Глава 3. Время как фактор исторического развития культуры 56 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Время как фактор исторического развития культуры 56



Хронотоп культуры: историческое измерение..............56

Образы времени в истории культуры....................62

Преемственность поколений как диалог культур...........65

«Отцы и дети»: спектр отношений между поколениями.....70

Глава 4. Историческая персонология: социокультурный контекст................................. 80

Личность в истории культуры..........................80

Биография как «археология знания».....................82

Модели биографических исследований...................92

Раздел II. История культурологии в лицах: биографии и творчество

Глава 1. И. Г. Гердер: философия культуры эпохи Просвещения............................. 98

Жизнь и деятельность.................................98

Гуманизм, милосердие, религия........................100

Просвещение и воспитание............................107

Оглавление

Глава 2. Э. Тайлор и идеи эволюционизма.............. 110

Основные идеи эволюционизма........................110

Вехи творческой биографии...........................114

Обоснование науки о культуре.........................115

Пережитки в культуре................................118

Мифология и анимизм................................121

Глава 3. Н. Я. Данилевский о типологии культур......... 127

Этапы жизни и научной деятельности...................127

Спектр отношений России и Европы....................129

Многообразие локальных цивилизаций..................135

Будущее славянской культуры.........................140

Глава 4. О. Шпенглер о перспективах европейской культуры 143

Жизнь и творчество..................................143

Морфология мировой истории.........................145

Культура как стиль...................................155

Всемирно-исторические перспективы...................163

Глава 5. А. Тойнби о постижении мировой истории и культуры................................... 178

О жизни и творческой деятельности....................178

Постижение смысла истории...........................180

Динамика развития локальных цивилизаций.............182

Роль духовной элиты.................................185

Надлом цивилизации.................................191

Выход из кризиса....................................195

Глава 6. П. А. Сорокин о динамике культуры............ 200

Долгий путь.........................................200

Ценности как основа типологии культур.................211

Таинственная энергия любви..........................220

Глава 7. П. Н. Милюков как историк русской культуры.... 225

Культура русского зарубежья..........................225

Этапы жизненного пути...............................229

«Очерки по истории русской культуры».................233

Взгляд на развитие культуры в 1917-1930-е гг............246

Глава 8. Л. И. Мечников о культуре и природе........... 251

Жизнь и деятельность................................252

Три стадии исторической эволюции культуры............254

Роль водного пространства............................258

Оглавление 5

Глава 9. Г. П. Федотов о русском национальном характере 265

Жизненный путь.....................................265

Русский национальный характер.......................267

Перспективы развития русской культуры................272

Глава 10. Н. К. Рерих о Мире через Культуру........... 277

Жизнь и судьба......................................277

Гуманистическая сущность культуры...................281

Мир через Культуру..................................285

Глава 11. Ю. М. Лотман о семиотике культуры........... 291

Истоки исследований семиотики.......................291

Жизненный путь.....................................292

Семиотический подход к истории русской культуры......295

Семиотика как метод исследования культуры............300

Семиосфера и символическое ядро культуры.............302

Глава 12. Г. Зиммель о философии жизни и культуры...... 308

Краткая биография...................................308

Философские основы истории культуры.................311

Мода как феномен культуры...........................314

О мужской и женской культуре........................319

Глава 13. А. Швейцер: гуманность как основа культуры.... 327

Основные этапы жизни и деятельности..................329

Иллюзии и драмы нового Средневековья................333

Нравственный принцип благоговения перед жизнью......337

Глава 14. М. Мид об антропологических основах

культурологии................................. 345

Женский путь в науку................................345

Мир детства в контексте культуры......................350

Модели исторической преемственности культур..........359

Глава 15. И. Хейзинга об игре в культуре............... 367

Драма жизни и творчества.............................368

Осень Средневековья: история повседневности...........370

Культура как игра....................................379

Диагноз кризиса культуры............................385

Глава 16. X. Ортега-и-Гассет о нашествии массовой культуры........ 390

Штрихи биографии..................................390

Парадоксы массового сознания и культуры..............392

Оглавление

Ценности как импульс развития культуры...............397

Роль поколений в истории культуры....................398

Человек и техника................................... 401

Глава 17. Ф. Бродель об истории материальной культуры... 403

О биографии ученого.................................404

Структуры повседневности............................ 407

Технические изобретения.............................412

Деньги и финансовые расчеты.........................413

Город как центр цивилизации..........................414

Симфония рынка....................................417

Глава 18. А. Тоффлер о цивилизации будущего.......... 420

О жизни и деятельности..............................420

Волны цивилизаций..................................422

Шок от встречи с будущим............................424

Новая «психосфера» как защита личности...............429

Глава 19. Л. Уайт о культурологии как науке............ 434

Жизнь и творчество..................................434

Культура как символическая реальность.................436

Наука о культуре — культурология.....................438

Роль энергии в эволюции культуры.....................441

Вместо заключения...............................444

Приложение....................................447

Рекомендуемая литература.........................470


Слово к читателю

В основу этой книги положен курс лекций, который читался в течение многих лет в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств, в Республиканском гуманитарном институте при Санкт-Петербургском государственном университете, в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Это позволяло постоянно корректировать курс, выбирая наиболее интересные имена и проблемы, чувствовать внимание аудитории к стилю изложения. Мне всегда хотелось, чтобы слушатели не просто запомнили те или иные концепции, подходы, идеи в изучении культуры, но чтобы авторы стали для них «близкими знакомыми»; чтобы они ощущали пульс жизненной энергии ученого, переживали напряженность и трудность интеллектуальной деятельности, вникали в драматизм событий эпохи и личной жизни. Возможно, именно поэтому в книге так мало критических замечаний, полемики и несогласия с авторами.

Впрочем, для этого есть и иные причины.

Во-первых, в отечественном обществоведении слишком сильна была критическая литература, односторонне излагавшая взгляды мыслителей, придерживавшихся иной методологии. Важно было знать не оригинальность концепции, а «чего не понял Фейербах», как мы говорили в студенческие годы. Вот этой легкости в обращении с классическим наследием, когда всемирно известный ученый становится жалким недоучкой, мне хотелось избежать.

Во-вторых, читатель сам должен формировать свою позицию и свое отношение к теоретическим идеям, получая лишь импульс для последующих занятий. Эта возможность открыта, ибо вся литература теперь доступна — переведена и издана. Очерки могут выполнить функцию путеводителя в почти безбрежном море культурологического знания, дать представление об огромной мыслительной силе ученых, их исторической, социальной, культурологической эрудиции, позволившей создавать оригинальные труды и концепции.

В-третьих, мне хотелось особенно подчеркнуть и выделить индивидуальность литературного стиля и почерка каждого автора, его мировосприятие, предчувствие социальных и духовных катастроф, кризисов и конфликтов.

О каждом мыслителе можно сказать, что он был Пророком. Поэтому столь актуальны и современны культурологические труды. Иногда трудно освободиться от ощущения отсутствия исторической

Слово к читателю

дистанции, удаленности исторического контекста, кажется, что они написаны «про нас», «здесь и сейчас». Очевидно, именно в этом заключена неувядаемость классического духовного наследия.

Приступая к изучению культурологии, необходимо обладать знанием трудов классических и всемирно известных авторов, составляющих основной корпус науки о культуре. Без них нельзя «двигаться дальше». Эволюция идей о культуре шла не в одном, а во многих направлениях, и это многообразие отражено в данной книге. В ходе исторического развития концепции и теории не отменяли друг друга, но увеличивали объем познания сложного явления культуры.

Обычно, заканчивая книгу, хочется скорее поставить точку, подвести черту под исследованием. За время работы оно успевает надоесть, возникает желание заняться чем-нибудь другим. Ничего подобного со мной на этот раз не произошло. Наоборот, возникло стремление продолжить исследование истории культурологии, ибо сделаны в этом направлении лишь первые шаги.

Нуждается в глубоком изучении история русской культурологической мысли, включая культуру русского зарубежья. Интересно представить, как развивалась культурология в странах Востока. Настало время более подробно и обстоятельно исследовать вклад отечественных ученых, писателей, искусствоведов, педагогов, которые содействовали становлению и развитию культурологии в России. Хочется надеяться, что эти исследования привлекут молодых ученых. Диалог с интересным и оригинальным мыслителем обогащает не только интеллект, но и вызывает состояние душевной гармонии в общении с миром и другими людьми, открывает новые горизонты в познании культуры.

Особая благодарность ректору Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, доктору исторических наук, профессору П. А. Подболотову за доброжелательную поддержку научных исследований и развитие культурологии.

Благодарю моих коллег по кафедре теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, а также коллективы кафедры философии и кафедры культурологии Российского гуманитарного института и Санкт-Петербургского университета профсоюзов; рецензентов, высказавших ценные замечания и предложения; моих студентов и аспирантов.

Светлана Иконникова



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.02 с.)