Глава 4. Историческая персонология: социокультурный контекст 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Историческая персонология: социокультурный контекст



Берберова всегда ценила в себе женственность:

Я никогда не страдала, что родилась женщиной. Не ощущала как недостаток ни в работе, ни в своих отношениях с мужчинами или женщинами, ни когда писала. Но женственность считала своим украшением, боясь ее утраты. Была физическая выносливость, эмоциональная сила, денежная независимость, успех, инициатива и свобода в любви и дружбе, умение выбирать. Но было также подчинение мужчине с радостью, ожидание совета, благодарность за помощь и поддержку1.

Эти признания ценны своей искренностью и обращены ко многим женщинам, перед которыми возникают подобные вопросы.

Берберова никогда не сожалела о пережитом и не хотела жить в другое время:

Мой век, с которым я родилась и старею, единственно возможный для меня век. Ужасы и бедствия моего века помогли мне: революция освободила, изгнание закалило, война протолкнула в иное измерение. Все шло впрок, ибо заряд энергии, который ощущается как волны тепла, и есть сама жизнь2.

Возрождение России неразрывно связано с духовной традицией личной причастности к историческим событиям. Биография всегда выражает определенное мировосприятие, упорядочивание собственного опыта и его представление читателю. В ней утверждается идея личностной автономии в истории культуры, правомерность индивидуального почерка в описании и восприятии явлений и событий личной и общественной жизни.

Модели биографических исследований

Корпус биографического знания постоянно пополняется. К нему относятся автобиографии в различных формах, биографические повествования, дневники, письма, архивы, личные документы, записные книжки, генеалогии, фотографии, рукописи, портреты, шаржи, эпиграммы. Эти материалы имеют различный «удельный вес» в реконструкции жизненного пути личности, самопознании и идентификации.

Существует несколько моделей биографического исследования. • Хронологическая модель — наиболее упрощенная схема воспроизведения жизненного пути от рождения к смерти. Она состоит в виде перечня дат. Здесь возможен поиск для уточнения некото-

1 Берберова Н. Н. Курсив мой. Автобиография. С. 505.

2 Там же. С. 33.

Модели биографических исследовании 93

Глава 4. Историческая персонология: соцокультурный контекст

ских повествований, в него органично вписываются разнообразные сценарии жизни и формы самовыражения.

Под этим внешним слоем обнаруживается реальная ткань культурной эпохи, драматические ситуации, меняющие облик истории. Биографическое сознание обусловлено культурой. В нем проявляются и закрепляются представления о жизненном успехе и способе реализации своих возможностей, о степени открытости индивидуального мира личности, о формах портретирования и изображения, о документальных источниках и надежности информации. Биография приоткрывает тайну творчества и вдохновения, воскрешая историю души.

Как отмечает О. Кривцун,

...жизненный путь художника, все расставленные на его пути ловушки и способы уклонения от них характеризуют не только витальную силу индивидуальности, но и саму почву культуры, породившей этот выбор, это поведение, эту драму, это творчество. Из взаимодействия витальности и ментальности складывается конкретный рисунок жизни, судьба таланта корректируется незримой логикой культуры1.

Энергетика социального сдвига в культуре всегда отражается в способе самосознания личности, в настойчивом стремлении зафиксировать свое отношение к новой реальности. Именно поэтому в период социальных реформ возникает «обвал» множества произведений биографического жанра. Это создается Образ эпохи.

В истории культуры отмечена тенденция постоянного расширения репертуара воспоминаний, появления новых сценариев описания жизни и творчества. Мемуары становятся предметом научного анализа2. Воспоминания и письма восстанавливают облик эпохи, особенности отношений и переживаний, трудности и радости, творческую атмосферу и ее влияние на личность.

1 Кривцун О. Эстетика. М., 1998. С. 143.

2 Головина Т. И. Мемуары как источник культурологического исследования. СПб., 1998; Минц С. Мемуары и российское дворянство. СПб., 1998.


Раздел II. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ В ЛИЦАХ: БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВО

Глава 1. И. Г. ГЕРДЕР: ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Жизнь и деятельность

В исследовании истории науки несомненный интерес представляет поиск трудов, давших первоначальный импульс ее становлению и развитию. Занятие это не только увлекательное, но и непростое. Ведь довольно редко бывало так, чтобы в трудах ученых сразу была бы сформулирована общая концепция науки, употреблялась та терминология, которая будет использоваться впоследствии. Иногда то или иное произведение лишь в будущем приобретало особое значение, а современниками отвергалось или даже высмеивалось. И тем меньше было претензий на открытие новой науки у самого автора. Ведь каждый пишет, повинуясь течению собственных мыслей.

Наверное, несправедливо было бы в истории науки пользоваться таким понятием, как «основоположник», ибо оно герметизирует культурное пространство, плотно закрывая «входную дверь». Более тщательный анализ может изменить представления о начале, отодвинуть его в более давние времена, высветить значение других имен и идей. Но если место основателя уже занято, то что-либо изменить уже весьма трудно.

Поэтому, начиная историю культурологии, будем помнить эти предварительные рассуждения и не закроем «дверь» входящим, но лишь обозначим контур начала науки о культуре. Оно относится к периоду XVIII в., именуемого эпохой Просвещения.

Идеи веры в человека, в его разум, развиваемый просвещением и образованием, в возможность преодоления невежества и торжества гуманности увлекали многих мыслителей в разных странах мира. Эти идеи получили широкое распространение во Франции — в произведениях Ш. Монтескье, К. Гельвеция, Вольтера, П. Гольбаха, Ж.-Ж. Руссо. В Германии их развивали Г. Лессинг, И. Кант, И. Гердер, в России — А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, Я. П. Козельский, в Северной Америке — Б. Франклин, Т. Купер, Т. Пейн. Идеи про-

Жизнь и деятельность 99



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.007 с.)