Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цивилизация: понятие, виды, соотношение с понятием культура.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в культурологии можно свести к двум основным традициям:
1. Англо-американская традиция:понятия "культура" и "цивилизация" выступают как синонимы, и между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. Ее сторонниками являются английский историк Арнольд Тойнби (1889 - 1975) и Самюэль Хантингтон.
В англо-американской традиции общие черты культуры и цивилизации фиксируют:
- явления одной сферы действительности – процессы общественной жизни;
- в эти понятия мы вкладываем позитивный содержательный смысл (человек культурный и человек цивилизованный);
- эти термины указывают на группы ценностей: социальные и культурные;
- уровень и культурности, и цивилизованности связан с историческим прогрессом общества.
2. Немецкая традиция: "культура" и "цивилизация" рассматриваются как две противоположности.Первым разграничил эти два понятия немецкий философ Иммануил Кант (1724 - 1804), позже, в начале XX в., его поддержали немецкие философы Освальд Шпенглер (1889 - 1936), Гюстав Зиммель, Герберт Маркузе (1898 - 1979). Сторонниками данной традиции являются философы России (Николай Данилевский, Николай Бердяев), Польши (М. Вебер), Испании.
Наиболее яркими примерами противопоставления культуры и цивилизации служат теория Освальда Шпенглера (1889 - 1936) и теория Н.Я. Данилевского.
Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»
Культура
1. Первична, имеет природное происхождение: человек.
2. Характеризует состояние духовной жизни общества и определяет внутренний стержень исторического развития человечества – его духовность.
3. Создает средства и способы для развития духовности (книги, знания, идеи).
4. Выражает аспект общественной жизни (уровень общественного развития в целом).
5. Выражает отношение к типу общества и миру в целом.
6. Культура вырабатывает ценностные ориентиры: образцы, коренные установки мышления и поведения.
В культуре важны творчество, самоценность, стремление к возвышенному идеалу.
Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое.
В ней все материальное служит духовному.
7. Стремление к новизне, самобытности, оригинальности, изменчивости, неповторимости и уникальности.
8. Культурным человека делает «внутренняя культура»личности – превращение достижений человеческой культуры в коренные установки мышления и поведения личности.
Культура– это мозг общества, она облагораживает и возвышает душу.
Культура – это духовные ценности:
Образование
Наука
Философия
Искусство
Для освоения человеком культурных достижений необходимо стремление понять их смысл, самостоятельные усилия мысли и духовного самосовершенствования Цивилизация
1. Вторична, имеет социальное происхождение: общество.
2. Характеризует технологическое совершенство общества и определяет материальную оболочку культуру - ее техногенность.
3. Снабжает людей средствами существования (одежда, техника, жилище).
4. Выражает прогрессивность общественного развития (степень социально-политического развития общества).
5. Реализует определенный тип общества к конкретным историческим условиям.
6. Цивилизация предполагает усвоенность образцов, соблюдение норм и правил, инерционность, порядок и дисциплину.
В цивилизации важен стереотип.
Цивилизация - явление общее и повсюду повторяющееся
В ней все духовное служит материальному.
7. Стремление к всеобщности, универсальности, прагматизму, утилитаризму
8. Цивилизованный человек обладает лишь «внешней культурой», которая состоит в соблюдении норм и правил приличия, принятых в цивилизованном обществе. В цивилизованном человеке может скрываться дикарь, зверь, варвар, способный при случае преступить все законы общества.
Феномен современности – «цивилизованное бескультурье»
Цивилизация – это тело обществ, она обеспечивает комфорт для тела.
Цивилизация – это материальные ценности: компьютер, мобильный телефон, машина, плеер, видеокамера и т.д. - это степень технологического и социально-политического развития общества.
Для получения доставляемых цивилизацией благ не всегда обязательно понимать их смысл, пользоваться ими можно механически, не понимая принципов их устройства (бытовая техника, электроосвещение)
Вывод. Культура и цивилизация – это объективные явления. Культура выступает как совокупность духовных возможностей общества, а цивилизация - как совокупность условий для их реализации. Духовная элита общества через достижения современной цивилизации способна контролировать дальнейший прогресс человечества. 19. Формирование и развитие западной культуры: этапы и их характеристика. Средние века (средневековье) – общепринятое обозначение перио- да всемирной истории, следующего за историей древнего мира и пред- шествующего новой истории. Понятие средних веков (лат. medium aevum, букв. - "средний век") появилось в XV - XVI вв. у итальянских историков-гуманистов (Ф.Бьондо и др.) и утвердилось в науке с XVIII в.
Культура средневековья является неотрывным и закономерным этапом мирового культурного развития, обладающим самобытным со-
держанием и оригинальным обликом.
Она глубоко противоречива, и эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры, в ходе которого человек постепен- но начинал обращаться к самому себе, а не только к Богу.
Основными достижениями средневековой культуры стали:
1. образование жизнеспособных наций и государств;
2. формирование современных европейских языков;
3. складывание историко-культурного единства Европы;
4. расширение горизонтов европейской культуры;
5. создание произведений искусства, достижение научных и техниче-
ских успехов, обогативших мировую культуру.
Хронологические рамки средневековья
Вопрос о хронологических рамках средних веков решается обще- ствоведами неоднозначно. Марксизм рассматривает средневековье как эпоху зарождения, развития и разложения феодализма, поэтому связы- вает его наступление с крушением рабовладельческой Римской импе- рии (476 г.), а завершение - с Английской буржуазной революцией (1640-50 гг.).
В специальной литературе приводятся и другие возможные даты начала эпохи. Это 315-325 гг. (Миланский эдикт, Никейский собор,
принятие Константином христианства); 395 г. (разделение Римской империи); 410 г. (захват Рима вестготами); 418 г. (основание первого варварского поселения на территории Италии); 455 г. (разгром Рима
вандалами); начало VI в. (христианизация варваров в ортодоксальном толковании); 800 г. (восстановление Западной империи Карлом Вели- ким).
В качестве возможных дат завершения эпохи называют 1490 г. (открытие Колумбом Нового Света); 1517-20 гг. (начало европейской
Реформации, распад христианского единства Европы); 1789-1815 гг. (распад феодализма во Франции).
Периодизация европейского средневековья
Согласно принятой в современной медиевистике периодизации выделяют:
1. Раннее средневековье (конец V – середина ХI вв). В V-VII вв.
варварские племена образовали королевства, которые постоянно вели войны друг с другом. Культура этого периода еще сильно от- стает от культур Византии и арабского Востока.
2. Зрелое (классическое, развитое, «высокое») средневековье (сер. ХI
– кон. ХV вв). Феодальный строй достиг наивысшего расцвета.
Создаются основные европейские государства (Англия, Франция,
Германия, Италия). Непрерывна череда войн, смут и восстаний. В XI-XIII вв. европейцы совершают ряд крестовых походов на Вос- ток. В культуре этого периода большую роль играет взаимодейст- вие, а иногда и борьба общеевропейского и национальных начал.
3. Позднее средневековье (ХVI – перв. пол. ХVП вв.). Создана высо- кая культура, творчески переосмыслившая античные традиции, ви- зантийские и исламские влияния. Это период разложения феода-
лизма, в недрах которого сложились буржуазные отношения, ха-
рактерные для Нового времени.
Основными условиями культурного развития средневековой Западной Европы были:
1. феодальная форма собственности, основанная на личной и по- земельной зависимости от землевладельцев, присваивающих себе труд земледельцев;
2. господство натурального хозяйства – самообеспечение, нераз- витость товарно-денежных отношений, отсутствие массового про- изводства;
3. жесткая сословно-иерархическая структура общества, прони-
занная сверху донизу сословной замкнутостью и отношениями вассального служения сеньору;
4. частые войны (восемь только наиболее крупных крестовых похо-
дов в XI-XIII вв.);
5. инквизиция, действовавшая с XIII в. как регулярный церковный суд;
6. эпидемии инфекционных заболеваний;
7. хроническое недоедание большинства населения (неурожаи не-
избежно приводили к голоду, повторявшемуся каждые три-четыре года).
Средняя продолжительность человеческой жизни составляла 40-
45 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Каждый третий ребенок не доживал до 15 лет – возраста совершеннолетия и вступления в брак,
менее четверти людей (в основном знать и монахи) доживали до 50 лет. Войны, болезни, голод постоянно уменьшали численность населения и вызывали у средневекового человека ощущение трагизма жизни.
Источники формирования культуры европейского
Средневековья
Принято различать внутренние и внешние источники формирова-
ния культуры европейского средневековья.
Собственно европейская культура родилась из слияния трех про-
тиворечивых внутренних начал:
• наследия античности,
• культуры варваров,
• традиций христианства.
В период становления средневековой культуры выкристаллизовы-
вается определенный тип духовной жизни западноевропейского обще-
ства, главная роль в которой начинает принадлежать христианской ре-
лигии и церкви.
Внешним фактором формирования культуры средневековой Ев-
ропы является воздействие на нее византийской и арабской культур.
Средневековая культура формировалась в регионе, где еще недав-
но находился центр мощной римской цивилизации и где продолжали существовать социальные отношения и культура, порожденные ею.
В основу средневековой системы образования легла школьная рим-
ская традиция, система "семи свободных искусств".
Огромную роль в формировании, становлении и развитии евро-
пейской средневековой культуры сыграл среднелатинский язык - язык церкви, государственного делопроизводства, международного обще- ния, образования.
Однако усвоение античного наследия осуществлялось не беспре- пятственно и не в широких масштабах. Борьба шла за то, чтобы сбе- речь лишь незначительную часть культурных ценностей и знаний
предшествующей эпохи. Но и это было чрезвычайно важно для станов- ления средневековой культуры, ибо составляло важную часть ее фун- дамента и таило в себе возможности творческого развития, которые и
были реализованы позднее.
Варварами древние греки и римляне называли чужеземцев (barbar
- звукоподражание непонятному чужому языку; иное толкование: лат. barba - борода). На протяжении всей античности основное содержание
этого термина заключалось в противопоставлении отсталых племен и
народностей "культурным" грекам и римлянам. Однако варвары имели свою самобытную культуру, оказавшую заметное влияние на культуру европейского средневековья.
У народов Западной и Северной Европы сложился героический эпос, заменивший им историю. Варвары обладали своеобразным виде- нием мира, чувством неотделимости от природы, нерасчлененности
мира людей и богов. Искусство варваров было, в основном, приклад- ным - различные орнаментальные украшения оружия, сбруи, утвари, одежды и т.п. с использованием драгоценных камней, перегородчатой
эмали, филиграни, - выполненные в "зверином стиле".
Германцы принесли с собой и систему нравственных ценностей, сформированных еще в недрах патриархально-родового строя, где осо- бое значение придавалось идеалам верности, воинского мужества с са- кральным отношением к военному предводителю, ритуалу. Все это на- ложило отпечаток на формирующуюся средневековую культуру. 20. Восточная культура: основные центры и религиозно-культурные традиции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.253.22 (0.009 с.) |