Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цивилизация: понятие, виды, соотношение с понятием культура.

Поиск

Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в культурологии можно свести к двум основным традициям:

 

1. Англо-американская традиция:понятия "культура" и "цивилизация" выступают как синонимы, и между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. Ее сторонниками являются английский историк Арнольд Тойнби (1889 - 1975) и Самюэль Хантингтон.

 

В англо-американской традиции общие черты культуры и цивилизации фиксируют:

 

- явления одной сферы действительности – процессы общественной жизни;

 

- в эти понятия мы вкладываем позитивный содержательный смысл (человек культурный и человек цивилизованный);

 

- эти термины указывают на группы ценностей: социальные и культурные;

 

- уровень и культурности, и цивилизованности связан с историческим прогрессом общества.

 

2. Немецкая традиция: "культура" и "цивилизация" рассматриваются как две противоположности.Первым разграничил эти два понятия немецкий философ Иммануил Кант (1724 - 1804), позже, в начале XX в., его поддержали немецкие философы Освальд Шпенглер (1889 - 1936), Гюстав Зиммель, Герберт Маркузе (1898 - 1979). Сторонниками данной традиции являются философы России (Николай Данилевский, Николай Бердяев), Польши (М. Вебер), Испании.

 

Наиболее яркими примерами противопоставления культуры и цивилизации служат теория Освальда Шпенглера (1889 - 1936) и теория Н.Я. Данилевского.

 

Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»

 

Культура

 

1. Первична, имеет природное происхождение: человек.

 

2. Характеризует состояние духовной жизни общества и определяет внутренний стержень исторического развития человечества – его духовность.

 

3. Создает средства и способы для развития духовности (книги, знания, идеи).

 

4. Выражает аспект общественной жизни (уровень общественного развития в целом).

 

 

5. Выражает отношение к типу общества и миру в целом.

 

 

6. Культура вырабатывает ценностные ориентиры: образцы, коренные установки мышления и поведения.

 

 

В культуре важны творчество, самоценность, стремление к возвышенному идеалу.

 

Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое.

 

В ней все материальное служит духовному.

 

7. Стремление к новизне, самобытности, оригинальности, изменчивости, неповторимости и уникальности.

 

8. Культурным человека делает «внутренняя культура»личности – превращение достижений человеческой культуры в коренные установки мышления и поведения личности.

 

 

Культура– это мозг общества, она облагораживает и возвышает душу.

 

Культура – это духовные ценности:

 

 

Образование

 

 

Наука

 

 

Философия

 

 

Искусство

 

 

Для освоения человеком культурных достижений необходимо стремление понять их смысл, самостоятельные усилия мысли и духовного самосовершенствования

Цивилизация

 

1. Вторична, имеет социальное происхождение: общество.

 

2. Характеризует технологическое совершенство общества и определяет материальную оболочку культуру - ее техногенность.

 

 

3. Снабжает людей средствами существования (одежда, техника, жилище).

 

4. Выражает прогрессивность общественного развития (степень социально-политического развития общества).

 

5. Реализует определенный тип общества к конкретным историческим условиям.

 

6. Цивилизация предполагает усвоенность образцов, соблюдение норм и правил, инерционность, порядок и дисциплину.

 

 

В цивилизации важен стереотип.

 

Цивилизация - явление общее и повсюду повторяющееся

 

В ней все духовное служит материальному.

 

7. Стремление к всеобщности, универсальности, прагматизму, утилитаризму

 

 

8. Цивилизованный человек обладает лишь «внешней культурой», которая состоит в соблюдении норм и правил приличия, принятых в цивилизованном обществе. В цивилизованном человеке может скрываться дикарь, зверь, варвар, способный при случае преступить все законы общества.

 

Феномен современности – «цивилизованное бескультурье»

 

Цивилизация – это тело обществ, она обеспечивает комфорт для тела.

 

Цивилизация – это материальные ценности: компьютер, мобильный телефон, машина, плеер, видеокамера и т.д. - это степень технологического и социально-политического развития общества.

 

Для получения доставляемых цивилизацией благ не всегда обязательно понимать их смысл, пользоваться ими можно механически, не понимая принципов их устройства (бытовая техника, электроосвещение)

 

Вывод. Культура и цивилизация – это объективные явления. Культура выступает как совокупность духовных возможностей общества, а цивилизация - как совокупность условий для их реализации. Духовная элита общества через достижения современной цивилизации способна контролировать дальнейший прогресс человечества.

19. Формирование и развитие западной культуры: этапы и их характеристика.

Средние века (средневековье) – общепринятое обозначение перио- да всемирной истории, следующего за историей древнего мира и пред- шествующего новой истории. Понятие средних веков (лат. medium aevum, букв. - "средний век") появилось в XV - XVI вв. у итальянских историков-гуманистов (Ф.Бьондо и др.) и утвердилось в науке с XVIII в.

 

Культура средневековья является неотрывным и закономерным этапом мирового культурного развития, обладающим самобытным со-

 

держанием и оригинальным обликом.

 

Она глубоко противоречива, и эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры, в ходе которого человек постепен- но начинал обращаться к самому себе, а не только к Богу.

 

Основными достижениями средневековой культуры стали:

 

1. образование жизнеспособных наций и государств;

 

2. формирование современных европейских языков;

 

3. складывание историко-культурного единства Европы;

 

4. расширение горизонтов европейской культуры;

 

5. создание произведений искусства, достижение научных и техниче-

 

ских успехов, обогативших мировую культуру.

 

Хронологические рамки средневековья

 

Вопрос о хронологических рамках средних веков решается обще- ствоведами неоднозначно. Марксизм рассматривает средневековье как эпоху зарождения, развития и разложения феодализма, поэтому связы- вает его наступление с крушением рабовладельческой Римской импе- рии (476 г.), а завершение - с Английской буржуазной революцией (1640-50 гг.).

 

В специальной литературе приводятся и другие возможные даты начала эпохи. Это 315-325 гг. (Миланский эдикт, Никейский собор,

 

принятие Константином христианства); 395 г. (разделение Римской империи); 410 г. (захват Рима вестготами); 418 г. (основание первого варварского поселения на территории Италии); 455 г. (разгром Рима

 

вандалами); начало VI в. (христианизация варваров в ортодоксальном толковании); 800 г. (восстановление Западной империи Карлом Вели- ким).

 

В качестве возможных дат завершения эпохи называют 1490 г. (открытие Колумбом Нового Света); 1517-20 гг. (начало европейской

 

Реформации, распад христианского единства Европы); 1789-1815 гг. (распад феодализма во Франции).

 

Периодизация европейского средневековья

 

Согласно принятой в современной медиевистике периодизации выделяют:

 

1. Раннее средневековье (конец V – середина ХI вв). В V-VII вв.

 

варварские племена образовали королевства, которые постоянно вели войны друг с другом. Культура этого периода еще сильно от- стает от культур Византии и арабского Востока.

 

2. Зрелое (классическое, развитое, «высокое») средневековье (сер. ХI

 

– кон. ХV вв). Феодальный строй достиг наивысшего расцвета.

 

Создаются основные европейские государства (Англия, Франция,

 

Германия, Италия). Непрерывна череда войн, смут и восстаний. В XI-XIII вв. европейцы совершают ряд крестовых походов на Вос- ток. В культуре этого периода большую роль играет взаимодейст- вие, а иногда и борьба общеевропейского и национальных начал.

 

3. Позднее средневековье (ХVI – перв. пол. ХVП вв.). Создана высо- кая культура, творчески переосмыслившая античные традиции, ви- зантийские и исламские влияния. Это период разложения феода-

 

лизма, в недрах которого сложились буржуазные отношения, ха-

 

рактерные для Нового времени.

 

Основными условиями культурного развития средневековой Западной Европы были:

 

1. феодальная форма собственности, основанная на личной и по- земельной зависимости от землевладельцев, присваивающих себе труд земледельцев;

 

2. господство натурального хозяйства – самообеспечение, нераз- витость товарно-денежных отношений, отсутствие массового про- изводства;

 

3. жесткая сословно-иерархическая структура общества, прони-

 

занная сверху донизу сословной замкнутостью и отношениями вассального служения сеньору;

 

4. частые войны (восемь только наиболее крупных крестовых похо-

 

дов в XI-XIII вв.);

 

5. инквизиция, действовавшая с XIII в. как регулярный церковный суд;

 

6. эпидемии инфекционных заболеваний;

 

7. хроническое недоедание большинства населения (неурожаи не-

 

избежно приводили к голоду, повторявшемуся каждые три-четыре года).

 

Средняя продолжительность человеческой жизни составляла 40-

 

45 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Каждый третий ребенок не доживал до 15 лет – возраста совершеннолетия и вступления в брак,

 

менее четверти людей (в основном знать и монахи) доживали до 50 лет. Войны, болезни, голод постоянно уменьшали численность населения и вызывали у средневекового человека ощущение трагизма жизни.

 

Источники формирования культуры европейского

 

Средневековья

 

Принято различать внутренние и внешние источники формирова-

 

ния культуры европейского средневековья.

 

Собственно европейская культура родилась из слияния трех про-

 

тиворечивых внутренних начал:

 

• наследия античности,

 

• культуры варваров,

 

• традиций христианства.

 

В период становления средневековой культуры выкристаллизовы-

 

вается определенный тип духовной жизни западноевропейского обще-

 

ства, главная роль в которой начинает принадлежать христианской ре-

 

лигии и церкви.

 

Внешним фактором формирования культуры средневековой Ев-

 

ропы является воздействие на нее византийской и арабской культур.

 

Средневековая культура формировалась в регионе, где еще недав-

 

но находился центр мощной римской цивилизации и где продолжали существовать социальные отношения и культура, порожденные ею.

 

В основу средневековой системы образования легла школьная рим-

 

ская традиция, система "семи свободных искусств".

 

Огромную роль в формировании, становлении и развитии евро-

 

пейской средневековой культуры сыграл среднелатинский язык - язык церкви, государственного делопроизводства, международного обще- ния, образования.

 

Однако усвоение античного наследия осуществлялось не беспре- пятственно и не в широких масштабах. Борьба шла за то, чтобы сбе- речь лишь незначительную часть культурных ценностей и знаний

 

предшествующей эпохи. Но и это было чрезвычайно важно для станов- ления средневековой культуры, ибо составляло важную часть ее фун- дамента и таило в себе возможности творческого развития, которые и

 

были реализованы позднее.

 

Варварами древние греки и римляне называли чужеземцев (barbar

 

- звукоподражание непонятному чужому языку; иное толкование: лат. barba - борода). На протяжении всей античности основное содержание

 

этого термина заключалось в противопоставлении отсталых племен и

 

народностей "культурным" грекам и римлянам. Однако варвары имели свою самобытную культуру, оказавшую заметное влияние на культуру европейского средневековья.

 

У народов Западной и Северной Европы сложился героический эпос, заменивший им историю. Варвары обладали своеобразным виде- нием мира, чувством неотделимости от природы, нерасчлененности

 

мира людей и богов. Искусство варваров было, в основном, приклад- ным - различные орнаментальные украшения оружия, сбруи, утвари, одежды и т.п. с использованием драгоценных камней, перегородчатой

 

эмали, филиграни, - выполненные в "зверином стиле".

 

Германцы принесли с собой и систему нравственных ценностей, сформированных еще в недрах патриархально-родового строя, где осо- бое значение придавалось идеалам верности, воинского мужества с са- кральным отношением к военному предводителю, ритуалу. Все это на- ложило отпечаток на формирующуюся средневековую культуру.

20. Восточная культура: основные центры и религиозно-культурные традиции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.253.22 (0.009 с.)