Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа курса «История культурологических теории» 453

Поиск

сти и гуманности в книге «Идеи к философии истории человечества». Идеалы свободы и милосердия как ценности культуры. Значение просвещения и образования в нравственном совершенстве человека.

Критика невежества, деспотизма, суеверий Вольтером (Ф. М. Аруэ) (1694-1778), М.-Ж. Кондорсе (1743-1794), Н. И. Новиковым (1744-1818), А. Н. Радищевым (1749-1802) и другими великими просветителями.

Тема 3. Эволюционизм как направление культурно-исторической школы

Единство культурно-исторического процесса развития человечества, стадии и многообразие форм культуры. Обоснование идей эволюционизма в работах. Г. Спенсера (1820-1903), Л. Моргана (1818-1881), Д. Мак-Леннана (1827-1881), Д. Лебока (1834-1913), Т. Вайца (1821-1864), Ш. Летурно (1831-1902), Ю. Липперта (1839-1909), М. Н. Миклухо-Маклая (1846-1888).

Основные идеи эволюционизма в трудах Э. Тайлора (1832-1917) «Первобытная культура»; Д. Фрэзера (1854-1941) «Золотая ветвь», «Фольклор в Ветхом Завете»; М. М. Ковалевского (1851-1916) «Понятие о генетическом методе в социологии».

Эмпирическая база эволюционизма. Возможности сравнительно-исторического метода и появление трудов по социальной и культурной компаративистике.

Развитие неоэволюционизма в США в 60-х гг. ХХ в. Культурная экология Р. Карнейро (1927). М. Харрис (1927) об универсальных уровнях человеческой организации и культуры.

Тема 4. Диффузионизм и мировые культурные контакты

Диффузионизм как школа исследования культурно-исторических процессов. Труды Ф. Ратцеля (1844-1904), Л. Фробениуса (1873-1938), Ф. Гребнера (1877-1934), В. Шмидта (1868-1954), Л. И. Мечникова (1838-1888), Т. Хейердала (1914-2002). Распространение культуры в различных регионах. Понятие культурного пространства. Картографирование культурных ареалов и изучение первичных очагов культуры.

Роль культурных контактов и механизмы функционирования культуры. Аккультурация и инкультурация как способы культурной адаптации. «Антропогеография» Ф. Ратцеля. Теория культурных кругов

Приложение

Л. Фробениуса и Ф. Гребнера. Идеи культурной автономии. Взаимодействие культур в работах Тура Хейердала «Древний человек и океан», «Путешествие на Кон-Тики». Л. И. Мечников и его работа «Цивилизации и великие исторические реки». Р. Парк (1864-1944) и Э. Стоунквист о маргинальности как свойстве личности «на рубеже культур». А. Кребер (1876-1960) о диффузии идей и стилей в труде «Конфигурации культурного роста». Г. Эллиот-Смит (1871-1937) о способах распространения архаичных форм культуры в работе «Миграции ранней культуры».

Идеи диффузионизма в современной культуре и геополитике.

Взаимодействие центра и региона, столицы и провинции. Возрастание культурных контактов и взаимодействия цивилизаций.

Тема 5. Историческая типология культур и локальных цивилизаций

Многообразие культур как основа их уникальности. Принципы выделения культурно-исторических типов. Зарождение, рост, кульминация, кризис, закат как фазы изменения культурно-исторических типов.

Понятие цивилизаций. Судьба локальных цивилизаций. Н. Я. Данилевский (1822-1885) и его идеи о законах развития культурно-исторических типов, будущем славянской культуры в книге «Россия и Европа».

Стиль и образ культур в работе О. Шпенглера (1880-1936) «Закат Европы». Морфология культур. Истоки и причины кризиса культуры. Цивилизация как завершающая стадия развития культуры. Аполлоническая, фаустовская, магическая культуры. Физиогномика и портретирование культур. Проблемы культуры во 2-м томе «Заката Европы». Город как центр цивилизации. Типология городской культуры. Эволюция значения денег и финансовой культуры.

Динамика развития культуры и цивилизации в работе А. Тойнби (1889-1975) «Постижение истории». Многообразие и уникальность цивилизаций в истории мировой культуры. Генезис, рост, надлом и распад цивилизаций. Контакты между цивилизациями во времени и пространстве. Интенсивность динамики культуры и роль творческого меньшинства в Ответе на Вызов истории. Перерождение элиты в правящее меньшинство и утрата импульсов динамики.

Архаизм, футуризм, преображение как поиск преодоления кризиса. Универсальное государство, Вселенская церковь как модели согласия.

Программа курса «История культурологических теорий» 455

Тема 6. Марксистская концепция культуры как общественного явления

Культурно-исторический процесс развития человечества в трудах К. Маркса (1818-1883) «Немецкая идеология» и Ф. Энгельса (1820— 1895) «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Общественно-экономические формации как основа исторического развития культуры. Зависимость материальной и духовной культуры от способа производства. Классовый характер духовной культуры. Причины отчуждения в культуре. Идеал всестороннего и гармоничного развития личности.

Г. В. Плеханов (1856-1918) и его работы о литературе и искусстве. Проблемы культурного строительства в трудах В. И. Ленина (1870-1924). Культурная политика социализма. Концепция «двух культур» в каждой национальной культуре. Отношение к Пролеткульту.

Развитие социалистической культуры в работах А. Богданова (1873-1928) «О пролетарской культуре», «Всеобщая организационная наука» (тектология).

А. В. Луначарский (1875-1933): «О роли пролетарского государства в развитии социалистической культуры». Бухарин Н. И. (1888— 1938) «Ленинизм и проблемы культурной революции». Н. К. Крупская (1869-1939) о проблемах народного образования и воспитания. Л. Д. Троцкий (1879-1940) «Пролетарская культура и пролетарское искусство».

Тема 7. Структурно-функциональный анализ

Понятие структуры и функции в культуре. Нормативная регуляция взаимодействия личности и общества. Культурная память, сохранение и передача наследия. Сплочение и идентификация социальной общности. Самореализация личности. Коммуникация и обмен информацией. Релаксация и адаптация к условиям жизни. Функции и дисфункции в культуре. Э. Дюркгейм (1858-1917) в работе «Метод социологии» о роли культуры в поддержании общественного согласия и солидарности. Формы аномии и отклоняющегося поведения в труде «Самоубийство». Проблема функций в культурной антропологии. Б. Малиновский (1884-1942) в работе «Магия, наука и религия» о функциональном значении явлений культуры в ответ на базовые потребности человека. Функциональная роль норм, мифов, правил этикета, искусства, моды и других форм культуры. А. Радклифф-Браун (1881-1955) о структуре и функции культуры.

Приложение

Функционализм в работах Т. Парсонса (1902-1979) и Р. Мертона (1910).

Понятия социальной роли, статуса, адаптации, конфликта, снятия напряжений средствами культуры. Конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж. Явные и латентные функции культуры.

Тема 8. Концепции социальной и культурной динамики

Время как категория культуры. Модели и образы времени.

Понятие культурных процессов и их длительность. Работа П. А. Сорокина (1889-1968) «Социальная и культурная динамика». Соотношение устойчивости и изменчивости, традиций и новаций. Периодичность, стадиальность, направленность перемен. Идеациональная, сенситивная и идеалистическая (смешанная) культуры мировой истории. Волновая, циклическая, маятниковая, пульсирующая динамика. Расцвет и упадок культуры в работе П. А. Сорокина «Главные тенденции нашего времени».

Интеграция и дифференциация. Творческий прорыв и трансформация культуры. С. Хантингтон: «Столкновение цивилизаций» в перспективе социального развития человечества. Взаимодействие и понимание культур народов и стран. Культура как самоорганизующаяся система. Хаос и порядок как понятия синергетики. Пригожин И., Стенгерс И.: «Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой». Проблемы возрождения культуры и динамика перемен в России XXI в.

Тема 9. Концепции национально-этнического своеобразия культур

Понятие этноса. Этнические особенности культуры. Язык, религия, природный ландшафт. Традиционный хозяйственный уклад и образ жизни. Одежда и внешний облик. Отношения между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, старшим и младшим поколением. Стереотипы поведения и манеры общения. Фольклор, мифы, легенды, народные промыслы. Религиозные и светские ритуалы и обычаи, обряды и символы веры. Типы поселений.

Самосознание и самоназвание этноса.

Проблема сохранения самобытности и уникальности народов мира.

Взаимодействие культур Востока и Запада, Севера и Юга. Работа Н. И. Конрада (1891-1970) «Запад и Восток». Идея пассионарности как источника развития этносов в книге Л. Н. Гумилева (1912-1992) «Этногенез и биосфера Земли». Особенности этнической психологии в работах Г. Г. Шпета (1879-1940).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.180.62 (0.011 с.)