Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Время как фактор исторического развития культуры 56Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Хронотоп культуры: историческое измерение..............56 Образы времени в истории культуры....................62 Преемственность поколений как диалог культур...........65 «Отцы и дети»: спектр отношений между поколениями.....70 Глава 4. Историческая персонология: социокультурный контекст................................. 80 Личность в истории культуры..........................80 Биография как «археология знания».....................82 Модели биографических исследований...................92 Раздел II. История культурологии в лицах: биографии и творчество Глава 1. И. Г. Гердер: философия культуры эпохи Просвещения............................. 98 Жизнь и деятельность.................................98 Гуманизм, милосердие, религия........................100 Просвещение и воспитание............................107 Оглавление Глава 2. Э. Тайлор и идеи эволюционизма.............. 110 Основные идеи эволюционизма........................110 Вехи творческой биографии...........................114 Обоснование науки о культуре.........................115 Пережитки в культуре................................118 Мифология и анимизм................................121 Глава 3. Н. Я. Данилевский о типологии культур......... 127 Этапы жизни и научной деятельности...................127 Спектр отношений России и Европы....................129 Многообразие локальных цивилизаций..................135 Будущее славянской культуры.........................140 Глава 4. О. Шпенглер о перспективах европейской культуры 143 Жизнь и творчество..................................143 Морфология мировой истории.........................145 Культура как стиль...................................155 Всемирно-исторические перспективы...................163 Глава 5. А. Тойнби о постижении мировой истории и культуры................................... 178 О жизни и творческой деятельности....................178 Постижение смысла истории...........................180 Динамика развития локальных цивилизаций.............182 Роль духовной элиты.................................185 Надлом цивилизации.................................191 Выход из кризиса....................................195 Глава 6. П. А. Сорокин о динамике культуры............ 200 Долгий путь.........................................200 Ценности как основа типологии культур.................211 Таинственная энергия любви..........................220 Глава 7. П. Н. Милюков как историк русской культуры.... 225 Культура русского зарубежья..........................225 Этапы жизненного пути...............................229 «Очерки по истории русской культуры».................233 Взгляд на развитие культуры в 1917-1930-е гг............246 Глава 8. Л. И. Мечников о культуре и природе........... 251 Жизнь и деятельность................................252 Три стадии исторической эволюции культуры............254 Роль водного пространства............................258 Оглавление 5 Глава 9. Г. П. Федотов о русском национальном характере 265 Жизненный путь.....................................265 Русский национальный характер.......................267 Перспективы развития русской культуры................272 Глава 10. Н. К. Рерих о Мире через Культуру........... 277 Жизнь и судьба......................................277 Гуманистическая сущность культуры...................281 Мир через Культуру..................................285 Глава 11. Ю. М. Лотман о семиотике культуры........... 291 Истоки исследований семиотики.......................291 Жизненный путь.....................................292 Семиотический подход к истории русской культуры......295 Семиотика как метод исследования культуры............300 Семиосфера и символическое ядро культуры.............302 Глава 12. Г. Зиммель о философии жизни и культуры...... 308 Краткая биография...................................308 Философские основы истории культуры.................311 Мода как феномен культуры...........................314 О мужской и женской культуре........................319 Глава 13. А. Швейцер: гуманность как основа культуры.... 327 Основные этапы жизни и деятельности..................329 Иллюзии и драмы нового Средневековья................333 Нравственный принцип благоговения перед жизнью......337 Глава 14. М. Мид об антропологических основах культурологии................................. 345 Женский путь в науку................................345 Мир детства в контексте культуры......................350 Модели исторической преемственности культур..........359 Глава 15. И. Хейзинга об игре в культуре............... 367 Драма жизни и творчества.............................368 Осень Средневековья: история повседневности...........370 Культура как игра....................................379 Диагноз кризиса культуры............................385 Глава 16. X. Ортега-и-Гассет о нашествии массовой культуры........ 390 Штрихи биографии..................................390 Парадоксы массового сознания и культуры..............392 Оглавление Ценности как импульс развития культуры...............397 Роль поколений в истории культуры....................398 Человек и техника................................... 401 Глава 17. Ф. Бродель об истории материальной культуры... 403 О биографии ученого.................................404 Структуры повседневности............................ 407 Технические изобретения.............................412 Деньги и финансовые расчеты.........................413 Город как центр цивилизации..........................414 Симфония рынка....................................417 Глава 18. А. Тоффлер о цивилизации будущего.......... 420 О жизни и деятельности..............................420 Волны цивилизаций..................................422 Шок от встречи с будущим............................424 Новая «психосфера» как защита личности...............429 Глава 19. Л. Уайт о культурологии как науке............ 434 Жизнь и творчество..................................434 Культура как символическая реальность.................436 Наука о культуре — культурология.....................438 Роль энергии в эволюции культуры.....................441 Вместо заключения...............................444 Приложение....................................447 Рекомендуемая литература.........................470 Слово к читателю В основу этой книги положен курс лекций, который читался в течение многих лет в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств, в Республиканском гуманитарном институте при Санкт-Петербургском государственном университете, в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Это позволяло постоянно корректировать курс, выбирая наиболее интересные имена и проблемы, чувствовать внимание аудитории к стилю изложения. Мне всегда хотелось, чтобы слушатели не просто запомнили те или иные концепции, подходы, идеи в изучении культуры, но чтобы авторы стали для них «близкими знакомыми»; чтобы они ощущали пульс жизненной энергии ученого, переживали напряженность и трудность интеллектуальной деятельности, вникали в драматизм событий эпохи и личной жизни. Возможно, именно поэтому в книге так мало критических замечаний, полемики и несогласия с авторами. Впрочем, для этого есть и иные причины. Во-первых, в отечественном обществоведении слишком сильна была критическая литература, односторонне излагавшая взгляды мыслителей, придерживавшихся иной методологии. Важно было знать не оригинальность концепции, а «чего не понял Фейербах», как мы говорили в студенческие годы. Вот этой легкости в обращении с классическим наследием, когда всемирно известный ученый становится жалким недоучкой, мне хотелось избежать. Во-вторых, читатель сам должен формировать свою позицию и свое отношение к теоретическим идеям, получая лишь импульс для последующих занятий. Эта возможность открыта, ибо вся литература теперь доступна — переведена и издана. Очерки могут выполнить функцию путеводителя в почти безбрежном море культурологического знания, дать представление об огромной мыслительной силе ученых, их исторической, социальной, культурологической эрудиции, позволившей создавать оригинальные труды и концепции. В-третьих, мне хотелось особенно подчеркнуть и выделить индивидуальность литературного стиля и почерка каждого автора, его мировосприятие, предчувствие социальных и духовных катастроф, кризисов и конфликтов. О каждом мыслителе можно сказать, что он был Пророком. Поэтому столь актуальны и современны культурологические труды. Иногда трудно освободиться от ощущения отсутствия исторической Слово к читателю дистанции, удаленности исторического контекста, кажется, что они написаны «про нас», «здесь и сейчас». Очевидно, именно в этом заключена неувядаемость классического духовного наследия. Приступая к изучению культурологии, необходимо обладать знанием трудов классических и всемирно известных авторов, составляющих основной корпус науки о культуре. Без них нельзя «двигаться дальше». Эволюция идей о культуре шла не в одном, а во многих направлениях, и это многообразие отражено в данной книге. В ходе исторического развития концепции и теории не отменяли друг друга, но увеличивали объем познания сложного явления культуры. Обычно, заканчивая книгу, хочется скорее поставить точку, подвести черту под исследованием. За время работы оно успевает надоесть, возникает желание заняться чем-нибудь другим. Ничего подобного со мной на этот раз не произошло. Наоборот, возникло стремление продолжить исследование истории культурологии, ибо сделаны в этом направлении лишь первые шаги. Нуждается в глубоком изучении история русской культурологической мысли, включая культуру русского зарубежья. Интересно представить, как развивалась культурология в странах Востока. Настало время более подробно и обстоятельно исследовать вклад отечественных ученых, писателей, искусствоведов, педагогов, которые содействовали становлению и развитию культурологии в России. Хочется надеяться, что эти исследования привлекут молодых ученых. Диалог с интересным и оригинальным мыслителем обогащает не только интеллект, но и вызывает состояние душевной гармонии в общении с миром и другими людьми, открывает новые горизонты в познании культуры. Особая благодарность ректору Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, доктору исторических наук, профессору П. А. Подболотову за доброжелательную поддержку научных исследований и развитие культурологии. Благодарю моих коллег по кафедре теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, а также коллективы кафедры философии и кафедры культурологии Российского гуманитарного института и Санкт-Петербургского университета профсоюзов; рецензентов, высказавших ценные замечания и предложения; моих студентов и аспирантов. Светлана Иконникова
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.121.23 (0.007 с.) |