Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4. Историческая персонология: социокультурный контекстСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Берберова всегда ценила в себе женственность: Я никогда не страдала, что родилась женщиной. Не ощущала как недостаток ни в работе, ни в своих отношениях с мужчинами или женщинами, ни когда писала. Но женственность считала своим украшением, боясь ее утраты. Была физическая выносливость, эмоциональная сила, денежная независимость, успех, инициатива и свобода в любви и дружбе, умение выбирать. Но было также подчинение мужчине с радостью, ожидание совета, благодарность за помощь и поддержку1. Эти признания ценны своей искренностью и обращены ко многим женщинам, перед которыми возникают подобные вопросы. Берберова никогда не сожалела о пережитом и не хотела жить в другое время: Мой век, с которым я родилась и старею, единственно возможный для меня век. Ужасы и бедствия моего века помогли мне: революция освободила, изгнание закалило, война протолкнула в иное измерение. Все шло впрок, ибо заряд энергии, который ощущается как волны тепла, и есть сама жизнь2. Возрождение России неразрывно связано с духовной традицией личной причастности к историческим событиям. Биография всегда выражает определенное мировосприятие, упорядочивание собственного опыта и его представление читателю. В ней утверждается идея личностной автономии в истории культуры, правомерность индивидуального почерка в описании и восприятии явлений и событий личной и общественной жизни. Модели биографических исследований Корпус биографического знания постоянно пополняется. К нему относятся автобиографии в различных формах, биографические повествования, дневники, письма, архивы, личные документы, записные книжки, генеалогии, фотографии, рукописи, портреты, шаржи, эпиграммы. Эти материалы имеют различный «удельный вес» в реконструкции жизненного пути личности, самопознании и идентификации. Существует несколько моделей биографического исследования. • Хронологическая модель — наиболее упрощенная схема воспроизведения жизненного пути от рождения к смерти. Она состоит в виде перечня дат. Здесь возможен поиск для уточнения некото- 1 Берберова Н. Н. Курсив мой. Автобиография. С. 505. 2 Там же. С. 33. Модели биографических исследовании 93 Глава 4. Историческая персонология: соцокультурный контекст ских повествований, в него органично вписываются разнообразные сценарии жизни и формы самовыражения. Под этим внешним слоем обнаруживается реальная ткань культурной эпохи, драматические ситуации, меняющие облик истории. Биографическое сознание обусловлено культурой. В нем проявляются и закрепляются представления о жизненном успехе и способе реализации своих возможностей, о степени открытости индивидуального мира личности, о формах портретирования и изображения, о документальных источниках и надежности информации. Биография приоткрывает тайну творчества и вдохновения, воскрешая историю души. Как отмечает О. Кривцун, ...жизненный путь художника, все расставленные на его пути ловушки и способы уклонения от них характеризуют не только витальную силу индивидуальности, но и саму почву культуры, породившей этот выбор, это поведение, эту драму, это творчество. Из взаимодействия витальности и ментальности складывается конкретный рисунок жизни, судьба таланта корректируется незримой логикой культуры1. Энергетика социального сдвига в культуре всегда отражается в способе самосознания личности, в настойчивом стремлении зафиксировать свое отношение к новой реальности. Именно поэтому в период социальных реформ возникает «обвал» множества произведений биографического жанра. Это создается Образ эпохи. В истории культуры отмечена тенденция постоянного расширения репертуара воспоминаний, появления новых сценариев описания жизни и творчества. Мемуары становятся предметом научного анализа2. Воспоминания и письма восстанавливают облик эпохи, особенности отношений и переживаний, трудности и радости, творческую атмосферу и ее влияние на личность. 1 Кривцун О. Эстетика. М., 1998. С. 143. 2 Головина Т. И. Мемуары как источник культурологического исследования. СПб., 1998; Минц С. Мемуары и российское дворянство. СПб., 1998. Раздел II. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ В ЛИЦАХ: БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВО Глава 1. И. Г. ГЕРДЕР: ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ Жизнь и деятельность В исследовании истории науки несомненный интерес представляет поиск трудов, давших первоначальный импульс ее становлению и развитию. Занятие это не только увлекательное, но и непростое. Ведь довольно редко бывало так, чтобы в трудах ученых сразу была бы сформулирована общая концепция науки, употреблялась та терминология, которая будет использоваться впоследствии. Иногда то или иное произведение лишь в будущем приобретало особое значение, а современниками отвергалось или даже высмеивалось. И тем меньше было претензий на открытие новой науки у самого автора. Ведь каждый пишет, повинуясь течению собственных мыслей. Наверное, несправедливо было бы в истории науки пользоваться таким понятием, как «основоположник», ибо оно герметизирует культурное пространство, плотно закрывая «входную дверь». Более тщательный анализ может изменить представления о начале, отодвинуть его в более давние времена, высветить значение других имен и идей. Но если место основателя уже занято, то что-либо изменить уже весьма трудно. Поэтому, начиная историю культурологии, будем помнить эти предварительные рассуждения и не закроем «дверь» входящим, но лишь обозначим контур начала науки о культуре. Оно относится к периоду XVIII в., именуемого эпохой Просвещения. Идеи веры в человека, в его разум, развиваемый просвещением и образованием, в возможность преодоления невежества и торжества гуманности увлекали многих мыслителей в разных странах мира. Эти идеи получили широкое распространение во Франции — в произведениях Ш. Монтескье, К. Гельвеция, Вольтера, П. Гольбаха, Ж.-Ж. Руссо. В Германии их развивали Г. Лессинг, И. Кант, И. Гердер, в России — А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, Я. П. Козельский, в Северной Америке — Б. Франклин, Т. Купер, Т. Пейн. Идеи про- Жизнь и деятельность 99
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.209.152 (0.006 с.) |