Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра литературы и культурологии
Кафедра литературы и культурологии
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Сравнительная культурология» Специальность 031203 «Теория и практика межкультурной коммуникации»
7 семестр Хабаровск АННОТАЦИЯ
Дисциплина предполагает ознакомление студентов с основами сравнительной культурологии, как важной части культурологического знания, и проблематикой сравнительно-культурных исследований второй половины ХХ – начала XXI веков. Значимость данного курса определяется актуальностью для современной образовательной парадигмы процесса развития личности в контексте углубленного научного видения проблем и возможностей межкультурной коммуникации, диалога в современном мультикультурном и, одновременно, глобализованном информационном пространстве. Изучение современных сравнительно-исторических построений и концепций является важной составляющей современного культурологического знания, дает дополнительные возможности для углубленного освоения научных основ и технологий теории и практики межкультурной коммуникации.
1. Цели учебной дисциплины 1.1.Рассмотреть специфику сравнительно-культурологических исследований и возможности сравнительного метода в контексте культурологической проблематики второй половины ХХ – начала ХХI веков. 1.2. Углубить и систематизировать знания по типологии и истории мировой культуры в контексте определения логики культурной динамики, взаимодействия и диалога отдельных культурно-исторических типов или отдельных этапов в их становлении. 1.3. Развить навыки кросскультурного анализа процесса становления и динамики локальных культур или их этапов в контексте проблематики межкультурного взаимодействия и взаимовлияния. 2. Задачи учебной дисциплины: – сформировать представление о специфике познавательной направленности, методах и подходах к исследованию феноменов культуры в рамках сравнительной культурологии; – усовершенствовать навыки анализа культурных явлений и форм в контексте проблематики культурной динамики и межкультурных исторических связей; – способствовать освоению терминологического аппарата и основополагающих идей компаративных исследований культур, необходимых формирования общекультурной компетентности студентов; – развивать аналитические, творческие способности студентов для обеспечения формирования профессиональных компетенций специалиста. 3. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана специальности (согласно ГОС ВПО). В рамках данной дисциплины осуществляется дополнение и развитие базовых культурологических идей и концепций, связанных с коммуникативной, семиотической, ценностно-нормативной динамикой культуры в контексте межкультурных связей и взаимодействий. Дисциплина «Сравнительная культурология» по ряду содержательных моментов и образовательных задач достаточно тесно связана с рядом специальных дисциплин государственного образовательного стандарта – «Семиотикой», «Основами теории межкультурной коммуникации», «Культурной антропологией», «Психолингвистикой» и «Социолингвистикой». Специфика ее состоит в преимущественном внимании к процессам трансформации смыслового и ценностно-нормативного измерений культуры, для объяснения которых привлекается материал сравнительно-сопоставительных межкультурных исследований. 4. Ожидаемые результаты освоения учебной дисциплины. В результате освоения учебной дисциплины студенты должны выполнять следующие учебные и профессиональные задачи: в области ключевых компетенций: – владеть коммуникативными и аналитическими навыками, необходимыми для формирования культурной идентичности и развития творческого потенциала личности; – активизировать комплекс знаний, полученный на аудиторных занятиях, в ходе самостоятельной работы, научно-исследовательской и творческой деятельности для повышения уровня культурной и профессиональной компетентности. в области базовых компетенций: – иметь представление об основных закономерностях и параметрах социокультурной динамики в контексте межкультурного взаимодействия и взаимовлияния в исторической перспективе; – проектировать и осуществлять свою профессиональную деятельность с учетом возможностей сравнительно-культурных изысканий и перспектив. в области профессиональных компетенций: – знать историю развития и особенности компаративных исследований; – систематизировать представления о специфике и логике культурной динамики на уровне отдельных культурно-исторических типов и в контексте диалоговых процессов в мировой культуре; – развить навыки анализа и интерпретации культурных феноменов с учетом специфики межкультурных исторических связей.
5. Выписка дидактических единиц (ДЕ) дисциплины из Государственного образовательного стандарта специальности
6. Краткое содержание тем 6.1 Сравнительная культурология в системе культурологического знания Сравнительная культурология (культурологическая компаративистика) как научная и учебная дисциплина. Область научных интересов, определяемая характером внешних связей культур. Вопросы взаимодействия и взаимовлияния культур в историческом времени, выявление результатов взаимодействия, общего и особенного в историческом и цивилизационном генезисе. Условность разделения сравнительно-культурных и конкретно-исторических исследований. Сравнительная культурология как учебная дисциплина. Специфика и статус сравнительной культурологии в ряду культуроведческих дисциплин. Цели, задачи, структура курса, содержание разделов. Компаративный анализ и перспективы изучения основ сравнительной культурологии в системе профессиональной подготовки. Сравнительно-сопоставительный метод в гуманитарных науках: в контексте историко-философского познания, в политических науках и социологии. Виды сравнений: субстанциональное, интегральное, темпоральное, глобальное и др. Сравнительный (компаративный, кросскультурный) метод как основа методологии сравнительной культурологии. Объект, предмет, задачи, познавательные возможности сравнительной культурологии. Историко-типологические, историко-генетические, историко-диффузионные, математико-статистические виды сравнительно-исторических исследований. Основные проблемы кросскультурных изысканий: выбор оснований сравнения и соответствующих методик исследования, сложности адекватной передачи смысла в работе с носителями различных культур. Основные типы кросскультурных исследований в настоящее время. Страноведческие описания культуры и отдельных ее областей. Анализ сходных процессов и институтов в ограниченном количестве стран. Использование классификационных схем как для сравнения отдельных культур, так и для выявления внутренних основ своеобразия культуры. Статистический и дескриптивный анализ совокупности стран для проверки гипотезы о соотношении переменных. Статистический анализ общемирового уровня, направленный на выявление структур или тестирование отношений при учете всего массива культур и цивилизаций. Историческое единство человечества и проблемы многообразия культур в контексте сравнительно-культурных исследований: глобальный контекст изучения культуры. Универсальная модель культуры как результат разработки сравнительного метода в 30-40-е годы ХХ века, на стыке культурной и социальной антропологии и психологии. Варианты качественного состава, количества и сочетания элементов универсальной модели культуры. Основания универсальной модели культуры: биологическая природа человека, условия человеческого существования. Вариант классификации основных побуждений и стимулов культурного поведения в работах У.Г. Самнера, А.Г. Келлера: самосохранение, увековечение себя, самоудовлетворение, религия (основание в четырех чувствах – голода, любви, тщеславия и страха). Классификация потребностей и теория культуры Б. Малиновского. Компоненты универсальной модели культуры К. Уисслера: речь, материальные особенности, искусство, знание, религия, общество, собственность, правительство, война. Концепция универсальной модели культуры Д.П. Мёрдока: в центре внимания сходство классификаций, а не идентичность содержания. Общий знаменатель культур – «культурные привычки» (устойчивые реакции) и факторы, влияющие на их формирование. Первый фактор – научение или воспитание; второй – повторяющийся стимул или сигнал; третий – «базовая» культурная привычка, навык; четвертый – психологическое обобщение (свойство воспроизведения при одинаковых условиях и стимулах); пятый – ограничение числа возможных реакций (в силу физиологических и психологических возможностей человека и условий его существования; принцип ограниченных возможностей, существенный для определения универсальной модели культуры). Концепция универсальной социокультурной системы Д.Ф. Аберле, А.К.Коэна, А.К. Дэвиса и др. как реализация попытки объяснить сходство и различие, взаимодействие и взаимовлияние универсальных культурных элементов (векторов системы). Элементы, или функциональные условия, необходимые для выживания системы культуры: адаптация общества к природе и воспроизводство населения, разделение и распределение социальных ролей, коммуникация, общепринятые познавательные ориентации, общепринятый ряд целей, нормативное регулирование (в т.ч. эмоциональной сферы), социализация, контроль за девиантными формами поведения. Универсальная модель социокультурной системы М. Харриса, основанная на биологических и психологических константах человеческой природы, в контексте его стратегии «культурного материализма».
6.2 Типология мировой культуры Классификации мировой культуры по различным основаниям, моно- или полиаспектные, существующие в контексте комплементарности знания. Тип культуры как созданная на базе конкретного материала и в результате применения сравнительного метода абстракция, идеальная схема, основанная на выделении значимых, в рамках определенного концептуального подхода, признаков и отвлечении от других специфических черт. Систематизирующая роль типологии культуры на разных исторических этапах человеческого самопонимания и познания культуры. Подходы к типологии культуры: диахронный и синхронный. Диахронный подход, реализующийся по вертикали: изучение культур динамически в историческом ракурсе, фиксация внимания на происходящих изменениях. Синхронный подход (по горизонтали): качественное описание состояния системы или отдельных ее подсистем в определенный период времени. Социальные, эстетические и религиозно-мировоззренческие основы типологии мировой культуры. Основания типологии культуры в соответствии с хронологическим принципом, географическим, языковым, религиозным, экономическим, принципом передачи информации (семиотические типологии) и др. Типы культур по их качественной характеристике (регрессивная, прогрессивная, традиционная, модернистская, стагнационная, репрессивная), по основному потребителю (массовая, элитарная), по художественно-стилевым признакам (ренессанс, барокко, классицизм и т.п.), цивилизационным и формационным основаниям, парадигмальной специфике (мифологическая, религиозная, научная), по социальным носителям (культуры индивидов, социальных институтов, социальных групп, этносов, наций, жителей регионов, цивилизаций, или метаобществ). Этнографические типологии культуры по хозяйственно-культурному и историко-этнографическому принципам. Учение М. Вебера об идеальных типах как понятийных конструкциях, фиксирующих культурный смысл, позволяющих исследователю систематизировать эмпирический материал без предвзятой схематизации, с учетом различной степени близости реального состояния культуры идеально-типическому образцу. Классификация культур по социологическим основаниям П. Сорокина. Три уровня культурных образований: разнородные скопления, образования со сходными характеристиками, органические системы. Идеациональный, идеалистический и чувственный типы культуры в истории мировой культуры. Ценности как основа типологии культур. Идеальные культурно-исторические типы в трудах Дж. Фейблмана, выделяемые на основании роли и значения личности в культуре: допервобытный, первобытный, военный, религиозный (ранние типы), цивилизационный, научный и постнаучный (развитые типы). Отношение к природе, основной вопрос, на который призван ответить «идеальный человек» определенной культуры, отношение к иным культурам и др. параметры. Условность хронологического порядка, сочетания идеальных типов в реальных культурах. Семиотическая типология культур Ю.М. Лотмана, построенная на основании выделения культурных кодов языков как внутри одной, так и между различными культурными системами. Ключевая роль понятия информации. Культура как текст и набор кодов обработки и передачи информации; адекватность «дешифровки» кодов как основа самоидентичности и целостности культуры. Внутреннее членение культуры. Типология культур различных уровней: доминирующая (общенациональная) культура, субкультура и контркультура. Типологии субкультур в рамках метакультуры по различным основаниям (этническая, классовая, возрастная и другие виды принадлежности, особенности системы убеждений, ценностных ориентаций, вербальных и невербальных кодов и т.п.), отражающие вариантность культурной специфики на уровне материальной, духовной и интеракциональной культуры. Бытовая и высокая, элитарная и массовая разновидности культуры, различные модификации молодежных субкультур как различные конфигурации, или проявления, одной и той же культуры. Сущностные особенности элитарной и массовой, этнической и национальной, сельской и городской культур. Конфессиональные, профессиональные и социально-сословные типы культуры. Обыденная (повседневная) и специализированная культуры. Культурные константы как своего рода культурные скрепы, связующие отдельные слои и части культуры как в синхронии, так и в диахронии; как средство опознавания принадлежности человека к определенной культуре или отторженности от нее. Основные культурные скрепы как прецедентные феномены, явления, удовлетворяющие трем критериям: 1) эмоциональная и интеллектуальная значимость для представителей определенной культуры; 2) известность для всех представителей культуры; 3) повторное и неоднократное обращение к ним на протяжении нескольких поколений носителей культуры. Типы культурных общностей в пространстве. Восток и запад, север и юг в типологических концепциях различной культурной принадлежности. Европа и Азия, Старый и Новый свет в истории культурологической мысли. Азиатские культуры: общие особенности мировоззрения, ценностей, представлений и стереотипов поведения (ориентация на целостное восприятие мира, аграрная доминанта, параллелизм небесной, земной и человеческой сфер и др.). Основные варианты азиатских культур: метаконфуцианская (Китай, Япония, Корея, Вьетнам и страны Восточной и Юго-Восточной Азии с преобладающим в них китайским населением (Гонконг, Сингапур и др.)), теравада-буддистская (тайская, лаосская, бирманская, кхмерская, сингальская), индуистская (культуры Индостана), исламская (малайско-исламская – Бруней, Индонезия, Малайзия, Южные Филиппины, частично Сингапур, и индо-исламскую – Бангладеш, Пакистан, Мальдивы), католическая (большинство населения Филиппин). Культуры Востока и Запада: универсальный и архетипический характер культурологической дихотомии; ценностные и функциональные особенности, система оппозиций в характеристике Востока и Запада в культурологической мысли (интравертность и экстравертность, интуиция и рационализм, коллективизм и индивидуализм, духовное и материальное начала, целостность и оппозиционный характер мировосприятия, и др.). Концепции Востока в европейском сознании в трудах Г.В.Гегеля, К.Ясперса, А.Тойнби, О.Шпенглера и др. Восток как зеркало для рефлектирующего Запада, антипод в контексте осмысления особенностей западной культуры. Художественная схема «Восток-Запад» в произведениях Дж.Р. Киплинга, ее резонанс в европейской культуре. Восток вымышленный и Восток реальный для европейца в исторической перспективе. Восточная философско-культурологическая мысль о Востоке и Западе: Ху Ши, Нисида Китаро, Судзуки и др. о взаимодействии культур Востока и Запада. Проблемы осмысления диалоговых пересечений Востока. Запада и России в отечественной культурологической мысли: П.Я. Чаадаев, А.С. Хомяков, Н.Я.Данилевский, К.Н. Леонтьев, Вл. Соловьев, Н.А. Бердяев и др. Сближение Востока и Запада в культуре постмодерна, феномен «нового андрогина» в элитарной и массовой культурах, в системах художественной, научной, философской, религиозной культуры.
6.3 Развитие культуры. Типы и характеристики динамических процессов Понятия развития культуры, культурной динамики и культурного изменения. Эволюционные и революционные, эндогенные и экзогенные изменения. Прогресс и регресс, кризис и тупик в развитии культуры, их критерии. Время и смысл культурно-исторического развития. Основные фазы и векторы, критерии зрелости культуры в рамках сравнительно-культурных построений. Принципы выработки адекватных критериев зрелости культуры: объектно-субъектный характер критериев, сущностный критерий, аксиологический характер критерия, масштаб оценки, единство интегративного и частных критериев (И.Я. Левяш). Цена культурно-цивилизационного прогресса: проблема целей и средств мира человека и человека в мире; гуманизм как исторически «переменная величина». Подходы к построению моделей социокультурной динамики: циклическая, линейная, волновая, функционалистская, семиотическая и др. модели. Аналогии с природным круговоротом в циклической модели (Дж.Б.Вико, Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Л. Гумилев и др.). Основы линейной модели – базовые идеи эволюционизма, исходящего из принципа постепенного и поступательного усложнения культурных элементов, отрицающих все, что им предшествовало, и обеспечивающих усовершенствование жизни человечества (Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Тейлор, Дж. Фрезер, Л. Уайт и др.). Волновая модель: каждый элемент культурной системы может проходить фазы некоего, определяемого отношениям к ценностным ориентациям, единого цикла, после завершения которого все повторяется заново (М. Кондратьев, П. Сорокин и др.). П.А. Сорокин об особенностях социальной и культурной динамики. Самодетерминация, или эквивалент свободы, как источник развития культуры в соответствии с ее внутренними, имманентными, законами; второстепенная роль внешних факторов. Неповторимость каждой культурной системы. Феномен любви как важнейший источник созидательной энергии человечества, значимость принципа «альтруизации» для развития культуры. Функционалистская модель: внимание к циркуляции информации и энергии между культурными системами (Т. Парсонс). Теоретическая система Т. Парсонса: теория действия (поведения в социальной среде), системно-функционалистская концепция общества. Социальное развитие как процесс повышения адаптивных способностей общества, реализующийся через усложнение функциональной дифференциации в социальной системе, распространение социальных институтов и групп, специализирующихся на реализации определенных функций. Путь развития общества: от примитивного (без дифференциации) к промежуточному (где функциональные подсистемы выделены, но тесно смыкаются друг с другом) и, далее, современному (выделение самостоятельных подсистем). Семиотическая модель: утверждение непредсказуемого характера семиотических аспектов динамичеких процессов в культуре, которые только дополняют поступательное социокультурное развитие (Ю.М. Лотман). Ю.М.Лотман о культуре и взрыве. Культурная динамика как явление в рамках неоднородной семиосферы, возникающее вследствие вторжения в культурную семиотическую систему внесистемных элементов извне или выбрасывания неких культурных элементов изнутри, за пределы системы. Исследование механизмов культурной динамики в работе М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»: анализ развития капиталистической экономики в контексте перехода от традиционной к целерационалистической ориентации экономического поведения, начиная с Нового времени, перехода к новому типу социальных отношений и форм социального порядка под влиянием мировоззренческих изменений. Динамические процессы в культуре с точки зрения синергетики. Процессы самоорганизации, механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем (на примере социальных и культурных феноменов). Нелинейные эффекты эволюции систем, кризисы и бифуркации как естественные фазы развития. Междисциплинарный и культурологический потенциал синергетики (И. Пригожин, А. Назаретян и др.).
6.4 Историческая типология культуры. Проблемы периодизации Историческая типология культуры как классификация на основе совмещения диахронного и синхронного подходов: выделение типов культур и определение их места в культурно-историческом процессе. Проблемы периодизации культурно-исторического процесса в мировом и локальном масштабах. Методологические основы классификации культур по историческому типу. Эволюционные концепции, в т. ч.: эволюционизм XIX века, концепция универсальной эволюции Л. Уайта и Г. Чайлда, концепция мультилинейной эволюции Дж. Стюарда, концепция специфической эволюции М. Салинса и Э. Сервиса, формационный подход, циклический (цивилизационный) вариант развития. Концепции Н. Данилевского («архетипическая»), О. Шпенглера («символическая»), А. Тойнби (крупные модели культур) как варианты цивилизационного подхода: представление о замкнутости и локальном характере цивилизаций (культурно-исторических типов, основных культур), количественные и качественные варианты выделения таких типов в трудах исследователей, представление о логике и факторах развития, значимость историко-культурных сравнительных построений. Особенности классификационной концепции П. Сорокина, критика цивилизационного подхода и определение логики развития через смену суперсистем. Суперсистемы, или большие формы, в развитии культуры: идеациональная (рост), сенсуальная, или чувственная (зрелость и упадок), культура идеального синтеза (кульминация развития), эклектическая, или смешанная (период упадка). Стилистическая концепция А.Л. Кребера: культурный стиль как тип культуры или тип цивилизации. Принципиальная незавершенность культурного стиля, диалектика внутренних и внешних факторов его развития.
6.5 Сравнительный анализ культур (Древний Восток, античная культура, западноевропейская культура) Проблема поиска универсальной логики мировой истории на примере концепции «осевого времени» К.Ясперса. «Осевое время» как философско-историческая категория, средство осмысления единства истории. Эмпирически наблюдаемое воплощение идеальной оси, вокруг которой разворачивается история всего человечества, по Ясперсу, – период примерно с 800 по 200 до н.э., время параллельного возникновения в различных регионах мощных духовных движений, связанных в Китае, прежде всего, с деятельностью Конфуция и Лао-цзы, в Индии – мыслителей Упанишад и Будды, в Иране – Заратустры, в Палестине – иудейских пророков, в Греции – философов и трагиков. Важнейшая характеристика осевого времени – прорыв мифологического миросозерцания, основы доосевых культур: бессознательно принятые ранее воззрения становятся предметом критического внимания, заканчивается эпоха непосредственного отношения человека к миру и к самому себе, берет свое начало общая история человечества. Великие цивилизации древности как пример доосевых культур. Своеобразие цивилизаций Древнего Востока (Древний Египет, Месопотамия, Индия и Китай). Утилитарность, информативность, иерархичность, монументальность, каноничность – общие типологические черты древневосточных культур. Мифологическое сознание в древних цивилизациях. Ритуальный характер архитектуры, скульптуры, литературы. Значение древнейших мировых культур для развития современности. Античность как тип культуры. Социокультурные парадигмы античной цивилизации, этапы ее развития. Аполлоновское и дионисийское начало в античном сознании. Космоцентризм и его особенности. Полис как космос античного человека. Подходы к определению сущности человека в античной философии. Древнегреческая культура как культура «послеосевого времени» (К.Ясперс) и основание европейской культуры. Художественная культура Древней Греции. Литература и театр. Керамика. Архитектура. Скульптура как доминанта искусств. Историческое и художественное своеобразие Рима. Вещественные памятники республиканского и императорского Рима. Градостроительство. Архитектура. Скульптурный портрет как достижение античной пластики. Особенности римской поэзии и театра. Древние Греция и Рим как два образа античности: основные цивилизационные достижения, эволюция мировоззрения, художественной практики. Диалог Запада и Востока в культурном пространстве империи Александра Македонского и Римской империи. Значение греческой и римской культур для развития европейской цивилизации. Этапы эволюции европейской культуры: Средневековье, Возрождение, Новое и Новейшее время. Специфика европейской культуры и ее основные черты. Средневековье как время становления западноевропейской культуры. Диалог с античностью, общее и принципиально отличное. Историко-культурная периодизация Средневековья. Основные его черты и особенности в сферах культуры: духовной, материальной, социальной, художественной. Монотеизм и теоцентристская модель мира. Христианский тип культуры и ее регионально-этнические варианты. Западное и Восточное Средневековье: общие черты и специфика. Византийская культура. Смена культурных типов в истории Византии. Преемственность и трансформация античных традиций. Влияние арабских культурных традиций. Роль христианства в византийской культуре. Художественное воплощение восточно-христианских идеалов. Собор святой Софии в Константинополе – выдающийся памятник византийской культуры. Влияние византийского искусства на европейскую культуру. Культурные связи Византии с Русью. Культура эпохи Возрождения: новое открытие античности. Исторические предпосылки формирования нового типа мировоззрения, общая характеристика. Сравнительный анализ Средневековья и Возрождения. Ренессансная модель человека в этико-эстетических представлениях эпохи. Антропоцентризм культуры Возрождения, новый характер гуманизма, человек как мера всех вещей в философии и искусстве. Феномен Северного Возрождения, основные представители. XVII–XVIII века в Западной Европе как переходная эпоха от средневековой к новоевропейской культуре. Становление и развитие научной картины мира. Художественная культура Нового времени и ее отражение в основных эстетических доктринах культуры данной эпохи. Культурные феномены маньеризма, барокко, классицизма. Барокко и классицизм: предпосылки формирования мировоззрения определенного типа, история возникновения стилевых систем, основные черты стилей. Ведущие темы и основные художественные средства. XIX век и развитие капиталистической индустриальной цивилизации. Рост промышленности. Расцвет классического естествознания, создание единой системы наук. Кризис культуры и его осмысление в философской, социально-политической и культурологической мысли Европы и России. Художественная культура в Западной Европе XIX в. Отражение процессов отчуждения личности в западноевропейском искусстве XIX века. Романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм. Модернизм как особое мировоззрение, «стиль жизни», период развития европейского искусства конца XIX – начала XX веков. Борьба творческой интеллигенции против академизма, техницизма, салонного искусства, индустрии зрелищ. Объединения свободных художников, разнообразие их программ и целей. Художественные течения и школы. Философско-эстетическое обоснование модернизма (интуитивизм А. Бергсона, ницшеанство, феноменология Э.Гуссерля, психоанализ З. Фрейда, экзистенциализм С. Кьеркегора, М.Хайдеггера и др.). Модернизм и мифотворчество. Феномены культуры ХХ века. Первая мировая война и революция в России: испытание общечеловеческих культурных ценностей. Демократия и тоталитаризм. Многообразие художественных концепций и направлений культуры первой половины ХХ в. Типологическая новизна организационных форм художественной культуры: средства массовой коммуникации и рождение новых форм художественного общения и творчества, новой аудитории. Дифференциация публики, возникновение субкультур: массовой, элитарной, официальной. Постмодернизм как историко-культурное явление второй половины XX века, специфика художественной культуры постмодернизма.
6.6 Россия и мир: диалог и конфликт культур Русский мир в контексте мировых цивилизаций. Становление русского самосознания, основные признаки русской культуры, подходы к определению этапов развития русской культуры. Культура Древней Руси. Язычество как феномен древнерусской культуры. Развитие древнерусской культуры, влияние византийской культурной матрицы. Государственность, связи с культурой Византии, крещение Руси, основные художественные достижения. Роль православия в развитии русской культуры. Двоеверие и его культурно-мировоззренческое содержание. Православный храм как модель вселенной. Синтез искусств в древнерусском храме. Русская икона, ее место в системе духовных ценностей и в жизни человека средневековья. Монастыри как культурные центры Руси. Российское Просвещение, его культурно-исторические особенности в сравнении с европейским Просвещением. Значение петровских преобразований для России и развития ее культуры. Образ Петра I в истории и произведениях искусства. Своеобразие русского барокко и рококо. Классицизм как стиль эпохи. Гуманистические искания русской культуры XIX века. Отечественная война 1812 года и национальное самосознание. Творчество А.С. Пушкина и «золотой век» русской литературы. Классицизм, сентиментализм, романтизм и реализм в русской художественной культуре. Товарищество передвижных художественных выставок. Становление национального пейзажа. Эволюция русской архитектуры: основные направления, стили и тенденции развития. Русская культура XIX – начала XX века: основные ценности, художественные достижения, особенности дворянской культуры. Западничество и славянофильство. Революционный радикализм интеллигенции. Художественная культура России рубежа XIX–XX вв. Поиски нового языка и стиля. Театральное искусство рубежа веков. Русский авангард как явление художественной культуры. Величайший расцвет поэзии «серебряного века» и ее значение в российской культуре. Культура России в ХХ веке. Советская и постсоветская культура: основные этапы развития и новообразования в культуре, роль искусства. Основные вехи развития художественной культуры советской эпохи. Социалистический реализм как идеология официального искусства советской России и социальный заказ. «Шестидесятники» в искусстве ХХ в. Художественная культура русского зарубежья. Постмодернизм в художественной культуре России конца ХХ века: диалог с Западом. Культура России на перепутье: современная социокультурная ситуация. Проблемы «евразийства» в современном мире. Культурная дихотомия «Россия и Запад»: проблемы взаимовосприятия и общения культур. 6.7 Уровни взаимодействия культур Взаимопроникновение и взаимообогащение культур. Аккультурация, ассимиляция и транскультурация. Процесс аккультурации как непосредственный контакт и взаимовлияние разных социокультурных систем, при которых происходят изменения в материальной и духовной культуре, осуществляется адаптация нововведений; результатом синтеза различных традиций может стать принципиально новая социокультурная реальность. Типовая модель исследования аккультурации Р. Редфилда, Р. Линтона, М. Херсковица: совокупность явлений, возникающих вследствие перманентного (постоянного, непрерывного) непосредственного контакта групп индивидов, обладающих разными культурами. Изменения в изначальных культурных паттернах одной из групп или их обеих как результат контакта. Группа, культурные паттерны которой претерпевают изменения, – группа-реципиент; источник новых культурных паттернов – группа-донор. Три основных типа реакции группы-реципиента на ситуацию культурного контакта: принятие (полное замещение старого культурного паттерна новым); адаптация (частичное изменение традиционного паттерна под влиянием культуры группы-донора); реакция (полное отторжение нового). Два противоположных типа аккультурации, по Р. Линтону: 1)свободное заимствование контактирующими культурами элементов друг друга, протекающее при отсутствии военно-политического господства одной группы над другой; 2)направляемое культурное изменение, при котором доминирующая в военном или политическом отношении группа проводит политику насильственной культурной ассимиляции подчиненной группы. Исследования «обратной аккультурации» (инверсии транскультурации) во второй половине ХХ века: анализ перехода представителей более престижной или господствующей культуры на позиции культуры «малой» (или подавленной): например, создание художественных произведений в контексте духовно-эстетического или языкового влияния «подчиненной» культуры («украинская школа» в литературе польского романтизма; литература на языке кеч
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.31.82 (0.014 с.) |