Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 8. Л. И. Мечников о культуре и природе

Поиск

мость сотрудничества усиливалась неблагоприятными природными условиями: губительными ветрами и циклонами, проливными дождями и засухами, ядовитыми испарениями и свирепыми животными.

«Пожалуй, — пишет Л. Мечников, — ни в одной стране человек не чувствует себя так во власти природы, как в Индии. Никакая другая страна не в состоянии дать такое ясное понятие, что жизнь и смерть, добро и зло — это два цветка на одном и том же стебле»1.

Китай, или Небесная империя, принадлежит к числу великих речных очагов цивилизации на берегах Хуанхэ и Янцзы. Философские системы Конфуция и Лао-цзы, иероглифическое письмо и фарфор, чай и шелк, земледелие и рыболовство, «десять тысяч церемоний», регламентирующих общественную и личную жизнь, идея божественного происхождения власти — таковы лишь некоторые черты этой культуры. Эпитет «отец народа», применяемый к императору, уподобляет устройство государства большой семье, где глава мудро заботится о подчиненных, их благополучии и здоровье.

Лабиринт каналов, множество плотин и дамб, плодородный желтозем способствовали развитию высокой культуры земледелия. Но содержание всех водных сооружений требовало семейной и общинной солидарности, дисциплины и трудолюбия.

Завершая краткий обзор культурных особенностей четырех великих речных цивилизаций, Л. Мечников отмечает, что он далек от утверждения идеи «речного фатализма», но исследование истории цивилизации убеждает в том, что солидарность и коллективный труд являются залогом успешного развития человечества.

1 Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. С. 422.

Глава 9. Г. П. ФЕДОТОВ О РУССКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ

 

Жизненный путь

Культурологические взгляды деятелей русского зарубежья представлены в широком спектре произведений: философские сочинения и публицистические эссе, отклики на события и биографические портреты, опыт самопознания и полемика с коллегами. Но у всех есть одна общая черта — любовь к России, размышления о ее будущем, сочувствие и сострадание, стремление оказать соотечественникам моральную поддержку. О проблемах культуры писали почти все, ибо именно духовная сторона жизни оказалась под угрозой.

Остро и страстно писал о русской культуре и национальном характере народа Г. П. Федотов. Он был почти не известен в России до 90-х гг. ХХ в., хотя авторитет его за рубежом сложился давно.

Недавно исполнилось 110 лет со дня рождения русского философа и культуролога Георгия Петровича Федотова (1886-1951), но освоение его наследия только начинается в России. Изданы в двух томах его произведения, объединенные общим названием «Судьба и грехи России»1, публиковались также различные материалы, документы, письма, воспоминания. Но это только очень малая часть его философских, публицистических и религиозных трудов.

Его жизнь оказалась разорванной на две неравные части: в России — до 1925 г. и затем — долгие годы (до самой смерти в 1951 г.) в эмиграции. Все его творчество проникнуто болью за Россию и любовью к ней, надеждой на ее возрождение, пророческими предсказаниями трагической судьбы русской интеллигенции.

Особенно интересны его статьи о русской культуре в прошлом, настоящем и будущем. Обращаясь к изучению его наследия, можно найти те спасительные силы и «подземные» источники, которые, как считал Федотов, приведут Россию к процветанию.

1 Федотов Г. П. Судьба и грехи России: В 2 т. М., 1991-1992.

Глава 9. Г. П. Федотов о русском национальном характере

Глава 9. Г. П. Федотов о русском национальном характере

родности общества, стирания различий между умственным и физическим трудом. Социальное «выравнивание» личности снимало даже самые незначительные «бугорки», которые «высовывались» за установленные пределы. Модель казенного однообразия всячески поощрялась. Важно было не выделяться, быть похожим на всех, а инициативы должны были укладываться в почины и предписания.

К чему это привело, всем известно.

Выравнивание культуры снижало творческие возможности, способствовало поддержанию агрессивности к новым открытиям, незнакомым и экспериментальным постановкам в театрах, новым стилям в изобразительном искусстве. В общественном мнении распространялись недоверие к науке и ее рекомендациям, презрение к «слишком умным», поддержка духовного примитивизма вкусов и интересов.

Следует помнить, что духовная элита вовсе не создается на основе сословных или имущественных привилегий. В нее включаются наиболее талантливые люди, «генераторы идей», обладающие энергетическим импульсом и особой страстностью, способные к оригинальным, альтернативным решениям, прорыву инерции. Общество всегда сильно духовной элитой, способной стать властителем дум своего времени. Именно она принимает Вызов истории. Духовная элита способна предвидеть развитие событий в обществе, сплотить его вокруг новых гуманистических идей и ценностей. Поэтому столь важен интеллектуальный потенциал России, способный осуществить возрождение и развитие духовной культуры.

Глава 10. Н. К. РЕРИХ О МИРЕ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ

Жизнь и судьба

Необычайно драматична жизнь Николая Константиновича Рериха (1874-1947). Его творческое наследие богато и многообразно: автор более 6 тысяч художественных полотен, 30 томов научных трудов, сборников философской поэзии, острополемической публицистики.

Он известен также многочисленными экспедициями в страны Востока, археологическими и этнографическими исследованиями. Как общественный деятель он выступил с инициативой утверждения Знамени Мира и Пакта о защите культурных ценностей, а его девиз «Мир через Культуру» приобрел всемирное значение.

Н. К. Рерих был центром семейного созвездия талантов: жена, Елена Ивановна Рерих (1879-1955), не только разделяла его взгляды, сопровождала во всех путешествиях, но и была соавтором книг «Учение Живой Этики» и других трудов. Верным и неутомимым последователем был их сын Святослав Николаевич Рерих (1904-1993), художник, мыслитель, просветитель. Другой сын, Юрий Николаевич "Рерих (1902-1960), был известным востоковедом, лингвистом, историком. Феномен «семьи Рерихов» еще предстоит разгадать. Это были люди высокой духовности, гуманистических идеалов, любви к России; воплощение взаимной преданности и совершенства.

В «Слове об отце» С. Н. Рерих писал:

Когда я думаю о своем отце, меня переполняет невыразимое чувство любви и уважения к нему за то, что он дал и продолжает давать нам. Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он принадлежал и всему миру1.

1 Рерих Н. О вечном. М., 1991. С. 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.188 (0.009 с.)