонологии. (Подробнее см. главу 4 «Историческая персонология: социокультурный контекст».) Личность в истории культуры Культурология взаимодействует с психологией и культурной антропологией, проявляя интерес к человеку в контексте истории, к его творческой судьбе и повседневной жизни, к отношениям к событиям и настроениям эпохи. Исследования подобного рода находятся на пересечении различных наук: истории и этнографии, литературоведения и искусствознания, философии и педагогики. Особое значение имеют науки, непосредственно связанные с изучением личности: историческая психология, психология творчества, философская и социальная антропология, социология культуры и социология личности. Можно продолжить их перечисление, ибо сфера гуманитарных наук в той или иной степени ориентирована на исследование личности и времени, личности и культуры. Это свойство культурных явлений как объекта гуманитарных наук и теоретической рефлексии было названо известным польским социологом Ф. Знанецким «человеческим коэффициентом». Миф, произведение искусства, произнесенное слово, инструмент, кодекс законов, социальная система есть то, что они есть, только как феномены человеческого сознания. Именно оно обладает той творческой силой, которая дает импульс этим созданиям культуры. Вне осознания они лишаются человеческого смысла и значения: картина становится хаотическим нагромождением цветовых пятен, произнесенное слово — сочетанием звуков, инструмент — куском металла. Вся объективная реальность этих феноменов как объектов человеческого знания, все отношения в мире культуры, все это безвозвратно исчезает, если мы отбрасываем человеческий коэффициент. Если интерпретируем эти феномены не как объекты чьих-либо переживаний или комплексы Жизнь и деятельность В исследовании истории науки несомненный интерес представляет поиск трудов, давших первоначальный импульс ее становлению и развитию. Занятие это не только увлекательное, но и непростое. Ведь довольно редко бывало так, чтобы в трудах ученых сразу была бы сформулирована общая концепция науки, употреблялась та терминология, которая будет использоваться впоследствии. Иногда то или иное произведение лишь в будущем приобретало особое значение, а современниками отвергалось или даже высмеивалось. И тем меньше было претензий на открытие новой науки у самого автора. Ведь каждый пишет, повинуясь течению собственных мыслей. Наверное, несправедливо было бы в истории науки пользоваться таким понятием, как «основоположник», ибо оно герметизирует культурное пространство, плотно закрывая «входную дверь». Более тщательный анализ может изменить представления о начале, отодвинуть его в более давние времена, высветить значение других имен и идей. Но если место основателя уже занято, то что-либо изменить уже весьма трудно. Поэтому, начиная историю культурологии, будем помнить эти предварительные рассуждения и не закроем «дверь» входящим, но лишь обозначим контур начала науки о культуре. Оно относится к периоду XVIII в., именуемого эпохой Просвещения. Идеи веры в человека, в его разум, развиваемый просвещением и образованием, в возможность преодоления невежества и торжества гуманности увлекали многих мыслителей в разных странах мира. Эти идеи получили широкое распространение во Франции — в произведениях Ш. Монтескье, К. Гельвеция, Вольтера, П. Гольбаха, Ж.-Ж. Руссо. В Германии их развивали Г. Лессинг, И. Кант, И. Гердер, в России — А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, Я. П. Козельский, в Северной Америке — Б. Франклин, Т. Купер, Т. Пейн. Идеи про- Жизнь и деятельность 99 Основные идеи эволюционизма В середине XIX в. в европейской науке широко распространяются идеи эволюционизма. Вначале они охватывают исследования в биологии, этнографии, антропологии, истории культуры. Эволюция как всеобщий термин означает развитие, развертывание (от лат. evolutio),плавное накопление изменений, которые постепенно, от одной стадии к другой, ведут к усложнению уровня организации в социальных или иных системах. Этот восходящий путь развития может чередоваться с нисходящим, когда прогресс замедляется, тормозится различными обстоятельствами. Такое положение приводит к регрессу, но это состояние временное, оно отражает лишь ступень в эволюционном развитии. Для понимания истории культуры идеи эволюционизма оказались очень привлекательными, ибо дали возможность восстановить «связь времен», опровергнуть мнение о том, что «прошлое должно быть оставлено в прошлом», показать зависимость современности от истории культуры. Опираясь на многочисленные факты из жизни народов, эволюционизм обретал доказательность в своих выводах, столь необходимых в гуманитарных науках. Эволюционисты использовали дневники и наблюдения во время экспедиций, путешествий в различные страны мира, применяя при анализе истории культуры сравнительно-исторический и историко-генетический методы. Это делало их сочинения увлекательным чтением не только для специалистов. ◄ Весьма привлекательными и гуманными были и теоретические идеи эволюционистов: единство человечества создает основу для всеобщности егокультуры. При всем многообразии и самобытности культуры разных народов понятны людям, ибо состоят из единообразных элементов. Каждый народ имеетхозяйственный уклад жизни, создает орудия труда, люди объединяются в семьи для продолжения рода, переда- Жизнь и творчество В жизни и творчестве немецкого историка культуры, всемирно известного ученого ХХ в. Освальда Шпенглера (1880-1936) драматически переплелись три непростые «судьбы»: его собственный жизненный путь, история его главного труда «Закат Европы», судьба его культурологических идей и теоретической концепции. Об этом свидетельствуют многие события жизни Шпенглера, его переписка с друзьями, воспоминания современников, неоднократно менявшиеся оценки его творчества. Вначале проследим некоторые вехи биографии. Освальд Шпенглер родился 29 мая 1880 г. в Германии, в небольшом провинциальном городке Бланкенбурге (Гарц) у подножия гор. В семье почтового служащего он был старшим из четырех детей и единственным мальчиком. Благополучно окончив гимназию, поступил в университет в Галле, где изучал математику и естественные науки, в 1904 г. представил диссертацию на тему «Основная метафизическая идея гераклитовой философии». Пожалуй, это был первый знак судьбы, внесшей изменения в первичный ход жизни молодого учителя математики. С 1908 по 1911 г. он служил преподавателем в реальной гимназии в Гамбурге, но не получал радости от работы. При первой возможности (это было связано с небольшим наследством) он оставил работу, переселился в Мюнхен и именно там провел оставшиеся годы. Одиночество, материальные трудности, одержимость и колоссальная страсть к занятиям философией истории и культуры — таковы основные составляющие его жизни и характера. Уже в начале 1912 г. он начинает размышлять о своей главной книге «Закат Европы». Выход из кризиса 199 Завершая изложение культурологической концепции Тойнби, следует отметить, что, исследуя судьбы цивилизаций, он утверждает идею общечеловеческого единства в многообразии: Человечество нуждается в единстве, но внутри обретенного единства оно должно позволить себе наличие многообразия. От этого культура его будет только богаче1. Изучая историю культуры, человек должен быть открыт прошлому опыту, испытывая любознательность и извлекая уроки из процесса Зарождения, Роста, Надлома и Распада цивилизаций, для того чтобы находить блуждающий огонек истины в поисках выхода из периодически возникающих кризисов и веру в бесконечность развития общества и его культуры. 1 Там же. С. 427. Долгий путь Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — выдающийся русский и американский ученый, талантливый исследователь, энергичный и инициативный общественный деятель. В его судьбе было много крутых поворотов, взлетов и падений, но с неуклонным подъемом на вершину научного авторитета. Труды его получили всемирную известность, собрание сочинений насчитывает около 40 томов, они переведены на многие языки мира. А в России есть всего несколько книг, опубликованных до 1922-1923 гг. и ставших библиографической редкостью. В 1990-е гг. вышли «Система социологии»1, сборник трудов «Общество. Цивилизация. Культура», ряд отдельных публикаций, автобиографический роман «Долгий путь», написанный в США еще в 1960-е гг. и многократно издававшийся в мире и лишь только в 1991 г. ставший известным русскому читателю благодаря усилиям поклонников его таланта на родине — в Сыктывкаре. Эта несопоставимость — 40 томов и несколько книг — лишь один из парадоксов его жизни. Впереди еще долгий путь возвращения в историю общественной мысли России, а изучение его наследия привлечет немало молодых исследователей. В 1999 г. был проведен Международный научный симпозиум, посвященный 110-летию со дня рождения П. А. Сорокина2. Многое было сделано автором работ по истории социологии профессором И. А. Голосенко3. Он не только исследовал творчество Со- 1 Сорокин П. А. Система социологии. М., 1991; Его же. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992; Его же. Долгий путь. Сыктывкар, 1991; Его же. Главные тенденции нашего времени. М, 1997. 2 Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. М.; СПб., 1999. 3 Голосенко И. А. Социология Питирима Сорокина. Русский период деятельности. Самара, 1992; Его же. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991. Долгий путь 201 Культура русского зарубежья Возрождение русской культуры — одна из самых актуальных проблем современности. К ней привлечено внимание ученых, публицистов, деятелей культуры и искусства. Целостное представление об историческом пути России еще ждет своих исследователей. Именно поэтому столь необходимо бережно относиться к тем теоретическим концепциям, которые были разработаны, но незаслуженно отвергнуты или забыты. Русское зарубежье — понятие не столько географическое, сколько культурно-историческое, и оно характеризует жизнь и судьбу нескольких волн российской эмиграции. В период ХХ в. было по-крайней мере четыре крупных потока эмиграции из России. Каждая волна уносила за пределы страны огромный культурный и научный потенциал, вызывала необходимость сохранения русской культуры и одновременно приспособления к новой социальной среде. Русское зарубежье возникло как обобщенный образ первой волны исхода из России после революции 1917 г. и служило обозначением «второй» или «малой» России, совокупностью диаспор бывших российских подданных, обосновавшихся в разных странах. Русские за рубежом считали своим долгом хранить устои и ценности национальной культуры, чистоту русского языка, особенности образа жизни, быта, православной веры, традиционных праздников, ритуалов, обрядов, национальных символов, форм общения и гостеприимства, русского искусства и литературы, фольклора и народных промыслов, рецептов русской кухни. Конечно, каждый поток эмиграции обладал индивидуальными чертами, отличался отношением к России, особенностями национального самосознания, причинами отъезда, глубиной связей с культурой покинутого Отечества. Жизнь и деятельность Лев Ильич Мечников родился 30 мая 1838 г. в Санкт-Петербурге в семье помещика. Его брат Илья Ильич Мечников (1845-1916) был известным биологом, профессором Петербургского университета, почетным академиком Петербургской академии наук. За открытия в области бактериологии и иммунологии он был удостоен Нобелевской премии (1908). Ему принадлежат широко известные труды «Этюды о природе человека» и «Этюды оптимизма». С 1888 г. он жил в Париже и работал в Пастеровском институте. Его именем названа больница в Санкт-Петербурге (и ныне действующая). Но речь пойдет не о нем, а о его старшем брате Л. И. Мечникове, судьба и жизнь которого сложилась совершенно иначе. По своему характеру, интересам, увлечениям, образу жизни, вкладу в науку он во многом отличался от младшего брата. Лев Мечников неоднократно поступал в различные учебные заведения, но по разным обстоятельствам их не заканчивал. Причиной тому были нездоровье, разочарование в будущей профессии, увлечение политикой. Он был воспитанником Училища правоведения в Петербурге, один семестр учился на медицинском факультете Харьковского университета; три семестра проучился на факультете восточных языков на арабо-персидско-турецко-татарском отделении Петербургского университета; посещал классы Академии художеств. Но все эти занятия не привлекали его надолго, он их начинал и вскоре бросал. Таково было начало его студенческой жизни. Все это Жизнь и деятельность 253 Жизненный путь Культурологические взгляды деятелей русского зарубежья представлены в широком спектре произведений: философские сочинения и публицистические эссе, отклики на события и биографические портреты, опыт самопознания и полемика с коллегами. Но у всех есть одна общая черта — любовь к России, размышления о ее будущем, сочувствие и сострадание, стремление оказать соотечественникам моральную поддержку. О проблемах культуры писали почти все, ибо именно духовная сторона жизни оказалась под угрозой. Остро и страстно писал о русской культуре и национальном характере народа Г. П. Федотов. Он был почти не известен в России до 90-х гг. ХХ в., хотя авторитет его за рубежом сложился давно. Недавно исполнилось 110 лет со дня рождения русского философа и культуролога Георгия Петровича Федотова (1886-1951), но освоение его наследия только начинается в России. Изданы в двух томах его произведения, объединенные общим названием «Судьба и грехи России»1, публиковались также различные материалы, документы, письма, воспоминания. Но это только очень малая часть его философских, публицистических и религиозных трудов. Его жизнь оказалась разорванной на две неравные части: в России — до 1925 г. и затем — долгие годы (до самой смерти в 1951 г.) в эмиграции. Все его творчество проникнуто болью за Россию и любовью к ней, надеждой на ее возрождение, пророческими предсказаниями трагической судьбы русской интеллигенции. Особенно интересны его статьи о русской культуре в прошлом, настоящем и будущем. Обращаясь к изучению его наследия, можно найти те спасительные силы и «подземные» источники, которые, как считал Федотов, приведут Россию к процветанию. 1 Федотов Г. П. Судьба и грехи России: В 2 т. М., 1991-1992. Жизнь и судьба Необычайно драматична жизнь Николая Константиновича Рериха (1874-1947). Его творческое наследие богато и многообразно: автор более 6 тысяч художественных полотен, 30 томов научных трудов, сборников философской поэзии, острополемической публицистики. Он известен также многочисленными экспедициями в страны Востока, археологическими и этнографическими исследованиями. Как общественный деятель он выступил с инициативой утверждения Знамени Мира и Пакта о защите культурных ценностей, а его девиз «Мир через Культуру» приобрел всемирное значение. Н. К. Рерих был центром семейного созвездия талантов: жена, Елена Ивановна Рерих (1879-1955), не только разделяла его взгляды, сопровождала во всех путешествиях, но и была соавтором книг «Учение Живой Этики» и других трудов. Верным и неутомимым последователем был их сын Святослав Николаевич Рерих (1904-1993), художник, мыслитель, просветитель. Другой сын, Юрий Николаевич "Рерих (1902-1960), был известным востоковедом, лингвистом, историком. Феномен «семьи Рерихов» еще предстоит разгадать. Это были люди высокой духовности, гуманистических идеалов, любви к России; воплощение взаимной преданности и совершенства. В «Слове об отце» С. Н. Рерих писал: Когда я думаю о своем отце, меня переполняет невыразимое чувство любви и уважения к нему за то, что он дал и продолжает давать нам. Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он принадлежал и всему миру1. 1 Рерих Н. О вечном. М., 1991. С. 3. Краткая биография Георг Зиммель (1858-1918) — всемирно известный мыслитель, автор 30 книг и многочисленных статей о философии и социологии культуры. В серии «Лики культуры»1 в 1996 г. был опубликован двухтомник его трудов, и это дает возможность самостоятельного анализа идей Г. Зиммеля, весьма созвучных нашему времени. Острота творческого ума, широта интеллектуальных интересов, тонкие психологические наблюдения, эмоциональная энергетика стиля изложения, необычные сюжеты и размышления о жизни дают творческий импульс для изучения явлений культуры. В орбиту его интересов попадают самые различные эпизоды с орбиты жизни, и Зиммель стремится дать им объяснение с философской и культурологической точек зрения. В его сочинениях есть статьи о созерцании природы и смысле путешествий, о роли случая и неожиданных приключений в жизни человека. Глубокий смысл в статьях о религии и личности Бога, о философии истории и философии культуры, о любви и судьбе. Неожиданны рассуждения о философии денег и богатстве, о скупости и щедрости, о смерти и бессмертии, о моде и ее непостоянстве; о мужской и женской культурах. Даже краткое перечисление проблем, которые изложены в трудах Зиммеля, позволяют утверждать, что он обогатил культурологию новыми идеями и пророческими озарениями; предложил немало новых и оригинальных проблем культурологических исследований. Тайнам творческой индивидуальности и личности гения посвящены его сочинения о философах И. Канте и Ф. Ницше, поэте И. Гете, художнике Микеланджело. Широта диапазона его научных интересов нередко вызывала у современников насмешки и критику. Его 1 Зиммель Г. Избранное: В 2 т. М., 1996. Краткая биография 309 Женский путь в науку Женское имя довольно трудно встретить среди всемирно известных культурологов. В силу различных причин занятие «большой» наукой остается уделом мужчин. Среди женщин немало ученых, исследователей, педагогов, но их достижения и открытия редко приобретают всеобщее признание. Возможно, это связано со многими повседневными заботами, эмоциональным отношением к жизни, неуверенностью в собственных интеллектуальных возможностях. Почему так происходит — предмет особого изучения. Тем интереснее судьба тех женщин, которые добились признания и славы в своей профессиональной деятельности. Среди них Маргарет Мид (1901-1978) — выдающийся культуролог ХХ в. Наука, которой она посвятила свою жизнь, — этнология, культурная антропология, как ее называют в США. Круг изучаемых ею проблем был достаточно широким, а материалы длительных экспедиций по изучению культур малочисленных народов внесли значительный вклад в развитие этнографии, антропологии, культурологии. Особенный интерес в ее работах представляют такие проблемы, как анализ семантики детства в разных культурах, семиотики детского сознания и поведения. Это направление научных исследований дало основание для разработки культурологии детства как специальной отрасли научного знания. Маргарет Мид привлекали также проблемы исторической изменчивости образов детства в разных культурах, описание культурных ролей материнства и отцовства, значение пола и темперамента в сексуальных от
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.189.237 (0.015 с.) |