Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 8. Л. И. Мечников о культуре и природеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
мость сотрудничества усиливалась неблагоприятными природными условиями: губительными ветрами и циклонами, проливными дождями и засухами, ядовитыми испарениями и свирепыми животными. «Пожалуй, — пишет Л. Мечников, — ни в одной стране человек не чувствует себя так во власти природы, как в Индии. Никакая другая страна не в состоянии дать такое ясное понятие, что жизнь и смерть, добро и зло — это два цветка на одном и том же стебле»1. Китай, или Небесная империя, принадлежит к числу великих речных очагов цивилизации на берегах Хуанхэ и Янцзы. Философские системы Конфуция и Лао-цзы, иероглифическое письмо и фарфор, чай и шелк, земледелие и рыболовство, «десять тысяч церемоний», регламентирующих общественную и личную жизнь, идея божественного происхождения власти — таковы лишь некоторые черты этой культуры. Эпитет «отец народа», применяемый к императору, уподобляет устройство государства большой семье, где глава мудро заботится о подчиненных, их благополучии и здоровье. Лабиринт каналов, множество плотин и дамб, плодородный желтозем способствовали развитию высокой культуры земледелия. Но содержание всех водных сооружений требовало семейной и общинной солидарности, дисциплины и трудолюбия. Завершая краткий обзор культурных особенностей четырех великих речных цивилизаций, Л. Мечников отмечает, что он далек от утверждения идеи «речного фатализма», но исследование истории цивилизации убеждает в том, что солидарность и коллективный труд являются залогом успешного развития человечества. 1 Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. С. 422. Глава 9. Г. П. ФЕДОТОВ О РУССКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ
Жизненный путь Культурологические взгляды деятелей русского зарубежья представлены в широком спектре произведений: философские сочинения и публицистические эссе, отклики на события и биографические портреты, опыт самопознания и полемика с коллегами. Но у всех есть одна общая черта — любовь к России, размышления о ее будущем, сочувствие и сострадание, стремление оказать соотечественникам моральную поддержку. О проблемах культуры писали почти все, ибо именно духовная сторона жизни оказалась под угрозой. Остро и страстно писал о русской культуре и национальном характере народа Г. П. Федотов. Он был почти не известен в России до 90-х гг. ХХ в., хотя авторитет его за рубежом сложился давно. Недавно исполнилось 110 лет со дня рождения русского философа и культуролога Георгия Петровича Федотова (1886-1951), но освоение его наследия только начинается в России. Изданы в двух томах его произведения, объединенные общим названием «Судьба и грехи России»1, публиковались также различные материалы, документы, письма, воспоминания. Но это только очень малая часть его философских, публицистических и религиозных трудов. Его жизнь оказалась разорванной на две неравные части: в России — до 1925 г. и затем — долгие годы (до самой смерти в 1951 г.) в эмиграции. Все его творчество проникнуто болью за Россию и любовью к ней, надеждой на ее возрождение, пророческими предсказаниями трагической судьбы русской интеллигенции. Особенно интересны его статьи о русской культуре в прошлом, настоящем и будущем. Обращаясь к изучению его наследия, можно найти те спасительные силы и «подземные» источники, которые, как считал Федотов, приведут Россию к процветанию. 1 Федотов Г. П. Судьба и грехи России: В 2 т. М., 1991-1992. Глава 9. Г. П. Федотов о русском национальном характере Глава 9. Г. П. Федотов о русском национальном характере родности общества, стирания различий между умственным и физическим трудом. Социальное «выравнивание» личности снимало даже самые незначительные «бугорки», которые «высовывались» за установленные пределы. Модель казенного однообразия всячески поощрялась. Важно было не выделяться, быть похожим на всех, а инициативы должны были укладываться в почины и предписания. К чему это привело, всем известно. Выравнивание культуры снижало творческие возможности, способствовало поддержанию агрессивности к новым открытиям, незнакомым и экспериментальным постановкам в театрах, новым стилям в изобразительном искусстве. В общественном мнении распространялись недоверие к науке и ее рекомендациям, презрение к «слишком умным», поддержка духовного примитивизма вкусов и интересов. Следует помнить, что духовная элита вовсе не создается на основе сословных или имущественных привилегий. В нее включаются наиболее талантливые люди, «генераторы идей», обладающие энергетическим импульсом и особой страстностью, способные к оригинальным, альтернативным решениям, прорыву инерции. Общество всегда сильно духовной элитой, способной стать властителем дум своего времени. Именно она принимает Вызов истории. Духовная элита способна предвидеть развитие событий в обществе, сплотить его вокруг новых гуманистических идей и ценностей. Поэтому столь важен интеллектуальный потенциал России, способный осуществить возрождение и развитие духовной культуры. Глава 10. Н. К. РЕРИХ О МИРЕ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ Жизнь и судьба Необычайно драматична жизнь Николая Константиновича Рериха (1874-1947). Его творческое наследие богато и многообразно: автор более 6 тысяч художественных полотен, 30 томов научных трудов, сборников философской поэзии, острополемической публицистики. Он известен также многочисленными экспедициями в страны Востока, археологическими и этнографическими исследованиями. Как общественный деятель он выступил с инициативой утверждения Знамени Мира и Пакта о защите культурных ценностей, а его девиз «Мир через Культуру» приобрел всемирное значение. Н. К. Рерих был центром семейного созвездия талантов: жена, Елена Ивановна Рерих (1879-1955), не только разделяла его взгляды, сопровождала во всех путешествиях, но и была соавтором книг «Учение Живой Этики» и других трудов. Верным и неутомимым последователем был их сын Святослав Николаевич Рерих (1904-1993), художник, мыслитель, просветитель. Другой сын, Юрий Николаевич "Рерих (1902-1960), был известным востоковедом, лингвистом, историком. Феномен «семьи Рерихов» еще предстоит разгадать. Это были люди высокой духовности, гуманистических идеалов, любви к России; воплощение взаимной преданности и совершенства. В «Слове об отце» С. Н. Рерих писал: Когда я думаю о своем отце, меня переполняет невыразимое чувство любви и уважения к нему за то, что он дал и продолжает давать нам. Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он принадлежал и всему миру1. 1 Рерих Н. О вечном. М., 1991. С. 3.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.188 (0.009 с.) |