Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет культурологии, её место в системе наук о человеке, обществе и природе.↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предмет культурологии, её место в системе наук о человеке, обществе и природе. Культурология занимает фундаментальную позицию в системе гуманитарного образования. Дух гуманитарного единства человечества ярче всего раскрывается через историю культуры. Именно история мировой культуры, воссоздавая образ единого человечества, возрождает сегодня интерес к гуманитарным ценностям. Культурология восполняет собой отсутствие полноценного классического образования, являясь энциклопедией начальных сведений по мифологии, религии, истории науки, философии и искусства. Вместе с тем, она является пределом гуманитарного знания, поскольку изучает его предельное понятие – культуру. Ни одна другая категория современной науки не охватывает столь широкое разнообразие человеческих проявлений, как культура. Культурологию интересует бесчисленное многообразие культурных манифестаций: художественно-эстетических, духовных, научных, производственно-технических, этических, политических и бесконечное множество других аспектов. В этой связи особого внимания требует уяснение предмета культурологиикак научной гуманитарной дисциплины. Культурология изучает: Памятники культуры как предметные результаты материальной и духовной деятельности людей; Культурные аспекты различных областей общественной жизни (культура быта, эстетическая культура и пр.); Деятельностно реализованные силы и способности людей (умения, уровень постижения чего-либо, формы коммуникации, стереотипы культурного реагирования и т.д.); 4) факторы, управляющие развитием культурных интересов и формирующие потребности людей, закономерности культурных процессов, критерии оценивания действительности, критерии культуры; Динамику культуры (характер, обстоятельства, причины изменений, происходящих в человеческом обществе, стадии эволюции культурно-исторических процессов, этапы культурного развития во всемирно-историческом масштабе; Содержание социокультурной коммуникации (проблемы соотношения культур, культуры и цивилизации, прогнозирование социо-культурных взаимодействий). Как учебная дисциплина культурология включает в себя два смысловых блока: теоретический (концептуальный) и прикладной (исторический). В ходе освоения первого студенты знакомятся с основами теории культуры, главными школами, направлениями и концепциями в культурологии. В ходе освоения второго они изучат историю мировой и отечественной культуры. Концептуальная часть курса призвана сформировать представление о культуре как специфически человеческом способе жизнедеятельности и привить интерес к творческому осмыслению предмета как доступной студенту практической форме культурной активности. Преподавание прикладной культурологии имеет своей тактической целью воссоздание неких архетипов культуры каждой исторической эпохи. Они должны предельно ярко отражать процесс развития творческих сил человека, обогащения его личности в конкретно-исторической ретроспективе. В этой связи целесообразно в первую очередь обращаться к шедеврам художественной культуры как наиболее емко преломляющим в себе чисто человеческий творческий потенциал. Место культурологии в системе наук о человеке, обществе и природе Исследование культуры имеет глубокие корни и опирается на достижения конкретных наук, «эмпирических доноров», таких как, философия, социология, психология, лингвистика, археология, этнография, история, социология. Потребность в специальном межпредметном исследовании феномена культуры появилась только в XX веке в связи с плюрализацией его трактовки. Так возникла задача, разрешение которой стало предметом поиска культурологии: обнаружить за номинальным единством понятия «культура» его реальное содержание и выразить эту сущность научным языком. Своего полного решения эта основная проблема культурологии в настоящее время пока не получила. Наука о культуре находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов. Взгляд на неё как на самостоятельную научную дисциплину окончательно не утвердился. Структура современного культурологического знания. Признаки современной культуры: динамизм, эклектичность, многозначность, мозаичность, пестрота общей картины, полицентричность, разрыв ее структуры и целостной иерархии организации ее пространства. Развитие информационных технологий, утверждение СМИ формируют общественное мнение и общественный настрой. СМИ отражают внешнюю, потребительскую, бездуховную жизнь, создают определенные представления о мире, формируют разрушение традиционно ценимых качеств, обеспечивают эффект внушения. Современное общество называется информационным, т. к. информация обеспечивает в нем связь разных уровней и планов его существования и деятельности. Информационные процессы лежат в основе функционирования всех его систем. Развитие средств массовой коммуникации усилило качество массовости, придало ему определенные черты социокультурного феномена. Прибыль обеспечивается не через производство, а через обращение капитала, власть осуществляется путем специальных информационных операций, сама информация приобретает статус товара, становясь ценным объектом бизнеса. Постиндустриальная цивилизация – это цивилизация новых технологий. Средства коммуникации начинают не просто влиять на массы, но и производить их. Последние десятилетия развития современного общества привели к становлению феномена массового человека. Для феномена массового человека характерно: 1) человек массы представляет собой по численности большую группу, которая оказывает влияние на социокультурные процессы; 2) фактор объединения в массу обусловлен наличием информационного поля, воздействием СМИ; 3) современный массовый человек не ощущает какой-либо культурной недостаточности в плане уровня своего развития и т. д.; 4) массовый человек сегодня востребован современным укладом жизни и приспособлен к нему. Массовый человек – человек с массовым сознанием и в то же время индивидуалист. Человек воспринимает настоящую реальность посредством системы создания СМИ-мифов. Мифологизированность – характерная черта современной массовой культуры, пребывание в сфере мифов – характерная особенность жизни современного человека. Функции культуры. культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению. Исходя из этого, выделяют множество различных, но одновременно взаимосвязанных функций культуры: адаптационная функция. Благодаря культуре, применению ее норм, ценностей, образцов поведения каждый индивид и любое сообщество индивидов (семья, этнос, профессиональная группа и т.д.) приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей природной и социальной среды и к действиям других индивидов и групп; функция целеполагания помогает человеку сформулировать социально значимые цели и, руководствуясь существующими в обществе ценностями и нормами, а в случае необходимости, дополняя и перекрывая их новыми ценностями и нормами, достигать этих целей. человекотворческая (гуманистическая) функция состоит в развитии творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности; гносеологическая (познавательная) функция заключается в том, что культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека; кумулятивная функция направлена на накопление и сохранение опыта, полученного культурой в результате взаимодействия индивидов внутри культуры и взаимодействия с другими культурами; информационная функция заключается в трансляции социального опыта, что обеспечивает связь прошлого, настоящего и будущего; коммуникативная - функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания; ценностно-ориентационная, то есть культура задает определенную систему координат, своеобразную «карту жизненных ценностей», в которых существует и на которые ориентируется человек; нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека; интегрирующая функция обеспечивает целостность культуры, осознание данной целостности индивидами, принадлежащими к ней. Данная функция осуществляется за счет создания системы значений, ценностей и норм, которые выступают гарантом стабильности социальных систем; социализирующая функция культуры позволяет каждому индивиду, включенному в процесс восприятия и усвоения существующих в обществе ценностей и норм, формироваться как личность.
Культурная модернизация. Модернизация (от английского modern - современный) - изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям1. С точки зрения философов, изучающих данную проблему, сутью модернизации как особой формы развития является переход от традиционного общества к современному.
Традиционные общества является исторически первыми. Данный тип общества возник в глубокой древности, распространен он и сейчас. Это общество, воспроизводящие себя на основе традиции и имеющее источником легитимации активности прошлое, традиции, опыт. Традиционные общества отличаются от современных рядом особенностей:
- доминирование традиции над новацией;
- зависимость в организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений;
- цикличность развития;
- коллективистский характер общества и отсутствие выделенной персональности;
- авторитарный характер власти;
- предэкономический, прединдустриальный характер;
- отсутствие массового образования и др.
Современное общество по большинству ведущих признаков противоположно традиционному. Данный тип общества можно представить как систему следующих определяющих черт:
- преобладание инноваций над традицией;
- светский характер социальной жизни;
- поступательное (нециклическое) развитие;
- выделенная персональность;
- преимущественная ориентация на инструментальные ценности;
- демократическая система власти;
- индустриальный характер;
- массовое образование;
- активный деятельный психологический склад;
- предпочтение мировоззренческому знанию точных наук и технологий (техногенная цивилизация) и т.д.
Поскольку современные общества по существу противоположны традиционным обществам, то модернизация общества - это сложный, длительный и драматический процесс, который разными странами проходится по-разному в зависимости от исторической и культурной специфики данных стран.
Исторически первыми на путь модернизации встали западные страны, именно поэтому до середины XIX века модернизация понимается как вестернизация. М.Вебер, стремясь выявить духовные предпосылки современных социальных изменений, создает концепцию становления капитализма из духа протестантской этики. С точки зрения протестантизма, божественное предназначение человека заключается в честном, добросовестном выполнении им его обязанностей в мирской жизни. Поэтому богатство - показатель того, что человек добился успеха в своей земной жизни и тем самым выполнил предначертания бога. Богатство понималось как способ спасения души, а не как средство удовлетворения собственных желаний. Протестантизм воспитывал такие черты личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, ответственность. Таким образом, по М.Веберу, главным источником модернизации, является протестантская религия с ее особой этикой, системой ценностей.
Многие философы видят истоки западной ментальности (а следовательно, и модернизации) в античности, когда сформировался активный деятельный субъект, утверждающий себя в воздействии на внешний мир, рассматривающий весь мир как объект приложения своих знаний и сил. Этот тип человека и создал уникальную западную цивилизацию. А следовательно, эволюция Запада в направлении к современности была результатом последовательного воздействия античности, Ренессанса, Реформации и Просвещения, победы их принципов, которая не могла не состояться.
Путь западной цивилизации не был безоблачным.
В XX веке все чаще звучат идеи о кризисе, о «закате» европейской цивилизации. Причинами самокритики Запада были усиливающееся социально-политическое неравенство, классовая борьба, национализм, расизм, шовинизм, отчуждение человека, превращение его в придаток машины, дегуманизация общественной жизни, появление технологий массового уничтожения, отрицательные последствия научно-технического прогресса.
В XX веке возникают политические силы, предлагающие альтернативы западному пути и западным ценностям. Одной из таких сил был социализм, который можно рассматривать как отражение и порождение главных противоречий западного пути, а опыт строительства социализма в СССР как один из вариантов модернизации. Поскольку социализм отрицал основные ценности западной цивилизации: рынок, демократию, индивидуализм, то основной акцент в развитии общества был сделан на индустриализации. Такой тип модернизации как организации масс для индустриализации получил название догоняющей модернизации (Б.П.Вышеславцев).
Фундаментальными достижениями социалистической модернизации
были:
1) осуществление индустриализации и достижение других черт современности - массовое образование, развитие науки, урбанизация и пр.;
2) сохранение собственной культурной основы развития, а именно таких особенностей, как коллективизм, антирыночный подход, коммунистическая идеология, которая играла роль духовного фундамента социалистических преобразований;
3) идеал всесторонне-развитого, гармонического человека - идеал, несомненно, утопический, но все же инициировавший развитие образования, науки, культуры.
В 60-80-ые годы XX века в модернизационный процесс включаются страны Юго-Восточной Азии, сначала Япония, которая успешно конкурирует со странами Запада в экономической и технологической сфере, затем и другие страны этого региона. Специфика данной модернизации состоит в том, что она осуществлялась на собственной культурной основе. Страны Юго-Восточной Азии поняли, что на пути вестернизации их вряд ли ожидает успех, и в процессах модернизации стали опираться на собственные традиции. Таким образом, страны Азии реализуют совершенно новый путь развития, в основе которого лежит не индивидуализм, а коллективизм.
Такая модернизация имеет ряд положительных аспектов:
- - она не имеет предзаданной модели развития и использует уникальные особенности своей страны;
- - она избавляет страны от многих противоречий и духовных проблем, связанных с конфликтом традиционных и индивидуалистических ценностей.
Таким образом, существует несколько вариантов модернизации: вестернизация, догоняющая модернизация, модернизация на собственной культурной основе. Сегодня в мире утверждается идея многообразия путей модернизации: поскольку культура каждого народа уникальна и неповторима, то нет и не может быть универсальной модернизации, ее темпы, характер и последствия будут различными в разных странах. А следовательно, важнейшим фактором модернизации общества является его культура. Философия и культура. Культура – совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов.
По своему содержанию культура расслаивается на самые разные области и сферы:
– нравы и обычаи;
– язык и письменность;
– характер одежды, поселений, работы;
– постановка воспитания;
– экономика;
– военное дело;
– политическое и государственное устройство;
– наука;
– техника;
– искусство;
– религия;
– все формы проявления объективного духа. Слово «культура» как научный термин стало употребляться в эпоху Просвещения (со второй половины XVII в.).
В эпоху Просвещения термин «культура» трактовался с двух сторон:
– как способ возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправление пороков общества;
– как действительно существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, который обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Культура взаимосвязана с цивилизацией. Цивилизация – это все человечество в широком проявлении символических богатств. Культура – это достижение работы цивилизации, самое совершенное в которой – триумф человеческого. С точки зрения философии культура – это внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация – лишь внешняя материальная оболочка культуры.
Культура представляет собой средство и способ развития духовного начала в человеке, своей целью имея формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же дает людям средства существования, она направлена на удовлетворение их практических нужд.
Культура являет собой духовные ценности, достижения науки, философии, искусства, образования, а цивилизация – это степень развития общества с технологической, хозяйственной, социально-политической стороны.
Культура является отличительной особенностью человеческого образа жизни от животного, но при этом неся в себе не только позитивные, но и негативные, нежелательные проявления человеческой активности.
В философии под культурой понимается сфера информационного обеспечения общества. Культура в этом смысле является коллективным интеллектом, коллективным разумом, который формирует, накапливает и хранит социальную информацию, используемую человеком для преобразования окружающего мира и самого себя. Социальная информация кодируется с помощью созданных людьми знаковых средств. Важнейшим из знаковых средств является язык.
Люди отличаются от животных своим осмыслением действительности при помощи социальной информации. В социальной информации различают три основных типа смыслов: знания; ценности; регулятивы (правила действий).
Взаимосвязи между знаниями, ценностями и регу-лятивами определяют особенности:
– духовной культуры (мифологии, религии, искусства, философии);
– социальной культуры (нравственной, правовой, политической);
– технологической культуры (технической, научной, инженерной).
Все народы в процессе своего исторического развития создают свою национальную культуру. Но существуют и культурные универсалии – общие черты, которые характеризуют культуру как развивающийся во времени коллективный интеллект всего человечества в целом. Предмет культурологии, её место в системе наук о человеке, обществе и природе. Культурология занимает фундаментальную позицию в системе гуманитарного образования. Дух гуманитарного единства человечества ярче всего раскрывается через историю культуры. Именно история мировой культуры, воссоздавая образ единого человечества, возрождает сегодня интерес к гуманитарным ценностям. Культурология восполняет собой отсутствие полноценного классического образования, являясь энциклопедией начальных сведений по мифологии, религии, истории науки, философии и искусства. Вместе с тем, она является пределом гуманитарного знания, поскольку изучает его предельное понятие – культуру. Ни одна другая категория современной науки не охватывает столь широкое разнообразие человеческих проявлений, как культура. Культурологию интересует бесчисленное многообразие культурных манифестаций: художественно-эстетических, духовных, научных, производственно-технических, этических, политических и бесконечное множество других аспектов. В этой связи особого внимания требует уяснение предмета культурологиикак научной гуманитарной дисциплины. Культурология изучает: Памятники культуры как предметные результаты материальной и духовной деятельности людей; Культурные аспекты различных областей общественной жизни (культура быта, эстетическая культура и пр.); Деятельностно реализованные силы и способности людей (умения, уровень постижения чего-либо, формы коммуникации, стереотипы культурного реагирования и т.д.); 4) факторы, управляющие развитием культурных интересов и формирующие потребности людей, закономерности культурных процессов, критерии оценивания действительности, критерии культуры; Динамику культуры (характер, обстоятельства, причины изменений, происходящих в человеческом обществе, стадии эволюции культурно-исторических процессов, этапы культурного развития во всемирно-историческом масштабе; Содержание социокультурной коммуникации (проблемы соотношения культур, культуры и цивилизации, прогнозирование социо-культурных взаимодействий). Как учебная дисциплина культурология включает в себя два смысловых блока: теоретический (концептуальный) и прикладной (исторический). В ходе освоения первого студенты знакомятся с основами теории культуры, главными школами, направлениями и концепциями в культурологии. В ходе освоения второго они изучат историю мировой и отечественной культуры. Концептуальная часть курса призвана сформировать представление о культуре как специфически человеческом способе жизнедеятельности и привить интерес к творческому осмыслению предмета как доступной студенту практической форме культурной активности. Преподавание прикладной культурологии имеет своей тактической целью воссоздание неких архетипов культуры каждой исторической эпохи. Они должны предельно ярко отражать процесс развития творческих сил человека, обогащения его личности в конкретно-исторической ретроспективе. В этой связи целесообразно в первую очередь обращаться к шедеврам художественной культуры как наиболее емко преломляющим в себе чисто человеческий творческий потенциал. Место культурологии в системе наук о человеке, обществе и природе Исследование культуры имеет глубокие корни и опирается на достижения конкретных наук, «эмпирических доноров», таких как, философия, социология, психология, лингвистика, археология, этнография, история, социология. Потребность в специальном межпредметном исследовании феномена культуры появилась только в XX веке в связи с плюрализацией его трактовки. Так возникла задача, разрешение которой стало предметом поиска культурологии: обнаружить за номинальным единством понятия «культура» его реальное содержание и выразить эту сущность научным языком. Своего полного решения эта основная проблема культурологии в настоящее время пока не получила. Наука о культуре находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов. Взгляд на неё как на самостоятельную научную дисциплину окончательно не утвердился.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 630; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.10.200 (0.011 с.) |