Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа курса «История культурологических теорий» 457

Поиск

Идеи Н. А. Бердяева (1874-1948) о национальном характере русского народа в работе «Судьба России». Г. П. Федотов (1886-1951) о судьбе русской культуры.

Д. С. Лихачев (1906-1999): «Заметки о русском», «Прошлое —

будущему».

Тема 10. Идеи и концепции истории культуры России

Пространство и национально-этнический состав России. Русская культура и особенности российской истории. Н. М. Карамзин (1766-1826): «Письма русского путешественника». Н. И. Костомаров (1817-1885): «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях». В. О. Ключевский (1841-1911): «Статьи о русской культуре». Западничество и славянофильство и выбор пути развития. Роль православия как основы духовности русского народа. Толерантность и уважение к другим вероисповеданиям. К. Н. Леонтьев (1831-1891): «Восток, Россия и славянство».

В. С. Соловьев (1853-1900): «Русская идея» и последующая дискуссия XIX и ХХ вв. Культурно-историческая школа и основные идеи о русской народности Ф. И. Буслаева (1818-1897). Мифологическое направление и исследование русского фольклора: А. Н. Афанасьев (1826-1871), А. А. Потебня (1835-1891), А. Н. Веселовский (1838-1906). В. Я. Пропп (1895-1970) и его работы «Морфология сказки», «Русский героический эпос», «Русские аграрные праздники» о генетических связях с реальностью. П. Н. Милюков (1859-1943): «Очерки по истории русской культуры». «Месторазвитие» русской культуры, особенности ментальности и духовных ценностей.

Культура русского зарубежья как продолжение традиций Серебряного века.

Идеи евразийства в трудах Н. С. Трубецкого (1890-1938), П. Н. Савицкого (1895-1968), П. П. Сувчинского (1892-1985), Г. В. Флоровского (1893-1979), Г. В. Вернадского (1887-1973) и других представителей этого движения. Всемирно известные достижения художественной культуры России. Современные дискуссии о возрождении культуры России и перспективах ее развития.

Тема 11. Семиотические концепции культуры

Семиотика — наука о знаках и знаковых системах. Язык культуры как текст. Ч. Пирс (1839-1914) и Ф. де Соссюр (1857-1913) - основатели семиотического анализа. Э. Кассирер (1874-1945) и его работа «Философия символических форм». Культура как «символиче-

Приложение

ская Вселенная». Символ, знак, значение как категории культуры. Естественные и искусственные языки культуры.

К. Леви-Строс (1908) о символическом языке мифов, ритуалов, масок, тотемизма, запретов, терминов родства. А. Ф. Лосев (1893-1988) и его работы «Проблемы символа в реалистическом искусстве», «Знак. Символ. Миф».

Тартуско-московская школа семиотики: Ю. М. Лотман, Б. Ф. Егоров, В. Н. Топоров, Б. А. Успенский, П. Г. Богатырев, 3. Г. Минц. Сборники «Труды по знаковым системам».

Ю. М. Лотман (1922-1993) о культуре как семиосфере: «Беседы о русской культуре», «Внутри мыслящих миров», «Культура и взрыв». Семиотика дворянского быта. Символы городской культуры. Семиосфера Петербурга.

Р. Барт (1915-1980) о семиотическом анализе массовой культуры в работе «Система моды».

У. Эко (1932) о знаковой природе языка культуры в работах «Трактат по общей семиотике», «Путешествия в гиперреальности».

Тема 12. Психоаналитические концепции культуры

Взаимоотношения культуры и личности. Структурная модель сознания. Психопатология обыденной жизни. 3. Фрейд (1856-1939) о превращении инстинктивной энергии в культурные формы. Влияние бессознательного на мотивы поведения человека. Эрос и Танатос как всеобщие влечения. Художественная фантазия и религиозная вера. Труды 3. Фрейда «О психоанализе», «Тотем и табу», «Леонардо да Винчи».

К. Г. Юнг (1875-1961) о коллективном бессознательном как «архетипе культуры», его отражение в мифах, легендах, нормах, запретах, образах культуры, национальном характере. Символы культуры. Работы К. Г. Юнга «Психологические типы» и «Проблемы души нашего времени».

А. Адлер (1870-1937) о происхождении и развитии комплекса неполноценности. Возможности его компенсации. Индивидуальный стиль жизни. А. Адлер: «О нервическом характере».

К. Хорни (1885-1952) об особенностях мужской и женской личности. Типы потребностей в общении и возможности самоанализа и коррекции поведения. Работа К. Хорни «Психология женщины».

Гуманистический психоанализ Э. Фромма (1900-1980). Типы социальных характеров. Душа человека и ее способность к добру и злу.

Программа курса «История культурологических теории» 459

Искусство любить. Работы Э. Фромма «Душа человека», «Бегство от свободы», «Анатомия человеческой деструктивности».

Э. Эриксон (1902-1994) о драмах и тревогах, радостях и открытиях на жизненном пути человека. Понятие жизненного цикла. Значение идентичности в структуре самосознания человека. Работа Э. Эриксона «Идентичность: юность и кризис». Развитие психоаналитического направления в России.

Тема 13. Игровая концепция культуры

Сущность игры как явления культуры. Многозначность форм игры в разных сферах жизни: математические, деловые, театрализованные, спортивные, педагогические, детские. Игры труда и общения. Смысл и значение игры в культуре разных народов. Игра как способ развития творческих и духовных потенциалов личности.

Й. Хейзинга (1872-1945) и его работа Homo Ludens («Человек играющий»). Правила и признаки игры. Игра как свободная и добровольная деятельность, соблюдающая правила и доставляющая эмоциональное наслаждение. Игровые формы искусства. Игровые элементы в коммерции. Игра и риск. Игра как состязание. Утрата игровой культуры. Возможности возрождения игровой культуры в современных условиях.

Тема 14. Концепции элитарной и массовой культуры

Понятие и типология элиты. Особенности и различия политической, административной, сословной, коммерческой, военной, религиозной, творческой элиты. Субкультуры элит и их ценностно-смысловые ориентиры. Мода и знаковые символы. Вкусы, возможности, предпочтения. Образ жизни и виды деятельности. Отдых и развлечения. Стиль и круг общения. Общественные и личные привилегии, способы получения доходов. Корпоративная культура.

Творческая элита как источник новаторства в научной и художественной сферах. Создание новой культурной семантики, особого стиля и художественного языка. Отличие от общепризнанных стереотипов.

Судьба новаторства. Проблема признания творческих поисков. В. Парето (1848-1923) о «круговороте» и типологии элит. Работа Ч. Миллса (1916-1962) «Властвующая элита».X. Ортега-и-Гассет (1883-1955) о роли духовной элиты в работе «Бесхребетная Испания». Г. П. Федотов (1886-1951): «Трагедия интеллигенции».

Взаимодействие элитарной и массовой культур. Массовое общество. Массовое сознание. Массовые коммуникации. Массовая инфор-

Приложение

мация. Массовая культура. Мода, слухи, паника, бунт — явления массового сознания и поведения. М. Маклюэн (1911-1980) и его работа «Галактика Гутенберга».

Л. Мамфорд (1895-1976) и работа «Миф машины». X. Ортега-и-Гассет о массовой культуре в работе «Восстание масс».

Современные тенденции развития массовой культуры. Реклама, шоу-бизнес, эротика и порнография, «желтая пресса», культ насилия, наркомания.

Тема 15. Гуманистические концепции культуры

Идеи гуманизма в истории культуры. Ценности гуманизма. Идеи В. И. Вернадского (1863-1945) о формировании «ноосферы» человеческого разума и добра в книгах «Биосфера и ноосфера», «Размышления натуралиста». Научная мысль как планетарное и космическое явление в трудах К. Э. Циолковского (1857-1935), А. Л. Чижевского (1897-1964).

Гуманистические идеи П. Тейяр де Шардена (1881-1955) в работе «Феномен человека». А. Швейцер (1875-1965) — лауреат Нобелевской премии мира за реальный вклад в развитие теории и практики гуманизма. Принцип «благоговения перед жизнью» в работе А. Швейцера «Культура и этика».

Гуманистическая концепция Н. К. Рериха (1874-1947) и Е. И. Рерих (1879-1955) в работах «Учение живой этики». Инициатива Н. К. Рериха о Пакте мира в защиту культурных ценностей. Гуманистические проблемы современности.

Тема 16. Культурно-историческая школа «Анналов»

Кризис методологии истории. Объединение историков «Новой исторической науки» во Франции. Возникновение в 1929 г. журнала «Анналы: Экономика. — Общества. — Цивилизации». Основатели журнала М. Блок (1886-1944) и Л. Февр (1878-1956). Изменения в истории и историческое время. Значение повседневности как человеческого измерения истории. Расширение круга источников для проникновения в смыслы и ценности повседневной жизни. «История снизу» как субъективное восприятие исторических событий и процессов. Работа М. Блока «Апология истории, или Ремесло историка». Понятие ментальности как центральной категории исторического исследования. Ценности, смыслы интеллектуальной и эмоциональной жизни человека.

Ф. Бродель (1902-1985) о длительных структурах исторического времени, определяющих темпы перемен. Три ритма: время большой



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.252.194 (0.009 с.)